Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус Совета Безопасности 1 страница
Основным вопросом, стоявшим перед создателями Устава ООН, был вопрос о правовом оформлении структуры и деятельности Совета Безопасности. Положительное разрешение этого вопроса в огромной степени определило достижение согласованных точек зрения и по другим вопросам, возникавшим при создании Устава ООН, и привело в конце концов к успешному завершению всей огромной подготовительной работы по образованию Организации Объединенных Наций. Советский Союз и его продолжатель Россия прилагали и прилагают настойчивые усилия, с тем чтобы ООН и ее Совет Безопасности с наибольшей отдачей выполняли возложенные на них по Уставу задачи. В то же время некоторые западные державы проводили по отношению к Совету Безопасности политику использования его исключительно в своих узкокорыстных целях, саботажа и подрыва основных устоев Совета. Эта борьба двух курсов не могла не наложить свой отпечаток на положение и роль Совета Безопасности в рамках ООН. На положение и роль Совета Безопасности в решении вопросов поддержания международного мира и безопасности заметное влияние оказало и появление в последние годы большого количества (свыше 100) освободившихся государств Азии, Африки и Латинской Америки, которые рассматривали этот орган как единственный в отстаивании своей независимости и свободы. Деятельность Совета Безопасности стала важным фактором развития отношений между государствами, заметным явлением международной жизни, а для подавляющего большинства стран мира - уникальной трибуной для беспрепятственного и публичного выдвижения и обсуждения волнующих их вопросов, связанных с возникновением споров и конфликтов между государствами, взрывоопасных ситуаций и очагов напряженности в различных точках планеты. За послевоенные годы на рассмотрение Совета Безопасности было вынесено свыше 200 споров и конфликтов между государствами, причем по подавляющему большинству таких споров и конфликтов или по отдельным их аспектам были найдены удовлетворительные решения. Об огромном объеме работы Совета Безопасности свидетельствует тот факт, что за период 1946-2000 гг. он провел 4253 официальных заседания. До 1992 г. Совет заседал в среднем 66 раз в год (число заседаний, проводившихся ежегодно, колеблется от 5 в 1959 г. до 171 в 1984 г.). С 1992 г. Совет заседал в среднем 142 раза в год (от 114 заседаний в 1996 г. до 192 в 2001 г. - самого большого количества официальных заседаний за всю историю существования Совета1). Другими словами, Совет Безопасности заседал не менее чем один-два раза в неделю. При этом если учесть большое число неофициальных заседаний и консультативных совещаний членов Совета Безопасности, равное приблизительно количеству официальных заседаний Совета за эти годы, то можно без преувеличения констатировать, что Совет Безопасности представляет собой самый «загруженный» постоянно действующий международный орган из всех когда-либо созданных институтов многосторонней дипломатии. Только за первые 55 лет (1946 - 2000 гг.) Совет Безопасности принял 1334 резолюции и решения по различным политическим вопросам, прежде всего касающимся поддержания международного мира и безопасности, многие из которых не только приостанавливали кровопролитие и предотвращали гибель людей, разрушение материальных ценностей, но и являлись своеобразными вехами в урегулировании сложных проблем мировой политики. Именно поэтому Россия считает, что действовать в соответствии с решениями Совета Безопасности - это минимум того, что требуется от государств для достижения провозглашенных в Уставе ООН целей. И если весь потенциал Совета Безопасности еще не поставлен на службу делу мира, то только потому, что кое-кто смотрит на ООН через призму своих узких интересов, а порой предпринимаются и недопустимые шаги с целью расшатать всю систему ООН. Россия исходит из того, что неукоснительное выполнение решений Совета Безопасности не только служит продвижению в урегулировании стоящих на повестке дня Совета Безопасности вопросов, но и в значительной мере содействует повышению эффективности Совета в деле укрепления международного мира и безопасности. Плодотворная деятельность Совета Безопасности, этого центрального звена предусмотренного Уставом ООН механизма коллективной безопасности, является важным средством обеспечения действенности всеобъемлющей системы международной безопасности. Анализ Устава ООН со всей очевидностью свидетельствует о том, что в рамках ООН имеются весьма значительные средства и пути для решения важнейших вопросов современности, и прежде всего такой кардинальной проблемы, как устранение угрозы ядерной войны, свертывание гонки вооружений, недопущение распространения ее на космос. В этом отношении Совет Безопасности располагает наибольшими возможностями. По своему правовому положению Совет Безопасности - постоянно действующий руководящий политический орган, созданный на основе соглашения между государствами, орган, действующий согласно Уставу ООН от имени всех членов Организации в интересах поддержания международного мира и безопасности. Совет Безопасности призван быть центральным координирующим органом ООН, специфической организационной формой политического сотрудничества государств с различным общественно-экономическим устройством. Западные юристы и политики по-разному определяют роль и место Совета Безопасности в системе главных органов ООН. Так, известные на Западе комментаторы Устава ООН Л. Гудрич и Э. Хамбро считают Совет Безопасности главным образом «исполнительным органом ООН»2. Профессор Колумбийского университета Р. Макивер полагает, что Совет Безопасности «больше чем исполнительный орган, поскольку он является конечной инстанцией, определяющей, какие меры должны быть приняты, а также метод их выполнения»3. Такого же мнения придерживаются английский юрист Г. Швар-Ценбергер и профессор Чикагского университета Г. Моргентау4. Профессор Калифорнийского университета С. Гудспид, напротив, утверждает, что Совет Безопасности «никак нельзя считать исполнительным органом» и что он является органом «со специфическими и ограниченными функциями»5. По существу, ту же точку зрения разделяет немецкий юрист Г. Дам, заявляя, что Совет Безопасности «является только носителем особой функции» - функции по поддержанию международного мира и безопасности6. Некоторые западные правоведы и политические деятели сравнивают Совет Безопасности с «квазисудебным трибуналом» для рассмотрения споров между государствами, «полицейским участком ООН»7 и т.д. В последнее время западные исследователи и политики, особенно американские, все больше склонны рассматривать Совет Безопасности не как орган для принятия действенных мер по подавлению актов агрессии и других нарушений мира, а как место, где выражаются эмоции, как своеобразный предохранительный клапан, с помощью которого «выпускается пар». Бывший постоянный представитель США при ООН Дж. Киркпатрик называла в этой связи Совет Безопасности «турецкой баней»8. Отличительной чертой подобных определений являются их односторонний и формально-юридический характер, а также то, что они создают искаженное представление о правовом положении Совета Безопасности. Все эти определения упускают из виду главное, существенное, а именно что Совет Безопасности является основным политическим органом ООН по координации усилий всех ее членов в деле обеспечения международного мира и безопасности и создания реальных политических и юридических предпосылок и гарантий тесного международного сотрудничества. В этих определениях, в которых нельзя не усмотреть явной недооценки роли и значения Совета Безопасности, сказывается влияние официально проводимой по отношению к Совету Безопасности политики западных стран - политики, преследующей цель использовать этот орган исключительно в интересах крупных западных государств и нанесшей в связи с этим большой ущерб его работе. По вопросу о правовой природе и роли Совета Безопасности западные ученые продолжали в основном ту линию, начало которой положил американский политик Дж. Ф. Даллес. В октябре 1945 г., еще до того как Совет Безопасности начал функционировать, Даллес писал: «Роль Совета Безопасности является в основном негативной. Его задача состоит в том, чтобы прекратить публичные ссоры между нациями. Но он не обладает властью изменять условия, которые вызывают эти ссоры»9. Наряду с подобными определениями в западной литературе по вопросам, связанным с деятельностью и структурой Совета Безопасности, имеются и другие концепции, которые нельзя расценивать иначе, как явно извращающие действительный характер и правовую природу этого центрального политического органа всей Организации Объединенных Наций. С такими взглядами выступают, например, представители так называемой школы нормативизма в международном праве. Теоретики нормативизма (Г. Кельзен, П. Гугенхейм и др.), отрицая представительный характер Совета Безопасности, пытаются доказать, что последний действует только от имени ООН, а не от имени государств - членов ООН, поскольку не все члены ООН представлены в Совете Безопасности. Совет Безопасности, в свою очередь, может действовать на основе решения, принятого большинством голосов, так сказать, против воли некоторых членов10. При этом они стремятся выдать Совет Безопасности за орган «коллективной гегемонии»11, за «законодательный военно-полицейский комитет»12 великих держав, действующий в отрыве от государств, входящих в состав ООН. Порочность этой концепции очевидна. Она направлена на подрыв Устава ООН, в котором прямо сказано, что при исполнении функций, возложенных на Совет Безопасности Уставом ООН, он действует от имени членов Организации. Указанная концепция преследует цель объявить