Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты парадигмы постмодерна






Прежде всего, уточним вкратце само содержание постмодернист­ской парадигмы, обратив внимание на ее отличительные признаки в сфере онтологии, гносеологии, этики и эстетики. Постмодерн (пост­модернизм) как культурно-мировоззренческое явление имеет в своем онтологическом основании антисистематичность - отказ «от притя­заний на целостность и полноту теоретического охвата реальности»2. Если классическая философия пытается обнаружить в событиях дей­ствительности тот или иной смысл, «прочитать» его причастность некоей первооснове, «истине бытия»3, то постмодернизм обращает­ся к ним в их самоценности, самодостаточности и равнозначности4. Такое представление о мире предполагает «неклассическую онтоло­гию ума» - отказ от субъектно-объектных отношений в познании, или так называемую «смерть субъекта» как центра системы пред­ставлений и носителя определенных концептуально законченных структур.

На этом построена гносеология постмодерна, в центре кото­рой не стремление к артикуляции истины, объективации смыслов, а генерация образов, метафор, языковых игр в «потоках сознания и Желания» - так называемых «симуляциях»5. Законченному и кон­венционально закрепленному понятию противопоставляется не­кий «симулякр», провоцирующий «сообщничество» в противовес традиционному пониманию6. В процессе симуляции осуществляет­ся «замена реального знаками реального. <...> Это гиперреальное, синтетический продукт, излучаемый комбинаторными моделями в безвоздушное пространство» (Ж. Бодрийяр)7. Таким образом, пост­модерн создает гиперреальность, «уравнивает в правах факт и фик­цию, придает особую значимость продуктивным возможностям во­ображения», при этом «привычные этические приоритеты сменяются

эстетическими»8.

Эстетика постмодерна построена, с одной стороны, на стирании граней между научным и обыденным сознанием, высоким искусством и китчем, с другой - на переходе от «произведения» к «конструкции»9, от законченного «культурного продукта» к «самодостаточному» про­цессу непрерывного творчества. Ведущими творческими приемами становятся компиляция, цитирование, коллаж, в которых автор не яв­ляется источником смысла, а выступает лишь как некий «скриптор», несущий в себе, по Р. Барту, «такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки»10.

Таким образом, антисистематичность, фрагментарность и реля­тивизм в онтологии, имперсональность и отказ от репрезентаций в гносеологии, иллюзионизм и эклектизм в эстетике являются, в упро­щенном виде, основными чертами постмодернистской парадигмы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал