Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы и структура урока.
1.
| Организационный момент. Эмоциональный настрой.
|
| | 2.
| Повторение пройденного. Актуализация знаний
|
| Отгадайте загадку. Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец?
– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки? – Вспомните, кого выловил Емеля в проруби? Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?
|
|
| 3.
| Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
|
| – Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).
– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».
| 4.
| Ведение нового звука
|
| На доске картинка щуки
– Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук. – Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:
а) как произносим звук, протяжно или отрывисто; б) как располагаются видимые органы речи, как проходит воздух; в) что слышите при произношении: шум или шум с голосом; г) какой звук слышите после [щ] с слове щука? Но как произносим [щ]?
– Дайте короткую характеристику звука. – Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий квадраты).– Составим схему в тетради и на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой). – Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов? Подумайте. – Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ). – Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.
1. Согласный звук 3 слога, 2. Гласный звук 2 слога, 3. Добавим новый звук.
– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)
– Составим схему слова лещ в тетради.
– Найдите место нового звука в схеме и поставьте под условным обозначением звука точку. – Каким условным знаком обозначили [щ] в слове щука? А в слове лещ? – Как произносится этот звук в начале и в конце слов? (Мягко). – Дайте уточненную характеристику [щ]. (Звук [щ] – согласный, звонкий, всегда мягкий).
|
| 1. Звуковая разминка. Скороговорка. Заучивание. Проговаривание.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
2. Правильно произноси звук [щ'] в чистоговорке:
Ща-ща-ща - мы домой несем леща.
Щу-щу-щу - очень рада я лещу.
3. Работа по картинкам. В каких словах спрятался звук [щ']? Учитель показывает детям картинки, они называют слова с данными звуками. Выделяют звуки и определяют их место в слове: щавель, щи, борщ, плащ, площадка.
4. Звуковой анализ слова щетка: определение количества и последовательности звуков в слове, их характеристика, выделение звука [щ']. Составление звуковой схемы слов. Где находится звук [щ']? В начале слова. Учащимся предлагается назвать слова со звуком [щ'] в середине и конце слова {площадка, плащ) и составить с двумя словами их звуковые схемы. К какой группе звуков относится звук [щ']? К согласным, мягким. Где может стоять этот звук в слове? В начале слова, в середине и конце слова.
5. Упражнение в распознавании звука [щ'] в словах: если услышишь звук - хлопни в ладоши: щенок, роща, чаща, щетка, сапоги, часы, шишки, щука, щегол.
|
| Динамическая пауза
|
| Дифференциация звуков [ш] – [щ]
– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку. – Что вы делаете, когда клюет рыба? – Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку.
Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.
– Посчитайте, сколько слов вы выудили. – А какие еще слова вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова). – Какой еще шипящий звук встретился в словах? – Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику.
Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит, А [щ] прерваться спешит.Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть, А [щ] спешит улизнуть.
| 5.
| Звукобуквенный анализ
|
| – Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. (Ведро с буквамиш, щи ведро с буквами гласных звуков).– Какой из этих букв обозначимзвук [щ]? – Как называется эта буква? (ща). – В какую часть замка поселим новую букву? Объясните. Аналог ленты букв. – На что похожа эта буква?
(Собственные высказывания детей).
– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ).
Хватать, глотать умеют щуки, Другой не нужно им науки.
– Что вам напоминает этот рисунок? – Сравним с печатной буквой Щ? – Из каких элементов состоит печатная буква Щ?
– Напечатайте эту букву в тетради по образцу.
Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов
На доске карточки с буквами ш и щ.
– На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?
Ш и Щ – родные сестры, Но у Щесть хвостик острый.
– Заглянем во второе ведро. Что в нем? (Буквы гласных звуков.) – Назовите буквы. (А, И, Е, У, Ё, Я, О, Ю, Ы) – Алфавит – это одна дружная семья. Но со всеми ли буквами дружит Ш и Щ? – Составим слоги и прочитаем их.(На доске составляет ученик из магнитных букв слоги, остальные дети печатают их в тетради).
ША ШИ ШЕ ШЁ ШО ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО
– Какие буквы гласных звуков вы не использовали? Объясните, почему? – Прочитайте правила на написание сочетаний ЧА-ЩА, ШИ-ЖИ, ЧУ-ЩУ.
|
| Динамическая пауза.
| 6.
| Письмо
|
| 1. Сравнивание печатной и письменной букв Щщ, Щщ, они выставляются на наборном полотне, сравниваются между собой: что общего, в чем отличие?
2. Знакомство с письменными буквами: строчная щ и прописная Щ. Учитель дает образец написания буквы щ и особенности ее соединения с другими буквами. Буква щ прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Безотрывное письмо строчной буквы щ.
3. Безотрывное письмо заглавной буквы Щ: обводка буквы, письмо по образцу.
4. Работа по переводу печатного текста в письменный.
5. Работа по правописанию ща-щу. Повторение правила правописания: Пиши ща-щу с буквами А и У! Повторение правописания ча-чу.
Составление слов с ща-щу, их запись в тетради: щавечь, щука, тащу, пища.
Запись слов под диктовку учителя с ча-ща, чу-щу.
| 7.
| Чтение
|
| 1. Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой. Прочитать слог - назвать слово с данным слогом: ща-щавель, щу-щука, щё-щётка, ящ-ящик, ще-щенок.
2. Чтение слогов и слов в столбиках, см. «Букварь».
3. Игра «Соотнеси слово и рисунок». На доске размещены картинки и слова: щука, ящик, щётка, щенок. Задание: прочти слово - найди картинку.
4. Чтение текста «Щука». Объясни, о ком и о чем ты узнал из текста? Найди слова с буквой Щ.
5. Чтение в «Спутнике»: слоги, слова, предложения.
Развитие связной речи
1.Слово о Щелкунчике - победителе мышиного короля и девочке Мари по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».Знаешь ли ты, что однажды папа девочки Мари принес ей новогоднюю игрушку Щелкунчика, который умел отлично щелкать орехи, так как у него были крепкие белые зубы. Мари игрушка очень понравилась. А когда в доме все улеглись спить, раздался топот и писк множества мышей. Их вел мышиный король. Вот тогда-то Щелкунчик мужественно и вступил в бой с мышиным войском. Любовь и преданность Мари помогли Щелкунчику победить мышиного короля.
2.Составление рассказа по картинкам к сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
| 8.
| Рефлексия
|
| Что было интересным на уроке?
А что вызвало затруднения?
Что новое узнали?
Какие новые слова сумели прочитать?
Кому понравилось читать слова с изученными буквами?
С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука. – Назовите известные вам шипящие звуки. – Чем отличается [ш] от [щ]?
|
Щука
Лещ
Грамота 1-3-19-20
Дата «___»________ 20___г Класс 1-«__»
Тема урока: Звуки [Ф] [Ф`] и буквы Фф.
Цели урока:
1.
| Обогатить словарный запас по теме «Птицы»; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
| 2.
| Развить связную речь, работать над развитием речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха, воспитывать интерес к чтению; закрепить знания о правописании заглавной буквы
| 3.
| Воспитывать стремление в получении новых знаний, самостоятельность, настойчивость
|
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Структура урока: модульная
Оборудование, наглядность, ТСО: букварь, прописи, «Спутник букваря». разрезная азбука. слоговая таблица для чтения. фишки для звукового анализа.
|