Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущности драматургии
Фундаментальной основой искусства театрализованных пред- ставлений и праздников, как и других зрелищных искусств про- странственно-временного характера, является драматургия. И не- смотря на то, что характер драматургии театрализованных действ имеет свои специфические особенности, она базируется на общих законах драматургии. В связи с этим, чтобы постичь искусство театрализованных представлений и праздников, прежде всего не- обходимо познать основы драматургии, выявить те общие законо- мерности, которые объединяют его с другими видами зрелищных искусств. Теория драмы даёт нам подробную характеристику те- атральной драматургии. В данном разделе мы попытаемся оста- новиться лишь на некоторых важных, на наш взгляд, элементах драматургического произведения, которые должен знать автор те- атрализованных представлений и праздников. Известно, что драма (от греческого — «действие») — это род литературного произведения, написанного в диалогической фор- ме и предназначенного для сценического воплощения. Однако «дра- матизм, - как писал Белинский, - состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, на- пример, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая приобрести друг над другом поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за сла- бые струны души и когда через это в споре выказываются их ха- рактеры, а конец спора ставит их в новые отношения друг к другу, - это уже своего рода драма» (1, 242). Сравнивая драму с эпическим произведением, Лев Толстой утверждал, что вместо того, чтобы последовательно рассказывать о тех или иных перипетиях в жизни человека, драма должна по- ставить его в такое положение, завязать такой узел, при распуты- вании которого он выявил бы самые сокровенные стороны своего характера. Следовательно, условия всякой драмы должны заклю- чаться в том, «чтобы действующие лица были, вследствие свой- ственных им характеров, поступков и естественного хода собы- тий, поставлены в такое положение, в которых, находясь в проти- воречии с окружающим миром, лица эти боролись бы с ним и в этой борьбе выражали бы присущие им свойства» (45, 68). Н. Островский писал: «Драматургическое искусство, принад- лежа литературной своей стороной к искусству словесному, дру- гой стороной - сценической - подходит под определение искусст- во вообще. Всё, что называется в пьесе сценичностью, зависит от особых художественных соображений, не имеющих ничего обще- го с литературными. Художественные соображения основывают- ся на так называемом знании сцены и внешних эффектов, то есть на условиях чисто пластических» (79, 68). A.M. Горький, размышляя о драматическом искусстве, в пер- вую очередь обращал внимание на то, что драма должна быть стро- го и насквозь действенна, так как «только при этом условии она может служить возбудителем актуальных эмоций» (24, 603). Эти высказывания известных людей дополняют друг друга в более полном определении драмы и не требуют комментария. Об- ратимся к сути драматургии. От других родов литературы драму отличают три основные особенности: драматический характер развивающегося действия; единство действия; воспроизведение в ней событий как совершающихся в настоящее время. Таким образом, основой драматургического произведения является действие. Невольно возникает вопрос, что же такое дей- ствие? Согласно утверждению Константина Сергеевича Станис- лавского, «сценическое действие - это стремление к сверхзадаче по линии сквозного действия» (60, 114). В учебном пособии «Дра- матургия и театр в системе искусств» С.М. Осовцев даёт обще- признанное определение этого понятия Г.Э, Лессингом: «Ряд дви- жений, направленных к единой конечной цели, называется дей- ствием» (35, 110). Однако современным представлениям о сцени- ческо-драматургическом действии наиболее отвечает формулиров- ка, применявшаяся в режиссёрской практике Г. Товстоноговым: «Действие - единый целенаправленный психофизический процесс, где действующее лицо, стремясь к достижению поставленной цели, сознательно вступает в борьбу с противодействием других лиц, противостоящих ему, и с возникающими таким образом объектив- ными обстоятельствами» (45, 105). Из данной формулировки видим, что источником и стимуля- тором драматического действия является конфликт. В «Энцик- лопедическом словаре юного литературоведа», конфликт (от лат. cohjlictus - «столкновение») представлен как острое противо- речие, находящее свой выход и разрешение в действии, в борьбе. Он определяет все основные компоненты драмы: развитие фабу- лы, движение сюжета, развитие и раскрытие характеров действу- ющих лиц пьесы. Драматургическое произведение на всех его уровнях пронизано конфликтностью. Конфликт заложен в харак- тере диалогов и поступков персонажей, в соотношении их ха- рактеров, в представленном художественном времени и простран- стве. Сюжетно-композиционное построение развивающегося действия содержит в себе конфликтные пары образов, связанные друг с другом и составляющие собой своеобразную «сетку» при- тяжений и отталкиваний - структурный костяк произведения» (79, 125). Отсюда можно сделать вывод о том, что конфликт - основа драмы, определяющая и её сюжетное построение, и компози- цию. Именно конфликт способствует воплощению нужного дей- ствия, созданию ярких образов героев драматургического произ- ведения, раскрытию их характеров и взаимоотношений. Подспуд- ное воздействие конфликта можно обнаружить в каждом поворо- те и сдвиге сюжета драматургического произведения, в каждом поступке его героев. Изображаемые конфликты автор черпает из жизни, которая полна противоречий. Л.А. Дмитриев приводит при- меры конфликтов в главных сферах человеческой деятельности: «драка и борьба (физическая деятельность); конфликты на почве голода, жажды, болезней (физиология); конфликты на почве люб- ви, секса, родительских чувств (биология); столкновение истины и заблуждения, правды и лжи (познание); разница оценок и крите- риев (аксиология); противоположность убеждений и взглядов (ми- ровоззрение); религиозные распри (вера); противоположность эру- и невежества (образование); конфликты несовместимости (общение); интеллигентности и невоспитанности (воспитание); противоречия таланта и бездарности (творчество); противоречия богатства и бедности (быт); борьба добра и зла (мораль); конф- ликты начальников и подчиненных (управление); социальные схватки и войны (политика); столкновение вкуса и безвкусицы, красоты и безобразного (эстетика); внутренние конфликты, фрус- трации («Я») (25, 9). Данная классификация позволяет нам увидеть широту возмож- ностей в поиске и раскрытии тем и выявлении конфликтов и про- тиворечий действительности. Современная теория драмы накопила уже немало знаний о природе драматического конфликта. Так, известный теоретик В. Сахновский-Панкеев определяет конфликт как результат волевых усилий индивидов, которые, стремясь к намеченным целям, всту- пают в противоборство с другими индивидами и объективными обстоятельствами. В эту формулировку конфликта С.