Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции и полномочия Совета Безопасности
Совет Безопасности выделяется среди других главных органов ООН не только характером принимаемых им решений, но и самим масштабом его функций и полномочий. В связи с рассмотрением компетенции Совета Безопасности необходимо указать, что в западной юридической и политической литературе делались и делаются попытки исказить и извратить истинный смысл и характер функций и полномочий этого органа. Так, Г. Кельзен считает, что функции Совета Безопасности следует делить на «обязательные» и «необязательные». «Обязательные» функции - это те, которые Совет Безопасности согласно Уставу обязан выполнять, а «необязательные» - те, которые он может и не выполнять. Право вето, по мнению Г. Кельзена, должно применяться только при осуществлении «необязательных» функций36. Очевидно, что с делением функций Совета Безопасности такого рода согласиться нельзя. Оно является прямым подкопом под основной принцип деятельности этого органа - принцип принятия согласованных решений постоянными членами Совета Безопасности. В общей форме компетенция Совета Безопасности изложена в статье 24 (пп.1 и 2) Устава. Согласно этой статье, члены Организации Объединенных Наций «возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности», и при исполнении своих обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности «действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций». Таким образом, на Организацию Объединенных Наций и ее важнейший орган - Совет Безопасности возложена «главная», но не «исключительная» ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Это оз- начает, что Устав ООН не исключает и даже прямо предполагает возможность использовать помимо ООН и ее Совета Безопасности другие формы и средства предотвращения и устранения угрозы всеобщему миру, содействия мирному урегулированию международных споров (например, встречи на высшем уровне, дипломатические переговоры, посредничество, созыв международных конференций и т.д.). Хотя на Совет Безопасности и не возложена исключительная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, это не означает, что государство - член ООН имеет право прибегать по своему усмотрению к принудительным действиям против другого государства и не представлять возникший спорный вопрос на рассмотрение Совета Безопасности или может действовать в обход Совета Безопасности. Но именно таким неубедительным и необоснованным предлогом воспользовались, например, некоторые американские юристы, стараясь хоть как-то обосновать «правомерность» установления Соединенными Штатами «карантина» (то есть фактически объявления морской блокады) у берегов Республики Куба в октябре 1962 г.37, организации вооруженной интервенции против Доминиканской Республики в 1965 г., агрессии против Гренады в 1983 г. и агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии в 1999 г. Несостоятельность аргументации подобного рода совершенно очевидна. Определенные специфические функции и полномочия Совета Безопасности изложены в различных главах Устава ООН (в частности, в гл. VI, VII, XII). Важнейшие полномочия предоставлены Совету Безопасности в связи с возложенной на него главной ответственностью за сохранение и восстановление международного мира и безопасности. Некоторые западные юристы и политики полагают, что Совет Безопасности в урегулировании разногласий между государствами и предотвращении угрозы миру или актов агрессии обладает чуть ли не полной «свободой действий»38. Такого рода утверждения не соответствуют действительности. Уже в самом Уставе ООН предусмотрены определенные изъятия из принципа «всеобщей юрисдикции» Совета Безопасности. Прежде всего, не все споры и ситуации являются предметом разбирательства Совета Безопасности, а только те, которые представляют или могут представлять угрозу международному миру и безопасности. Совет Безопасности не имеет права вмешиваться «в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», и само го- сударство не обязано представлять такие дела на рассмотрение Совета Безопасности (п. 7 ст. 2). В частности, Совет Безопасности лишен права проводить на основании статьи 34 Устава расследование для определения того, входит тот или иной вопрос по существу во внутреннюю компетенцию государства, а может лишь проводить расследование со строго определенной целью, а именно: не может ли продолжение данного спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Следует отметить, правда, что указанный принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, не затрагивает применения Советом Безопасности принудительных мер на основании главы VII Устава. Устав ООН предусматривает (ст. 51), что члены ООН имеют право в порядке индивидуальной или коллективной самообороны применить вооруженную силу для отражения вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Устав ООН предусматривает также, что споры между государствами юридического характера должны, как правило, передаваться в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда. Наконец, Совет Безопасности не имеет права требовать от члена ООН предоставления вооруженных сил иначе, как на основании заключенного между этим государством и Советом Безопасности соглашения. Равным образом Совет Безопасности не может требовать предоставления вооруженных сил сверх размеров, указанных в соглашении. Это весьма серьезное ограничение компетенции Совета Безопасности. Из сказанного вытекает одна существенная особенность правового положения Совета Безопасности - его функции и полномочия по сохранению и поддержанию международного мира и безопасности определены в договорном порядке и не могут быть произвольно изменены и видоизменены. Совет Безопасности не свободен в выборе средств для достижения поставленной перед ним основной цели сохранения и поддержания международного мира и безопасности и обязан действовать строго в пределах функций и полномочий, указанных в соответствующих разделах Устава. Точка зрения западных юристов и политиков, считающих, что Устав якобы «позволяет ООН совершать любое действие, в отношении которого договорилось достаточное количество членов, особенно при согласии постоянных чле- нов Совета Безопасности»39, не имеет под собой ни юридических, ни фактических оснований. В распоряжение Совета Безопасности Уставом ООН предоставлен обширный арсенал средств и мер для выполнения им главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности. Полномочия и функции в этой сфере деятельности Совета Безопасности делятся на три основные группы: полномочия, связанные с мирным разрешением споров между государствами, полномочия, связанные с действиями в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии, и, наконец, полномочия, относящиеся к созданию системы регулирования вооружений и разоружения. В Уставе ООН функциям и полномочиям Совета по мирному урегулированию международных споров и ситуаций посвящена специальная глава VI (ст. 33-38). Прежде всего, Устав возлагает на членов ООН обязательство стараться разрешать свои споры путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража, обследования, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или иными мирными средствами по своему выбору (п. 1 ст. 33). Совет Безопасности имеет право, когда он сочтет это необходимым, потребовать от сторон разрешения спора с помощью таких средств (п. 2 ст. 33). Примером может служить резолюция Совета Безопасности 395 от 25 августа 1976 г., в которой Совет Безопасности призвал правительства Греции и Турции возобновить прямые переговоры по поводу их разногласий. Другим примером является резолюция Совета Безопасности 562 от 10 мая 1985 г., в которой содержится призыв к правительствам США и Никарагуа «возобновить диалог, который они вели в Мансанильо (Мексика) с целью достижения соглашений, содействующих нормализации их отношений и разрядке в