Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театрализованных представлений и праздников.
Специфичность сценарной драматургии проявляется и в выс- траивании конфликта, так как не всегда., развитие конфликта про' исходит здесь через сюжет, когда конфликтность возникает в ре' зультате действия и противодействия противоборствующих сил> как в театральной драматургии. В сценариях театрализованных представлений конфликт чаще всего проявляется через мон- тажное столкновение сценарного материала. Здесь предпола- гается не развитие сюжета или раскрытие характеров, а разви- тие мысли, движение ее к определенному обобщающему выводу. Понять, выявить и выстроить это движение бывает непросто. Если в театральной драматургии мы наблюдаем поступательное дви- жение событий, где действие «вытягивается по прямой», то в те- атрализованных представлениях оно выстраивается, скорее, «по спирали», и каждая «монтажная единица» является ее самостоя- тельным кольцом. Здесь все одновременно развивающиеся собы- тия устремлены по вертикально восходящей линии к вершине спи- рали, то есть к его основной смысловой кульминации. Монтаж - это художественный метод соединения разно- жанрового материала. «При помощи монтажа можно конструи- ровать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощуще- ния эпохи, мира, времени, человека, человечества», — говорил М. Ромм. В связи с этим монтажное построение художественного произведения можно обнаружить и в литературе, и в живописи, и в кинемотогрофе и в других видах искусства. Использование мон- тажа, правда, реже всего, мы можем наблюдать и в театральной драматургии. На монтажное выстраивание композиции в драма- тургических произведениях наше внимание обращает С.М. Осов- цев, выделяя два типа композиции: замкнутую и открытую. И в подтверждение своего тезиса приводит высказывание из трактата Е. Хализева: «Творчество Чехова убеждает, что традиционное един- ство действия в драме необязательно, что существуют два типа сюжетно-композиционного единства драматических произведений. Первый основан на замкнутом узле событий, находящихся в при- чинно-следственных связях между собой. Второй тип единства создается эмоционально-смысловыми сопоставлениями судеб, характеров, событий, высказываний, деталей. Здесь художествен- * мышление автора воплощается в активной, во многом незави- -имой от развивающегося действия, монтажной композиции....» ' 125). Таким образом, замкнутая композиция стремится к нству действия, её можно назвать центростремительной. Она тяготеет к концентрации времени и пространства. Открытая ком- позиция, наоборот, сопротивляется концентрации времени и про- странства, стремится к жизнеподобной полноте и непринужден- ности, работает как бы на разрыв действия. Такое построение ком- позиции по её конструкции называют центробежной. Ярким примером открытой композиции может служить пьеса Владимира Маяковского «Мистерия-буфф», местом действия ко- торой автор обозначил всю Вселенную: ад, рай, землю обетован- ную. Время действия в пьесе не ограничено, - оно бесконечно. В связи с этим автору пришлось включить в число действующих лиц особого Вестника, который и докладывал зрителям, где и когда происходит действие. Таким образом, в «Мистерии-буфф» В. Ма- яковский предложил нам монтажное выстраивание композиции, что позволило ему быть свободнее в изложении поднимаемых про- блем и ярче выразить свою авторскую концепцию. Открытую ком- позицию можно наблюдать и в пьесе Всеволода Вишневского «Пер- вая конная». Говоря о монтажном построении композиции, мы не можем не сказать об эпическом театре знаменитого немецкого драматур- га и режиссера, реформатора сценического искусства Б. Брехта. Здесь, в отличие от традиционного театра, иначе именуемого ари- стотелевским, предыдущая сцена непосредственно не обусловли- вает последующую, а чисто сюжетно является независимой. Так, реализуя принцип параллельности, а не последовательности, они соотносятся проблемно-тематически. Говоря иначе, концентричес- кое, центростремительное развитие событий уступает место мон- тажному, центробежному. Таким образом, рассуждая о монтаж- ном соединении материала в сценариях театрализованных пред- ставлений, мы можем говорить о центробежной конструкции сценарной