М. Осовцев вносит некото- рые уточняющие детали, подсказанные серьезным теоретическим трактатом Чернышевского «Антропологический принцип в фило- софии»: «При внимательном исследовании побуждений, руково- дящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и дурные, бла- городные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения боль- шей выгоды, большего удовольствия». В результате осмысления данной мысли определение конфликта, по С.М. Осовцеву, звучит так: «Драматургический конфликт - такой процесс становления и развития взаимоотношений между персонажами, в ходе которо- го каждая из сторон, стремясь к достижению поставленных це- лей, стремится заставить другую действовать в свою пользу и та- ким образом вступает с ней в противоборство ради своей выгоды или удовольствия» (45, 68). Таким образом, действие в драматургическом произведении - это процесс борьбы за достижение поставленной цели. И только при наличии определённых препятствий, которые требуют пре- одоления, возможно действие, возможно его развитие, а значит, возможно и развитие фабулы, и развитие сюжета. Вместе с тем, конфликт не возникает на пустом месте. Его воз- никновению обязательно предшествует определённая драматичес- кая ситуация, которая способствует назреванию драматической коллизии. Коллизия, достигнув определённого накала в ходе развития событий, ставит героя перед выбором, вызывая у него необходи- мость принятия того или иного решения. И только когда герой принимает решение, которое противоречит обстоятельствам, кол- лизия перерождается в конфликт. Тоща и начинается процесс борь- бы. Согласно рассуждениям Гегеля, которые приводит в своей кни- ге «Искусство толкования» П.М. Ершов, «...действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противо- положность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкиваю- щееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую нападает. И вследствие этого с акцией непосредствен- но связана реакция....Теперь противостоят друг другу в борьбе два вырванных из гармонии интереса, и они в своем взаимном противоречии необходимо требуют некого разрешения» (27, 33). Здесь речь идёт о контрдействии, которое, встав на пути сквозно- го действия, создаёт конфликт, в результате чего и происходит про- цесс борьбы - действие. Таким образом, можно сделать следую- щий вывод: нет драматической ситуации - нет контрдействия, нет контрдействия - нет конфликта, нет конфликта - нет драматурги- ческого действия. В основе любого драматического произведения, от античной трагедии до водевиля, заложен конфликт. Незыбле- мость этой первоосновы драматического искусства доказана не только усилиями целой плеяды теоретиков, от Аристотеля и Геге- ля до Волькенштепна и Лоусона, но и результативным экспери- ментом, развернувшимся полвека назад, который заключался в попытке создать «бесконфликтную» драматургию. Этот экспери- [ент обогатил историю искусства уникальными данными: было периментально продемонстрировано, что «вместе с ликвида- •ей конфликта исчезает сама драматургия» (27, 3). «Конфликт - это ключевое слово драмы. Драма занимается действиями людей по отношению друг к другу, поэтому конфликт всегда оказывает- ся в центре нашего внимания. Любую эмоциональную или интел- лектуальную ценность в драме мы получаем только через конф- ликт персонажей (42, ИЗ). «Борьба эта может быть самой разно- образной. Могут бороться противоборствующие группы людей, может бороться один человек против всех остальных, могут все бороться с кем-то или с чем-то, находящимся вне реальной дося- гаемости всех действующих лиц. Но в драме, пишет A.M. Пола- мишев, не может быть ни одного действующего лица, которое бы не принимало участия в борьбе. Каждое появляющееся действую- щее лицо, очевидно, необходимо автору только для того, чтобы оно, участвуя в конфликте, либо привлекло зрителя на свою сто- рону, либо, наоборот, оттолкнуло. И через создание этой борьбы автор незаметно для зрителя проводит свою идею» (49, 31). О том, что все возникает через борьбу, известно еще со времен Гераклита. Однако, как утверждает П.М. Ершов, здесь важен не только процесс борьбы, но и «предмет борьбы - то, о чем идет речь в драматургическом произведении, то единое, чем фактичес- ки занимаются борющиеся стороны, хотя стремления и мотивы их различны. Материальная сторона предмета борьбы в драматур- гическом произведении ясна и конкретна, а идеальную сторону, являющую собой определённую ценность (историческую, худо- жественную и др.), можно увидеть по-разному, расширяя чуть ли не безгранично. Конкретизируясь в материальном предмете, она в то же время неразрывно связана и даже равна с темой произведе- ния и раскрывается в борьбе персонажей за конкретные предме- ты, поскольку предметы эти идеально значимы не только для дей- ствующих лиц, но и для зрителей. Поэтому тематическое богат- ство драматургического произведения зависит от того, насколько разносторонне, широко и обстоятельно раскрыта в борьбе идеаль- ная сторона вполне конкретных предметов борьбы» (27, 28). В связи с этим необходимо помнить, что за конкретным пред- метом борьбы, напрямую заявленным автором в драматургичес- ком произведении, скрывается нечто более весомое, более значи- мое, выходящее за рамки бытового, обыденного, что поднимает и персонажей, и их поступки на иной уровень человеческих взаи- моотношений и способствует выявлению их духовного и нрав- ственного содержания, раскрытию их жизненных ценностей. Вме- сте с тем, этот второй уровень, эта «идеальная заданность» драма- тургического произведения должна быть понятна и «читаться» воспринимающими её. Кроме того, эта «идеальная заданность художественного произведения обязательно предполагает эстети- ческое доверие и соучастие публики, ее прочувствованный отклик» (81, 51). Так, посредством борьбы за конкретные предметы, кото- рые вбирают в себя определённый смысл, определённое содержа- ние, понятное и значимое для персонажей и зрителей в каждом драматургическом произведении, «складывается своя, особая мно- гоуровневая система художественных конфликтов, в конечном счё- те выражающая авторскую идейно-эстетическую концепцию» (79, 126). В связи с этим «создание борьбы, происходящей на глазах у зрителя и заставляющей зрителя принять участие в этой борьбе» (49, 31) для драматического писателя является основным средством выражения своей идеи, как утверждает A.M. Поламишев. Мы подошли к ещё одной важной характерной черте драмы, которая роднит её с другими произведениями литературы и ис- кусства — её содержательности. Речь здесь идёт о наличии в дра- матургическом произведении его идейно-тематического единства. Итак, что же собой представляет идейно-тематическое един- ство драматургического произведения? Чтобы разобраться в этом, рассмотрим понятия «темы» и «идеи» в отдельности. Вот какое определение «темы» дает в своём учебном пособии «Тайны ис- кусства. Законы телевизионной драматургии как законы творче- ства» Дмитриев Л.