Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монтаж сценарного материала
«Как только своё личное как бы растворяется в чужом, можно с уверенностью приступать к писанию - написанное будет для всех интересно» — эта мысль М. Пришвина о работе писателя относит- ся к художнику любой специальности. Если взять эту мысль за основу творческого процесса работы над сценариями театрализо- ванных представлений и праздников, то именно на 3-ем его этапе возможна её реализация. Подойдя к данному этапу, мы не только определились с содержанием предполагаемого театрализованно- го действа, его- формой и сценарно-режиссёрским ходом каждой структурной единицы, но и отобрали тот необходимый материал, который в процессе его художественной организации поможет нам реализовать сценарно-режиссёрский замысел предстоящего праз- дничного действа. Далее необходимо определить место этого ма- териала в структуре сценария, найти для него художественно-об- разное решение. И только выполнив все творческие операции пер- вых двух этапов работы над созданием сценария театрализован- ного действа, можно приступать к разработке самого сценария. Третий этап работы над сценарием потребует от сценариста знаний техники и технологии ремесла, опыта, навыков и умений в дальнейшей творческой работе. На данном этапе сценаристу не- обходимо: - разработать композицию всего сценария и других его струк- турных единиц (блоков, эпизодов, единиц сценической информа- ции), соблюдая законы целостности, взаимосвязи и соподчинен- ности частей целому. - выстроить сюжет всего сценария и каждой его структурной единицы. - осуществить монтаж сценарного материала согласно сценар- но-режиссёрскому замыслу каждой структурной единицы и само- го сценария. - завершить работу над сценарием литературной обработкой всех нуждающихся в этом единиц сценической информации, эпи- зодов, блоков, а также связующих элементов сценария. Осуще- ствить грамотную запись ремарок и других необходимых режис- сёрских указаний. В процессе работы над сценарием театрализованного действа, любого его вида, необходимо помнить, что мы создаём художе- ственное произведение. Поэтому, разрабатывая сценарий теат- рализованного представления или праздника, автор должен сле- довать «ценностным критериям», характерным для всех сцени- ческих искусств. Здесь, как и в театральном спектакле, должно происходить «воспроизведение действительной жизни, в которой, по словам П.М. Ершова, раскрыта, обнаружена, выражена для зри- телей сущность этой жизни. Поэтому само её «воспроизведение» делается воспроизведением художественным». Именно такой под- ход к материалу необходим сценаристу в процессе работы над сце- нарием. Сценарист, тщательно отобрав сценарный материал, об- рабатывает, обогащает и преображает его творчески согласно сце- нарно-режиссёрскому замыслу с целью образного решения автор- ской мысли. Только в этом случае рождается действенный, под- линно художественный образ. Попытаемся выяснить, с помощью каких приемов автору уда- ётся достичь художественности. Что представляет собой ху- °°экественный образ? Каков метод перевоплощения факта дей- Сгпвителъности в факт искусства? Вот что пишет по поводу это- го С. Эйзенштейн в своих конспектах лекций «Психология искус- ства», обращаясь к классическим примерам. «Событие в природе и событие в произведении искусства чем-то отличны. Чем? На некоем броненосце в 1905 году вспыхнул бунт по поводу червиво- го мяса. Лекарь признал его годным. А когда вспыхнуло восста- ние, за это именно он полетел одним из первых совместно с нена- вистными офицерами за борт. Но вот понадобилось припомнить зрителю, что доктор упразднен. Что проще - набегает на берег вол- на и выносит труп утонувшего доктора. А между тем, как любили писать в надписях старого немого кино, режиссер вместо этого дает совсем другое. Болтается на барьере броненосца... пенсне. А вот как Пушкин рисует украинскую ночь: Но мрачны странные мечты В душе Мазепы: звезды ночи, Как обвинительные очи, За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая тихо головою, Как судьи шепчут меж собою... (36). «Что же сделали режиссер и поэт?» - спрашивает С. Эйзенш- тейн. И отвечает: «В целях достижения повышенного, а не инфор- мационного, не только познавательного, но эмоционально-захва- тывающего эффекта они сделали следующее: первый в нужный момент отбросил целое (доктора) и вместо него представил часть (пенсне). Второй взял спокойное явление природы (звезда, топо- ля) и персонифицировал их - одних сделал шепчущимися судья- ми (тополя), других заставил подмигивать или глядеть с присталь- ным укором (звезды) на виновного». Этот удачный пример подтверждает мысль о том, что литера- тура и искусство не тождественны жизни. Произведения искусст- ва являются ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением та- ким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предста- ет как особая жизнь». Здесь, по словам А.В. Луначарского. — «кон- центрация жизни», результат переработки ее в мыслях и чувствах автора, это особым образом организованный материал». В одном из своих писем Н.В. Гоголь писал: «...Не мое дело поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье. Мое дело говорить живыми образами, а не рассужденьями. Я должен выста- вить жизнь лицом». Характерной особенностью искусства является отражение действительности в художественных образах. Здесь всё имеет художественно-образный характер. В одних жанрах он предстаёт в образе человека, в других - образ природы, в третьих - вещи, в четвёртых — соединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно развёртывается. Часто любое красочное вы- ражение, каждый троп называют образом, например: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять: «сло- весный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств, которые присущи образу как картине человеческой жизни. Об об- разе говорят, имея в виду какую-либо конкретную деталь пове- ствования: «лучистые глаза Марьи Болконской» в «Войне и мире» Л.Н. Толстого и т.п. В таких случаях следует говорить об образной или художественной детали, а не об образе. Иногда образ слиш- ком расширяют, говорят об образе народа, образе Родины. Таким образом, мы можем говорить о многомасштабности художественного образа. Выделяют следующие разновидности художественных образов: — микрообраз — мельчайшая единица художественной ткани (метафоры, сравнения, мелодические подпевки в музыке и т.п.); — макрообраз — персонаж в романе, пьесе, музыкальная тема в симфонии или образ действия - сюжетный ход, композиционно- ритмическая структура произведения; - образ произведения искусства в целом - описываемого в по- вести, спектакле; образ природы в картине и т.д.; - мегабраз - образ мира и человека в мире - иногда так можно рассматривать всё творчество отдельно взятого художника. Так, целостный образ творчества Ф.М. Достоевского отличается от образа мира в произведениях А.П. Чехова и т.д. Однако каким бы ни был по масштабу художественный образ, он отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности. По- этому, соприкасаясь с произведениями искусства, всякий раз убеж- даешься в том, что это особый художественный мир, складываю- щийся из художественных образов, несмотря на то, что он очень похож на реальный. В нем также радуются и плачут, страдают и терпят неудачи, рождаются и умирают, как и в реальном. И, чтобы «повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном само- обновлении мир, его надо как бы вновь создать, воспроизвести такое жизненное явление, которое, не будучи тождественным ре- альной действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни. И главное при этом не забывать, что жизнь, как утверждал ещё Аристотель, это не только материальная действительность, но и жизнь человеческого духа. Жизнь - это не только то, что реализовалось в действительности, что есть, но и то, что было и будет, и то, что «возможно в силу вероятности или необходимости». В своё время Михаил Шолохов, представив на суд читателей первый том романа «Тихий Дон», потряс всех своим редким уме- нием запечатлеть быт, людей, природу во всей её индивидуальнос- ти, характерности и своеобразии. «Люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге, - говорил Серафимович. - А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщинки, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по- своему ходит, поворачивает голову. У каждого свой смех, каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему» (47, 7). Эта способность писателя наделить каждый персонаж собственными чертами, создать «неповторимое лицо», «неповторимый внутренний человечий строй» сразу была замечена и подняла Шолохова на такую высоту, что «его увидели». Итак художественный образ - это особая форма отраже- ния и познания действительности в её живой конкретности,
|