Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу обучения в 3 классе
Учащиеся должны понимать, что язык (слова, предложения, тексты) − главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнёра по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Учащиеся должны знать: − состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание; − главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); − простое и сложное предложение; − обращение; − части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, имя числительное, предлог. Учащиеся должны уметь: − проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды), устанавливать связь между ними по вопросам; − обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами; − отличать текст от набора предложений; − определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; − устанавливать связи между предложениями в тексте; − делить текст на части, устанавливать связи между ними; − писать изложения в 55-60 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану; − писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям; − писать сочинение-описание (после предварительной подготовки); − писать под диктовку тексты в 35-40 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении); − правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь); − грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное; распознавать части речи; − писать слова с непроверяемыми буквами; − самостоятельно ставить ударение в словах. Класс Совершенствование и развитие всех видов речевой деятельности на основе ранее усвоенных и новых единиц. Совершенствование и развитие умений читать, пересказывать (различные виды пересказа), под руководством учителя строить тексты в устной и письменной форме, употребляя усвоенные и вновь вводимые средства межфразовых связей. Углубление и развитие знаний из области фонетики, грамматики в целях осознанного усвоения орфографических правил для выработки прочных навыков правописания. Формирование коммуникативной компетенции Тематика текстов и высказываний для формирования коммуникативной компетенции: Лето. Чтение и разбор произведений о лете, о красоте летней природы, о труде и отдыхе взрослых и детей, об охране природы. Беседы с учащимися о том, как они провели лето, где были, что интересного видели, чему научились. Короткие рассказы учащихся о лагере, о походах, экскурсиях, природе родного края, о дружбе ребят (на материале летних наблюдений). В школе. Стихотворения и рассказы о Дне знаний, о начале нового учебного года. Беседы с учащимися о том, как они готовились к новому учебному году. Разговор о режиме дня, о внеклассном чтении. Осень. Чтение текстов об осенней природе. Беседы с учащимися о приметах ранней и поздней осени на основе текстов и личных наблюдений учащихся над природой и знаний об окружающем мире, животных и растениях. Зима. Чтение текстов-описаний зимней природы. Эмоциональное восприятие учащимися картин природы в процессе чтения рассказов и стихотворений, а также наблюдений над зимней природой родного края. Воспитание любви к природе. Беседы с учащимися о зимних работах, о новогоднем празднике, об играх, развлечениях и спорте. Родина. Чтение текстов о Родине, о дружбе народов, о героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны, о защитниках Отечества, о героях-космонавтах. Государственная символика. Родной край. Описание природы, погоды, флоры и фауны родного края. Моя родная деревня (мое село). Чтение текстов о Чувашии, ее знаменитых гражданах, о традициях чувашского народа. Государственная символика. Книга — наше богатство. Чтение рассказов и стихотворений, отрывков из художественных произведений о роли книги в формировании личности человека. Учебники, их роль в жизни учащихся, бережное отношение к учебникам и книгам. Весна. Наблюдения учащихся за изменениями в природе ранней и поздней весной, рассказы о весенних работах взрослых и детей. Чтение и анализ описаний весенней природы. Профессии. Чтение текстов о труде взрослых на заводах и фабриках, в селе и городе. Воспитание уважительного отношения к труду. Формирование лингвистической компетенции Звуковой строй. Совершенствование умений и навыков воспринимать устную речь на слух, правильно произносить звуки, звукосочетания, а также правильно интонировать предложения. Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить звуки и звукосочетания, отсутствующие в родном языке учащихся. Закрепление умений и навыков членить слова на слоги. Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить русские гласные в сильной и слабой позиции, правильно произносить слова с безударными гласными при чтении. Совершенствование умений и навыков оформлять ритмомелодику русского слова. Закрепление умений и навыков отождествлять в словах морфемы с гласными в слабой и сильной позиции, а также морфемы с беглыми гласными: города — город, столы — стол, лесной — лес, сны — сон, платки — платок. Совершенствование умений и навыков произносить и передавать на письме русские согласные в сильной и слабой позиции, различать глухие и звонкие согласные. Закрепление умений и навыков произносить и обозначать на письме звонкие согласные в конце слова и перед глухими (в позициях уподобления глухим согласным): дуб, рассказ, голубь, сказка. Закрепление умений и навыков произносить глухие согласные перед звонкими (в позициях уподобления звонким согласным): сделать, сбор, отдать. Закрепление умений и навыков отождествлять морфемы с оглушением и озвончением согласных. Закрепление умений и навыков произносить и передавать на письме твердые и мягкие согласные. Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить твердые и мягкие шипящие согласные [ж], [ш], [ч’], [щ’], а также звуки [ц] и [й’], правильно читать слова с твердыми и мягкими шипящими согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’], а также с твердым глухим согласным [ц]: рожь, ешь, широкий, час, чудеса, щука, цирк. Закрепление умений и навыков произносить и обозначать на письме слова со стечением согласных, произносить и писать слова с уподоблением согласных (оглушение, озвончение, смягчение, отвердение) в составе стечения согласных: поезд, гвоздь, сжать, считать, здесь. Закрепление умений и навыков произносить и передавать на письме слова с непроизносимыми согласными (по словарю-минимуму): здравствуйте, поздно, праздник. Лексика и словообразование. Активное овладение к окончанию начальной школы запасом слов с учетом их частотности, необходимости для усвоения содержания учебных предметов в 1—4 классах и потребности младших школьников в общении. Практическое овладение умениями и навыками членить русское слово на морфемы (корень, приставку, суффикс и окончание), осознавать значения морфем и образовывать производные слова изученных моделей; словообразование по аналогии (с учетом наличия в словарном запасе не менее 3—5 слов с данными морфемами в качестве материала обучения). Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи производные слова следующих словообразовательных моделей: —существительные с суффиксами -тель, -ник, -к-, - ниц-: писать — писатель, школа — школьник, артист — артистка, ученик — ученица; -ик, -ок(-ек): стол — столик, сад — садик, город — городок, замок — замочек; - ени-, -ани-: лечить — лечение, молчать — молчание; - ость: смелый — смелость, верный — верность; -ушк-(-юшк-), -ишк-: дед — дедушка, дядя — дядюшка, заяц — зайчишка; -чик, -щик: летать — летчик, барабан — барабанщик; - ечк-(-очк-): семя — семечко, лента — ленточка; — бессуфиксные существительные: переходить — переход, срубить — сруб, собрать — сбор, поклониться — поклон; — сложные существительные с соединительными гласными и без них: самовар, кинофильм, авиабилет, телеведущий, девятилетний. Формирование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи производные слова новых словообразовательных моделей: — существительные с суффиксами -ист: машина — машинист; -иц-: лиса — лисица, мастер — мастерица; - ец: петь — певец; — прилагательные с суффиксами -лив-: привет — приветливый; -чив-: забыть — забывчивый; -ев-(-ов-): клен — кленовый, поле — полевой. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять в речи: — прилагательные с суффиксами -н-: лес — лесной, школа — школьный; -ан-(-ян-): кожа — кожаный, лед — ледяной; -ск-: море — морской, май — майский; -оньк-(-еньк-): мягкий — мягонький, легкий — легонький, хороший — хорошенький, веселый — веселенький; — глаголы с суффиксами -е-: зеленый — зеленеть, красный — краснеть; -ну-: шагать — шагнуть, толкать — толкнуть; -ыва-(-ива-), -ва-: глядеть — заглядывать, расхвалить —расхваливать, запить — запивать; — наречия с суффиксом -о: быстрый — быстро, тихий — тихо; —существительные, прилагательные, наречия и глаголы с приставками в-(во-), вы-, до-, за-, из-(ис-), на-, над-, о-(об-), от-, пере-, по-, под-, пра-, при-, про-, раз-(рас-), с-, у-, не-: рассвет, пригорок, поездка, перелетный, загородный, влево, направо, издалека, прибежать, побежать, убежать, перебежать, пробежать, сбежать, избежать, выбежать, добежать, забежать, вошел, вышел, дошел, зашел, нашел, пошел, пришел, ушел, неприятель, небрежный, неспешно. Формирование умений и навыков образовывать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы с новыми приставками без-(бес-), вз-(вс-): безрадостный, бесшумный, безрадостно, бесшумно, вздохнуть, вскрикнуть. Морфология. Совершенствование умений и навыков понимать основные значения изученных частей речи (лексико-грамматических разрядов слов), а также правильно образовывать и употреблять в речи грамматические формы изменяемых частей речи. Имя существительное. Закрепление умений и навыков узнавать и понимать существительные (собственные и нарицательные) как слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто?, что? Совершенствование умений и навыков правильно употреблять в речи существительные: —мужского рода на твердый согласный, на -а(-я), на мягкий согласный и шипящие: бинокль, госпиталь, кирпич, корабль, кремль, ливень, плащ, рояль, спектакль, товарищ, циркуль, якорь; — женского рода на -а(-я), на мягкий согласный и шипящие: болезнь, карамель, ложь, медаль, метель, молодежь, очередь, повесть, постель, прорубь, сельдь, скатерть, совесть, смерть, шинель, щель; — среднего рода на -о(-е). Усвоение в словарном порядке рода наиболее употребительных несклоняемых существительных: метро, кино, видео, такси, пианино, кофе, какао, жюри, эскимо и др. Закрепление умений и навыков различать и правильно употреблять в речи формы единственного и множественного числа существительных. Совершенствование умений и навыков образовывать формы множественного числа следующих типов: —на -ы(-и) от существительных мужского и женского рода; — на -а(-я) от существительных среднего рода и от слов типа: ребенок — ребята, крестьянин — крестьяне, знамя — знамена; — с беглыми гласными: молоток — молотки, платок — платки. Усвоение в словарном порядке форм множественного числа нерегулярных типов формообразования и с чередованием согласных от наиболее употребительных существительных: дерево — деревья, перо — перья, берег — берега, друг — друзья, татарин — татары. Практическое усвоение существительных, употребляющихся только в единственном (одежда, обувь, белье, посуда, мебель, листва, молодежь, морковь, малина, мясо, масло, сахар, здоровье, погода, темнота, помощь, смелость) или только во множественном числе (брюки, часы, очки, весы, грабли, консервы, ножницы, носилки, щи, деньги, дрова, сливки, каникулы, сутки, именины, прятки). Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять падежные формы существительных (одушевленных и неодушевленных) 1, 2 и 3-го склонения. Совершенствование умений и навыков образовывать падежные формы существительных 1-го и 2-го склонения с основами, оканчивающимися на твердые и мягкие согласные. Усвоение особенностей склонения существительных с основами, оканчивающимися на г, к, х, мягкие и твердые шипящие и ц. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять падежные формы множественного числа. Глагол. Закрепление умений и навыков узнавать глаголы как слова, обозначающие действия, понимать основные значения грамматических категорий глагола, образовывать и правильно употреблять в речи личные формы глагола и неопределенную форму. Закрепление умений и навыков различать глаголы несовершенного вида, отвечающие на вопросы что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать? и глаголы совершенного вида, отвечающие на вопросы что сделать?, что сделал?, что сделает? Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять личные формы настоящего времени глаголов I и II спряжения, а также наиболее употребительных разноспрягаемых глаголов: бегу, бежишь, бегут; хочу, хочешь, хотят и глаголов, образующих личные формы с чередованием согласных: сидит — сижу, любит — люблю. Закрепление умений и навыков образовывать и употреблять формы прошедшего времени глаголов несовершенного вида, понимать, образовывать и употреблять в речи формы прошедшего времени глаголов совершенного вида с приставками: делал — сделал, шел — пришел, ушел, вышел, зашел. Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы прошедшего времени в мужском роде без суффикса -л- (нес, вез); формы прошедшего времени с суффиксом -ну- (прыгнул, шагнул). Усвоение умений и навыков понимать формы прошедшего времени, утрачивающие суффикс -ну-: исчезнуть — исчез, погаснуть — погас, замерзнуть — замерз, промокнуть — промок. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы будущего сложного времени глаголов несовершенного вида: буду рассказывать, будешь рассказывать. Совершенствование умений и навыков различать формы настоящего и будущего простого времени: думаю (что делаю?) — подумаю (что сделаю?), образовывать личные формы будущего простого времени по аналогии с формами настоящего времени: строю — построю, строит — построит. Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы повелительного наклонения на -й: поет — пой, мыть — мой, бояться — не бойся. Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы повелительного наклонения на -и: идет — иди, смотрит — смотри. Усвоение в словарном порядке форм повелительного наклонения на -ь: сядь, встань. Совершенствование навыка образовывать формы множественного числа повелительного наклонения: играй — играйте, слушай — слушайте, пиши — пишите. Усвоение глаголов на -ся(-сь) и правил употребления -ся (после согласных) и -сь (после гласных). Закрепление умений и навыков различать неопределенную форму и личные формы глагола. Имя прилагательное. Закрепление умений и навыков узнавать прилагательные как слова, обозначающие признаки предметов, образовывать формы косвенных падежей от прилагательных с основами на твердые и мягкие согласные, а также от прилагательных смешанного склонения. Закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, образовывать падежные формы притяжательных прилагательных на -ий типа: лисий, волчий. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять краткие формы качественных прилагательных в роли сказуемого. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных: смелый — смелее — самый смелый, длинный — длиннее — самый длинный. Усвоение наиболее употребительных форм сравнительной степени с чередованием согласных: высокий — выше, низкий — ниже, громкий — громче, близкий — ближе. Имя числительное. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять количественные числительные, образовывать и употреблять количественно-именные сочетания с числительными один (одна, одно), два (две), три, четыре, пять и т.д. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы косвенных падежей количественно-именных сочетаний с простыми, сложными и составными числительными, обозначать неопределенное количество при помощи слов много, мало, несколько. Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи падежные формы порядковых числительных (по аналогии с образованием и употреблением падежных форм прилагательных). Местоимение. Закрепление умений и навыков понимать вопросительные местоимения кто?, что? как вопросы о предмете, какой?, чей? как вопросы о признаке предмета. Закрепление умений и навыков употреблять местоимения он, она, оно, они, я, ты, мы, вы в именительном и косвенных падежах, формы возвратного местоимения себя, себе, собой, о себе. Закрепление умений и навыков употреблять формы косвенных падежей местоимений 3-го лица с предлогом и без предлога: его — у него, ее — у нее, ей — с ней, их — без них. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, а также местоименные формы его, ее, их для обозначения принадлежности 3-му лицу. Совершенствование умений и навыков понимать и употреблять местоимения: — указательные: этот, тот, такой; — определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый; — отрицательные: никто, ничто, никакой; —неопределенные: некоторый, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь и т. д. Наречие. Закрепление умений и навыков употреблять в речи обстоятельственные вопросительные наречия как?, где?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и включение в речь учащихся новых слов (наречий), имеющих обстоятельственное значение. Закрепление умений и навыков образовывать наречия на -о от прилагательных: быстрый — быстро, легкий — легко, красивый — красиво, громкий — громко, веселый — весело. Формирование элементарных умений устанавливать словообразовательные связи наречий с предложными и беспредложными формами существительных и с прилагательными: весна — весной, вечер — вечером; левый — слева, налево. Совершенствование умений и навыков образовывать антонимы при помощи приставки не-: быстро — небыстро, красиво — некрасиво. Закрепление и обогащение умений и навыков употреблять в речи формы сравнительной степени наречий: громче говорить, быстрее бежать. Служебные слова. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять в речи около 25—30 наиболее употребительных предлогов для выражения объектных и обстоятельственных отношений: в, на, у, около, возле, вокруг, из, с, от, о, об, для, за, перед, над, под, без, к, про, по, сквозь, мимо, между, через, до, после, из-за, из-под, при. Закрепление умений и навыков понимать значения и употреблять в простом и сложном предложении одиночные союзы и, а, или, но. Совершенствование умений и навыков понимать простые и сложные предложения с союзами да, однако, повторяющимися союзами и — и, ни — ни. Совершенствование умений и навыков понимать смысловые отношения, выражаемые в сложноподчиненном предложении наиболее употребительными подчинительными союзами и относительными местоимениями: что, как, чтобы, который, так как, потому что, когда, хоть, чей, где, куда, откуда, если. Синтаксис. Обогащение и обобщение умений и навыков ориентироваться в синтаксических отношениях и связях слов в составе предложения и определять вид синтаксических отношений между словами при помощи вопросов, строить синтаксические конструкции с управлением и согласованием. Усвоение структурных типов простого нераспространенного двусоставного и односоставного предложения: − двусоставного предложения с простым глагольным сказуемым; − двусоставного предложения с составным глагольным сказуемым и связкой, обозначающей процесс действия в его течении: начал, кончил, продолжается и т. д; − двусоставного предложения с составным именным сказуемым с именной частью, выраженной существительным в форме именительного или творительного падежа без предлога, и связкой, выраженной глаголами быть, становиться, делаться, казаться, называться; − наиболее