Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для определения эффективности организации познавательной деятельности учащихся
1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами. а) Тема, цели и задачи урока. б) Структура урока и его психологическая целесообразность. 2. Организация познавательной деятельности учащихся. а) Организация восприятия и его характер. Что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, наглядные средств и т.п.)? Качество материала восприятия, использования наглядных средств, их функции на уроке. Осмысление восприятия учебной информации. б) Активизация памяти, ее развитие. Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах? Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная, произвольная, непроизвольная, механическая, логическая)? Какие приемы запоминания излагаемых сведений использовал учитель (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)? в) Организация внимания. Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости проводимой работы, постановка конкретной задачи, опора на принцип наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т.д.) Виды внимания, имевшие место на уроке и форма их проявления у отдельных учащихся. Способы переключения внимания учащихся с одного вида деятельности на другой. В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились? г) Активизация мыслительной способности учащихся. Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства? Какие связи между понятиями он установил и какие суждения вырабатывал? Каким путем (индуктивным или дедуктивным) шло усвоение понятий и суждений? Вызвал ли учитель у учащихся потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т.д.)? Каковы уровни усвоения понятий проявили учащиеся на уроке и какие допустили ошибки при определении понятий? Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление учащихся? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли учащиеся активными после ответа? Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно проводили учащиеся для того, чтобы найти решение поставленной проблемы? В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития: наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответов на вопрос)? Обучал ли учитель детей уже готовым методам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их в процесс творческого мышления? Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом? Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки? Активизировались ли на уроке память, репродуктивное и творческое воображение учащихся? Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учащихся? Тема: Психологическая готовность к школе и ее диагностика Задание:
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Выделяют два аспекта готовности: - личностную (мотивационнную) - интеллектуальную.
Признаки сформированности личностной готовности: - учебное содержание внутренней позиции (желание узнавать что-то новое, получать отметки за свою работу, похвалу, а не только яркие школьные атрибуты: пеналы, ручки, портфели, школьные друзья, новые впечатления); - стремление к новому социальному положению; - внеситуативно-личностное общение (умение слушаться взрослого, подчиняться школьным требованиям и.т.п.) - деловое общение (умение взаимодействовать друг с другом); - высокий уровень развития сферы произвольности. Методики диагностики личностной готовности: Тест Керна-Йирасека, методика Н.И.Гуткиной «Домик», А.Л.Венгера «Дорисуй мышкам хвосты», «Нарисуй ручки для зонтиков», Д.Б.Эльконина – А.Л, Венгера: графический диктант и «Образец и правило» и т.п..
Признаки сформированности интеллектуальной готовности: Умения обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Методики диагностики интеллектуальной готовности Л.А.Венгер «Лабиринт», А.Р.Лурия на определение уровня развития опосредованной памяти, «исключение предметов», Б.В.Зейгарник интерпретация пословиц и.т.п.
Методика изучения мотивационной готовности к школе (А.Л. Венгер) Метод диагностики: беседа. Каждому ребенку индивидуально предлагается ответить на вопросы: 1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая -только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел (а) учиться? 2. Если бы было 2 школы - одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками и никаких уроков. В какой их них ты бы хотел (а) учиться?. 3. Если бы было 2 школы - в одной ставили бы за хорошие ответы «5» и «4», а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел (а) учиться? 4. Если бы было 2 школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. То в какой их них ты бы хотел (а) учиться? 5. Если бы было 2 школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой - нет. В какой из них ты бы хотел (а) учиться? 6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал (а)? 7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки, останься в детском саду, а в колу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением-? 8. Если мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется по утрам ходить в школу», согласился бы ты с таким предложением? 9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил? Всем детям предъявляется одинаковая инструкция: Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше. При проведении обследования время на ответ не ограничивается. Каждый ответ и дополнительные замечания ребенка фиксируются (протоколистом либо используется магнитофонная запись). За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 и более баллов. Результаты обследования также можно занести в таблицу:
Правильный ответ обозначается знаком (+), неправильный -знаком (-).
|