Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театрализованных представлений. С развитием общества развивается и его праздничная культу-
С развитием общества развивается и его праздничная культу- ра, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее время заметно выросла потребность в добротной сценарной дра- матургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не прост. Помимо творческих способностей и больших человечес- ких затрат процесс создания сценариев требует профессиональ- ных знаний умений и навыков. Как создать хороший, грамотный сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных действ? В чём сущность и специфика сценариев театрализован- ных представлений и праздников? Эти вопросы волнуют каждого, кто вступает на путь сценарного творчества, так как они невольно возникают у начинающих сценаристов уже на первом этапе их творческого процесса. К проблеме сценариев, сценарной драматургии неоднократно обращались известные теоретики и практики театра, кино, радио, телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и праздников. Известны взгляды на сценарную драматургию праз- дничных действ Д.М. Генкина, Д.Н. Аля, А.И. Чечётина, А.А. Ко- новича, А.Д. Силина, О.И. Маркова, Г.Д. Литвинцевой и других теоретиков и практиков театрализованных представлений и празд- ников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным литературным источникам, что создаёт трудности для создания полной картины знаний о данном предмете. Многие теоретические разработки, изданные ещё в советское время, устарели по причине насыщенности идеологией, а вместе с ней и не воспринимающи- мися современной молодёжью примерами из практики тех лет. В настоящем разделе мы попытаемся обобщить взгляды на Данную проблему, тем самым создать наиболее полную картину о сущности и специфике сценариев театрализованных представле- ний и праздников.
Итак, сценарий является первоначальным моментом в твор- ческом процессе работы по созданию театрализованных пред- ставлений и праздников. Это драматургическая форма любого те- атрализованного действа. Сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников. По- этому, прежде чем приступить к постановочной работе над оче- редной праздничной программой, необходимо разработать сцена рий будущего праздничного действа. По определению известного теоретика и практика массовы) праздников Д.М. Генкина, «сценарий - это подробная литератур но-режиссерская разработка содержания театрализованного праз дничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательное ти и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массово!» празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элемен тах действия, показывает авторские переходы от одной части дей ствия к другой, приводит примерное направление всех публицис тических выступлений, вписывает в действие используемый ху дожественный материал, предусматривает средства повышена активности участников, оформление и специальное оборудовани всех площадок действия» (16, 102). Такой подход к определении сценария говорит о его многоплановости и сложности. Предло женная Д.М. Генкиным структура сценария даёт возможность процессе творческой работы по созданию будущего праздничной действа и литературной фиксации его содержания ничего не упу стать, продумать и решить все необходимые моменты по вопло щению сценарно-режиссёрского замысла. Дополнение к данном определению сценария даёт известный режиссёр массовых теат рализованньгх представлений и праздников А.Д. Силин. В свой определении сценария он делает акцент на его режиссёрский ас пект. В книге «Театр выходит на площадь: Специфика работы ре жиссёра при постановке массовых театрализованных представлю ний под открытым небом и на больших нетрадиционных сцен! ческих площадках» он пишет: «Когда мы говорим о сценарии мае сового представления, то менее всего имеем в виду сценарий кинематографическом или телевизионном значении этого слов; то есть некое литературное произведение, в котором по сравЖ нию с традиционной пьесой лишь слегка расширено описание зри- тельного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь обще- принятый термин. По форме он гораздо больше приближается к оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы, это описание действенно-событийной линии с развёрнутыми и подробными постановочными ремарками, это специфический ре- жиссёрский сценарий» (58, 14). Взгляд А.Д. Силина на сценарий как либретто заставляет нас обратить внимание на необходимость подробной фиксации в сце- нарии всех действий участников театрализованного представле- ния, которые планируются в ходе его проведения. Указывает на обязательность детальной разработки и фиксации действий испол- нителей театрализованного представления, работающих во всех жанрах, на последовательную фиксацию всех драматургических, режиссерских и постановочных решений отдельных номеров, свя- зок, всех выразительных средств, создающих сценическую атмос- феру праздничного действа и раскрывающих его содержание. Та- ким образом, сценарий — это результат тесного творческого со- трудничества сценариста и режиссёра или творчества режис- сёра-сценариста в одном лице. В связи с этим нам необходимо помнить, что сценарий должен содержать как драматургичес- кое, так и режиссёрское решение. Поэтому сценарий не пред- назначен для чтения, он служит драматургической основой для сценического воплощения, будущего театрализованного действа. Кратко и ёмко сформулировал понятие сценария С.М. Массарс- кий: «Сценарий - это зафиксированная авторам сюжетно-образ- ная концепция массового действа, на основе найденной и постав- ленной им проблемы, праздничного события» и далее уточняет: - < Сценарий - это подробная литературная (режиссёрская) разра- ботка сюжетно-образного построения массового действа» (40). Обобщённое определение, вбирающее, на наш взгляд, в себя все предыдущие определения сценария даёт нам А.И. Чечетин. Он определяет сценарий театрализованного представления «как спо- 'б фиксации будущего единого действия представления любого 'Ида и разновидности, по возможности во всем объеме вырази- гельных средств» (70, 101). 32 33
