![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коллектив человечества
Глобальные проекты, как известно, ориентированы на социальный объект предельных масштабов — на человечество как целое. Однако общепринятой концепции такого объекта еще нет, а между тем постановка и разрешение проблем его развития во многом зависят от определения этой ключевой категории. Очевидно, что данный объект может быть охарактеризован в нескольких аспектах. По-видимому, определение категории «человечество в целом» должно предполагать описание последнего как особой исторической общности, складывающейся особенно интенсивно в последние десятилетия по мере возрастания взаимосвязи между разными секторами населения земного шара. Такая общность качественно и количественно отлична от понятий «нация», «народ», «страна» и т. д. Целесообразным представляется и выделение естественно-биологического аспекта указанной общности, являющейся частью земной природы и дифференцирующейся внутри себя по расовым, половым, возрастным, генетическим и иным значимым признакам. Член. IV. ИД1АЛИЗМ Гпйнй 14. ИД1 АЛ МОРАЛЬНЫЙ
Особое значение здесь имеет социально-психологическое измерение феномена общечеловеческого сознания: структуры ценностей, норм, традиций, убеждений и т.д. Помимо перечисленных, необходимы также экономические, географические, социальные и иные характеристики для постановки вопроса о возможности рассмотрения человечества как субъекта решения, т. е. вопроса о том, в каком смысле можно говорить об интересах, целях, воле всего человечества. Ясно поэтому, что без четкого социального анализа его реальных интересов, различных социальных систем и их реальных перспектив эти вопросы не могут быть решены. Понятно, что такой обширный и сложный социальный объект нуждается в расчленении, типологии его подсистем и элементного состава. Пока нет сколько-нибудь согласованной процедуры декомпозиции человечества, и чаще всего ее сводят к регионализации по разнообразным основаниям. Какое же решение этих проблем давалось в докладах Римскому клубу? Собственно говоря, как специальные методологические задачи они и не рассматривались. Понятие «человечество» приводилось как интуитивно ясное, и никакого строгого содержания в него не вкладывалось. Сравнительно большое внимание уделяется разделению мира на части, впрочем, тоже без специального методологического обоснования. Уже в ранних моделях глобального развития была показана необходимость учитывать неоднородность мира. Но в докладе Я. Тинбергена «Перестройка мирового порядка»1 по этому поводу лишь воспроизводились стереотипы сознания некоторых политических кругов западных и развивающихся стран с примесью маоистской фразеологии. В самом деле, в нем проводилось разделение мира на два аморфных блока «бедных» и «богатых», в первом из которых вообще не обнаруживалось значимых различий, а во втором разница между «рыночными» и «центрально-планируемыми» странами понимается как сугубо организационно-экономическая, без должного учета идеологических и социальных отличий и противоречий того времени. Ведь несомненно, что по ряду определяющих признаков сходство между некоторыми странами, согласно докладу, попадающими в разные миры, оказывалось большим, чем различия между ними, а дифференциация внутри «третьего мира» зашла слишком далеко, чтобы о ней можно было умолчать в разработках глобальных проблем современности. Да и вообще проблема типологии стран вряд ли может быть исчерпана простой регионализацией. Несколько дальше в этом вопросе пошел в своем докладе «Цели для человечества»2 Э. Ласло. Большую часть его труда занимали два «атласа целей»: 1 Лап ТтЪег^еп а. о. Яезпартд (пе 1п(егпасюпа1 Огдег. А КероП: ю *пе С1иЬ о( Коте. N. V., 1976. 2 Егап Ьазг1о е1 а1. Соа1з (от Мапктс!. А Керогс со *пе С1иЬ оГ Яоте оп 1пе №ш Нопгопз о( С1оЬа1 национальных и региональных, а также наднациональных и транснациональных, пересекающих границы государств. Оба атласа не представляли собой социологического исследования, выполненного методами, скажем, анкетирования или контент-анализа. Скорее они были построены по стандартам квалифицированной журналистики, умело препарирующей тексты речей, статей, лозунгов, данных исследований общественного мнения. Вот, например, цели Канады: до Второй мировой войны авторы считают характерной для нее преимущественную ориентацию на скорый экономический рост, но в послевоенный период в официально провозглашенных целях канадского общества произошли перемены. Наряду с чисто экономическими стали называться более широкие социальные цели: занятость, стабильность, выравнивание доходов. Потом кризис в экономике, в особенности нехватка и угроза исчерпания ресурсов и экологической катастрофы, внесли новый мотив, наиболее четко выраженный в лозунге Научного совета Канады: «от общества потребления к обществу сохранения» (с. II)1. Такая постановка вопроса предполагала возможность сдерживания экономического роста ддя уравновешивания производства и среды обитания. Подобные тенденции авторы обнаруживают в целях и других развитых стран. Что же касается развивающихся стран и регионов, то здесь выделялось стремление их к национальной интеграции, преодолению нищеты в противоречивом сочетании с местными культурными традициями. В «атласе целей» бросается в глаза отсутствие единой методики анализа для всех стран. Применительно к одним приводились сложные классификации целей по степени общности (главная цель, базовые цели, задачи), по отношению к другим цели дифференцировались по их носителям — социальным группам, в третьем случае без всякой систематизации кратко упоминались какие-либо правительственные мероприятия. Отсюда — чрезвычайно малая сопоставимость результатов, нестрогость характеристик, полученных в разных измерениях. Надо сказать также, что группа Э. Ласло не обошлась все же без регионализации. Но хотя последняя была проведена отнюдь не по Я. Тинбергену (на «богатых — бедных»), преимущества ее не менее сомнительны (например, деление стран на англо- и франкоязычные).
|