Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Его идейно-тематическую, педагогическую и эстетическую
направленность. Вместе с тем, определить тему будущего сцена- рия, выявить проблему в рамках празднуемого события, волную- щую не только сценариста, но и будущих участников создаваемо- го праздничного действа, - задача не из лёгких. Прежде всего не- обходимо выявить, собрать, изучить, проанализировать докумен- тальный, местный, публицистический материал вокруг празднич- ного события, которое мы призваны художественно организовать. Именно поэтому автор театрализованных представлений и празд- ников неизбежно на время станет исследователем. Работа по на- коплению и изучению фактического и документального материа- ла предполагает знакомство с конкретными людьми, трудовыми коллективами, их биографиями, изучение различных сторон их *изни и трудовой деятельности. На данном этапе сценаристу пред- стоит ознакомление с различными документами, письмами, архи- вными материалами, касающимися жизни и деятельности людей, Непосредственно или косвенно причастных к предстоящему праз- дничному событию. Однако, чтобы накопленный жизненный ма- териал лёг в основу сценарно-режиссёрского замысла предстоя- щего театрализованного действа, сценарист должен пропустить его через своё сердце, согреть своим теплом, понять и выразить своё отношение к изучаемому материалу, к тем жизненным проблемам, которые волнуют сегодня конкретную аудиторию. Сегодня, как и всегда, для сценаристов актуален призыв В. Маяковского: «Вос- палённой губой припади и попей из реки по имени факт». Параллельно на данном этапе творческого процесса сценарис- ту необходимо также вести работу по накоплению художествен- ного материала, впрямую или косвенно затрагивающего пробле- мы в рамках изучаемого события. В качестве художественного материала могут выступать все виды и жанры литературы и ис- кусств: поэзия, художественная проза, драматургия, изобразитель- ное искусство, фрагменты художественных фильмов, художествен- ное фото, музыка, хореография, пластика, цирковое и эстрадное искусство и др. Важно научиться изначально так подбирать худо- жественный материал, чтобы он работал на основную мысль, слу- жил созданию художественного образа театрализованного действа, а не выполнял лишь функцию иллюстрации документального ма- териала. Необходимо отметить, что от объёма и качества накоп- ленного материала зависит дальнейший процесс работы над сце- нарием, так как изучая и анализируя подобранный материал, сце- нарист, помимо интеллектуального багажа, накапливает в себе эмоциональное отношение к материалу, к его содержанию и тем проблемам, которые в нём поднимаются. На основе накопленного, изученного и тщательно проанали- зированного материала О.И. Марков предлагает создать «смысло- вой каркас» сценария, который потребует от сценариста логики рассуждений и конкретных определений содержательной и пси- холого-педагогической основы сценария. Вместе с тем, путь фор- мирования замысла, утверждает В.А. Саруханов, «это путь не толь- ко и не столько логический, сколько творческий, проходящий че- рез магический кристалл» фантазии, воображения, художествен- ного вымысла» (55, 130). Сравнивая эти суждения, остаётся лишь ещё раз напомнить о тайне творчества. Вместе с тем, начинающе- му сценаристу необходимо помнить, что тайну творчества невоз- можно открыть без упорного труда над поиском и изучением жиз- ненного и художественного материала, без глубокого анализа яв- лений действительности, где без размышлений и логики не обой- тись. И кто знает, на каком этапе накопления материала и логичес- ких рассуждений по его поводу у сценариста родится замысел и что явится тем толчком, который приведёт в движение его твор- ческую фантазию и воображение, что заставит работать творчес- кий вымысел. Однако всегда нужно уметь расставить точки над «и», уметь организовать свои творческие идеи, привести их в со- ответствующий порядок, которого требует создание любого про- изведения искусств. Следовательно, лишь глубоко изучив и проанализировав мате- риал вокруг праздничного события, выявив суть и значимость этого события для данной конкретной аудитории, учитывая осо- бенности характеристики аудитории, сценарист может присту- пать к разработке идейно-тематического замысла будущего сце- нария. Общую направленность темы будущей программы, а зна- чит и определённый круг материала, который предстоит исследо- вать сценаристу, определяет заказчик. Если таковой отсутствует, то сценаристу необходимо самому выбрать тематическое направ- ление, которое может определиться в процессе изучения событий- ного материала, социально-психологических особенностей пред- полагаемой аудитории и условий реализации будущего сценария, чтобы не растеряться от обилия материала. А далее, в процессе изучения и анализа подобранного материала по данному темати- ческому направлению мы сумеем окончательно определиться в предмете исследования и сформулировать тему более конкретно, что поможет сузить круг изучаемого материала. Таким образом, в процессе изучения и осмысления жизненно- го и художественного материала вокруг предстоящего празднич- ною события, прежде всего, необходимо конкретизировать тему будущего сценария, выявить актуальную для конкретной аудито- РИи проблему в рамках данной темы, сформулировать педагоги- ческую цель предполагаемого театрализованного действа и опре- делить авторскую позицию в отношении поднимаемой проблемы. Нам известно, что тема (греч. «тема» - то, что положено в ос- нову) - это круг жизненных явлений действительности, отобран-
|