регионе». Помимо традиционных методов урегулирования споров и разногласий между государствами, известных международному праву уже давно, Устав указывает и на специфические способы урегулирования самим Советом Безопасности. Особенность содержащихся в Уставе ООН методов разрешения споров и ситуаций состоит в том, что они не представляют собой взаимоисключающих или противоречащих один другому способов, а, наоборот, взаимно дополняют друг друга. Совет Безопасности имеет возможность выбирать и применять наиболее подходящие для того или иного спора методы урегулирования в зависимости от конкретной обстановки, а это, в свою очередь, повышает его гибкость и маневренность. Компетенция Совета Безопасности по вопросам мирного разрешения споров определена весьма широко. Он имеет право вмешиваться в любой спор или ситуацию, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Возможен случай, когда характер той или иной ситуации или спора не ясен для Совета Безопасности. Совет Безопасности имеет право согласно статье 34 провести расследование любой ситуации и спора, чтобы определить, не может ли продолжение данного спора или ситуации угрожать поддержанию всеобщего мира и безопасности. Расследование может производиться самим Советом Безопасности или назначенным им вспомогательным органом по инициативе члена ООН, Генерального секретаря, самого Совета Безопасности или даже государства - не члена ООН, если это государство является стороной в споре и примет на себя обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные Уставом ООН. При этом, как указывал советский представитель на одном из первых заседаний Совета Безопасности, расследование по смыслу статьи 34 начинается уже с любого выяснения фактов, осуществляемого Советом с помощью вспомогательного органа40, хотя западные страны и стремились доказать, что Совет Безопасности может учредить вспомогательный орган не только для проведения расследования того или иного спора или ситуации, но и просто для сбора фактов и выяснения действительного положения дел. На практике Совет Безопасности довольно часто действовал в соответствии со статьей 34 Устава ООН. Так, в 1979 г. Совет Безопасности образовал комиссию в составе трех членов (Португалии, Боливии и Замбии) для рассмотрения положения, связанного с созданием израильских поселений на оккупированных с 1967 г. арабских территориях. В своей резолюции 496 от 15 декабря 1981 г. Совет Безопасности постановил направить комиссию в составе трех членов Совета (Ирландии, Панамы и Японии), для того чтобы расследовать происхождение, подоплеку и финансирование агрессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Острова. В ряде случаев формирование миссий ООН по расследованию фактических обстоятельств брал на себя Генеральный секретарь ООН. Практика показывает, что решения о составе миссий ООН по установлению фактов нередко принимаются Генеральным секрета- рем ООН без консультаций с Советом Безопасности. Обычно в состав таких миссий включались лично известные в Секретариате ООН люди, отобранные на основе критериев профессиональной квалификации, объективности и беспристрастности. При этом предпочтение отдается представителям стран, оказывающих активную поддержку, участвующих в миротворческих операциях и предоставляющих гуманитарную помощь, в том числе и финансовую, странам, куда направляется миссия, но не имеющих там крупных политических и экономических интересов. Это, разумеется, не относится к миссиям Совета Безопасности, состав которых формируется из состава членов Совета Безопасности. По негласной традиции представители постоянных членов Совета Безопасности не входили в состав такого рода миссий вплоть до 1992 г., когда впервые в состав миссии в Анголу вошли Россия и США. После этого представители постоянных членов, в том числе и Россия, принимали участие в миссиях Совета Безопасности в бывшей Югославии, Мозамбике, Бурунди, Сомали и др. После появления этой практики путем направления одной миссии в 1992 г., в 2000 г. было направлено уже пять миссий в Эритрею и Эфиопию, Демократическую Республику Конго, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор и Индонезию и для выполнения резолюции 1244 (1999) Совета Безопасности по Косово, а в 2001 г. Совет направил свои миссии в Демократическую Республику Конго и другие страны этого региона, а также в Косово. Все это содействовало повышению эффективности работы Совета Безопасности. В отношении правовой силы решений Совета Безопасности по проведению расследования имеются две позиции. Советский Союз неоднократно высказывал ту точку зрения, что все решения, принимаемые в соответствии с главой VI, включая решения по проведению расследования, являются по существу рекомендациями41 и что согласно Уставу государство не обязано выполнять такое решение, если оно считает, что деятельность органа по расследованию несовместима с его суверенными правами. Государство, которое не выполняет рекомендаций, несет только моральную ответственность. Расследование имеет здесь строго целевое назначение - определить, может ли продолжение данного спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Полномочия органа по расследованию исчерпываются, когда он придет на основе расследования к определенному заключению. Противоположной точки зрения придерживаются западные страны (США, Франция, Англия, Бельгия и др.), которые считают, что решения Совета Безопасности о проведении расследования имеют обязательную силу и должны быть выполнены независимо от желания государства, в котором должно быть проведено расследование42. Западные страны неоднократно стремились использовать предоставленное Совету Безопасности право на расследование в целях грубого вмешательства во внутренние дела других государств, проведения различного рода «инспекций», «проверок». Все эти попытки встречали самый решительный и энергичный отпор со стороны Советского Союза и других миролюбивых стран и не раз отвергались Советом Безопасности. Создание вспомогательного органа по проведению расследования спора или ситуации является вопросом существа и требует применения принципа единогласия. Многие западные авторы пытаются доказать, что Совет Безопасности может якобы провести расследование, используя для этой цели комиссию по расследованию, созданную на основании статьи 29 Устава ООН, и что таким образом можно избежать применения принципа единогласия при принятии решения о проведении расследования43. Такого рода утверждения лишены всякого основания, поскольку они не вытекают из Устава ООН и противоречат пункту 4 части 1 Заявления четырех держав на конференции в Сан-Франциско. Если стороны в споре не решили его методами, указанными в статье 33, и если Совет Безопасности определит, что продолжение спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора или ситуации такого же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы его урегулирования (п. 1 ст. 36). Делая рекомендации на основании статьи 36, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда (п. 2 ст. 36). Так, действуя на основе этой статьи, Совет Безопасности в своей резолюции 22 от 9 апреля 1947 г. рекомендовал правительствам Великобритании и Албании немедленно передать спор, возникший между ними в связи с инцидентом в проливе Корфу, Международному Суду в соответствии с положениями Статута Суда. Если стороны в споре, имеющем характер, отмеченный в статье 33, не разрешат его с помощью указанных в этой статье средств, они пере- дают его в Совет Безопасности (п. 1 ст. 37). В соответствии с пунктом 2 статьи 37, если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора реально могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он решает, действовать ли ему на основании статьи 36 или рекомендовать такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими. В практике Совета Безопасности к числу решений, принятых на основании этой статьи, можно отнести, например, резолюцию 