Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус Совета Безопасности 5 страница






Важным инструментом миротворческой деятельности ООН и ее Совета Безопасности является разоружение - совокупность мер, на­правленных на то, чтобы остановить неограниченные потоки воору­жений и распространение оружия массового уничтожения, на сбор, обеспечение сохранности и уничтожение обычного оружия, в част­ности стрелкового, введение эмбарго на поставки оружия, разоруже­ние вооруженных групп, разминирование и т.д. Такого рода акции предпринимались Советом Безопасности на основе соглашений о всеобъемлющем мирном урегулировании при проведении операций в Сомали, Анголе, Камбодже и др. Совет Безопасности впервые в практике международных отношений прибег и к такому методу, как принудительное разоружение государства на основе не соглашения, а принятой им резолюции. В соответствии с резолюцией 687 от 3 ап­реля 1991 г. в Ираке было принудительно осуществлено уничтоже­ние, изъятие или обезвреживание под международным контролем всего химического и биологического оружия, всех запасов агентов, всех относящихся к ним подсистем и компонентов и всех научно-исследовательских, опытно-конструкторских, обслуживающих и про­изводственных объектов, а также всех баллистических ракет с даль­ностью свыше 150 км и относящихся к ним основных частей и объек­тов по ремонту и производству. Эта же резолюция возлагала на Ирак обязательство не приобретать и не разрабатывать ядерное оружие или материалы, которые могут быть использованы для производства ядер­ного оружия. В последние годы это направление миротворческой де­ятельности трансформировалось в обширную программу разоруже­ния, демобилизации и реинтеграции.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, ис­пользовал и такой инструмент, как санкции™ - экономические, по­литические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществ­ляемые государствами по решению Совета Безопасности с целью по­будить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий, представляющих собой угрозу, нарушение мира или акт агрессии.

Для контроля за осуществлением санкций Советом были созданы вспомогательные органы, например Совет управляющих Компенса­ционной комиссии и Специальная комиссия по ситуации в отноше­ниях между Ираком и Кувейтом, комитеты по санкциям в отноше­нии Югославии, Ливии, Сомали, Анголы, Гаити, Руанды, Либерии и

др. Результаты применения Советом санкций являются далеко неодно­значными. Так, принятые Советом против расистского режима Юж­ной Родезии экономические санкции содействовали в известной мере ликвидации расистского режима, достижению народом Зимбабве не­зависимости и вступлению этой страны в 1980 г. в члены ООН. Цен­ность санкций как средства урегулирования конфликтов наглядно проявилась и при урегулировании других конфликтов, например в Анголе, Гаити, Южной Африке. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с ря­дом негативных последствий для населения и экономики стран -объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и фи­нансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям.

Совет Безопасности активно использовал в своей миротворческой деятельности и такой инструмент, как постконфликтное мирострои-тельствоъх - совокупность действий государств и международных организаций, направленных на устранение коренных политических, экономических, социальных, гуманитарных и иных причин спора, приведшего к вооруженному конфликту, предотвращение возобнов­ления конфликта, на выявление и поддержку структур, предназна­ченных для укрепления мира и восстановления важнейших элемен­тов инфраструктуры и гражданских институтов государства. Такие действия нередко включались в мандат проводимой Советом Безо­пасности ООН операции по поддержанию мира (например, в Кам­бодже, Анголе и других странах) и предусматривали, в частности, ре­интеграцию бывших комбатантов в производительную гражданскую жизнь, восстановление деятельности гражданских институтов, раз­минирование, проведение выборов и т.д. Так, Совет Безопасности в своей резолюции 1037 (1996) предоставил ВАООНВС в Хорватии ман­дат на организацию выборов, оказание содействия в их проведении и удостоверение действительности результатов выборов. Одна из осо­бенностей миростроительства состоит в том, что в стране, разрушен­ной войной, возобновление или по крайней мере координацию дея­тельности в области миростроительства приходится сначала поручать многофункциональной операции ООН по поддержанию мира. По мере достижения такой операцией успеха в деле восстановления нор­мальных условий обязанности, выполнявшиеся персоналом опера­ции, передаются различным программам, фондам и учреждениям си­стемы ООН, занимающимся видами деятельности, из которых скла-

дывается миростроительство, а сама ответственность Совета Безопас­ности за принятие решений переходит к Генеральной Ассамблее или иным межправительственным органам, несущим ответственность за продолжение гражданского миростроительства. Именно так обстоя­ло дело при проведении операций ООН по поддержанию мира в Кам­бодже, Мозамбике, Сальвадоре и др.

