Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус Совета Безопасности 5 страница
Важным инструментом миротворческой деятельности ООН и ее Совета Безопасности является разоружение - совокупность мер, направленных на то, чтобы остановить неограниченные потоки вооружений и распространение оружия массового уничтожения, на сбор, обеспечение сохранности и уничтожение обычного оружия, в частности стрелкового, введение эмбарго на поставки оружия, разоружение вооруженных групп, разминирование и т.д. Такого рода акции предпринимались Советом Безопасности на основе соглашений о всеобъемлющем мирном урегулировании при проведении операций в Сомали, Анголе, Камбодже и др. Совет Безопасности впервые в практике международных отношений прибег и к такому методу, как принудительное разоружение государства на основе не соглашения, а принятой им резолюции. В соответствии с резолюцией 687 от 3 апреля 1991 г. в Ираке было принудительно осуществлено уничтожение, изъятие или обезвреживание под международным контролем всего химического и биологического оружия, всех запасов агентов, всех относящихся к ним подсистем и компонентов и всех научно-исследовательских, опытно-конструкторских, обслуживающих и производственных объектов, а также всех баллистических ракет с дальностью свыше 150 км и относящихся к ним основных частей и объектов по ремонту и производству. Эта же резолюция возлагала на Ирак обязательство не приобретать и не разрабатывать ядерное оружие или материалы, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия. В последние годы это направление миротворческой деятельности трансформировалось в обширную программу разоружения, демобилизации и реинтеграции. Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал и такой инструмент, как санкции™ - экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществляемые государствами по решению Совета Безопасности с целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий, представляющих собой угрозу, нарушение мира или акт агрессии. Для контроля за осуществлением санкций Советом были созданы вспомогательные органы, например Совет управляющих Компенсационной комиссии и Специальная комиссия по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, комитеты по санкциям в отношении Югославии, Ливии, Сомали, Анголы, Гаити, Руанды, Либерии и др. Результаты применения Советом санкций являются далеко неоднозначными. Так, принятые Советом против расистского режима Южной Родезии экономические санкции содействовали в известной мере ликвидации расистского режима, достижению народом Зимбабве независимости и вступлению этой страны в 1980 г. в члены ООН. Ценность санкций как средства урегулирования конфликтов наглядно проявилась и при урегулировании других конфликтов, например в Анголе, Гаити, Южной Африке. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с рядом негативных последствий для населения и экономики стран -объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям. Совет Безопасности активно использовал в своей миротворческой деятельности и такой инструмент, как постконфликтное мирострои-тельствоъх - совокупность действий государств и международных организаций, направленных на устранение коренных политических, экономических, социальных, гуманитарных и иных причин спора, приведшего к вооруженному конфликту, предотвращение возобновления конфликта, на выявление и поддержку структур, предназначенных для укрепления мира и восстановления важнейших элементов инфраструктуры и гражданских институтов государства. Такие действия нередко включались в мандат проводимой Советом Безопасности ООН операции по поддержанию мира (например, в Камбодже, Анголе и других странах) и предусматривали, в частности, реинтеграцию бывших комбатантов в производительную гражданскую жизнь, восстановление деятельности гражданских институтов, разминирование, проведение выборов и т.д. Так, Совет Безопасности в своей резолюции 1037 (1996) предоставил ВАООНВС в Хорватии мандат на организацию выборов, оказание содействия в их проведении и удостоверение действительности результатов выборов. Одна из особенностей миростроительства состоит в том, что в стране, разрушенной войной, возобновление или по крайней мере координацию деятельности в области миростроительства приходится сначала поручать многофункциональной операции ООН по поддержанию мира. По мере достижения такой операцией успеха в деле восстановления нормальных условий обязанности, выполнявшиеся персоналом операции, передаются различным программам, фондам и учреждениям системы ООН, занимающимся видами деятельности, из которых скла- дывается миростроительство, а сама ответственность Совета Безопасности за принятие решений переходит к Генеральной Ассамблее или иным межправительственным органам, несущим ответственность за продолжение гражданского миростроительства. Именно так обстояло дело при проведении операций ООН по поддержанию мира в Камбодже, Мозамбике, Сальвадоре и др. Совет Безопасности прибегал и к таким методам воздействия на государства, как учреждение международных уголовных трибуналов в качестве своих вспомогательных органов. Так, Совет учредил в соответствии с резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. 