Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструктивная оценочность может быть какпозитивной (апо
логетической), так и негативной (критической). Ее можно охарактери зовать следующим образом: 1 как правило, центром публицистического текста, содержащего конструктивную социальную оценочность, является социально значи мое событие, представленное в виде информации о фактах; 2 автор старается избегать оценок, выраженных при помощи не нормативной лексики и фразеологии, заимствованной из языковых пластов, выходящих за пределы литературного языка (просторечной, грубо-просторечной, вульгарной, обсценной и пр.); Л 3 она конструктивна по своей природе - плодотворна (прилага тельное «конструктивный» означает «такой, который можно положить в основу чего-либо, плодотворный»23; направлена на рассмотрение и решение актуальных для всех членов социума проблем; 4 она ориентирована на установление диалога с читателем; 5 позиция автора текста соответствует профессиональной ролй журналиста: он не просто информирует читателя о каком-либо собы тии, но и убедительно оценивает его в социально-политическом плане (JI. М. Майданова), причем сам автор обязательно представляет своФ социальную позицию как неотъемлемую принадлежность публиЦ стического текста24. Таким образом, конструктивная оценочность публицистическ текстов строится на пересечении б) эмоционально-оценочной, представляющей собой экспрессивный комментарий автора к фактологической информации. Иллюстрацией конструктивной социальной оценочности может служить один сюжет программы «Вести. Дежурная часть», прозвучавший в эфире телеканала «Россия» 25 октября 2009 г. Анализ проводился на материале стенограммы, которая здесь печатается курсивом, тогда как конфликтогенные фрагменты текста даны жирным курсивом. Сюжет посвящен социально значимой проблеме - нехватке детских садов в г. Екатеринбурге. Основу данного материала составляют несколько интервью, объединенные замыслом автора-ведущего (Дмитрия Блинкова). Готовя материал к эфиру, журналист получил необходимую информацию, присутствуя на важных событиях, знакомясь с документами и другими источниками, а также общаясь с социально значимыми людьми25. Практически каждый фрагмент «чужой» речи сопровождается в анализируемом тексте комментарием ведущего. Главная мысль материала содержится в зачине и озвучивается ведущим, Д. Блинковым: «В Екатеринбурге 30 тысяч детей не могут попасть в садики и ясли», а власти города, которые «должны всеми силами решать эту проблему», «распродают здания, в которых располагались дошкольные учреждения. Причем очень близким для чи новников людям». Данный тезис затем развивается в высказываниях лиц, имеющих отношение к данной проблеме: * мысль о том, что мест в детских садах не хватает, высказан- i ная ведущим, затем подтверждается высказыванием молодой мамы Е. Ефимовой и завершается выводом автора о том, что данная ситуация типична для столицы Урала: «отчаявшиесямамы пикетируют здание городской администрации и собирают подписи за отставку мэра, но все остается по-прежнему»; 1 фраза «отчаявшиеся мамы пикетируют здание городской администрации и собирают подписи за отставку мэра...» подразумевает, что в сложившейся ситуации виновен мэр города. Далее эта неявная мысль подтверждается фрагментом речи М. Петлина: Ш «-В свое время мэр Ч. продал половину детских садов, которые находятся в Екатеринбурге...»; 2 далее ведущий вновь обращается к основной теме, заявленной во вводной части (о распродаже властями города зданий, в которых располагались дошкольные учреждения, очень близким для чиновников людям), а также говорит о том, что некоторым работникам администрации предъявили обвинении е в растрате муниципальной собственности: мэрия продолжает раздавать детские сады предпринимателям. Данная мысль подтверждается высказыванием начальника управления обще ственных связей ГУВД области В. Горелых: «сейчас по месту этих дет ских учреждений расположены коммерческие структуры, руководители которых, по данным следственных органов, находятся в очень близких отношениях с действующей администрацией города Екатеринбурга> 1 продолжая тему кровного родства «продавцов» и «покупателей» ведущий показывает здание, проданное чиновниками, в котором ранее располагался детский сад, при этом сообщается, что «...