Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От автора. Получив очередной заказ на художественную организацию ка-
Получив очередной заказ на художественную организацию ка- кого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива, дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, от- крытие художественной выставки или торгового центра, профес- сионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, не- смотря на многолетний опыт работы по организации и проведе- нию разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожида- ние чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с дру- гой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важ- ности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать - что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинствен- ную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище. Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто. Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний, ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пере- смотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее не- известными людьми, которые за это время станут хорошими знако- мыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй при- дётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откро- ется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», что- бы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что помо- жет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится наружу, то, о чём не можешь не поведать людям. Опыт по организации театрализованных представлений и праз- дников показывает, что всегда процесс создания очередного сцена- рия проходит по-разному. Иногда сразу созревает сценарный ход всего представления, иногда ясно представляешь себе кульмина- цию своего будущего спектакля, порой слышишь музыку, которая не даёт покоя или видишь световое решение, цветовую гамму буду- щего действа, пространственное решение всего праздника, или от- дельную мизансцену. А порой чувствуешь общий темпо-ритм или стиль сценического действия, который становится во главе всей дальнейшей работы и помогает выстроить весь материал в едином ключе. Иногда, уже на первом этапе работы над очередным празд- ничным действом, неожиданно возникает режиссёрское решение церемонии награждения или минуты Памяти, рождаются приёмы активизации аудитории. Или неожиданно, в процессе изучения или анализа сценарного материала, рождается трюк - сюрприз, кото- рый может взбудоражить зрителя своей неожиданностью, но умес- тностью та изюминка, которая поможет донести до зрителя то глав- ное, что хочешь сказать, то, ради чего будешь создавать очередное действо. А зачастую приходится долго раздумывать над темой те- атрализованного представления, выявлением проблемы, которая будет интересна не только автору, но и тем, кому она адресована, с кем хочешь поделиться своими мыслями и взглядами, болью и ра- достью, кого хочешь вызвать на диалог или заставить задуматься о насущном, о том, что сегодня не даёт покоя, о том, что поможет сделать нашу жизнь лучше, полнее, интереснее. Творческий процесс работы над сценарием театрализованно- го действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изу- чив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и развиться природные способности человека, только труд (практи- ка) может выработать и накопить действенную силу вдохновения, раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82). Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что «пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован, дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда, на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно ска- зать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, зна- ния высшей математики не требуются: составил последовательность номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, до- бавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов. Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шля- пе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти. Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь ре- жиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку те- атрализованного представления или любого другого театрализован- ного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмот- ря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сде- лать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки. А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выпол- нять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (на- пример: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том, какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повели- чать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероп- риятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочет- ся сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов», которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего творческого потенциала и профессиональных навыков». Создание и проведение массового театрализованного действа, которое требует собственной драматургии, созданной на конкрет- ном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетра- диционной сценической площадки, - дело сложное. Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-ре- жиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)? Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны, иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть сме- лым, активным, напористым в стремлении к достижению цели. Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительно- сти, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равно- душному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным, близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профес- сии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными ка- чествами, должны характеризовать личность сценариста. И, ко- нечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, вообра- жения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая лю- дям добра, мира, благополучия, вести их за собой через создан- ные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в тра- диционных церемониальных, игровых и других действах, не за- бывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц» писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режис- сёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы. Характер художественно-творческой деятельности будущих выпускников специальности «Режиссура театрализованных пред- ставлений и праздников» предъявляет высокие требования к их профессиональной подготовке — знаниям, умениям, навыкам, спо- собностям, общему кругозору, уровню культуры. Высококвалифицированный специалист должен уметь своим творчеством воздействовать на решение важных проблем совре- менности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со време- нем, чувствуя его ритм и характер. Исходным моментом творчества режиссёра является создание сценария, все части которого должны быть подчинены закону сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии точного отбора и умелой организации разноименного сценарного материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное дей- ство и придать ему эстетическую и педагогическую ценность. Творческий процесс работы над сценарием предполагает не только овладение «технологией» создания сценариев, но и требу- ет общего и профессионального развития личности студента, спо- собного выразить свою гражданскую позицию. Логическое и художественное мышление, чувства гармонии, пропорциональности, целостности в восприятии произведений искусств, окружающей действительности, гражданская позиция, владение монтажным методом создания динамичной структуры театрализованных действ — вот тот фундамент, на котором зиж- дется мастерство сценариста. В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссё- ров театрализованных представлений и праздников на особеннос- ти сценарного творчества, выявляем разновидности современных праздничных программ и их основные характеристики, рассмат- риваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем об- щие и специфические особенности драматургии театрализован- ных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания художественного замысла известных произведений литературы и искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созда- нию сценариев театрализованных представлений. Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды извест- ных талантливых литераторов, художников, исследователей, теат- ральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных представлений и праздников. Так, основные характеристики сущности драматургии как ос- новы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к иссле- дованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Заха- вы Ь.5; ^ Ершова П.М., Митты А., Осовцева С.М., Поламишева A.M., Поля^я м.Я., Товстоногова Г.А. Значительную pi^ B осмыслении и раскрытии специфичес- ких особенностей искусстве, -театрализованных представлений и праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г. Проследить закономерности творческого процесса автору по- могли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С., Шклов- ского Е.А., Шорохова Е.В. Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над созданием драматургии театрализованных представлений и праз- дников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И. Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Создан- ная им методика работы над сценарием легла в основу авторского анализа этапов творческого процесса создания сценариев театра- лизованных представлений и праздников. В изложении материала автору помог изученный и проанали- зированный им имеющийся опыт творческой деятельности извес- тных режиссёров театрализованных представлений и праздников, педагогов, коллег. Работая над пособием, автор опирался на собственный много- летний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений и праздников», личную творческую практику по созданию сценари- ев, организации и проведению различных театрализованных пред- ставлений и праздников в институте, городе и области на различ- ных сценических площадках. В настоящем пособии автор систематизировал собранный и изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и особенные черты сценарной драматургии и последовательно про- следить творческий процесс создания сценариев театрализован- ных действ. Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим режиссёрам театрализованных представлений и праздников - по- стичь все сложности сценарного творчества, что является важной составляющей их профессиональной деятельности.
|