А.: «Тема — сфера человеческой деятельности. Она определяет содержание драмы, в ней отражается система на- ших потребностей, интересов, установок, целей, идеалов и цен- ностей. Создают ценности мастера-профессионалы. И рождение потребностей, и создание ценностей, а уж тем более их потребле- ние происходит в столкновениях, борьбе, конфликтах» (25, 9). Известный кинорежиссёр Александр Митта считает, что «тема - это важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донес- ти до зрителей, вырастив в их душах эмоции» (42, 325). Тема — это экстракт всего самого важного, о чём мы рас- сказываем в произведении. Это история драматургического про- изведения в общечеловеческом аспекте. Необходимо подчеркнуть, что тема в драме всегда развивается в конфликте. Что же представляет собой идея произведения? Эстетический словарь даёт следующее определение «идеи». «Идея художественная (от греч. Idea — представление) — вопло- щенная в произведении искусства эстетически обобщенная автор- ская мысль, отражающая определенную концепцию мира и чело- века. Идея составляет ценностно-идеологический аспект художе- ственного произведения и является наряду с темой и пафосом од- ним из элементов художественного содержания. В идее художе- ственной отражаются существенные закономерности действитель- ности, осмысленные, оцененные и просветленные эстетическим идеалом художника» (81, 100). Идея художественная - главная мысль произведения искус- ства, его социальный, философский, нравственный смысл. Она передается всей целостностью произведения искусства, единством всех его элементов и уровней. В связи с этим идею художествен- ную невозможно исчерпывающе, адекватно перевести на язык на- учных понятий, критических суждений. Её нельзя воссоздать без «смыслового остатка» в других видах искусства. Идея художе- ственная - это, в отличие от идеи научной, не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла произведения искус- ства в художественном образе. Как говорил Гегель, «...искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (81, 100). В художественном произведении тема и идея тесно взаимо- связаны. Идея передаётся через отражаемые в произведении явле- ния действительности. Посредствам образного раскрытия темы автор приводит нас к идее, основной мысли произведения. Идея - это отношение автора к поднимаемым в произведении жизненным проблемам. «Драматический писатель, - утверждает А.Н. Остро- вский, — менее всего сочинитель; он не сочиняет, что было, это делает жизнь, история, легенда; его главное дело — показать, на основании каких психологических данных совершилось какое- нибудь событие и почему именно так, а не иначе» (46, 235). J Известный драматург, теоретик Даниил Натанович Аль акцен- тирует наше внимание на ещё одной характерной особенности драматургического произведения: «Для драматургии, как свойство, обязательна современность. Можно сказать — что не современно, то на сцене и не художественно» (3, 11). В связи с этим, утверждает Д.Н. Аль, «...для пьесы обязателен конфликт, основанный на современной проблематике». Кроме того, продолжает Д.Н. Аль: «...произведения драматургии должны об- ладать общественной значимостью» (3, 12). Раскрывая отличительные особенности драматургии Д.Н. Аль обращает наше внимание на то, что драматургическое произведе- ние, изображая определённые исторические события современно- сти, создаёт образ конкретного социального конфликта. И про- исходит это посредством выстраивания взаимоотношений между действиями героев. «В драматургическом произведении, - гово- рит он, - конфликт выстраивается от начала до конца, как творе- ние самих героев. Они его начинают, ведут и заканчивают. Исход изображаемого конфликта целиком зависит от поведения, от об- раза мыслей и поступков героя. Социальный конфликт любого масштаба, скажем, та же гражданская война, раскрывается в дра- матургическом произведении отражением в «капле воды» - в дан- ном столкновении героев, за началом, ходом и исходом которого следит зритель» (3, 10). Эту мысль интересно, на наш взгляд, раз- вивает известный кинорежиссёр А. Митта: «Драматическая ситу- ация заявляет проблему, возникшую между людьми....Всё долж- но быть доведено до конкретного столкновения живых людей» (42, 64). Так, например, для шекспировского Ромео проблема не соци- альная конфронтация двух кланов, а его любовь к Джульетте. Как стать её мужем? Для Гамлета - как наказать убийцу отца? Раневс- кую из чеховского «Вишнёвого сада» волнует не уход дворянства с социальной сцены России, а конкретные жизненные заботы. Как спастись от нищеты? Как устроить нормальную жизнь детей? Как помириться с негодяем-любовником? Все эти простые, жизненно -ные вопросы заявляются в драме сразу, с появлением персона- ; й драмы. Каждый из них предстаёт перед нами со своей про- лемой. А это значит, появляется со своей драматической ситуа- цией. Далее происходит борьба в действиях на наших глазах. А это и есть то самое главное, что волнует зрителя. Это и есть драма. «Драматическое напряжение в драме возникает между обыден- ностью и необычайностью, между естественностью и исключи- тельностью, между заурядностью и экстраординарностью....Пре- дельность, крайность являются ведущей формотворческой осно- вой драматургии» (50, 73). В отличие от прозы и поэзии, драматургическое произведение, утверждает Д.Н. Аль, «воздействует на воспринимающее сознание по принципам воздействия самой жизни, окружающей среды. Оно воздействует на ощущения, на рефлексы, на чувства зрителя. Про- изведение драматургическое убеждает зрителя сопереживанием» (3, 14). На протяжении всего произведения драматургическое дей- ствие должно не только вызывать интерес воспринимающих его, но и подчинить своей власти не только их разум, но и чувства. «Дра- ма - это искусство вызывать и развивать в зрителе эмоции» (42, 95). В связи с этим в драматургическом произведении автор «ста- вит персонажей в ситуации, когда они должны прямыми действия- ми защитить близких, себя и свои идеалы. Они должны спасаться от голода и смерти, решать проблемы любви и секса... драма пока- зывает персонажей в крайних ситуациях, которые вытаскивают из глубины души всё, на что способен человек», - пишет в своей кни- ге «Кино: между адом и раем» Александр Митта (42, 59). Таким образом, содержание драматургического произведе- ния, его идеи, его нравственно - эстетические ценности зри- тель воспринимает только через действия и поступки его ге- роев. В связи с этим нужно помнить, что «в произведении драма- турга потенциально должен содержаться тот эффект сопережива- ния, то волнение зрителя, которое возникнет позднее, в