Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок функционирования Совета Безопасности
Согласно Уставу ООН Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций (п. 1 ст. 28). Согласно правилам процедуры промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. Устав ООН предусматривает и созыв периодических заседаний Совета Безопасности два раза в сроки, устанавливаемые Советом Бе- зопасности. На периодических заседаниях Совета каждый из его членов может быть по своему желанию представлен или членом правительства, или каким-либо другим особо назначенным представителем. Предложения о проведении периодических заседаний в практике Совета Безопасности делались неоднократно. Однако лишь в 1970 г. состоялось первое периодическое заседание Совета, на котором рассматривался «Обзор международного положения» и которое, по оценке западных ученых, вследствие недостаточно четко определенной повестки дня нельзя считать успешным60, хотя фактически оно, несомненно, явилось позитивным актом в деятельности Совета Безопасности, свидетельствующим о росте его авторитета. Нельзя не отметить, что с окончанием «холодной войны» заложенная в Уставе ООН идея проведения периодических заседаний Совета Безопасности получила свое творческое развитие. Это проявилось в проведении двух заседаний Совета Безопасности на высшем уровне (в 1992 и 2000 гг.), нескольких практически ежегодных заседаний на уровне министров иностранных дел стран - членов Совета, а также ежегодных встреч Генерального секретаря ООН с министрами иностранных дел постоянных членов Совета (впервые такая встреча на высшем уровне прошла 7 сентября 2000 г.). Совет Безопасности может собираться на свои заседания не только в месте пребывания ООН, но по предложению любого члена Совета или Генерального секретаря и в другом месте, которое, по мнению Совета, «более способствует его работе». Эту возможность Совет Безопасности использовал на практике редко. В частности, 23 первых заседания в 1946 г. и 40 заседаний в 1948 г. были проведены в Лондоне, 8 заседаний в конце 1951-начале 1952 г. в Париже. 25-26 мая 1990 г. заседания Совета Безопасности проводились в Женеве, чтобы дать возможность выступить Президенту, Председателю Исполкома организации освобождения Палестины Я. Арафату, так как США отказали в выдаче ему визы для въезда в страну. Оживлению деятельности Совета Безопасности весьма заметно содействовали выездные сессии непосредственно на местах соответствующих событий, а также выездные миссии Совета. Так, Совет провел выездные сессии в 1972 г. в Аддис-Абебе и в 1973 г. в Панаме по вопросам укрепления международной безопасности в этих регионах. 11 января 1972 г. был образован Комитет по вопросу о заседаниях Совета вне центральных учреждений. Совет Безопасности поручил этому комитету выработать проект общих директив, которыми можно было бы руководствоваться во всех случаях, подпадающих под действие пункта 3 статьи 28 Устава ООН. Однако комитет не представил каких-либо выводов на этот счет. В связи с этим Совет Безопасности стал особенно в последнее время чаще использовать выездные миссии. Так, за время деятельности Совета Безопасности было направлено свыше 30 выездных миссий, в том числе в Бурунди, Руанду, Западную Сахару, Восточный Тимор, в район Великих озер, Косово и др., чтобы, в частности, из первых рук получить информацию о положении на местах. При этом миссия Совета Безопасности в Косово в 2001 г. была первой, в которой принимали участие все члены Совета и которую возглавлял его Председатель61. Россия рассматривает выездные сессии и миссии Совета Безопасности как одну из форм повышения его оперативности и эффективности. Заседания Совета Безопасности бывают, как правило, открытыми, но могут по решению Совета проводиться и в закрытом порядке. Заседания созываются по требованию любого члена Совета. Число закрытых заседаний было самым большим за всю историю существования Совета в 2001 г. (33), в то время как число открытых заседаний в том же году составило 159. Кроме того, Совет ввел в практику новый вид заседания - «гибридное», то есть закрытое заседание, в котором могут принимать участие все члены ООН. Председатель созывает заседание Совета Безопасности и в случае, если Генеральная Ассамблея или любой член ООН доводят до сведения Совета о споре или ситуации, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или если Генеральная Ассамблея сделает рекомендации или передаст какой-либо вопрос Совету Безопасности в соответствии с пунктом 2 статьи 11, или если Генеральный секретарь доведет до сведения Совета Безопасности любой вопрос в соответствии со статьей 99. Согласно правилам 2 и 3 Временных правил процедуры Совета Безопасности заседание созывается также и в том случае, когда государство, не являющееся членом ООН, доводит до сведения Совета Безопасности о любом споре, в котором оно является стороной, если это государство примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные Уставом ООН. Председательствование в Совете Безопасности осуществляется членами Совета. Уже на первом заседании Совета Безопасности была принята система автоматического чередования председателей в англий- ском алфавитном порядке наименования стран. Каждый Председатель состоит в этой должности в течение одного календарного месяца. Председатель одобряет предварительную повестку дня каждого заседания Совета Безопасности, подготавливаемую Генеральным секретарем. Председатель с одобрения Совета не раз выполнял функции примирения сторон и согласования их точек зрения, а также функции докладчика по определенным вопросам (например, при обсуждении в Совете Безопасности кашмирского, палестинского и других вопросов). Однако следует отметить, что Председатель Совета Безопасности мог бы играть более значительную роль, чем это имело место до сего времени. Некоторые специфические особенности института председателя Совета (например, месячный срок пребывания на этом посту, наделение его преимущественно функциями контроля за соблюдением правил процедуры в ходе заседаний и др.) объясняются особым статусом Совета Безопасности внутри системы органов ООН и характером рассматриваемых этим органом вопросов. Из материалов Подготовительной комиссии по созданию ООН ясно следует, что на Председателя Совета Безопасности не могут быть возложены какие-либо политические функции, принадлежащие самому Совету Безопасности (например, проведение расследования спора или ситуации, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор, рекомендация каких-либо условий