Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дускаева Л.Р. Медиастилистика в Росии: традиции и перспективы. С.6-26. №» 2011. Журналистика и культура русской речи.
1.последнее время в исследовательских работах стал употребляться термин медиастилистика. Но при использовании термина необходимо определиться в его толковании. В статье попытаемся представить свое видение медиастилистического направления в российской лингвистике: его предмета, сложившихся исследовательских подходов и актуальных научных задач. В связи с этим обратимся к краткому экскурсу в историю развития лингвостилистических исследований средств массовой информации в России: чтобы понять новые задачи в научном познании, необходимо осмыслить и оценить пройденное. Поворот лингвистических исследований от языка вообще к аспекту его функционирования, происшедший во второй половине XX в., знаменовался в нашей стране активным развитием функциональной стилистики. Основы этого направления были заложены в трудах В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, М. М. Бахтина, JI. П. Якубинского и членов Пражского лингвистического кружка и стимулированы дискуссией по вопросам стилистики, проходившей на страницах журнала «Вопросы языкознания» (1954-1955 гг.). 3. В трудах 1960-70-х гг. М. Н. Кожиной, А. Н. Васильевой, Б. Н. Головина, В. Г. Костомарова, О. Б. Сиротининой, Г. Я. Солганика, а также К. Гаузенбласа, А. Едлички, М. Блинка, И. Крауса, Й. Мистрика сложилась функционально- стилистическая теория. Функциональная стилистика сформировалась как теория макростилей (термин А. Н. Васильевой). В качестве одного из основных последовательно утвердилось речеведческое понимание функционального стиля, который был определен как «своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемой особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией, несущей определенную стилистическую окраску»1. Еще в 1960-е гг. была заявлена, а позже активно реализовывалась в исследованиях методологически важная мысль о необходимости для исследования речи проводить междисциплинарные комплексные изыскания: «Такие проблемы, как «отражение» социального и психологического в речи, мышление и речь, экстралингвистические основы и причины возникновения разновидности речи и другие подобные им, являются центральными в функциональной стилистике. 4.междисциплинарный подход. Поэтому плодотворное, перспективное решение этих вопросов во многом зависит от комплексного их исследования рядом наук: содружеством лингвистики с философией, социологией, эстетикой, литературоведением, психологией, физиологией и математикой»2. Эта идея в функционально-стилистических изысканиях станет в последующие годы господствующей. Предмет изучения в функциональной стилистике стал рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, это выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски (называемые коннотациями). С другой - и это особенно важно! - закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения и как результат этого - своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы3. Среди функционально-стилистических исследований в 1970-80-х гг. выделяются работы, посвященные публицистическому стилю - стилю средств массовой информации (в то время ими были периодические издания, радио и телевидение). 5. Обратившись к определению специфики публицистической речи, стилисты указали на признаки ее речевой (а неязыковой!) системности4. Речевая системность публицистики обусловлена действием конструктивных принципов чередования экспрессии и стандарта (В. Г. Костомаров) и социальной оценочности (Г. Я. Солганик), побудительности (А. Н. Васильева, М. Н. Кожина) как проявлении экспрессии. Такие конструктивные принципы имеют экстралингвистическую основу, поскольку обусловлены функциональным двуединством стиля - информирующе-воздействующим, а также особым - социальным - характером субъекта публицистической речи. В трудах исследователей этого периода определены базовые экстралингвистические факторы публицистического функционального стиля (А. Н. Васильева, М. Н. Кожина, И. П. Лысакова, Г. Я. Солганик), специфика отбора языковых (лексических5, грамматических6) средств, подчиняющегося указанным конструктивным принципам. В публицистическом стиле были выделены и описаны подстили7, социально-речевые8 