![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К читателям
Мне приятно представить Вам новое издание Российской ассоциации содействия ООН — книгу известного отечественного ученого и дипломата В.Н. Федорова. Этот объемный и многоаспектный труд, справедливо претендующий на целостное освещение деятельности ООН, приурочен нами к 60-летию Объединенных Наций и 50-летию Российской ассоциации. Отталкиваясь от освещения базовых параметров ООН, ее основных принципов и механизмов, направлений функционирования, автор не сводит свое исследование к очередному справочнику. Книга В.Н. Федорова содержит авторский, зачастую небеспристрастный, но искренне заинтересованный взгляд на различные аспекты деятельности семьи ООН. Автор виртуозно сочетает ретроспективный и функциональный подходы, деятельность ООН в его изложении не оторвана от международно-политических реалий. Последнего зачастую не хватает многим изданиям, посвященным Объединенным Нациям, авторы которых из благих побуждений превращают свое повествование в апологетику. Думается, что читатель оценит стремление автора выйти за пределы собственно ООН, ее специализированных учреждений, как и его внимание к региональным и субрегиональным институтам, взаимодействующим с «центральной» международной универсальной организацией. Действительно, эффективность ООН была бы чрезвычайно низкой, не будь этой связки. Роль региональных организаций по мере усложнения современной глобальной системы будет возрастать, а это будет вести к их еще более тесной кооперации с ООН, прежде всего в сфере поддержания мира и безопасности. Только через такое взаимодействие можно сохранить и упростить позитивную роль Объединенных Наций как механизма, задающего и контролирующего базовые стандарты поведения на международной арене. Профессиональный опыт автора заставляет его обращать значительное внимание на позицию государств при выработке, принятии и реализации решений ООН, в частности, ряд актуальных проблем освещается через призму позиции российской дипломатии. Все это справедливо подчеркивает роль национально-суверенного начала Объединенных Наций. Как представляется, круг читателей этой книги может быть предельно широк — от студента-международника до действующего политика и дипломата, который хочет освежить свои знания об ООН, найти ответы на практические вопросы. Надеюсь, что благодаря нашему сотрудничеству с программой «Межрегиональные исследования в общественных науках» книга получит своих читателей и в российских регионах, прежде всего в университетской среде. Л.В. Торкунов, председатель Российской ассоциации содействия ООН, ректор МГИМО (У) МИД России, член-корреспондент РАН Предисловие
В книге известного российского ученого и дипломата, Чрезвычайного и Полномочного посланника, доктора юридических наук, профессора Дипломатической академии МИД России В.Н. Федорова дается широкая панорама многообразной деятельности международных организаций и главнейшей из них — Организации Объединенных Наций. Основной акцент в книге делается на поиске путем реализации выдвинутых Президентом Российской Федерации В.В. Путиным инициатив, направленных на укрепление центральной роли ООН в мировых делах. Автор справедливо указывает на то, что даже в условиях острой конфронтации на международной арене ООН внесла неоценимый вклад в обеспечение безопасных условий жизни народов и развитие мирных отношений между ними в соответствии с целями и принципами Устава ООН. В современном мире ООН тем более выступает как безальтернативный по сути механизм обеспечения международной безопасности, утверждения стабильного и справедливого мироустройства и углубления международного сотрудничества на основе верховенства международного права. Как отмечается в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, опубликованном в декабре 2004 года, без Организации Объединенных Наций после 1945 года в мире скорее всего было бы гораздо больше насилия. За последние 15 лет благодаря усилиям ООН было прекращено больше гражданских войн, чем за предыдущие 200 лет. Учитывая, что за послевоенный период число государств возросло почти в четыре раза, можно было ожидать заметного увеличения числа межгосударственных конфликтов. Однако этого не произошло. Удалось избежать и мировой ядерной катастрофы. И в этом также есть немалая заслуга Организации Объединенных Наций. Делу мира содействовали ее миротворческая деятельность, дипломатические усилия Генерального секретаря ООН, разрешение споров Международным Судом, укрепление правовых норм, направленных на запрещение агрессивных войн и др.