два корпуса были переданы торговой компании «Союз», директором которой яв ляется «жена мэра Екатеринбурга..., а учредителем - сын градон чальника...». Данные факты сопровождаются высказыванием председателя антикоррупционного комитета Свердловской области Леонида Андреева: «Все это раздавалось, по сути говоря, еще даже когда аукционов не было, бесплатно и, конечно, своим»; 2 развивая тезис о продаже детских учреждений администрацией, ведущий указывает, что, помимо детских садов, «чиновники продали детский клуб на улице Луначарского»; теперь в нем «офис общественной организации «Наш дом - наш город», которую основал действующий мэр Екатеринбурга...», и ряд других детских учреждений; далее указывается, что «по поводу распродажи детских учреждений у чинов ников есть своя позиция»: по их мнению, они были переданы коммерческим структурам на законных основаниях (фрагмент интервью с С. Тушиным; 3 ведущий указывает, что, открывая вновь детские сады под давлением нескольких заведенных уголовных дел, «сотрудники мэрии закрыли гимназию в Верх-Исетском районе»; данная информация подтверж- дается фрагментом интервью с профессором Дмитрием Стровским. Материал завершается информацией о том, что «...расследование этого дела взял под особый контроль начальник ГУВД по Свердловской области». Информация о деятельности мэра города, его профессиональном окружении и людях, состоящих с ним в кровном родстве, содержится следующих фрагментах спорного материала: 4 «В Екатеринбурге 30 тысяч детей не могут попасть в садики ясли», а власти города, которые «должны всеми силами решать проблему», «распродают здания, в которых располагались домкоЛ ныеучреждения. Причем очень близким для чиновников людям»- i 5 «отчаявшиеся мамы пикетируют здание городской страции и собирают подписи за отставку мэра, но все остается " пре жнему»; ^^Н »*—-—-" " iJiuuv ikitncKux сад ов, кот о[ 32. «мэрия продолжает раздавать детские сады предпринимателям»; 33. «сейчас по месту этих детских учреждений расположены коммерческие структуры, руководители которых, по данным следственных органов, находятся в очень близких отношениях с действующей администрацией города Екатеринбурга»; 34. «...два корпуса были переданы торговой компании «Союз», директором которой является «жена мэра Екатеринбурга Л., а учредите лем - сын градоначальника ...». «Все это раздавалось, по сути говоря, еще даже когда аукционов не было, бесплатно и, конечно, своим»; 35. «чиновники продали детский клуб на улице Луначарского»; теперь в нем «офис общественной организации «Наш дом - наш город», кото рую основал действующий мэр Екатеринбурга А. Ч.». Социально значимый вывод из сведений, в которых негативно оценивается деятельность администрации города, таков: ответственность за ситуацию с детскими дошкольными учреждениями несет мэр города и его ближайшее окружение. Информация в форме утверждения о действиях мэра, нарушаюших деловую этику и наносящих ущерб интересам жителей, содержится во фразе «...В свое время мэр Ч. продал половину детских садов, которые находятся в Екатеринбурге...». Чтобы написать [ такое, журналист должен иметь веские основания, потому что именно | такая информация подпадает под определение порочащих сведений. Если бы было возбуждено дело об унижении чести и достоинства и ума- j лении деловой репутации мэра Ч. и если бы оказалось, что эти сведения не соответствуют действительности, для журналиста и издания это повлекло бы за собой гражданскую ответственность - публикацию опро- | вержения и, вероятно, возмещение морального ущерба. Негативно-оценочный характер этому сюжету обеспечивает сумма I сведений, доказывающих попустительство мэра при приватизации го- ■ Родского имущества и бездействие в решении актуальной социальной ■ Проблемы детских садов, и дополнительных комментариев автора. При э 1 ом никаких личностных характеристик мэра в тексте не содержится. 