разновидности. На первом этапе функционально-стилистических исследований изучались дотекстовые разноуровневые единицы как компоненты, конституирующие текст. В 1980-х гг. началось 6. изучение текстовой организации публицистической речи. Внимание исследователей переориентировалось, когда переключилось на собственно текстовые единицы и композицию9, сам же стиль стал описываться в аспекте текстовых10 категорий. Среди исследовательских задач, поставленных и решавшихся в это время, - изучение традиционных жанровых разновидностей публицистического стиля как системы (Е. А. Иванчикова), а также отдельных жанров: заметки, репортажа (Г. Я. Солганик, В. В. Славкин), фельетона, очерка, памфлета (Н. Н. Кохтев, В. Н. Вакуров, Т. И. Краснова, Л. Г. Кайда) и стилевой специфики телевизионной речи (С. В. Светана). В связи с вниманием исследователей к разным ситуациям общения в различных сферах функциональная стилистика начинает взаимодействовать с другими научными дисциплинами речеведческого цикла - прагма- лингвистикой (Ю. С. Степанов), психолингвистикой (А. А. Леонтьев, Ю. С. Сорокин, Е. А. Тарасов), социолингвистикой (Ю. Д. Дешериев, 49. Д. Швейцер), лингвосоциопсихологией (Т. М. Дридзе), которые тоже обращаются к изучению употребления, функционирования языка в средствах массовой информации. Такое взаимодействие наук оказалось весьма продуктивным, поскольку позволило расширить представления о природе речевого воздействия в этой сфере, о способах достижения его эффективности. 7. Справедлива оценка междисциплинарности, данная 50. Н. Базылевым: «При междисциплинарности подхода становится возможным увидеть новые объекты анализа, новые аспекты существования и функционирования изучаемых сущностей, а главное, новые возможности объяснения фиксируемых наблюдений и фактов»11. 8. Социально-политические преобразования в стране конца 1980-х- начала 1990-х гг. быстрее всего проявились именно в публицистическом стиле, связанном с политико-идеологической формой общественного сознания. Изменился стилистический облик публицистических текстов. Значительной трансформации подверглась традиционная жанровая система: ушла в прошлое передовая статья, на второй план отошли очерк и фельетон, зато на первый план вышли диалогические и информационные жанры. В журналистике получили развитие расследовательские жанры. Активизируются в русской публицистической речи устные формы стиля (в частности, митинговая речь). Формируется рекламный подстиль. В книжную речь буквально ворвалась разговорная струя, преобразив во многом традиционную архитектонику и композицию текстов, устранив из нее прежнюю патетичность и декларативность, неаргументированную директивность, но усилив диалогический тонус высказывания. Сформировались многочисленные новые жанровые структуры на «точках пересечения» с другими стилями, например Дискуссии, переговоры, парламентские речи, дебаты. В этот момент встала задача: не только зафиксировать, но и осмыслить происходящие изменения, чему посвящен большой круг лингвистических работ12. 9. Исследователями выявлены семантические выяснена специфика выражения со Циальной оценочности в условиях плюрализма изданий и программ, уточнена картина композиционно-текстовых преобразований в стиле, а также перестройка, вследствие преобразования информационной нормы стиля, стилистической тональности в освещении политических событий, определены подступы к описанию стилистики новых типов изданий и программ и многое другое. 10. В 1990-е гг. широко заявляет о себе тенденция к пересмотру традиционного для лингвистики подхода к тексту как к целостной структуре с графически и семантически обозначенными границами начала и конца. В частности, в работе Э. А. Лазаревой показано, что текст - это не только отдельное речевое произведение, но и их совокупность в рамках газетной полосы и газетного номера. В работе подчеркивается, что «газетный номер, как и совокупность номеров, представляет собой континуум, составленный из взаимосвязанных частей - текстов публикаций»13. При анализе стилистических особенностей исследователь пытается раскрыть действие конструктивных принципов публицистики не только в общем, но и в отдельном и наоборот, разрабатывая понятие стилистической концепции издания, в котором отражаются инвариантные стилистические особенности той или иной газеты. По мнению автора, эта концепция (модель) формируется взаимодействием используемых в ней речевых и композиционных средств. 