![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постмодернистские тенденции в современном медиатексте
Текст постмодерна - это своего рода вид «чистого искусства», для которого важна не референциальная связь с реальностью, а «игра» смыслов внутри семиотического единства означаемого и означающего. «По формулировке Ф. Джеймисона, нарративная процедура " творит реальность", одновременно утверждая ее относительность и свою " независимость" от сотворенного смысла»11. Читатель, в понимании постмодернистов, стремится не к познанию бытия, а к его «деконструкции» (понятие, введенное Ж. Дерридой), которая и составляет основу стратегий чтения. Именно с этих позиций проясняются многие особенности, характерные для текстов современного медиадискурса. На сегодня имеется значительное количество работ, затрагивающих различные аспекты взаимопроникновения культурных принципов постмодерна и технологий создания медиатекста. Наиболее подробно ситуация постмодерна в медиатексте описана С. И. Сметаниной, которая выделяет следующие доминантные признаки постмодернистской художественности в медиатексте: «фрагментарность, нелинейность изложения, нарушение причинно-следственных связей, проявляющиеся в композиционной и синтаксической разорванности, незаконченности изложения и воплощающие ситуацию " хаосмоса" (так У. Эко называет компромисс между порядком и беспорядком. - А. Н.); интертекстуальность - полилог культурных языков, " текст строится из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читанных-перечитанных цитат, цитат без кавычек", когда автор, по словам Р. Барта, " умирает", в его власти лишь сталкивать различные манеры письма, разные стилистические регистры; <...> игровая, карнавальная стихия, все подвергается озорным превращениям: бытие и его дом - язык, в реальное причудливо вплетается виртуальное, традиционные способы номинации взрываются и вторгаются в не свое понятийно-тематическое поле, поражая свежестью и оригинальностью формы и содержания; пастиш с его пронзительным колоритом ироничности и даже циничности (к себе, к миру, к идеям, к власти) как организующая форма для текстов разных жанров; совмещение голосов автора, повествователя, персонажей и на этом фоне обнажение приемов создания текста, имитация спонтанности процесса письма, его сиюминутности»12. Отметим, что данные признаки выделяются безотносительно к конкретным жанрам СМИ. Естественно было бы предположить, что в максимальной степени эти черты должны быть присущи художественно-публицистическим жанрам, в меньшей степени аналитическим и почти не проявляться в информационных13. Тем не менее, как мы можем заключить из опыта исследовательской работы с прессой, степень проникновения приемов постмодернистского письма зависит не столько от жанровой принадлежности текста, сколько от общей идеологической и художественной концепции издания. Чем активнее оно позиционирует себя в духе «новых» ценностей, тем богаче арсенал используемых постмодернистских приемов, в том числе - и в новостных жанрах. И наоборот - чем сильнее приверженность творческого коллектива редакции традициям, тем реже на страницах такой газеты можно встретить художественные «новации» в стиле постмодерна. Если говорить об указанных приемах с точки зрения лингвопраг- матики, то следует констатировать их значительный воздействующий потенциал. Так, исследование языковой игры, проведенное нами на материале новостных жанров прессы, показало, что игра выступает как мощное средство интерпретации действительности и, следовательно, воздействия на картину мира реципиента. Степень игрового преобразования действительности варьирует в новостях от незначительного стилевого тонирования события до «переформатирования», т. е. трансформации его структуры и подмены компонентов14. Также и диапазон коммуникативных функций интертекстуам ных включений находится в пределах от документирования сведен] до экспрессивного усиления прагматически значимых фрагмент информации15. Итак, проникновение постмодернистских тенденций в совр менный медиатекст проявляется в значительном распространен] таких приемов выразительности, которые как бы смещают акценг содержания на форму, важнее становится не то, что говорится, а г как говорится (сообщается). Это неизбежно приводит к ослаблен! значимости отношений «реальность - текст» в пользу отношен «смысл - текст», где смысл становится самодовлеющей силой, подч няющей себе событийную реальность. Речь идет о порождении вх туалъной реальности вместо отражения реальности объективн что означает фактический отход от традиционной ценностной of ентации журналистики на объективное освещение действительное Если учесть при этом, что на процесс «творческого переосмыслен! действительности оказывают значительное влияние корпорат! ные интересы медиапредприятий, подчиняющихся экономическ требованиям рынка и идеологическим установкам влиятельных циальных групп, то текст СМИ, выдержанный в стилистике пости дерна, выступает как средство создания той виртуальной реалы сти, которая отражает позицию заказчика данного информационн! продукта. Постмодерн и массовое сознание эпохи «глобальной деревни» Попытаемся теперь выяснить, какие именно стереотипы соз ния и коммуникативные ценности «среднего реципиента» порож ются культурой постмодерна, «совмещенной» с механизмами про водства массовой информации. Прежде всего, обратим внимание генетическую взаимообусловленность самих принципов постмор на и ситуации массовой коммуникации. Наиболее яркими чертг эры постмодерна, как отмечает Ж. Бодрийяр, являются «небывах до этого уровень опосредования опыта людей средствами массо коммуникации, особенно телевидением, и расцвет потребительск общества»16. Телевидение, как