Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу обучения во 2 классе






Учащиеся должны знать:

названия и порядок букв русского алфавита;

признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости – глухости;

правила переноса слов;

признаки предложения и текста;

правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

− различать устные и письменные формы общения;

− каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40-50 слов без пропусков и искажений;

− проверять написанное, сравнивая с образцом;

− проводить звукобуквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

− обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

− писать заглавную букву в именах собственных;

− писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30-40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

− правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

− различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

− находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

− проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения его формы или подбора однокоренных слов;

− выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

− находить в предложении главные члены;

− определять слова, называющие предмет, действие предмета, признак предмета по обобщённому значению и по вопросам;

− определять форму числа указанных групп слов;

− письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему;

− писать изложение текста до 50 слов с использованием вопросов.

3 класс

Развитие устной и письменной речи на основе ранее усвоенных и вновь вводимых учебных единиц во всех раз­делах программы. Совершенствование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в соответствии с про­граммными требованиями. Углубление и расширение зна­ний на основе усвоения образовательно-воспитательного материала по темам. Ознакомление с основными понятия­ми элементарной грамматики и орфографии.

Формирование коммуникативной компетенции

Тематика текстов и высказываний для формирования коммуникативной компетенции:

Лето. Чтение текстов и рассказы учащихся об отдыхе летом, о летнем лагере, о прогулках в лес, о ягодах, гри­бах, цветах. Воспитание любви к природе, бережного от­ношения к ней, умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное в природе.

Осень. Чтение текстов и рассказы учащихся о приме­тах ранней и поздней осени, об осенних работах на при­школьном участке, в поле, в саду, в огороде, об измене­ниях в природе, о жизни птиц (перелетных и зимующих) и зверей осенью, о посадке деревьев, кустарников, о бе­режном отношении к животному и растительному миру.

Личная гигиена и охрана здоровья. Чтение текстов и беседы с учащимися о режиме дня ученика 3 класса, о соблюдении правил личной гигиены, связанных с пита­нием, сном, здоровьем, о подвижных играх на воздухе.

Моя семья. Чтение текстов о труде взрослых и детей. Рассказы учащихся о своих родителях, об их профессиях. Труд в семье, помощь родителям.

Зима. Чтение текстов о наступлении зимы, о приме­тах зимы, о зимних играх детей. Труд взрослых и детей. Жизнь животных и птиц. Рассказы детей на темы: «Зимой во дворе», «Зимой в лесу», «Как готовились к елке», «Как мы помогаем животным и птицам».

Дикие и домашние животные и птицы. Чтение тек­стов о диких и домашних животных и птицах. Беседы с учащимися о том, чем питаются хищные животные и пти­цы, об их вреде и пользе.

Жизнь и труд в деревне и в городе. Чтение текстов о жизни и труде в деревне и в городе, о заводах и фабриках, о городском и сельском транспорте. Рассказы учащихся о своей деревне, своем селе, о том, что дает город деревне, а деревня — городу, о своем участии в труде семьи, о куль­туре поведения.

23 февраля — День защитника Отечества. Чтение тек­стов и рассказы детей о защитниках Родины.

Весна. Чтение текстов, рассказы учащихся о труде весной, о перелетных птицах, о наблюдениях за измене­ниями в природе. Весенние игры и занятия учащихся.

12 апреля — День космонавтики. Чтение текстов и рассказы учащихся о первых космонавтах России. Космо­навт А.Г.Николаев — наш земляк.

9 Мая — День Победы. Чтение текстов и рассказы учащихся о победе над фашистской Германией, об учас­тии в Великой Отечественной войне детей, о героизме людей на фронте и в тылу.

Наша Родина — Россия. Чтение текстов, рассказы учащихся о нашей стране, о ее столице Москве, о своей республике, о своем городе, районе, о том, какое строи­тельство идет вокруг.

Чувашия — наша малая родина. Чебоксары — столица Чувашской Республики. Мой край. Столица моего края. Мой дом. Особенности климата, ландшафта, флоры и фауны родного края. Мой народ.

Формирование лингвистической компетенции

Совершенствование и закрепление умений и навыков употребления усвоенных в 1—2 классах грамматических форм, конструкций на старом и новом лексическом материале.

Закрепление умений и навыков узнавать и различать гласные и согласные звуки русского языка в сильной по­зиции и правильно произносить их. Закрепление умений и навыков различать и правильно произносить ударные и безударные гласные в слове. Закрепление умений и навы­ков опознавать и отождествлять гласные фонемы в безу­дарной позиции: вода — [вада] и правильно произносить их. Закрепление умений и навыков оформлять ритмомело­дику дву- и многосложных слов.

Закрепление умений и навыков правильно произно­сить слова с уподоблением (оглушением и озвончением) согласных звуков (сад, сторож, завод; сделал, сказка), а также слова с твердыми и мягкими согласными (г[р ']ибы, бли[н ']чик, з[д ']е[с'], но[ч ']ка.

Совершенствование умений и навыков произносить слова с непроизносимыми согласными: лестница, солн­це, праздник.

Совершенствование умений правильно интонировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Формировать представление о значимых частях слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и вырабаты­вать навыки разбора слов по составу.

Закрепление умений и навыков делить слова на мор­фемы, а также понимать значения производных слов и образовывать их по аналогии приставочным, суффиксаль­ным, приставочно-суффиксальным способом.

Формирование умений и навыков отождествлять в словах морфемы с беглыми гласными: палец — пальца, конец — конца, окно — окон.

Закрепление умений и навыков узнавать слова в по­токе речи и правильно употреблять их по синтаксическим вопросам в составе изученных конструкций. Расширение запаса слов на основе:

— усвоения новых слов с неизвестными ранее корнями;

— усвоения новых слов, имеющих в своем составе при­ставки и суффиксы, и образования производных слов при помощи новых приставок и суффиксов от известных корней;

— совершенствования умений и навыков понимать значение и производить элементарный словообразователь­ный анализ сложных слов: пешеход, землемер, новогод­ний, лесовод и т.д.

Имя существительное. Понятие об имени существи­тельном. Закрепление умений и навыков понимать и упот­реблять в речи ранее изученные конструкции с существи­тельными в форме именительного падежа и совершенство­вание умений и навыков понимать их лексическую и грам­матическую семантику. Формирование умений и навыков различать существительные собственные и нарицательные, а также одушевленные и неодушевленные, эквивалентные вопросительным местоимениям кто? и что?

Совершенствование умений и навыков различать су­ществительные мужского, женского и среднего рода по формальным признакам, по значению и суффиксам.

Совершенствование и закрепление умений и навы­ков определять принадлежность к мужскому роду:

—существительных на твердый согласный;

— одушевленных существительных на -а(-я) со зна­чением лица;

— существительных с суффиксами -тель и -арь;

—названий месяцев;

— названий животных, рыб и птиц на шипящие и мягкие конечные согласные: грач, ерш, олень.

Усвоение в словарном порядке принадлежности к мужскому роду наиболее употребительных неодушевлен­ных существительных на мягкий согласный: автомобиль, гвоздь, голубь, груздь, дождь, журавль, зверь, календарь, камень, картофель, лебедь, огонь, снегирь, тополь, фо­нарь. Совершенствование и закрепление умений и навы­ков определять принадлежность к женскому роду:

—существительных на -а(-я);

— существительных с суффиксом -ость.

Усвоение:

— существительных с суффиксами -ушк-(-юшк-): из­бушка; -ечк-(-очк-): ложечка, курочка; -ишк-: носишко, пальтишко; -чик, -щик: карманчик, каменщик;

— прилагательных с суффиксом -ин-: гусиный, оси­ный, комариный;

— прилагательных с суффиксом -ов-(-ев-): рисовый, березовый, марлевый;

— прилагательных с суффиксом -н-: зимний, камен­ный, ручной;

—глаголов с суффиксом -ну-: топнуть, хлопнуть, ду­нуть, двинуть.

Усвоение употребления ь в существительных женско­го рода на шипящие: вещь, грусть, грязь, жизнь, кро­вать, ладонь, лошадь, мышь, обувь, площадь, помощь, речь, рожь, сеть, сирень, степь, часть, шерсть.

Закрепление и автоматизация навыка образовывать множественное число существительных при помощи окон­чаний -ы(-и), выбирать -ы(-и) в зависимости от конеч­ного согласного основы: медведь — медведи, рубль — руб­ли, волк — волки, нога — ноги, ночь — ночи, печь — печи, страница — страницы.

Закрепление и автоматизация навыка образовывать множественное число существительных среднего рода: село — села, окно — окна, задание — задания.