11. Стилистическая концепция издания формируется тремя группами признаков - жанровыми, структурными и экспрессивными. Жанровая модель предполагает круг жанровых форм, используемых какой-либо газетой, и особенности текстов в аспекте жанрообразующих признаков. Структурные признаки стилистической концепции газеты содержат в себе характеристики построения полосы, подборки и отдельного текста. Анализ экспрессивных средств предполагается не только внутри отдельных текстов, но и внутри заголовочного комплекса14. Однако в этой работе стилистическая модель рассматривается в отрыве от двух других - содержательно-тематической и графической моделей периодического издания. Представляется, что 12. анализ стилистики текста вне связи с содержательной, смысловой стороной сужает и ограничивает его. Между тем высказанная в работе идея интегративной взаимосвязи и взаимозависимости текстов внутри газетного номера безусловно продуктивна и перспективна. Осмысляя итоги исследований языка массовой информации, проведенные в 1990-е гг., хотелось бы отметить несколько обстоятельств. Зо первых, в исследованиях публицистического стиля этого периода 5ыли верифицированы основные функционально-стилистические щей, высказанные в предшествующий период, и правильность этихидей была подтверждена. В частности, в это время 12а. утвердилось полное господство широкого междисциплинарного подхода к лингвистическим исследованиям в сфере средств массовой информации. К концу 1990-х гг. наблюдения за тем, насколько глубоко отражается в языке СМИ социальная действительность, привели к бесспорному утверждению комплексного междисциплинарного подхода в качестве важнейшего принципа анализа публицистического текста, что предполагает изучение его лингвистической стороны в тесном единстве с политологическими, социологическими, психологическими, культурологическими сторонами функционирования средств массовой информации15. Результаты стилистических исследований демонстрируют последствия того, что происходит в медиасистеме: 12б. «Стилистический анализ как раз и состоит в выявлении того, в какой степени адекватно речевая ткань передает адресату содержание высказывания, цели и намерения говорящего (автора) и каким образом стиль речи помогает глубже проникнуть в содержание. В этом отношении экстралингвистический фактор, не являясь собственно языковым (и лингвистическим), тем не менее становится в известном смысле объектом исследования»16. 12в. Распространение междисциплинарного подхода в лингвостилистиче- ских исследованиях масс-медиа привело к тому, что в них окончательно утвердился текстоцентрический речеведческий подход, а стилистика масс-медиа стала частью системных медиаисследований. Во-вторых, учеными было осознано, что язык средств массовой информации стал основной формой функционирования национального языка. Коренное преобразование масс-медиа, происшедшее в постперестроечное время, привело к росту их влияния на духовную и культурную жизнь общества. Исследование языка СМИ превратилось в одно из наиболее перспективных научных направлений. Особенно активно такие исследования ведутся на лингвистических кафедрах факультетов журналистики страны, что вызвано практической потребностью в обучении будущих профессионалов осознанному использованию языка в речи. 14. В связи с активизацией в нашей стране исследований языка средств массовой коммуникации стали говорить о становлении медиалингвистики1. Постепенно и в рамках функционально-стилистических исследований активное развитие получает направление, в центре которого - публицистический текст, теперь уже называемый медиатекстом18. В центре медиастилистических исследований сегодня медиатекст в самых разнообразных его аспектах - либо в не исследованных прежде, либо во вновь появившихся вследствие перестройки медиасферы14, что свидетельствует о развитии в нашей стране медиастилистического направления функционально-стилистических исследований, в которых по-новому решаются старые и ставятся новые проблемы: Журналистика и культура русской речи • о соотношении лингвистического и экстралингвистического в организации медиатекстов; об их социальной20 и жанровой21 типологии; о закономерностях