Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура курса и этапы овладения русским (неродным) языком
Обучение русскому языку в 1-4 классах школ с родным (нерусским) языком обучения построено на основе принципа коммуникативности, который предполагает включение учащихся в продуктивную речевую деятельность на русском языке. В связи с этим специальное место в курсе русского языка отведено работе с текстом. Формирование текстовых умений начинается с устного курса, с описания предметов на предметных картинках и составления диалогического и монологического текста по изучаемой теме. Во втором, третьем, четвертом классах практическое владение текстовыми умениями углубляется понятиями о теме, основной мысли, признаках и типах текста, умениями создавать текст данного типа, что отвечает задаче развития устной и письменной речи. Систематический курс русского языка начинается со второй четверти второго класса, после устного курса и обучения грамоте в первом. Его содержание представлено системой понятий по основным разделам науки о языке и предполагает коммуникативно ориентированное изучение основных единиц языка, их значений и функций. Лингвистическая компетенция на начальном уровне формируется в 1-4 классах при усвоении системы языковых понятий по следующим уровням языка: ‹‹Фонетика››, ‹‹Лексика››, ‹‹Состав слова. Словообразование››, ‹‹Морфология››, ‹‹Синтаксис››, ‹‹Текст››. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется параллельно с изучением основных единиц языка – слова и предложения. Программа предусматривает знакомство учащихся с морфологическим и фонематическим принципом русского правописания (без использования терминов). В курсе русского языка для 1-4 классов школ с родным (нерусским) языком обучения Чувашской Республики выделяются следующие этапы: I этап – первое полугодие первого класса – устный курс; II этап – обучение грамоте и совершенствование речевых способностей – со второго полугодия первого класса по конец первого учебного года; III этап – основной – 2-4 классы. Каждый этап имеет свои задачи и является очередной ступенью в процессе овладения учащимися основами коммуникативной и лингвистической компетенции. На первом этапе ведущими являются воспитательно - образовательные задачи, связанные с формированием у учащихся положительной мотивации к изучению русского языка, создание исходной базы для развития речевых способностей учащихся. В предварительном устном курсе происходит закрепление и развитие умений и навыков устной речи, приобретенных в дошкольный период; выработка первичных умений аудирования, говорения; обогащение лексического запаса учащихся; активизация в речи учащихся наиболее употребительных грамматических форм и слов; формирование навыков построения и употребления в устной речи предложений на основе речевых образцов и выработка умений выражать свои мысли в связной форме. На втором этапе главной задачей является осознание способов обозначения фонем в русской графике сравнительно с графикой родного языка, усвоение слогового принципа русской графики, овладение правилами чтения русских слов. В период обучения грамоте продолжается начатая на разговорных уроках работа по развитию навыков устной речи и закладываются первоначальные навыки чтения и письма. Третий этап — этап комплексного развития речи: расширяется речевой опыт учащихся за счет новых средств общения, формируются умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения. В процессе обучения чтению школьники учатся читать не только учебные, но и другие тексты, соответствующие возрастным особенностям и интересам. Младшие школьники совершенствуются в понимании и осмысливании содержания текста, овладевают умениями поискового чтения, совершенствуют навык извлекать основную и полную информацию из текста. Следующая из основных задач этого периода — усвоение основных правил русской орфографии и формирование представления о системе грамматического строя языка, а также систематизация приобретенных знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений самостоятельно решать коммуникативные и лингвистические задачи в рамках программных требований. Во 2 классе происходит углубление знаний учащихся об окружающей действительности, воспитание и общее развитие, совершенствование коммуникативных умений. Даются первоначальные сведения о системных отношениях в языке. Формируется компетентность в учебной и бытовой сферах. Продолжается формирование умений и навыков ведения диалога по заданному образцу или началу, а также совершенствование техники чтения и грамотного письма. Большое внимание обращается на выработку умений и навыков каллиграфии. Развитие устной и письменной речи проводится на одном и том же лексико-грамматическом, образовательно-воспитательном материале по одной и той же теме. В то же время проводится целенаправленная работа по формированию представлений об элементарной грамматике (слова, обозначающие предмет, признак или действие, состав слова). В 3 классе расширяются и углубляются знания, полученные в предыдущих классах, продолжается работа по совершенствованию устной и письменной речи. Внимание детей сосредоточивается на практическом употреблении в речи глаголов, имен прилагательных, имен