драматургии, стремящейся к жизнеподобной полноте и непринужденности, так как именно открытая композиция ха- рактерна для драматургии театрализованных представлений и праздников. Характер сценарной драматургии близок эпическому театру - театру мысли, обращённому к интеллекту зрителя, апел- лирующего больше к разуму, нежели к чувству. Ратуя за монтаж- ную конструкцию драматургии, Б. Брехт отстаивал её раскован- ность, неограниченные возможности философских обобщений и глубинных ассоциаций, заключающихся в ней. «Монтаж позволя- ет превратить внутреннюю скрытую связь реальных явлений в связь обнажённую, ясно видимую, непосредственно воспринима- емую без объяснений» (71, 119)3десь важно мыслить не плавно развивающимся непрерывным действием, а последовательностью отдельных, самостоятельных эпизодов, номеров, блоков, соеди- няя их в единую монтажную структуру по принципу резкого и неожиданного сопоставления, контраста. Творческий монтаж сце- нарного материала даёт возможность переброске действия из од- ного времени в другое, одной эпохи, времени суток, места дей- ствия в другие, что создает динамику развивающегося действия, мобильность, возможности мгновенного переключения зрительс- кого внимания с одного объекта на другой. В связи с этим конфликт в драматургии театрализованных пред- ставлений, особенно в драматургии массовых праздников, тяготе- ющих к широким обобщениям, -это не всегда столкновение анта- гонистических сил: он может выражаться в преодолении трудно- стей, препятствий или осуществлении тех или иных положитель- ных целей, в столкновении человека с окружающей средой. Здесь, как правило, сценарист не стремится выстроить взаимоотноше- ния характеров действующих лиц, а идёт по пути концентрации, насыщения материала, связанного с показом и отражением тех или иных жизненных противоречий. «Концентрация используемого в сценарии материала, намерен- ное порой придание ему драматизма позволяет говорить о постро- ении в сценарии, используя выражение Белинского, драматичес- кой коллизии, то есть такого стечения обстоятельств, которое не может не вызвать движения либо путём переплетения и столкно- вения разностных подходов к оценке того или иного события или явления, либо в результате монтажа каких-либо конкретных мате- риалов или концертных номеров» (13). Монтаж сближает драматургию театрализованных представ- лений с поэтическим искусством. «Монтажное сопоставление раз- 1Ичньк произведений, частей образует драматургический диалог Гем и обобщенных образов. Диалогичность эта несет черты конф- ликта, являясь действенным фактором монтажной структуры. Множество тем и событий в сценарии театрализованного пред- ставления сливаются, образуя как бы мозаику», - пишет Г. Лит- винцева. Монтаж, позволяя управлять временем по своему усмот- рению, сближает театрализованные представления и праздники, как и кинематограф не с драматургическим искусством, а с эпи- ческим. Для драматургии театрализованных представлений харак- терна раскованность действия. Здесь возможно рассредоточение действия во времени и пространстве, и это не повредит иллюзии натуральности или жизнеподобию. Таким образом, конфликт в театрализованных представле- ниях строится как по законам драмы, так и по законам сценар- ной драматургии, то есть монтажным методом, что происхо- дит гораздо чаще. Во втором случае выявление конфликта и глав- ной мысли требует от читателя и зрителя определенных усилий. Однако мы должны помнить, что прежде всего «режиссёр должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителя мысли, нужные современности», о чём го- ворил К.С. Станиславский (23, 42). Как видим, монтаж находится в прямой связи с гражданской позицией автора, его идейно-худо- жественными устремлениями. Монтаж - это волевое выделение смысла, заложенного в произведении, а смысл надо искать в гар- моническом развитии целого, а не отдельно взятых частностей. Итак, создание целостного в монтажной структуре сцена- рия театрализованного представления происходит не в ходе пос- ледовательно развивающихся событий, а по внутренним связям отдельных явлений, событий, следуя логическим или психологи- ческим закономерностям их объединения. При помощи монтажа в сценариях театрализованных представлений