развертывания и принципах построения медиатекстов, об их архитектонике и композиции22; об их концептосфере23 - обо всех тех речевых свойствах медиатекста, которые способствуют эффективности воздействия. В последние годы интересные результаты дает анализ функционирования медиатекста под воздействием культурологических факторов24. Важным аспектом медиастилистических исследований стал во многом новаторский анализ русских рекламных текстов25. Исследователи справедливо отмечают: «Луч стилистических исследований все более фокусируется не на современной художественной литературе, а на языке газет, журналов, телевидения, радио и рекламы... 16. " Однодневная" журналистика оказывается все более " вечной" по своему влиянию на умы людей, а следовательно, по тому месту, которое она занимает в формировании новой системы ценностей»26. Ср. и другое высказывание: «... по силе влияния на общество, на формирование языковых вкусов, языкового поведения, литературных норм язык СМИ не сравним ни с языком художественной литературы, ни с любым другим стилем. По самой своей природе, функциям, качествам язык СМИ выступает как фактор, объединяющий все слои, группы носителей языка»27. Г. Я. Солганик приходит к закономерному выводу: «В конечном итоге язык СМИ становится главным фактором развития и национального, и литературного языка»28. Все специалисты сходятся в одном: важнейшей особенностью в современной культурно-речевой ситуации является то, что развитие стилистической системы русского языка происходит под знаком и под решающим воздействием медиа- речи, поскольку для языкового сознания общества именно она воплощает представления о литературной и стилистической норме, о многих процессах, происходящих в настоящее время в национальном языке. Сказанное свидетельствует о том, что изучение стилистической эффективности медиатекста осуществляется многоаспектно, с учетом его разноплановых характеристик, обусловленных иерархией экстралингвистических факторов, что подтверждает вывод о предмете современных функционально-стилистических исследований: 17. «Функциональная стилистика в современном ее состоянии изучает своеобразие способов осуществления текстовой деятельности и типов речевых произведений в связи со спецификой тех видов социокультурной деятельности, в состав которых текстовая деятельность включается»29. Проанализируем основные подходы функционально- стилистического изучения медиатекста в работах последних лет. Одно из актуальных - исследование публицистических речевых жанров (РЖ), поскольку в средствах массовой информации 18. 1990-х гг. особенноактивно обновились жанровые стандарты»30. Типологический подход представлен в нашей работе31, в которой 18а. жанровая концепция публицистических текстов создавалась с учетом методологических принципов разработанных в функционально-стилистических исследованиях публицистического стиля: единства лингвистической и экстралингвистической сторон речи; связи публицистического стиля с политико- идеологической формой общественного сознания и соответствующей ей сферой общения; деятельностной трактовки функционального стиля речи и целеполагания в нем как детерминанты речевого своеобразия конкретного текста и группы текстов; системного подхода к анализу речевого материала32. В своем исследовании мы нацелили анализ публицистических текстов на изучение собственно 19. динамики текстообразования в сфере СМИ. В результате было обнаружено, что развертывание медиатекста происходит во взаимодействии смысловых позиций автора и адресата главным образом тремя способами, которые отражаются и структурируются в соответствующих диалогических единицах газетных текстов - циклах, демонстрирующих особенности взаимодействия автора и читателя: ответы-сообщения корректируются для того, чтобы предупредить возможное непонимание каких-то фрагментов содержания текста; оценки аргументируются для того, чтобы предупредить возможное несогласие с ними читателя; наконец, побуждение к действиям обосновываются утверждением их значимости для социума. В живом и многообразном творческом процессе эти элементарные циклы (оценочные, вопросительные, побудительные) осложняются, переплетаются, наполняются новым содержанием и чередуются, благодаря чему происходит развитие содержания текста. 