242 от 22 ноября 1967 г. о принципах установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке и резолюцию 435 от 29 сентября 1978 г. об обеспечении скорейшего достижения независимости Намибией с помощью свободных выборов под наблюдением и контролем ООН. Наконец, Совет Безопасности может согласно статье 38 делать рекомендации в отношении любого спора, затрагивающего или не затрагивающего международный мир и безопасность, если все стороны просят его об этом. В практике Совета Безопасности такого рода просьб от сторон в споре до сих пор не поступало. Таковы функции и полномочия Совета Безопасности в сфере мирного урегулирования споров и разногласий между государствами. Рассмотрение компетенции Совета Безопасности по мирному разрешению споров показывает, что в одних случаях (п. 2 ст. 33, ст. 34, п. 1 ст. 36 Устава) его компетенция не зависит от волеизъявления сторон в споре, в других случаях (п. 1 ст. 33, ст. 37 и 38) осуществление этой компетенции находится в прямой зависимости от усмотрения сторон в споре. Следует подчеркнуть также другую важную особенность компетенции Совета Безопасности в соответствии с главой VI Устава ООН. Совет Безопасности не имеет права принимать обязательные для сторон решения и тем более навязывать силой условия разрешения споров, хотя попытки такого рода и предпринимались США и другими западными странами не один раз на протяжении деятельности Совета Безопасности. Устав ООН проводит определенное различие между понятиями «спор» и «ситуация». Согласно пункту 3 статьи 27 постоянный член Совета обязан воздержаться от голосования при принятии решения на основании главы VI, когда он является стороной в споре, но не тогда, когда его интересы затронуты ситуацией, не имеющей характера спора. Вопрос о том, имеет ли Совет Безопасности дело со спором или с ситуацией, решается на основе принципа единогласия. В практике Совета Безопасности не было случаев, когда он проводил бы голосование для определения того, имеет место спор или ситуация. Но в практике были случаи (свыше 10), когда члены Совета Безопасности воздерживались от голосования в силу требований пункта 3 статьи 27 (например, Великобритания по резолюции 22 от 9 апреля 1947 г., Индия по резолюции 91 от 30 марта 1951 г. и др.). Характерной чертой компетенции Совета Безопасности по мирному разрешению споров является и то, что не все споры и ситуации являются предметом его рассмотрения, а только те, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Осуществление Советом Безопасности функций по мирному разрешению споров может повлечь за собой определенные политические последствия для сторон в споре. Поэтому Устав специально предписывает, что Совет Безопасности выполняет эти функции при условии невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, а члены ООН не обязаны представлять такие дела на разрешение Совета Безопасности (п. 7 ст. 2). И поэтому решения на основании главы VI, например, о проведении расследований (ст. 34), резолюции, призывающие стороны в споре разрешить свой спор мирными средствами (п. 2 ст. 33), резолюции, рекомендующие условия разрешения спора (п. 2 ст. 37) и другие принимаются Советом Безопасности только на основе принципа единогласия. В этой связи становится очевидной несостоятельность утверждений некоторых западных юристов и политиков, которые возражают против применения принципа единогласия при принятии Советом Безопасности решений на основании главы VI. Они рассуждают следующим образом: поскольку Совет Безопасности может только рекомендовать надлежащую процедуру мирного урегулирования, а, соответственно, государства не обязаны выполнять ее, то нет, мол, логики в том, что постоянный член может наложить вето на такую рекомендацию. Ошибочность подобного рода аргументации ясно видна, если принимать во внимание специфический характер не только правового положения самого Совета Безопасности, но и даваемых этим органом рекомендаций, которые могут явиться, как указывалось еще в Заявлении четырех держав от 7 июня 1945 г., «первым шагом в направлении действия, от которого Совет Безопасности сможет уклониться только с риском не выполнить лежащие на нем обязанности»44. В случае если спор или ситуация, имеющие характер, указанный в статьях 33 и 34, не будут урегулированы мирным путем (в соответ- ствии с главой VI Устава ООН) и Совет Безопасности определит, что данный спор представляет угрозу миру, или если будет установлено наличие угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, Совет Безопасности уполномочивается Уставом ООН на совершение коллективных принудительных действий от имени членов Организации, имеющих целью предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии или других нарушений мира. Специфические полномочия Совета Безопасности, перечисляемые в главе VII Устава (ст. 39-43, 45 и др.), характеризуют его в качестве центрального органа, главнейшего элемента всей системы коллективной безопасности Организации Объединенных Наций. Согласно статье 39 Устава Совет Безопасности может делать рекомендации и принимать коллективные меры только после того, как он определит наличие угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В этом проявляется одна из существенных особенностей правового положения Совета Безопасности по сравнению, например, с Советом Лиги Наций. Статут Лиги Наций (ст. 16), хотя и предоставлял Совету право определять наличие нарушения каким-либо государством Статута и рекомендовать на основании этого членам Лиги военные меры, фактически оставлял на усмотрение ее членов определение вида и размера принудительных действий против агрессора, что не могло не приводить и на практике приводило к разобщению усилий Лиги по борьбе с агрессией и к полной ее беспомощности. В отличие от Статута Лиги Наций Устав ООН обязанность противодействовать угрозе миру или нарушениям мира возлагает на центральный орган Организации, который и принимает принудительные меры от имени членов ООН как единого целого. Это, несомненно, усиливает оперативность и эффективность мер, принимаемых против того или иного нарушившего мир государства. В Уставе ООН не определяются конкретно вид и характер рекомендаций по статье 39. Однако большинство комментаторов Устава считают, что Совет Безопасности может принять любые рекомендации, в том числе и те, которые указаны в главе VI (п. 1 ст. 36, п. 2 ст. 37 и др.). Проводимое некоторыми западными юристами и политиками различие между рекомендациями по главам VI и VII в том отношении, что, мол, непринятие каким-либо государством рекомендации по главе VII может повлечь применение вооруженных санкций, а рекомендации по главе VI этого не предполагают45, не представляется юридически и практически обоснованным. Помимо этих рекомендаций Совет Безопасности может, определив наличие угрозы миру или его нарушения, принять согласно статье 40 временные меры. Необходимость принимаемых Советом Безопасности временных мер объясняется тем, что для выяснения положения и определения степени обострения конфликта требуется некоторое время. Эти временные меры могут включать рекомендацию Совета Безопасности прекратить военные действия, установить перемирие, отвести войска, создать демилитаризованную зону между воюющими сторонами и т.