Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театрализованных представлений
«Драма как род литературы и драматургия - это отнюдь не си- нонимы. Однако сценарии, не являющиеся драмами, - драматур- гия, - утверждает О.Марков. - Нельзя считать драматургию теат- рализованных представлений родом литературы, так как драма составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют литературной родос- ловной» (39, 98). Вместе с тем, между драмой и драматургией есть много общего. Поэтому сейчас мы и проследим общие и особенные черты драматургии театральной с драматургией сценариев театрализо- ванных представлений. Итак, что же роднит эти два вида искусств? Прежде всего, это то, что театрализованное представление, как и любой другой вид сценического искусства, определяется при- родой театра. В словаре по эстетике понятие «сценическое искусство» ха- рактеризуется следующим образом: «Любой театральный спек- такль, будь то драматическое представление, балет или опера, есть художественное произведение, раскрывающее своё содержание и смысл через сценическое действие, осуществляемое с помощью всех средств театральной выразительности - творчества режиссё- ра, игры актёров, искусства художника-декоратора, осветителя, костюмера и др.» (81, 337). И далее, в словаре внимание акценти- руется на том, что современные сценические искусства сохрани- ли в своём значении «ценностные критерии»: глубину постиже- ния жизненной правды; содержательность; гуманизм; силу образ- и выразительности; эмоционального накала и т.д. «Представление - это театральное зрелище, спектакль» - чи- *ем мы в словаре русского языка С.И. Ожегова. Таким образом, жно сделать вывод о том, что театрализованным представ- чиям и праздникам присущи все черты, характерные для сце- еских искусств. Здесь, как и в драматургии театральной, идей- но-тематическое содержание сценария раскрывается посредством сиюминутно развивающегося действия, выстроенного по законам драматургии. Конфликт, который лежит в основе развивающегося по нарастанию действия, как и в драматургии театральной, дос- тигнув в развитии своей вершины, разрешается. Художественный образ театрализованного представления, как и театрального спек- такля, создаётся усилиями творческого коллектива под руковод- ством режиссёра, который использует разнообразную палитру средств выразительности. Однако, говоря о драматургии театрализованных представле- ний и праздников, мы должны понимать, что, несмотря на её род- ство с театральной драматургией, имеем дело с особой, специфич- ной драматургией. Каковы же особенности драматургии сценариев театрали- зованных представлений и праздников? Один из крупнейших мастеров этого вида искусства народный артист СССР Туманов И.М. утверждал: «Здесь мы имеем дело с особым родом драматургии и особым родом сценического дей- ствия» (62, 8). В драматургии театрализованных представлений и праздни- ков своя система драматического действа, свои, присущие только ей выразительные средства. По характеру они более обобщённые, более условные, нежели в искусстве театра. «И компоненты спектакля, и его мизансцены, и психологичес- кая мотивация поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, вырази- тельными, то есть должны создаваться как драматургом, так и ре- жиссёром иными методами и приёмами» (41, 6), предупреждает нас И.М. Туманов. Форма и характер выразительных средств определяются здесь задачами, стоящими перед жанром театрализованного действа. Раскрывая духовную сущность режиссуры массовых театра- лизованных представлений и праздников, И. Шароев указывает на то, что в процессе работы по созданию масштабного сценичес- кого произведения режиссёр «создаёт особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, слова, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного сценичес- кого пространства, на котором действуют громадные массы - ты- сячи, десятки тысяч исполнителей» (73, 19). Представление, по мнению А.Д. Силина, «ближе к искусству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь больше уместен широкий и грубый мазок настенной росписи, нежели филигрань восточной миниатюры» (57, 37). И объясняется это тем, что на массовых представлениях и празднествах присутствует боль- шое количество людей, представляющих самые широкие слои на- селения, поэтому они призваны быть демократичными, понятны- ми и общедоступными. В них должны сочетаться «лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и яс- ность» (57, 37). А.