момент исполнения произведения» (3, 16). Именно взаимоотношения между персонажами, исход этих взаимоотношений и вызывают любопытство зрителя, его интерес к происходящему в драматургическом произведении. Зрителю интересно увидеть персонажей, когда они поставлены перед вы- бором, когда им приходится принимать решения и совершать по- ступки, достигающие крайней точки человеческого опыта. И если эти взаимоотношения выстроены грамотно, то главная задача её создателей - овладеть вниманием зрителя, чтобы вести его в нуж- ном им направлении, - будет достигнута. Внутренней основой драматической структуры является кате- гория «драматизма». Поэтому драматическая ситуация - это «сер- дцевина любого драматургического произведения и любого внут- реннего мира каждого персонажа драмы», подчёркивает А. Мит- та. И далее продолжает: «Это барьер, который надо преодолеть, чтобы двигаться дальше» (42, 62). Чтобы вызвать сопереживание, удержать интерес зрителя к происходящему, заставить его внима- тельно следить за развитием событий, драматурги зачастую при- бегают к выстраиванию интриги. Это позволяет им динамично и ярко выразить характеры персонажей, так как возникающие раз- личные препятствия требуют от них принятия решений и сверше- ния всякого рода поступков, раскрывающих их характеры и их сущность. «Интрига (от лат. intrico - «запутываю») - способ раз- вития действия произведения, сложная, запутанная цепочка собы- тий с выраженной причинно-следственной связью. Интригу мо- жет специально выстраивать кто-либо из персонажей для дости- жения своих целей, или она становится результатом стечения слу- чайных обстоятельств.... В серьёзных и значительных по содержа- нию пьесах интрига может быть лишь одним из элементов дей- ствия, которое оказывается шире интриги» (79, 106). Развивая мысль Аристотеля, А. Митта утверждает: «Тайна магического воздействия драмы конечно, в первую очередь отно- сится к её способности вызывать катарсис - очищение через сопе- реживание страданию» (42, 104). Следовательно, можно сделать вывод о том, что наибольшее преимущество драма будет иметь эгда, когда она в ходе развития действия максимально использу- г возможность пробудить эмоции зрителя, вызвать сопережива- е зрителя, довести его до вершины счастья, дарованного искус- ством, - катарсиса. Днако, обращает наше внимание A.M. Поламишев, «если венная цель любой пьесы будет достигнута раньше завер- ё Действия, то вместе с этим будет исчерпан и смысл всего а- Иными словами, если бы суть главного конфликта пьесы полностью раскрывалась где-то в середине пьесы, то «жизнь че- ловеческого духа» всей пьесы была бы исчерпана в её середине; и уже к середине была бы достигнута и её нравственная цель. Ари- стотель настаивал на том, что катарсис является результатом, ито- гом действия всей пьесы. И вот почему для каждого драматичес- кого писателя, очевидно, необходимо построить свою пьесу так, чтобы интерес зрителей к событию на сцене не угасал до самого конца» (49, 42). Вместе с тем, чтобы это произошло, необходимо учесть следу- ющие условия, без соблюдения которых сопереживание при вос- приятии драматургического произведения, а вместе с ним и катар- сиса, не возникнет: - узнаваемость происходящего, в смысле реальности самих человеческих отношений; - интерес зрителя к происходящему, основанный на острой современной проблематике и увлекательности; -создание целостной картины, целостного образа события (3, 17). При этом, подчёркивает Д.Н. Аль, «создание целостного обра- за события является обязательным художественным требованием к произведению драматургии» (3, 18). Вместе с тем, чтобы дос- тичь этой целостности, необходимо наличие трёх обязательных элементов. «Прежде всего, надо объяснить, что происходит, где, почему и отчего возникло столкновение. Без этого оно не будет понятно. Надо показать развитие столкновения, его существо. И, наконец, надо показать, к чему это развитие привело» (3, 17). Только такой подход к созданию драматургического произведения даст положительный результат, так как позволит создать целостность и завершённость драматургического действия, а значит, и создать целостный образ отображаемого события. Следовательно, необ- ходимо помнить, что основой создания структуры драматурги- ческого произведения являются такие обязательные элементы, как начало борьбы, ход борьбы и результат борьбы. А это зна- чит, что возникший в начале борьбы конфликт обостряется от события к событию, а достигнув пика борьбы, разрешается. Что касается события, то это, как поясняет А. Митта, такая часть исто- рии, в которой происходит «реально ощутимое изменение жиз- иной СИТуации». Так, например, пошёл снег. Всё вокруг стало бело и красиво. Однако это ещё не событие. Но если снег занёс дороги и герой или героиня не могут ехать к цели - это событие. «Событие должно быть полно смысла, который выявляется через конфликт персонажей. Чем больше конфликт, тем важнее собы- тие» (42, 157). Таким образом, событие - это факт, коренным образом меняющий ход развития действия. Определяющим каче- ством «события», которое отличает его от всех иных категорий драмы, «является его свойство быть конфликтным для всех дей- ствующих лиц, выводимых автором в данном сценическом отрез- ке времени», добавляет A.M. Поламишев (49, 25). Так, последова- тельно двигаясь от события к событию, создаётся максимальное напряжение в развитии истории драматургического произведения. И только тогда, когда действие выстраивается от начала до конца как цепочка событий, мы получаем осмысленную историю произ- ведения и достигаем полного эмоционального контакта со зрите- лями. Б. Костелянец, рассматривая структуру действия в драме, замечает: «Драматическое событие или цепь событий - результат действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечения обстоятельств, случайностей и игры неподвластных человеку сшь> (33, 25). A.M. Поламишев, развивая этот взгляд на событие как «событность», как на совместное бытие, добавляет, что «в конф- ликте могут участвовать и место действия, и предметы, и явления природы, и время суток...» (49, 47). Таким образом, конструкция драматического произведения представляет собой последовательную цепь событий. И если этот логический ряд событий, инициируемый развитием основного конфликта, будет нарушен, то конструкция драматургического строения подвергнется деформации. Событийный ряд пьесы Г. Товстоногов предложил членить на 'ть узловых событий: исходное, основное, центральное, финаль- г и заключительное - главное» (45, 91). Эти события и состав- > т основу драматургического произведения. И, прежде всего, Фабулу пьесы. аким образом, мы подошли к рассмотрению важных компо- в Драмы - фабулы и сюжета, так как именно они помогают нам отчётливо и полно представить картину разворачивающихся в драматургическом произведении жизненных противоречий. Именно через сюжет автор передаёт своё понимание и оценку изоб- ражаемого конфликта, свои взгляды на поднимаемые жизненные проблемы. При помощи сюжета драматург раскрывает перед нами характер взаимоотношений действующих лиц, этапы и пути фор- мирования их характеров, даёт возможность понять их различные черты и свойства. По определению М. Горького, сюжет - это «свя- зи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотноше- ния людей - история роста и организации того или иного характе- ра, типа» (24, 668). Как известно, сюжет в драматургическом про- изведении тесно связан с фабулой. Так, П.