8 ноября 1994 г. Совет Безопасности в резолюции 955 постановил учредить Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. в Руанде. Создание такого рода трибуналов не на основе соглашения, а на основе решения органа ООН с международно-правовой точки зрения является далеко не бесспорным. По признанию Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали, учреждение Советом Безопасности международных трибуналов, занимающихся рассмотрением серьезных нарушений международного гуманитарного права в бывшей Югославии (МТБЮ) и в Руанде (МТР), «поставило трудные и комплексные правовые вопросы»32. Анализ создания и правовых основ деятельности МТБЮ неизбежно подводит к следующим выводам. При создании МТБЮ было допущено несколько юридических ошибок и неточностей, которые в определенной степени привели впоследствии к сбоям и дискредитации деятельности МТБЮ. Прежде всего, большие сомнения вызывает сам факт создания МТБЮ не путем межгосударственного соглашения, а на основе резолюции Совета Безопасности ООН. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности является политическим органом и не обладает законодательными функциями, другими словами, Совет Безопасности действовал ultra vires (лат. с превышением полномочий). Ссылка в резолюции 827 СоветаБезопасноспго создании МТБЮ от 25 мая 1993 г. и в последующих резолюциях на главу VII Устава ООН в качестве своего рода обоснования обязательного характера как самой резолюции, так и факта создания МТБЮ является с юриди- ческой точки зрения несостоятельной, поскольку, как известно, согласно главе VII Устава ООН Совет Безопасности может принимать не только обязательные для государств решения, но и рекомендации (ст. 39) и временные меры (ст. 40). Другими словами, резолюция 827 (1993) не может рассматриваться как обязательная для исполнения всеми государствами, а скорее является временной мерой по статье 40 со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. В частности, такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных стран, и Совет Безопасности лишь должным образом учитывает невыполнение этих временных мер. Тем самым несостоятельными с международно-правовой точки зрения являются, например, так называемые принудительные меры, связанные с поимкой и арестом подозреваемых в преступлениях со стороны как персонала ОПМ ООН, так и военного персонала проводимых коалициями государств операций или политически мотивированные юридически не обоснованные заявления Обвинителя и других органов МТБЮ о том, что руководящие деятели некоторых суверенных государств являются, дескать, «виновными» в совершении военных преступлений и других серьезных нарушений международного гуманитарного права. Резолюция 827 (1993) и последующие резолюции Совета Безопасности входят в противоречие с положениями Устава ООН и с нормами международного права в плане попыток нарушения общепризнанного правового принципа разделения полномочий исполнительных и судебных ветвей власти и недопустимости подмены или вмешательства одной из них в компетенцию другой. Поэтому недопустимыми с точки зрения и Устава ООН, и норм международного права представляются попытки МТБЮ предпринимать на территории суверенного государства следственные действия с использованием международных многонациональных сил, дислоцированных на территории, в обход, а подчас и игнорируя законодательные и исполнительные органы суверенного государства. В резолюции 827 (1993) необоснованно принижается и даже игнорируется роль суверенных государств в судопроизводстве МТБЮ. Более того, в ряде случаев не признается право суверенного государства преследовать в судебном порядке на основании национального законодательства всех лиц, виновных в совершении военных преступлений и нарушений международного гуманитарного права. В резолюции 827 (1993) устанавливается преувеличенная, не соответствующая нормам международного права роль органов МТБЮ, в том числе Обвинителя, Председателя МТБЮ и других должностных лиц, которые, как показывает практика, сочли для себя возможным идти на поводу у некоторых стран, предпринимать шаги, выходящие за рамки полномочий, возложенных на них резолюцией 827 (1993) Совета Безопасности, и заниматься несвойственной судебным работникам политической деятельностью. Ярчайшим примером такой безответственной деятельности является объявление виновными в преступлениях против человечества ряда государственных и общественных деятелей суверенных государств. Опыт показывает, что деятельность МТБЮ не являлась объективной по своему характеру, ни в коей мере не содействовала урегулированию конфликтов, а отличалась однобокостью и политическими