Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информации - следующий шаг в работе над сценарием.
В сценарии ничего не должно быть лишним. Каждый его компо- нент: каждая реплика, каждая деталь, каждый фрагмент действия - должны служить не только раскрытию содержания, но и быть сред- ством зрелищного выражения мысли. Каждый элемент сценария должен быть на своём месте и выполнять определённую функ- цию, имея при этом точное назначение. «Эмоциональная сила искусства возникает не сама по себе. Она - результат того, что, создавая своё произведение, худож- ник учитывает, как всё показанное и описанное им будет воз- действовать на людей, которые станут читать книгу или смот- реть картину» (80, 162). В каждом художественном произведе- нии всё точно и строго рассчитано, что должно подействовать, когда и каким образом. Здесь гармония выверена алгеброй, чув- ства - разумом, эмоциональное - рационально обдумано. В сие" нарии театрализованного действа сочетание эмоционального рационального, как и в любом виде искусства, является необхо- димым. В своё время, А. Д. Дикий, обращая внимание на важность ком- позиционного построения спектакля, имел основания уподоблять его часовому механизму: «Если в механизм часов опустить даже бриллиант — часы станут. Сцена не терпит ничего лишнего, ниче- го, что не обслуживает замысел, не работает на сверхзадачу. Сце- на требует абсолютной точности: секунда во времени и вершок в пространстве должны быть строго учтены. Если даже хотя бы одна роль решена вне принципиального единства — это потрясает все здание спектакля, нарушает его симфонический ход». То же самое происходит и в театрализованном действе. Если не продумана ком- позиция сценария или композиционно не отточен хотя бы один его фрагмент, не выверена хотя бы одна деталь - нарушен ритм, нарушена атмосфера, нарушено зрительское восприятие, а вместе с ним нарушена целостность художественного образа театрализо- ванного действа, а значит, не достигнута цель его педагогического воздействия. Вместе с тем, зачастую композиция в театрализованном дей- стве выполняет главную функцию, так как в сценарии или в лю- бой другой его структурной единице может отсутствовать сюжет или он может быть лишь заявлен, в связи с отсутствием прямого конфликта, когда конфликт развивается через монтаж материала. И чаще всего в театрализованных представлениях предполагается не движение событий, развитие характеров, а развитие мысли, движение ее к определенному обобщающему выводу. Выстроить это движение бывает непросто. Необходимо уметь так соединить отобранный сценарный материал, что позволит раскрыть глубин- ные связи явлений, событий, фактов, жизненных противоречий, а также выразить к ним отношение автора. Здесь, как правило, сце- нарист идёт по пути концентрации, насыщения материала, свя- занного с показом, отражением на сцене тех или иных противоре- чий, жизненных конфликтов. В связи с этим выстраивание компо- зиции в творческом процессе работы над сценарием театрализо- ванного действа требует особого внимания и усердия. Чтобы со- здать сценарий театрализованного действа, необходимо уметь «про- граммировать действие, режиссёрски управлять им, сознательно его строить», - замечает А.Д. Жарков (29). Необходимо, так компози- ционно организовать весь отобранный сценарный материал, чтобы в дальнейшем, уже в ходе реализации театрализованного действа это способствовало активизации аудитории, возбуждало интерес к решению поставленных проблем, способствовало самостоятельно- му поиску ответов на поставленные вопросы. Более того, порой необходимо не только побудить аудиторию к решению проблем, поднятых в театрализованном действе, но и предложить собствен- ные варианты их решения, дать прямые, подчас декларативные, публицистически открытые ответы на поставленные проблемы, что позволит подчеркнуть тенденциозность авторской мысли. В связи этим надо помнить, что в каждой структурной единице будущего сценария действие должно быть выстроено таким образом, чтобы в нём развивалась определённая автором самостоятельная мысль, которая в ходе развития действия всего сценария, вступая в соотно- шения с идеями соседствующих структурных единиц, способство- вала развитию авторской концепции всего сценария. Таким образом, чёткий перечень