д. По своему характеру временные меры являются рекомендацией, что подтверждают большинство комментаторов Устава и о чем свидетельствует практика Совета Безопасности. Однако рекомендация Совета Безопасности по статье 40 - это рекомендация особого рода, поскольку невыполнение ее может повлечь за собой применение санкций, предусмотренных в статье 39 Устава. Таким образом, временные меры по статье 40 могут иметь характер и простой рекомендации, и «приказа», если Совет Безопасности заявит, что несоблюдение этого «приказа» создаст угрозу миру или нарушение мира, то есть если появятся условия для применения санкций, предусмотренных статьей 39. Но компетенция Совета Безопасности в случае угрозы миру или нарушения мира не ограничивается принятием рекомендаций и временных мер. Отличительная особенность правового положения Совета Безопасности в рамках ООН заключается в том, что этот орган уполномочен принимать эффективные меры борьбы и воздействия в случае определения угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Устав ООН указывает на два вида коллективных принудительных действий: действия, не связанные с применением вооруженных сил, и непосредственно действия воздушными, морскими или сухопутными вооруженными силами, если они окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет Безопасности может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например таких, как полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожного, морского, воздушного, почтового, телеграфного, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). В практике Совета Безопасности имели место следующие случаи принятия решений по главе VII Устава ООН: Совет Безопасности принял резолюцию 54 от 15 июля 1948 г. по палестинскому вопросу, в которой во исполнение статьи 40 Устава ООН содержался приказ «соответствующим правительствам и властям воздержаться от дальнейших военных действий и отдать с этой целью своим вооруженным силам и полувоенным организациям приказ о прекращении огня». В резолюции Совета Безопасности 232 от 16 декабря 1966 г. Совет, действуя в соответствии со статьями 39 и 41 Устава ООН, постановил, что все государства - члены ООН должны препятствовать: ввозу на их территорию асбеста, железной руды, хрома, чугуна, сахара, табака, меди и других товаров, производимых в Южной Родезии; всякой деятельности их граждан или на их территориях, которая содействует экспорту таких товаров из Южной Родезии; отправке на судах или самолетах под флагом этих государств каких-либо товаров, производимых в Южной Родезии; всякой деятельности их граждан или на их территориях, которая содействует продаже или отправке в Южную Родезию оружия, всех видов боеприпасов, военных самолетов, военных транспортных средств, оборудования и материалов, а также снабжению Южной Родезии всеми другими средствами воздушного и автомобильного транспорта и поставке Южной Родезии нефти и нефтепродуктов. В принятой Советом резолюции 253 от 29 мая 1968 г. предусматривалось применение в отношении Южной Родезии выборочных санкций согласно статье 41 Устава ООН в 1968 г. В частности, все государства — члены ООН обязывались препятствовать: - ввозу на их территории всех видов сырья и товаров, производимых в Южной Родезии; - всякой деятельности их граждан, которая способствовала бы экспорту всех видов сырья или товаров из Южной Родезии и любым сделкам, включая любой перевод средств в Южную Родезию; - перевозке на судах, или самолетах, или наземными транспортными средствами всех видов сырья или товаров из Южной Родезии; - продаже или поставкам их гражданами всех видов сырья или товаров в Южную Родезию; - предоставлению незаконному режиму в Южной Родезии любых средств для вложения или любых других финансовых и экономических ресурсов; - въезду на их территории любого лица с южнородезийским паспортом; - деятельности авиационных компаний в Южной Родезии. В резолюции подчеркивалась также необходимость отзыва всех консульских и торговых представительств из Южной Родезии. Осуществление санкций возлагалось на все государства — члены ООН. Резолюция 253 (1968) предусматривала создание Комитета Совета Безопасности для контроля за выполнением указанной резолюции и представления докладов Совету со своими замечаниями. Первоначально Комитет состоял из 7 членов Совета Безопасности, а с 1 октября 1970 г., по согласованию среди членов Совета, - из всех 15 членов. Следует отметить, что резолюция 253 (1968) Совета Безопасности о санкциях против Южной Родезии нарушалась США и другими западными странами. Совет Безопасности принял серию резолюций по этому вопросу, в которых из года в год критиковалась деятельность данных стран за нарушение ими обязательных санкций против Южной Родезии. В резолюции 277 от 18 марта 1970 г. Совет Безопасности, действуя в соответствии со статьей 41 Устава ООН, расширил санкции в отношении расистского режима Южной Родезии и постановил, в частности, что государства—члены ООН должны «немедленно порвать все дипломатические, консульские, торговые, военные и другие отношения, которые они могут иметь с незаконным режимом в Южной Родезии, и прекратить всякое представительство, которое у них может существовать в этой территории», а также «немедленно прекратить всякое существующее транспортное сообщение в Южную Родезию и из нее». Действуя в соответствии с главой VII Устава ООН, Совет Безопасности принял также резолюцию 409 от 27 мая 1977 г., в которой он постановил, чтобы все государства - члены ООН запретили на своей территории использование или передачу любых средств незаконному режиму Южной Родезии. После подписания лондонских соглашений о «конституции свободной и независимой Зимбабве, предусматривающей подлинное правление большинства, о мерах по введению в действие этой конституции и о прекращении огня» Совет Безопасности 21 декабря 1979 г. принял решение об отмене мер, принятых против Южной Родезии в соответствии с гл. VII Устава, и роспуске Комитета, учрежденного согласно резолюции 253 (1968). Характерным с точки зрения оценки Советом деятельности государства случаем принятия этим органом принудительных мер является резолюция 276 от 30 января 1970 г., в которой Совет Безопасности заявил, что «продолжающееся пребывание южноафриканских властей в Намибии является незаконным и что вследствие этого все меры, принятые правительством Южной Африки от имени и в отношении Намибии после прекращения мандата, являются незаконными и не имеют силы». В принятой Советом Безопасности резолюции 418 от 4 ноября 1977 г. отмечалось, что приобретение Южной Африкой оружия и военных материалов представляет угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Резолюция содержала постановление о том, что все государства Должны немедленно прекратить любое предоставление Южной Африке во- оружения и военных материалов всех видов, и призыв ко всем государствам действовать строго в соответствии с положениями этой резолюции. 9 декабря 1977 г. Совет Безопасности принял резолюцию 421, в которой постановил учредить Комитет Совета Безопасности в составе всех членов Совета для выполнения резолюции 418 (1977) и представления ему докладов о своей работе с замечаниями и рекомендациями. Следует отметить, что решение Совета Безопасности об эмбарго на поставки оружия Южной Африке неоднократно нарушалось некоторыми западными странами. Идея санкций заложена и в единогласно принятой Советом Безопасности резолюции 598 от 20 июля 1987 г., в которой содержится требование, чтобы Иран и Ирак в качестве первого шага на пути к переговорам немедленно прекратили военные действия на суше, на море и в воздухе и отвели свои войска к международно признанным границам. Примером санкции по главе VII является резолюция Совета Безопасности 661 от 6 августа 1990 г., которая вводила экономические и финансовые санкции против Ирака. В данной резолюции Совет Безопасности постановил, что все государства должны предотвращать импорт на свою территорию всех товаров и продукции, произведенных в Ираке или Кувейте и экспортированных из них, любую деятельность, осуществляемую их гражданами или на их территории, которая способствовала бы экспорту либо перевозкам любых товаров (продукции) из Ирака и Кувейта, а также любые операции, совершаемые их гражданами, или на их территории, или судами, плавающими под их флагом, которые связаны с любыми товарами (продукцией), произведенными в Ираке или Кувейте и экспортированными из них, включая, в частности, любые переводы средств Ираку или Кувейту в целях осуществления таких видов деятельности либо операций. Наиболее