пристрастиями в отношении обвиняемых одной национальности и предубеждением и прямой предвзятостью в отношении других. В свете вышеизложенного, по мнению многих государств, настало время для тщательного и всестороннего рассмотрения всех сторон создания и функционирования МТБЮ, определения его роли в содействии процессу мирного урегулирования в бывшей Югославии и учета коренного изменения обстановки в этом районе. На основе такого рассмотрения представляется целесообразной постановка в Совете Безопасности вопроса о возможном пересмотре документов о создании МТБЮ и методов его деятельности в свете изменившихся обстоятельств и необходимости приведения документов и порядка функционирования МТБЮ в соответствие с положениями Устава ООН и нормами международного права. В этих же целях ряд государств высказывается за то, чтобы приостановить деятельность МТБЮ и в связи с вступлением в силу 1 июля 2002 г. Статута Международного уголовного суда наращивать усилия по обеспечению плодотворной деятельности этого высокоавторитетного судебного органа мирового сообщества. Но на пути предусмотренной Статутом эффективной деятельности Международного уголовного суда возникли непредвиденные трудности, связанные прежде всего с изменившейся позицией США по отношению к Суду. Так, США отозвали свое подписание Статута Международного уголовного суда, стали предпринимать попытки изъять из-под юрисдикции Суда своих граждан и обеспечить для них иммунитет от его юрисдикции. С этой целью они попытались провести соответствующие формулировки на этот счет в Совете Безопасности, угрожая в противном слу- чае воздержаться от участия своих военнослужащих в миротворческих операциях ООН. Но эти попытки США не увенчались успехом. Тогда Соединенные Штаты выдвинули новую идею заключения отдельных двусторонних соглашений по Международному уголовному суду, фактически выводящих американских военнослужащих из-под юрисдикции Статута Суда. Многие государства выступают против заключения двусторонних соглашений, справедливо полагая, что это подрывало бы авторитет ООН, создавало бы опасные прецеденты, поставив определенную группу людей «выше закона», и привело бы к размыванию международно-правовых основ функционирования Международного уголовного суда. Большое значение имеет и получивший в последнее время широкое распространение в деятельности Совета Безопасности метод проведения обсуждения состояния международной обстановки или отдельных острых международных проблем на уровне глав государств и правительств и министров иностранных дел государств - членов Совета Безопасности. Определенной вехой в этом плане послужило первое периодическое заседание Совета Безопасности 21 октября 1970 г., на котором был проведен общий обмен мнениями по текущим вопросам, затрагивающим международный мир и безопасность. Важное значение имело торжественное заседание Совета Безопасности 26 сентября 1985 г., обсудившее вопрос «ООН - за лучший мир; ответственность Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности». Созванное 25 сентября 1990 г. заседание Совета Безопасности на уровне министров иностранных дел рассмотрело проблему вторжения Ирака на территорию Кувейта и, в частности, единогласно одобрило резолюцию 670 о дополнительных санкциях и об усилении мер контроля за соблюдением санкций против Ирака, в том числе применительно к грузовым авиаперевозкам. По случаю 50-й годовщины ООН 26 сентября 1995 г. было проведено торжественное заседание Совета Безопасности на уровне министров иностранных Дел, на котором состоялся обмен мнениями о задачах, стоящих перед Советом Безопасности, и о путях повышения его решающей роли в поддержании международного мира и безопасности. Важное значение имело проведение 31 января 1992 г. первого в истории заседания Совета Безопасности на высшем уровне, которое Рассмотрело вопрос «Ответственность Совета Безопасности за под-Держание международного мира и безопасности». В принятом по завершении этого заседания заявлении Председателя от имени членов Совета, в частности, подчеркивалось, что сложилась благоприятная международная обстановка, в которой Совет Безопасности начал более эффективно выполнять свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности на фоне важных перемен в мире. Окончание «холодной войны» породило надежды на создание более безопасного, более справедливого и более гуманного мира. Во многих регионах мира достигнут стремительный прогресс на пути к демократии и формам правления, отличающимся чуткостью реагирования, а также к достижению целей, изложенных в Уставе ООН. В заявлении указывается, что члены Совета Безопасности приветствуют роль, которую Организации Объединенных Наций в соответствии с ее Уставом удается играть в продвижении к урегулированию давно возникших региональных споров, например в Африке, на Ближнем Востоке, и будут добиваться дальнейшего прогресса на пути к их разрешению. Члены Совета Безопасности