теорию суверенитета государств «устаревшей» и наделить органы ООН надгосудар-ственными функциями. Она исходит из посылки, что не государства, представленные в Совете Безопасности, несут главную ответственность за поддержание и укрепление мира, а Совет Безопасности как орган ООН, оторванный от представленных в ней государств, определяет идеальный «правовой порядок», обязательный для государств. Принятие такой концепции не оставило бы и следа от суверенитета государств (этой цели, кстати, не скрывают и сами приверженцы данной концепции) и лишило бы все государства возможности воздействовать, а тем самым и определять направление и характер деятельности Совета Безопасности и других главных органов ООН, призванных по Уставу быть центром по согласованию усилий всех государств-членов в достижении целей, поставленных перед ООН. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности является единственным органом, правомочным принимать решения, связанные с действиями ООН по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности. Согласно Уставу, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право выносить решения о проведении операций с использованием вооруженных сил ООН, а также решать вопросы, связанные с созданием и использованием вооруженных сил ООН, в частности такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования этих сил, сроков пребывания их в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определения порядка их финансирования. Именно из этой принципиальной линии исходил Советский Союз при рассмотрении в 1973 г. вопроса о создании и функционировании Чрезвычайных вооруженных сил ООН на Ближнем Востоке. Оценивая резолюцию Совета Безопасности 340 от 25 октября 1973 г., предусматривающую немедленное создание Чрезвычайных вооруженных сил ООН на Ближнем Востоке, представитель Советского Союза заявил, что положение этой резолюции, «в соответствии с которым Чрезвычайные вооруженные силы создаются под руководством Совета Безопасности, означает, что Совет Безопасности сам принимает решение в отношении всех аспектов создания вооруженных сил ООН и осуществления ими возложенных на них миссий по поддержанию мира»13. Своеобразие правового положения Совета Безопасности, в частности специфический порядок принятия этим органом решений, объясняется не какими-то привходящими, случайными обстоятельствами, как это пытаются представить некоторые западные ученые. Появление столь своеобразной формы политического сотрудничества государств двух систем, как Совет Безопасности, объективно обусловлено рядом экономических, исторических и политических факторов, которые и определили в огромной степени специфические черты, особенности правового положения Совета Безопасности. Как известно, органы ООН, в том числе Совет Безопасности, не осуществляют каких-либо функций законодательной или «надгосудар-ственной» власти и призваны действовать строго в пределах, очерченных нормами Устава ООН. Согласно Уставу, на Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, что в значительной степени и предопределило роль и место этого органа в рамках ООН. По своему составу Совет Безопасности представляет собой малочисленный и компактный орган, куда входят 15 членов: 5 членов -постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные 10 членов (по терминологии Устава - «непостоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Такой малочисленный состав и такая структура Совета Безопасности имели целью не только обеспечить «быстрые и эффективные действия» этого органа, но и, как подчеркивалось на конференции в Сан-Франциско, «предусмотреть постоянное равновесие в Совете между постоянными и непостоянными членами»14. Основное ядро структуры Совета Безопасности образуют постоянные члены. Как видно из перечня постоянных членов Совета Безопасности, авторами Устава ООН было предусмотрено, что в состав постоянных членов должны входить все великие державы, независимо от их принадлежности к той или иной социально-экономической системе. В конце Второй мировой войны, в период подготовки и создания ООН, капиталистический мир занимал большую часть земного шара. Это предопределило численное преобладание капиталистических государств в Совете Безопасности в целом и в составе постоянных членов. Среди постоянных членов Совета были три наиболее могущественных капиталистических государства: США, резко выделявшиеся тогда в капиталистическом мире своей экономической и военной мощью, а также Великобритания и Франция, обладавшие в то время крупнейшими колониальными владениями. Однако инициаторы создания ООН прекрасно понимали, что без эффективного и непременного участия в деятельности Организации Объединенных Наций Советского Союза, внесшего решающий вклад в историческую победу во Второй мировой войне над германским фашизмом и японским милитаризмом, а также Китая, которые