1 сутствует и ненормативная лексика экспрессивного характера, отно- И^яЩаяся к нему или каким-либо другим персонажам. А активное исполь- 1 кание экспрессивно-эмоциональных средств обусловлено важностью ■ За 1Сгавленн°й социальной проблемы. Выразительность достигается И; сЧет использования глаголов интенсивного действия и сочетаний- КоГенсивов: распродают здания, продал половину детских садов, про- [ " > Кает раздавать детские сады, в очень близких отношениях, •j, Б. «Деструктивная оценочность» публицистических текстов ак- j/'1 'и шруется тогда, когда автор сознательно уходит от общезначимой , выдаваемыми в тексте за интересы общества в целом. Такая осит подчас заказной характер, при этом тоже может быть как ной, так и негативной. Авторские суждения выражены в без- ионной форме, они монологичны; вопросы, если они и приют, носят риторический характер. Стратегия «деструктивной ности» разрушительна по своей сути - неплодотворна (ср.: «де- ивный» - ведущий к разрушению чего-либо, разрушительный, отворный»26. Деструктивную оценочность» можно охарактеризовать следую- бразом: как правило, центром внимания публицистического текста яв- я субъект (персона), прямо или косвенно соотносимый с каким- социально значимым событием, при этом само событие уходит орой план и не интересно автору; 36. в тексте отсутствует информация фактологического характера и бладает оценочное мнение автора; 37. автор сознательно уходит от защиты общественных интересов, меняя их узкопрофессиональными или частными; 38. позиция автора - это монолог, нередко обладающий признака- агрессии (стратегии на понижение образа персонажа); 39. оценки персонажа часто выражены при помощи ненорматив- й лексики и фразеологии, заимствованной из языковых пластов за еделами литературного языка (просторечной, грубо-просторечной, льгарной, обсценной и пр.); 40. «деструктивная оценочность» направлена на создание крайне трицательного образа субъекта речи, часто через использование раз- ообразных приемов и тропов (гипербола, иносказание и пр.); пове- твование нередко носит ироничный (насмешливый, саркастический) арактер. Таким образом, деструктивная оценочность публицистических текстов строится на пересечении следующих составляющих: 41. полном или частичном отсутствии аргументативной базы и системы фактов, характеризующих социально значимое событие; 42. концентрации внимания читателя на отрицательных сторонах личности и деятельности субъекта речи через систему эмоционально- оценочных вербальных и невербальных средств, в основном, инвек- тивной направленности. Полагаем, что характер текстов, в которых развертывается Де' структивная оценочность, не имеет никакого отношения к социальной ти - она обнаруживает псевдосоциальный характер. ктивную оценочность, опирается, как которых - целенаправленное снижение его образа как человека (а не как официального лица). Они создаются за счет использования сниженной лексики и фразеологии. Например, в заголовке публикации газеты «Московский комсомолец на Алтае» (№ 10 /309 за 2008г.) - «Самое главное - вовремя смыться?», как и в тексте публикации, в изобилии использованы разговорные и просторечно-сниженные языковые единицы, ср.: смыться: «просторечное. Уйти куда-нибудь, исчезнуть»; «отсидеться в окопах», ср.: «Отсидеться - разговорное. Спастись, укрываясь где-нибудь, от кого-нибудь, пережидая что-нибудь»; взвалить всю ответственность, ср.: «Взвалить - переносное, разговорное. Обременить кого- нибудь чем-нибудь»27; если, конечно, г-н С. не «свалил за бугор» (грубо- просторечный жаргонный устойчивый оборот свалить за бугор имеет значение «уехать за границу»). Аналогичную лексику находим в статье «Господин Кирилловский и его гарант, или о моральном вреде, который выразился в нравственных страданиях мошенника», опубликованной в газете «Деловой курьер Алтая» (24.10.02): он меня надул, как мальчишку; плюнул на остатки - даже коммунистической - морали; шедевр, созданный наглым, горластым и беспардонным коммунистом- мошенником, где надуть - «обмануть, провести (разговорное)»; плюнуть - просторечное «совершенно не считаясь с кем-н., выказывать презрительное безразличие»; миллион новыми хапнули (хапнуть - про сторечное «брать, красть, присваивать неблаговидным образом»); наглым, горластым и беспардонным (ср.: наглый - «крайне нахальный, дерзко-бесстыдный»; горластый - просторечное «крикливый, с громким голосом»; беспардонный - разговорное «крайне бесцеремонный, беззастенчивый»)28 и т. д. Пример деструктивной - псевдосоциальной - оценочности, главным элементом которой является образность, представлен в статье «Сказ про то, как один городской округ две администрации кормил», опубликованной 25 апреля 2008 г. в газете «Эхо столицы» - городской ежедневной газете г. Якутска (Республика Саха). Главная отрицательная героиня текста - В. В., бывший мэр города. Негативная информация, представленная в публикации, выражена в тех фрагментах, которые представляют собой личное оценочное Мнение автора текста; они связаны с использованием приема сказа и направлены на дискредитацию деловой и личностной репутации главной героини - В. В. Данный материал не является новостным, но помещен в разделе |()ВОСТИ, поскольку описываемые в нем явления, главный персонаж, ег° поведение (как истинное, так и мнимое, придуманное автором) и ег° поступки сознательно поданы в негативном свете и, помещая его в аздел НОВОСТИ, автор преследовал свои, вполне конкретные цели, аправленные на реализацию авторского намерения заведомого синения образа главного персонажа, изображения его в нарочито непри- лядном виде, наделение его негативными (отрицательными) чертами арактера с целью дискредитации в общественном мнении. В анализируемом тексте использован особый прием подачи мате- иала - прием сказа. Наряду с другими приемами, такими как притча, пародия, гротеск, фантастика, он используется в художественной литературе для создания «эффекта остранения», при котором создается особое восприятия предмета - «видение» его, а не «узнавание». При остранении вещь не называется своим именем, а описывается как в первый раз виденная29. Негативная информация о В. В. дается в таких фрагментах: 43. быть главой новой администрации В. В. не пригласили: мнение о том, что по своим личностным и деловым качествам она к этому виду деятельности непригодна; 44. однако она нашла лазейку в решении суда, воспряла духом, вы бросила решение, да и зажила себе спокойно дальше: указание на изворотливость субъекта речи (для создания негативного стилистического эффекта использован прием градации); 45. Та только зубами скрипнула - не бывать тому!, обозлилась... пе редавать документы отказалась: образ героини как злобной женщины (своеобразной бабы Яги) создается при помощи нанизывания глаголов, негативно характеризующих ее поведение, семантикой совершенного вида, а также за счет использования разговорного фразеологизма и конструкций косвенной речи, передающих ее неприятный характер; 46. указывая на то, что В. В. придумала брать с населения платежи за коммунальные услуги, автор, по сути, обвиняет ее в сознательном затягивании ликвидационных мероприятий предыдущей городской администрации: Свели на нет всю работу, проделанную ОЛ по прове~ дению ликвидационных мероприятий, были затянуты сроки ликви' дации, что привело к увеличению затрат на погашение кредиторской задолженности старой администрации. Сделала все это В. В., опять же по мнению автора (оценочная информация), чтобы Шуму следок побольше наделать, воды намутить; В мутной водичке р*> 1 ку какую выловить..., поскольку обозлилась она пуще прежнего на происходящее. Негативная оценочность создается за счет исполь3°® ния фразео логизмов шуму наделать (ср.: «шумом называют гроМ^гт •*МЦЦОД£ Д-и_кШ1 чат др уг на друга»30), воды намугПиГШ общие интересы). Данные фразы характеризуют персонажа как склочного, мстительного, корыстного человека, способного использовать служебное положение в своих целях; негативный образ создается за счет использования устойчивых оборотов разговорно-просторечного и сказового характера. Опыт проведения лингвистических экспертиз позволяет утверждать, что в информационной сфере большая часть речевых конфликтов спровоцирована текстами псевдосоциальной направленности (см. схему). позитивная ----- Конструктивная негативная Зона коммуникативного риска негативная ---- Деструктивная--------- ПСЕВДОСОЦИАЛЬНАЯ позитивная Схема. Типы оценочности текстов массово-информационного дискурса Тексты, содержащие социальную оценочность, становятся объектом рассмотрения