разрешения спора, определение существования любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии). Устав ООН и материалы конференции в Сан-Франциско ясно и недвусмысленно свидетельствуют о том, что все без исключения функции и полномочия, возлагаемые на Совет Безопасности, осуществляются только им самим в соответствии с предусмотренной Уставом процедурой и не могут быть делегированы Председателю Совета Безопасности. Характерной особенностью правового статуса Председателя Совета Безопасности является то, что в соответствии с Временными правилами процедуры Совета Безопасности он не имеет права принимать единолично какие-либо решения или выносить какие-либо рекомендации ни по одному из вопросов существа, рассматриваемых в Совете. Это и понятно, ибо вопросы, рассматриваемые в Совете Безопасности, самым непосредственным образом затрагивают жизненно важные интересы суверенных государств - их безопасность и поддержание мирных отношений между ними, и ни один, даже самый незначительный аспект какого-либо из таких вопросов не может быть отдан на усмотрение одного лица, призванного проявлять на своем посту Председателя исключительную беспристрастность и объективность. Более того, Председатель Совета Безопасности лишен права выносить решения или рекомендации и по вопросам процедуры в обычном понимании этого слова. Объясняется это тем, что в деятельности Совета Безопасности иногда бывает невозможно провести грань между вопросами существа и процедуры. Кроме того, внешне чисто процедурные вопросы могут иметь самые серьезные политические последствия, затрагивающие существо вопроса. Например, создание какой-либо комиссии для изучения того или иного вопроса внешне выглядит как чисто процедурный вопрос, но для Совета Безопасности решение такого вопроса сопряжено с необходимостью учитывать важные политические последствия, связанные с получением информации от соответствующих государств, проведением расследования на территории суверенного государства, опросом свидетелей и т.д. Поэтому такой вопрос, как правило, решается Советом Безопасности с применением основополагающего принципа Устава ООН - принципа единогласия постоянных членов Совета - и не может быть отдан на единоличное усмотрение Председателя Совета. Круг полномочий Председателя Совета Безопасности четко очерчивается действующими в настоящее время Временными правилами процедуры Совета Безопасности. В ходе более чем полувековой деятельности Совета появились некоторые новые формы и методы работы Председателя (проведение неофициальных консультаций с членами Совета Безопасности, согласование в некоторых случаях в ходе таких консультаций так называемого заявления Председателя и др.), не предусмотренные Временными правилами процедуры. Тем не менее основным руководящим документом, которому должен строго следовать Председатель в своей деятельности, являются Временные правила процедуры Совета Безопасности. Главная функция Председателя Совета Безопасности заключается в поддержании установленного порядка подготовки и ведения заседаний. Он руководит прениями в Совете, предоставляя слово представителям в том порядке, в каком они заявляют о своем желании выступить. Как правило, первыми выступают члены Совета, а затем - представители приглашенных государств. Однако Совет может вначале заслушать стороны в споре, но для этого нужно согласие болыиин- ства его членов. Председатель не может по своему усмотрению определять очередность выступлений представителей государств. Согласно правилу 27 Председатель предоставляет слово представителям в том порядке, в каком они заявляют о своем желании выступить, что на практике приводит к тому, что он составляет список представителей, желающих выступить, и предоставляет им слово в заявленном порядке. Единственное исключение из этого порядка представляет собой правило 29, согласно которому Председатель может предоставить слово вне очереди любому докладчику, назначенному Советом Безопасности, и в соответствии с которым председателю комиссии или комитета или докладчику, назначенному комиссией или комитетом, может быть предоставлено слово вне очереди для дачи пояснений к докладу. Если какой-либо представитель поднимает вопрос по порядку ведения заседания, Председатель должен немедленно вынести свое решение по этому вопросу. Если это решение оспаривается, то Председатель ставит его на голосование, и решение остается в силе, если оно находит поддержку большинства членов Совета Безопасности (правило 30). Это - одно из наиболее широко применяемых правил процедуры, поэтому именно в связи с ним в практике Совета возникло больше всего проблем. Председатель также устанавливает порядок внесения поправок к различным предложениям или проектам резолюций. Как правило, сначала проводится голосование по поправке, наиболее отличающейся по существу от первоначального предложения или проекта резолюции, затем - по следующей по степени отличия поправке и т.д. Если же поправка что-либо добавляет к тексту предложения или проекта резолюции или что-либо исключает из него, то она голосуется в первую очередь. В соответствии с правилом 19 Председатель председательствует на заседаниях Совета Безопасности и по полномочию Совета Безопасности представляет его в качестве органа Организации Объединенных Наций. По смыслу правила 19 полномочия Председателя являются весьма ограниченными и не выходят за рамки чисто процедурных и представительских аспектов. Однако на практике формы и методы деятельности Председателя Совета Безопасности несколько расширились. С согласия Совета Безопасности Председатель выполнял ряд функций, не предусмотренных правилом 19. К их числу, в частности, относится выполнение Председателем по поручению Со-вета посреднических функций в организации контактов и консультаций между сторонами - участницами спора, рассматриваемого Советом, проведение консультаций между членами Совета и подготовка заявлений, выражающих их согласованное мнение, и др. Осуществление посреднических функций Председателя принимало форму различных консультаций: Председателя Совета и представителей государств - как членов, так и не членов ООН; Председателя и представителей заинтересованных сторон, не имеющих государственного статуса; Председателя и правительств государств в их столицах. В деятельности Совета Безопасности в последнее время получила широкое распространение практика проведения неофициальных консультаций Председателя с членами Совета Безопасности и выработки в ходе этих консультаций текстов заявлений Председателя. Такие заявления после