употребительных типов безличных предложений: Жарко. Мне смешно; − номинативных предложений: Зима. Вот река. Усвоение умений и навыков распространять простое предложение при помощи конструкций: «глагол + существительное (местоимение, количественно-именное сочетание) в формах косвенных падежей с предлогами и без них»; «глагол (в личной форме) + неопределенная форма глагола»; «глагол + наречие»; «существительное + прилагательное»; «прилагательное + наречие меры и степени»; «числительное + существительное»; «существительное + существительное в родительном падеже». Совершенствование умения понимать и строить предложения с союзной и бессоюзной связью однородных членов. Совершенствование умения понимать сложносочиненные, бессоюзные и сложноподчиненные предложения. Совершенствование умения интонировать отдельные предложения и предложения в составе связной речи. Формирование речевой компетенции Аудирование. Умения и навыки воспринимать на слух русскую речь: − различать звуки внутри слова; − членить поток речи на слова и понимать их значения; − членить слова на изученные морфемы; − узнавать и понимать грамматические значения словоизменительных морфем (окончаний); − понимать значения производных слов; − устанавливать смысловые и синтаксические связи между словами в словосочетаниях и предложениях; − различать интонационные схемы предложений; − понимать смысл предложений и их синтаксическую структуру. Умения и навыки понимать и строить связные высказывания. Умение понимать отношения единичного и общего, части и целого, рода и вида, свойства и признака; характер связи между явлениями, событиями (причина и следствие, место и время, условие и цель); отношение автора сообщения к сообщаемому. Умение понимать на слух содержание речевых высказываний, выделять наиболее важные факты, содержащиеся в сообщении (тексте), следить за последовательностью развития действия. Умение понимать тексты, содержащие изученную и неизученную лексику (не влияющую на понимание). Умение понимать речевые высказывания, воспринимаемые от различных источников информации как при наличии зрительной опоры, так и без нее (непосредственное общение, прослушивание видео- и аудиозаписей, радио- и телепередач). Умение осмысливать речь, произносимую в нормальном и убыстренном темпе. Умения и навыки находить главную мысль речевого сообщения: − выбирать из нескольких названий то, которое соответствует прослушанному; − придумывать заглавие к прослушанному; − догадываться о содержании текста по его заглавию; − определять главное действующее лицо. Умения и навыки понимать логические связи в речевом сообщении: − называть место, где происходит действие; − отвечать на вопросы, заданные с нарушением последовательности изложенного; − отбирать иллюстративный материал в соответствии с логической последовательностью содержания прослушанного; − придумывать продолжение прослушанного; − отвечать на вопросы по содержанию прослушанного; − определять местонахождение прослушанной части текста (начало, середина, конец); − запоминать и называть действующих лиц рассказа (сказки). Умения и навыки характеризовать действующих лиц по поступкам. Говорение. Умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания; строить предложения; распространять предложения однородными и второстепенными членами; правильно интонировать предложения и связные диалогические и монологические высказывания. Умение вести диалог из различных по своей структуре реплик-стимулов и реплик-реакций (из 4—6 реплик). Умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы собеседника, стимулировать начало и продолжение диалога. Умения начинать и продолжать диалог из 10—12 реплик, произнесенных разными людьми. Умение переспрашивать при помощи вопроса о предмете, действии, признаке предмета, признаке действия, о количестве, месте, времени, причине и цели, образе и способе действия. Умения соотносить содержание и интонацию, громкость, темп, логическое ударение, эмоциональную окраску реплик, а также приводить в соответствие свою реплику с репликой собеседника и ситуацией общения. Умение пользоваться неполными предложениями в диалоге. Умение использовать в диалоге обращения и приветствия, различные формы утверждения, подтверждения, отрицания, сомнения, благодарности. Умение пересказывать содержание услышанного, прочитанного текста по плану, подробно (репродуктивное говорение), кратко, творчески (с элементами рассуждения). Умения рассказывать на тему из личного опыта, пересказывать содержание проработанных в классе текстов с изменением лица действующего персонажа и соответствующим изменением грамматических форм и синтаксических конструкций. Умения самостоятельно подбирать речевой материал для высказывания о действующем лице, оценивать его поступки, выражать свое отношение к нему, составлять рассказ о действующем лице. Умения под