20. Выделение именно интерактивных текстовых единиц в качестве предмета анализа позволило 1) определить особенности развертывания и отражения в речевой структуре газетного текста не только реального, непосредственного диалога (интервью), но и имплицитного, с прогнозируемой позицией читателя, и 2) вскрыть социально ориентированную природу медийного творчества, состоящую в том, что иллокутивное вынуждение свойственно не только авторской позиции, но и прогнозируемой интерпретирующей деятельности адресата. Тем самым в работе было обосновано единство механизма речепорождения не только в м< > нологических и диалогических, но и в межтекстовых единствах. В работе было доказано, что диалогичность обладает жанро- формирующим свойством, поскольку образование речевых жанров определяется информационными запросами и коммуникативными интересами аудитории, которые учитывает автор. Типовой авторский замысел, лежащий в основе создания речевого жанра, с одной сторо- r_ „ жж.л.^^шл информационных запросах аудитории вырабатывается как ответ на высказанное ранее суждение о предмете речи. Фактор адресата в медиатекстах проявляется в удовлетворении информационных запросов и приведении композиционно- тематических и стилистических свойств текста в соответствие с вариантами гипотез об информационных ожиданиях читателя. Автором была предложена 21. трехчленная классификация жанров (информационные, оценочные и побудительные) н а основе тех творческих целеустановок взаимодействия журналиста и адресата, которые формируются в процессе осуществляемого журналистикой социального ориентирования. В исследовании была конкретизирована 22. деятельностная трактовка публицистического стиля, поскольку представленная система жанров показала, какие типовые целеустановки и каким образом в политико-идеологической речевой сфере реализуются. Далее было установлено, что 23. речевой жанр представлен типологической формой взаимодействия коммуникантов, а композиция жанра - речевым воплощением последовательности коммуникативных интеракций (субжанровых и элементарных циклов), воссоздающих объективную логику взаимодействия журналиста и жанровой гипотезы адресата33. Порядок расположения этих циклов воспроизводит образ действий, порядок отношений, способ достижения жанровой целеустановки. Тем самым в работе было продемонстрировано, что «вся текстовая ткань произведения представляет собой истинную системность, когда стилистически значимыми оказываются все языковые средства, задействованные в этой текстовой организации, но - что важно - не самим по себе, а в контексте, в единстве целого»34. Структура РЖ была показана как последовательность поисково- речевых интеракций, совершаемых для достижения типовой коммуникативной целеустановки35. Например, для выполнения типовой цели - рассказать о происшедшем событии - журналист совершает последовательность поисково-речевых действий (выясняя, кто действующие лица, когда, где и в какой последовательности все происходило). Следовательно, основой для формирования речевого жанра «Сообщение о событии» выступает специфический алгоритм поисково- речевых действий. 24. Свои алгоритмы познавательно-поисковой деятельности лежат в основе не только информационных, но и оценочных и побудительных жанров. Тем самым обнажается связь между поисково- исследовательской деятельностью журналиста (поскольку 25. в структуре выделенных речевых жанров раскрыты типовые, стереотипные последовательности познавательных действий, осуществляемых при создании текстов в СМИ) и речевым воплощением жанра. Намеченный в иследовании особенностей речевой деятельности журналиста: результатом каких коммуникативных и ценностных целеустановок эта деяТельность является, каковы основные речевые формы вербализации свойственных этой деятельности когнитивных структур. Такой подход, с одной стороны, продемонстрировал реализацию в текстовой ткани не только «общего понятия цели» как типовой, свойственной медийной сфере общения36 в целом, но и более частных коммуникативных целей автора в конкретных коммуникативных ситуациях.С другой стороны, 26. предложенное направление анализа «подключило» стилистику медиатекста к активно развивающемуся сегодня когнитивному изучению языка СМИ. О плодотворности контактов когнитивной лингвистики и стилистики говорит В. Н. Базылев, который обосновывает это определенной общностью онтологических предпосылок и целей стилистического и лингвокогнитивного анализа37. 