М. Ершов в своей книге «Технология актёрского искусства» убеждает нас в том, что сю- жет пьесы - «это основа, опора, каркас логики действий каждого её образа» (28, 254). И здесь же поясняет, что «для того, чтобы изучить и понять сюжет, то есть понять его во всех подробностях, необходимо изучить фабулу, так как в сюжете пьесы тема, идея, образы, жанр и язык слиты с фабулой и представляют одно нераз- рывное целое» (28, 253). Фабула в переводе с латинского значит «рассказ». Рассказ о слу- чае, происшествии, истории, которые легли в основу драмы и о ко- торых можно рассказать. Фабула отвечает на вопрос: «А что случи- лось, что произошло в произведении?» Фабула - это логика и пос- ледовательность действий, а значит, логика и последователь- ность развития конфликта. Согласно К.С. Станиславскому, фа- була - это сквозное действие. «А действие и есть драма» (25, 55). Полное и глубокое понимание сюжета и фабулы даёт «Эн- циклопедический словарь юного литературоведа», в котором под- чёркивается, что оба эти понятия обозначают совокупность собы- тий художественного произведения, однако правильнее говорить о сюжете и фабуле как разных сторонах одного и того же явления, так как именно такой подход поможет выявить не только внешнюю сторону событий, развивающихся в художественных произведе- ниях, но и их глубокий смысл. «Фабула - это то, что поддается пересказу. Когда телевизион- ный диктор кратко излагает нам события предыдущих серий филь- ма он пересказывает именно фабулу, о сюжете же мы получим представление, только увидев эти серии на экране. Фабула опер- лого спектакля содержится в его либретто, помещаемом в теат- ральной программке. Новеллисты эпохи Возрождения (например, Дж. Боккаччо в «Декамероне») помещали перед каждой новеллой развернутый заголовок с пересказом фабулы. Изначальный смысл слова «фабула» - «басня», «сказка», «история», «предание». Чи- тая произведение в первый раз, мы с особенной остротой воспри- нимаем его общую фабульную схему, служащую нам своеобраз- ным путеводителем в художественном мире рассказа, повести, романа или драмы. Когда же мы перечитываем произведение, обдумываем его смысл, осваиваем все богатство событий и отношений, в нашем сознании выстраивается представление о сюжете. «Сюжет» оз- начает «предмет», т.е. то, для чего написано произведение. Сю- жет — это цель автора, а фабула — средство достижения этой цели» (79, 330). Иногда бывает так, что события в произведении выстроены не в той последовательности, в которой они развиваются. Например, как это происходит в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где мы наблюдаем несовпадения фабулы и сюжета. Если бы события в романе были выстроены в фабульной последова- тельности, то главы произведения разместились бы в таком по- рядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Однако, как известно, Лермонтов выстроил сюжет романа в иной последовательности, что помогло нам разобраться во внутренних причинах поведения главного героя. Следователь- но «фабула - это то, «что было на самом деле», сюжет - то, «как узнал об этом читатель» (Б.В. Томашевский). Зачастую сюжет произведения представляет собой художе- венную обработку фабульного материала. В этом случае автор еет дело с готовой фабулой. Такое происходит в двух случаях: 'а произведение основано на действительных фактах и когда Ула, созданная одним автором, вырастает в качественно новый я под пером другого автора. Так, сюжет повести «Дубровс- строился на основе доподлинной истории дворянина Остро- вского, которую рассказал А.С. Пушкину его друг П.В. Нащокин. В свою очередь, анекдотическая история о мелком чиновнике, при- нятом за «важного человека», предшествовала в ряде произведе- ний гоголевскому «Ревизору» (например, комедия Г.Ф. Квитки- Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе»), однако только у Н.В. Гоголя она приобрела «глубоко со- циальную сюжетную трактовку». Художественный смысл произ- ведения раскрывается здесь не столько в самой фабуле, сколько в способе ее творческого преобразования, углубления автором. А.П. Чехов писал своему брату: «Сюжет должен быть нов, а фабу- ла может отсутствовать». Здесь он имел в виду, что важна не внешняя выразительность события, а его новое художественное освещение. Таким образом, из вышесказанного мы видим, что фабула - основа сюжета. И начало творческого процесса по созданию дра- матургического произведения происходит следующим образам: «Из действительной жизни извлекается сначала фабула - сюжет- ная основа, сюжетная схема будущей пьесы, которая сама по себе уже представляет интерес и содержит в себе нечто поучительное. ...Тот или иной частный случай, имеющий особую общую значи- мость, случай характерный, типический. Но значительность его в голой фабуле многозначна, - её можно растолковать, объяснить и так и иначе. Поэтому сюжетный каркас пьесы - это ещё только зародыш, её схема. Это возможность пьесы, которая может быть, а может и не быть реализована и которая может быть реализована по-разному» (28, 281). Таким образом, одно и то же фабульное событие может приоб- рести совершенно разные сюжетные смыслы в зависимости от того, как, какими словами оно будет рассказано нам автором. Сюжет прочно связан со стилем произведения и с общими законами пост- роения художественного мира. В связи с этим он постигается нами только через авторское слово, в то время как фабулу мы можем по- нять по краткому пересказу. Вместе с тем, Л.