порой воедино собра- ны и смело подчинены авторской мысли столь различные понятия и явления, что происходит рождение совершенно нового смысла. И мы по-новому открываем для себя, по-новому воспринимаем и оцениваем давно известные нам вещи. Поэтому конфликт здесь развивается не как борьба между двумя или несколькими группи- ровками действующих лиц, возникшая в результате вставшего на пути контрдействия, а возникает в соединении разнородного, ра3' ложанрового материала, так как само монтажное соединение кон- фликтно по своей сути и вызывает появление противоборствую- щих сил. При монтажном соединении различного сценарного ма- териала, которое происходит под ракурсом авторского отношения к поднимаемой проблеме, материал соединяется таким образом, что ощущается движение мысли, развитие авторской идеи театра- лизованного представления. При смысловом монтаже внутренняя логическая связь действия обнаруживается как в любом компо- ненте, так и в целостной «сборке» всего произведения. Смысл зави- сит от соотношения, столкновения друг с другом кусков, от их сцеп- ки, создающей в сопоставлении новое качество самих кусков. Конфликт здесь выглядит как борьба с определёнными труд- ностями, вставшими на пути какого-то конкретного человека, кол- лектива или целого народа, борьба взглядов, идей, целей. Таким образом, сценарий театрализованного действа представляет собой некую диалогичность различных тем и жанровых разно- видностей, которая несёт в себе черты внутренней конфликтно- сти. Композиция становится одним из главных средств, с помо- щью которого и, главным образом, через которое, создаётся конф- ликтная ситуация. В сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берёт на себя роль главного организатора художественно-документального мате- риала, её функция становится определяющей. Именно поэтому в процессе создания литературного сценария важнейшим момен- том творчества является монтаж материала, его компози- ционное решение. В настоящее время, в связи с повышением ин- теллектуального и культурного уровня людей, такое построение сценарной драматургии можно наблюдать чаще, так как восприя- тие монтажного соединения материала требует образованного зри- геля, который бы сумел проследить авторскую мысль, который Умеет мыслить, анализировать и делать самостоятельные выводы. ^ если обратиться к театрализованному представлению, кото- )е с°стоялось 13 августа 2004 года на стадионе в Афинах в день ТкРытия 28 Олимпиады, то мы увидим, что в развивающемся 'аздничном действе нет прямого конфликта. Конфликт развива- 1 через разнообразные приёмы монтажа сценарного материа- ла. Здесь автор опирается на просвещённость аудитории, на зна- ния ею истории, культуры не только Греции, но и всего человече- ства, на знания ею мифов, легенд, историй, общепринятых симво- лов, знаков и т.п., а вместе с этим — на понимание того смысла, который вбирает в себя каждый символ, каждая деталь, каждый сценарно-режиссёрский штрих, акцент. Автор убеждён в том, что аудитория понимает, какие трудности, преграды стояли на пути тех достижений, тех открытий в развитии культуры, цивилизации, человеческого разума, о которых он заявляет в задуманном им те- атрализованном действе. Он надеется, что зрители, воспринимая тот или иной знак, символ как результат деяний разума или рук человека, в своём воображении должны представить, увидеть, до- мыслить те трудности, те противоречия, которые были преодоле- ны личностью, страной, человечеством, чтобы сделать шаг навстре- чу своей мечте, своему открытию, достижению, увидят ту борьбу, в результате которой человечества шагнуло ещё на один шаг впе- рёд. В связи с этим конфликт здесь развивается стремительно, в результате смены одного символа другим. Он практически начи- нает развиваться с появления Кентавра с копьём, величественно шествующего по берегу озера, которое возникло в центре стадио- на. А кентавры, как известно, являются олицетворением грубых варваров, противников греческой цивилизации и развития, побеж- дённых впоследствии знаменитыми греческими героями. Хотя из мифов нам известно, что один кентавр, мудрый Хирон, сумел по- бедить свои животные инстинкты и почти сравнялся по своим ка- чествам с людьми и стал музыкантом, гимнастом, хорошим