Д. Жарков даёт следующее определение драматургии теат- рализованных программ: «Это сюжетно-образная концепция мас- сового действа, где само драматургическое действие создаётся через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы» (34, 257). Таким образом, драматургия театрализованных представлений и праздников - сложное специфическое явление, которое в корне отличается от драматургии театральной, так как предполагает осо- бую структуру развития действия, только ей присущие средства выразительности и приёмы общения с аудиторией. Среди характерных особенностей драматургии театрализован- ных представлений и праздников, прежде всего, необходимо вы- делить его событийность, на что, в первую очередь, обращают наше внимание Д.М. Генкин, А.А. Конович, О.Л. Орлов и другие видные теоретики и практики режиссуры театрализованных пред- ставлений и праздников. Необходимо помнить о том, что в основе Драматургии театрализованных действ лежит событие, требующее художественной организации, а значит, глубокого художественно- го осмысления. Это событие может быть связано с жизнью конк- ретного человека, коллектива, города, области, страны, а возмож- но, это событие имеет международный характер, но каким бы по значимости и по масштабности оно ни было, празднуемое собы- 16 Должно волновать аудиторию театрализованного действа. Со- бытие должно вызывать потребность в празднике со стороны ауди- тории, а также потребность и необходимость в его художествен- ном осмыслении со стороны его организаторов. Зачастую потребность людей в коллективной эмоциональной жизни стимулирует спонтанную, неорганизованную художествен- ную самодеятельность по поводу данного события, рождает осо- бое художественное действо, не созданное и отрепетированное специально, а являющееся сиюминутной реакцией аудитории на происходящее. Творческая активность аудитории в ходе праздни- ка может вылиться в церемониально-обрядовое действо, карна- вальное шествие, митинг, коллективный танец, пантомимическое действие, исполнение песен, частушек и другие формы. Это необ- ходимо предусмотреть организатору будущего праздничного дей- ства ещё на этапе работы над сценарием и, выявив возможную реакцию аудитории на конкретное событие, запрограммировать предполагаемые формы выражения активности аудитории в сце- нарии, при этом сделать так, чтобы они органично вплетались в общую канву разрабатываемого праздничного действа. Событийность праздничного действа проявляется в его об- разном решении, когда праздничное событие ложится в основу сценарно-режиссёрского замысла и сценарно-режиссёрский ход представления рождается на основе данного события. В практи- ке организации и проведения театрализованных программ есть достаточно примеров образного решения события. Так, интерес- ный пример того, как сценаристу удалось объединить информа- цию и художественные выразительные средства и создать зримый эквивалент событию, дают нам Д.М. Генкин и А.А. Конович (17, 18), когда в основу эпизода «Дня молодого рабочего» (в г. Ленин- граде) легло событие, связанное с досрочным выполнением годо- вого плана. И несмотря на то, что празднование данного события происходило осенью, сценарно-режиссёрским ходом эпизода че- ствования трудового коллектива явилась встреча Нового года со всеми новогодними атрибутами: ёлкой, игрушками, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой, что позволило интересно выстро- ить действие и придало вечеру особую праздничную атмосферу, торжественность и зрелищность. Рассмотрим ещё несколько примеров событийной образнос- ти в практике режиссуры театрализованных действ в г. Орле, не- посредственным организатором которого являлся автор данного пособия. Празднование 5-летнего юбилея Орловского отделения российского творческого Союза работников культуры было заду- мано и организовано как День рождения в буквальном смысле. Здесь были и воздушные шары, и праздничный пирог со свечами, и гости, и поздравления, и подарки. Были и 5-летние воспомина- ния с криком «новорождённого младенца», детскими колясками, игрушками, детскими нагрудниками, пустышками. Затем появи- лись «названные родители», «няни», «воспитатели», «друзья», «спонсоры» и т.