А. Дмитриев обраща- ет наше внимание на то, что в драматургическом произведении «спи- раль фабулы всегда, как минимум, двойная. Ведь фабула- это ре- зультат взаимодействия, а в драме, по меньшей мере, два участника конфликта. У действий и поступков каждого своя фабула» (25, 61). Разрабатывая сюжет на основе фабульной схемы, автор напол- няет её определённым содержанием, ограничивает её многознач- ность, конкретизируя её в сюжете, и таким путём выражает опре- делённую идею и определённый круг мыслей. Однако воплотить в произведении «он может лишь то, что, во-первых, можно умес- тить в пьесу и что, во-вторых, поддаётся передаче через прямую речь героев. Поэтому в массе увиденного им многое остаётся под- разумеваемым, но не выраженным; и далее - выраженными ока- зываются преимущественно и в первую очередь мысли, высказы- ваемые действующими лицами, согласно природе и назначения слова» (28, 282). В процессе восприятия художественного произведения, пони- мая суть фабулы и сюжета, мы получаем возможность не просто следить з" а развивающимися в нём событиями, но и вникаем в их смысл, глубоко переживаем их, проникаясь авторской мыслью и авторским настроением. Важное место в создании целостности драматургического про- изведения принадлежит композиции. Композиция (от лат compositio - «расстановка», «составление») присуща всем видам искусств. Составление, сложение, соедине- ние частей в единое целое в определённом порядке составляют определённую форму. В Большой советской энциклопедии ком- позиция рассматривается как построение художественного про- изведения, обусловленное его содержанием, характером, назначе- нием, а также во многом определяющее его восприятие. «Компо- зиция - важнейший, организующий компонент художествен- ной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы ком- гозиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности, являются в той или той мере отражением и обобщением объективных закономерно- ей и взаимосвязей, явлений реального мира. Эти закономернос- взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, ичем степень и характер их претворения и обобщения связаны ЭДом искусства, идеей и материалом произведения и др. ...Ком- < иЦия организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» (8, 593). Таким образом, композиция позволяет автору произведения искусства целенаправленно организовать главное и второстепен- ное, добиться максимальной выразительности содержания и фор- мы в образном единстве. Структурность художественного произ- ведения —это отражение закономерностей окружающего мира, или, говоря словами С. Эйзейнштейна, художественная структура - «сколок со структуры тех закономерностей общего движения и развития, по которым, сменяя геологические эры и исторические эпохи и следующие друг за другом социальные системы, движут- ся и космос, и история, и развитие человеческого общества» (76, 203). Основными законами композиции являются: закон цельно- сти, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Так, закон цельности позволяет нам воспринимать произве- дение искусства как единое неделимое целое. Главная черта зако- на цельности - неделимость композиции. Неделимость заклады- вается в композиции через нахождение автором так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. «Стремление к компози- ционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное», - писал известный художник В.А. Фаворский. Закон типизации требует не только типичности характеров и типичности обстоятельств, в которых развивается действие, фор- мируются характеры действующих лиц, но и эстетического ото- бражения жизненных процессов, некой новизны в открытии авто- ром окружающей действительности и её образном решении. Закон контрастов имеет отношение ко всем элементам ком- позиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая по- строением сюжета. Он является воздействующей силой компози- ции, вызывает интерес к произведению, так как определяет её выразительность. Важным законом композиции является закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыс- лу. Он обязывает автора создавать цельное по восприятию, вы- разительное, высокохудожественное произведение. Следуя этому закону, автор выражает то, что его заинтересовало, увлекло, пока- зывает свое отношение к изображаемым жизненным противоре- чиям, его понимание — дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает автор, в особенности со- здаваемое воображением, становится художественным явлени- ем тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализо- ванным через выстраивание композиции. «Классические построе- ния музыкальных произведений, драм, кинопроизведений или образцов живописи, - писал Эйзенштейн, - почти всегда держать- ся на борьбе противоположностей, связанных в единстве конф- ликтов», - и объяснял это тем, что «любая нюансировка компози- ционного хода вытекает не из формальной потребности, а из кон- цепции, выражающей тему и отношение к ней автора» (50, 89). Ярким примером выстраивания композиций являются шедев- ры изобразительного искусства. Композиция картин великих ху- дожников строится таким образом, что внимание зрителя сосре- доточивается на главном, «на идейно-психологическом «центре» изображения. Так, например, в картине Рубенса «Охота на вепря» (1618-1620) мы видим, как всадники на конях, люди с рогатинами, охотничьи собаки - все устремлены к затравленному зверю, и куда бы мы ни взглянули, наш взор неизбежно направляется к окру- женному со всех сторон хищнику. Таким образом, мы видим, что композиция не только ориен- тирует наше внимание при восприятии произведения, но и игра- ет активную роль в самом раскрытии идейного замысла. Требования к композиционной структуре драмы очень точно определил В.Э. Мейерхольд: «Пьеса должна считаться со способ- ностью зрителя к восприятию. Если все акты пьесы написаны с исключительной силой, провал спектакля обеспечен: зритель та- ого напряжения не выдержит. Пьеса стоит на трёх точках опоры: 1- Начало. Оно должно быть увлекательным, заманчивым, дол- жно обещать; Середина. Одна из картин этой части должна быть потряса- и По силе, пусть даже бьёт по нервам - бояться этого не сле- дует; 3. Финал. Здесь нужен эффект, но не нужна напряжённость. Между этими точками вся протоплазма может быть несколько раз- жижена... Вообще, ничего не следует делать экстрактами. Даже в стихотворении хорошая рифма запоминается тогда, когда возни- кает в окружении более или менее обычных созвучий». Основными, обязательными элементами композиции драмы являются экспозиция, завязка, развитие действия, кульмина- ция, развязка. Они и составляют целостность драматического произведения. Кратко остановимся на каждом из основных эле- ментов композиции, выявим их функции и назначение в драма- тургическом произведении. Чаще всего драматургическое произ- ведение начинается именно с экспозиции, хотя иногда она даётся и в конце произведения. Часто экспозиционные сведения мы мо- жет встречать и на протяжении всего произведения. Так, напри- мер, в «Бедной невесте» Островского экспозиция занимает целый акт в начале пьесы, в пьесе Ануйя «Подвал» экспозиция находит- ся в конце произведения, в пьесах Ибсена, экспозиционная ин- формация излагается почти на протяжении всей пьесы. Что же собой представляет экспозиция и каковы её функции в драматур- гическом произведении? Экспозиция в литературоведческих словарях (лат. expositio - изложение, объяснение, описание) раскрывается как предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Здесь, в самой общей форме, излагаются обстоятельства, обрисовываются предварительно персонажи, сообщается их общественное поло- жение, пунктирно характеризуются их взаимоотношения. Экспозиция служит для того, чтобы дать зрителям сведе- ния о той обстановке, в которой формировались характеры дей- ствующих, лиц, месте и времени действия, показать зрителям исходные отношения персонажей, познакомить его до того, как начнутся главные события, со сложившимися к началу пьесы вза- имоотношениями действующих лиц, мотивировать их последую- щее поведение. «Говоря военной терминологией, экспозиция - это и дислокация и демонстрация сил перед готовящимся сражением, иногда сочетающаяся с разведкой боем. Само сражение начнется с завязки...», - пишет в своём пособии С.