Совет Безопасности прибегал и к таким методам воздействия на государства, как учреждение международных уголовных трибуналов в качестве своих вспомогательных органов. Так, Совет учредил в соот­ветствии с резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нару­шения международного гуманитарного права, совершенные на терри­тории бывшей Югославии с 1991 г. 8 ноября 1994 г. Совет Безопасно­сти в резолюции 955 постановил учредить Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие подобные на­рушения, совершенные в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. в Ру­анде. Создание такого рода трибуналов не на основе соглашения, а на основе решения органа ООН с международно-правовой точки зре­ния является далеко не бесспорным.

По признанию Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали, учреждение Советом Безопасности международных трибуналов, за­нимающихся рассмотрением серьезных нарушений международного гуманитарного права в бывшей Югославии (МТБЮ) и в Руанде (МТР), «поставило трудные и комплексные правовые вопросы»32.

Анализ создания и правовых основ деятельности МТБЮ неизбеж­но подводит к следующим выводам. При создании МТБЮ было до­пущено несколько юридических ошибок и неточностей, которые в определенной степени привели впоследствии к сбоям и дискредита­ции деятельности МТБЮ. Прежде всего, большие сомнения вызыва­ет сам факт создания МТБЮ не путем межгосударственного согла­шения, а на основе резолюции Совета Безопасности ООН. В соответ­ствии с Уставом ООН Совет Безопасности является политическим органом и не обладает законодательными функциями, другими сло­вами, Совет Безопасности действовал ultra vires (лат. с превышением полномочий).

Ссылка в резолюции 827 СоветаБезопасноспго создании МТБЮ от 25 мая 1993 г. и в последующих резолюциях на главу VII Устава ООН в качестве своего рода обоснования обязательного характера как самой резолюции, так и факта создания МТБЮ является с юриди-

ческой точки зрения несостоятельной, поскольку, как известно, со­гласно главе VII Устава ООН Совет Безопасности может принимать не только обязательные для государств решения, но и рекомендации (ст. 39) и временные меры (ст. 40). Другими словами, резолюция 827 (1993) не может рассматриваться как обязательная для исполнения всеми государствами, а скорее является временной мерой по статье 40 со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. В частности, такие временные меры не должны наносить ущерба пра­вам, притязаниям или положению заинтересованных стран, и Совет Безопасности лишь должным образом учитывает невыполнение этих временных мер. Тем самым несостоятельными с международно-пра­вовой точки зрения являются, например, так называемые принуди­тельные меры, связанные с поимкой и арестом подозреваемых в пре­ступлениях со стороны как персонала ОПМ ООН, так и военного персонала проводимых коалициями государств операций или поли­тически мотивированные юридически не обоснованные заявления Обвинителя и других органов МТБЮ о том, что руководящие деяте­ли некоторых суверенных государств являются, дескать, «виновны­ми» в совершении военных преступлений и других серьезных нару­шений международного гуманитарного права.

Резолюция 827 (1993) и последующие резолюции Совета Безопас­ности входят в противоречие с положениями Устава ООН и с норма­ми международного права в плане попыток нарушения общепризнан­ного правового принципа разделения полномочий исполнительных и судебных ветвей власти и недопустимости подмены или вмешатель­ства одной из них в компетенцию другой. Поэтому недопустимыми с точки зрения и Устава ООН, и норм международного права представ­ляются попытки МТБЮ предпринимать на территории суверенного государства следственные действия с использованием международ­ных многонациональных сил, дислоцированных на территории, в обход, а подчас и игнорируя законодательные и исполнительные орга­ны суверенного государства.

