![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Через внутренние границы
Вместе с тем, как уже отмечалось, доклад «Цели для человечества» содержал и транснациональный срез так называемых «внутренних границ человечества», показывающий цели основных международных организаций (ООН, МОТ), мультинациональных корпораций, Всемирного совета церквей и Римской католической церкви. Утверждалось, что все они эволюционируют в сторону большей ответственности за судьбы мира в целом. 1 Указываются страницы соответствующих докладов. Ч.К11, IV. ИДСАЛИШ Глднл И. ИД1 Л Л МОРАЛЬНЫЙ
Значительный материал в поддержку такой уверенности дает, по мнению авторов доклада, анализ основных мировых религий и традиционных верований. Универсалистские элементы довольно сильно представлены в иудаизме, христианстве, исламе, индуизме, буддизме, китайской традиции, африканских верованиях. В каждом случае авторы делали упор именно на ин-тегративные, «вселенские» ориентации этих религий. Читатель видит панораму древних учений, которые действительно удерживают еще значительные позиции в разных обществах и игнорирование которых было бы ошибкой. Можно, конечно, посетовать на некоторую неполноту картины, например на отсутствие оценки роли новых течений в христианстве, особенно евангелических направлений, существенно обновивших христианскую этику. Но гораздо важнее отметить односторонность приведенного анализа. Авторы явно цензурируют свои выводы, выдвигая на первый план желаемые признаки и приглушая противоположные. Ведь хорошо известно, какую роль сыграли религии в разделении человечества. Да и сейчас религиозные распри служат прикрытием многих конфликтов на Земле. Но моральная заданностъ анализа уводила авторов от противоречий мира в сторону его гармонии. И еще один срез массового сознания предлагали авторы доклада, еще один способ раздвинуть «внутренние границы» человечества. Речь идет об идеологиях. Вот, например, либерализм: его традиционная враждебность к государству и управлению стала сменяться все большим признанием важности общественных систем, без которых индивиды не могут достигнуть своих целей. Теперь неограниченная свобода людей может оказаться опасной для них самих, ибо слишком взаимосвязанным стал мир. Именно тогда появилась концепция «оптимальной свободы», призывающая к ответственности индивидов и групп за последствия, которые могут иметь их действия для других. А это, по мысли авторов доклада, как раз тот вклад в дело мировой солидарности, который делает честь современному либерализму. Экспертов группы Ласло заинтересовал и некий «марксистский социализм», представленный в одной строке именами Маркса, Ленина, Мао. В заслугу так понимаемому «марксистскому социализму» ставилось стремление к равенству всех людей, независимо от нации и пола, и к упразднению эксплуатации. Наконец, последний пласт современного сознания — так называемые альтернативные культуры. «Думай по-новому, вернись назад» — таков был лозунг одной студенческой выставки в Цюрихе. Человек не должен быть эксплуататором природы и грабителем потомков. Поворот от гигантизма в организациях и потребностях к умеренности и бережливости в небольших коммунах («малое — это прекрасно») — важный вклад в общечеловеческие ценности. Сельские коммуны (в Голландии, Уэльсе, Южной Франции) создавали бывшие горожане, пытавшиеся доказать возможность безбедной жизни на основе безвредной для среды технологии, солнечной и ветровой энергии, совместного равного труда. Городские молодежные коммуны (которых только в ФРГ тогда было свыше тысячи) строились на уравнительных, анти-иерархических принципах, иногда с чисто экономическими или религиозными целями, но «дух солидарности» всегда господствовал в них. Парадоксально, но антииндустриальная направленность альтернативных культур получила новый импульс благодаря величайшему техническому достижению века — выходу в космос, откуда Земля выглядит неким слабым очагом жизни в холодном пространстве. И вот такие построения поддерживались всем смыслом доклада, хотя справедливо отмечались экстремизм, извращения и другие опасные для общества проявления подобных субкультур. Итак, методологическая проблема анализа глобального развития — разработка концепции человечества — оставалась нерешенной в обоих докладах. Авторы прибегли в основном к описательному фиксированию тех или иных частных особенностей человечества по ограниченным схемам, давая лишь его смутный образ. А это прямо сказалось и на постановке ими основных проблем современного им мира.
|