оказывают огромное воздействие на всю систему международных отношений, эта Организация немыслима. Определение круга постоянных членов Совета Безопасности было произведено с учетом многих факторов, причем помимо таких «классических» признаков великой державы, как величина территории, численность населения, уровень технико-экономического развития и военный потенциал, учитывался и вклад данной страны в дело разгрома фашистских государств. Статус постоянного члена был предоставлен Уставом ООН только великим державам, способным в силу огромного экономического и политического веса, роли на международной арене и влияния, оказываемого на развитие международных отношений, нести главную ответственность за поддержание всеобщего мира и безопасности. При этом всем постоянным членам Совета Безопасности было предоставлено полное равноправие в вопросах организационных и касающихся обсуждения и принятия решений в Совете Безопасности. Более того, каждый постоянный член обладает определенными юридическими гарантиями на случай, если бы ему с помощью «механического большинства» захотели навязать какие-либо решения Совета, с которыми он мог быть не согласен. Тем самым Устав ООН, предоставляя великим державам право постоянно участвовать в работе Совета Безопасности, не только обеспечивал формальное равенство всех постоянных членов, относящихся к двум различным социально-экономическим системам, но и шел значительно дальше, юридически закрепляя принцип обязательности согласования действий постоянных членов Совета Безопасности в качестве необходимой основы успешной деятельности Совета. В современной международной обстановке это означает, что на великих ядерных державах, хотя они и представляют 10% человечества, лежит особая ответственность. Отсюда следует, что статус постоянного члена налагает на великие ядерные державы определенные обязательства по сотрудничеству, в частности для обеспечения нормальной деятельности Совета Безопасности и достижения этим органом согласованных решений по вопросам сохранения прочного мира и обеспечения всеобъемлющей безопасности, равной для всех государств. Такой статус совершенно несовместим с попытками какого-либо постоянного члена или группы членов использовать Совет Безопасности в эгоистических интересах одного или нескольких государств в ущерб интересам и положению другого или других государств. Таким образом, вся деятельность Совета Безопасности в определяющей степени зависит от согласованной и оперативной работы его постоянных членов. От степени сотрудничества между постоянными членами Совета Безопасности зависит не только результативность деятельности Совета, но и общее состояние обстановки в мире, обеспечение международной безопасности и развитие мирного сотрудничества между государствами. Постоянные члены Совета Безопасности могут и должны внести свой вклад в формулирование правопорядка в мире XXI столетия. Это прямо вытекает из впервые в практике Совета Безопасности проведенной встречи глав государств и правительств постоянных членов Совета Безопасности и принятого на этой встрече заявления по ее итогам от 7 сентября 2000 г.15 В заявлении подчеркивается единодушное стремление постоянных членов Совета Безопасности сделать все для того, чтобы ООН в XXI в. играла ключевую роль в качестве единственной действительно универсальной организации с точки зрения как ее мандата, так и членского состава. В документе подчеркивается особая роль постоянных членов в обеспечении эффективной деятельности Совета Безопасности по поддержанию международного мира и безопасности и намечаются конкретные пути роста его влияния и авторитета в мировых делах в будущем. В частности, в заявлении указывается, что, вступая в следующее столетие, постоянные члены обязуются вместе со всеми членами ООН укреплять ООН, поддерживать авторитет Совета Безопасности и защищать цели и принципы Устава ООН. В документе проводится вытекающая из Устава ООН основополагающая мысль о неразрывной органической связи главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности с той решающей и незаменимой ролью в осуществлении этой ответственности, которую играют постоянные члены, жизненно заинтересованные, как говорится в заявлении, в обеспечении того, чтобы ООН была надлежащим образом оснащена для преодоления вызовов, с которыми она сталкивается. Эта заинтересованность не является простой констатацией, подкрепляется рядом весьма существенных обязательств, по сути дела, дополняющих обязательства, взятые постоянными членами по Уставу. В частности, постоянные члены обязались укреплять оперативные возможности Совета Безопасности и выполнять свои обязанности по обеспечению того, чтобы ООН смогла полностью реализовать свой потенциал. В этих целях постоянные члены решили сосредоточить свои усилия на следующих приоритетных областях. Во-первых, центральным направлением приложения