Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Систему.
Великий реформатор театра выделяет два плана структуры драмы: «план внешней структуры» и «план внутренней струк- туры». Размышляя о действии в драме, он предлагает различать две его составляющие: внешнее действие (интрига) и внутрен- нее, которое он называет «душевным действием». Согласно С. Эйзенштейну, драматическое действие также представляет со- бой сложное явление. Он выделяет в драме «видимую часть со- держания» - внешнее действие и скрытую от непосредственно- го наблюдения, но вполне доступную анализу «подводную жизнь». Внешнему проявлению действенной структуры драмы, его событийной цепи, звенья которой как бы раскрывают внут- реннюю сущность каждой пьесы, способствует интрига, пред- ложенная драматургом. В связи с этим действие драмы зачастую отождествляют с интригой. Вместе с тем, действие, по утверж- дению М.Я. Полякова, - это «субстанция драмы», существую- щая во времени, пространстве и движении. В свою очередь, инт- рига представляет собой эмпирическое выражение сюжета. «В категорию действия, - по мнению М.Я. Полякова, - входит не только набор событийных элементов, но, прежде всего, мотивы деятельности. Пересечение деятельных установок персонажей и их осуществление является основой сложной цепи драмы. Центр драматического мира - действующий человек и его предметная и речевая деятельность» (50, 83). Говоря о структуре драматургического произведения, наряду с внешней цепочкой событий, которую представляют собой ос- новные элементы композиции, мы должны говорить о важности и необходимости развития в драме исторически определённого сюжета, о сути и функциях которого мы говорили выше. Вместе с тем, Поляков акцентирует наше внимание на таком понятии, как канва пьесы (Станиславский), характеризуя его как надсюжет- ное, надхарактерное, надсловесное явление, которое даёт нам возможность понять внутреннее, подлинное драматическое со- держание пьесы, создающее её особую атмосферу. Канва - поня- тие более органическое и глубокое, а также более специфическое для драмы, нежели сюжет, характер и т.д. М.Я. Поляков выдвигает на первый план следующие уровни драмы: действие, сюжет-канва, персонажи, время, простран- ство. По его утверждению, каждый из этих уровней приобретает своё значение только в сочетании с другими. «Художественная концепция текста драмы, - заключает М.Я. Поляков, - реализуется во времени и пространстве, в контексте образов через слово (контекст слов), интонацию (ритм), движе- • В театре драма становится «видимой» с помощью режиссёра, ТеРа, живописи, света, музыки и т.д. Происходит процесс ове- в пространстве того, что витало лишь во времени» (Мейерхольд)» (50, 80). 65 Вместе с тем, на какой бы план мы ни относили бы компози- цию, необходимо помнить, что при своевольном отношении к объективно существующим универсальным композиционным за- кономерностям нельзя создать общепонятного произведения, оп- равдывающего одну из важнейших функций искусства - служить средством общения между людьми. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое драма? 2. Что представляет собой идейно-тематическое единство драма- тургического произведения? 3. Что отличает драму от других родов литературы? 4. Что такое действие? 5. Что представляет собой драматургический конфликт? 6. Какова структура драматургического произведения? 7. Какую роль в структуре драматургического произведения игра- ет финал? 8. В чём отличие сюжета от фабулы? 9. Каковы функции и законы композиции? 10. В чём отличие интриги от действия пьесы? 11. На какие уровни драмы обращает наше внимание М.Я. Поля- ков? Литература: 1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М: Просвеще- ние, 1979. 2. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998 3. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. -М., 1969. 4. Осовцов С.М. Драматургия и театр в системе искусств: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 148 с. 5. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ- лений. - М.: Сов. Россия, 1988.
|