В резолюции 827 (1993) необоснованно принижается и даже игно­рируется роль суверенных государств в судопроизводстве МТБЮ. Более того, в ряде случаев не признается право суверенного государ­ства преследовать в судебном порядке на основании национального законодательства всех лиц, виновных в совершении военных преступ­лений и нарушений международного гуманитарного права. В резо­люции 827 (1993) устанавливается преувеличенная, не соответствующая нормам международного права роль органов МТБЮ, в том чис­ле Обвинителя, Председателя МТБЮ и других должностных лиц, ко­торые, как показывает практика, сочли для себя возможным идти на поводу у некоторых стран, предпринимать шаги, выходящие за рамки полномочий, возложенных на них резолюцией 827 (1993) Совета Безо­пасности, и заниматься несвойственной судебным работникам поли­тической деятельностью. Ярчайшим примером такой безответствен­ной деятельности является объявление виновными в преступлениях против человечества ряда государственных и общественных деятелей суверенных государств.

Опыт показывает, что деятельность МТБЮ не являлась объектив­ной по своему характеру, ни в коей мере не содействовала урегулиро­ванию конфликтов, а отличалась однобокостью и политическими пристрастиями в отношении обвиняемых одной национальности и предубеждением и прямой предвзятостью в отношении других.

В свете вышеизложенного, по мнению многих государств, наста­ло время для тщательного и всестороннего рассмотрения всех сторон создания и функционирования МТБЮ, определения его роли в со­действии процессу мирного урегулирования в бывшей Югославии и учета коренного изменения обстановки в этом районе. На основе та­кого рассмотрения представляется целесообразной постановка в Со­вете Безопасности вопроса о возможном пересмотре документов о создании МТБЮ и методов его деятельности в свете изменившихся обстоятельств и необходимости приведения документов и порядка функционирования МТБЮ в соответствие с положениями Устава ООН и нормами международного права.

В этих же целях ряд государств высказывается за то, чтобы приос­тановить деятельность МТБЮ и в связи с вступлением в силу 1 июля 2002 г. Статута Международного уголовного суда наращивать усилия по обеспечению плодотворной деятельности этого высокоавторитет­ного судебного органа мирового сообщества. Но на пути предусмот­ренной Статутом эффективной деятельности Международного уго­ловного суда возникли непредвиденные трудности, связанные преж­де всего с изменившейся позицией США по отношению к Суду. Так, США отозвали свое подписание Статута Международного уголовно­го суда, стали предпринимать попытки изъять из-под юрисдикции Суда своих граждан и обеспечить для них иммунитет от его юрисдик­ции. С этой целью они попытались провести соответствующие форму­лировки на этот счет в Совете Безопасности, угрожая в противном слу-

чае воздержаться от участия своих военнослужащих в миротворче­ских операциях ООН. Но эти попытки США не увенчались успехом. Тогда Соединенные Штаты выдвинули новую идею заключения от­дельных двусторонних соглашений по Международному уголовному суду, фактически выводящих американских военнослужащих из-под юрисдикции Статута Суда. Многие государства выступают против заключения двусторонних соглашений, справедливо полагая, что это подрывало бы авторитет ООН, создавало бы опасные прецеденты, поставив определенную группу людей «выше закона», и привело бы к размыванию международно-правовых основ функционирования Международного уголовного суда.