26а. Когнитивно-стилистические исследования развиваются и в целом ряде работ, предметом исследования которых становятся девиантные формы речевого поведения в СМИ38. Исследования функционирования масс-медиа в 1990-е гг. показали, что 26б. для достижения целей воздействия оказываются «все языковые средства хороши», в том числе те, использование которых нарушает этические нормы общения. Так встали две проблемы: одна - экстралингвистическая - проблема воздействия этических регуляторов на создание текста, а вместе с тем и вторая, собственно лингвистическая, - это проблема стилистического диагностирования лингвоэтических нарушений в языке СМИ39.26в. Эти исследования направлены на выявление стилистических признаков демагогии, агрессивности, скандальной эпатажности, фамильярности, пошлости. Наиболее последовательно лингвоэтическая проблематика раскрывается в работах Н. Д. Бессарабовой и Т. И. Суриковой, изучающих особенности концептуализации, фиксации и функционирования этических понятий и предписаний, а также стилистические проявления отступлений от этических норм40. 26д. Когнитивно-стилистический подход перспективен и в других направлениях медиастилистических исследований, например при изучении импликатур в речи, а также гипертекста. Такой подход позволяет детализировать речевые механизмы информационного воздействия в медиасреде. Внимание лингвистов к практике функционирования средств массовой информации заставляет исследователей в постановке лингвистических проблем идти не от лингвистических, а от экстралингвистических факторов. Одной из таких проблем стала задача стилистико- типологического исследования текстов СМИ активно развивающейся сферы досуга41. Эта исследовательская задача потребовала уточнения прежних представлений об ориентации идеологического воздействия публицистического стиля. 27. Идеологией современных российских СМИ становятся и просвещенное потребительство (Е. С. Кара-Мурза), и гедонизм (И. В. Анненкова), а значит усложняется функциональная направленность медиаречи. В связи с этим перед исследователями встала 28. задача стилистико-типологического исследования не только информационно-воздействующих, но и просветительских и развлекательных публикаций, посвященных научным открытиям, культуре, моде, спорту, хобби, домашним занятиям и увлечениям42. Предметом изучения в этом случае становятся закономерности создания и функционирования медиатекстов разных типов и жанров, обусловленные «обновившимся» комплексом экстралингвистических факторов. Именно функционально-стилистический подход, с его «концептуальным и методическим универсализмом»43, будет способствовать решению насущных исследовательских задач. Последующее углубление знаний о лингвистической природе медиатекста связано с вовлечением в анализ все большего числа неязыковых факторов, служащих причиной образования тех или иных лингвистических свойств. Важнейшим из таких факторов становится Интернет, в начале XXI в. активно вошедший в нашу жизнь, поставивший перед лингвистами вопросы о функционирования текста в гипертекстуальной среде. В этой среде начали создаваться те формы речи, которые прежде мы не знали и которые повлияли не только на литературный язык, но и на весь национальный язык. 29. Интернет оказался такой речевой средой, в которой стала развиваться коммуникация принципиально нового типа, где размываются различия не только между монологом и диалогом, но и между устной формой и письменной, между официальным и неофициальным общением, между социально- и индивидуально ориентированным общением, причем эти качества характерны и для публицистических Web-текстов. 