широкий, жесткий и беспрецедентный в истории перечень санкций содержится в резолюции Совета Безопасности 687 от 3 апреля 1991 г. в отношении Ирака. В ней Совет Безопасности постановляет, что в соответствии с резолюцией 661 (1990) и последующими соответствующими резолюциями и до принятия им дальнейшего решения все государства должны по-прежнему предотвращать продажу или поставку Ираку либо поощрение, либо содействие такой продаже или поставке, совершаемой их гражданами или с их территории, или с использованием морских либо воздушных судов под их флагом: - вооружения и военных материалов всех видов, конкретно включая продажу или передачу другим путем всех видов обычного военного оборудования, в том числе для полувоенных сил, запасных частей и компонентов такого оборудования и средств их производства; - средств, относящихся к химическому, биологическому и ядерному оружию, и баллистических ракет с дальностью свыше 150 км; - технологии по лицензионным или другим соглашениям о передаче, используемой для производства, применения или накопления средств, указанных выше; - персонала или материалов для служб подготовки кадров или технического обслуживания, связанных с проектированием, разработкой, производством, использованием, содержанием в исправности или обслуживанием средств, указанных выше. Согласно резолюции Совета Безопасности 1483 от 21 мая 2003 г. была осуществлена отмена всех запретов, касающихся торговли с Ираком и предоставления Ираку финансовых или экономических ресурсов, введенных резолюцией 661 и последующими резолюциями, за исключением запретов, касающихся продажи или поставок Ираку оружия и связанных с ним материальных средств. В Ирак разрешено поставлять только оружие или связанные с ним материальные средства, необходимые оккупационным властям для выполнения данной и других соответствующих резолюций. Резолюция 1483 предусматривает также прекращение деятельности Комитета по санкциям, учрежденного в соответствии с резолюцией 661. В резолюции 1518 Совета Безопасности от 24 ноября 2003 г. содержится решение о создании нового Комитета для продолжения идентификации лиц и организаций, чьи средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы подлежат замораживанию и переводу в Фонд развития Ирака согласно резолюции 1483. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности было принято решение о том, что запрет на продажу или поставку в Ирак оружия и связанных с ним материальных средств не применяется к оружию или связанным с ним материальным средствам, необходимым Правительству Ирака или Многонациональным силам для достижения целей данной резолюции. При этом ничто в данном решении не отменяет запрета на предоставление Ираку ОМУ и средств его доставки, а также связанных с ними материальных средств или технологий. Другим примером применения санкций является принятая 25 сентября 1991 г. Советом Безопасности резолюция 713 по положению в Югославии. В связи с боевыми действиями в Югославии, которые привели к многочисленным человеческим жертвам и огромному материальному ущербу, Совет Безопасности постановил, что все государства для установления мира и стабильности в Югославии безотлагательно вводят всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения в Югославию. В резолюции 724 от 15 декабря 1991 г. Совет Безопасности постановил учредить в соответствии с правилом 28 своих Временных правил процедуры Комитет, состоящий из всех членов Совета, для контроля за осуществлением санкций, предусмотренных в резолюции 713 (1991). Еще одним примером применения санкций является принятая 23 января 1992 г. Советом Безопасности резолюция 733 в связи с ухудшением положения в Сомали, гибелью большого числа людей и широкомасштабным материальным ущербом в результате внутреннего конфликта в этой стране. В данной резолюции Совет постановил, что в целях установления мира и стабильности в Сомали все государства должны немедленно ввести всеобщее и полное эмбарго на поставки в эту страну всех видов оружия и военного оборудования. Весьма своеобразным и далеко не бесспорным с точки зрения международного права случаем применения санкций является резолюция Совета Безопасности 748 от 31 марта 1992 г., принятая в связи с подозрениями в отношении причастности Ливии к взрыву самолета авиакомпании «Пан Америкэн» и самолета авиакомпании «ЮТА». В этой резолюции Совет Безопасности постановил, что все государства не будут предоставлять разрешения любому летательному аппарату на взлет с их территории, посадку на ней и пролет над ней, если он должен совершить посадку на территории Ливии или совершил взлет с ее территории, за исключением тех случаев, когда тот или иной конкретный рейс был санкционирован Комитетом Совета по контролю за санкциями на основании имеющейся существенной гуманитарной потребности. В связи с тем, что Ливия начиная с 1992 г. предпринимала ряд шагов для выполнения всех требований Совета Безопасности, содержащихся в его резолюциях 748 (1992) и 883 (1993) о введении санкций, в частности согласилась взять на себя ответственность за свои террористические действия, выплатить соответствующую компенсацию, заявила об отказе от терроризма и обязалась содействовать удовлетворению любых дополнительных просьб о предоставлении информации в связи с расследованием, Совет Безопасности принял резолюцию 1506 от 12 сентября 2003 г. об окончательной отмене антиливийских санкций и о роспуске Комитета, учрежденного резолюцией 748 (1992). Это был один из характерных примеров полного осуществления возложенных на государство санкций Совета Безопасности. Примером применения Советом Безопасности санкций по предложению субрегиональной организации является принятие резолюции 788 от 19 ноября 1992 г. по положению в Либерии. В связи с ухудшением положения в Либерии и тем, что стороны в либерийском конфликте не выполняли достигнутые соглашения по мирному урегулированию, а также с просьбой Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) Совет Безопасности в своей резолюции 788 постановил, что все государства в целях установления мира и стабильности в Либерии должны немедленно ввести всеобщее и полное эмбарго на поставки оружия и военного снаряжения в Либерию до тех пор, пока Совет не примет иного решения. Совет Безопасности постановил также, что эмбарго не применяется в отношении поставок оружия и военного снаряжения, предназначенных исключительно для использования силами Экономического сообщества западноафриканских государств по поддержанию мира (ЭКОМОГ) в Либерии. Позднее Совет Безопасности принял резолюцию 985 от 13 апреля 1995 г., в соответствии с которой был учрежден Комитет Совета по контролю за выполнением введенного в отношении Либерии эмбарго. Примером наиболее всеобъемлющих санкций может служить резолюция Совета Безопасности 820 от 17 апреля 1993 г. в отношении Союзной Республики Югославии. В резолюции признается, что устанавливаемые в ней обязательства являются более широкими по сравнению с обязательствами, предусмотренными в предшествующих соответствующих резолюциях Совета Безопасности. В частности, Совет Безопасности постановил, что все государства при осуществлении мер, установленных резолюциями 757(1992), 760(1992), 787(1992) и резолюцией 820(1993), должны предпринять шаги, чтобы препятствовать перенаправлению на территорию СРЮ товаров и продукции, которые направляются в другие места, в частности в охраняемые ООН районы в Хорватии и те районы Боснии и Герцеговины, которые находятся под контролем боснийских сербов. Резолюция предусматривала, что транзитные перевозки товаров и продукции через территорию СРЮ по Дунаю должны разрешаться лишь в том случае, если такие перевозки санкционированы Комитетом Совета Безопасности, учрежденным резолюцией 724(1991), и что все суда, получившие такую санкцию, должны подвергаться эффективному контролю при прохождении по Дунаю между Видином/Калафатом и Мохачом. Совет