их согласования в ходе консультаций представляются на рассмотрение Совета Безопасности, зачитываются Председателем и принимаются на официальном заседании Совета Безопасности. Если со стороны какого-либо члена Совета Безопасности не высказывалось возражений, такое заявление Председателя становилось решением Совета Безопасности. Кроме изложенных функций и полномочий Председатель Совета Безопасности выполняет некоторые технические обязанности. В частности, согласно правилу 52 предложенные представителями исправления в стенографическом отчете заседания Совета, которые они желают сделать, считаются принятыми, если Председатель полагает, что они недостаточно важны для того, чтобы быть внесенными на рассмотрение Совета Безопасности. В последнем случае представители в Совете Безопасности в течение двух рабочих дней представляют все замечания, которые они пожелают сделать. Если за этот срок не поступает возражений, то отчет исправляется согласно предложенным поправкам. Далее, в соответствии с правилом 53 стенографический отчет, к которому не было предложено никаких поправок в сроки, установленные в правилах 50 и 51, или который был исправлен в соответствии с положениями правила 52, считается одобренным. Этот стенографический отчет подписывается Председателем и становится официальным отчетом Совета Безопасности. В апреле 2001 г. Председатель ввел практику, в соответствии с которой он просил Секретариат распространять фактологические бюллетени среди членов Совета. В июле 2001 г. Секретариат начал прак- тику опубликования всех заявлений для печати, которые от имени Совета делает Председатель, в качестве пресс-релизов62. В ноябре 2001 г. Председатель Совета изложил свои цели на данный месяц в документе, который был распространен среди всех государств-членов. Это был первый случай, когда заявление Председателя о поставленных целях было опубликовано в качестве документа Совета Безопасности. Статья 29 Устава ООН уполномочивает Совет Безопасности создать необходимый аппарат для выполнения им своих функций. Постоянными органами Совета, созданными согласно статье 29, являются Комитет экспертов и Комитет по приему новых членов, каждый из которых состоит из представителей всех 15 членов Совета. Комитет экспертов изучает и консультирует Совет Безопасности по правилам процедуры и другим техническим вопросам. Комитет по приему новых членов рассматривает заявления государств о приеме в члены ООН, которые могут быть направлены комитету Советом. Постоянным органом является и Комитет Совета Безопасности по заседаниям Совета вне центральных учреждений. Помимо отмеченных постоянных вспомогательных органов Советом Безопасности в ходе его деятельности были образованы различные вспомогательные органы, комитеты и комиссии ad hoc. В сентябре 2001 г. Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 1373, в которой, в частности, постановил учредить контртеррористический комитет для наблюдения за осуществлением этой резолюции. Это был первый случай, когда Совет создал комитет с глобальным охватом63. К числу таких вспомогательных органов относятся также Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 751 (1992) по Сомали; Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1132 (1997) по Сьерра-Леоне; Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1267 (1999) по Афганистану; Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1343 (2001) по Либерии; Группа по наблюдению в поддержку работы Комитета, учрежденного резолюциями 1267 (1999) и 1363 (2001), и Группы экспертов, связанные с комитетом по санкциям в отношении Либерии и Сомали. Кроме того, в соответствии с резолюцией 1540 от 28 апреля 2004 г. создан Контр-распространенческий комитет (КРК), состоящий из всех членов Совета Безопасности. Это был второй случай, когда Совет создал Комитет с глобальным охватом. За послевоенный период Совет Безопасности не раз становился объектом не только повышенного внимания со стороны государств -членов ООН, но и весьма острых критических замечаний, а подчас и необоснованных нападок, связанных с его якобы недостаточной оперативностью, транспарентностью, «закрытым» для всех государств характером деятельности, преобладающей ролью «пятерки» постоянных членов в разработке и принятии решений и даже его «нелегитимностью». Особенно большой критике подвергалась и подвергается до сих пор процедура принятия Советом Безопасности решений на основе принципа единогласия его постоянных членов. Были внесены самые разные предложения, особенно со стороны развивающихся стран, начиная от полной отмены права вето и кончая различными методами ограничения его использования. Среди этих предложений фигурировали такие, как предоставление права вето не менее чем двум постоянным членам, предоставление права вето только по определенным категориям вопросов, например относящимся к главе VII Устава ООН, наделение Генеральной Ассамблеи правом аннулировать право вето, наложенное на некоторые проекты резолюций Совета Безопасности и др. За прошедшие десятилетия, особенно после окончания «холодной войны», Совету Безопасности удалось отработать действенные процедуры согласования и принятия общеприемлемых, работоспособных и действенных решений. В результате подавляющее большинство принимаемых Советом Безопасности решений стало носить консенсусный характер, хотя приходилось порой в ходе напряженной работы преодолевать достаточно острые расхождения в позициях членов Совета. Вместе с тем в деятельности Совета Безопасности выявились и определенные тревожные тенденции, недочеты и трудности, связанные нередко с процедурной стороной дела, в частности со сложным порядком разработки проектов резолюций и заявлений Председателя Совета Безопасности, недостаточной транспарентностью проводимых Советом заседаний и консультаций, неурегулированностью вопросов участия государств - не членов Совета Безопасности в его заседаниях и проводимых в его рамках неофициальных консультациях. После обстоятельного рассмотрения и надлежащих консультаций в неофициальной Рабочей группе Совета Безопасности по вопросам документации Совета и другим процедурным вопросам, которая особенно активизировала свою деятельность в 90-х годах прошлого столетия, был внесен ряд полезных нововведений и усовершенствова- ний, касающихся рационализации методов и приемов функционирования Совета Безопасности. Важное значение имели меры, принятые Советом Безопасности по упорядочению представления им ежегодного доклада Генеральной Ассамблее согласно пункту 3 статьи 24 Устава ООН. Дело в