Большое значение имеет и получивший в последнее время широ­кое распространение в деятельности Совета Безопасности метод про­ведения обсуждения состояния международной обстановки или отдель­ных острых международных проблем на уровне глав государств и пра­вительств и министров иностранных дел государств - членов Совета Безопасности. Определенной вехой в этом плане послужило первое периодическое заседание Совета Безопасности 21 октября 1970 г., на котором был проведен общий обмен мнениями по текущим вопросам, затрагивающим международный мир и безопасность. Важное значе­ние имело торжественное заседание Совета Безопасности 26 сентября 1985 г., обсудившее вопрос «ООН - за лучший мир; ответственность Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности». Созванное 25 сентября 1990 г. заседание Совета Безо­пасности на уровне министров иностранных дел рассмотрело пробле­му вторжения Ирака на территорию Кувейта и, в частности, едино­гласно одобрило резолюцию 670 о дополнительных санкциях и об усилении мер контроля за соблюдением санкций против Ирака, в том числе применительно к грузовым авиаперевозкам. По случаю 50-й годовщины ООН 26 сентября 1995 г. было проведено торжественное заседание Совета Безопасности на уровне министров иностранных Дел, на котором состоялся обмен мнениями о задачах, стоящих перед Советом Безопасности, и о путях повышения его решающей роли в поддержании международного мира и безопасности.

Важное значение имело проведение 31 января 1992 г. первого в истории заседания Совета Безопасности на высшем уровне, которое Рассмотрело вопрос «Ответственность Совета Безопасности за под-Держание международного мира и безопасности». В принятом по за­вершении этого заседания заявлении Председателя от имени членов

Совета, в частности, подчеркивалось, что сложилась благоприятная международная обстановка, в которой Совет Безопасности начал бо­лее эффективно выполнять свою главную обязанность по поддержа­нию международного мира и безопасности на фоне важных перемен в мире. Окончание «холодной войны» породило надежды на созда­ние более безопасного, более справедливого и более гуманного мира. Во многих регионах мира достигнут стремительный прогресс на пути к демократии и формам правления, отличающимся чуткостью реаги­рования, а также к достижению целей, изложенных в Уставе ООН. В заявлении указывается, что члены Совета Безопасности приветству­ют роль, которую Организации Объединенных Наций в соответствии с ее Уставом удается играть в продвижении к урегулированию давно возникших региональных споров, например в Африке, на Ближнем Востоке, и будут добиваться дальнейшего прогресса на пути к их раз­решению. Члены Совета Безопасности приветствовали также ценный вклад, вносимый Силами ООН по поддержанию мира, действующи­ми в Азии, Африке, Латинской Америке и Европе. В заявлении отме­чается, что задачи ООН по поддержанию мира в последние годы зна­чительно усложнились и расширились. Наблюдение за ходом выбо­ров, контроль за соблюдением прав человека и репатриация беженцев стали в процессе урегулирования некоторых региональных конфлик­тов, по просьбе или с согласия заинтересованных сторон, неотъемле­мой частью усилий Совета Безопасности, направленных на поддер­жание международного мира и безопасности.

В заявлении подчеркивается, что перемены в международной жиз­ни, сколь бы желательны они ни были, вызывали новые угрозы для стабильности и безопасности. Некоторые из наиболее острых про­блем являются результатом изменений в государственных структу­рах. Члены Совета Безопасности будут поощрять все усилия, направ­ленные на содействие достижению мира, стабильности и сотрудни­чества в ходе этих перемен.

В заявлении говорится, что перед мировым сообществом встают новые задачи в поисках мира и что все государства ожидают, что ООН будет играть главную роль на этом решающем этапе. Члены Совета Безопасности подчеркнули важность укрепления и совершенствова­ния ООН для повышения ее эффективности и заявили о решимости полностью взять на себя свою ответственность в ООН в рамках ее Устава. В заявлении указывается, что отсутствие войны и военных конфликтов само по себе не гарантирует международного мира и бе-:

зопасности и что невоенные источники нестабильности в экономи­ческой, социальной, гуманитарной и экологической областях превра­тились в угрозы миру и безопасности. Членам ООН необходимо со­вместно, работая через соответствующие органы, уделить самое пер­воочередное внимание решению этих вопросов. Особое значение имеет выраженная в заявлении приверженность членов Совета Безо­пасности международному праву и Уставу ООН, а также системе кол­лективной безопасности, предусмотренной в Уставе ООН для проти­водействия угрозам миру и пресечения актов агрессии. Члены Совета Безопасности выразили глубоки озабоченность по поводу актов меж­дународного терроризма и подчеркнули необходимость принятия международным сообществом эффективных мер в отношении всех

подобных актов.