лингвистической экспертизы по разным категориям дел. Таковы, например, спорные речевые произведения, «обвиняе мые» в экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), по обвинению в возбуждении расовой, религиозной, национальной и социальной ненависти и вражды (ст. 282 УК РФ). Слишком велико желание некоторых судебных и руководящих органов увидеть экстремизм в газетных текстах, посвященных актуальным проблемам современной российской действительности. Примером может служить газета «Риск транзит» Республики Гыва, несколько статей которой в 2008-2009 гг. по заявке Управления федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Республике Тыва были объектом лингвистической экспертизы и I'OO АЛЭП «Лексис». Эксперты должны были ответить на вопрос 1меются ли в текстах статей высказывания, ведущие к разжиганию Р°3ни между людьми разных национальностей, а также целенаправленного вызова чувства недоверия к правительству в следующих сло- t Республика попросту разворовывается под покровительством чрез- Ычайного Федерального министра. Идет непрекращающий тельности» в этом и прочих фрагментах публикации, отличающейся яркой социальной оценочностью и критической оценкой действительности, эксперты не нашли. Еще чаще примеры социальной оценочности публицистического дискурса выдаются за распространение негативной информации по ст. 151, 152 ГК РФ - в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда, а также по спорным речевым произведениям в связи с уголовными делами по обвинению в клевете (ст.ст. 129, 298 УК РФ). Например, в газете «Свободный курс» от 14.10.2009 г. представлено интервью Н., занимавшего в недавнем прошлом один из ключевых постов в Алтайском крае, которое вызвало негативную реакцию Правового департамента Администрации Алтайского края. Руководитель департамента обратился в РОО АЛЭП «Лексис» с просьбой «оценить высказывания Н. о состоянии представительной власти края с точки зрения возможности трактовки его как унижающего честь и достоинство Губернатора Алтайского края». Анализ интервью показал, что Н. высказывает собственное мнение в ответ на вопрос журналиста: «Как вы оцениваете нынешнее состояние представительной власти края?». Очевидно, что эта оценка носит отрицательный характер, в частности: • законодательный орган стал приложением администрации края- по мнению Н., если представительный орган ходит на цыпочках за спиной исполнительной власти - это плохо... Другого пути контролировать власть, кроме как через представительный орган, у населения нет...; •по мнению Н., губернатора это устраивает: А. Б. и добивался того, чтобы законодательный орган стал приложением администрации края. Данное мнение опирается на высказывание в форме утверждения о том, что губернатор открыто говорил в адрес депутатов: «Вы себе полномочий набрали, узурпировали власть в крае». В свою очередь факт этого высказывания может быть проверен на соответствие действительности (где утверждал, когда, в каких обстоятельствах, устно или письменно и т. п.). Выводы, к которым пришел эксперт: 47. В данном тексте нет негативной оценки личностных и деловых качеств Губернатора Алтайского края; высказанные мнения касаются лишь положения состояния представительной власти в крае и отноше ния к этому положению губернатора: то, что, по мнению Н., губернэ тора устраивает нынешнее положение представительной власти в крае» оценивается Н. отрицательно. 48. Высказанное мнение выражено в приличной форме, допустй ---- ся 3. Вопрос о том, унижает ли подобное мнение честь и достоинств Губернатора Алтайского края, не входит в компетенцию лингвиста. Очевидно, что, в соответствии с теми параметрами, которые mi предложили ранее, оценочность данного текста следует оценить ка социальную и конструктивную. В заключение хотелось бы отметить, что изучение дискурсив ных особенностей медиатекстов, попавших в сферу судебного раз бирательства, позволяет предположить, что их повышенная кон фликтогенность обусловлена характером функционирования речи данной институциональной сфере, а именно сочетаемостью в рамка данного дискурса таких противоположных качеств, как, с одной сто роны, направленность на воздействие и убеждение и, как