М. Осовцев (45, 115). Как и все другие элементы сюжета, экспозицию следует рас- сматривать в ее содержательном назначении, что будет способство- вать обогащению понимания произведения и поможет установить связь между характерами персонажей, заявленными автором в произведении, и теми предлагаемыми обстоятельствами, в кото- рые они поставлены. Так, представленная Н.В. Гоголем в «Ревизоре» ничтожная жизнь обитателей городка, завядшая в невежестве, жадности, за- висти, полная мелких страстей, надутой претенциозности и дес- потизма, открывает перед нами и те условия, в которых формиро- вались их характеры, а также объясняет мотивы их дальнейшего поведения в условиях развивающегося конфликта. В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» экспозиция разворачивается вокруг ожидания опаздывающей четы Серебряковых к чаю, когда уже и самовар остыл. Именно данный факт и является источни- ком конфликта для всех персонажей пьесы. Для Марины, стара- ния которой по поводу самовара и утреннего чая пропали зря, для Астрова, который 30 вёрст скакал не из-за больного Серебрякова, а из желания увидеть Елену Андреевну, а она уже два часа как ушла гулять и забыла про него. Не нравится всё это и няньке, ко- торая начинает срывать зло на Астрове. Войницкий также недово- лен. Он вышел «в щеголеватом галстуке», который надел ради Елены Андреевны, но уже два часа она не появляется, что и яви- лось причиной возникновения между Войницким и Серебряковым конфликта, который вызвал все дальнейшие события пьесы. Следующим элементом композиции выступает завязка. Она являет собой начало истории, которая предстанет перед зрителем в процессе дальнейшего развития событий. Именно завязка даёт толчок дальнейшему поведению персонажей. Она - начало про- тиворечий, начинающих развитие событий в произведении. Это начало конфликта, который определяет все последующие собы- м пьесы. Это исходный эпизод, в котором завязывается первый -л основного конфликта пьесы. В добротном драматургическом '°изведении, завязка существует уже в экспозиции в виде потен- №> а не просто следует за ней. Иногда завязка может быть нео- Данной, внезапной, что придаёт произведению особую остроту развития действия. Раскрывая возникшее противоречие, завязка подводит читателей к пониманию темы произведения. Так, завяз- кой пьесы «Ревизор» можно назвать готовящуюся ревизию пред- ставленного автором мира, где занимаются самоуправством Сквоз- ник-Дмухановские, процветают Ляпкины-Тяпкины и пляшут под их дудку, беспрекословно исполняя их волю, Свистуновы и Дер- жиморды. Завязку комедии составляют сразу несколько событий: полученное городничим письмо, где сообщается о скором приез- де ревизора, сон Городничего, предвещающий близящееся возмез- дие, и распространившиеся сплетни об «инкогнито из столицы», что наводит ужас на чиновников захолустного городка. Завязкой произведения выдвигается вопрос: может ли и должен ли суще- ствовать мир взяточников и казнокрадов, карьеристов и бездель- ников? В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» завязкой является конфликт, разгоревшийся между Иваном Петровичем Войницким и профес- сорам Серебряковым. Войницкий вымещает на нём свою личную досаду, что, мол, не тому Богу молился. Сейчас он убеждён в «без- дарности» Серебрякова и не понимает, как этого не замечают его близкие, хотя и сам он этого долго не замечал. Было время, когда Иван Петрович Войницкий чуть ли ни молился на профессора Серебрякова. Он гордился родством с профессором, собирал все его печатные работы, все статьи о нём он не только управлял име- нием Серебрякова, но и по ночам переводил с немецкого необхо- димые для него материалы. Теперь же он оскорбляет профессора в глаза и за глаза, называет его бездарностью, старым сухарём, учёной воблой. «Во всяком случае, какова бы ни была научная ценность профессора, он, прежде всего, несчастный, старый че- ловек, болезненно переживающий свою отставку, приехавший искать приюта и понимания у единственно близких ему людей, - рассуждает А. Поламишев. - И как же встретил его дядя Ваня? По принципу «бить лежачего»? (49, 43). Вместе с тем, Серебряков ведёт себя эгоистично. Ему безразлично, что он нарушил давно установленный порядок, что его поведение может вызвать раздра- жение окружающих его людей. Он ведёт себя так, как ему забла- горассудится, с чем не желает смириться дядя Ваня. Так, возникший между дядей Ваней и профессором Серебряко- вьгм конфликт обуславливает дальнейшее поведение всех персона- жей и развитие дальнейших событий на протяжении всей пьесы. Большое содержательное значение имеет в драматургическом произведении и развитие действия, начало которому положено завязкой. В ходе развития действия становятся явными все свя- зи и противоречия между людьми, заложенные автором в произ- ведении, раскрываются человеческие характеры, происходит фор- мирование личности каждого персонажа. «Если завязка подво- дит читателя к пониманию поставленной в произведении пробле- мы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее разрешения» (1, 125). Так, в «Ревизоре» развитие действия проясняет характеры дей- ствующих лиц. Испугавшись нависшей угрозы уничтожения при- вычного и выгодного для них строя их жизни, чиновники городка стараются подкупить Хлестакова, расположить его в свою пользу, так как принимают его за ревизора. В ходе этой своеобразной це- ремонии представления каждого перед мнимым ревизором и пре- подношения взяток характеры персонажей раскрываются во всем их многообразии. В ходе развития действия становится понятным, что мир, в котором живут и правят Сквозник-Дмухановские, мо- жет сохраниться на долгое время при условии ненастоящей, фаль- шивой ревизии. Развитие действия в пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» происхо- дит следующим образом: Елена Андреевна - единственная, кто связывает Серебрякова с его лучшими днями, когда он был не толь- ко известным учёным, но и просто любимым мужчиной, теперь окружена вниманием других. За ней открыто ухаживают Войниц- кий и Астров. Из-за этого влюблённая в Астрова Соня перестала разговаривать с мачехой. Профессору невыносимо видеть всё это, ему нехорошо. Он не терпит и не выносит Астрова, часто ссорит- ся с Войницким. В доме всем плохо. Обстановка накаляется. Еле- на Андреевна пытается примирить всех. Однако уже поздно и ни- ого