усилий будет укрепление руководящей роли ООН в поддержании международного мира и безопасности на основе учета как меняющегося облика мирового сообщества, так и видов конфликтов, с которыми приходится иметь дело ООН в настоящее время. Во-вторых, постоянные члены обязались быстро действовать для предоставления ООН как оперативных, так и финансовых средств с Учетом проблем, с которыми она сталкивается в своей деятельности в жизненно важной области по поддержанию мира во всем мире. В-третьих, постоянные члены решили уделить самое пристальное внимание совершенствованию руководства ООН, учитывая все увеличивающиеся охват и сложность деятельности Организации. В-четвертых, постоянные члены подчеркнули значение проблемы обновления людских ресурсов ООН и обязались поддерживать оперативные шаги, чтобы обеспечить укрепление основного людского капитала ООН, особенно в области поддержания мира, через процесс, который был бы транспарентным, справедливым и направленным на привлечение самых лучших талантов со всех уголков мира. В-пятых, постоянные члены обязались поддерживать меры по расширению ресурсной базы ООН с помощью финансовых структур, которые были бы справедливы, транспарентны и отражали бы существующую реальность в применении к регулярному бюджету и бюджету по поддержанию мира, а также финансированию деятельности ООН. Постоянные члены признали необходимость корректировки существующей шкалы взносов на миротворчество, которая основана на системе 1973 г., с учетом изменившихся обстоятельств, включая нынешнюю платежеспособность государств. Они обязались создать более стабильную и справедливую финансовую базу для текущих и будущих операций ООН, в том числе через корректировку шкалы взносов на миротворчество, отражающую роль всех государств-членов и особенно роль всех постоянных членов в финансировании миротворчества. В каждой из указанных областей постоянные члены обязались в последующие годы работать вместе для обеспечения того, чтобы ООН имела в своем распоряжении перспективу, ресурсы и поддержку, в которых она нуждается. Особое значение имеет твердое намерение постоянных членов продолжить выполнение взятых ими на себя в соответствии с Уставом ООН обязательств и сделать ООН сильнее и эффективнее. Таким образом, заявление постоянных членов Совета Безопасности представляет собой уникальный документ современности, по существу солидную программу обязательств и решительных действий по укреплению Совета Безопасности и повышению эффективности всей ООН в решении кардинальных проблем мировой политики в XXI столетии. Непостоянные члены также играют значительную роль в обеспечении успешной работы Совета Безопасности. Они избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок. Чтобы обеспечить преемственность в работе непостоянных членов Совета, при первых выборах половина из них были избраны на срок в один год, так что каждый год Генеральная Ассамблея должна была проводить выборы пяти непостоянных членов Совета Безопасности. Выборы непостоянных членов Совета Безопасности производятся тайным голосованием без выставления кандидатур. Избранным на место непостоянного члена считается то государство, кандидатура которого получила большинство в две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. Если число кандидатов, набравших такое большинство голосов, оказывается менее пяти, подлежащих избранию ежегодно, то для заполнения остающихся мест непостоянных членов Совета Безопасности производятся дополнительные голосования. Эти голосования ограничиваются кандидатами, получившими наибольшее число голосов при предшествующем голосовании, и число их не должно превышать более чем вдвое число подлежащих заполнению мест. После третьего безрезультатного голосования голоса могут подаваться за любого члена Организации, имеющего право быть избранным. Если три неограниченных в указанном выше смысле голосования не дают требуемых результатов, следующие три голосования ограничиваются кандидатами, за которых подано наибольшее число голосов при третьем неограниченном голосовании; число их не должно превышать более чем вдвое число подлежащих заполнению мест. После этого производятся следующие три неограниченных голосования, и так далее до тех пор, пока все места непостоянных членов Совета Безопасности не будут заполнены. В результате такой сложной процедуры избрания непостоянных членов Совета Безопасности в Генеральной Ассамблее часто проводилось большое количество голосований. Так, в 1955 г. три непостоянных члена Совета Безопасности были избраны лишь после того, как прошло 36 отдельных голосований. В 1959 г., чтобы избрать трех непостоянных членов Совета Безопасности, Генеральной Ассамблее потребовалось уже 52 отдельных голосования. В ходе 34-й сессии Генеральной Ассамблеи (1979-1980 гг.) при избрании кандидатуры от стран Латинской Америки было безрезультатно проведено 