Закрепление умения образовывать формы множе­ственного числа существительных — названий животных и птиц, например: теленок — телята, козленок — козлята, мышонок — мышата, щенок — щенята, цыпленок — цып­лята, ягненок — ягнята.

Усвоение в словарном порядке форм множественного числа на -а(-я) от наиболее употребительных существи­тельных мужского рода: адреса, берега, вечера, глаза, го­лоса, дома, края, луга, мастера, номера, острова, повара, паруса, поезда, рога, рукава, снега. Совершенствование уме­ний и навыков понимать и употреблять формы множествен­ного числа наиболее частотных существительных нестан­дартных способов словоизменения: колос — колосья, лист — листья, сын — сыновья, россиянин — россияне. Закреп­ление умений и навыков заменять формы множественного числа существительных местоимением они.

Глагол. Понятие о глаголе. Закрепление умений пони­мать и употреблять в речи изученные личные формы гла­гола в конструкции «существительное (личное местоиме­ние) + глагол». Совершенствование умений и навыков изменять глаголы в настоящем времени по лицам и чис­лам. Закрепление умения различать глаголы в формах на­стоящего и прошедшего времени.

Закрепление умений образовывать формы прошедшего времени и согласовывать их в роде и числе с существи­тельными (местоимениями). Закрепление умения различать в формах прошедшего времени бесприставочные и при­ставочные глаголы с приставками по-: побежал, поехал; при-: принес, пришел; у-: улетел, убежал; в-(во-): вбе­жал, вошел; вы-: выбежал, вышел; на-: написал, накор­мил; за-: зашел, забежал: с-: списал, спрыгнул; от-: ото­шел, отгадал; пере-: перелетел, перенес. Усвоение семан­тики этих приставок. Усвоение значений приставок до-: доехать, добежать, дописать, договорить(-ся); из-(ис-): избежать, испугать; под-: подписать, подпилить; над-: надписать, надстроить; об-: объехать, облететь; про-: про­рубить, проспать, прогулять, проиграть; раз-(рас-): раз­делить, распилить, разбросать, расспросить; у-: убежать, уносить, убрать. Закрепление умения правильно употреб­лять вопрос что делал? к бесприставочным глаголам и воп­рос что сделал? к приставочным глаголам: писал — что делал?, написал — что сделал?

Усвоение аналогии в образовании форм настоящего и будущего простого времени: читаю — прочитаю, чита­ешь — прочитаешь, читает — прочитает, читаем — прочи­таем, читаете — прочитаете, читают — прочитают. Закрепление умений понимать, образовывать и упот­реблять формы повелительного наклонения на -й: читает — читай, собирает — собирай, узнает — узнай. Закрепление

Закрепление умений и навыков образовывать формы будущего сложного времени от бесприставочных глаголов и будущего простого времени от приставочных глаголов.


умений понимать, образовывать и употреблять формы повелительного наклонения на -и и -ь: сиди, сядь, встань, проси, попроси. Совершенствование умений и навыков образовывать формы множественного числа глаголов в повелительном наклонении: играй — играйте, сиди — си­дите, сядь — сядьте, проси — просите. Закрепление навыка образовывать формы глаголов с -ся(-сь): одевает — одева­ется, моет — моется, купает — купается — купаюсь.

Формирование умения преобразовывать приставочные глаголы совершенного вида в глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва-(-ива-), -ва-: переделал — пе­ределывал, дописал — дописывал, вырастил — выращивал, рассмотрел — рассматривал, отдал — отдавал, надел — наде­вал. Формирование умения ставить вопрос что делал? к при­ставочным глаголам с суффиксами -ыва-(-ива-), -ва-: пере­писал — что сделал?, переписывал — что делал?

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагатель­ном. Закрепление умений и навыков понимать и употреб­лять конструкцию «существительное (местоимение) + при­лагательное (местоимение-прилагательное)». Закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с суще­ствительными в роде и числе: Стол большой. Ваза красивая. Яблоко вкусное. Цветы красивые. Совершенствование уме­ния согласовывать прилагательные с существительными муж­ского и женского рода на мягкие согласные и шипящие: Врач добрый. Мышь серая. Гвоздь длинный. Ночь темная.

