Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Но сосуществуют в художественных произведениях, оказывая
эмоциональное воздействие на читателя, зрителя, слушателя, Попытаемся проследить, что же происходит в сознании чело- века в ходе творческого процесса создания замысла? Для чего об- ратимся к научным толкованиям данного процесса. «В основе любого художественного произведения лежит вымысел. Не толь- ко сказки, фантастика, сюжетные романы, но даже мемуары и до- кументальные описания не станут художественными, если они не вымышлены, т.е. не пропущены через мысль» (79, 56). Следова- тельно, вымысел - основа художественности. Что же такое «вы- мысел»? В словаре В.И. Даля: «Вымышлять -...отыскивать и на- ходить мыслями, думой»; «Вымысел - самый предмет, то, что вымышлено, выдумка, открытие, изобретение». Данное опреде- ление смысла этого слова даёт возможность, прежде всего, почув- ствовать его связь с реальностью, что отличает его от того, что мы обычно вкладываем в понятие фантазии. Определить границы вымысла практически невозможно, по- тому что в идеале они равны самой действительности. В творчес- ком процессе место вымысла следует понимать «как звено между действительностью и ее выражением, причем звено и неизбеж- ное, и единственное». Созреванию замысла, развитию и выражению отправных идей замысла способствует художественный вымысел - «специфичес- кий акт художественного творчества, способствующий конст- руированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представ- лению того, что может и должно быть» (81, 51). Вместе с тем, «продуктивные свойства вымысла основаны на работе воображе- ния, обеспечивающего разведку нового, творческое комбинирова- ние, обобщение и синтезирование в процессе художественной де- ятельности» (81, 51). Процесс рождения чего-то нового на основе изучения и познания реальной действительности происходит бла- годаря тому, что по своей природе художественное воображение «конструктивно-созидательно» и отличается способностью соеди- нять многообразное, удерживать в представлении целое. В связи с этим, именно благодаря художественному вообра- жению, наше сознание имеет способность не только синтезиро- вать, но и творчески преобразовывать восприятия и представ- ления, создавать образы и модели бытия в соответствии с прин- ципами художественности, с принципами духовно-практическо- го освоения мира. Так, посредством вымысла совершается в ис- кусстве освоение жизненной действительности в её смысловой перспективе, происходит пересоздание реальных форм, эстетичес- кая организация материала. Вымысел является главным атрибу- том художественного мышления. Вместе с тем необходимо по- мнить, что действенность художественного воображения оп- ределяется не внешней правдоподобностью, а логикой его ху- 03кественного развертывания, эстетической мотивировкой, проникновения в смысл явлений. Это, прежде всего, обусловлено характером творческой деятельности в искусстве, целью которой является создание новой, художественной реаль- ности, представляющей единство художественной правды и ус- ловности. В результате, идеальная заданность художественного произведения обязательно предполагает эстетическое доверие и соучастие воспринимающего, его прочувствованный отклик. Имен- но такой смысл заключен в афористических пушкинских строках; «Над вымыслом слезами обольюсь». В истинно художественном произведении «воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем-либо другим, а им самим» (Л.Н. Толстой). Автор же выступает здесь, как писал М.М. Пришвин, в роли «убедителя, заставляющего и на море, и на луну смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, при- вносил бы в мировое хранилище человеческого сознания, в куль- туру что-нибудь от себя самого» (79, 140). Таким образом, создать истинно художественное произведение не просто. Для этого тре- буется много жизненных сил, энергии, трудолюбия и, конечно же, таланта и интуиции творческой личности. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте характеристику понятию «художественное, произведение». 2. Что лежит в основе содержания художественного произведения? 3. Как сосуществуют в художественном произведении форма и содержание, идея и образ? 4. В чём тайна творчества? 5. Что представляет собой замысел художественного произведе- ния? 6. Что влияет на создание замысла? 7. Что такое интуиция автора? 8. Почему обдумывание художественного произведения называют первым этапом «мышления в образах»? 9. Как влияют на создание замысла художественный вымысел и художественное воображение? 10. Как происходит творческий процесс создания художественного произведения?
|