Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты парадигмы постмодерна
Прежде всего, уточним вкратце само содержание постмодернистской парадигмы, обратив внимание на ее отличительные признаки в сфере онтологии, гносеологии, этики и эстетики. Постмодерн (постмодернизм) как культурно-мировоззренческое явление имеет в своем онтологическом основании антисистематичность - отказ «от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности»2. Если классическая философия пытается обнаружить в событиях действительности тот или иной смысл, «прочитать» его причастность некоей первооснове, «истине бытия»3, то постмодернизм обращается к ним в их самоценности, самодостаточности и равнозначности4. Такое представление о мире предполагает «неклассическую онтологию ума» - отказ от субъектно-объектных отношений в познании, или так называемую «смерть субъекта» как центра системы представлений и носителя определенных концептуально законченных структур. На этом построена гносеология постмодерна, в центре которой не стремление к артикуляции истины, объективации смыслов, а генерация образов, метафор, языковых игр в «потоках сознания и Желания» - так называемых «симуляциях»5. Законченному и конвенционально закрепленному понятию противопоставляется некий «симулякр», провоцирующий «сообщничество» в противовес традиционному пониманию6. В процессе симуляции осуществляется «замена реального знаками реального. <...> Это гиперреальное, синтетический продукт, излучаемый комбинаторными моделями в безвоздушное пространство» (Ж. Бодрийяр)7. Таким образом, постмодерн создает гиперреальность, «уравнивает в правах факт и фикцию, придает особую значимость продуктивным возможностям воображения», при этом «привычные этические приоритеты сменяются эстетическими»8. Эстетика постмодерна построена, с одной стороны, на стирании граней между научным и обыденным сознанием, высоким искусством и китчем, с другой - на переходе от «произведения» к «конструкции»9, от законченного «культурного продукта» к «самодостаточному» процессу непрерывного творчества. Ведущими творческими приемами становятся компиляция, цитирование, коллаж, в которых автор не является источником смысла, а выступает лишь как некий «скриптор», несущий в себе, по Р. Барту, «такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки»10. Таким образом, антисистематичность, фрагментарность и релятивизм в онтологии, имперсональность и отказ от репрезентаций в гносеологии, иллюзионизм и эклектизм в эстетике являются, в упрощенном виде, основными чертами постмодернистской парадигмы.
|