Изменение существительных по падежам (склонение). Закрепление и автоматизация умений и навыков образо­вывать формы косвенных падежей единственного числа существительных 1, 2 и 3-го склонения. Автоматизация умений и навыков образовывать формы косвенных паде­жей единственного числа существительных 1-го и 2-го склонения с основами, оканчивающимися на твердые и мягкие согласные, на заднеязычные г, к, х, а также на мягкие и твердые шипящие и ц: вода — воды, свеча — свечи, дядя — дядю, друг — друга, конь — коня. Закрепле­ние и совершенствование умений и навыков образовы­вать формы косвенных падежей единственного числа су­ществительных 3-го склонения. Закрепление и совершен­ствование умений и навыков образовывать формы роди­тельного падежа множественного числа существительных:

— на -ов(-ев): заводов, плодов, стульев;

— с нулевым окончанием: глаз, ребят, солдат;

— на -ей: полей, ножей, учителей.

Закрепление умений и навыков образовывать формы

винительного падежа множественного числа существитель­ных неодушевленных по аналогии с формой именитель­ного падежа, а одушевленных — по аналогии с формой родительного: нарисовал цветы — нарисовал мальчиков, учит уроки — учит детей.

Закрепление умений и навыков образовывать формы косвенных падежей вопросительных местоимений кто?, что?, личных, возвратного, неопределенных и отрицатель­ных местоимений-существительных.

Выработка умений образовывать и употреблять фор­мы косвенных падежей единственного и множественного числа существительных (местоимений) без предлогов и с предлогами из, с, без, для, через, из-за, от, до, в, на.

Закрепление и совершенствование умений и навыков употреблять в речи изученные конструкции «существитель­ное + существительное в косвенном падеже» и «существи­тельное + предлог + существительное». Формирование уме­ний и навыков употреблять в речи конструкции, в которых в качестве управляющего слова используется отглагольное существительное (по аналогии с конструкциями «глагол + существительное в косвенном падеже»): входит в дом — вход в дом, переходить через улицу — переход через улицу, ри­совать карандашом — рисунок карандашом.

Совершенствование умений и навыков употреблять в речи количественные и порядковые числительные.

Закрепление умений и навыков употреблять в речи вопросительное местоимение сколько? Совершенствова­ние умений и навыков понимать структуру количествен­но-именных словосочетаний и употреблять их в речи.

Совершенствование умений и навыков образовывать формы косвенных падежей количественно-именных сло­восочетаний и употреблять их в речи в роли подлежащего и второстепенных членов предложения.

Предложение. Знаки препинания в конце предложе­ний. Правильное интонирование разных типов предложе­ний. Главные члены предложения. Разбор предложений и выделение их соответствующим подчеркиванием. Связь слов в предложении.

Закрепление умений и навыков употреблять в речи предложения, в составе которых имеются обращение, ут­верждение и отрицание.

Формирование умений и навыков употреблять и пра­вильно интонировать в речи сложносочиненные предло­жения с союзами и, или, а, но.

Формирование умений и навыков понимать и упот­реблять в речи бессоюзные сложные предложения с пере­числительными отношениями: Наступила весна, с юга прилетели перелетные птицы.

Формирование умений и навыков понимать и упот­реблять в речи сложноподчиненные предложения, а так­же элементарных умений строить их.

Формирование речевой компетенции

Аудирование. Умения и навыки воспринимать и понимать русскую речь на слух:

− умения членить звуковой поток речи, восприни­мать и узнавать слова, слоги, звуки, звукосочетания, осо­бенно отсутствующие в родном языке;

− умения членить устную речь на предложения, а также устанавливать смысловые отношения слов в слово­сочетаниях;

− умения членить слова на морфемы и понимать их значения.

Умения и навыки воспринимать и понимать тексты, рассказанные или прочитанные разными людьми, пост­роенные на словарно-фразеологическом материале, содер­жащем около 2% незнакомых слов и выражений.

Умения и навыки воспринимать и понимать на слух предложения с одинаковым словесным наполнением, раз­личающиеся повествовательной, вопросительной и вос­клицательной интонацией (Купил книгу. Купил книгу? Купил книгу!) и логическим ударением (Зина рисует ёлку. Зина рисует ёлку. Зина рисует ёлку).

Умения и навыки определять на слух различные грам­матические формы слов в предложении (по вопросам).

Умения и навыки воспринимать и понимать эмоцио­нальную окраску устной речи (радость, огорчение, вос­торг, одобрение, осуждение, ласку и т.д.).