том, что в соответствии с решениями Совета в декабре 1975 г. и январе 1985 г. доклад был кратким и сжатым, и практически до 1993 г. он представлял собой перечень вопросов, вынесенных на рассмотрение Совета в соответствующем году, без какого-либо анализа хода их рассмотрения и без хотя бы краткого изложения позиций государств по этим вопросам. В докладе также перечислялись решения, принятые Советом, без раскрытия их основных особенностей, а сам доклад представлялся Генеральной Ассамблее с опозданием и обычно просто принимался ею к сведению без обсуждения его основных положений. Все это приводило к справедливым нареканиям и критическим замечаниям государств-членов в адрес Совета Безопасности. В записке Председателя Совета Безопасности от 30 июня 1993 г. содержатся основные положения, касающиеся формата и порядка представления ежегодного доклада Совета Безопасности Генеральной Ассамблее. В документе, в частности, подчеркивается, что Совету Безопасности следует принять все необходимые меры, чтобы обеспечить своевременное представление своего ежегодного доклада Генеральной Ассамблее. С этой целью решено сохранить существующую практику, в соответствии с которой ежегодный доклад представляется Генеральной Ассамблее в виде однотомного издания, охватывающего период с 16 июня соответствующего года по 15 июня следующего года. Предусматривается также, что Секретариату ООН следует представлять членам Совета проект доклада не позднее 30 сентября, то есть непосредственно после завершения периода, охватываемого указанным докладом, чтобы этот доклад мог быть своевременно утвержден Советом и представлен Ассамблее на рассмотрение в ходе основной части ее очередной сессии. В июне 1997 г. Совет Безопасности с учетом мнений, выраженных в отношении существующего формата ежегодного доклада, принял новые меры для усиления в будущем аналитического характера этого Документа. Как указано в записке Председателя Совета от 12 июня 1997 г.64, в отношении каждого вопроса, рассматриваемого Советом, доклад будет содержать справочную информацию в виде перечня с описанием решений, резолюций Совета и заявлений Председателя за годичный период, предшествующий охватываемому в докладе периоду. Доклад должен содержать также составленное в хронологическом порядке описание рассмотрения Советом того или иного вопроса и решений, принятых Советом по этому вопросу, включая описание решений, резолюций и заявлений Председателя, и перечень сообщений, полученных Советом, и докладов Генерального секретаря. Доклад должен содержать также информацию в отношении работы вспомогательных органов Совета, включая комитеты по санкциям, информацию в отношении документации и методов и процедур Совета, полные тексты всех резолюций, решений и заявлений Председателя и данные о заседаниях с участием стран, предоставляющих войска. В качестве добавления к докладу будут прилагаться краткие оценки работы Совета, которые представители, завершившие выполнение своих функций Председателя Совета, могут пожелать подготовить под свою личную ответственность и после консультаций с членами Совета за месяц, в течение которого они исполняли председательские обязанности. Эти оценки призваны носить информативный характер, и их не следует рассматривать как отражающие мнения членов Совета. Было решено также, что начиная с 1 января 1994 г. заявлениям Председателя Совета следует присваивать ежегодное серийное условное обозначение с использованием префикса S/PRST, после которого следует указание года и порядковый номер заявления. Было предусмотрено, что в ежегодный доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблее, начиная с доклада, охватывающего период с 16 июня 1992 г. по 15 июня 1993 г., следует включать новое добавление, в котором в хронологическом порядке будут перечислены заявления Председателя за рассматриваемый период и указана дата, когда то или иное заявление было сделано или опубликовано, а также соответствующий пункт повестки дня или рассматриваемая тема. При утверждении заявлений Председателя Совету следует указывать пункт повестки дня, а в случаях, когда таковой отсутствует, - согласованную формулировку рассматриваемой темы, в рамках которой поручается сделать заявление. Это должно быть отражено в документе Совета, которым распространяется заявление Председателя. Было согласовано, что проект ежегодного доклада Совета Безопасности не должен более издаваться как конфиденциальный документ, а должен представлять собой документ для «ограниченного распространения» в соответствии с общепринятой практикой, применяемой в других органах ООН. Впредь проект доклада решено утверждать на открытом заседании Совета Безопасности, и на этом заседании документ, содержащий проект доклада, должен быть предоставлен в распоряжение заинтересованных делегаций. Была упорядочена и система обработки и классификации огромного массива документации и информации, направляемой Совету Безопасности. Было согласовано, в частности, что начиная с 1 января 1994 г. документы Совета Безопасности будут издаваться в ежегодных сериях. Соответственно первый документ Совета Безопасности за 1994 г. пронумерован «S/1994/1». При этом было решено, что действующая с 1946 г. система нумерации принятых резолюций Совета Безопасности остается без изменений. В рамках усилий по совершенствованию документации Совета Безопасности был произведен обзор перечня вопросов, которые находятся на рассмотрении Совета. Дело в том, что за время более чем полувековой деятельности Совета Безопасности на его рассмотрение было внесено огромное количество вопросов, зачастую потерявших свою актуальность, излишне загромождающих и без того обширную повестку дня Совета и нередко сковывающих его оперативную деятельность. В целях «разгрузки» повестки дня Совета Безопасности, включавшей свыше 200 вопросов, уже 29 ноября 1993 г. было решено из перечня вопросов, находившихся на рассмотрении Совета, исключить 80. В рамках своих дальнейших усилий по совершенствованию документации Совет Безопасности на основании записки Председателя Совета от 30 июля 1996 г.65 постановил, что начиная с 15 сентября 1996 г. вопросы, которые не рассматривались Советом в течение предшествующих пяти лет, будут автоматически исключаться из перечня вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности. Однако тот или иной вопрос будет временно сохранен в перечне вопросов, которые находятся на рассмотрении Совета, если какой-либо член ООН уведомит о своем возражении против его исключения до 15 сентября 1996 г. Если по истечении одного года этот'вопрос так и не будет рассмотрен Советом, то он автоматически исключается. Было также условлено, что исключение того или иного вопроса из перечня вопросов, которые находятся на рассмотрении Совета, не влечет никаких последствий для существа соответствующего вопроса и не затрагивает осуществления государствами-членами их права доводить до сведения Совета Безопасности вопросы в соответствии со статьей 35 Устава ООН. Совет может в любой момент принять решение вклю-чить любой вопрос в повестку дня того или иного своего заседания независимо от того, упоминается он в перечне или нет. В целях обеспечения транспарентности и открытого для всех государств - членов ООН характера деятельности Совета Безопасности было согласовано в соответствии с запиской Председателя Совета 66 от 28 февраля 1994 г., что начиная с 1 марта 1994 г. проекты резолюций Совета, выпускаемые на «синьке», то есть в предварительной форме, будут предоставляться в распоряжение государств, не являющихся членами Совета Безопасности, в ходе консультаций Совета полного состава. Проекты резолюций, выпущенные на «синьке» поздно ночью, будут предоставляться в распоряжение государств, не являющихся членами Совета, на следующий день. Было одобрено решение Секретариата ООН распространять на неофициальных консультациях все заявления для печати, опубликованные Генеральным секретарем или его представителем от его имени в связи с вопросами, представляющими интерес для Совета Безопасности. Чтобы не мешать выступлениям в ходе заседаний Совета Безопасности, делегациям, желающим распространить тексты заявлений, сделанных их представителями, предложено, как это практиковалось в прошлом, распространять их вне зала заседаний Совета. В целях обеспечения гласности и расширения консультаций по вопросам, касающимся операций по поддержанию мира, Совет Безопасности в соответствии с принятым на заседании 28 марта 1996 г. заявлением Председателя Совета принял ряд мер, с тем чтобы еще более укрепить процесс консультаций и обмена информацией со странами, предоставляющими войска. В частности, было решено, что непременно будут проводиться встречи между членами Совета Безопасности, странами, предоставляющими войска, и Секретариатом. Эти встречи должны проходить под председательством Председателя Совета Безопасности, которому будет оказывать поддержку представитель Секретариата. Встречи будут проводиться в кратчайшие возможные сроки и заблаговременно - до принятия Советом решений о продлении, или прекращении действия, или существенном изменении мандата конкретной операции по поддержанию мира. Будет продолжена сложившаяся практика приглашения на эти встречи государств-членов, которые вносят в проведение операций по поддержанию мира особый вклад, например, вносят взносы в целевые фонды, обеспечивают материально-техническое снабжение и поставку оборудования. Эти встречи будут проводиться в дополнение к встречам, проводимым и созываемым Секретариатом для стран, предоставляющих войска. Важные меры по дальнейшей демократизации, обеспечению транспарентности и большей информированности о проводимых заседаниях Совета Безопасности были предложены рабочей группой Совета по документации и процедурным вопросам. В заявлении Председателя Совета Безопасности от 16 декабря 1994 г.67 отмечалось, что члены Совета Безопасности высказались в поддержку предложения о более активном использовании практики проведения открытых заседаний Совета Безопасности. В рамках усилий по улучшению движения информации и обмена мнениями между членами Совета и другими государствами - членами ООН Совет Безопасности заявил о своем намерении активнее прибегать к проведению открытых заседаний, в частности на ранних этапах рассмотрения того или иного вопроса. Решение о проведении публичных заседаний такого рода будет приниматься Советом отдельно в каждом конкретном случае. В ходе дальнейшего рассмотрения вопроса о транспарентности деятельности Совета Безопасности были приняты конкретные меры. В записке Председателя Совета от 30 декабря 1999 г., в частности, отмечалось, что члены Совета согласились рекомендовать Генеральному секретарю делать заявления, когда Генеральный секретарь считает это целесообразным, на открытых заседаниях Совета. Члены Совета приветствовали также недавно принятые меры к тому, чтобы на заседаниях Совета сотрудники Секретариата проводили брифинги. Члены Совета подтвердили свое мнение о необходимости более активного использования практики проведения открытых заседаний и согласились с тем, что им следует предпринимать все усилия для определения того, какие вопросы, включая ситуации, затрагивающие конкретные страны, было бы полезно рассматривать на открытых заседаниях Совета, в частности на одном из ранних этапов рассмотрения того или иного предмета. В соответствии с запиской Председателя Совета от 30 июня 1993 г.67 была достигнута договоренность о том, что Совету Безопасности следует уделять внимание новым способам предоставления информации государствам, не являющимся членами Совета, чтобы совершенствовать практику в этом отношении. Члены Совета согласились с тем, что впредь, если нет договоренности об ином, Председатель Совета дол-Жен предоставлять проекты резолюции и проекты заявлений Председателя государствам, не являющимся членами Совета, сразу же после того, как они вносятся на рассмотрение в рамках неофициальных консультаций полного состава. Порядок распространения проектов резолюций, выпускаемых в виде «синьки», в соответствии с запиской от 28 февраля 1994 г. останется неизменным. Было также подчеркнуто, что подготовка резолюций и заявлений Председателя Совета должна быть организована таким образом, чтобы в ней могли принимать полноценное участие все члены Совета. Члены Совета отметили важность проведения Председателем брифингов для государств, не являющихся членами Совета. Они согласились с тем, что такие брифинги должны быть предметными и подробными и охватывать элементы, доводимые Председателем до сведения прессы. Они также согласились с тем, что такие брифинги должны проводиться вскоре после завершения неофициальных консультаций полного состава и по мере возможности обеспечиваться устным переводом. Члены Совета призвали также Генерального секретаря своевременно предоставлять замечания о полевых операциях, распространяемые среди членов Совета, государствам, не являющимся членами Совета. Стремясь еще более содействовать транспарентности работы Совета Безопасности, члены Совета согласились использовать ряд вариантов проведения