В заявлении отмечается, чЮ чтобы повысить эффективность вы­полнения своих обязательств И чтобы Совет Безопасности имел сред­ства для осуществления своей главной, определенной в Уставе ООН ответственности за поддержание международного мира и безопасно­сти, Совет Безопасности предложил Генеральному секретарю подго­товить для распространения среди членов ООН свой анализ и реко­мендации в отношении путей укрепления и повышения эффектив­ности - в рамках и в соответствии с положениями Устава ООН -потенциала ООН в области превентивной дипломатии, установления и поддержания мира. Анализ И рекомендации Генерального секрета­ря могли бы касаться роли ООН в выявлении потенциальных кризи­сов и районов нестабильности, а также вклада, который в соответ­ствии с главой VIII Устава ООН призваны внести в содействие рабо­те Совета Безопасности региональные организации. Они также могли бы касаться необходимости адекватных ресурсов, как материальных, так и финансовых. Генеральному секретарю предлагалось также ис­пользовать уроки, извлеченные в ходе проведения последних опера­ций ООН по поддержанию мира, чтобы рекомендовать пути повы­шения эффективности планирования и деятельности Секретариата ООН, а также рассмотреть, каким образом можно было бы шире ис­пользовать добрые услуги Генерального секретаря и другие его функ­ции, определенные в Уставе ООН. В заявлении указывается, что, в полной мере сознавая ответственность других органов ООН в облас­ти разоружения, контроля наД вооружениями и нераспространения оружия, члены Совета Безопасности подтверждают огромный вклад, который можно внести в поддержание международного мира и безо-

пасности благодаря прогрессу в этих областях. Члены Совета Безо­пасности выразили свою готовность предпринимать конкретные шаги в целях повышения эффективности ООН в этих областях.

Члены Совета Безопасности подчеркнули необходимость того, чтобы все государства выполняли свои обязательства в области конт­роля над вооружениями и разоружения, предотвращали распростра­нение во всех его аспектах всех видов оружия массового уничтоже­ния, избегали чрезмерного и дестабилизирующего накопления воо­ружений и их поставок и урегулировали мирными средствами в соответствии с Уставом ООН любые связанные с этим проблемы, которые угрожают поддержанию региональной и международной стабильности или подрывают ее. Они подчеркнули важность ско­рейшей ратификации и осуществления соответствующими государ­ствами всех международных и региональных соглашений по конт­ролю над вооружениями, особенно договоров о сокращении страте­гических наступательных вооружений и об обычных вооруженных силах в Европе. В заявлении отмечается, что распространение всех видов оружия массового уничтожения представляет собой угрозу международному миру и безопасности и что члены Совета Безопас­ности обязуются добиваться предотвращения распространения тех­нологии, связанной с исследованиями, касающимися такого ору­жия, или его производства, а также принимать соответствующие меры с этой целью.

В заявлении отмечается, что члены Совета Безопасности придер­живаются единого мнения о том, что мир сегодня имеет наилучший с момента создания ООН шанс для достижения международного мира и безопасности. Они обязуются работать в тесном сотрудниче­стве с другими государствами - членами ООН, прилагая усилия для достижения этой цели, а также для неотложного решения всех дру­гих проблем, в частности проблем экономического и социального развития, которые требуют коллективных усилий международного сообщества. В заявлении признается, что мир и процветание нераз­делимы и что прочный мир и стабильность требуют эффективного международного сотрудничества для искоренения бедности и содей­ствия обеспечению лучшей жизни для всех в условиях большей сво­боды.

Важное место в ряду периодических заседаний занимает торже­ственное заседание Совета Безопасности на уровне министров ино­странных дел 26 сентября 1995 г., посвященное 50-й годовщине ООН.

