Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ных и освещенных сценаристом-режиссером в художественно
организованном праздничном событии. Тема всегда объективна, она «кусок живой действительности», так как отражает в себе круг жизненных проблем, рассматриваемых автором, и вбирает в себя те противоречия, которые развиваются в произведении. Тема отвечает на вопрос «о чём?» Формулировать тему нужно не вообще, а конк- ретно о каком-то явлении, событии, объекте, о том, что в данный момент вызывает наибольший интерес как у предполагаемой ауди- тории, так и у сценариста. Определить тему будущего сценария - значит очертить круг явлений действительности, которые будут от- ражены в сценарии театрализованного массового действа. Так, например, работая над созданием сценария театрализо- ванного действа, посвящённого Международному женскому дню 8-е Марта, мы будем изучать материал, относящийся к данному праздничному событию. Объектом внимания может стать матери- ал, связанный с историей возникновения данного праздника, с тра- дициями празднования этого события в данной местности, регио- не, коллективе. Мы будем подбирать и изучать документальный, местный материал, связанный с жизнью и деятельностью женс- кой половины человечества, фиксировать своё внимание на доку- ментальном и художественном материале, связанном прямым или косвенным образом с проблемами, которые волнуют сегодня жен- щин разных возрастов, разного социального положения и т.д. Од- нако рассказать в одном сценарии обо всём, что связано с женщи- ной, невозможно. Важно определить тематическую направленность сценария, которая должна быть более узкой, более конкретной, что поможет сценаристу сосредоточиться на определённом материа- ле, на конкретных проблемах, а не растрачивать своё внимание на материале, связанном с данным событием «вообще». Размышляя над темой конкретного сценария, нужно не забывать, что её выбор зависит от целого ряда обстоятельств: — задач, поставленных заказчиком; - характера жизненного события, вызвавшего потребность в его художественном оформлении; 3 — сложившейся социально-культурной ситуации; - потребностей и интересов предполагаемой аудитории празд- ничного действа; — социально-психологических и возрастных особенностей дан- ной аудитории; - характера жизненного материала; - жизненного и творческого опыта сценариста, а также его личных интересов и пристрастий. Всё это и поможет определиться, в каком тематическом направ- лении идти в процессе изучения и накопления сценарного матери- ала. Конкретная тематическая направленность точнее очертит круг поиска и изучения необходимого документального и художествен- ного материала, а в дальнейшем поможет окончательно сформули- ровать тему сценария предстоящего театрализованного действа. Подбирая сценарный материал к сценарию театрализованного действа, посвящённого Международному женскому дню, мы мо- жем выбрать одно из следующих тематических направлений: «О русской женщине», «О русских женских характерах», «О женщи- не-матери», «О женщинах-героях», «О женщине-руководителе», «О женщинах творческих профессий», «О сложных женских судь- бах», «О женской любви», «О женской верности», «О женском счастье», «О женственности» и другие. Только в результате упор- ной работы по изучению и анализу материала (в русле выбранной тематической направленности) а также с учётом личностного от- ношения к изученному материалу и проблемам, которые он под- нимает, мы сможем окончательно определить тему будущего теат- рализованного действа. - -у Определив тему сценария, необходимо направить свои усилия на поиск проблемы, которая будет интересна аудитории пред- стоящего театрализованного действа. Проблема тесно связана с темой, так как вытекает из неё в результате её глубокого анализа. «Проблема (греч. «проблема» — задача, задание) — противоречие, которое в данный момент, при данных обстоятельствах нераз- решимо» (75, 10). Поднимаемая проблема должна быть осмыслена автором и Раскрыта им в сценарии доступным для данной аудитории язы- ком, чтобы в процессе развития театрализованного действа зри- тель сумел рассмотреть её с различных сторон, проникнуться её содержанием и не остался равнодушным, а принял активное уча- стие в разворачиваемых событиях праздничного действа. Известно, что проблема в художественном произведении иг- рает значительную роль как в организации материала, так и в пос- ледующем воздействии на читателя, зрителя, аудиторию. Напри- мер: «Понимание литературного произведения становится более ясным, если его содержание представить как ряд острых жизнен- ных противоречий (проблем), стоящих перед художником и его персонажами и настоятельно требующих своего разрешения в сюжетном действии» (79, 334). Подобное происходит и при воплощении театрализованного действа. Поставлена проблема - есть интерес аудитории, есть взволнованность, сопереживание, которые в ходе театрализован- ного действа превращают зрителя в активного участника проис- ходящего. В связи с этим, определив тему будущего сценария, надо выявить проблему, которая волнует конкретную аудиторию в рам- ках данной темы, проблему, которая интересна сценаристу, отве- чает требованиям времени и будет способствовать раскрытию со- держания предстоящего действа. Выявить проблему, как предлагает О.И. Марков, можно посред- ством постановки вопроса к данной теме. Так, например, тема, которую мы избрали, формулируется следующим образом: «О со- временной женщине». «О женских качествах, которые необходи- мы сегодня женщине, чтобы идти в ногу со временем. Отсюда проблема: какими качествами должна обладать женщина, что- бы быть современной? Легко ли идти в ногу со временем? Дан- ный вопрос может получить противоречивые ответы, а это значит иметь, как минимум, две точки зрения. Они и явятся основанием будущего драматургического конфликта (лат. «конфликтус» - столкновение») (75, 10). Сформулировав тему и проблему создаваемого сценария, не- обходимо определить педагогическую цель, которая должна быть тесно связана с темой и направлена на конкретную аудиторию Так, например, целью сценария на данную тему для молодых де- вушек-студенток может быть следующая: вызвать желание деву- шек совершенствовать себя, заставить каждую задуматься над тем, соответствует ли она требованиям времени, современна ли она, над чем ещё ей надо поработать, чтобы не отстать от времени? Достаточно ли в ней честолюбия, воли и трудолюбия, чтобы следовать требованиям времени? Определив цель, сцена- рист должен вернуться к поставленной проблеме, чтобы сформу- лировать авторскую концепцию, то есть выразить своё личное отношение к поднимаемой проблеме. Для этого необходимо опре- делить аспекты проблемы - ответы на поставленный вопрос к теме. Итак, какие требования выдвигает сегодня время перед женской половиной человечества? Какой должна быть современная жен- щина? При ответах на вопрос необходимо опираться на подобран- ный сценарный материал и своё авторское отношение к нему. Могут быть сформулированы следующие ответы: 1. Интеллекту- ально-развитая; 2. Физически здорова и спортивно сложена; 3. Деловая и независимая; 4. Женственная и стильная. Важно не за- бывать, что все ответы на вопрос проблемы должны быть не толь- ко убеждением сценариста, но и иметь подкрепление в подобран- ном материале. В ином случае от ответа нужно отказываться или продолжать поиск материала, пока сценарист не найдёт подкреп- ление своей точке зрения в сценарном материале. Нужно не забы- вать, что именно посредством сценария автор будет выражать свою активную жизненную позицию по отношению к поднимаемой проблеме, однако это будет потом, в результате творческой дея- тельности сценариста. А на данном этапе работы над сценарием автор формулирует свою позицию на основе ответов на вопрос проблемы. Так, проанализировав все ответы на поставленный воп- рос, можно сделать следующий вывод: лишь постоянная работа над собой даст возможность женщине находиться в современ- ном ритме и при этом сохранить в себе женское начало. Это и будет авторской концепцией - идеей будущего сценария. Крат- ко её можно сформулировать следующим образом: быть совре- менной женщиной, идти в ногу со временем — большой труд! Таким образом, «идея - это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий» (16, 102). В переводе с греческого «идея» —понятие, представление. Идея абстрактна. Она- вывод и обобщение. Идея представляет собой некое нравственное суждение автора о предмете изображения, которое должен понять зритель в ходе восприятия театрализованного действа. Идея отве- чает на вопрос: что утверждает автор? В связи с этим идея все- гда субъективна, так как в ней находят своё выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой им жизненной дей- ствительности. В своё время известный русский художник И.Н. Крамской пи- сал: «Художник как гражданин и человек, кроме того, что он ху- дожник, принадлежа известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит. Предполагается, что он любит то, что достойно любви, и ненавидит то, что того заслуживает. Любовь и ненависть для него не логические категории, а чувства. Ему оста- ётся только быть искренним, чтобы быть тенденциозным» (80, 222). Идея - это пафос автора, которым он охвачен, словно пламе- нем. Так, для любого художника важно помочь людям правильно видеть и понимать жизнь. Заставить их понять, обратить их вни- мание на то, что они в самой жизни не заметили или не поняли, не обратили внимания или неверно поняли, не так оценили. Поэтому «идея должна быть понятием эмоциональным». По определению В.Г. Белинского, идея художественного произведения - это «жи- вая страсть, живой пафос». Таким образом, художественная идея всегда образно-эмоцио- нальна. «Искусство - это, прежде всего, мысль, помноженная на чувства» (53, 446). В связи с этим начинающему сценаристу необ- ходимо понять, что авторскую мысль нельзя взять и отделить от произведения, так как она пронизывает его от начала и до конца, органично вплетаясь в его художественную ткань, заставляя вос- принимающих его сопереживать происходящему, вызывая при этом определённые мысли и чувства. Нужно не забывать, что идея про- изведения не существует как вполне сложившаяся, «готовая» мысль, которая в процессе творчества лишь воплощается в мате- риале, обретая конкретно-чувственные формы. Идея произведе- ния формируется по мере его создания. В свою очередь, идея про- изведения становится понятной лишь в процессе его восприятия- Она выражается в тех мыслях и чувствах, которые возникают у воспринимающих его. В связи с этим автор представления, спек- такля, праздника должен так выстроить предполагаемое театра- лизованное действо, чтобы в ходе его воплощения аудиторию на- полняли те мысли и чувства, которые отвечали бы авторской оценке отображаемых им явлений действительности. Любовь, ненависть, восторг, возмущение - обычные человеческие чувства, которые и должен стремиться вызвать у аудитории автор в процессе образ- ного решения и подачи жизненного материала. И только глубоко прочувствовав происходящее, пропустив его через ум и сердце, аудитория понимает авторскую идею представления. Таким обра- зом, художественная идея - в самом произведении, в тех мыслях и чувствах, которые оно рождает в нас в процессе его восприятия. Идею не нужно путать с идейностью. С точки зрения психоло- гов, идея - это, скорее, мотивация. Согласно Л.А. Дмитриеву, идея - «это сверхзадача автора. Его влечение. Склонности. Установки. Она идёт от сверх-сверхзадачи жизни, от идеалов, ставших путеводной звездой творчества. В каждом конкретном творческом акте она пред- шествует замыслу, она зерно художественного образа» (25, 10). Предпосылкой для создания художественной идеи выступают те социально значимые идеи, которые бытуют в общественном сознании современного общества. Однако в художественном за- мысле автора они утрачивают свою отвлеченность, претворяясь в «первообраз», который несёт в себе как бы свернутое содержание произведения. Например, «пиковая дама» у Пушкина, «вишневый сад» и «чайка» у А.П. Чехова, «обрыв» у И.А. Гончарова, «бег» у М. Булгакова. И, несмотря на то, что первообраз отличается нео- пределенностью, в процессе воплощения замысла он становится Регулятивным принципом, определяющим весь дальнейший твор- ческий процесс по созданию произведения. Возможно, именно поэтому О.И. Марков уже на этапе создания «смыслового карка- са» сценария предлагает сценаристам найти образное название каждому блоку и эпизоду будущего сценария. В этих образных названиях и должна быть сокрыта суть данных структурных еди- НиИ; эти первые образные ассоциации, вызванные глубоким про- никновением в жизнь, и станут «первообразом» всего сценария и каждой его структурной единицы, тем живым «зерном», из кото- рого в дальнейшем творческом процессе «вырастет» художествен- ный образ создаваемого театрализованного действа. Таким образом, определив тему, проблему, педагогическую цель и авторскую концепцию (идею) будущего сценария, необхо- димо, согласно методике О.И. Маркова, на основе выявленных аспектов проблемы определить блоки будущего сценария и дать им образное название. Затем определить педагогическую цель каж- дого блока исходя из цели всего сценария и дать им смысловые задания. Далее, на основе смысловых заданий блоков, определить эпизоды каждого блока и также, образно назвав каждый эпизод, определить педагогическую цель каждого эпизода исходя из це- лей блоков и разработать им свои смысловые задания. Затем, на основе педагогических целей намеченных эпизодов, сценаристу необходимо разработать смысловые задания каждой предполагае- мой единице сценической информации будущего сценария с по- зиции эмоционально-чувственного воздействия на аудиторию. Весь этап работы, начиная от первых шагов к изучению материа- ла, события, аудитории и завершая разработкой смысловых зада- ний единицам сценической информации, О.И. Марков называет этапом работы по построению «смыслового каркаса» сценария. И несмотря на то, что разработка «смыслового каркаса» очень тру- доёмкий процесс, в чём мы убедились на собственном опыте, он заставляет скрупулёзно обдумать все позиции, которые нельзя упустить как в процессе создания сценария, так и дальнейшего его режиссёрского воплощения. Работа над смысловым каркасом заставляет сценариста глубже вникать в суть анализируемых яв- лений, способствует более качественному отбору сценарного ма- териала, помогает более полно раскрыть тему и верно выстроить действие, способствующее развитию авторской мысли. Следуя технологии, предложенной О.И. Марковым, уже на этапе разра- ботки смыслового каркаса сценария театрализованного действа сценарист продумывает приёмы художественной организаций аудитории, предусматривает и программирует её реакцию, выст- раивает цепочку непрерывного воздействия на аудиторию с це- лью стимулирования её активности в зависимости от требований организуемой формы празднуемого события. В дальнейшем всё это будет способствовать не только активизации зрительского вос- приятия, стимулированию его к участию в праздничном действе, но и эффективности воспитательного воздействия на аудиторию. В связи с этим считаем необходимым порекомендовать начинаю- щим сценаристам изучить методику работы над сценарием, пред- ложенную О.И. Марковым в учебном пособии «Сценарная куль- тура режиссёров театрализованных представлений и праздников (Краснодар, КГУКИ, 2004). Итак, выстроив «смысловой каркас» будущего сценария, мож- но говорить о том, что всеми своими действиями мы подготови- ли почву для рождения драматургического замысла. И чем луч- ше подготовлена эта почва, тем реальнее надежды на появление ожидаемых всходов - рождение сценарно-режиссёрского замысла предполагаемого театрализованного действа. «Когда я точно знаю, ради чего ставится то или иное произведение сегодня, когда мне ясен его непосредственный посыл, который меня граждански вол- нует в данный момент, тогда я могу всё образное построение спек- такля нацелить на решение конкретных идейно-художественных задач. И в результате спектакль стреляет в ту цель, в которую он был направлен», -делится своим творческим опытом Г.А. Товсто- ногов (65). Подобно театральному режиссёру, режиссёр театрали- зованных представлений, определив для себя, чего он хочет до- биться своей работой, на какую сторону человеческого сознания или человеческих чувств будет влиять, ради чего создаёт именно это произведение, а не другое, должен создать замысел своего бу- дущего действа. Или, как говорил в своей книге «Рождение спек- такля Ю. Завадский, «сочинить спектакль так же, как композитор сочиняет музыку, найти средства сценической выразительности, которые бы высекали искру зрительского восприятия» (30, 12). И хотя эти слова обращены к театральному режиссёру, будущие ре- жиссёры театрализованных представлений и праздников могут принять их на свой счёт, так как в процессе организации празд- ничного события им придётся выступать в двоякой роли: сцена- Риста и режиссёра. Сложность, а возможно, и преимущество здесь состоит в том, что режиссёры театрализованных представлений и праздников сами являются авторами своего будущего спектакля. «Творить, создавать — это значит, самому искать и находить» (53, 445), пишет известный эстрадный режиссёр А. Рубб. Поэтому именно сейчас, определив идейно-тематическую направленность своего будущего действа, мы должны создать его сценарно-режис- сёрский замысел, или, если говорить на музыкальном языке, «найти точную тональность, темпоритмический строй» предполагаемого действа. Главенствующая роль в создании сценарно-режиссёрского за- мысла любого художественного произведения отводится авторс- кой мысли в отношении изображаемой действительности. Вместе с тем известно, что искусство отражает жизнь по-своему, через особую художественную условность, которая возникает не слу- чайно. Условность художественного произведения подчёркивает его принадлежность к особой форме отражения действительнос- ти. Она позволяет в одном произведении передать огромное жиз- ненное содержание. Необходимо помнить, что без этой условной формы отражения жизни нет искусства. При этом у каждого вида искусства своя особая условность, а внутри него - свои у каждого произведения и автора. Так, если представить себе, что «художе- ственное произведение, пьеса - это зеркало, которое отражает ку- сок жизни, то, вероятно, угол отражения этого зеркала должен быть у каждого автора своим. И то, под каким углом поставлено это зеркало, и есть, по-видимому, особенность данного автора, его манера и стиль», - рассуждает Г. Товстоногов. Это позволяет авто- рам воспроизводить жизнь, не повторяя её и не копируя. И буду- чи, принятой авторская условность уже не вызывает никаких со- мнений. Так, например, по-своему условен сценический язык А.П. Чехова, условен сценический язык Бертольда Брехта. Условны приёмы Театра на Таганке, по-своему условны приёмы театра Паневежиса (литовского города). И вообще в театре всё условно, и каждый спектакль условен по-своему. Именно поэтому, как ут- верждает театральный режиссёр П.М. Ершов, «идея, мысль в ис- кусстве вне средств выразительности есть голая и пустая абстрак- ция, фикция, и потому она не может никак быть названа «замыс- лом». «Замыслом произведения искусства, в собственном смыс- ле слова (и в любом роде искусства), можно считать лишь такое умозрительное построение, в котором идея художника слита в одно целое с представлениями о средствах её воплощения» (28, 230). В свою очередь, совокупность средств, приёмов, использованных автором в произведении, будет отражать жизненные противоре- чия, раскрывать его содержание. Создать замысел — это значит «увидеть» своё будущее произведение. И здесь не обойтись без глубокого анализа темы, проблемы, жизненного и художествен- ного материала, накопленных эмоциональных впечатлений, жиз- ненного опыта, волнующей авторской мысли, творческого мыш- ления и интуиции. А возможно, и некой случайности, которая даст толчок нашему творческому воображению.
|