Безопасности постановил также, что государства, в которых находятся средства (в том числе средства, полученные за счет собственности), принадлежащие властям в СРЮ или торговым, промышленным, общественным предприятиям в СРЮ или прямо либо косвенно контролируемые такими властями или предприятиями, должны потребовать от всех лиц и образований, находящихся на их собственных территориях и располагающих такими средствами, заблокировать указанные средства с целью обеспечить их непредоставление прямым или косвенным путем в распоряжение властей или предприятий в СРЮ. Резолюция предписывает запретить перевозку всех товаров и продукции через сухопутные границы, а также в порты СРЮ или из них, за исключением импорта в СРЮ товаров медицинского назначения, продуктов питания и других товаров для удовлетворения основных гуманитарных потребностей и жестко ограниченных транзитных перевозок через территорию СРЮ в тех случаях, когда они в виде исключения санкционируются Комитетом, учрежденным резолюцией 724 (1991). В резолюции содержится постановление, предусматривающее, что каждое соседнее с СРЮ государство не должно допускать въезда в СРЮ и выезда из нее любых грузовых автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Совет Безопасности обязал также все государства налагать арест на все находящиеся на их территории суда, грузовые автомобили, железнодорожный подвижной состав и летательные аппараты, основная или контрольная доля участия в которых принадлежит лицам или предприятиям, находящимся в СРЮ или действующим с ее территории, и что эти суда, грузовые автомобили, железнодорожный подвижной состав и летательные аппараты могут конфисковываться задержав- шим государством в случае установления факта нарушения ими резолюций 713(1991), 757(1992), 787(1992) и 820(1993). Совет Безопасности постановил также запретить предоставление услуг как финансового, так и нефинансового характера любым лицам или органам для целей любой деловой деятельности, которая ведется в СРЮ, за исключением услуг в области электросвязи, почтовых и юридических. Совет Безопасности запретил всем коммерческим морским судам заходить в территориальные воды СРЮ, за исключением тех случаев, когда это санкционируется Комитетом, учрежденным резолюцией 724(1991), или когда возникают непредвиденные обстоятельства. Примечательным примером в практике применения санкций является принятие Советом Безопасности резолюции 864 от 15 сентября 1993 г. по вопросу об урегулировании внутреннего кризиса в Анголе. В связи с тем, что Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА) не признал результаты демократических выборов 30 сентября 1992 г., не соблюдал соглашения об установлении мира и продолжал военные действия против законного правительства Анголы, Совет Безопасности постановил, что в целях запрещения любых поставок Национальному союзу оружия, боевой техники, нефти и нефтепродуктов и оказания ему военного содействия все государства должны препятствовать продаже или поставке их гражданами, или с их территории, или с использованием судов или самолетов под их флагом вооружений и соответствующей техники всех видов (включая оружие и боеприпасы, военные транспортные средства, оборудование и запасные части для него), а также нефти и нефтепродуктов на территорию Анголы, за исключением поставки через пункты, указанные в перечне, предоставленном правительством Анголы Генеральному секретарю ООН, который немедленно уведомит об этом государства — члены ООН. В этой же резолюции предусматривается создание Комитета Совета Безопасности для контроля за выполнением санкций. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1448 от 9 декабря 2002 г. была осуществлена полная отмена санкционных мер в отношении УНИТА, введенных резолюциями 864, 1127 и 1173, поскольку УНИТА выполнила все свои соответствующие обязательства, вытекающие из указанных резолюций Совета Безопасности. В связи с тем что ситуация в Руанде, которая привела к гибели многих тысяч ни в чем не повинных гражданских лиц, перемещению внутри страны большого числа руандийцев и массовому исходу беженцев в соседние страны, представляла собой гуманитарный кризис огромного масштаба, Совет Безопасности констатировал, что положение в Руанде создает угрозу миру и безопасности в регионе. Исходя из этого, Совет Безопасности принял резолюцию 918 от 17 мая 1994 г., в которой постановил, что все государства должны предотвращать продажу или поставку в Руанду их гражданами, или с их территории, или с использованием морских либо воздушных судов под их флагом вооружения и военных материалов всех видов, в том числе боевых средств и боеприпасов, военно-транспортных средств и военной техники. В резолюции предусматривалось также учреждение Комитета Совета Безопасности в составе всех его членов, который должен испрашивать у всех государств информацию о мерах, принятых ими по обеспечению эффективного осуществления эмбарго, рассматривать любую доводимую до его сведения государствами информацию о нарушениях указанного эмбарго и представлять Совету Безопасности рекомендации о путях повышения эффективности эмбарго. Комитету предписывалось также рекомендовать соответствующие меры в связи с нарушениями эмбарго и регулярно представлять Генеральному секретарю ООН информацию для распространения среди всех государств — членов ООН. Согласно резолюции 1011 Совета Безопасности от 16 августа 1995 г. военное эмбарго с правительство Руанды было снято. Идея о возможности введения санкций содержится в принятой Советом Безопасности резолюции 1040 от 29 января 1996 г. о положении в Бурунди. В ней Совет Безопасности объявил о своей готовности с учетом развития ситуации «рассмотреть вопрос о принятии мер в соответствии с Уставом ООН, включая запрет на поставку всех вооружений и соответствующего имущества в Бурунди, а также введение ограничений на поездки и принятие других мер в отношении тех руководителей в Бурунди, которые продолжают поощрять насилие». В резолюции 1072 от 30 августа 1996 г. Совет Безопасности постановил рассмотреть вопрос о принятии на основании Устава ООН мер для содействия выполнению требования Совета о незамедлительном проведении переговоров для достижения всеобъемлющего политического урегулирования. В соответствии с данной резолюцией эти меры могут, в частности, включать запрет на продажу или поставку режиму в Бурунди и всем группировкам внутри или за пределами Бурунди вооружений и связанного с ними имущества всех типов, а также меры, направленные против руководителей режима и всех группировок, которые продолжают поощрять насилие и препятствовать мирному урегулированию политического кризиса в Бурунди. Идея применения санкций была заложена и в резолюции Совета Безопасности 1070 от 16 августа 1996 г. в отношении Судана. В ней предусматривалось, что все государства не будут предоставлять разрешения на взлет с их территории, посадку на ней или пролет над ней воздушным судам, зарегистрированным в Судане или принадлежащим, арендуемым либо эксплуатируемым компанией «Судан эйруэйз» или от ее имени, либо любым предприятием (где бы оно ни находилось или создавалось), которое в основном принадлежит или контролируется «Судан эйруэйз», либо предприятием, которое в основном принадлежит или контролируется правительством или государственными компаниями Судана. В резолюции предусматривалось также, что дату вступления в силу указанных мер Совет Безопасности определит спустя 90 дней после принятия резолюции 1070 (1996), однако такого решения Советом так и не было принято. В соответствии с резолюцией 1372 от 28 сентября 2001 г. действие санкций было прекращено. В резолюции 1132 от 8 октября 1997 г. Совет Безопасности потребовал от пришедшей к управлению Сьерра-Леоне в результате переворота военной хунты принять неотложные меры для отказа от власти и открыть путь для восстановления демократически избранного правительства и конституционного