Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активизация аудитории - ещё одна их характерных черт
драматургии театрализованных представлений и праздников, Овладеть вниманием, разумом, чувствами будущей аудитории и повести её за собой уже с первых шагов театрализованного пред- ставления или праздника - главное требование к драматургии те- атрализованного действа. Привлечь внимание аудитории к театра- лизованному действу, заинтересовать темой, проблемой, «услови- ями игры», в которую его приглашают, чтобы увлечь авторской мыслью, превратить зрителя в участника театрализованного дей- ства - одна из первостепенных задач автора. В связи с этим уже на этапе создания сценария автор программирует активизацию буду- щей аудитории. Известны такие приёмы активизации, как вер- бальный, физический, церемониально-обрядовый, игровой. Уже в процессе работы над сценариями театрализованных действ авто- рами программируется в ходе развития театрализованного действа прямое обращение к аудитории, к «реальным героям» празднич- ного действа, посредством предоставления слова, приглашения к микрофону или включения в определённое игровое, символичес- кое или реальное действие. Зачастую в сценариях праздничных действ программируются шествия, переклички, церемониально- обрядовые действия, различные игровые ситуации, которые не только провоцируют, но и способствуют активному вовлечению аудитории в действие. Дмитрий Михайлович Генкин акцентирует наше внимание на игре как наиболее эффективном методе вовлечения аудитории & массовое действо. По его утверждению, игра может выступать в условиях массового праздника как в качестве непосредственного активного занятия, так и в форме зрелища, как режиссёрский при' ем или сценарно-режиссёрский ход, а также игра как таковая, со своими игровыми условиями. Игра также может быть методом вовлечения человека и в более активное массовое действо, соот- ветствующее его устремлению в том или ином праздничном дей- стве. Так, празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в какой-то сте- пени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игро- вом театрализованном действии. В этом случае игра даёт челове- ку возможность персонификации, подражания положительным героев. Театрализованная игра, в известном смысле, выступает как резонатор, усиливающий переживания личности и несколько пре- образующий их, создающий столь необходимый праздничный эмоциональный настрой. Театрализованное игровое действие мо- жет быть чрезвычайно важной, активной частью любого праздни- ка и во многом способствовать его успеху. Таким образом, драматургическая обработка жизненного материала, театрализация реального места действия и игра яв- ляются наиболее важными педагогическими методами организа- ции массового праздника. Именно такой подход к организации те- атрализованных представлений и праздников позволят максималь- но активизировать аудиторию и вовлечь её в праздничное действо. В ходе организации театрализованного действа мы можем ис- пользовать все приёмы активизации аудитории, что придаст праз- дничному событию демократичность и позволит создать условия Для самовыражения личности и её активного участия в действии. Итак, рассмотрев общие и специфические особенности дра- матургии театрализованных представлений и праздников, мы сде- лали ещё один шаг к постижению «тайны» сценарного творчества. Вопросы для самопроверки: 1 • Назовите общие черты драматургии театрализованных представ- лений и праздников с драматургией театральной. 2- Перечислите специфические особенности драматургии театра- лизованных представлений. 3 • Что лежит в основе драматургии театрализованных представле- ний и праздников? 4. Чем отличается документ от жизненного факта? Перечислите виды документального материала. 5. Назовите средства искусства, используемые в сценариях теат- рализованных представлений и праздников. 6. Что характерно для метода театрализации? 7. Как выстраивается конфликт в сценариях театрализованных представлений? 8. Какую роль играет монтаж в сценариях театрализованных пред- ставлений и праздников? 9. Перечислите элементы композиции драматургии театрализован- ных представлений и дайте им характеристику. 10. Назовите приёмы активизации аудитории, встречающиеся в со- временной практике организации и проведения театрализован- ных представлений и праздников Литература: 1. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие, - М., 1998. 2. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. -М., 1969. 3. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983. 4. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработ- ника. - М., 1984. - С. 3-36, 93-110. 5. Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представления. Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М.: ЛГИК, 1985. - С. 6-31. 6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб- ное пособие. - М.: МГУК, 1998. 7. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. ака- демика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. 8. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМД. - М.: МКРСФСР ВН МЦНТ и КПР, 1989. 9. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе- дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988. - С. 16-27. 10. Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе. Пособие для ра- ботников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР ВНМЦНТ и КПР, 1988. 13.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ- лений: История и теория. Учебное пособие для студентов институтов культуры. -М.: Просвещение. 1981.
|