Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Праздничных программ
Вся наша жизнь сопровождается множеством событий лично- го, коллективного и общественного характера, которые вызывают праздничное настроение, желание встретиться с друзьями, род- ственниками, сослуживцами или просто оказаться в праздничной толпе знакомых и незнакомых нам людей. В праздничный день нам хочется полюбоваться праздничной фиестой или салютом, послушать выступления известных политиков, писателей, худож- ников, принять участие в шуточных соревнованиях, конкурсах, потанцевать, послушать музыку, посмотреть на заезжих или мест- ных артистов, пообщаться с интересными людьми, спеть хором под гитару, побродить по праздничным улицам. Хорошо или не очень, но эти праздничные события сегодня художественно орга- низованы. Масштаб праздничного действа, место проведения, форма, жанр и, соответственно, используемые средства вырази- тельности зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого со- бытия. Немаловажную роль здесь играют потребности аудитории, Для которой организуется праздничное событие, объём имеющих- ся финансовых средств, количество и уровень исполнительского мастерства творческих коллективов, которые могут быть задей- ствованы в театрализованном представлении, а также талант, нрав- ственные и гражданские позиции устроителей данного праздника. Анализ практики художественной организации праздничных событий выявил, что каждая программа имеет свой набор сценар- ного материала и разную степень участия в программе зрительс- кой аудитории. В результате выделяем следующую разновидность современных праздничных программ: - игровые; - развлекательно-игровые; - зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные; - информационно-развлекательные; - конкурсные; - зрелищные; - художественные и литературно-художественные; - документально-художественные; - документально-публицистические; — церемониально-обрядовые; - комплексные программы. Данная разновидность программ предложена исходя из сце- нарного материала, который преобладает в той или иной програм- ме, а также степени участия в праздничном действе присутствую- щей аудитории. Остановимся на каждой программе отдельно. Так, игровые программы создаются на основе различных игровых форм: игр, игр-аттракционов, викторин, загадок, лотерей, конкурсов, аукционов, эстафет и т.д. Наряду с игровыми форма- ми, здесь используется и художественный материал: поэзия, про- за, музыка, хореография, пластика и другие виды литературы и искусств, которые органично «вплетаются» в развивающееся дей- ство. Обязательное условие организации таких программ - акти- визация аудитории. Здесь нет зрителей - все являются участника- ми программы. Само название развлекательно-игровых программ говорит о том, что их сценарии создаются на основе различных развлече- ний и игровых форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады, голо- воломки, викторины, состязания и многое другое, что позволяет аудитории самовыразиться, испытать и показать себя, выявить и продемонстрировать свои способности и возможности. И, конеч- но же, здесь также не обойтись без использования имеющегося многообразия художественного материала, который будет способ- ствовать созданию необходимой атмосферы развивающегося дей- ства, непринуждённого общения, самодеятельного творчества и активного отдыха собравшихся людей. Сценарии игровых и раз- влекательно-игровых программ представляют собой художествен- но организованную программу действий аудитории. Несмотря на то, что само действие участников любой програм- мы являет собой зрелище, в отличие от двух предыдущих про- грамм, зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные програм- мы, помимо игровых форм (первая - и развлечений, включая и игровые формы - вторая), имеют в своей основе концертные но- мера различных жанров. То есть сценарии данных программ пред- ставляют собой синтез игрового и художественного материала - в первом случае и синтез различного рода развлечений, игровых форм и художественного материала - во втором случае, в одина- ковой степени, в равных пропорциях. Здесь аудитория является не только прямым участником предложенных программой форм дей- ствия, но и активным зрителем, сопереживающим происходяще- му, что способствует удовлетворению и формированию более ши- рокого спектра её потребностей. Информационно-развлекательные программы выстраива- ются на основе документального материала, развлечений и игро- вых форм. Художественный материал может использоваться как равный среди вышеназванного основного сценарного материала, так и выполняющий вспомогательную функцию для эмоциональ- ного воздействия на аудиторию или создания условий для актив- ного отдыха Информационный материал такого рода программ не Должен быть тяжёлым для восприятия и преобладать над развле- кательно-игровыми формами. Идеальным является тот вариант, когда в программе игровые и развлекательные формы помогают Донесению информации до аудитории и способствуют его осмыс- лению. Структуру конкурсных программ составляют самые разно- образные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообраз- ности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным материалом, могут быть различные игровые формы, а также худо- жественный материал. Степень использования художественного материала и разнообразия игровых форм определяется принципа- ми организации сценарного материала и разновидностью конкур- сной программы. Степень активности аудитории здесь неодина- кова. Одни являются прямыми участниками действия, другие — зрителями, активно им сопереживающими. В основе сценариев зрелищных программ может лежать толь- ко художественный материал во всём его многообразии. Сцена- рии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе синтеза художественного и документального материала. И тот, и другой материал может быть использован в равной степени, а мо- жет преобладать один из названных видов сценарного материала. Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и испол- нителей, хотя каждый сценарий данной разновидности програм- мирует в определённой степени активизацию аудитории. Зрелищ- ные программы отличаются разнообразием средств сценарной и режиссёрской выразительности, многожанровостью, неординар- ностью подачи и лёгкостью восприятия сценарного материала. Художественные и литературно-художественные програм- мы выстраиваются на основе художественного материала и пред- полагают деление на зрителей и исполнителей. Вместе с тем, ис- ходя из принципов организации сценариев таких программ сте- пень активизации аудитории может быть разной. Одновременно в одной программе, сценарным материалом художественных про- грамм могут быть все разновидности искусства, и все они могут выступать здесь на равных, или один вид искусства может преоб- ладать над другим. Сценарным материалом художественной про- граммы может выступать и какой-то один вид искусства и цен- ность её от этого не снизится. Литературно-художественная про- грамма требует в равном соотношении литературного и художе- ственного материала, возможно и преобладание литературного материала. Если мы наблюдаем обратное, то тогда программа бу- дет художественной. Названные программы могут раскрывать различные темы, поднимать проблемы, волнующие современного человека, восприятие таких программ требует подготовленного зрителя, способного воспринимать произведения искусства, уме- ющего думать, анализировать. Документально-художественные программы в своей осно- ве содержат документальный материал. Художественный матери- ал является вторичным в процессе работы над созданием данной программы, хотя он может быть в сценарии такой программы в преимуществе, так как документальный, местный материал тре- бует образного решения. Местный материал в отдельных програм- мах такого вида может являться основным, а в других программах не использоваться вообще. Также в документально-художествен- ных программах обстоит дело и с активизацией аудитории. В од- них программах она максимальна, в других лишь на уровне сопе- реживания. Документально-публицистические программы требуют максимальной активизации аудитории. Сценарным материалом здесь является документальный и местный материал. В центре внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив, группа или же какой то жизненный факт, общественно значимое событие, которое волнует конкретную аудиторию. Художествен- ный материал здесь несёт вспомогательную функцию, несмотря на то, что иногда преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организа- ции сценарного материала. Сценарии церемониально-обрядовых программ в одном слу- чае в основе своей содержат документальный местный материал. Как и в документально-публицистических программах здесь сце- нарий выстраивается вокруг конкретных людей, в центре развива- ющегося действия находятся реальные герои. В другом случае в основе сценариев лежат традиционные церемониально-обрядовые Действа конкретной местности, коллектива, семьи. Однако и те и Другие программы предусматривают максимальную активность аудитории и проведение различных церемониально-обрядовых действ. Здесь обязательно использование художественного мате- риала, в одном случае как вспомогательного материала, в другом случае художественный материал может лечь в основу сценарно- го замысла, когда речь идёт о народных праздниках и обрядах. Комплексные программы могут вбирать в себя весь выше- названный сценарный материал: документальный, публицистичес- кий, местный, художественный, фольклорный. В комплексных формах широко используются церемониально-обрядовые действа, различные игровые формы, конкурсы, развлечения. Комплексные программы представляют собой сложную систему, состоящую из многообразия перечисленных выше программ, которые и являют- ся их составляющими. Так, одна комплексная программа может вбирать в себя документально-художественную программу, зре- лищную, конкурсную, церемониально-обрядовую, игровую, раз- влекательную и др. Выстраивание сценариев комплексных про- грамм основывается на широкой организации деятельности учас- тников праздничного действа и использовании всего многообра- зия средств идейно-эмоциональной и иносказательной выразитель- ности. В связи с драматургическими принципами организации сце- нарного материала каждый вид программы имеет свои внутрен- ние разновидности. Так, программы могут быть: дивертисмент- ными, тематическими, сюжетно-тематическими и театрали-
|