событий, происшествий, слу- чаев, структурных единиц, подчинённых сценарно-режиссёрско- му замыслу и организованных композиционно, образуют каркас (основу) будущего сценария. Поиск яркого, увлекательного сюжета - следующий этап ра- боты над сценарием театрализованного действа. Как мы уже неоднократно говорили, особенностью драматур- гии является наличие действия, а это значит, что предметом изоб- ражения в ней всегда служит развивающийся конфликт - та или иная определенная борьба между определенными людьми. Разви- тие конфликта свойственно и любому театрализованному действу. «Без конфликта, без борьбы, без активной действенной линии мас- совое представление превращается в набор более или менее удач- ных иллюстраций. И в худшем случае становится попросту скуч- ным», - утверждает А.Д. Силин (58, 12). Искусство же должно захватывать мысли и чувства людей, заставлять их жить чужой жизнью, как своей собственной, становиться как бы соучастни- ком далёких событий и свершений. Выстраивая сюжет, необходимо помнить, что заявленный пер- сонаж, его характер, раскрывается через действие, а значит и дей- ствие предопределено персонажем. Поэтому, чтобы определить, что должен совершить данный персонаж и при каких обстоятель- ствах, сценаристу нужно тщательно изучить своего героя. Евге- ний Вахтангов писал: «Если вы хорошо знаете какого-нибудь че- ловека, знаете несколько значительных моментов его жизни, знае- те его характер, привычки и вкусы, то есть что он любит, то вы легко ответите и на вопрос, как бы он поступил в том или ином случае... Тем лучше вы будете чувствовать его и тем правильнее ваше чувство подскажет вам, как на вашего знакомого подейству- ет тот или иной случай». Организуя борьбу сценических персонажей, сценарист, в из- вестном смысле, моделирует, воспроизводит взаимодействие лю- дей в их повседневной жизни. Но, в отличие от наблюдателя ре- альных жизненных конфликтов, он обладает уникальной возмож- ностью изменять различные стороны взаимодействия, в том чис- ле изменять их последовательно, избирательно, изолированно от других, или путем возможных комбинаций. Сценарист должен ощущать своей художественной интуицией фальшь, искусствен- ность, неправдоподобие изображённого действия, должен искать причину этой фальши и в своих поисках выстраивать действие основываясь на закономерностях борьбы, выявлять ее внутреннюю структуру. Такое моделирование борьбы в сценарии является ре- зультатом постижения законов взаимодействия между людьми в реальной жизни. Помня о том, что одна из характерных особенностей драма- тургии - действенность, сценарист не должен «топтаться на ме- сте». Выстраивая действие, необходимо постоянно двигаться впе- рёд. Каждая реплика, каждый диалог, разрабатываемый сценарис- том, должны не только способствовать расширению характерис- тики героев, но и развивать сюжет как всего сценария, так и каж- дой структурной единицы. Чем значительнее содержание каждой отдельной структурной единицы или всего сценария, чем ярче, полнее выражено оно в борь- бе, тем, соответственно, и значительнее искусство сценариста. А выразительность борьбы определяется множеством факторов, в число которых входят и составляющие ее действия, и то, в какой материальной среде она протекает, вплоть до программируемых сопровождающих ее звуков, пластико-хореографических решений и, конечно же, используемых в ней символов, текстов и т.п. «Произведение искусства, - писал Л.Н. Толстого, - показыва- ет человека во всем богатстве отношений ко всем сторонам жиз- ни, воплощает связь времен и пространства, личностей и народов, исторических эпох и культур». В связи с этим, разрабатывая сю- жет, мы должны не только определить, какое действие в каждой структурной единице сценария наиболее эффективно будет спо- собствовать его развитию, какое действие поможет расширить ха- рактеристики героев, но и какое место лучше всего подходит для этого действия. Поэтому, наряду с другими аспектами сценария, место действия должно быть неотъемлемой частью сюжета. И, прежде всего, в сценарии театрализованного действа оно должно быть оригинальным и неожиданным. Найденное действие и пер- сонаж, объединённые диалогом и помещённые в уместную обста- новку, будут способствовать обогащению сюжета, как это, напри- мер, происходит в фильме «Татуированная роза». Здесь