порядка; подтвердил готовность международного сообщества активно поддержать усилия Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) по мирному урегулированию кризиса в Сьерра-Леоне; установил применение санкционных мер против военного режима Сьерра-Леоне. В резолюции предусматривается, что все государства должны препятствовать въезду на свою территорию или транзиту через свою территорию членов военной хунты и взрослых членов их семей при условии, что въезд любого такого лица на территорию конкретного государства или транзит через нее могут быть санкционированы Комитетом, учрежденным данной резолюцией, для удовлетворения гуманитарных потребностей. Совет Безопасности постановил также, что все государства должны препятствовать продаже или поставке Сьерра-Леоне их гражданами, или с их территории, или с использованием судов либо самолетов под их флагом нефти и нефтепродуктов, а также вооружения и боеприпасов и связанных с ними материальных средств всех типов, военно-транспортных средств и техники, полувоенного снаряжения и запасных частей для всего вышеупомянутого. Резолюция предусматривает учреждение Комитета Совета Безопасности для осуществления контроля за выполнением санкций. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1306 от 5 июля 2000 г. были введены меры на запрет на прямой и косвенный импорт из Сьерра-Леоне всех необработанных алмазов, за исключением алмазов, контролируемых правительством Сьерра-Леоне с помощью режима сертификации их происхождения, вступившего в действие с ноября 2000 года. Эти меры были введены на срок в 18 месяцев и затем дважды продлялись. В результате обзора проблематики алмазного эмбарго, проведенного Советом Безопасности в июне 2003 г., действие данного элемента режима санкций возобновлено не было. Примечательным примером применения санкций для содействия внутреннему урегулированию является принятая Советом Безопасности резолюция 1135 от 29 октября 1997 г., которая была подготовлена по инициативе «тройки» стран - наблюдателей за ангольским урегулированием (Россия, США и Португалия). Резолюция была принята в связи с тем, что в основе систематических сбоев в мирном процессе в Анголе лежало стремление Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА) под любым предлогом затянуть осуществление межангольских договоренностей, уйти от выполнения обязательств, зафиксированных в Лусак-ском протоколе. Руководство УНИТА проигнорировало требование ранее принятых Советом Безопасности резолюций 1127 (1997) и 1130 (1997), не использовало надлежащим образом две «паузы доброй воли», которые были предоставлены ему международным сообществом. В этих ус- ловиях в принятой резолюции расширяются уже действующие санкции против УНИТА (запрет на поставки оружия и нефтепродуктов). Запрещается, в частности, въезд в другие государства и транзит через их территорию старших должностных лиц УНИТА и взрослых членов их семей, закрываются все загранотделения этой организации, вводится авиационное эмбарго. Одновременно руководство УНИТА предупреждается о готовности Совета Безопасности к пересмотру этих мер или введению дополнительных санкций. Принятая резолюция дает широкие возможности для эффективного контроля за дальнейшим развитием событий и ориентирует правительство Анголы и УНИТА на завершение выполнения остающихся аспектов урегулирования и недопущение действий, которые могли бы осложнить мирный процесс. В связи с развитием напряженной обстановки в СРЮ, приведшей к тяжелой гуманитарной ситуации в Косово, резкому увеличению числа лиц, перемещенных внутри страны, и беженцев после тяжелых боев, оказавших неблагоприятное воздействие на гражданское население в этом районе, Совет Безопасности в своей резолюции 1160 от 31 марта 1998 г. постановил следующее. Все государства в целях содействия достижению мира и стабильности в Косово должны не допускать продажи или поставки в СРЮ, включая Косово, их гражданами, или с их территории, или с использованием судов и самолетов под их флагом, вооружений и относящегося к ним военного имущества всех типов, а также предоставления оружия и подготовки для террористической деятельности там. Совет Безопасности призвал все государства и все международные организации действовать в строгом соответствии с резолюцией 1160 (1998), несмотря на существование каких бы то ни было предоставленных прав или обязательств, возлагаемых или налагаемых любым международным соглашением, или любого заключенного контракта, или любой лицензии, предоставленных до вступления в силу обязательств, налагаемых данной резолюцией. Характерно, что введение запретов обставлено рядом дополнительных условий и требований к правительству СРЮ, свидетельствующих о том, что западные страны не столько были озабочены стабилизацией обстановки в СРЮ и умиротворением в этой стране, сколько продолжали проводить свою линию на расчленение и дальнейшую дезинтеграцию суверенных государств. Это подтверждается, в частности, теми положениями резолюции 1160 (1998), в соответствии с которыми Совет Безопасности постановил пересмотреть налагаемые данной резолюцией запреты, включая решение об их отмене, после получения оценки Генерального секретаря в отношении того, что правительство СРЮ приступило к диалогу с руководством албанской общины в Косово по вопросам политического статуса, вывело специальные полицейские подразделения и прекратило деятельность сил безопасности, затрагивающую гражданское население, открыло доступ в Косово гуманитарным организациям, приняло миссию личного представителя действующего председателя ОБСЕ в СРЮ и содействовало миссии Верховного комиссара ООН по правам человека в Косово. Установленные резолюцией 1160 (1998) запреты, налагаемые на суверенное государство СРЮ, лишний раз подтвердили, что институт санкций активно используется западными странами в своих узкокорыстных и групповых целях, а не в общих интересах мирового сообщества, как того требует Устав ООН, и это влечет за собой неисчислимые бедствия и страдания гражданского населения, разрушение материальных ценностей и лишь содействует разжиганию вражды и ненависти внутри государств и созданию очагов напряженности в регионе. В соответствии с резолюцией 1367 от 10 сентября 2001 г. Совет Безопасности прекратил действие эмбарго на поставки оружия СРЮ, включая Косово, и распустил соответствующий комитет по санкциям. В соответствии с резолюцией 1267 от 15 октября 1999 г. Советом Безопасности введен режим санкций против движения «Талибан». Совет Безопасности потребовал, чтобы движение «Талибан» без дальнейшего промедления выдало Усаму бен Ладена компетентным властям страны, где против него был вынесен обвинительный акт, или компетентным властям страны, из которой он будет передан в такую страну, или компетентным властям страны, где он будет арестован и предан суду. Совет Безопасности постановил, что для обеспечения выполнения указанных требований все государства не будут предоставлять разрешения любому летательному аппарату на взлет с их территории или посадку на ней, если он принадлежит движению «Талибан», арендуется или эксплуатируется им или от его имени, за исключением тех случаев, когда тот или иной конкретный рейс был заблаговременно санкционирован Комитетом, учреждаемым данной резолюцией, на основании гуманитарной потребности, включая религиозный долг, заключающийся в совершении паломничества. Совет Безопасности обязал все государства заморозить средства и другие финансовые ресурсы, получаемые или извлекаемые благодаря имуществу, находящемуся во владении или под контролем движения «Талибан», или любого предриятия, находящегося во владении или под контролем движения «Талибан» и обеспечить, чтобы ни эти, ни любые другие средства или финансовые ресурсы не предоставлялись их гражданами или любыми лицами на их территории для использования движением «Талибан», равно как любым предприятием, находящимся в его владении или под его