заседаний, из которых они могут выбрать один как наилучшим образом содействующий обсуждению конкретного вопроса. Признавая, что Временные правила процедуры Совета Безопасности и их собственная практика обеспечивают им в значительной степени гибкость в выборе оптимальных способов организации заседаний, члены Совета договорились, что заседания Совета Безопасности могут проводиться, в частности, в следующих формах: Открытые заседания - для принятия Советом решений, в которых в соответствии с Уставом ООН могут участвовать государства - члены ООН, не являющиеся членами Совета Безопасности; - для проведения, в частности, брифингов, тематических прений и ознакомительных обсуждений, в которых в соответствии с Уставом ООН могут участвовать государства - члены ООН, не являющиеся членами Совета Безопасности. Закрытые заседания - для проведения брифингов и других обсуждений, на которых могут присутствовать любые заинтересованные государства-члены; - для того, чтобы дать возможность присутствовать на них определенным государствам-членам, интересы которых, по мнению Со- вета, в особой степени затрагиваются обсуждаемым вопросом, например сторонам какого-либо конфликта; - для того, чтобы позволить Совету Безопасности проводить такую работу, в которой могут участвовать только члены Совета Безопасности, например назначение Генерального секретаря. Полезное нововведение было согласовано Советом Безопасности в соответствии с запиской Председателя Совета от 28 февраля 2000 г.69 В частности, в записке содержится решение о приглашении только что избранных членов Совета в случае поступления от них соответствующей просьбы в качестве наблюдателей на неофициальные консультации членов Совета на протяжении одного месяца, непосредственно предшествующего началу периода их членства (то есть с 1 декабря), чтобы они могли ознакомиться с деятельностью Совета Безопасности. Члены Совета согласились с тем, что каждая из этих делегаций должна быть представлена на уровне постоянного представителя или его заместителя. С этой целью каждой делегации будет отведено одно место в боковой части зала консультаций. Для преодоления трудностей и неудобств, вызываемых сбором копий заявлений вне зала заседаний Совета, был установлен четкий порядок распространения заявлений. В соответствии с запиской Председателя от 31 марта 2000 г.70 было решено, что тексты заявлений, которые делаются на заседании Совета Безопасности, будут по просьбе делегации, делающей заявление, распространяться Секретариатом в зале заседаний Совета среди членов Совета и других государств - членов и постоянных наблюдателей ООН, присутствующих на заседании. Любая делегация, обращающаяся с просьбой распространить свое заявление, должна достаточно заблаговременно до выступления с заявлением направить в Секретариат не менее 200 его копий. В тех случаях, когда делегация направляет в Секретариат менее 200 копий своего заявления, эти копии будут помещаться вне зала заседаний Совета в конце заседания. Делегациям предлагается не распространять в ходе заседания заявления в ином порядке. Был согласован основной порядок, в соответствии с которым Председатель Совета Безопасности в силу своего статуса осуществляет действия по доведению до заинтересованных сторон решений Совета Безопасности от имени и по поручению членов Совета Безопасности. Было достигнуто и общее понимание о том, что устные заявления Председателя Совета Безопасности для прессы, в том числе в качестве элементов пресс-релизов ООН, издаются под его ответственность. Была согласована и проблема с устными заявлениями Председателя Совета Безопасности для прессы. Было решено, в частности, что те устные заявления для прессы, которые текстуально согласовываются членами Совета Безопасности, должны издаваться в качестве пресс-релизов, и такая практика уже применяется. Кроме того, было решено прилагать их к ежемесячным отчетам по итогам председательства, которые, как известно, становятся затем частью ежегодного отчета Совета Безопасности Генеральной Ассамблее. При этом было достигнуто понимание, что никакого особого решения по поводу включения в ежемесячные отчеты Председателя положений устных заявлений для прессы не требуется, поскольку эти отчеты составляются членами Совета Безопасности в их национальном качестве уже по истечении их председательства. Такие отчеты - дело добровольное, и их подготовка оставлена на усмотрение председательствующей в соответствующем месяце делегации. Как и любой орган ООН, Совет Безопасности в ходе многолетней деятельности выработал свои формы и процедуры рассмотрения включенных в его повестку дня вопросов и их надлежащего решения. Среди них важное место занимают закрытые консультативные заседания членов Совета Безопасности, на которых в предварительном порядке обсуждаются различные подходы членов Совета к соответствующему вопросу и отдельным его аспектам в целях нахождения областей согласия и возможного согласования позиций членов по ним. Это нормальная процедура работы органа, призванного согласно Уставу ООН обеспечить быстрые и эффективные действия от имени Организации. Такие неофициальные консультации проводятся в интересах дела и не имеют ничего общего с приписываемыми иногда некоторыми странами членам Совета Безопасности намерениями якобы скрыть что-то от всех государств - членов ООН, сохранить в тайне «закулисную» сторону рассматриваемого вопроса и избежать «транспарентности». Таким образом, неофициальные консультации являются нередко необходимым и, как показывает опыт, эффективным и полезным этапом рассмотрения в Совете Безопасности вопроса, включенного в его повестку дня. Что касается выдвигаемого некоторыми странами требования обеспечения «транспарентности» закрытых консультативных заседаний Совета Безопасности, то следовало бы иметь в виду, во-первых, что в ходе таких заседаний высказываются сугубо предварительные оценки и позиции членов Совета, которые затем в соответствии с указа- ниями правительств могут и меняться. Поэтому оглашение публично таких предварительных позиций вряд ли служило бы целям оперативного рассмотрения и решения в Совете Безопасности вопроса, который иногда требует принятия немедленных и эффективных мер. Во-вторых, в ходе последующего рассмотрения такого вопроса и принятия решения по нему на открытом заседании Совета Безопасности полностью «раскрывается» позиция каждого из членов Совета, что и находит свое отражение в выступлениях и результатах голосования. Другими словами, открытость деятельности Совета обеспечивается полная, и каждое