29а. Уже на этапе первоначальных наблюдений за развертыванием информационного гипертекста стало ясно, что многое из известного о стилистике медийной речи, о механизмах текстопрождения должно быть пересмотрено и переоценено. В отличие от линейного текста, развертывание гипертекста в Интернете осуществляется интегративно - ступенчато: сначала заголовок, а далее либо весь текст, либо сначала компонент текста (субтекст) и только затем весь текст. Следовательно, содержание не выстроено для медиапользователя заранее в целостной форме, и знакомство с материалами зависит от читательской активности. Мои мысли: Меняется характер медиатекста: он сложный, это интертекстуальная и интермедиальная отдельная интегрированная сущность. Как любой бытовой предмет, вырванный из условий типического окружения, изолированный и помещенный в иную среду, становится артобъектом с новыми свойствами, отражающими суть новой артсреды, так и гипертекст, изолируясь от первичного создателя, автономизируется и приобретает новые сущностные типологические свойства. Безусловно, это новый семиотический объект, новая эпистема, ставшая результатом когнитивных эвристических интенций.. представляет собой уже не линейный = темпорально-локальный объект, целостность, а разорванные дискурсии во времени, пространстве и авторстве создателей, а гипертекста =новая структура, обладающая новой семантикой, новой творческой потенциалом, интенциями, новым соответствием авторских черт (автор-создатель гипертекста обладет новой интеллектаульным потенциалом, образом мыслей, опытом и т.д.Его культурно-языковая практика, стилистические воззрения могут не совпадать с авторскими.Поливекторность информирования гипертекста сопровождается вариативностью его прочтения, понимания, логики, множественностью информационных источников и множественностью подачи информации – мультимедийностью, интерактивностью, креолизованностью. 30. Традиционная классическая композиция в таком тексте отсутствует, зато просматривается новая незавершающаяся гиперструктура, обладающая способностью к саморазвитию. Создатель такого «ступен-чатого» текста должен выполнять ряд коммуникативных задач: а) стимулировать продвижение реципиента по гипертексту; б) сохранять интерес к предмету речи; в) продвигая по гипертексту, ориентировать в пространстве гипертекста. Последнее актуально и в связи с тем, что развертывание новости в Интернете осуществляется не только ступенчато, но и вариативно. 31. Гипертекст технически обеспечивает возможность поливекторности (разнонаправленности) информирования, т. е. выбора вариантов прочтения и логики осведомления множеством источников информации и разнообразием способов подачи информации - гиперссылок, фотографий, видео и аудиодемонстраций. Закономерно встает проблема исследования композиционно-стилистических особенностей медиатекста, способствующих адекватной передаче смыслов в этих условиях. В последнее десятилетие 32. специалисты, говоря о различиях между терминами текст и медиатекст44, во втором выделяют важную черту - медийность, которую академик В. Г. Костомаров оценивает как одну из наиболее значимых характеристик: «Уже нынешнее поколение людей оказывается приученным к «тексту трех измерений», к получению информации в слиянии звука, речи, изображения...»45. И далее ученый констатирует: «Нынешняя эпоха ознаменовалась техническими изобретениями, позволяющими... фиксировать, хранить, воспроизводить естественные устные тексты..., но уже без ограничений письменности, которая не способна воспроизводить звук, цвет, движение, всю культурную обстановку и может лишь компенсировать реальные акты общения вербальными описаниями». Отмеченные ученым новации позволяют ему заявить: 33. «... Теперь, с появлением нового виртуального мира масс-медиа, есть все предпосылки для сближения этих «языков» или, скорее, для создания особого масс-медийного «языка». В связи с этим делается вывод: «Все заметнее опираясь на внеязыковые формы передачи информации в весьма влиятельных текстах масс-медиа, а отчасти по их примеру и в других текстах, стилистика уже сегодня не может обойти этот факт и должна расширить свой диапазон в перспективных исследованиях языкового существования (курсив наш - JI. Д.)»46. Расширение диапазона «в перспективных исследованиях языкового существования» требует дальнейшей разработки методики стилистического анализа. Внимания исследователей ждет 34. проблема креолизованного медийного произведения, которое «существует в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких средах - и в бумажном ВиДе, и в звучащем, и в визуальном» 47. Попытка функционально-стилистического исследования смысловых оттенков и медийных до- ав°к, которые возникают при переносе текста (в традиционном понимании) на газетную полосу представлена в работах Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой48. Думается, что продолжение исследований в это направлении весьма перспективно. Другой чертой медийности называют открытость одного текста по отношению к другим, указывая на промежуточное положение всякого текста в медиасистеме49 и на взаимодействие этих текстов не только уже на газетной полосе, а в общем континууме. В литературе ставится вопрос о типологии этого взаимодействия: возможно диалогическое взаимодополнение, полемика, соотнесение смысловых позиций, выраженных в тексте50. Такое решение вопроса базируется на диалогической концепции М. М. Бахтина. 