д. Перед аудиторией прошла вся пятилетняя твор- ческая жизнь Орловского отделения творческого союза. На глазах собравшихся «новорожденный» сделал свои «первые шаги», ко- торые остались в памяти города, далее в ходе праздника был оце- нен каждый «шаг», значимый для членов творческого Союза и работников культуры города и области. Так праздничное событие - 5-летие организации Орловского отделения Российского творчес- кого Союза работников культуры - легло в основу сценарно-ре- жиссёрского замысла юбилейного вечера, который вылился в яр- кий, весёлый и вместе с тем торжественный и радостный празд- ник - День рождения. Такое сценарно-режиссёрское решение по- зволило всем желающим выразить своё отношение к происхо- дящему. Ещё один пример: юбилей одного из орловских заводов - 75- летия - нам довелось проводить в преддверии Нового года. Дата создания завода выпадает на последние дни декабря, поэтому праз- днование юбилея совпадало с Новогодними праздниками. Уже за- долго до Юбилейного вечера в городе повсюду праздновали встре- чу Нового года, вокруг была предновогодняя атмосфера: зелёные ели, новогодние игрушки, карнавальные маски, подарки, выстре- лы петард и, конечно же, новогодние персонажи, которых можно было встретить повсюду. Одни величаво расхаживали вокруг ус- тановленных на улицах нарядно украшенных новогодних ёлок, Другие торопились успеть с одного утренника на другой, третьи 5азывали народ в торговые точки, рекламируя новогодние товары. Вся эта предпраздничная атмосфера, которая никого не могла ос- тавить равнодушным, повлияла и на замысел нашего Юбилейно- го вечера. Не каждое предприятие отмечает Юбилейную дату в предновогоднюю ночь, а значит и праздник должен быть необыч- ным. Этому способствовал и документальный материал, который был изучен в процессе знакомства с деятельностью данного пред- приятия. Многогранность деятельности коллектива завода вызва- ла восторг и удивление. Здесь мы убедились, что деяния разума и рук человеческих не ограничены. Продукция, которую выпускает завод, пользуется спросом во многих странах мира, она была на- столько разнообразна и несовместима, что мы сначала засомнева- лись в возможности найти что-то единое, что бы могло объеди- нить этот разноплановый документальный материал. Однако дол- го думать не пришлось. Рождению замысла помогла вера в Ново- годние чудеса. Праздничное представление так и называлось «Волшебство предновогодней ночи». Задник сцены был оформлен под панно с огромной ёлкой, выложенной из зелёных гирлянд, на верхушке которой разместилась эмблема завода со светящейся цифрой 75. На сценической площадке, слева и справа, расположились малень- кие зелёные красавицы-ёлочки, которые при помощи света и му- зыки помогали нам переносить зрителя с одного места действия на другое. Куда только не попадают зрители вместе с различными персонажами в ходе развития действия! То они «блуждают» по лесной чаще, вместе с заблудившимися Дедом Морозом и Снегу- рочкой, то вдруг перед ними открывается лесная поляна, где со- брались Красные шапочки, чтобы подготовить поздравление для заводчан в благодарность за их заботу о бабушках. Далее действие разворачивается на проходной завода, где несёт свою вахту завод- ской Домовой, затем переходит на праздничную сценическую пло- щадку, где в торжественной атмосфере проходило чествование ветеранов предприятия и тех, кто сегодня своим трудом прослав- ляет коллектив. В ходе театрализованного представления Деду Морозу со Снегурочкой, которые в предновогодней суете взяли не тот мешок с подарками и поздравлениями, поздравить и повесе- лить коллектив помогали неожиданные «гости». Они, как по взма- ху волшебной палочки, один за другим появлялись перед зрителя- ми, чтобы выразить свою благодарность коллективу и восхище- ние им. Гостив в непринуждённой, шутливой форме подавали ин- формационный материал о делах юбиляра. Здесь были и делега- ция иностранцев, и цыганский табор, и Бабки-ёжки, и Домовой, и Красные шапочки, и клоуны-уборщицы. Все персонажи органич- но вписались в канву сценария и помогли в эмоционально-образ- ном решении разнопланового документального материала. Алле- горические и персонифицированные образы театрализованного представления, использованные в сценарии, дали возможность создать должное впечатление о коллективе предприятия, раскрыть масштабность его дел и направлений, почествовать лучших из лучших работников предприятия. Таким образом, праздничное событие - предновогодний юбилей одного из ведущих предприя- тий города Орла - легло в основу сценарно-режиссёрского замыс- ла театрализованного праздничного действа - театрализованного вечера-чествования «Волшебство предновогодней ночи». Характерной особенностью драматургии театрализованных представлений и праздников является её документальность, пуб- лицистичность. Действие здесь выстраивается на основе жиз- ненных фактов, историческом, местном материале. В связи с этим Д.