приветствовали также ценный вклад, вносимый Силами ООН по поддержанию мира, действующими в Азии, Африке, Латинской Америке и Европе. В заявлении отмечается, что задачи ООН по поддержанию мира в последние годы значительно усложнились и расширились. Наблюдение за ходом выборов, контроль за соблюдением прав человека и репатриация беженцев стали в процессе урегулирования некоторых региональных конфликтов, по просьбе или с согласия заинтересованных сторон, неотъемлемой частью усилий Совета Безопасности, направленных на поддержание международного мира и безопасности. В заявлении подчеркивается, что перемены в международной жизни, сколь бы желательны они ни были, вызывали новые угрозы для стабильности и безопасности. Некоторые из наиболее острых проблем являются результатом изменений в государственных структурах. Члены Совета Безопасности будут поощрять все усилия, направленные на содействие достижению мира, стабильности и сотрудничества в ходе этих перемен. В заявлении говорится, что перед мировым сообществом встают новые задачи в поисках мира и что все государства ожидают, что ООН будет играть главную роль на этом решающем этапе. Члены Совета Безопасности подчеркнули важность укрепления и совершенствования ООН для повышения ее эффективности и заявили о решимости полностью взять на себя свою ответственность в ООН в рамках ее Устава. В заявлении указывается, что отсутствие войны и военных конфликтов само по себе не гарантирует международного мира и бе-: зопасности и что невоенные источники нестабильности в экономической, социальной, гуманитарной и экологической областях превратились в угрозы миру и безопасности. Членам ООН необходимо совместно, работая через соответствующие органы, уделить самое первоочередное внимание решению этих вопросов. Особое значение имеет выраженная в заявлении приверженность членов Совета Безопасности международному праву и Уставу ООН, а также системе коллективной безопасности, предусмотренной в Уставе ООН для противодействия угрозам миру и пресечения актов агрессии. Члены Совета Безопасности выразили глубоки озабоченность по поводу актов международного терроризма и подчеркнули необходимость принятия международным сообществом эффективных мер в отношении всех подобных актов. В заявлении отмечается, чЮ чтобы повысить эффективность выполнения своих обязательств И чтобы Совет Безопасности имел средства для осуществления своей главной, определенной в Уставе ООН ответственности за поддержание международного мира и безопасности, Совет Безопасности предложил Генеральному секретарю подготовить для распространения среди членов ООН свой анализ и рекомендации в отношении путей укрепления и повышения эффективности - в рамках и в соответствии с положениями Устава ООН -потенциала ООН в области превентивной дипломатии, установления и поддержания мира. Анализ И рекомендации Генерального секретаря могли бы касаться роли ООН в выявлении потенциальных кризисов и районов нестабильности, а также вклада, который в соответствии с главой VIII Устава ООН призваны внести в содействие работе Совета Безопасности региональные организации. Они также могли бы касаться необходимости адекватных ресурсов, как материальных, так и финансовых. Генеральному секретарю предлагалось также использовать уроки, извлеченные в ходе проведения последних операций ООН по поддержанию мира, чтобы рекомендовать пути повышения эффективности планирования и деятельности Секретариата ООН, а также рассмотреть, каким образом можно было бы шире использовать добрые услуги Генерального секретаря и другие его функции, определенные в Уставе ООН. В заявлении указывается, что, в полной мере сознавая ответственность других органов ООН в области разоружения, контроля наД вооружениями и нераспространения оружия, члены Совета Безопасности подтверждают огромный вклад, который можно внести в поддержание международного мира и безо- пасности благодаря прогрессу в этих областях. Члены Совета Безопасности выразили свою готовность предпринимать конкретные шаги в целях повышения эффективности ООН в этих областях. Члены Совета Безопасности подчеркнули необходимость того, чтобы все государства выполняли свои обязательства в области контроля над вооружениями и разоружения, предотвращали распространение во всех его аспектах всех видов оружия массового уничтожения, избегали чрезмерного и дестабилизирующего накопления вооружений и их поставок и урегулировали мирными средствами в соответствии с Уставом ООН любые связанные с этим проблемы, которые угрожают поддержанию региональной и международной стабильности или подрывают ее. Они подчеркнули важность скорейшей ратификации и осуществления соответствующими государствами всех международных и региональных соглашений по контролю над вооружениями, особенно договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений и об обычных вооруженных силах в Европе. В заявлении отмечается, что распространение всех