государство-член имеет возможность либо выслушать, либо получить точную информацию о позиции любого члена Совета Безопасности из стенографических отчетов. В этой связи выдвигаемые некоторыми странами предложения о более частом созыве открытых официальных заседаний Совета Безопасности для проведения дискуссии и проработки вопросов, стоящих в повестке дня Совета, с участием всех членов ООН представляются полезными. Вместе с тем при рассмотрении этих предложений следовало бы учитывать ряд моментов уставного и процедурного порядка. Как известно, Устав ООН, в отличие от Статута Лиги Наций, предусматривает четкое разграничение компетенции двух главных органов ООН - Совета Безопасности и Генеральной Ассамбли, зафиксированное, в частности, в его статьях 11 и 12, что служит немаловажным фактором обеспечения упорядоченной работы и эффективности каждого из этих органов. Предложения вызывают и сомнения процедурного плана. Например, встают вопросы, какие правила процедуры будут действовать на таких официальных открытых заседаниях Совета Безопасности, кто будет иметь право вносить проекты возможных решений, каков порядок их принятия, какова их юридическая сила, какова процедура их имплементации и др. Другими словами, может возникнуть много вопросов международно-правового и процедурного характера, ответы на которые будет чрезвычайно трудно, а то и невозможно найти. Далее, возможность обсуждать любые вопросы и выслушать мнения и соображения по ним всех без исключения членов ООН предоставляет Генеральная Ассамблея, сессии которой, в отличие от прошлого, могут быть возобновлены в течение всего календарного года. Кроме того, в соответствии с правилами процедуры могут быть созваны специальные, а в экстренных случаях чрезвычайные специальные сессии Гене- ральной Ассамблеи. На таких сессиях вопросы могут быть не только обсуждены, но по ним могут быть приняты и резолюции с соответствующими рекомендациями, в том числе и Совету Безопасности. В этих обстоятельствах вряд ли стоило бы формализовать подобные предложения, ибо главная их цель - выслушать мнения других членов ООН и таким образом «улучшить связь» между ними и Советом Безопасности - вполне реализуема в рамках действующих правил процедуры Генеральной Ассамблеи. Больше того, это послужит и укреплению взаимодействия между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей. Не существует непреодолимых препятствий для заслушивания мнений членов ООН и в ходе рассмотрения вопросов в Совете Безопасности. Уже давно сложилась практика, когда согласно правилам 37 и 39 Временных правил процедуры Совета Безопасности любой член ООН может быть приглашен принять участие без права голоса в обсуждении любого вопроса, внесенного в Совет Безопасности. Уже имеется много примеров, когда в обсуждении вопросов в Совете Безопасности принимают участие практически все члены ООН, изъявляющие такое желание. Рассмотрение правового положения Совета Безопасности показывает, что этот орган обладает исключительно обширными возможностями и средствами предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств различных систем. Коренное улучшение деятельности Совета Безопасности, повышение его эффективности, несомненно, содействовали бы дальнейшему усилению действенности Организации Объединенных Наций в целом и росту ее международного авторитета и влияния, а тем самым послужили бы необходимым вкладом в дело обеспечения прочного мира на Земле. За послевоенный период не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которое бы не обращалось внимание Совета Безопасности, причем значительное число их (по некоторым оценкам, свыше 300 за период с 1946 по 2000 г.) стали предметом рассмотрения на заседаниях Совета. Результаты деятельности Совета Безопасности могут служить в определенной степени критерием плодотворности, эффективности работы ООН, равно как и показателем значения и влияния Организации. И это не случайно, ибо оттого, насколько эффективно и плодотворно протекала деятельность Совета Безопасности, зависе- до и зависит в первую очередь успешное выполнение Организацией всех других возложенных на нее Уставом целей и задач. При всех своих недостатках Совет Безопасности является, бесспорно, важным инструментом международного сотрудничества, несущим в ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности своей деятельностью содействовал разрядке международной напряженности, успешному разрешению многих сложных международных проблем. Даже тогда, когда проблемы и не были решены, само обсуждение вопроса позволило выяснить и определить позиции и мнения различных государств по коренным вопросам современности, способствуя в ряде случаев сближению точек зрения (например, обсуждение вопроса о выводе французских и английских войск из Сирии и Ливана в 1946 г., рассмотрение вопроса о возвращении Индии территорий Гоа, Даман и Диу в 1961 г., урегулирование карибского кризиса в 1962 г., предоставление независимости Бахрейну в 1970 г. и Зимбабве в 1980 г. и др.). Совет Безопасности играет большую роль в активизации и мобилизации мирового общественного мнения на решение жизненно важных вопросов обеспечения международного мира и безопасности. Однако следует подчеркнуть, что западные государства, и прежде всего США, нанесли значительный ущерб деятельности основного политического органа ООН. Начиная с 1950 г. Совет Безопасности практически отошел от обсуждения вопросов разоружения, сокращения и регулирования вооружений, хотя эта важнейшая функция специально возложена на него Уставом ООН. Совет Безопасности все еще не выполнил возложенную на него задачу по созданию вооруженных сил на основе статьи 43 Устава. Деятельность постоянного органа Совета Безопасности - Военно-штабного комитета - была сорвана, как отмечалось выше, вследствие обструкционистской политики западных стран. Интенсивность работы Совета Безопасности снизилась, что нашло свое отражение в уменьшении как количества заседаний, так и числа важных международных вопросов, разбираемых Советом. Рассмотрение некоторых из них искусственно затягивалось западными государствами (например, только на рассмотрение двух вопросов - положения на Ближнем Востоке и в Южной Африке - Совет Безопасности потратил в течение всей своей деятельности больше половины рабочего времени). Сложившееся в Совете Безопасности проамериканское большинство западных стран препятствовало рассмотрению весьма важных международных проблем, злоупотребляло правилами процедуры и сорвало принятие ряда конструктивных предложений миролюбивых