![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стилистика постмодерна в прагматическом контексте СМИ
Медианарратив строится под влиянием рассмотренных выше факторов и определяется, в отличие от литературно-художественного дискурса, не личным творческим методом автора, а требованиями самой системы СМИ. «Самовыражение» журналиста в эфире или на страницах печатного издания объективно не может быть только лишь его «личным делом» как творца. Пусть даже субъективно создатель, к примеру, телепрограммы и осознает свою деятельность как процесс самореализации, тем не менее, по свидетельству Ю. В. Мочаловой и Т. Я. Аникеевой, «последствия такого " самовыражения" для зрителей, воспринимающих телевизионные продукты творческой деятельности авторов, самими авторами практически не осознаются». И далее: «налицо несоответствие возможностей, предоставляемых телевидением (посредством телевизионного языка) авторам для выражения их профессиональной, творческой, личностной и коммуникативной позиции, и тех задач, которые фактически решаются ими при помощи опосредствованной коммуникации»35. Думается, данные выводы можно с полным основанием распространить на всю сферу массовой коммуникации, включая прессу и Интернет. Автор, практикующий постмодернистскую манеру письма, стремится втянуть читателя в игру, увлечь его иронией, стёбом, «много- слойностью» смыслов. При этом основной коммуникативной интенцией реципиента является получение информации, т. е. новых сведений (из новостных жанров) и их интерпретации (из аналитических и художественно-публицистических жанров). На «игру» рядовой читатель газет не настроен, следовательно, со стороны автора в данном случае имеет место своего рода «нарушение конвенции». Журналист, увлеченный игрой, сознательно либо непроизвольно придает максимальную персуазивную нагрузку тем образам и метафорам события, которые направляют понимание текста в русло его интерпретации. В условиях же перманентного потока информации едва ли можно ожидать от массового реципиента, что он будет «в полной мере наслаждаться» красотой и оригинальностью образов. Даже если постмодернистская выразительность формы и языковая игра будут мимоходом отмечены читателем, можно предположить, что в его долговременной памяти отложится именно версия события, интерпретация, в поисках которой он, читатель, и обращается к СМИ. Когда говорится о принципиальном отказе постмодерна «от соотнесения текстов культуры с реальностью»36, речь идет именноо текстах культуры, которые по своим функциям направлены на поиск смысла. Тексты СМИ, как известно, решают другие задачи, выступая в ином дискурсивном контексте. Дискурс СМИ сегодня - это далеко не среда «свободного общения» «свободных индивидов», ориентированных на поиски смыслов и культурное «взаимообогащение». Хотя медиатексты и несут на себе отпечаток культурно-исторической эпохи и даже выступают как ее репрезентанты, тем не менее они обслуживают сферу довольно жесткого социального взаимодействия, политические и экономические интересы социальных групп. В этих условиях недекларируемый перенос на тексты СМИ «отказа» от соотнесения с реальностью способствует усилению их суггестивной на- груженности, ибо «квазиреальное», эмоциональное восприятие реципиентом действительности есть одна из когнитивно-психологических предпосылок эффективности разного рода манипулятивных техник37. Весьма затруднительно, таким образом, предполагать отсутствие у «журналиста-постмодерниста» интенций по формированию мнения читателя в определенном, институционально заданном направлении и наличие у него исключительно «эстетических» коммуникативных намерений. «Искусство ради искусства» возможно лишь в редких специализированных изданиях, имеющих свою «элитарную» аудиторию и не пользующихся массовым спросом. В массовых же изданиях условия рынка диктуют необходимость поиска новых выразительных средств для вполне конкретных целей, лежащих не в области виртуальной «гиперреальности», а в сфере практических задач редакции как производственного предприятия и социальных намерений общественно- экономических группировок как заказчиков информации и гарантов рыночной жизнеспособности медиасубъекта. В этих условиях приемы постмодерна используются в качестве одного из средств воздействия на общественное мнение, в частности путем манипуляции.
|