В заявлении Председателя по окончании заседания отмечается, что с момента своего создания Совет Безопасности играл решающую роль в поддержании международного мира и безопасности, на которых основываются развитие и сотрудничество между народами. В нем указывается, что последние несколько лет были особенно знамена­тельны важными переменами, породившими новые надежды и зада­чи. Санкционированные Советом Безопасности операции по поддер­жанию мира способствовали восстановлению мира и стабильности в странах, на протяжении многих лет охваченных войной. Хотя такие операции были в основном успешными, есть области, где успеха не достигнуто. В заявлении подчеркивается, что Совет Безопасности должен и впредь неустанно работать над поддержанием международ­ного мира и безопасности и опираться при этом на опыт, накоплен­ный им в ходе прошлых и текущих операций.

В заявлении признается, что задачи, стоящие перед международ­ным сообществом, требуют решительной реакции на основе принци­пов и целей Устава ООН. Члены Совета Безопасности считают, что для содействия решению этих задач деятельность ООН должна быть активизирована. В заявлении принимаются к сведению выводы Рабо­чей группы Генеральной Ассамблеи по вопросу о справедливом пред­ставительстве в Совете Безопасности и расширении его членского со­става и другим вопросам, в частности о том, что сам Совет Безопас­ности следует расширить, а методы его работы следует и впредь подвергать обзору, чтобы обеспечить дальнейшее укрепление его по­тенциала, усиление его представительного характера и повышение эффективности и транспарентности его работы, несмотря на то, что по-прежнему сохраняются существенные разногласия по ключевым вопросам. В заявлении отмечается необходимость эффективного исполь­зования Советом Безопасности механизмов превентивных действий. Особо подчеркивается, что эффективность операции по поддержанию мира следует и впредь повышать. В заявлении также отмечается, что Совет Безопасности будет по-прежнему придавать первостепенное зна­чение охране и безопасности всех, кто несет на местах службу под флагом ООН. Особо важное значение имеет положение заявления, что Совет Безопасности, как и другие органы ООН, остается привер­женным предусмотренной в Уставе ООН системе коллективной бе­зопасности, поддержанию международного мира и безопасности, за которое он несет главную ответственность, и делу избавления гряду­щих поколений от бедствий войны.

Периодические заседания, в частности заседание Совета Безопас­ности на высшем уровне 31 января 1992 г., дали ощутимый импульс дальнейшей активизации деятельности Совета и укреплению его роли в мировых делах. Представленные Генеральным секретарем ООН в соответствии с поручением Совета Безопасности от 31 апреля 1992 г. доклад «Повестка дня для мира» и позиционный документ «Дополне­ние к Повестке дня для мира» положили начало и легли в основу меж­дународного обсуждения роли ООН в поддержании международного мира и безопасности в новых условиях и стали отправной точкой по­ступательного процесса начинаний, открытий и размышлений. Основ­ные новые идеи и подходы к активизации деятельности ООН и ее Со­вета Безопасности в сжатом виде излагаются в последнем ежегодном докладе Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали (1996 г.) о работе ООН, посвященном 50-й годовщине Организации33. Деятельность Совета Безопасности стала охватывать более широкий круг вопросов, чем в прошлом. Совет Безопасности был инициатором введения санк­ций, определения их основных параметров и условий применения. В качестве одного из приоритетов была определена превентивная дипло­матия, способность ООН и Совета Безопасности осуществлять ее была укреплена, впервые было санкционировано использование сил пре­вентивного развертывания в Македонии.

