![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постмодерн в дискурсивном пространстве СМИ: экспрессия формы или прагматика воздействия.Стр 1 из 10Следующая ⇒
ассмотрение постмодерна как ситуации современного медиадис- курса имеет богатую традицию, восходящую к работам Ги Дебора и Ж. Бодрийяра1. Активное осмысление постмодернистской эстетики и мировоззрения во взаимосвязи с коммуникативными параметрами СМИ происходит сегодня во многих гуманитарных областях и порождает множество продуктивных идей и направлений. В нашем сообщении мы попытаемся приблизиться к данной тематике с «филологических» позиций, имея в виду, однако, не общие проблемы языковой формы, а, в первую очередь, функциональный аспект дискурса СМИ. Предварительно заметим, что сами системообразующие признаки медиадискурса складываются, как представляется, на пересечении культурных особенностей эпохи и способа коммуникативной организации общества. Что касается современной культурной парадигмы, то эпоха последних десятилетий - это, безусловно, эпоха постмодерна (если не принимать во внимание споры о «парадигмальном или межпарадигмальном» характере последнего). Преобладающий же способ социальной коммуникации - это опосредованная массовая коммуникация, основным каналом которой остаются пока, несмотря на распространение Интернета, «традиционные» телевидение и пресса. Таким образом, преломление культурных особенностей постмодерна в социально-опосредующем пространстве СМИ создает ту доминирующую информационную среду, которая, с одной стороны, является порождением указанных факторов, а с другой - сама формирует стандарты мышления, мировоззрения и восприятия, которые завоевывают все новые пространства по мере распространения и совершенствования информационных технологий. Функциональный аспект анализа языка СМИ предполагает, таким образом, прояснение вопроса о том, чем является постмодерн(стилистика постмодерна, приемы постмодернистского письма) в современных СМИ - «чистым» явлением формы, ее новизны и особой выразительности и/или орудием воздействия на массовое сознание современного человека? Рассмотрение данного вопроса возможно и в иной плоскости: насколько практика постмодернистского письма освобождает медиадискурс от авторитарности, манипулятив- ности и других проявлений воздействующей функции? Дело в том, что в современных исследованиях дискурса российских СМИ общепризнанная тенденция к плюралистичности выразительных средств и повышенной языковой экспрессии нередко противопоставляется шаблонности «тоталитарного новояза» советского периода. Тем самым «непринужденность» и динамизм современного медиадискурса ставятся в один ряд с проявлениями демократизации и тенденциями к усилению информативности медиасообщений. В том, насколько это справедливо и является ли постмодерн действительно проявлением «антитоталитарности» в СМИ, мы попытаемся разобраться ниже.
|