Сценарий соединяет в себе как художественную организа- цию сценарного материала, так и организацию действий ре- альных участников праздничного действа. Эту концепцию выд- вигали ещё Д.М. Генкин и А.А. Конович, убеждая в том, что сце- нарий театрализованных форм имеет два аспекта - художествен- ный и психолого-педагогический. В процессе работы над сцена- рием автор должен не только выстроить сценарный материал по законам драматургии, но и запрограммировать в нём приёмы ак- тивизации участников будущего праздничного действа и их пред- полагаемую реакцию и поведение, грамотно организовать зритель- ское восприятие разрабатываемого действа. Поэтому сценарист- режиссёр уже на этапе работы над сценарием управляет реакцией будущей аудиторией, программируя её эмоциональное состояние и поведение. Разрабатывая сценарий, он последовательно выстра- ивает сменяемость чувств и эмоций, настроенной действий пред- полагаемой аудитории по ходу развития всего праздничного дей- ства. При этом сценарист не должен забывать о законах драматур- гического построения действия, о необходимости воздействия на аудиторию по эмоциональному нарастанию: от эмоционально ме- нее слабого воздействия до более сильного. Согласно С.М. Эйзен- штейну, художественное произведение не застывший итог, не ре- зультат творческого труда, а «живой процесс», в котором пересе- каются концепции автора и восприятие зрителя. При этом воспри- ятие зрителя в окончательном осуществлении произведения име- ет активно-эстетическое значение. «Произведение искусства, по- нимаемое динамически, и есть процесс становления образов в чувствах и разуме зрителя. В этом особенность подлинно живого произведения, в отличие от мертвенного, где зрителю сообщают изображённые результаты некоторого протекающего процесса творчества, вместо того чтобы вовлекать его в протекающий про- цесс» (77, 331). Здесь невольно хочется вспомнить слова великого режиссёра Г. Товстоногова, который говорил: «...если подходить к нашей про- фессии с самых высоких позиций, то, вероятно, это самая труд- ная профессия в мире. Всем известен диалог Гамлета с Гильден- стерном о флейте. Так вот режиссёр должен уметь играть на че- ловеческой душе, должен знать колебания, которые позволят ему руководить душой артиста и с ним вместе, «через него» нахо- дить отклик в душах зрителей...» (66, 48). Эти слова талантливо- го режиссёра можно смело отнести и к творчеству сценариста. Он, как и режиссёр или будучи сценаристом-режиссёром в од- ном лице, должен быть хорошим психологом, уметь управлять человеческими чувствами, уметь «играть на человеческой душе» и в творческом процессе работы над сценарием должен уметь выявить силу воздействия каждой единички сценической инфор- мации на конкретную аудиторию, почувствовать уровень эмоци- онального воз, лствия каждого отобранного им средства выра- зительности и суметь поставить его в такой контекст с другим сценарным материалом, чтобы вызвать у присутствующей ауди- тории необходимую реакцию, так как, создавая сценарий, автор, по словам О.И. Маркова, «создаёт действенную модель челове- ческих отношений». И только программируя и выстраивая чув- ственно-эмоциональную реакцию и приёмы активизации в сце- нарий театрализованного действа, можно надеяться на эмоцио- нальный отклик предполагаемой аудитории на поднимаемые про- блемы и достижение поставленной цели педагогического воздей- ствия. Итак, сценарии театрализованных представлений и празд- ников представляют собой единство художественной, психо- лого-педагогической и режиссёрской деятельности. В связи с этим в процессе работы над созданием сценария автор выступает не только в качестве сценариста и режиссёра, но и в качестве со- циолога, педагога, психолога, художника. И при этом он должен быть Гражданином в высоком значении этого слова, быть соци- ально активной Личностью и уметь образно выражать своё отно- шение к поднимаемым проблемам. Таким образом, создание сценария театрализованного дей- ства - процесс сложный и требует многостороннего, комплекс- ного подхода. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое сценарий? 2. Какое место занимает сценарий в профессиональной деятель- ности режиссёра театрализованных представлений и праздни- ков? 3. Что включают в себя сценарии театрализованных представле- ний и праздников? 4. На какие аспекты сценария необходимо обратить внимание ре- жиссёру театрализованных представлений и праздников в про- цессе его творческой деятельности? 5. Что предполагает художественный аспект сценария? 6. Что предполагает режиссёрский аспект сценария? 7. Что предполагает психолого-педагогический аспект сценария? 8. Какие виды деятельности вбирает в себя работа по созданию сценариев театрализованных представлений и праздников? Литература: 1. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство, - М.: Сов. Рос- сия, 1985. 2. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. -М.: МК РСФСР ВНМЦНТ и КПР, 1989.3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе- дагогической деятельности клуба. -М.: Просвещение, 1988. 4. Силин А.Д, Театр выходит на площадь: Специфика работы режис- сёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площад- ках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с. 5. Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представле- ний. - М.: Просвещение, 1981. 6. Шароев И.Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений. - М.: Просвещение, 1986.
|