36. Мои мысли: Создатель гипертекста – потенциальный автор=коммуникант= прежде чем создать гитертекст, мысленно создает контуры (логические, смысловые общие, предположительные) в виде сверхтекста как виртуальная умозрительная проекция, ментальный прообраз. Возможно тематическое сближение в сверхтексте (термин Н. А. Купиной, Л. В. Битенской) гипертекста51. 37. Возможно интертекстуальное взаимодействие культурного и речевого опыта (М. Ю. Лотман, Ю. Кристева, С. И. Сметанина). Для стилистического изучения медиатекста в его интегративной природе целесообразно применение семиотических методик, в которых текст предстает как осмысленная последовательность любых знаков. Ср. с мнением Г. Я. Солганика, который отмечает, что при переносе в сферу масс-медиа традиционный текст «...приобретает 38. расширительное толкование и - в итоге - выходит за пределы знаковой системы языка, приближаясь к семиотическому понятию»52. Продуктивность такого подхода продемонстрирована при анализе Интернет-коммуникации53. Конечно, как методологические здесь могут быть использованы идеи семиотической стилистики М. Ю. Лотмана. Мои мысли: Тесты PR, рекламы, внутренних и внешних СМИ сближаются по степени креолизованности: их функционирование в цифровом пространстве меняет жанровые рамки (тексты биографии расширяют рамки за счет новых семиотических компонентов-видеороликов, дополняются коплиментарно-рекламного характера, приобретают новый нарратив, отличный от типичных стилевых рамок ПР-модулей), Е. С. Кара-Мурза, учитывая полисемиотичность рекламного текста, создаваемого средствами визуальной, звуковой семиотик, применяет такой подход к изучению стилистики рекламного текста. Лингвосемиотический подход позволяет анализировать совокупность разноприродных ресурсов означивания как единый язык, объединяя вербалику и невербалику54. Совершенно очевидно, что анализ стилистических сторон в семиотическом аспекте еще ждет своих исследователей. Рассматривая путь, пройденный 40. Публицистическая стилистика трансформировалась в медиастилистику. публицистической стилистикой за последние десятилетия (бегло, с учетом объема статьи), анализируя задачи, возникающие перед наукой сегодня, и подходы, наметившиеся для их решения, мы приходим к выводу: в настоящее время оформилось ее новое - медиастилистическое - направление. 41. Предметом его изучения является стилистико-речевая системность медиатекста, формально-смысловая структура которого определяется как вербальными, так и невербальными компонентами, не только внутритекстовыми, но и межтекстовыми факторами. Медиатекст при этом рассматривается как «образ текстовой деятельности»55, в котором проявляется структура профессиональной, поисково-речевой деятельности коммуникатора в медиасфере. Благодаря такому исследовательскому подходу, выясняется, как выражаются в концептосфере и в композиционно- речевых особенностях медиатекста механизмы информационного воздействия. Медиастилистика опирается прежде всего на методологию функциональной стилистики, изучающей «речь в единстве с другими сущностными свойствами человека - его деятельностью и сознанием»56. В связи с этим направление развивается в тесной связи с гносеологическими, деонтологическими, политологическими, социологическими, психологическими, праксиологическими, культурологическими исследованиями деятельности средств массовой информации, встраиваясь в общую систему этих научных дисциплин. Изменения условий в динамично развивающейся массовой коммуникации требует и расширения исследовательских горизонтов в стилистике: разработки новых методик, взаимодействия междисциплинарных подходов, что позволит анализировать медиатекст комплексно, во всей его сложной интегративной природе. *** 1. ' Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1977. - С. 42.
|