Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Представлениях обычно перерастает в финал, который несет
особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентриро- ванном виде, подчеркивает живую связь времен, связь поколений и т.д. Поэтому не случайно, когда мы говорим о финале, то имеем в виду не просто конец художественного произведения, а выража- емое им художественное разрешение конфликта. «Гегель полагал, что в финале все конфликтные противоречия должны быть устранены и восстановлена гармония, что на ран- них этапах развития литературы действительно было характерно и имело миросозерцательное значение. Благополучный финал в той же сказке обладал магическим свойством, подчеркивал силы Рода, защищающие человека, и силы добра, восстанавливающие попранную справедливость» (79, 361). Поэтому с финалом связы- вают наиболее отчетливое, итоговое выражение авторской мысли и авторской позиции. Вместе с тем, правильнее рассматривать финал как часть художественной диалектики». В литературе но- 'Ог° времени, особенно в произведениях, выражающих сложные зотиворечия действительности и внутреннего мира человека, 'Инал чаще всего тяготеет к открытости и проблемности. В от- крытом финале автор не примиряет противоречия, изображенные в произведении, но, акцентируя их, как бы предоставляет их раз- решение самой жизни. Таковы, например, финалы произведений А.П. Чехова. В сценариях театрализованных представлений, поднимающих современные жизненные проблемы и противоречия, финалы так- же тяготеют к открытости. Обращаясь к аудитории с риторичес- кими вопросами, они вызывают потребность в их осмыслении и побуждают к поиску путей их решения. А порой и чаще всего в театрализованных представлениях финал - это прямой призыв к конкретным действиям, направленным на преодоление определён- ных преград, трудностей, недостатков и т.п. Финал может быть выстроен ретроспективно, возвращая нас назад, к началу развития действия, побуждая к новому, повторно- му осмыслению образных сцеплений и сложного развития худо- жественной идеи в произведении. Таким образом, в структуре театрализованного действа фина- лу отведена особая роль. Он выполняет важнейшую эстетическую функцию завершения произведения, тем самым как бы моделируя конструкцию мира. В связи с этим на финал ложится повышенная смысловая нагрузка. Он должен обладать особым эффектом, так как оказывает большое воздействие на восприятие представления в целом. По уровню эмоционального накала финал равен кульмина- ции развивающегося действия. Именно в этих двух композици- онных точках (фрагментах) сценария, с целью художе4; твенно-пе- дагогического воздействия, автор программирует максимальную активизацию аудитории. Здесь окончательно разрушается деление на зрителей и артистов - все становятся участниками единого кол- лективного действа... Финалом, заключительным мощным аккор- дом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, ше- ствие к памятникам и другие массовые действа. Таким образом, композиция в сценариях театрализованных представлений и праздников, как и в драматургии театраль- ной, играет основополагающую роль, имея при этом свою спе- цифику. Так, в процессе выстраивания сценария Тургеневского празд- ника «Он вечный зов и вдохновенье!», который состоялся в сквере музея И.С. Тургенева в июне 2004 года, композиция играла опре- деляющую роль, так как конфликт сценария выстраивался через монтаж документального и художественного материала. Компо- зиционно сценарий выглядел следующим образом: Пролог - открытие праздника; Завязка - выход из музея И.С. Тургенева юных художников; Развитие действия - 1-ый эпизод «Светлые мечты Ванюши»; 2-ой эпизод «Салонные воспоминания о России»; 3-ий эпизод «Лиризм русской души»; Кульминация — 4-ый эпизод «С любовью в сердце»; Финал - «С верой в Россию». Сценарно-режиссёрским ходом праздника явились размышле- ния юных художников о жизни и творчестве великого русского писателя И.С. Тургенева после посещения музея своего земляка. Юные живописцы в своих спорах пытались выявить, какая из мно- гоцветовой палитры красок больше всего присуща жизненному и творческому пути писателя. Конфликт и основывался на сопос- тавлении разных цветов, характерных для жизненного и творчес- кого пути этого многогранного человека, талантливого писателя, который прошёл свой нелёгкий жизненный путь и до конца остал- ся верен России. В кульминации праздника поднимался Российс- кий флаг, который был создан в процессе развития действия из огромных полотнищ трёх цветов: белого, синего и красного, кото- рые, по мнению героев праздника - юных художников, превали- ровал на протяжении всей жизни великого мастера, и именно эти Цвета выражают характер русского народа, являются основой Рос- сии. В них - чистота, свет, любовь, борьба, лиризм, широта души, честь и благородство. Именно поэтому, как утверждает автор празд- ника, жизнь и творчество И.С. Тургенева до сих пор притягивает к -ебе миллионы людей, именно поэтому он, Тургенев, - вечный 3°в и вдохновенье! Так, посредством монтажного построения сценария праздни- 1 автору удалось раскрыть многогранность жизни и творчества Тургенева. Именно через размышления, диалоги на различ- ные темы, стало возможным донести авторскую мысль, а также достичь педагогической цели праздника, его сверхзадачи — выз- вать интерес к насыщенной, сложной жизни своего земляка, стрем- ление более глубоко изучить творчество писателя. Таким образом, выстраивание композиции в сценарной дра- матургии играет значительную родь и часто является основопола- гающим в развитии мысли автора театрализованного действа и донесении её до аудитории.
|