![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постыдный эгоизм богатых
Рассмотрим теперь, как в представлении участников Римского клуба выглядит сложившаяся в мире ситуация, как они оценивали основные противоречия в нем, а также причины, их обусловившие. Что вообще можно назвать проблемой для человечества? Каковы правила ее выдвижения и постановки? С этого должен начинаться любой научный анализ состояния человечества, отсюда должны вытекать и формулировки путей его дальнейшего развития. Между тем в Римском клубе к методологии своих проектов интереса не проявляли. Видимо, источником вычленения проблем служили общественное мнение, сложившиеся представления и взгляды каких-то социальных кругов, которым симпатизировали сами лидеры данных проектов. Поэтому и возникли противоположные, во многом несовместимые позиции. Логика проекта, разработанного группой Я. Тинбергена, такова: состояние человечества характеризуется вопиющим неравенством в развитии разных его частей, что, во-первых, несправедливо, во-вторых, чревато опасностью глобального конфликта, поэтому нищета, царящая в известных регионах, — это общая проблема человечества, и решение ее должно идти главным образом по пути перестройки отношений между странами мира. Во всех сферах отмечалось нетерпимое более неравенство между «бедными» и «богатыми» нациями. Под таким углом зрения авторы пытались рассмотреть «все элементы благосостояния человечества как материального, так и нематериального характера: от потребительских товаров до принципов справедливости, равенства участия и свободы» (с. 6). Члсть IV. ИДЕАЛИМ Гланд М. ИДГ А Л МОРАЛЬНЫЙ
Перед читателем разворачивается мрачная картина тяжкой нищеты большинства людей и нездоровых тенденций в развитии мира. Итак, по Я. Тинбергену, основной порок мирового порядка — неравенство «бедных» и «богатых» наций. Необходимость и неизбежность перемен встали на повестку дня. Изменились экономические условия в мире, особенно заметно выросла всеобщая взаимозависимость стран от промышленного, энергетического и сельскохозяйственного обмена. Многие высокоразвитые страны существуют только на привозном сырье. А «эффект ОПЕК»1 распространился далеко за пределы так называемых отношений «Север — Юг». Уже никто не может укрыться на «островках процветания». «Третий мир» стучится в двери: иммиграция, терроризм, угроза иностранным инвестициям... По-иному представляла себе проблемы нашего времени группа исследователей под руководством Э. Ласло. Как бы полемизируя с первыми работами Римского клуба, авторы доклада «Цели для человечества» провозглашали: «критические границы, противостоящие человечеству, — не физические, а человеческие» (с. 258). Эти «внутренние границы», проявлялись в узости интересов, недальновидности планирования, недостаточной ответственности за глобальные процессы, все еще характерные для поведения жителей Земли. Мировому сообществу пора перейти к постановке и достижению долгосрочных, глобально ответственнг> 1Х целей. И когда человечество их осознает и примет, перед ним откроются новые горизонты, а именно большая справедливость и гуманизм, удовлетворение потребностей и самообеспечение народов. Но выход к названным горизонтам требует реформы существующих способов мышления и планирования, неуклонного и скорейшего движения всего человечества к мировой солидарности — главной из всех глобальных целей. За всю свою историю люди накопили немалые резервы для расширения и даже преодоления «внутренних границ». Как видно из «атласа целей», в сознании большинства людей развиты уважение и стремление к объединению, взаимопомощи и т. д.
|