существительных в единственном и множественном числе во всех падежах и личных местоимений в косвенных падежах. Если основная задача 2 класса — формирование коммуникативной компетенции, то в приоритетные задачи 3 класса входит формирование лингвистической, речевой и культуроведческой компетенции. На базе усвоения правил правописания формируется грамотная письменная речь учащихся. При этом большое внимание уделяется обучающим изложениям. В 4 классе, как и в предыдущем, основной задачей является формирование преимущественно лингвистической компетенции, позволяющей ребенку производить операции синтеза, анализа, сравнения русского и родного языков, а также развитие устной и письменной речи учащихся, углубление и расширение знаний об окружающей действительности. Много внимания уделяется формированию умений владения всеми функциональными типами речи: рассуждением, описанием, повествованием. Также предполагается овладение навыком написания изложения и сочинения (повествование с элементами рассуждения, повествование с элементами описания, сочинение-повествование с элементами описания). Распределение часов русского языка по классам в школах с родным (нерусским) языком обучения Чувашской Республики в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования следующее: Устный курс – 45 часов (I класс) Обучение грамоте и развитие связной речи – 54 ч. (I класс) Комплексное развитие речи (развитие речи, система языка, орфография и пунктуация) – 136 часов (II класс) Комплексное развитие речи (развитие речи, система языка, орфография и пунктуация) – 102 часа (III класс) Комплексное развитие речи (развитие речи, система языка, орфография и пунктуация) – 136 часов (IV класс)
Чистописание (1 – 4 классы) Составной частью изучения русского языка в начальных классах является формирование и совершенствование графических навыков. Обучение графическим действиям младших школьников проводится на каждом уроке русского языка в течение 8-10 минут. Такое обучение предполагает: − развитие у учащихся мелких мышц руки, совершенствование координации движений руки в сетке тетради, развитие глазомера, самоконтроля в процессе письма; − совершенствование графических навыков письма - отработка написания трудных для учащихся строчных и заглавных букв, закрепление способов соединений (верхнего, среднего, нижнего, отрывного, безотрывного); − исправление графических ошибок (изменение размера букв, нарушение параллельности элементов, неправильное соединение букв и др.); − формирование автоматизированного графического навыка и индивидуального почерка учащегося; − привитие культуры оформления письменных работ. В процессе упражнений по каллиграфии отрабатывается умение писать под диктовку, списывать печатный и рукописный тексты. В программе указан список слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых учащиеся должны запомнить к концу каждого года обучения.
ПРОГРАММА 1 класс В Базисном учебном плане на изучение русского языка и литературного чтения в образовательных учреждениях Чувашской Республики с родным (нерусским) языком обучения в первом классе отводится 4 часа в неделю. Из них 1 час рекомендуется выделить на изучение литературного чтения, и 3 часа − на изучение русского языка, что в год составляет 99 часов. Из этого количества часов 45 часов предлагается на устный курс, остальные 54 часа − на обучение грамоте и развитие связной речи. Уроки обучения грамоте носят интегрированный характер: они включают и обучение чтению, и отработку каллиграфических навыков. Необходимым условием овладения языком является знание словаря. В лексический минимум для активного усвоения включаются слова, которые дают школьникам возможность общаться в сфере бытовой и учебной деятельности. Словарь для активного усвоения предполагает практическое ознакомление детей с лексическим значением слов, с многозначностью слов, омонимами, синонимами, антонимами, с образованием слов одного корня при помощи приставок и суффиксов. Устный курс (45 часов) Обучение порождению непринужденной устной речи — главная задача уроков русского языка. Именно владение устной речью позволит детям в последующих классах понимать рассказы и объяснения учителя при изучении основ наук на русском языке и свободно выражать свои мысли на неродном языке. Семилетний ребенок воспринимает предметы целостно, без выделения деталей и отдельных признаков. Он замечает чаще всего цвет предмета: «огурец зеленый», «портфель красный». Перед учителем стоит задача не только научить ребенка видеть и называть отдельные признаки предмета, но и развить речевую способность описать его живым, выразительным словом в монологической и диалогической речи с использованием утвердительных, отрицательных, вопросительных конструкций. В период предварительного устного курса закрепляются первичные умения учащихся в области устной речи, приобретенные в детских садах, совершенствуются умения слушания, понимания и говорения на основе новых речевых ситуаций и организуется подготовка детей к обучению русской грамоте. Формирование коммуникативной компетенции Условием успешного речевого развития школьника — умения составлять диалог, монолог в виде текста-повествования, описания, рассуждения — является создание атмосферы свободного и интересного общения, где учитель и ученик выступают в качестве равноправных участников разговора. Для создания атмосферы ситуативного общения предлагаются следующие разговорные темы: Знакомство. Моя фамилия. Имя. Отчество. Дом. Семья. Предметы быта. Занятия родителей. Помогаем старшим. Школа. Класс. Учебные предметы. Мы учимся. Игрушки. Игры и забавы детей. Овощи. Фрукты. Огород. Сад. Домашние и дикие животные и птицы. Уход за животными. Посуда. Продукты питания. За обеденным столом. Правила самообслуживания. Одежда. Обувь. Деревня. Село. Город. Транспорт. Лес. Поле. Улица. Двор. Времена года. День и ночь. Профессии. Труд взрослых и детей. Уборка урожая. Человек. Части тела. Личная гигиена. Режим дня. Личные вещи. В доме. На улице. В магазине. Правила поведения и речевого этикета. Наши праздники. Учащиеся должны знать и уметь употреблять стандартные выражения этикетных формул в следующих речевых ситуациях: — знакомство: характеристика человека, запрос сведений о человеке, сообщение о себе, этикетные формулы, представления, выражения приветствия, прощания, пожелания; — запрос информации о чем-либо, уточнение предмета разговора, выяснение местонахождения кого-либо (чего-либо); —информация о совершаемом или совершенном действии, деятельности кого-либо, о месте передвижения, орудии деятельности, о совместной деятельности, о направлении движения к чему-либо; — формы выражения разрешения, запрещения, привлечения внимания собеседника, обращение, приветствие, прощание, приглашение, побуждение к действию, формы предупреждения, благодарности, поздравления, сомнения, извинения, пожелания, совета, просьбы; — оценка деятельности: информация о количестве затраченного времени и времени совершения действия, обмен мнениями о той или иной деятельности: элементарные варианты реплик осуждения, возражения, возмущения, одобрения, поздравления. Для первоклассников мотивационная установка может быть сформулирована как создание условий для овладения детьми речевыми навыками и умениями, достаточными для общения в учебно-речевых и игровых ситуациях, для формирования психологической готовности к дальнейшему усвоению русского языка. Формирование лингвокультурной компетенции Сфера становления лингвокультурной компетенции у первоклассников связана с реализацией в практике общения со сверстниками информации: — о родном крае (республике), городе, селе; —о России и ее столице; — о традициях своего народа и русских традициях в режиме диалога культур. Формирование лингвистической компетенции Учащиеся должны знать следующее: —гласные и согласные звуки; —ударные и безударные гласные; —стечение согласных; — согласные фонемы в слабой позиции (оглушение, озвончение, смягчение); — твердые шипящие < ж> и < ш>, мягкие < ч’> и < щ’>, фонемы < ц> и < й’>; —сочетание согласных с гласными; —членение слова на слоги; — выделение ударных слогов с учетом разноместности и подвижности русского ударения; — от 400 до 800 единиц активного словаря, до 2000 единиц — пассивного; — основные значения и грамматические категории русского языка, их образование и нормы употребления в речи. Словоформы имени существительного Именительный падеж. Словоформы именительного падежа встречаются и в функции подлежащего, и в функции сказуемого в 4 видах. Значения: 1) Именительный наименования: Школа. 2) Именительный падеж в качестве сказуемого: Это наша школа. 3) В качестве подлежащего: а) при сказуемом, выраженном переходным глаголом: Бабушка варит суп; б) при сказуемом, называющем состояние предмета или пассивное действие: Мальчик сидит; в) при сказуемых, выраженных полными прилагательными, характеризующими предмет: Школа большая, новая, кирпичная; г) при сказуемом, выражающем родовое понятие для однородных подлежащих: Парта, доска, стол, стул — мебель. 4) Форма именительного падежа называет предмет, принадлежащий тому или иному предмету (лицу): У куклы платье. Родительный падеж. Словоформы родительного падежа в именных формах встречаются в 7 видах в следующих значениях: 1) Родительный в словоформах со значением предмета, определяемого количественным словом: В школе три этажа. 2) Родительный при отрицании: У меня нет стула. 3) Родительный с предлогом для при обозначении лица или предмета, для которого назначается, предназначается какой-либо предмет или действие: Это платье для девочки. 4) Родительный с предлогом из (изо) для обозначения вещества, материала, из которого делается, изготовляется предмет: Мяч из резины. Мяч сделан из резины. 5) При назывании места, пространства, которое характеризуется наличием другого предмета: Около дома есть клумбы. 6) Родительный с предлогом у для выражения отношений принадлежности, владения: У коровы есть теленок. 7) Родительный с предлогом у. Целое по отношению к принадлежащей ему части: У платья длинные рукава. Дательный падеж. Словоформы дательного падежа в именных формах встречаются в 3 видах: 1) Дательный без предлога со значением адресата: Корова дает нам молоко. 2) Дательный с предлогом по со значением пути движения: Мяч можно катать по земле. 