прямым или косвенным контролем, за исключением случаев, когда это может быть санкционировано Комитетом по санкциям Совета в индивидуальном порядке на основании гуманитарной потребности. Совет Безопасности постановил, что введенные в соответствии с указанной резолюцией меры будут отменены, как только Генеральный секретарь доложит Совету Безопасности о том, что движение «Талибан» выполнило обязанности, изложенные в резолюции. Примечательным примером санкций является резолюция 1333 от 19 декабря 2000 г., в которой Совет Безопасности решительно осудил продолжающееся использование райо- нов Афганистана, контролируемых афганской группировкой «Талибан», для предоставления убежища террористам и их подготовки и для планирования террористических актов и подтвердил свою убежденность в том, что пресечение международного терроризма крайне необходимо для поддержания международного мира и безопасности. Действуя на основании главы VII Устава ООН, Совет Безопасности потребовал, чтобы «Талибан» выполнил резолюцию 1267 (1999), и в том числе требование о том, чтобы «Талибан» выдал Усаму бен Ладена компетентным властям для предания его суду. Совет Безопасности постановил, что все государства должны препятствовать прямой или косвенной поставке, продаже и передаче на территорию Афганистана, находящуюся под контролем «Талибана», оружия и связанных с ним материальных средств всех видов. Совет Безопасности постановил также, что все государства должны принять следующие дополнительные меры: —незамедлительно и полностью закрыть все отделения «Талибана» на своей территории; —незамедлительно закрыть все отделения афганской авиакомпании «Ариана» на своей территории; —незамедлительно заморозить средства и другие финансовые активы Усамы бен Ладена и физических лиц и предприятий, которые связаны с ним, включая средства и активы организации «Эль-Кайда», а также средства, получаемые или извлекаемые благодаря имуществу, находящемуся во владении или под прямым либо косвенным контролем Усамы бен Ладена и физических лиц и предприятий, связанных с ним, и обеспечить, чтобы ни эти, ни любые другие средства или финансовые ресурсы не использовались прямо или косвенно их гражданами или любыми лицами на их территории в интересах Усамы бен Ладена и его сообщников. Совет Безопасности потребовал, чтобы «Талибан» прекратил всю незаконную деятельность, связанную с наркотиками, и добивался ликвидации незаконного выращивания опийного мака, доходы от которого используются для финансирования террористической деятельности «Талибана». Совет Безопасности постановил, что меры, предусмотренные резолюцией, действуют в течение 12 месяцев и что по окончании этого периода Совет рассмотрит вопрос о выполнении «Талибаном» положений резолюции и на основании этого примет решение о продлении действия этих мер на дополнительный период на тех же условиях. Совет постановил также, что в том случае, если «Талибан» выполнит условия, предусмотренные резолюцией до истечения 12-месячного периода, Совет Безопасности прекратит действие мер, предусмотренных резолюцией 1333 (2000). В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1388 от 15 января 2002 г. была осуществена полная отмена всех санкционных запретов и ограничений в отношении летательных аппаратов, средств и финансовых ресурсов, а также отделений за пределами территории Афганистана, принадлежащих афганской авиакомпании «Ариана». В соответствии с резо- люцией 1390 Совета Безопасности от 16 января 2002 г. была произведена отмена запрета на полеты любых летательных аппаратов, принадлежащих, взятых в аренду или эксплуатируемых Движением талибов или от его имени. В связи с возникновением конфликта между Эритреей и Эфиопией и продолжением боевых действий между ними, несмотря на неоднократные призывы Совета Безопасности прекратить все военные действия, Совет принял резолюцию 1298 от 17 мая 2000 г., в которой потребовал от сторон в конфликте принятия ряда мер. Совет обязывал обе стороны незамедлительно прекратить все военные операции и воздержаться от дальнейшего применения силы, вывести свои силы из зоны боевых действий и не предпринимать никаких шагов, которые могли бы усилить напряженность, как можно скорее и без предварительных условий вновь начать мирные переговоры под эгидой Организации африканского единства на основе рамочного соглашения, по завершении которых было бы достигнуто мирное и окончательное урегулирование конфликта. В целях обеспечения выполнения выдвинутых требований Совет Безопасности постановил, что все государства должны препятствовать: а) продаже или поставке Эритрее и Эфиопии их гражданами, или с их б) любому предоставлению их гражданами или с их территории тех Совет Безопасности постановил также, что меры, введенные резолюцией 1298 (2000), принимаются на период в 12 месяцев и что в конце этого периода Совет примет решение о выполнении правительством Эритреи и Эфиопии требований данной резолюции и соответственно о целесообразности продления действия этих мер на дополнительный период на тех же самых условиях. Принятие резолюции 1298 (2000) представляет собой определенный позитивный сдвиг в рассмотрении Советом Безопасности санкционной проблематики, и в частности долго обсуждавшегося вопроса о недопустимости введения бессрочных санкций. В результате обзора указанной проблематики, проведенного Советом Безопасности в мае 2001 г., действие режима санкций возобновлено не было. Таким образом, впервые в истории Совета Безопасности ООН была принята резолюция о введении санкций с четко фиксированным периодом их действия, предусматривающая, что если участники конфликта без задержек выполнят требования ООН и на деле перейдут к нормализации своих взаимоотношений, то санкции могут быть отменены и до истечения оговоренного срока. В резолюции также предусматривалось, что продление санкций на дополнительный период не должно осуществляться автоматически и невозможно без специального решения Совета Безопасности. Принятие резолюции стало возможным благодаря неослабным усилиям России, которая в течение многих лет выступала и в Совете Безопасности, и в Спецкомитете по Уставу ООН и усилению роли Организации против деструктивных последствий введения санкций, которые нанесли огромный ущерб не только странам - объектам применения санкций, но и третьим государствам, в том числе и России. Это стало возможным также вопреки ожесточенным попыткам некоторых западных стран, которые долгое время придерживались линии на введение бессрочных санкций, оказывающих пагубное воздействие на гражданское население и инфраструктуру ряда стран, в частности Ирака, Югославии и др., многие годы. Не случайно многие представители развивающихся и даже некоторых западных стран указывали, например, что основные идеи внесенного Россией в начале 90-х годов документа о гуманитарных пределах и основных условиях и критериях введения санкций, рассматриваемого в Спецкомитете по Уставу ООН и усилению роли Организации, нашли отражение в принятых в последнее время Советом Безопасности резолюциях, в которых устанавливается конкретный срок осуществления санкций и предусматриваются определенные изъятия из режима санкций. Действительно, созданный резолюцией 1298 (2000) прецедент, имеющий принципиальное значение, был использован в последующих резолюциях Совета Безопасности, в частности в резолюциях 1333 от 19 декабря 2000 г., 1343 от 7 марта 2001 г. и др. Особым случаем введения санкции является резолюция Совета Безопасности 1343 от 7 марта 2001 г., принятая в связи с активной поддержкой, оказываемой правительством Либерии вооруженным повстанческим группировкам в соседних странах, и в частности, с поддержкой им Объединенного революционного фронта (ОРФ) в Сьерра-Леоне, что по определению Совета Безопасности представляет собой угрозу международному миру и безопасности в регионе. Совет Безопасности постановил, что все государства должны: а) принять необход
|