154 тура голосования, и только в ходе 155-го тура была избрана Мексика. Лишь в последнее время такие затруднения удалось преодолеть благодаря изменению порядка выдвижения кандидатур. В настоящее вРемя предварительное согласование возможных кандидатур на мес- та непостоянных членов Совета от большинства географических групп проводится, как правило, на совещаниях каждой из таких групп, после чего представленные географическими группами кандидатуры избираются уже в ходе одного голосования. Непостоянный член, срок полномочий которого истек, согласно Уставу, не может быть немедленно переизбран. При выборах непостоянных членов особое внимание должно уделяться в первую очередь степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению. Со вступлением в силу в 1965 г. поправок к пунктам 1 и 2 статьи 23 и к пунктам 2 и 3 статьи 27 Устава ООН число постоянных членов Совета Безопасности осталось неизменным, а количество непостоянных мест в Совете увеличилось с шести до десяти. Поправки предусматривали, что при первых выборах непостоянных членов после расширения состава Совета Безопасности с 11 до 15 два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. В результате при последующих выборах каждый год Генеральной Ассамблеей избираются пять непостоянных членов Совета вместо трех, как было в прошлом. Внесение в Устав ООН этих поправок повлекло за собой пределенное изменение порядка принятия решений Советом Безопасности и значительно повысило роль непостоянных членов. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, то есть для принятия решений по процедурным вопросам вполне достаточно голосов непостоянных членов. Решения Совета по всем другим вопросам принимаются голосами девяти членов Совета, включая совпадающие голоса пяти постоянных членов. Таким образом, постоянный член Совета по-прежнему может наложить вето на любую непроцедурную резолюцию. Однако если все пять постоянных членов Совета Безопасности воздержатся при голосовании, то голосов непостоянных членов будет вполне достаточно для того, чтобы принять решение даже по непроцедурным вопросам, относящимся к поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности. Впервые в такого рода ситуации, то есть голосами одних непостоянных членов, была принята резолюция 344 от 15 декабря 1973 г. Совета Безопасности по вопросу о Мирной конференции по положению на Ближнем Востоке, открывшейся в Женеве 18 декабря 1973 г. Резолюция Генеральной Ассамблеи 1991/(XVIII) часть А от 17 декабря 1963 г. устанавливала новый порядок представительства основных географических районов мира в Совете Безопасности. В соответствии с резолюцией из десяти непостоянных членов Совета пять избираются от государств Азии и Африки, один - от государств Восточной Европы, два - от государств Латинской Америки и два - от государств Западной Европы и других государств. С юридической точки зрения непостоянные члены являются весьма важным элементом структуры Совета Безопасности, имеющим существенное значение для обеспечения нормального функционирования этого органа. Так, для принятия решения Советом Безопасности требуется, чтобы за него помимо пяти постоянных членов голосовали минимум четыре непостоянных члена. Семь непостоянных членов обладают даже своеобразным правом вето, то есть они могут не допустить принятия решения Советом Безопасности. Некоторые исследователи-юристы считают, что было бы неправильно говорить о каком-то праве вето непостоянных членов Совета Безопасности, поскольку, мол, то или иное решение отклоняется Советом Безопасности не вследствие возражения этих непостоянных членов (не менее семи), а потому, что оно не собрало требуемых девяти голосов16. Однако эта точка зрения (весьма распространенная в западной литературе) не может быть признана правильной, поскольку она не учитывает ни особого характера структуры Совета Безопасности, ни роли, которую играют непостоянные члены Совета в обеспечении нормальной и бесперебойной деятельности этого органа, ни той специфики процедуры принятия решений, которая характерна для этого органа. Указанная концепция имеет своей целью снять ответственность с некоторых западных стран, под нажимом которых непостоянные члены подчас голосовали против того или иного предложения, что на практике приводило к скрытой, замаскированной форме наложения вето на ряд существенно важных предложений Советского Союза, позднее России и других миролюбивых государств и к блокированию деятельности Совета Безопасности. Статус непостоянного члена Совета Безопасности не простая констатация временного участия того или иного государства в работе Совета; он влечет за собой определенные политические обязательства. Если то или иное государство приобретает в результате избрания статус непостоянного члена, это означает, что данное государство в течение определенного Уставом ООН времени должно эффек-
|