руководством учителя составлять текст- повествование с элементами рассуждения и текст сравнительного описания двух предметов, делить текст на части. Умение выражать свое отношение к содержанию речи, устанавливать и определять причинно-следственные отношения между событиями. Умение раскрывать развитие событий во времени и в пространстве, правильно употребляя наречия и формы глагола. Умение соединять соседние предложения таким образом, чтобы 2—3 последующих предложения раскрывали, дополняли, уточняли содержание первого предложения: Как красив утренний лес! На кружевных платьицах белоствольных березок, на колокольчиках и ромашках блестят росинки. Поют соловьи. Умение строить неподготовленные (спонтанные) монологические высказывания о прочитанном, услышанном, увиденном, из личного опыта. Чтение. Умения и навыки правильно, бегло, сознательно, плавно и выразительно читать со скоростью 85— 100 слов в минуту. Умения и навыки читать доступный пониманию текст целыми словами, словосочетаниями и небольшими предложениями с соблюдением словесного и логического ударения, пауз, правильного интонирования повествовательных, вопросительных и побудительных предложений. Умения и навыки читать с подготовкой и без подготовки, используя основные средства выразительности (паузы, интонацию, логическое ударение, темп, громкость, эмоциональную окраску). Умения самостоятельно делить текст на части, озаглавливать их, составлять план прочитанного, делать выбор пунктов плана из текста для чтения. Умения пересказывать текст кратко, выборочно; подбирать с помощью учителя материал для рассказа о действующем лице и составлять этот рассказ, а также сопоставлять двух действующих лиц по одной или двум характерным чертам. Умения читать тексты с изменением форм местоимений и глаголов, находить в тексте части речи по заданию учителя, выписывать образные слова и выражения. Умения самостоятельно находить в тексте незнакомые слова и выражения и с помощью словаря выяснять их значения; понимать значения новых слов, состоящих из изученных значимых частей (корня, суффикса, приставки); определять значения слов, встречавшихся в речевой практике и в прочитанных ранее текстах. Умение давать оценку прочитанному, выражать свое отношение к нему. Умение практически различать стихи и прозу, а также описания и рассказы (повествования), басни и сказки, научно-популярные статьи и деловые документы. Умения пользоваться книгой: находить оглавление, нужный текст. Умения и навыки бережного отношения к книге. Письмо. Умение под руководством учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая известные орфографические и пунктуационные правила, требования каллиграфии. Умение самостоятельно выполнять письменную работу (списывание, диктант) с грамматическими заданиями, доступными для учащихся 4 класса. Умение писать под диктовку слова, словосочетания, предложения, связные тексты контрольного характера (60—65 слов). Умение писать изложение (80—90 слов) по коллективно или самостоятельно составленному простому плану после предварительной речевой и орфографической подготовки. Умение писать сочинение (70—80 слов) описательного характера по коллективно или самостоятельно составленному простому плану после предварительной речевой и орфографической подготовки. Умения писать: − по памяти короткие стихотворения или прозаические отрывки после предварительной подготовки; − свободный диктант (3 абзаца по 3—4 предложения в каждом); − письмо и адрес на конверте; − небольшую заметку (о жизни класса, школы, семьи). Умения проверять свою работу самостоятельно и анализировать письменную работу товарища. Умение записывать текст под диктовку и самостоятельные связные высказывания с соблюдением следующих орфографических и пунктуационных правил: − написание большой буквы в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, географических названиях (рек, озер, гор, стран, государств, краев, областей, округов, районов, сел, городов, улиц, площадей и т.д.). − обозначение гласных и согласных звуков в сильной позиции; − обозначение сочетаемости согласных с гласными; − обозначение мягкости согласных на письме; − написание безударных гласных, проверяемых ударением; − написание непроверяемых безударных гласных, двойных и непроизносимых согласных (в соответствии со словарным минимумом); − употребление гласных после шипящих и ц; − написание слов с оглушением и озвончением согласных; − правописание падежных окончаний изменяемых частей речи; − правописание изученных приставок и суффиксов; − правила переноса слов; − пунктуация в конце предложения; − знаки препинания при союзной и бессоюзной связи однородных членов. Умения различать и правильно употреблять на письме глаголы I и II спряжения с ударным окончанием. Умение раздельно писать не с глаголами. Умение располагать слова в алфавитном порядке. Умение пользоваться школьным орфографическим словарем.
|