![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ч,к и, IV, ИД1АЛИЗМ
Уплпа)2. ИД1АЛКАК 1ЛКОВОИ
Появление идеалов вызывает синергию; они сами — синергики различной мощности, побудители массовой деятельности, мотиваторы социальных изменений. Поэтому потенциал идеалов издревле был высоко оценен носителями власти для своего укрепления. Ведь если к физической силе и величию богатства добавить еще и владение идеалом, то власть усиливается многократно, она не только становится внешним принуждением по отношению к подвластным, но и проникает внутрь их душ, умов и воль. Некоторые идеологи — авторы или признанные толкователи идеалов — тоже соблазнялись возможностью укрепления своего идеала в массовом сознании традиционными средствами власти и взбирались на вершину социальной иерархии. Как порождается социальный идеал, откуда он происходит? • Во-первых, из мечты о будущем. Фольклор, наверное, любого народа создает немало образов возможного совершенства человеческой жизни вообще и человеческих отношений в частности. По разным странам всегда бродили фантазеры, которые проповедовали собственные или принятые ими идеалы. Это древнее занятие и сейчас чрезвычайно популярно. И по-прежнему оно становится профессией. • Во-вторых, из идеализации прошлого. Причем не только самого далекого, когда свидетелей несовершенств этого прошлого уже не осталось. После радикальных перемен всегда образуются какие-то группы массового сознания, которые начинают работать над идеалом самого ближайшего прошлого. • В-третьих, из религиозного вдохновения, полученного вследствие мистического явления одному или нескольким людям нового образа достойной жизни, не обремененной никакими страданиями. Другое дело, что путь к этому состоянию обычно связан с прохождением через страдания и огромные напряжения воли. Видимо, массовый человек не способен к безвозмездному восприятию божественного, и поэтому для него этот путь мотивирован вознаграждением: на Земле — исполнением некоторых заповедей и ритуалов, а после земной жизни — воплощением для него того самого идеала. • В-четвертых, из довольно простых силлогизмов, элементарных умозаключений, т.е. идеал становится как бы логически выводным. Например: если рабочие столь успешно трудятся на капиталистов, то они еще успешнее будут трудиться на себя; значит, предприятие нужно передать им в собственность. Или: назначаемые руководители не учитывают интересы подчиненных, населения, поскольку от них не зависят. Следовательно, если людям дать возможность избирать руководителей, то гармония между ними и властью будет обеспечена. • В-пятых, из заимствований чужого, часто далекого физически и культурно. Из желания подражать, воспроизвести у себя лучшую жизнь по образцу где-то реально существующей. При этом по законам идеализации этот образец очищается от любых изъянов, обременяющих образ совершенства. Идеалы обогащают жизнь, украшают, одухотворяют ее, возвышают мысли и моральные чувства. Они необходимы человечеству как векторы движения, как ценностные ориентиры совершенствования себя. Драмы и трагедии с идеалами начинаются тогда, когда из таких ориентиров и векторов они превращаются в цель. Желающие совершить с идеалами столь противоестественное для них прагматическое превращение появляются не столько даже из числа их авторов — социальных изобретателей, сколько среди носителей вторичных групп сознания — толкователей, сторонников, последователей. Именно они склонны переводить идеалы в программы действий и осуществлять эти программы. Но идеалы не выдерживают и соприкосновения с повседневностью. Она приводит к их извращению, приданию им обратных смыслов. Когда столь привлекательные, даже завораживающие образы конкретизируются в житейские правила, повседневность сопротивляется: она не создана для совершенства. И идеалисты поступают двояко: одни в ужасе шарахаются от результатов воплощения идеалов, спешат вернуть идеал на его недосягаемое место, другие же прибегают к силе для слома сопротивления и разгрома реальности. Осуществление идеала стало бы концом истории. Но история — бесконечна. Тогда как же привлекательные и полезные составляющие идеала довести до реализации? Неужели нет возможности? Она есть. Между идеалом и повседневностью два промежуточных элемента — идеологемы, т. е. прикладные ценности, и инноватика, т. е. инструментальные преобразования идеологем в нововведения. Например, если идеал — всеобщий Порядок, то его идеоло-гемой является законность, а нововведениями для реализации законности будут судебная, административная и другие реформы. Опытный читатель сразу заметит, что по мере прохождения через все эти стадии и формы от идеала не так уж много остается, слишком большие и разнообразные искажения — энтропики — вкрадываются на каждой стадии в движение от него. Такова неизбежная судьба идеала при приближении его к повседневности. Все, на что остается надеяться, — смысловые различия между всеми стадиями удастся сводить к минимуму. Связка идеологем и инноваций образует мост между идеализмом и утилитаризмом. Если идеал задает вектор движения, то все, что оттуда можно заимствовать, превращается в конкретные ценности, а затем и в нововведения. А все, что нельзя, — либо переносится в будущее, либо остается в недосягаемости. Искусство и история сформировали некоторые типовые варианты социальных идеалов. Вот примеры, на мой взгляд, чаще других появлявшиеся. Член» IV. ИДЕАЛИЗМ
— «Я — ваш идеал»: сравнительно безобидный вариант — Фома Фомич Опискин из «Села Степанчикова...» Ф. Достоевского. Правда, внедрив себя как идеал в местное микросообщество, он вполне довольствовался поклонением и содержанием. Но в современной политике есть гораздо более брутальное выражение такого типа идеала (Каддафи в Ливии, и даже пожестче его). — «Вы — идеал»: так обращались коммунисты к рабочему классу, а нацисты — к германской нации. — «Вперед, к идеалу» — так называемому светлому будущему. Ф. Искандер осмеял его под названием «цветная капуста», которую кроличий король бесконечно сулил своим подданным (как аналог коммунизма). — «Контридеал» — обращение к абсолютной альтернативе сущему, например: «справедливость», «всеобщий Порядок». — «От имени идеала»: наилучшая метафора — Великий Инквизитор в «Братьях Карамазовых», якобы передающий волю Христа. Выдвижение идеалов обычно сопровождается примитивной прагматикой, т. е. указанием на самые доступные способы их воплощения. Коль скоро мы в этой главе больше говорим в терминах патологий, то из такой прагматики можно назвать следующие варианты: — простые решения: «все поделить», «упразднить государство» и т.п.; — предельные обещания: «все будет у всех»; — личный пример: «я сумел — и вы со мной»; — другие хуже: «у нас трудности, но вокруг — сплошной ужас» (конечно, это сопровождается информационной изоляцией); — прямое насилие (для не понимающих своего счастья). Вся эта прагматика вполне сочетаема со всеми названными видами действий. К тому же действует и безотносительно к заявленным идеалам, но с ними она намного сильнее. Идеалы — величайшие соблазнители общества. Последнее бывает особенно падко до них, со страстью заглатывает какие-то из них в периоды разочарований, кризисов и цивилизационных поисков. Об этом — дальше.
|