следует из концепции известного каг ского социолога и философа Маршалла Маклюэна, является главн коммуникативным средством эпохи «глобальной деревни»17. Име] здесь наиболее ярко воплощаются особенности постмодернисте» образа мысли и творческой деятельности. В трудах теоретиков ш модерна, по наблюдению М. М. Назарова, «телевидение даже тракт1 ся как " архетипическая постмодернистская форма"»18. Действител! Даже при поверхностном «соположении» мировоззрения и эстет постмодерна с коммуникативно-семиотическими параметрами телевидения вырисовывается множество параллелей и «совпадений». Онтология постмодерна в ее антисистематичности, фрагментарности и релятивизме отчетливо реализуется в плюралистичности, многоканальности и дроблении информации аудиовизуальными средствами коммуникации. При этом, по словам Г. Шиллера, видимое обилие и разнообразие каналов и содержания вещания является в постиндустриальном обществе не более чем мифом, поскольку различия между ними носят поверхностный характер и заключаются лишь в выборе «стиля и метафор»19. Сама реальность в СМИ, как мы выяснили, не столько отражается, сколько конструируется посредством образов, формируя фрагментарное, «клиповое» сознание20. По словам президента Американского общества газетных редакторов Лорена Гилионе, «репортажи новостей по телевидению всегда порождали сомнение, реально ли то, что в них представлено. Природа визуальных средств информации - развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя - влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране, становится реальностью»21. Эта реальность, в действительности «гипер-» или «квазиреалъностъ», «становится специфическим средством, декорацией той или иной идеи, призванной оказать влияние на людей»22. Такое влияние сказывается в первую очередь на формировании особого отношения к действительности как к зрелищу, в котором упраздняются понятия истины, ответственности, нравственности и др. На первый план в этом «обществе спектакля» (по Ги Дебору), выходят шоу-политика, шоу-правосудие и пр.23 Постмодернистское сознание, отказываясь от понимания действительности, переходит, таким образом, к ее переживанию как шоу, рекламной кампании, режиссером которой являются СМИ24. Главное в шоу - участие, «сообщничество» без необходимости рационального понимания, зритель и исполнитель слиты, не индивидуальны, сиюминутная атмосфера карнавала становится постоянной формой жизни25. В современных исследованиях по стилистике публицистического текста появилось понятие «легкого читателя», «принуждаемого к развлечению» «легким дискурсом» СМИ26. Автор этого понятия, Н. И. Клушина, обращает внимание на то, что фокусировка эстетических ценностей в развлекательном дискурсе происходит между полюсами «гламура» и «чернухи» - «эстетикой глянца» и «эстетикой безобразного»27. При этом эпатажность подачи, сенсационность и коллажность оформления неотделимы от прагматического задания - привлечь адресата к изданию, «продать информацию», а не «транслировать» ее28. Метафора «карнавальности», введенная М. М. Бахтиным и характеризующая ситуацию перманентной игры, сиюминутного «наблюдения вместо рассуждения» (В. В. Миронов), оптимальным образом соотносится также с такими техническими параметрами СМИ, как немедленность, постоянно увеличивающаяся скорость передачи информации. Естественное в такой ситуации снижение критичности восприятия и упразднение этических норм сопровождается разрушением психологических основ самой коммуникации. Речь идет о том, что «людям уже некогда " впитывать" ценности, соотнося их постоянно с предшествующими. Они начинают их потреблять»29. Оценивая культурологические аспекты этих процессов, исследователи говорят о стирании границ между элитарной и массовой культурой30, о нарушении пропорций между ними в сторону культуры массовой, «низовой»31. Последняя, соединяясь с возможностями моментального технического тиражирования, вытесняет культуру элитарную, требующую длительной работы и подготовки к ее восприятию. В. В. Миронов пишет об уже завершающихся процессах «разрушения классической локальной культуры» в результате становления общего коммуникационного пространства. Это «Единое Глобальное Коммуникационное Пространство» становится «самостоятельной силой», помещающей внутри себя диалог и подчиняющей последний «более сильной и агрессивной среде. <...> Диалог в ней практически невозможен»; это не общение ради смысла, а «общение ради общения. Общение без насыщения смыслами. <...> Царство мертвой тождественности при огромной внешней активности»32. Нарратив, о котором говорят теоретики постмодерна, приобретает глобальный характер и становится в руках «политтехнологов» средством формирования «нужного» общественного мнения33. Стирание границ между указанными типами культуры сопровождается слиянием эстетики постмодерна с эстетикой телевидения и других СМИ. В ряду ее характеристик, объединяемых феноменом «массового», «имперсонализированного» автора, исследователи выделяют «неточность, размытость, тенденцию к двусмысленностям; фрагментацию; иронию и стремление к устранению каких-либо канонов; карнавализацию; интертекстуальность, как " связку" сопряженных значений; конструктивизм, предполагающий непрерывную генерацию множества конфликтующих между собой версий»34. Гаким образом, «клиповая», «мозаичная» культура постмодерна, усиленная за счет технических средств современных масс-медиа, формирует особый тип «плюралистичного» сознания, лишенного цельности и нравственных оснований и, следовательно, в максимальной степени предрасположенного к любому виду коммуникативного воздей-ствия. В качестве средств такого воздействия активно выступают сами повествовательные приемы постмодерна.
|