Традиционная деятельность ООН и ее Совета Безопасности по поддержанию мира продолжала доказывать свою эффективность в контексте конфликтов между государствами, которые проявляют стремление к поддержанию мира. Параллельно с этим Совет Безо­пасности принимал меры по приспособлению своего механизма по поддержанию мира к использованию его в контексте внутренних кон­фликтов путем осуществления более сложных многофункциональных операций. Они стали сочетать элементы традиционных операций по поддержанию мира с политическими, социальными, экономически­ми, гуманитарными и правочеловеческими аспектами. Такой подход оказался весьма эффективным в контексте конфликтов, урегулиро­вание которых ведется через процесс переговоров, но потерпел не­удачу в тех ситуациях, которые характеризовались продолжением вой­ны. Важным новым элементом было развитие сотрудничества ООН с региональными организациями в вопросах, касающихся мира и бе­зопасности, на индивидуальной основе и в соответствии с главой VIII Устава ООН. Другим важным аспектом стало повышение внимания к постконфликтному миростроительству, предполагающему увязы-

вание усилий по сдерживанию и разрешению конфликта с мерами, направленными на устранение первопричин конфликта и укрепле­ние базы для восстановления и развития. Кроме того, неотъемлемой частью усилий ООН в целях поддержания мира по-прежнему являет­ся разоружение. Достигнутое в ООН историческое решение о бессроч­ном продлении Договора о нераспространении ядерного оружия яви­лось подтверждением мощи и существенной важности процесса мак­роразоружения. Вместе с тем предпринимаются шаги по изучению новой идеи микроразоружения в целях ее интеграции в более широ­кий контекст превентивной дипломатии и миростроительства. Учи­тывая, что конфликты нового поколения часто сопровождались мас­совыми нарушениями прав человека и возникновением чрезвычай­ных гуманитарных ситуаций, порождая новые сложные задачи, ООН в ответ на это предприняла шаги, направленные на то, чтобы объеди­нить, насколько это возможно, ее усилия в области прав человека и гуманитарной области с ее усилиями в целях поддержания мира и обеспечить связь между обеими этими сферами приложения усилий с ее деятельностью в целях восстановления и развития.

Одним из новых основных направлений в работе ООН и ее Совета Безопасности становится поддержка процесса демократизации. Про­должает расти объем помощи в проведении выборов, оказываемой ООН и ее Советом Безопасности, а всесторонняя поддержка форми­рования в обществе институциональной и культурной базы, благода­ря которой демократия может стать реальностью, оказывается все большему числу государств, стремящихся к демократии. Неотъемле­мым элементом усилий ООН и ее Совета Безопасности по содействию процессу демократизации на международном уровне являются неус­танные усилия по поощрению соблюдения демократических идеалов Устава ООН и норм международного права в межгосударственных от­ношениях и прогрессивного развития международного права. Круп­ными шагами в этом направлении стали расширение практики обра­щения государств в Международный Суд в целях как разрешения спо­ров, так и получения консультативных заключений, принятие Советом Безопасности ряда мер по укреплению доверия, учреждение Советом Безопасности международных трибуналов для преследования лиц, виновных в совершении военных преступлений и преступлений про­тив человечества, в бывшей Югославии и Руанде и достижение до­говоренностей о создании постоянного Международного уголовно­го суда.

Историческое значение имело проведение в конце XX столетия вто­рого заседания Совета Безопасности на уровне глав государств и пра­вительств в ходе Саммита тысячелетия для обсуждения вопроса о по­вышении эффективности деятельности Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности. На этом заседа­нии впервые в истории Совета Безопасности был принят 7 сентября 2000 г. программный документ - Декларация об обеспечении эффек­тивной роли Совета Безопасности в деле поддержания международно­го мира и безопасности, особенно в Африке34. В этом документе, ори­ентированном на XXI в., содержатся не только положения деклара­тивного характера, но и - что составляет характерную особенность этого документа - ряд весьма важных международных обязательств, подле­жащих выполнению как членами Совета Безопасности, так и всеми государствами - членами ООН.

Особое значение имеют содержащиеся в документе обязательства стоять на страже целей и принципов Устава ООН, в том числе прин­ципов суверенного равенства, национального суверенитета, террито­риальной неприкосновенности и политической независимости всех государств, уважения прав человека и верховенства права. В документе подтверждается важность соблюдения таких основополагающих принципов, как принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях каким бы то ни было образом, несов­местимым с целями ООН, и принцип мирного урегулирования меж­дународных споров.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал