Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу обучения во 2 классе
Учащиеся должны знать: − названия и порядок букв русского алфавита; − признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости – глухости; − правила переноса слов; − признаки предложения и текста; − правила речевого этикета. Учащиеся должны уметь: − использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения; − вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; − различать устные и письменные формы общения; − каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40-50 слов без пропусков и искажений; − проверять написанное, сравнивая с образцом; − проводить звукобуквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам; − обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; − писать заглавную букву в именах собственных; − писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30-40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием; − правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь); − различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами; − находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи); − проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения его формы или подбора однокоренных слов; − выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; − находить в предложении главные члены; − определять слова, называющие предмет, действие предмета, признак предмета по обобщённому значению и по вопросам; − определять форму числа указанных групп слов; − письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему; − писать изложение текста до 50 слов с использованием вопросов. 3 класс Развитие устной и письменной речи на основе ранее усвоенных и вновь вводимых учебных единиц во всех разделах программы. Совершенствование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в соответствии с программными требованиями. Углубление и расширение знаний на основе усвоения образовательно-воспитательного материала по темам. Ознакомление с основными понятиями элементарной грамматики и орфографии. Формирование коммуникативной компетенции Тематика текстов и высказываний для формирования коммуникативной компетенции: Лето. Чтение текстов и рассказы учащихся об отдыхе летом, о летнем лагере, о прогулках в лес, о ягодах, грибах, цветах. Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное в природе. Осень. Чтение текстов и рассказы учащихся о приметах ранней и поздней осени, об осенних работах на пришкольном участке, в поле, в саду, в огороде, об изменениях в природе, о жизни птиц (перелетных и зимующих) и зверей осенью, о посадке деревьев, кустарников, о бережном отношении к животному и растительному миру. Личная гигиена и охрана здоровья. Чтение текстов и беседы с учащимися о режиме дня ученика 3 класса, о соблюдении правил личной гигиены, связанных с питанием, сном, здоровьем, о подвижных играх на воздухе. Моя семья. Чтение текстов о труде взрослых и детей. Рассказы учащихся о своих родителях, об их профессиях. Труд в семье, помощь родителям. Зима. Чтение текстов о наступлении зимы, о приметах зимы, о зимних играх детей. Труд взрослых и детей. Жизнь животных и птиц. Рассказы детей на темы: «Зимой во дворе», «Зимой в лесу», «Как готовились к елке», «Как мы помогаем животным и птицам». Дикие и домашние животные и птицы. Чтение текстов о диких и домашних животных и птицах. Беседы с учащимися о том, чем питаются хищные животные и птицы, об их вреде и пользе. Жизнь и труд в деревне и в городе. Чтение текстов о жизни и труде в деревне и в городе, о заводах и фабриках, о городском и сельском транспорте. Рассказы учащихся о своей деревне, своем селе, о том, что дает город деревне, а деревня — городу, о своем участии в труде семьи, о культуре поведения. 23 февраля — День защитника Отечества. Чтение текстов и рассказы детей о защитниках Родины. Весна. Чтение текстов, рассказы учащихся о труде весной, о перелетных птицах, о наблюдениях за изменениями в природе. Весенние игры и занятия учащихся. 12 апреля — День космонавтики. Чтение текстов и рассказы учащихся о первых космонавтах России. Космонавт А.Г.Николаев — наш земляк. 9 Мая — День Победы. Чтение текстов и рассказы учащихся о победе над фашистской Германией, об участии в Великой Отечественной войне детей, о героизме людей на фронте и в тылу. Наша Родина — Россия. Чтение текстов, рассказы учащихся о нашей стране, о ее столице Москве, о своей республике, о своем городе, районе, о том, какое строительство идет вокруг. Чувашия — наша малая родина. Чебоксары — столица Чувашской Республики. Мой край. Столица моего края. Мой дом. Особенности климата, ландшафта, флоры и фауны родного края. Мой народ. Формирование лингвистической компетенции Совершенствование и закрепление умений и навыков употребления усвоенных в 1—2 классах грамматических форм, конструкций на старом и новом лексическом материале. Закрепление умений и навыков узнавать и различать гласные и согласные звуки русского языка в сильной позиции и правильно произносить их. Закрепление умений и навыков различать и правильно произносить ударные и безударные гласные в слове. Закрепление умений и навыков опознавать и отождествлять гласные фонемы в безударной позиции: вода — [вада] и правильно произносить их. Закрепление умений и навыков оформлять ритмомелодику дву- и многосложных слов. Закрепление умений и навыков правильно произносить слова с уподоблением (оглушением и озвончением) согласных звуков (сад, сторож, завод; сделал, сказка), а также слова с твердыми и мягкими согласными (г[р ']ибы, бли[н ']чик, з[д ']е[с'], но[ч ']ка. Совершенствование умений и навыков произносить слова с непроизносимыми согласными: лестница, солнце, праздник. Совершенствование умений правильно интонировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Формировать представление о значимых частях слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и вырабатывать навыки разбора слов по составу. Закрепление умений и навыков делить слова на морфемы, а также понимать значения производных слов и образовывать их по аналогии приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способом. Формирование умений и навыков отождествлять в словах морфемы с беглыми гласными: палец — пальца, конец — конца, окно — окон. Закрепление умений и навыков узнавать слова в потоке речи и правильно употреблять их по синтаксическим вопросам в составе изученных конструкций. Расширение запаса слов на основе: — усвоения новых слов с неизвестными ранее корнями; — усвоения новых слов, имеющих в своем составе приставки и суффиксы, и образования производных слов при помощи новых приставок и суффиксов от известных корней; — совершенствования умений и навыков понимать значение и производить элементарный словообразовательный анализ сложных слов: пешеход, землемер, новогодний, лесовод и т.д. Имя существительное. Понятие об имени существительном. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять в речи ранее изученные конструкции с существительными в форме именительного падежа и совершенствование умений и навыков понимать их лексическую и грамматическую семантику. Формирование умений и навыков различать существительные собственные и нарицательные, а также одушевленные и неодушевленные, эквивалентные вопросительным местоимениям кто? и что? Совершенствование умений и навыков различать существительные мужского, женского и среднего рода по формальным признакам, по значению и суффиксам. Совершенствование и закрепление умений и навыков определять принадлежность к мужскому роду: —существительных на твердый согласный; — одушевленных существительных на -а(-я) со значением лица; — существительных с суффиксами -тель и -арь; —названий месяцев; — названий животных, рыб и птиц на шипящие и мягкие конечные согласные: грач, ерш, олень. Усвоение в словарном порядке принадлежности к мужскому роду наиболее употребительных неодушевленных существительных на мягкий согласный: автомобиль, гвоздь, голубь, груздь, дождь, журавль, зверь, календарь, камень, картофель, лебедь, огонь, снегирь, тополь, фонарь. Совершенствование и закрепление умений и навыков определять принадлежность к женскому роду: —существительных на -а(-я); — существительных с суффиксом -ость. Усвоение: — существительных с суффиксами -ушк-(-юшк-): избушка; -ечк-(-очк-): ложечка, курочка; -ишк-: носишко, пальтишко; -чик, -щик: карманчик, каменщик; — прилагательных с суффиксом -ин-: гусиный, осиный, комариный; — прилагательных с суффиксом -ов-(-ев-): рисовый, березовый, марлевый; — прилагательных с суффиксом -н-: зимний, каменный, ручной; —глаголов с суффиксом -ну-: топнуть, хлопнуть, дунуть, двинуть. Усвоение употребления ь в существительных женского рода на шипящие: вещь, грусть, грязь, жизнь, кровать, ладонь, лошадь, мышь, обувь, площадь, помощь, речь, рожь, сеть, сирень, степь, часть, шерсть. Закрепление и автоматизация навыка образовывать множественное число существительных при помощи окончаний -ы(-и), выбирать -ы(-и) в зависимости от конечного согласного основы: медведь — медведи, рубль — рубли, волк — волки, нога — ноги, ночь — ночи, печь — печи, страница — страницы. Закрепление и автоматизация навыка образовывать множественное число существительных среднего рода: село — села, окно — окна, задание — задания. Закрепление умения образовывать формы множественного числа существительных — названий животных и птиц, например: теленок — телята, козленок — козлята, мышонок — мышата, щенок — щенята, цыпленок — цыплята, ягненок — ягнята. Усвоение в словарном порядке форм множественного числа на -а(-я) от наиболее употребительных существительных мужского рода: адреса, берега, вечера, глаза, голоса, дома, края, луга, мастера, номера, острова, повара, паруса, поезда, рога, рукава, снега. Совершенствование умений и навыков понимать и употреблять формы множественного числа наиболее частотных существительных нестандартных способов словоизменения: колос — колосья, лист — листья, сын — сыновья, россиянин — россияне. Закрепление умений и навыков заменять формы множественного числа существительных местоимением они. Глагол. Понятие о глаголе. Закрепление умений понимать и употреблять в речи изученные личные формы глагола в конструкции «существительное (личное местоимение) + глагол». Совершенствование умений и навыков изменять глаголы в настоящем времени по лицам и числам. Закрепление умения различать глаголы в формах настоящего и прошедшего времени. Закрепление умений образовывать формы прошедшего времени и согласовывать их в роде и числе с существительными (местоимениями). Закрепление умения различать в формах прошедшего времени бесприставочные и приставочные глаголы с приставками по-: побежал, поехал; при-: принес, пришел; у-: улетел, убежал; в-(во-): вбежал, вошел; вы-: выбежал, вышел; на-: написал, накормил; за-: зашел, забежал: с-: списал, спрыгнул; от-: отошел, отгадал; пере-: перелетел, перенес. Усвоение семантики этих приставок. Усвоение значений приставок до-: доехать, добежать, дописать, договорить(-ся); из-(ис-): избежать, испугать; под-: подписать, подпилить; над-: надписать, надстроить; об-: объехать, облететь; про-: прорубить, проспать, прогулять, проиграть; раз-(рас-): разделить, распилить, разбросать, расспросить; у-: убежать, уносить, убрать. Закрепление умения правильно употреблять вопрос что делал? к бесприставочным глаголам и вопрос что сделал? к приставочным глаголам: писал — что делал?, написал — что сделал?