Окончание «холодной войны» открыло путь к формированию системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Однако достижение этой цели отнюдь не гарантировано. Для этого требуются согласованные усилия мирового сообщества при активной координирующей роли ООН. Нельзя не видеть, что радикальные изменения на планете, появление новых вызовов и угроз безопасности привели к кардинальному сдвигу в масштабах и характере участия ООН и других международных организаций в практическом решении международных проблем. Их благотворное влияние ощущается фактически во всех мыслимых сферах жизни человечества, а в последние годы особенно зримо проявляется в беспрецедентных по своему объему усилиях в области миротворчества, ставшего одним их центральных направлений деятельности ООН. По общему признанию, ООН выступает сейчас в качественно новый этап, превращаясь из центра согласования усилий всех государств в незаменимый политический инструмент решения мировых проблем, в признанного гаранта глобальной и региональной безопасности и стабильности. При всей противоречивости современных мировых процессов их общий вектор указывает на жизненную необходимость реализовать основные цели и принципы Устава ООН - этого поистине уникального международного документа, регулирующего основные принципы, правила и нормы мирного сотрудничества стран всех континентов. Являясь по существу единственным универсальным «кодексом поведения» всех государств, Устав также служит фундаментом разработанных в рамках ООН более 500 международных многосторонних договоров и соглашений. Речь идет об основных источниках международного права, которые развивают и дополняют общие положения Устава, делая тем самым беспредметными попытки «дополнить» его новыми положениями и главами и даже заменить его каким-то новым документом. Все положения Устава ООН проникнуты общедемократической гуманной направленностью, обеспечивающей ему завидное долголетие и актуальность. Особенно это касается такой ключевой сферы, как обеспечение международной безопасности на коллективной правовой основе. Устав ООН является общепризнанной юридической базой стройной и глубоко продуманной системы международного сотрудничества в этой области, основные компоненты которой, и прежде всего ее центральное звено - Совет Безопасности, полностью отвечают как нынешним, Так и будущим потребностям и задачам обеспечения прочного мира на Земле. Особое значение имеет то, что Устав ООН является эталоном международной законности всех заключаемых государствами двусторонних и многосторонних договоров и соглашений и служит критерием легитимности действий государств и мирового сообщества в целом. Закрепленный в Уставе ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности и его модифицированная форма - принцип консенсуса - составляют первооснову и движущую силу развития ООН, дальнейшего упрочения ее международного авторитета. На нынешнем переломном этапе развития международных отношений во весь рост встала задача активного и скоординированного противодействия угрозам, носящим глобальный характер, таким как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, незаконный оборот наркотиков, трансграничная организованная преступность, продолжающиеся региональные конфликты, угрожающее ухудшение окружающей среды, распространение нищеты, неграмотности, болезней и проч. На этом фоне возникает необходимость мобилизовать вес компоненты системы ООН, усилия всех государств, региональных организаций, гражданского обществ, частного сектора на повседневную коллективную работу по поиску эффективных ответов на эти угрозы. По инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина была единогласно принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о разработке под эгидой ООН целостной стратегии реагирования на новые вызовы XXI века. В развитие этой инициативы по предложению Генерального секретаря ООН была создана Группа высокого уровня, которой было поручено оценить нынешние угрозы международному миру и безопасности, проанализировать, как существующие стратегии и институты показали себя в деле противодействия этим угрозам, и внести рекомендации по укреплению ООН с тем, чтобы она могла обеспечить коллективную безопасность для всех в XXI веке. Содержащиеся в опубликованном в декабре 2004 года докладе Группы свыше 100 рекомендаций, новаторских идей и предложений наряду с многочисленными мнениями и соображениями отдельных государств и международных организаций станут предметом обсуждения в ходе 59-й сессии Генеральной Ассамблеи. На основе его результатов Генеральный секретарь ООН должен подготовить свои рекомендации для рассмотрения и принятия возможных решений на юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Книга В.Н. Федорова представляет собой первое и пока единственное в современной отечественной литературе комплексное научное исследование указанных проблем, сочетающее необходимые качества учебника и справочника. Нет сомнений, что эта оригинальная работа может послужить полезным подспорьем в осуществлении стратегической линии России в отношении ООН и других международных организаций на важном историческом этапе формирования новой системы международных отношений, отвечающей реалиям XXI века. СВ. Лавров, Министр иностранных дел Российской Федерации
|