Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рием, которая предполагает литературную обработку всех
нуждающихся в этом элементов сценария, необходимо соблю- сти, точность мысли каждой структурной единицы, богат- ство их сценического языка, его метафоричность, его образ- ность. Все элементы сценария должны нести на себе печать худо- жественности. Каждое слово, каждая фраза в сценарии должны быть чёткими и целенаправленными. Каждая строка диалога дол- жна способствовать развитию сюжета и раскрытию характера изоб- ражаемых жизненных явлений, персонажей, реальных героев те- атрализованного действа. При этом сценарист должен уметь вы- ходить за рамки реалистического бытового изображения, стремить- ся к условности, выстраивающейся на законе компенсации, когда в воображении зрителя возникает то, что ему не досказано. В художественном произведении каждая фраза, слово, кроме прямого смысла, нередко влечет за собой целый ряд представле- ний, которые возникают при их восприятии. «Каждая маленькая, первая ассоциация -это есть момент рож- дения мысли, - говорил И.П. Павлов. -...Эти ассоциации растут и увеличиваются. Тогда говорят, что мышление становится все глуб- же, шире и т.д.» Так постепенно, в ходе развития действия, у зри- телей растут ассоциации и расширяются до понимания темы и идеи представления. Поэтому в процессе работы над сценарием пред- стоит думать над каждым словом, каждой фразой. Найти образ- ный язык, характерный для каждого персонажа. «...Любое слово, любое речевое средство оказывается художественно значимым лишь тогда, когда оно перестает быть просто информацией, когда внешние по отношению к нему жизненные явления становятся его внутренним содержанием, когда слово о жизни преображается в жизнь, запечатленную в художественном произведении как сло- весно-художественном целом» (79). В отличие от литературного произведения, театрализован- ное представление - синтетическая форма, объединяющая не- сколько видов искусства (живопись декоративного оформления, литература, музыка, театр, танец, пластика, кино, цирк, эстра- да и др.), а также различные виды спорта, и всё это органично переплетается в единой художественной ткани с документаль- ным, местным материалом и деятельностью самих участников массового действа. Однако это не сумма образов, а живой целостный организм, где каждая отдельная деталь, картина, номер живут не сами по себе, а как частица единого целого. Вместе с тем, необходимо помнить, что сценарии массовых театрализованных представлений и праздников не предназначены для чтения, а создаются для сценического воплощения. В связи с чем, возможно, «в так называемом «литературном сценарии», как это ни парадоксально, практически не будет литературы, кроме развернутых режиссерских описаний системы звуковых, световых, проекционных, пластических и тому подобных образов» (58, 14). В таком случае сценаристу предстоит осуществить лишь грамот- ную запись ремарок и других необходимых режиссёрских указа- ний. При этом необходимо знать, что ремарка не перечень подроб- ностей, и она не просто называет действие, а даёт его сценическое решение. Она должна быть ассоциативна. Она должна давать пол- ное представление о том, что предполагает автор. Необходимо помнить, что сценарий - это, прежде всего, руководство к дей- ствию в процессе его режиссёрского воплощения, в котором при- нимает участие большой творческий коллектив. В связи с этим ремарка должна будоражить их творческую природу и направлять в нужное русло в соответствии с авторской мыслью и видением. В ремарке описывается время, место, атмосфера, характер происхо- дящего, обязательные детали оформления, предполагаемое направ- ление речей выступающих и действий, связанных с «реальными героями» театрализованного действа, характер и содержание ви- деоряда, «теневого театра», пластического решения и других пред- полагаемых сценаристом действий, которые важны для раскры- тия содержания театрализованного действа и для развития автор- ской мысли. Таким образом, сценарий - это подробная литературная раз-
|