Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественного материала
Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рож- дения сценарно-режиссёрского замысла еще неизвестно, что конкретно из огромного объёма накопленного документально- го, местного, публицистического и художественного материала может и должно войти в сценарий будущего театрализованного Действа. До сих пор лишь накапливался, изучался и анализиро- вался материал жизни и искусства вокруг конкретного собы- тия. Вместе с тем, уже в этот период делался его предваритель- ный отбор, так как накапливали именно тот материал, который привлекал и заинтересовывал в процессе исследования. Одна- Ко тщательного отбора необходимого материала на этом этапе еще не происходило. Но как только удалось создать сценарно- режиссёрский замысел будущего театрализованного действа, найти его образное решение, а значит, определить его форму, жанр, выявить конфликт, найти сценарно-режиссёрский ход и приём, определиться в выборе действующих лиц и героев те- атрализованного действа, можно приступать к окончатель- ному отбору сценарного материала. Только верный и точный отбор накопленного и изученного материала поможет реализо- вать образное решение сценарно-режиссёрского замысла и со- здать его литературную основу. «От точности факта зависит в конечном итоге и точность результата, то есть точность попада- ния в цель, действенность нашей работы», - замечает В.А. Са- руханов (55, 126). В связи с этим, процесс отбора сценарного материала требует от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. К данному процессу необходимо подходить с четких гражданских, идейных и нравственных позиций. Жизненные факты, докумен- тальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизме- ряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоци- ональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для ка- кой аудитории и ради чего создаёшь своё произведение, какие идей- но-художественные и педагогические задачи решаешь. При отбо- ре сценарного материала «не надо забывать о чувстве меры и точ- ности отбора», - предупреждает сценаристов А.Д. Силин. Здесь нужен особый способ видения. Среди огромного потока жизнен- ного материала сценарист должен уметь обнаружить некую сис- тему, связь между частным и общим, отобрать «не тот материал действительности, который даёт первый скользящий взгляд, охва- тывающий лишь общее, поверхностное, а тот, который даёт на- пряжённый, ищущий, целеустремлённый взгляд, взгляд, который желает и может видеть глубже» (71, 118). Нужно уметь «видеть за строчками, отбирать тот материал, который поможет уловить связь явлений, между частным и общим» (6, 52). В стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова» очень наглядно прослеживается такая связь: Не было гвоздя - Подкова Пропала. Не было подковы - Лошадь захромала. Лошадь захромала - Командир убит. Конница разбита - Армия Бежит. Враг вступает в город, Пленных не щадя. Оттого, что в кузнице Не было гвоздя. Искусство учит людей понимать сложности жизни, сложность переплетения общественных и личных отношений, сложность са- мого человека. Искусство учит жизни. Поэтому уже в процессе отбора материала сценарист должен умело находить и откры- вать в противоречивом жизненном материале те невидимые свя- зи, которые при неожиданном соединении кажущихся далёкими друг от друга фактов помогут ему без всяких объяснений образно выразить свою авторскую концепцию и достичь поставленной цели. Нужно уметь находить такие связи жизненных явлений, ко- торые помогут вызвать интерес у аудитории и не оставят её равно- душной к поднимаемым проблемам, заставят её активно воспри- нимать происходящее, заставят её сопереживать, размышлять, ана- лизировать и принимать участие в праздничном событии. Чтобы такое произошло, необходимо глубоко изучать материал, прони- кать в суть явлений действительности, тонко чувствовать и пони- мать проблемы, волнующие современную аудиторию, стать её ак- тивным сторонником и в то же время иметь на всё свою собствен- ную точку зрения. Необходимо помнить, что отбор выразительных средств, по- средством которых сценарист будет доносить свою мысль, своё видение поднимаемой проблемы до зрителя, участника театрали- зованного действа, во многом зависит от эмоционального отно- шения автора к жизненному материалу. Здесь также важно не пе- реусердствовать, не стараться объять необъятное, а отобрать толь- ко самое важное, самое необходимое для донесения содержания ц авторской мысли будущего театрализованного действа. Чтобы раз и навсегда определить, нужен ли в сценарии тот или иной компо- нент, Уолтер предлагает пользоваться правилом, которому следу- ют домохозяйки, «когда продукты домашнего консервирования не вызывают доверия: если есть хоть тень сомнения, брось в ведро без сожаления» (61, 57). Следовательно, при отборе материала сценарист должен быть точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым. «Все, что важно для сценария, нужно сохранить, второстепенный материал—выбросить. Сам факт наличия неопределенного отношения к какому-нибудь элементу сценария означает, что от него нужно избавиться. Уолтер советует всегда ошибаться в пользу чрезмерной экономии». В результате анализа практической деятельности в области режиссуры театрализованных представлений и праздников выяв- лены принципы отбора сценарного материала, которыми сле- дует руководствоваться в процессе работы над сценарием. Целый ряд принципов отбора «фактов жизни» и «фактов искусства» вы- деляет О.И. Марков (38, 226), подчёркивая их значимость в повы- шении педагогического воздействия на аудиторию театрализован- ных представлений различных видов и жанров. Так, при отборе документального и художественного материа- ла немаловажным является соблюдение принципа новизны, что является веским аргументом в общей структуре произведения. Новизна сценарного материала определяется не только количе- ством и качеством новой информации (на что сценаристу необхо- димо обратить внимание на данном этапе творческого процесса), но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии в ходе дальнейшей работы сценариста. Необходимо также поста- раться отыскать и задействовать в празднике тех реальных героев, участников и свидетелей событий, которые до сих пор оставались в тени праздничных действ. А в дальнейшей работе над сценарИ' создать такие условия их сосуществования в ходе праздника, найти такое художественное решение их участия в разворачиваю- щемся действе, которое позволит им надолго остаться в памяти присутствующих, поможет автору создать необходимую атмосфе- ру празднуемого события и достичь желаемого результата. В процессе отбора художественного материала сценаристам следдует обратить внимание на расширение палитры средств вы- разительности будущего сценария. В ходе творческого отбора нуж- но разнообразить жанровый спектр сценарного материала, а так- же стремиться наряду с традиционными средствами художествен- ного воздействия на аудиторию отбирать те средства выразитель- ности, которые ещё недостаточно широко используются в практи- ке режиссуры театрализованных представлений и праздников. При отборе средств воздействия на аудиторию сценарист дол- жен помнить и о специфических средствах выразительности мас- совых представлений и праздников и активно использовать их в выстраивании театрализованного действа. Необходимо учитывать и возможности новых сценических технологий и активно внедрять их в сценарно-режиссёрскую практику. Вместе с тем, нужно не забывать о творческих и финансовых возможностях будущего те- атрализованного действа, а также о возможностях его сценичес- ких площадок и временныехусловиях. Таким образом, при отборе сценарного материала сценарист должен руководствоваться следующими принципами: - социально-мировоззренческой направленности накопленно- го материала; - соответствия материала социально-структурной специфике аудитории; - общественно-политической актуальности материала; - соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу); - соответствия выразительных средств цели художественно- педагогического воздействия сценария; - художественно-эстетической ценности материала; - достоверности документального материала; - новизны документального и художественного материала; - расширения эмоционально-выразительных средств; - соответствия художественного (репертуарного) материала твор- ческим возможностям коллектива и возможностям площадки; - соответствия требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа; - соответствия художественному решению документального материала; - соответствия времени проведения праздничной программы, Так, следуя данным принципам в процессе отбора материала, мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-темати- ческое содержание театрализованного действа, выразить свою авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам и достигнуть цели педагогического воздействия.
|