видов оружия массового уничтожения представляет собой угрозу международному миру и безопасности и что члены Совета Безопасности обязуются добиваться предотвращения распространения технологии, связанной с исследованиями, касающимися такого оружия, или его производства, а также принимать соответствующие меры с этой целью. В заявлении отмечается, что члены Совета Безопасности придерживаются единого мнения о том, что мир сегодня имеет наилучший с момента создания ООН шанс для достижения международного мира и безопасности. Они обязуются работать в тесном сотрудничестве с другими государствами - членами ООН, прилагая усилия для достижения этой цели, а также для неотложного решения всех других проблем, в частности проблем экономического и социального развития, которые требуют коллективных усилий международного сообщества. В заявлении признается, что мир и процветание неразделимы и что прочный мир и стабильность требуют эффективного международного сотрудничества для искоренения бедности и содействия обеспечению лучшей жизни для всех в условиях большей свободы. Важное место в ряду периодических заседаний занимает торжественное заседание Совета Безопасности на уровне министров иностранных дел 26 сентября 1995 г., посвященное 50-й годовщине ООН. В заявлении Председателя по окончании заседания отмечается, что с момента своего создания Совет Безопасности играл решающую роль в поддержании международного мира и безопасности, на которых основываются развитие и сотрудничество между народами. В нем указывается, что последние несколько лет были особенно знаменательны важными переменами, породившими новые надежды и задачи. Санкционированные Советом Безопасности операции по поддержанию мира способствовали восстановлению мира и стабильности в странах, на протяжении многих лет охваченных войной. Хотя такие операции были в основном успешными, есть области, где успеха не достигнуто. В заявлении подчеркивается, что Совет Безопасности должен и впредь неустанно работать над поддержанием международного мира и безопасности и опираться при этом на опыт, накопленный им в ходе прошлых и текущих операций. В заявлении признается, что задачи, стоящие перед международным сообществом, требуют решительной реакции на основе принципов и целей Устава ООН. Члены Совета Безопасности считают, что для содействия решению этих задач деятельность ООН должна быть активизирована. В заявлении принимаются к сведению выводы Рабочей группы Генеральной Ассамблеи по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, в частности о том, что сам Совет Безопасности следует расширить, а методы его работы следует и впредь подвергать обзору, чтобы обеспечить дальнейшее укрепление его потенциала, усиление его представительного характера и повышение эффективности и транспарентности его работы, несмотря на то, что по-прежнему сохраняются существенные разногласия по ключевым вопросам. В заявлении отмечается необходимость эффективного использования Советом Безопасности механизмов превентивных действий. Особо подчеркивается, что эффективность операции по поддержанию мира следует и впредь повышать. В заявлении также отмечается, что Совет Безопасности будет по-прежнему придавать первостепенное значение охране и безопасности всех, кто несет на местах службу под флагом ООН. Особо важное значение имеет положение заявления, что Совет Безопасности, как и другие органы ООН, остается приверженным предусмотренной в Уставе ООН системе коллективной безопасности, поддержанию международного мира и безопасности, за которое он несет главную ответственность, и делу избавления грядущих поколений от бедствий войны. Периодические заседания, в частности заседание Совета Безопасности на высшем уровне 31 января 1992 г., дали ощутимый импульс дальнейшей активизации деятельности Совета и укреплению его роли в мировых делах. Представленные Генеральным секретарем ООН в соответствии с поручением Совета Безопасности от 31 апреля 1992 г. доклад «Повестка дня для мира» и позиционный документ «Дополнение к Повестке дня для мира» положили начало и легли в основу международного обсуждения роли ООН в поддержании международного мира и безопасности в новых условиях и стали отправной точкой поступательного процесса начинаний, открытий и размышлений. Основные новые идеи и подходы к активизации деятельности ООН и ее Совета Безопасности в сжатом виде излагаются в последнем ежегодном докладе Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали (1996 г.) о работе ООН, посвященном 50-й годовщине Организации33. Деятельность Совета Безопасности стала охватывать более широкий круг вопросов, чем в прошлом. Совет Безопасности был инициатором введения санкций, определения их основных параметров и условий применения. В качестве одного из приоритетов была определена превентивная дипломатия, способность ООН и Совета Безопасности осуществлять ее была укреплена, впервые было санкционировано использование