остановить нельзя. Тогда Серебряков решил продать имение, эоы расправиться со всеми. Однако ещё до объявления этого £ шения Войницкий стал свидетелем того, как Астров целовал Елену Андреевну. Его постиг страшный удар, так как в течение всего лета Иван Петрович добивался любви Елены Андреевны. В сентябре в ответ на очередное объяснение ей в любви Войницкий получает отказ. Затем, он застаёт Елену Андреевну в объятьях Астрова. Не в силах перенести всего происшедшего, Войницкий уходит в свою комнату, чтобы покончить с собою. Таким образом, между персонажами пьесы происходит обострение противоречий, заявленных в завязке, и чем ближе к их разрешению, тем эти про- тиворечия больше. Как мы уже говорили выше, структура драма- тического произведения предполагает нарастающее развитие со- бытий от начала пьесы до её окончания. Вместе с тем, как показывает опыт развития мировой драма- тургии, действие необходимо понимать не только как поступатель- ное движение событийной цепи, посредством которого происхо- дит раскрытие содержания в драме, но и как образный процесс, способствующий возрастанию значимости произведения. Последовательно развиваясь, действие подводит нас к куль- минации в развитии конфликта. «Кульминация (от лат. culmen - «вершина») — это событие, в котором действие достигает выс- шего напряжения, где полностью проясняется суть характеров и начинается движение действия к развязке. Так, кульминацией действия в «Ревизоре» является сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной, дочерью Городничего. У обитателей городка сложилось мнение, что ревизор, стал для них своим человеком. А это значит: всё оста- нется по-прежнему: можно продолжать грабить, брать взятки, сплетничать. Уверенность в сохранении старого образа жизни сво- дит всех действующих лиц комедии в доме Городничего. Вместе с тем, зрителю известно, что Хлестаков не настоящий ревизор и что эта радость и ликование недолговечны. В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» кульминацией развития дей- ствия является нелепый выстрел Войницкого в Серебрякова. Не в силах перенести всего происшедшего, дядя Ваня, пригрозив Се- ребрякову, уходит в свою комнату, чтобы покончить с собою. Но застрелиться не хватило решимости. В это время Соня и Елена Андреевна уговаривают Серебрякова проявить по отношении " Войницкому «милосердие», пойти «успокоить» его. Серебряков соглашается и вместе с Еленой Андреевной отправляется в комна- ту дяди Вани - в это время пуля летит в сторону Серебрякова. Таким образом, мы видим, что кульминация в произведении - это рубеж, обостряющий характер развивающихся противоре- чий, это рубеж, который резко поворачивает судьбы героев. После кульминации следует развязка, чаще всего как завершающая часть композиции пьесы. Развязка разрешает развивающийся в произведении конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его раз- решения. Здесь происходит исход событий, разрешение противо- речий, конфликтов, которые определяли движение фабулы драма- тургического произведения. Развязка играет важную роль в идей- но-художественной концепции пьесы. Она помогает зрителю окон- чательно определиться в понимании сути происходящего, способ- ствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нрав- ственный пафос драмы. Так, развязкой в комедии Н.В. Гоголя яв- ляется выявление истинного положения Хлестакова и последовав- шее за этим известие о приезде настоящего ревизора, от которого все обитатели городка застывают в ужасе. Немая сцена завершает развязку комедии. Здесь явно утверждается и подчёркивается мысль о том, что не может и не должна существовать жизнь, изоб- ражённая автором в пьесе: она безобразна и несправедлива. Все понимают, что мир насилия и грабежа, грубости и подлости при настоящей ревизии удержаться не может. Развязкой пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» является последний конфликтный факт: «Серебряковы уехали, и всё пошло по-старо- му...». Он вмещает в себя чрезвычайно много. Он говорит о том, " о не под силу «дядям Ваням» изменить что-либо в своей судьбе, айв этом мире. «Мир погибнет не от разбойников, не от пожаров, 1Т ненависти, вражды, от всех мелких дрязп> - не эта ли боль гны Андреевны выражает и боль автора? Скорее всего, именно Чехов высказывает основную мысль своего произведения, образом, последнее событие завершает сквозное действие ы и потому наиболее полно выявляет её идею. В связи с этим нее событие пьесы всегда является её главным событием. Итак, мы рассмотрели основные элементы композиции драма- тургического произведения. К композиционным элементам драмы относятся также про- лог и эпилог. И хотя они не обязательны в драматургическом про- изведении и встречаются редко, попытаемся понять функции и назначение этих элементов драмы, для чего обратимся к извест- ным источникам. В «Энциклопедическом словаре юного литера- туроведа» читаем: Пролог (от греч. Prologos - «вступление») ука- зывает и на его древность, и на его место в произведении. Пролог, начиная ещё с античного театра, предшествовал основному дей- ствию. Им являлась вступительную речь актера, в которой изла- гался миф, положенный в основу трагедии, или сцена, которая предопределяла предшествующее действие. Пролог имели и средневековые обрядовые драмы- мистерии. Он был непосредственно связан с сюжетом произведения и также нёс в себе сакральное, притчеобразное начало, как и в период ан- тичности. В литературе XVIII века получили распространение так назы- ваемые «предуведомления» и «предисловия», которые, в отличие от пролога, содержали общеэстетические или этико-гражданствен- ные размышления автора и не были непосредственно связаны с развитием сюжета. Такие предисловия позже всерьез стали вос- приниматься только в сатирических произведениях, как, напри- мер, предисловие к роману Я. Гашека «Похождения бравого сол- дата Швейка...», которое начинается словами: «Великой эпохе нуж- ны великие люди» - или своеобразное предисловие «От авторов», открывающее известный роман И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». В новейшей драматургии, как было уже упомянуто выше, про- лог встречается редко, но также имеет место. Так, например, прежде чем изобразить жизнь Снегурочки у людей-берендеев в пьесе «Снегурочка», Островский дал сцену в лесу, где Весна и Дед Мороз спорят о судьбе своей дочери и в результате решают отдать ее Бобылю. Иллюзию обольщения Фау- ста Мефистофелем и любовную интригу Фауста и Мефистофеля в драматической поэме «Фауст» Гете мотивирует «прологом в небе». В прологе Бог и черт решают судьбу души Фауста и догова- риваются о том, что испытанию Фауста подвергнет Мефистофель. Эти примеры ещё раз указывают на то, что пролог тесно связан с сюжетом и мотивирует дальнейшее развитие действия. Эпилог ( от греч. epi -- после, logos — слово; буквально перево- дится как послесловие) — это заключительная ч
|