3) Дательный с предлогом к со значением цели движения. Подошел к картине. Винительный падеж. Словоформы в винительном падеже используются в 3 значениях: 1) Винительный падеж без предлога в конструкциях со значением «объект действия при переходном глаголе»: Бабушка варит суп. 2) Винительный падеж с предлогом в со значением направления движения, ориентированного действия или положения предмета: Лена ходит в детский сад. 3) Винительный падеж с предлогом на в конструкциях со значением направления движения, ориентированного действия: В лес мы ходим на экскурсию. Творительный падеж. Словоформы в творительном падеже используются в 7 значениях: 1) Творительный падеж без предлога в конструкциях со значением инструмента действия: Мячом можно играть. Мяч нужно мыть водой. 2) Творительный падеж в значении именного предиката: Мама работает в школе учительницей. 3) Творительный падеж без предлога в страдательных конструкциях: Земля покрыта пушистым снегом. 4) Творительный падеж с предлогом за в значении указания положения предмета: За Вовой (за мной) сидит Иван. 5) Творительный падеж с предлогом за в значении «объект наблюдения»: Я ухаживаю за коровой. 6) Творительный падеж с предлогом перед в значении указания положения предмета: Я сижу перед Леной. 7) Творительный падеж с предлогом с в значении указания на соучаствующее лицо, сопутствующий предмет: Дед часто ходит с нами гулять. Предложный падеж. Словоформы в предложном падеже используются в 3 значениях: 1) Предложный падеж с предлогом в в значении местонахождения: В школе три этажа. 2) Предложный падеж с предлогом на в значении местонахождения: Доска висит на стене. 3) Предложный падеж с предлогом на в значении «общественно обусловленное состояние лица»: Она (бабушка) на пенсии. Словоформы имени прилагательного Словоформы имени прилагательного используются в 3 значениях: 1) Полные прилагательные в именительном падеже в качестве сказуемого: Пшеница желтая, спелая. 2) Полные прилагательные в именительном, творительном падежах как компонент составного именного сказуемого: Хвойный лес и зимой, и летом стоит зеленый. 3) Полные прилагательные в приименном употреблении в качестве определения: Появляется зеленая травка. Глагольные словоформы Глагольные словоформы используются в следующих значениях: 1) Личные формы глагола со значением действия или состояния в роли сказуемого: В школе мы читаем, пишем, поем, рисуем, на перемене играем. 2) Глаголы с общевозвратным и собственно возвратным значениями: Дети занимаются математикой. Утром Таня умывается и одевается. 3) Глаголы фазисного (начать, продолжать, кончить) и модального (мочь, уметь, хотеть) значения в сочетании с глаголом в инфинитиве: Он продолжает читать. Таня хочет с нами гулять. Словоформы местоимений Используются словоформы местоимений 4 разрядов: личные местоимения (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они); вопросительные местоимения (кто?, что?, какой?, какая?, какие?, чей?, чья?, чье?); указательные местоимения (этот, эта, эти, тот, та, такой); притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой). Словоформы наречий Словоформы наречий используются в 3 значениях: 1) наречия или слова категории состояния в предложениях со значением состояния человека или природы: Нам смешно. На улице холодно; 2) слова категории состояния в сочетании с инфинитивом (надо, нельзя, можно, нужно) в роли сказуемого в безличном предложении (В окно можно увидеть клуб. Нельзя опаздывать в школу); 3) обстоятельственные наречия в качестве распространителя предложения (зимой, весной, утром, далеко, рядом); 4) качественные и количественные наречия, примыкающие к глаголам, прилагательным, наречиям. Все в этой семье живут дружно. Борис очень хорошо танцует. Словоформы имен числительных Словоформы имен числительных используются в 3 значениях: 1) количественные числительные в словосочетании при приименном употреблении: В школе три этажа; 2) неопределенно-количественные числительные в составе словосочетания со значением объекта действия: В чайник можно налить много воды; 3) неопределенно-количественные числительные в составе словосочетания со значением субъекта: Летом здесь много цветов и ягод. Слова для усвоения вводятся в модели предложений с типовыми значениями: Это (вот, тут, там) предмет — Это класс. Предмет и его действие — Ученик читает. Ученик стоит у доски. Катя идет к доске. Петя читает книгу. Ваня сидит за партой. Арбуз растет в огороде. Предмет и его признак — Груша вкусная. Субъект и объект владения — У Маши кукла. В создаваемых высказываниях используются следующие конструкции: Это (тут, там) + существительное (им.п.) — Это класс. Предмет и его действие — существительное (им.п.) + глагол — Ученик читает. Существительное (им.п.) + глагол + существительное (пр.п.) — Арбуз растет в огороде. Существительное (им.п.) + глагол + существительное (тв.п.) — Ваня сидит за партой. Существительное (им.п.) + глагол + существительное (род.п.) — Ученик стоит у доски. Существительное (им.п.) + глагол + существительное (дат.п.) — Катя идет к доске. Существительное (им.п.) + глагол + существительное (вин.п.) — Петя читает книгу. Предмет и его признак — существительное (им.п.) + прилагательное (им.п.) — Репа вкусная. Субъект и объект владения — У + существительное (род.п.) + существительное (им.п.) — У Маши кукла.
|