сил превентивного развертывания в Македонии. Традиционная деятельность ООН и ее Совета Безопасности по поддержанию мира продолжала доказывать свою эффективность в контексте конфликтов между государствами, которые проявляют стремление к поддержанию мира. Параллельно с этим Совет Безопасности принимал меры по приспособлению своего механизма по поддержанию мира к использованию его в контексте внутренних конфликтов путем осуществления более сложных многофункциональных операций. Они стали сочетать элементы традиционных операций по поддержанию мира с политическими, социальными, экономическими, гуманитарными и правочеловеческими аспектами. Такой подход оказался весьма эффективным в контексте конфликтов, урегулирование которых ведется через процесс переговоров, но потерпел неудачу в тех ситуациях, которые характеризовались продолжением войны. Важным новым элементом было развитие сотрудничества ООН с региональными организациями в вопросах, касающихся мира и безопасности, на индивидуальной основе и в соответствии с главой VIII Устава ООН. Другим важным аспектом стало повышение внимания к постконфликтному миростроительству, предполагающему увязы- вание усилий по сдерживанию и разрешению конфликта с мерами, направленными на устранение первопричин конфликта и укрепление базы для восстановления и развития. Кроме того, неотъемлемой частью усилий ООН в целях поддержания мира по-прежнему является разоружение. Достигнутое в ООН историческое решение о бессрочном продлении Договора о нераспространении ядерного оружия явилось подтверждением мощи и существенной важности процесса макроразоружения. Вместе с тем предпринимаются шаги по изучению новой идеи микроразоружения в целях ее интеграции в более широкий контекст превентивной дипломатии и миростроительства. Учитывая, что конфликты нового поколения часто сопровождались массовыми нарушениями прав человека и возникновением чрезвычайных гуманитарных ситуаций, порождая новые сложные задачи, ООН в ответ на это предприняла шаги, направленные на то, чтобы объединить, насколько это возможно, ее усилия в области прав человека и гуманитарной области с ее усилиями в целях поддержания мира и обеспечить связь между обеими этими сферами приложения усилий с ее деятельностью в целях восстановления и развития. Одним из новых основных направлений в работе ООН и ее Совета Безопасности становится поддержка процесса демократизации. Продолжает расти объем помощи в проведении выборов, оказываемой ООН и ее Советом Безопасности, а всесторонняя поддержка формирования в обществе институциональной и культурной базы, благодаря которой демократия может стать реальностью, оказывается все большему числу государств, стремящихся к демократии. Неотъемлемым элементом усилий ООН и ее Совета Безопасности по содействию процессу демократизации на международном уровне являются неустанные усилия по поощрению соблюдения демократических идеалов Устава ООН и норм международного права в межгосударственных отношениях и прогрессивного развития международного права. Крупными шагами в этом направлении стали расширение практики обращения государств в Международный Суд в целях как разрешения споров, так и получения консультативных заключений, принятие Советом Безопасности ряда мер по укреплению доверия, учреждение Советом Безопасности международных трибуналов для преследования лиц, виновных в совершении военных преступлений и преступлений против человечества, в бывшей Югославии и Руанде и достижение договоренностей о создании постоянного Международного уголовного суда. Историческое значение имело проведение в конце XX столетия второго заседания Совета Безопасности на уровне глав государств и правительств в ходе Саммита тысячелетия для обсуждения вопроса о повышении эффективности деятельности Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности. На этом заседании впервые в истории Совета Безопасности был принят 7 сентября 2000 г. программный документ - Декларация об обеспечении эффективной роли Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, особенно в Африке34. В этом документе, ориентированном на XXI в., содержатся не только положения декларативного характера, но и - что составляет характерную особенность этого документа - ряд весьма важных международных обязательств, подлежащих выполнению как членами Совета Безопасности, так и всеми государствами - членами ООН. Особое значение имеют содержащиеся в документе обязательства стоять на страже целей и принципов Устава ООН, в том числе принципов суверенного равенства, национального суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости всех государств, уважения прав человека и верховенства права. В документе подтверждается важность соблюдения таких основополагающих принципов, как принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях каким бы то ни было образом, несовместимым с целями ООН, и принцип мирного урегулирования международных споров.
|