Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ную категорию людей проблемы.
Здесь уместно сказать и о публицистичности сценарной дра- матургии. Несмотря на то, что публицистика (от лат. publicus - «общественный») представляет собой вид литературы и журна- листики (к публицистике относятся газетные или журнальные жанры: статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, репортажи и т.д.), публицистичность является специфической чертой сценариев театрализованных представлений. Известно, что главное в пуб- лицистике - аналитическая мысль автора, откликающегося на са- мые живые потребности общества, обращающегося к наиболее насущным жизненным вопросам. В связи с этим, создавая сцена- рий, сценарист, так же как и автор-публицист, посвящает его акту- альным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью. И к какой бы сфере жизни: полити- ке, науке, культуре или производству - он ни обращался бы, его основная задача заключается в том, чтобы объяснить жизненные факты, установить связи между ними, исследовать их причины и последствия, истолковать и оценить происходящее. Для сценариста-режиссёра театрализованных представлений 1 праздников, как и для любого автора-публициста важным явля- 1 своевременность, оперативность отклика на те или иные со- [тия и проблемы. Вместе с тем, чтобы воздействовать на обще- нное мнение, повлиять на развитие общественно-политичес- процессов, публицистичность требует от автора умения ярко °Ционально подавать свою мысль. Для того, чтобы убедить аудиторию, сделать её сторонником своей точки зрения, автору необходимо уметь воздействовать не только на разум, но и на чув- ства людей. В связи с этим сценарист выстраивает сценарий по- средством эмоциональной передачи своих впечатлений, настрое- ний, переживаний, обращаясь к судьбам и характерам конкретных людей, изображению конкретных жизненных ситуаций в мельчай- ших подробностях и с самых разных сторон, воссоздавая при этом целостную картину жизни. Публицистике также присуща тенденциозность, т.е. заведо- мое заострение идеи, стремление как можно более действенно выразить ее, «заразить» ею аудиторию, обращаясь одновременно к её разуму и чувству. Именно публицистичность, тенденциозность сценарной драматургии позволяют сценаристу выразить своё отношение к поднимаемым проблемам, в образной форме сказать о том, о чём, на его взгляд, нельзя молчать, принять действенное участие в жиз- ни конкретных людей, в гуманном преобразовании общества. Всё это выдвигает перед сценаристом требования чёткой гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни, своевременного отклика на важные жизненные события; необходимо быть твор- чески активной личностью, знать и тонко чувствовать аудиторию, уметь ярко, образно и доступно не только выражать свои мысли, но и увлекать ими других. Таким образом, документальность, публицистичность, тенденциозность — важные специфические средства сценарной драматургии. Синтетичность - ещё одна отличительная особенность дра- матургии сценариев театрализованных представлений. Эта спе- цифическая черта театрализованных действ проявляется в раз- ножанровости, в синтезе искусств, в разнообразии используемо- го материала и сценических выразительных средств. Так, театра- лизованные представления и праздники объединяют в себе сразу несколько видов искусств: живопись декоративного оформления, литературу, музыку, театр, танец, пластику, кино, цирк, эстраду и другие, а также различные виды спорта. Синтетические действа вбирают в себя сочетание слова и пластики, музыки и света, цвета особой звуковой структуры, видеоряда и «живого» выступления реальных участников событий, игровых и церемониально-обря- довых действий всех участников. Здесь могут аккумулироваться и вступать в активные взаимоотношения все виды искусств. Однако театрализованное представление — не сумма образов, а живой це- лостный организм. Здесь каждая отдельная деталь, картина, но- мер живут не сами по себе, а как частица единого целого, общего замысла, и всё это органично переплетается в единой художествен- ной ткани с документальным, местным материалом и деятельнос- тью самих участников массового действа. «Специфика работы в области массовых форм требует от ре- жиссёра знания всех видов искусств, умения «задействовать» их в представлении: ведь в постановке используется драма и опера, оперетта и цирк, духовые и симфонические оркестры, сводные хоры и небольшие ВИА, классический балет и народный танец, кино и эстрада, пантомима и куклы. И помимо этого в представле- нии участвуют спортсмены и воинские подразделения, студенты и дети» (57, 38). Таким образом, синтетичность сценариев театра- лизованных представлений и праздников проявляется в использо- вании богатого арсенала средств художественной выразительнос- ти, что придаёт театрализованному действу яркость, зрелищность, динамичность в развитии действия, оригинальность и неповтори- мость. Так, в Тургеневском празднике «Ожившие мгновения ми- нувшей красоты», посвящённом 185-летию со дня рождения ве- ликого русского писателя, который проводился кафедрой режис- суры театрализованных представлений Орловского Государствен- ного института искусств и культуры в сквере у музея им. И.С. Тур- генева, в качестве сценарного материала, наряду с документаль- ным, выступили различные виды и жанры искусств. В ходе празд- ника были использованы поэзия, художественная проза, инсцени- рованные отрывки из произведений И.С. Тургенева, бальные танцы, романсы, симфонические и капелльные произведения, ба- ^етные композиции, фольклорные песни и танцы. Вся эта палит- )а средств выразительности, органично вплеталась в общую кан- литературного праздника, создавая неповторимую атмосферу охи И.С. Тургенева, раскрывала содержание праздника, способ- S3 ствовала развитию авторской мысли и активизации аудитории. Несмотря на разнообразие и полярность жанров, использованных на празднике, создавалось впечатление целостности и гармонич- ности праздничного действа, так как всё было подчинено единому образному сценарно-режиссёрскому ходу. Сценарий юбилейного вечера, посвящённого 25-летию Орлов- ского государственного института искусств и культуры, о котором упоминалось выше, вбирал в себя ещё большее жанровое разно- образие. Здесь также «мирно» соседствовали бальные танцы и поэзия, народные инструментальные пьесы и оды, фортепианные произведения и народные танцы, гимнастические номера и интер- медии, клоунада и эстрадные песни, фольклорные песни и клас- сический танец, выступления реальных героев и акробатические номера. В связи с тем, что вечер состоял из эпизодов, каждый эпи- зод представлял собой самостоятельное законченное действие, со своей атмосферой, жанровой окраской и стилем, всё это разнооб- разие лишь обогатило каждый эпизод, придавая ему своеобраз- ный, неповторимый характер. Таким образом, рассредоточившись по эпизодам и подчинившись их идейно-тематической направлен- ности и сценарно-режиссёрскому ходу, идейно-эмоциональные средства выразительности способствовали образному решению документального, местного материала, на основе которого стро- ился каждый эпизод и, конечно же, помогали раскрытию темы и развитию мысли всего сценария. Помимо этого, использование разнообразных приёмов монтажа для организации разнохарактер- ного и разножанрового материала способствовало организации динамичного развития действия, эмоциональному воздействию на аудиторию, вызывало не только эффект сопереживания, но и ак- тивно включало аудиторию в действие. Таким образом, практика режиссуры театрализованных действ показывает, что синтетич-
|