М. Генкин обращает наше внимание на различие в понятиях «факт» и «документ», так как это чрезвычайно важно в работе сценариста. Слово «факт» (лат. faktum - сделанное, совершив- шееся) имеет несколько значений. Так, в обычном понимании «факт» - это синоним слов «истина», «событие», «результат», знание и достоверность которого доказана. В логике и методоло- гии науки «факт» - предположение, фиксирующее эмпирические знания. Документ (лат, documentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем ^формацией, предназначенной для ее передачи во времени и про- странстве. Такими материальными носителями могут выступать ага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п., эрые могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. Доку- т в обычном понимании - это деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Таким об- разом, документ — это свидетельство о факте, которое «суще- ствует реально и может быть использовано». Причём такое свиде- тельство, как подчёркивает Д.Н. Аль, фиксирует и отражает лишь какую-то одну сторону конкретного факта. «Такой фиксацией мо- гут быть письменные свидетельства о сути происходящего - про- токол, стенограмма, купчая крепость, декреты, постановления, свидетельство о рождении и т.п. Фиксацией факта являются сред- ства запечатления внешнего «зримого» ряда происходящего - за- рисовка, фотография, кинокадр» (4, 43). Как видим, документаль- ное — это значит не содержащее вымысла. Таким образом, документальным материалом сценариев теат- рализованных представлений и праздников могут быть: — документально-исторические источники — постановления, указы, решения, договоры, декларации, биографии конкретных людей и т.п.; - литературно-документальные источники - мемуары, очер- ки, публицистические статьи; - эпистолярные материалы: дневники, письма, непосредствен- ные и зафиксированные на плёнку выступления известных лю- дей; фоно-, фото- и кино-документы; - подлинные вещи: личные документы, оружие, каска, гильза, знамя, сумка, косынка, зонтик, книга, газета, награда, орудие тру- да, цветок и т п. Использование историко-документального и местного матери- ала в сценарии придаёт ему достоверность, эмоциональность, со- держательность, вызывает интерес аудитории, превращает её в участника праздничного действа. Вместе с тем, режиссёр театра- лизованных представлений и праздников А.Д. Силин обращает наше внимание на то, что в массовом представлении используют- ся не только документальные кино- и видеоматериалы, реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, но также в действие включаются реальные, подлинные герои, непосредствен- ные участники тех событий, которым посвящено представление. Так, например, «реальная вещь, о которой рассказывается залу, при этом, предъявляя её, демонстрируя её подлинность, реальный уча- стник событий во много раз усиливает эмоциональное воздействие эпизода». Далее А.Д. Силин обращает наше внимание также на то, что документализм театрализованных представлений и праздников тесно связан и с выбором места действия. «Часто место действия само становится главным действующим лицом театрализованно- го представления. Помимо природных и архитектурных особен- ностей игровой площадки, помимо времени дня и года, огромную роль здесь играют вызываемые данным местом исторические ас- социации» (58, 38). В связи с этим перечень документального ма- териала по праву дополнят реальные герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места, являющиеся прямыми свидетелями происходящих событий. Таким образом, поле творческой деятельности автора театра- лизованных представлений и праздников не имеет границ. Но не нужно далеко ходить: сценарный жизненный материал, который может явиться источником рождения замысла очередного празд- ничного действа, находится рядом с нами и ждёт своего часа. Его надо лишь разглядеть, понять, осмыслить и найти ему образный эквивалент. Следовательно, несмотря на то, что драматургия теат- рализованных массовых действ основана на конкретных фактах, это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, массового представления не может быть обоб- щенных образов героев прошлого, настоящего или будущего. На- против. Д.