Элементарные умения и навыки воспринимать и по­нимать отношение говорящего к содержанию речи, выра­женное при помощи интонации, оценочных (модальных) слов, суффиксов субъективной оценки.

Говорение. Умения и навыки произносить звуки, звукосочетания и слоги. Умения и навыки оформлять рит­момелодику слов, предложений и связных диалогических и монологических высказываний.

Умения вести диалог и употреблять в качестве реплик- стимулов вопросительные и побудительные предложения. Умение приводить в соответствие состав реплики-ответа с репликой-стимулом (употреблять неполные предложения, опуская члены предложения, очевидные из реплики-сти­мула и ситуации). Умение строить реплики диалога из не­скольких предложений. Умения употреблять в диалоге об­ращение; выбирать форму обращения к старшим, к това­рищам. Умение выражать утверждение и отрицание слова­ми да, нет, конечно. Умение употреблять в диалоге части­цы ведь, даже, не, ни, разве, неужели и т.д.

Умения и навыки монологической речи:

− пересказывать (услышанное или прочитанное) близ­ко к тексту;

− составлять пересказ-извлечение;

− самостоятельно давать описание картинки или се­рии сюжетных картинок;

− составлять план описания или рассказа.

Умение обозначать расположение объектов речи и их

перемещение в пространстве (что где находится, куда и откуда движется). Умения обозначать время действия и показывать развитие событий во времени, правильно упот­ребляя видовременные формы глагола.

Умения устанавливать и выражать причинно-следствен­ные отношения между событиями (что и почему происхо­дит). Умение выражать свое отношение к содержанию речи.

Чтение. Умение правильно, сознательно, вырази­тельно и с определенной скоростью читать доступный пониманию текст целыми словами с пе­реходом к чтению словосочетаниями, с соблюдением уда­рения в словах, правильной интонации и смыслового (ло­гического) ударения и пауз.

Умения с помощью учителя определять главную мысль прочитанного программного произведения (рассказа, сказ­ки); делить произведение на части и озаглавливать их; со­ставлять простой план (в форме вопросов или предложе­ний); отыскивать в тексте слова и выражения, используе­мые автором для характеристики действующих лиц, для описания картин природы. Умения самостоятельно нахо­дить в тексте незнакомые слова и выражения и с помощью учителя или по словарю выяснять их значения; понимать значения новых слов, состоящих из знакомых значимых частей (корней, суффиксов, приставок). Умение практически различать по жанрам произведения (стихотворение, сказ­ка, рассказ). Умение понимать прочитанное про себя.

Умения и навыки бережного отношения к книге.

Письмо. Умение выполнять письменные работы обу­чающего и контрольного характера с соблюдением изу­ченных орфографических и пунктуационных правил, а так­же требований каллиграфии.

Умение при списывании текста соблюдать красную строку (абзац).

Умение с помощью учителя и самостоятельно выпол­нять письменную работу (списывание, диктант) с грам­матическими заданиями, доступными по объему и содер­жанию для учащихся 3 класса.

Умение выполнять работу контрольного характера: писать под диктовку слова, словосочетания, предложения, связные тексты (35—40 слов).

Умение писать изложение (55—65 слов) по коллек­тивно составленному плану после предварительной рече­вой и орфографической подготовки.

Умение писать сочинение (40—50 слов) описатель­ного характера по данному учителем или коллективно составленному плану и на основе речевой и орфогра­фической подготовки.

Умения и навыки писать (прописную) большую бук­ву в фамилиях, названиях населенных пунктов, улиц, рек.

Элементарные умения правильно писать слова с безударными гласными корня, проверяемыми путем из­менения формы слова: вода — воды, колосья — колос, ловлю — ловит.

Элементарные умения писать глухие и звонкие со­гласные в конце слова, проверяемые при помощи изме­нения формы слова: дуб — дубы, сад — сады.

Усвоение написания наиболее употребительных слов с безударными гласными, с удвоенными согласными, с непроизносимыми согласными.

Умение писать предлог отдельно от следующего слова.

Умение слитно писать приставку с глаголами: ехал — поехал, приехал, уехал.

Элементарные умения употреблять запятую при пере­числении однородных членов, соединенных при помощи бессоюзной связи, а также сочинительных союзов а, но.

Умение связно, ритмично писать слова и предложения.

Умение самостоятельно подписывать тетрадь, дневник.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал