Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальной неповторимости.
Вместе с тем, если за индивидуальными чертами и судьбами, за личной жизнью героев произведения нет общего, то образы те- ряют свою общечеловеческую значимость, так как превращаются лишь в констатацию факта или передачу чьего-то личного пере- живания. Значимым в искусстве становится лишь то, что в конк- ретном, личном, индивидуальном заключает важное для многих, что волнует каждого воспринимающего данное произведение. Так, например, давно уже нет А.П. Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье», а люди читают и перечитывают его, потому что, говоря о своей любви, поэт пове- дал и о нашей. А кто не знает стихотворение К.М. Симонова, которое он на- писал в начале войны, обращаясь к любимой женщине, умоляя и заклиная её ждать: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Это стихотворение читали, выучивали наизусть, переписыва- ли и посылали своим любимым в годы войны. Оно волнует нас и сегодня, хотя со времени его написания прошло уже много лет. И всё это потому, что, говоря о личных переживаниях, поэту уда- лось выразить чувства многих людей, веривших в победу и в то, тго они вернутся, а близкие ждут их и не изменят им. И в первом и во втором примере мы наблюдаем обобщение, характерное для художественного образа, что сделало оба стихот- ворения известными и любимым многими. Чтобы создать художественное произведение, необходимо вы- разить в отображаемом в нём жизненном явлении то существен- ное, что характерно для многих подобных явлений. В основу ху- дожественного образа может быть положен конкретный факт, че- ловеческий характер, если через этот факт или характер конкрет- ного человека художник показывает что-то очень важное, суще- ственное, характерное для многих. Однако это будет созданный автором образ на основе конкретного жизненного факта или чело- Веческой судьбы, а не просто копия с оригинала. «Задача искусст- За Не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать, - восклицает художник в рассказе Бальзака «Неведомый шедевр». __ ...Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ» (47, 154). Как видим, передача чувственного облика явле- ний в искусстве ценна не сама по себе, а лишь в той мере, в которой в единичном чувственно представленном факте усматривается не- которая общая мысль - идея произведения. Следовательно, худо- жественный образ - это такой чувственный образ, в котором че- рез внешнее как бы «просвечивает» внутреннее существо изобра- жаемого и который тем самым оказывается средством передачи какой-то идеи. Мышление такими чувственными образами, несу- щими в себе всеобщее содержание, и определяется как искусство. Необходимо помнить, что наряду с отражением жизни в её индивидуальной конкретности, неповторимой характерности, ху- дожественным произведениям свойственно утверждение идеи, раскрытие своего, авторского отношения к изображаемому, обра- щение к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей. Если взять, к примеру, картину П. Брейгеля «Слепые», то мы увидим, что на ней изображены люди, которые медленно бредут гуськом, держась за плечо друг друга. Передний из них, споткнув- шись, падает и тянет за собой следующего. Кажется еще миг, и вся группа будет увлечена за ними. Сначала представляется, что на картине изображена конкретная единичная бытовая сцена. Одна- ко такое толкование картины - это «самый элементарный уровень прочтения» её содержания. И если мы попытаемся проникнуть в её смысл глубже, то это позволит нам «истолковать брейгелевских слепых как некий обобщенный символ - образ заблудшего чело- вечества, не знающего и не видящего, куда оно идет», - размыш- ляет А.Л. Андреев (5, 107). И такая трактовка человеческой жизни не случайна, так как она порождена беспокойной обстановкой XVI века с его бесконечными жестокими войнами, религиозными рас- прями и преследованиями, широким народным движением. Это пример того, как единичное эмпирически достоверное событие, изображённое в художественном произведении, стало средством передачи некоторой общей идеи. В искусстве известны и другие способы обобщения. Так, ана- лизируя и отбирая факты, явления, персонажей, авторы обраша- (отся к типизации. Типизация дает возможность автору показать ааиболее характерные тенденции жизни и тем самым выразить )пределенную концепцию жизненной действительности. Вот как определяет процесс создания литературного образа Н.Г. Черны- шевский: «Поэт наблюдает множество живых индивидуальных личностей; ни одна из них не может служить полным типом; но он замечает, что в каждом из них есть общего, типического; отбрасы- вая в сторону всё частное, соединяет в одно художественное це- лое разбросанные в различных людях черты и таким образом со- здаёт характер, который может быть назван квинтэссенциею дей- ствительных характеров» (80, 161). Однако эта «квинтэссенция станет художественным образом только при условии наделения персонажей индивидуальными чертами». Следовательно, образ становится действительно художественным только тогда, ког- да общее будет выражено в индивидуальном, а индивидуальное станет средством выражения общего, то есть, когда возникает типическое. И если это единство нарушается, эта связь разрыва- ется или одна из сторон преобладает над другой, то художествен- ный образ разрушается. В связи с этим в процессе создания худо- жественного образа автор собирает и извлекает из разрозненных, разобщённых жизненных фактов, событий, черт разных людей то, что помогает ему передать общее для них всех, создавая правду жизни. При этом правда жизни в художественном произведении предстаёт «очищенной от всякого рода шелухи, от ничего не зна- чащих пустяков, от всего малозначительного» (80, 154). Таким образом, согласно С.И. Ожегову, «образ (в литературе, искусстве) обобщенное, художественное отражение действительности, обле- ченное в форму конкретного, индивидуального явления». Итак, мы видим, что художник, запечатлевая в своих произведениях ха- рактерные приметы, индивидуальные особенности жизненных явлений, передаёт нам через них общечеловеческий смысл, в кон- кретных деталях раскрывает общее. Обобщение - необходимое Условие для создания подлинно художественного образа. Обоб- рать - значит проникать в суть действительности. Вместе с тем, с°здание художественного образа - это сложный творческий про- вес. И не следует думать, что процесс его создания происходит VH Wi' последовательно: сначала автор обобщает, потом индивидуализи- рует или, наоборот, вначале индивидуализирует, а потом вносит что- то обобщённое. Обобщение и индивидуализация в процессе созда- ния художественного образа происходят одновременно, вместе с тем, как писал А. Толстой, «это строго различные процессы». Начинающий сценарист должен знать, что только при усло- вии глубокого изучения и анализа явлений действительности, пол- ной искренности автора и новизны его впечатлений от факти- ческого материала может родиться оригинальный замысел, а впоследствии может быть разработан сценарий театрализован- ного представления или праздника, который будет отвечать всем «ценностным критериям» произведений искусства. «...В любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из данных нам фактов... нельзя конструировать связи и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опыт- ным путём».
|