стрел- ком, прорицателем и искусным врачом. Он воспитал многих зна- менитых героев, таких как Ахиллес, Язон, Кастор и др. Далее, в ходе развития действия театрализованного представления, мы ви- дим мраморную голову в руках актрисы, которая читает стихи о связи греков с историей человечества. Вдруг высоко в центре ста- диона появилась медленно спускающаяся мраморная фигура, ко- торая раскалывается на наших глазах на несколько частей, эле- ментов, при этом, рассказывая нам посредством символов о пер- вых шагах в развитии человечества, начиная с IV века до нашей эры. Затем осколки (части) этой единой скульптуры превращают' ся в многогранные видеомониторы, которые способствуют разви- тию авторской мысли: мы разные, но все мы очень красивые, нас много, но все мы - одна семья, и мы многого можем достичь! За- тем, опустившись ниже над водой, эти осколки становятся подоб- ны планетам солнечной системы. В это время из-под воды подни- мается символ земли — куб, по нему шагает человек, который во что бы то ни стало пытается удержаться на нём, несмотря на то, что куб вертится. Затем осколки скульптуры опускаются ещё ниже, и сейчас, они подобно островам, окружают землю-куб. Далее по- является бог любви Эрос. На берегу молодая пара влюблённых. Затем проходит целая процессия оживших фресок, скульптур - таким образом показан путь становления греческой культуры, спорта. Показано развитие культуры Греции с древности, от пер- вой Олимпиады и до современности. Здесь, параллельно движу- щейся процессии, на берегу озера появляются брат и сестра: Апол- лон — покровитель муз и Афина — покровительница Греции и 28 олимпийских игр. Бог Эрос вручает цветок Афине. Он присутству- ет на протяжении всего действа, так как везде и во всём помогает людям, наделяя их любовью. А любовь, в свою очередь, помогает в преодолении всех преград и трудностей, стоящих на их пути. Затем, как результат любви на берегу озера появляется беремен- ная женщина, поддерживающая руками светящийся живот - сим- вол зарождения, символ начала жизни. Мы видим Млечный путь над озером. В руках у зрителей - зажжённые фонарики-звёзды. Женщина-мать направляется в озеро, все участники процессии следуют за ней. Вдруг среди звёзд над женщиной- матерью возни- кает спираль ДНК - символ достижения человеческого разума, свидетельствующий о возможности прочитать человека, передать ему лучшие качества. Сколько сил, энергии, времени было потра- чено учёными разных стран на преодоление трудностей, возни- кавших в процессе изучения генетики. И снова бьют барабаны. Осколки скульптуры-острова подни- маются вверх, направляясь к центру озера, которое на глазах у зри- геля мелеет и высыхает, а в центре стадиона появляется Оливко- > е Дерево - символ греческой демократии - ещё одно завоевание Реков. Начинается парад делегаций - участниц Олимпиады 2004 9! года, после которого был зажжён огонь 28 Олимпийских игр и провозглашено открытие Олимпийских спортивных состязаний в столице Греции - Афинах. Так, посредством знаков, символов, деталей, за которыми боль- шой труд, огромные усилия и суровая борьба не только греческо- го народа, но и народов всего мира, происходило развитие конф- ликта театрализованного представления, разворачившегося перед аудиторией на стадионе в Афинах. На глазах зрителей, за отведён- ное время, прошла смена достижений греческого народа, всего человечества, его разума, его деяний. Многоплановость, многоголосие тем и мотивов сценариев те- атрализованных представлений создают некую партитуру, подоб- ную музыкальной. Как видим, характер драматургии театрализо- ванных представлений ближе к музыкальной драматургии, неже- ли к театральной, а ещё напоминает «пластическую драматургию» монументальной фрески, на что обращает наше внимание И. Ша- роев. Чаще всего в основу конфликта таких массовых действ ло- жится крупная политическая или социальная проблема, высокая по своему звучанию идея. Например, идея утверждения общече- ловеческих ценностей, здорового образа жизни, торжества мира и дружбы, солидарности и братства, единства и согласия и т.п. Таким образом, для сценарной драматургии театрализован- ных представлений и праздников характерны полифоничность, многоплановость и монументальность, которые проявляют-
|