М. Генкин пишет: «Именно сочетание двух линий - до- кументальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать» (16, 96). В одних случаях линия художественных образов не соединя- ется с линией документальной, а проходит вторым планом, ассо- циацией, в других - художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия. Документальный, ме- сишый материал является основой, отталкиваясь от кото- рой сценарист и режиссер создают новый образ. Таким образом, сценарии театрализованных массовых ств представляют собой драматургическую обработку экиз- 75 ненного материала и театрализацию реального действия. Это означает организацию жизненного материала по законам драма- тургии. «Это не есть включение в сценарий массового праздника отдельных фактов из жизни, не механическое объединение лите- ратурно-музыкального монтажа с выступлениями реальных лиц, не инсценировка того или иного произведения литературы, при- уроченная к праздничному событию, а именно драматургическая обработка жизненного материала, - поясняет Д.М. Генкин. - Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документаль- но-художественное действие» (16, 91). Суть театрализации заключается в образном решении жиз- ненного материала, когда идеи воздействуют на аудиторию не рассуждением, а живым показам жизни в образах. Знание живых прототипов тех образов, которые воплощены в театрализованном представлении или показ самих реальных геро- ев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворче- ства» с происходящим, делает более полноценным само эстети- ческое восприятие. Ведь как важен и дорог момент узнавания ауди- торией героя театрализованного действа! Это может быть ваш со- служивец, сосед, родственник, друг или вы сами. Сколько прият- ных эмоциональных переживаний доставляют такие минуты че- ловеку и ещё надолго остаются в памяти. Так, обогащая массовый праздник образностью, «театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жиз- ненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем са- мым активизирует, вызывает потребность к действию» (16, 91). Практика организации и проведения театрализованных вече- ров, массовых праздников, театрализованных представлений, це- ремониально-обрядовых действ показывает, что их драматургия в художественно-образной форме отражает жизнь и труд конкрет- ных людей, превращая их в героев праздничных событий. Героя- ми сценариев современных театрализованных действ являются конкретные люди: студенты, рабочие, ветераны, учёные, спорт- смены, воины, матери, строители, учителя и т.д. При этом доку- ментальный, местный материал сценарист театрализованного дей- ства использует не как самоцель, а для того, чтобы через него рас- крыть актуальную на сегодняшний день тему, поднять волную- щую всех проблему, выразить к ней своё отношение, сделать до- ходчивее и понятнее задачи, которые нужно сегодня решить. Так, героями вышеупомянутого Юбилея являлись члены Орловского отделения Российского творческого Союза работников культуры, члены президиума Союза и его председатель. Сценарий театрали- зованного вечера был выстроен на основе деятельности творчес- кого коллектива, так как в процессе работы над сценарием был изучен большой объём документального материала. Среди этого материала были следующие: - документы, связанные с созданием Орловского отделения творческого союза работников культуры: постановления, указы, положения, договоры и т.п.; - документация, отражающая деятельность коллектива: про- токолы заседаний президиума союза, решения и постановления собраний коллектива, планы работы отделения, отчёты; - информация средств массовой информации, фото-, аудио- и видео- материалы; - интервью и рассказы членов коллектива о деятельности их организации, информация о руководителях секций отделения, а также наиболее активных его членах; — афиши, буклеты, проспекты, свидетельствующие о творчес- кой деятельности союза; В результате анализа и художественной обработки этого доку- ментального материала и был разработан сценарий праздничного вечера, отражающий деятельность конкретного коллектива. До- кументальный материал явился основой сценарно-режиссёрского замысла данного театрализованного вечера, что вызвало большой интерес и помогло создать образ тогда ещё юного, но достаточно 'ятельного творческого коллектива, обратить внимание обще- венности на значимость и реальные дела творческого коллекти- а> вызвать деятельный интерес к судьбам ветеранов работников культуры. В основу сценариев театрализованных вечеров-чествований, посвящённых 25 и 30-летию Орловского государственного инсти- тута искусств и культуры, проводимых автором, также был поло- жен документальный местный материал об учебной, научной и творческой деятельности преподавателей и студентов института, о конкретных людях каждого подразделения вуза, их делах и дос- тижениях. В ходе работы над созданием сценариев изучался и ана- лизировался не только материал, связанный с настоящим коллек- тива, но и архивные материалы. Большим подспорьем в работе над сценариями явилась Книга Летописи, которая ведётся в ин- ституте, а также материалы, хранящиеся в музее Орловского госу- дарственного института искусств и культуры. Документальные материалы о ветеранах института, о ветеранах Великой Отечествен- ной войны, о первых выпускниках института, о преподавателях и сотрудниках, которых сегодня уже нет с нами, о тех, кто в настоя- щее время прославляет творческий коллектив, о скромных труже- никах хозяйственных подразделений легли в основу сценариев Юбилейных вечеров. Вместе с тем, форма, содержание и атмос- фера этих двух праздничных торжеств в корне отличались друг от друга. Так, сценарно-режиссёрским ходом сценария, посвящённого 25-летию Орловского государственного института искусств и куль- туры «Нам 25», стал Юбилейный «Бал», на который съехалось множество гостей. Под бравурную мелодию Полонеза двадцать пять молодых, красивых, в вечерних костюмах юношей и деву- шек - студентов института - создали атмосферу праздника, в не- принуждённой форме познакомив всех присутствующих с гостя- ми предстоящего «Бала». «Бал» открыл ректор института, профес- сор Н.А. Паршиков, который завершил свою приветственную речь туром Вальса. Далее «Бал» продолжил его Распорядитель, кото- рый никого не оставил незамеченным. Один за другим сменялись танцы, фигуры, один эпизод следовал за другим, раскрывая перед собравшимися конкретные дела конкретных людей, создавая об- щий портрет дружного творческого коллектива единомышленни- ков, имеющего много друзей и соратников... Сценарный ход по- зволил всем желающим принять участие в чествовании коллекти- ва. В кульминации Юбилейного «Бала» вывезли праздничный пирог дружбы с 25-ю горящими свечами. Ректор произнёс тост за творческий коллектив института. В честь коллектива на сцене и в зале, был дан «салют» - открыли «шампанское». Образное ре- шение документального местного материала позволило не только создать праздничную атмосферу Юбилейного вечера, но и образ талантливого, творческого, перспективного коллектива, которому по плечу любые задачи. Сценарно-режиссёрским ходом вечера-чествования, посвящён- ного 30-летию Орловского государственного института искусств и культуры, явился «Торжественный марш-парад коллектива по главной площади города». Коллектив вуза «рапортовал городу» о своих успехах и достижениях за 30 лет. Уже в прологе вечера была задана атмосфера праздника. Сценическая площадка превратилась в праздничную площадь, где один за другим собирались взволно- ванные студенты, которые делились друг с другом предпразднич- ными хлопотами и своими впечатлениями от встречи с гостями, друзьями и преподавателями. Праздничный ритм задавали «жур- налисты», «теле- и радиорепортёры», которые наперебой коммен- тировали происходящее. И вот наступила торжественная минута: «обойдя подравнявшиеся колонны», ректор института «доложил о готовности коллектива к торжественному маршу», посвящённо- му 30-летнему юбилею. Коллектив приветствовали представите- ли администрации области. Дальше действие разворачивалось та- ким образом, что создавалось впечатление движения колонн - ос- новных структур вуза. В «первой колонне шли» ветераны инсти- тута, которых приветствовали представители администрации го- рода, выпускники и студенты. Вдруг «колонны замедлили свой шаг и остановились», чтобы почтить минутой памяти тех членов кол- лектива, кого уже нет в живых. Звучат имена, музыка, одна за дру- гой на сценическую площадку выходят девушки с горящими све- чами. Весь зал встал. Но вот опять движение возобновилось. Марш- парад продолжается. «Уверенной поступью шагают» коллективы Факультетов, коллективы обслуживающих подразделений вуза и Т-Д- Так сменялся один эпизод другим, в эмоционально-образной Рорме раскрывая трудовую жизнь коллектива, создавая образ каж- дого подразделения, каждой структуры и в целом всего коллекти- ва. Приветствия гостей, друзей сменялись разножанровыми номе- рами. На вечере царила праздничная атмосфера, которая приобре- тала оттенки то торжественности, то лиризма, то грусти, то весе- лья, то ностальгии, то радости. Такое решение Юбилейного вече- ра помогло организаторам охватить большой объём документаль- ного материала, никого не оставить не замеченным, так как каж- дый является частичкой большого творческого коллектива и сво- им трудом вносит вклад в подготовку специалистов сферы куль- туры. Практика показывает, что жизненные факты, события, конк- ретные исторические места, реальные люди становятся основой сценарно-режиссёрских замыслов, а затем и сценариев различных театрализованных представлений и праздников.
|