следствие обязательное использование разнообразного спектра эмоционально оценочных языковых единиц, в том числе и разговорно-простореч ных, и, с другой стороны, официальный, публичный характер ком муникации массово-информационного дискурса, по сути, накла дывающий ограничения на важнейший стилеобразующий призна1 языка СМИ - единство экспрессии и стандарта и выполняемые и\ функции (прежде всего - информационно-воздействующую). Вс< это, на наш взгляд, свидетельствует о конфликтогенном характер* массово-информационного дискурса, обусловленном, в свою оче редь, конфликтным (инвективным, манипулятивным, агрессивным полиинтерпретативным) функционированием языка как средства коммуникации. *** 48 Добросклонская Т. Г. Язык средств массовой информации: учебное пособие. - М., 2008. 48Кожина М. Н. Целый текст как объект стилистики текста / Кожина М. Н. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории: избр. ТРУДЫ. - Пермь, 2001. - С. 21-22. 48 Цит. по: Методы анализа текста и дискурса / С. Тичер, М. Мейер и ДР- ~ Харьков, 2009. - С. 47. 48 Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. — М., 48 Карасик В. И. О категориях дискурса // https://homepages.tversu.ru/~ips/JubKaras.html Современный словарь иностранных слов. - М., 1992. - С. 502. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1977. –С. 178. 1 Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. – М., 1994. –С.50. См. об этом: Голев Н. Д. Юридический аспект языка в лингвистическом освещении // Юрислингвистика-1: Проблемы и перспективы. - Барнаул, 1999. 2 Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М., 2007. - С. 12. 3 Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982. - С. 19-20. 4 Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М., 2007. - С. 19. 5 Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982. - С. 63-64. 6 Чернышева Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. - М., 2007. - Гл. 5. 7 Володина М. Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования.-М„ 2003.-С. 14-15. 8 Событийные концепты в тексте, с учетом фактора адресата, организуются в определенные когнитивные структуры, представленные на языковом уровне в виде ассоциативно-вербальной сети, узлами которой они и являются. Событийный концепт рассматривается как структурный компонент концептуальной организации текста, которая актуализируется в сознании адресата- интерпретатора в процессе концептуального освоения события, получившего в тексте статус вербального факта, через систему ключевых слов как особым способом организованный тезаурус, актуализирующий модель языковой картины мира, репрезентированную изданием. См.: Чернышева Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. - М., 2007. - С. 92. 9 Третьякова В. С. Конфликт как феномен языка и речи // Известия Уральского государственного университета. - 2003. - № 27. - С. 9. 10 Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М., 2007. - С. 23. 11 Наиболее востребованы услуги экспертов-лингвистов по спорным речевым произведениям в связи с гражданскими делами о защите чести, Д°" стоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда (ст. 15 Ь 152 ГК РФ), в связи с уголовными делами по обвинению в клевете (ст. 129> 198 УК РФ), экстремистской деятельности, а также по обвинению в возбужДе нии расовой, религиозной, национальной и социальной ненависти и враЖДь1 (ст. 280, 282 УК РФ), и т. д. Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. –М., 2007. – С.23. 48 Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. - М., 2008. - С. 100-101. 48 Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М., 2007. - С. 17. 48 Современный словарь иностранных слов. - М., 1992. - С. 303. 48 Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М., 2007. - С. 18. 48 Телевизионная журналистика / Ред. коллегия: Г. В. Кузнецов, В. JI. Цвик, А. Я. Юровский. - М„ 2002. 48 Современный словарь иностранных слов. - М., 1992. - С. 191. 48 Современный толковый словарь русского языка. - СПб., 2001. 48 Там же. 48 https://ru.wikipedia.org/wiki/OcTpaHeHHe. 48 Шушков А. А. Толково-понятийный словарь русского языка: 600 семантических групп. - М., 2008. - С. 720. 48 Там же.
|