можно проследить, как каждое действие органично вплетаеться в канву сюжета, соответствует характерам персонажей и заявленным пред- лагаемым обстоятельствам. Так, в фильме есть сцена встречи Анны Маньяни с любовником. Эта сцена могла бы состоять просто из обмена репликами в каком-то обычном месте. Однако, чтобы подчеркнуть сложившиеся отношения между героями, режиссёр переносит эту встречу в маленькую комнатушку гостиничного номера, с крошечной раковиной у стены. Мы видим, как Анна сти- рает чулки, а затем выкручивает их с такой силой, с той особой натугой, которая характерна только жителям Средиземноморья. Именно это действие и показывает, что отношения между данны- ми персонажами выжаты досуха. Затем, протянув верёвку через всю комнату, Анна вешает на неё чулки. Таким образом, режиссёр обычную на первый взгляд сцену превращает в запоминающееся зрелище. Здесь выбранное режиссёром место действия позволяет интегрировать диалог персонажей с действием, что способствует не только развитию сюжета, но и более глубокому выявлению сути происходящего. Следовательно, отбирая поступки действующих лиц и место действия, сценарист должен держать во внимании весь сюжет. В свою очередь, в сюжете, персонажах, идее - во всём ком- плексе выразительных средств театрализованного действа долж- но быть нечто новое, не похожее на стандарт, а пригодное только для конкретного случая. «Нужно отказаться от выбранного места, выбор которого оправдывается тем, что действие заменяет диалог, - пишет известный кинодраматург Р. Уолтер. — Место действия должно способствовать развитию сюжета. Оно должно быть оп- равданным. Раздвигать границы сюжета. Обогащать информацию о происходящем действии, адресованную аудитории. Место дей- ствия должно вносить свежесть и нестандартность решения, а глав- ное, расширять возможности для игры исполнителей» (61, 50). Организуя сценическое действие, автор должен уметь найти меру показа и выражения человеческих эмоций, способных поро- дить ответную реакцию зрителя, участника театрализованного действа. Здесь, как отмечал А.Н. Толстой, говоря о творчестве пи- сателя, «должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Одной из этих ипостасей недостаточно. Мыслитель — активен, мужествен, он знает — «для чего», он видит цель и ставит вехи. Художник - эмоционален, женствен, он весь в том, «как» сделать, он идёт по вехам, ему нужны рамки - иначе он растечёт- ся, расплывётся, он «глуповат», прости господи...Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, он не творец и он не активен, он беспощаден». Отсюда можно сделать вывод о том, что в ходе творческого процесса работы над сценарием сце- наристу необходимо уметь совмещать в себе три вышеназванные ипостаси. Только так можно достигнуть гармонического сочета- ния рационального и эмоционального в сценарии, что будет спо- собствовать достижению цели художественно-педагогического воздействия. В театрализованных представлениях и характер действующих лиц, и место действия, и конфликт определяются уже на этапе со- здания сценарно-режиссёрского замысла. Поэтому в ходе разра- ботки сюжета необходимо руководствоваться сценарно-режис- сёрским замыслом как всего сценария, так и каждой его струк- турной единицы и при этом стремиться к выстраиванию дина- мичного, увлекательного действия, способного захватить чувства людей и заставить их стать не только свидетелями происходя- щего, но и активными его участниками. В связи с этим, выстраивая сюжет, нужно не забывать о реак- ции зрителя, участника предстоящего действия, продумать при- ёмы активизации, найти средства эмоционального воздействия, способные вызвать необходимую в каждый момент развивающе- гося действия активность аудитории. Зачастую местом действия в театрализованных представлениях выступают реальные исто- рические места: поля сражений, мемориальные комплексы, му- зеи-усадьбы, партизанские поляны, конкретные улицы, дворы, пристани, скверы, где установлены памятники писателям, поэтам, почётным жителям города, героям войны, труда и т.