государств. Так, за период 1946-1970 гг. «механическим большинством» Совета Безопасности под нажимом США было отклонено свыше 100 проектов резолюций, поправок и предложений, внесенных представителями Советского Союза и других социалистических государств. Под влиянием принципиальной и последовательно миролюбивой политики России и других стран роль и авторитет Совета Безопасности в деле поддержания международного мира постепенно росли и укреплялись. Значение Совета Безопасности в современном мире еще больше повысилось в связи с расширением численного состава этого органа в 1966 г. до 15 членов путем увеличения представительства в нем независимых стран Азии, Африки и Латинской Америки. В последнее время наметились определенные изменения и в характере деятельности Совета: при рассмотрении и обсуждении фактической стороны спора между государствами или ситуаций, представляющих угрозу международному миру и безопасности, Совет уже не ограничивается анализом фактов и разбором политических обстоятельств возникновения спора или ситуации, а все чаще дает в своих решениях международно-правовую оценку спора или ситуации и позиций государств, интересы которых затронуты такой ситуацией или спором. В течение более чем 50-летнего периода своей деятельности Совет Безопасности применял самые разные формы и методы разрешения стоявших перед ним проблем. В одних случаях он ограничивался принятием резолюций, в которых сторонам в споре предлагалось принять определенную процедуру или воздерживаться от применения силы при разрешении конфликта, в других - назначал Комиссию по расследованию спора, посылал наблюдателей в пограничный район, осуждал действия государств-агрессоров и требовал положить конец военным действиям в соответствующем районе. В результате действий, предпринимавшихся Советом Безопасности, ООН в прошлом содействовала преодолению ряда острых международных кризисов. В соответствии с решениями Совета Безопасности много раз прекращались вооруженные конфликты в различных регионах мира. Среди полезных решений Совета Безопасности, касающихся поддержания мира, - решения по ближневосточному вопросу, о санкциях в отношении расистского режима Южной Родезии, о мерах в отношении расистов ЮАР и португальских колонизаторов, резолюция 353 от 29 июля 1974 г. о немедленном прекращении военной интервенции на Кипре. Об активизации усилий Совета Безопасности в вопросах, касающихся поддержания мира, свидетельствуют проведение в 1970 г. первого периодического заседания; направление миссий Совета Безопасности в Гвинею (1970 г.), Сенегал (1971 г.), Бенин (1977 г.), Анголу (1985 г.) в связи с агрессией колонизаторов против этих стран; принятие и содействие осуществлению плана по предоставлению подлинной независимости Намибии (резолюция 435 (1978)); решение о размещении в 1978 г. по просьбе правительства Ливана Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ); создание сил ООН по наблюдению за разъединением в сирийско-израильском секторе; принятие в 1982 и 1986 гг. решений с требованием полного вывода вооруженных сил Израиля с территории Ливана; принятие резолюций 552 (1984), 582 (1986) и 598 (1987) об урегулировании ирано-иракского конфликта и обстановки в Персидском заливе. Россия последовательно выступает за повышение эффективности Совета Безопасности, на что был направлен ряд предложений, вносившихся ею на рассмотрение ООН. Россия исходит из того, что в процессе повышения эффективности функционирования системы международной безопасности мир будет обеспечиваться исключительно Организацией Объединенных Наций, ее Советом Безопасности на основе строгого соблюдения принципов и положений Устава ООН. Более того, по мере продвижения человечества к безъядерному, ненасильственному миру должна существенно нарастать действенность ООН, ее Совета Безопасности, потребуется решительно повысить авторитет и роль ООН, а также ее центрального политического органа. Именно на это нацелены предложения России, предусматривающие, в частности, созыв при открытии очередной сессии Генеральной Ассамблеи заседания Совета Безопасности на уровне министров иностранных дел для общей оценки международного положения и совместного поиска эффективных путей его улучшения, проведение заседаний Совета Безопасности в районах трений и напряженности, направление специальных миссий Совета в районы существующих и потенциальных конфликтов, что способствовало бы укреплению его авторитета и повышению эффективности принимаемых им решений. Россия выступает за укрепление роли ООН как стержня всей системы международного правопорядка и Совета Безопасности ООН как единственного органа, компетентного принимать решения о применении силы и угрозы силой в соответствии с Уставом ООН. По твердому убеждению России, ни одна региональная организация или субрегиональная структура не вправе брать на себя роль «мирового жандарма» и присваивать себе функции и прерогативы, закрепленные Уставом ООН за Советом Безопасности. Россия рассматривает ООН и ее Совет Безопасности как ключевое звено международной системы и как единственный форум, где могут не навязываться с помощью давления, а демократически разрабатываться нормы международного правосознания и правовой государственности и где роль суверенных государств не только не умаляется, а, наоборот, всячески утверждается и возвеличивается, а сами государства становятся самой влиятельной и движущей силой всего переговорного и нормотворческого процесса и продвижения человечества к миру и процветанию. Характеризуя роль Совета Безопасности в XXI в., главы государств и правительств пяти постоянных членов Совета в своем впервые принятом заявлении от 7 сентября 2000 г.71 по итогам встречи в Нью-Йорке заявили, что, вступая в следующее столетие, они обязуются вместе со всеми членами ООН укреплять Организацию Объединенных Наций, поддерживать авторитет Совета Безопасности и защищать цели и принципы Устава ООН. Неся в соответствии с Уставом ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, Совет Безопасности и, в частности, его постоянные члены жизненно заинтересованы в обеспечении того, чтобы ООН была оснащена для преодоления вызовов, с которыми она сталкивается. Поэтому постоянные члены обязались укреплять оперативные возможности Совета Безопасности в данной области, чтобы ООН в XXI в. стала более сильной, эффективной и действенной, чем когда-либо ранее, и чтобы ООН играла ключевую роль в XXI в. в качестве единственной действительно универсальной организации с точки зрения как ее мандата, так и членского состава.
|