Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театрализованного действа
Изучая и анализируя произведения различных видов искусст- ва, мы видим, что в разном материале, в разных принципах пост- роения художественного образа их объединяют одни и те же ха- рактеристики. Так, прежде всего, всем произведениям искусства присуще отражение жизни в её индивидуальной конкретности и неповторимой характерности. Посредством каждого художествен- ного произведения происходит утверждение идеи, раскрытие лич- ностного отношения автора к изображаемой действительности. Каждое произведение искусства - это обращение автора к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей. Поэтому не случайно великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский, обращаясь к режиссёрам театра, писал: «Режиссёр — это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театраль- ных. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режис- сёрское мышление» (54, 29). Это высказывание известного деяте- ля театра о сущности режиссёрского искусства напрямую отно- сится и к профессиональной деятельности режиссёров театрали- зованных представлений и праздников. Более того, все вышепере- численные задачи, поставленные К.С. Станиславским перед ре- жиссёрами театра, режиссёрам театрализованных представлений и праздников необходимо решать уже на первых этапах творчес- кого процесса создания театрализованных действ, а значит, уже в период работы над сценарием. Приступая к сценарной работе, не помешает также вспомнить наказ профессора Калифорнийского Университета Ричарда Уолтера, который говорил: «Первая, после- дняя и единственная заповедь сценариста - будь достоин аудито- РИИ, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное и НеРУшимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (61, /• Эти напутствия известного кинодраматурга мы должны вос- принимать как призыв идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий, поднимать и решать современные проблемы, звать ауди- торию к вершинам совершенствования и гармонии. «Режиссёр, - пишет Н.М. Горчаков, - должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли, нужные современности» (22). И положиться здесь можно только на свою эрудированность, гражданскую зрелость, а также на лич- ную заинтересованность в инициативно-новаторской и творчес- ко-поисковой деятельности. Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не- обходимо пройти все стадии творческого процесса создания лю- бого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой перера- ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про- цесс создания художественного замысла, а значит - и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении ис- кусства. В практике работы над сценариями различных форм и разно- видностей театрализованных представлений и праздников выде- ляют три ключевых этапа работы сценариста: I этап - создание идейно-художественного замысла сценария; II этап - отбор сценарного материала; III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрали- зованного действа; Эти этапы творческого процесса работы по созданию сцена- риев театрализованных представлений и праздников наиболее выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необхо- димо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит ос- новным законам творчества, так как названные этапы работы над сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии творческого процесса создания художественных произведений. В свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу со- средоточиться на ключевых моментах творческого процесса рабо- ты над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Мар- кова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов работы над сценариями театрализованных представлений: - создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и единицам сценической информации); - разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и еди- ниц сценической информации); - разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и еди- ниц сценической информации); - отбор художественных средств; - монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков); — литературная запись сценария (литературная обработка сце- нария). Такой подход к творческому процессу работы над сценарием вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу, ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следо- вать от одного этапа к другому, последовательно выполняя твор- ческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вмес- те с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы со- здать полноценный сценарий театрализованного действа, сцена- ристу необходимо овладеть множеством творческих операций, которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой деятельности. Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован- ного действа происходит: - выбор и анализ темы; - поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы; - постановка педагогической цели будущего театрализованного Действа; - определение идеи; Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необхо- димо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональ- ных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинает- ся с решения сценаристом следующих задач: - выявление и изучение события, которому будет посвящен сценарий; - тщательное и глубокое изучение жизненного и художествен- ного материала; - изучение психолого-педагогической характеристики аудито- рии будущего театрализованного действа, её интересов и потреб- ностей; — выбор и изучение возможностей места проведения театра- лизованного действа; - выявление творческих и финансовых возможностей вопло- щения сценария будущего театрализованного действа. Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет опреде- лить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа. В свою очередь, процесс поиска художественно-образного ре- шения содержания театрализованного действа требует от сцена- риста: - определения формы будущей программы; - выявления жанрового решения театрализованного действа. - определения сценарно-режиссерского хода и приёма театра- лизованной программы; Второй этап работы над сценарием театрализованного дей- ства предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз- ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз- нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, подобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь при- держиваясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного ма- териала играет сценарно-режиссёрский замысел. Третий этап работы над сценарием — монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций: - разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза- имосвязи и соподчиненности частей целому; - выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода; — монтаж сценарного материала; — литературную работу над сценарием. В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого процесса сценарист завершает работу над сценарием. Так, последовательно пройдя все этапы творческого процес- са, сценарист сумеет получить результат своей работы — сцена- рий театрализованного действа. Таким образом, творческий процесс работы над сценарием потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия, энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием. «Процесс сочинительства сценического произведения - главней- ший этап на пути создания массового действа. Он длителен, по- рой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков - сценического произведения», - пишет известный режиссёр те- атрализованных представлений И. Шароев (73, 19). Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого про- цесса, понять специфику работы по созданию сценария театрали- зованного действа, попытаемся проследить каждый его этап бо- лее обстоятельно.
|