д. В таких слу- чаях развивающееся действо должно органично вписаться в ар- хитектурный и ландшафтный ансамбль конкретной сценической площадки. Сценарист должен так художественно организовать и выстроить действие, чтобы оно не только не разрушало атмосфе- ру реальной жизни данного исторического уголка, а способство- вало усилению идейно-эмоционального воздействия на аудито- рию и данного исторического места и тех событий, которые свя- заны с этим местом действия, а также помогало решению совре- менных проблем. В свою очередь, нужно также не забывать, что условия реального, исторического места действия требуют от сце- нариста умелого программирования действия участников театра- лизованной акции, которое бы логично и обоснованно являлось необходимым элементом развивающегося действа. В данном слу- чае сценарист может программировать выступления реальных героев, шествия реальных людей, проходы или проезды отдель- ных групп, переклички команд, бригад, студенческих групп, кон- кретных людей, различные игровые и церемониально-обрядовые действа и т.п. Конфликт в сценариях театрализованных представлений можно выстроить как посредством развития сюжета, так и посреД" ством монтажного метода организации сценарного материала, причём в одном сценарии возможно выстраивание конфликта и тем и другим способом. В сценарной драматургии развитию сюжета способствует сце- нарно-режиссёрский ход — приём как всего театрализованного действа, так и отдельно каждой структурной единицы сценария. Заданный ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже структурных единиц сцена- рия. Вместе с тем, сценарно-режиссёрский ход — приём как всего сценария, так и отдельных структурных единиц — не всегда имеет сюжет, но в то же время способствует развитию конфликта, разви- тию мысли автора, а значит способствует развитию действия. Здесь, в основе соединения сценарного материала в единое органичес- кое целое, лежит творческий монтаж как результат взаимодействия документального и художественного материала, но не развитие по схеме «от простого к сложному», как это понимается многими. А монтаж, который «позволяет превратить внутреннюю скрытую связь реальных явлений в связь обнажённую, ясно видимую, не- посредственно воспринимаемую без объяснений. Здесь возможна такая концентрация используемого сценарно- го материала, которая позволит выстроить в сценарии «драмати- ческую коллизию», то есть такое стечение обстоятельств, которое не может не вызвать движения или путём переплетения и столк- новения разностных подходов к оценке того или иного события или явления, или в результате монтажа основных структурных элементов сценария, или отдельных единиц сценической инфор- мации, а возможно и конкретных номеров. Как показывает практика, номер в массовом представлении соответствует понятию «явление» в классической драме, а порой выполняет функции отдельной реплики. Номера в сценарии те- атрализованного действа объединены в тематические эпизоды, которые являются его основой. Вместе с тем, как мы уже говори- ли выше, эпизоды в сценарии могут быть объединены в темати- ческие блоки. И все эти структурные единицы сценария должны быть смонтированы так, чтобы каждая из них была естественным продолжением и развитием авторской мысли. Здесь сценарист имеет возможность использовать известные нам из сценарно-ре- жиссёрской практики приёмы монтажа: последовательный, кон- трастный, ассоциативный, ретроспективный, одновременный, лей- тмотив и другие. Вместе с тем, необходимо помнить, что какой бы приём монтажа ни использовал бы сценарист, структурные еди- ницы сценария должны вступать в такие взаимоотношения друг с другом, которые способствовали бы образному развитию авторс- кой концепции сценария. Таким образом, сценарно-режиссёрский ход всего сценария может иметь сюжетное построение, а каждый блок, эпизод сцена- рия может быть выстроен монтажным методом или наоборот. Глав- ное, чтобы в каждой структурной единице развивалась планируе- мая сценаристом мысль, идея, которая во взаимодействии с сосед- ствующими идеями других структурных единиц способствовала развитию авторской концепции всего сценария и достижению цели художественно-педагогического воздействия. Прослеживая творческий процесс работы над сценариями те- атрализованных представлений и праздников, мы можем смело говорить об особом методе мышления сценариста, который оп- ределяет и отбор материала, и способ его подачи. В результате творческого соединения разных по содержанию и форме мате- риалов сценарист создаёт новое произведение, цель которого -
|