Закрепление умений и навыков образовывать формы будущего сложного времени от бесприставочных глаголов и будущего простого времени от приставочных глаголов.
Формирование умения преобразовывать приставочные глаголы совершенного вида в глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва-(-ива-), -ва-: переделал — переделывал, дописал — дописывал, вырастил — выращивал, рассмотрел — рассматривал, отдал — отдавал, надел — надевал. Формирование умения ставить вопрос что делал? к приставочным глаголам с суффиксами -ыва-(-ива-), -ва-: переписал — что сделал?, переписывал — что делал? Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять конструкцию «существительное (местоимение) + прилагательное (местоимение-прилагательное)». Закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе: Стол большой. Ваза красивая. Яблоко вкусное. Цветы красивые. Совершенствование умения согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода на мягкие согласные и шипящие: Врач добрый. Мышь серая. Гвоздь длинный. Ночь темная. Изменение существительных по падежам (склонение). Закрепление и автоматизация умений и навыков образовывать формы косвенных падежей единственного числа существительных 1, 2 и 3-го склонения. Автоматизация умений и навыков образовывать формы косвенных падежей единственного числа существительных 1-го и 2-го склонения с основами, оканчивающимися на твердые и мягкие согласные, на заднеязычные г, к, х, а также на мягкие и твердые шипящие и ц: вода — воды, свеча — свечи, дядя — дядю, друг — друга, конь — коня. Закрепление и совершенствование умений и навыков образовывать формы косвенных падежей единственного числа существительных 3-го склонения. Закрепление и совершенствование умений и навыков образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных: — на -ов(-ев): заводов, плодов, стульев; — с нулевым окончанием: глаз, ребят, солдат; — на -ей: полей, ножей, учителей. Закрепление умений и навыков образовывать формы винительного падежа множественного числа существительных неодушевленных по аналогии с формой именительного падежа, а одушевленных — по аналогии с формой родительного: нарисовал цветы — нарисовал мальчиков, учит уроки — учит детей. Закрепление умений и навыков образовывать формы косвенных падежей вопросительных местоимений кто?, что?, личных, возвратного, неопределенных и отрицательных местоимений-существительных. Выработка умений образовывать и употреблять формы косвенных падежей единственного и множественного числа существительных (местоимений) без предлогов и с предлогами из, с, без, для, через, из-за, от, до, в, на. Закрепление и совершенствование умений и навыков употреблять в речи изученные конструкции «существительное + существительное в косвенном падеже» и «существительное + предлог + существительное». Формирование умений и навыков употреблять в речи конструкции, в которых в качестве управляющего слова используется отглагольное существительное (по аналогии с конструкциями «глагол + существительное в косвенном падеже»): входит в дом — вход в дом, переходить через улицу — переход через улицу, рисовать карандашом — рисунок карандашом. Совершенствование умений и навыков употреблять в речи количественные и порядковые числительные. Закрепление умений и навыков употреблять в речи вопросительное местоимение сколько? Совершенствование умений и навыков понимать структуру количественно-именных словосочетаний и употреблять их в речи. Совершенствование умений и навыков образовывать формы косвенных падежей количественно-именных словосочетаний и употреблять их в речи в роли подлежащего и второстепенных членов предложения. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Правильное интонирование разных типов предложений. Главные члены предложения. Разбор предложений и выделение их соответствующим подчеркиванием. Связь слов в предложении. Закрепление умений и навыков употреблять в речи предложения, в составе которых имеются обращение, утверждение и отрицание. Формирование умений и навыков употреблять и правильно интонировать в речи сложносочиненные предложения с союзами и, или, а, но. Формирование умений и навыков понимать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями: Наступила весна, с юга прилетели перелетные птицы. Формирование умений и навыков понимать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения, а также элементарных умений строить их. Формирование речевой компетенции Аудирование. Умения и навыки воспринимать и понимать русскую речь на слух: − умения членить звуковой поток речи, воспринимать и узнавать слова, слоги, звуки, звукосочетания, особенно отсутствующие в родном языке; − умения членить устную речь на предложения, а также устанавливать смысловые отношения слов в словосочетаниях; − умения членить слова на морфемы и понимать их значения. Умения и навыки воспринимать и понимать тексты, рассказанные или прочитанные разными людьми, построенные на словарно-фразеологическом материале, содержащем около 2% незнакомых слов и выражений. Умения и навыки воспринимать и понимать на слух предложения с одинаковым словесным наполнением, различающиеся повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией (Купил книгу. Купил книгу? Купил книгу!) и логическим ударением (Зина рисует ёлку. Зина рисует ёлку. Зина рисует ёлку). Умения и навыки определять на слух различные грамматические формы слов в предложении (по вопросам). Умения и навыки воспринимать и понимать эмоциональную окраску устной речи (радость, огорчение, восторг, одобрение, осуждение, ласку и т.д.). Элементарные умения и навыки воспринимать и понимать отношение говорящего к содержанию речи, выраженное при помощи интонации, оценочных (модальных) слов, суффиксов субъективной оценки. Говорение. Умения и навыки произносить звуки, звукосочетания и слоги. Умения и навыки оформлять ритмомелодику слов, предложений и связных диалогических и монологических высказываний. Умения вести диалог и употреблять в качестве реплик- стимулов вопросительные и побудительные предложения. Умение приводить в соответствие состав реплики-ответа с репликой-стимулом (употреблять неполные предложения, опуская члены предложения, очевидные из реплики-стимула и ситуации). Умение строить реплики диалога из нескольких предложений. Умения употреблять в диалоге обращение; выбирать форму обращения к старшим, к товарищам. Умение выражать утверждение и отрицание словами да, нет, конечно. Умение употреблять в диалоге частицы ведь, даже, не, ни, разве, неужели и т.д. Умения и навыки монологической речи: − пересказывать (услышанное или прочитанное) близко к тексту; − составлять пересказ-извлечение; − самостоятельно давать описание картинки или серии сюжетных картинок; − составлять план описания или рассказа. Умение обозначать расположение объектов речи и их перемещение в пространстве (что где находится, куда и откуда движется). Умения обозначать время действия и показывать развитие событий во времени, правильно употребляя видовременные формы глагола. Умения устанавливать и выражать причинно-следственные отношения между событиями (что и почему происходит). Умение выражать свое отношение к содержанию речи. Чтение. Умение правильно, сознательно, выразительно и с определенной скоростью читать доступный пониманию текст целыми словами с переходом к чтению словосочетаниями, с соблюдением ударения в словах, правильной интонации и смыслового (логического) ударения и пауз. Умения с помощью учителя определять главную мысль прочитанного программного произведения (рассказа, сказки); делить произведение на части и озаглавливать их; составлять простой план (в форме вопросов или предложений); отыскивать в тексте слова и выражения, используемые автором для характеристики действующих лиц, для описания картин природы. Умения самостоятельно находить в тексте незнакомые слова и выражения и с помощью учителя или по словарю выяснять их значения; понимать значения новых слов, состоящих из знакомых значимых частей (корней, суффиксов, приставок). Умение практически различать по жанрам произведения (стихотворение, сказка, рассказ). Умение понимать прочитанное про себя. Умения и навыки бережного отношения к книге. Письмо. Умение выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера с соблюдением изученных орфографических и пунктуационных правил, а также требований каллиграфии. Умение при списывании текста соблюдать красную строку (абзац). Умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменную работу (списывание, диктант) с грамматическими заданиями, доступными по объему и содержанию для учащихся 3 класса. Умение выполнять работу контрольного характера: писать под диктовку слова, словосочетания, предложения, связные тексты (35—40 слов). Умение писать изложение (55—65 слов) по коллективно составленному плану после предварительной речевой и орфографической подготовки. Умение писать сочинение (40—50 слов) описательного характера по данному учителем или коллективно составленному плану и на основе речевой и орфографической подготовки. Умения и навыки писать (прописную) большую букву в фамилиях, названиях населенных пунктов, улиц, рек. Элементарные умения правильно писать слова с безударными гласными корня, проверяемыми путем изменения формы слова: вода — воды, колосья — колос, ловлю — ловит. Элементарные умения писать глухие и звонкие согласные в конце слова, проверяемые при помощи изменения формы слова: дуб — дубы, сад — сады. Усвоение написания наиболее употребительных слов с безударными гласными, с удвоенными согласными, с непроизносимыми согласными. Умение писать предлог отдельно от следующего слова. Умение слитно писать приставку с глаголами: ехал — поехал, приехал, уехал. Элементарные умения употреблять запятую при перечислении однородных членов, соединенных при помощи бессоюзной связи, а также сочинительных союзов а, но. Умение связно, ритмично писать слова и предложения. Умение самостоятельно подписывать тетрадь, дневник.
|