![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус Совета Безопасности 3 страница
Порядок принятия решений этим важнейшим органом предусматривает, что для принятия решений по процедурным вопросам достаточно, чтобы за то или иное решение проголосовали девять любых членов Совета Безопасности. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Нельзя не отметить, что выражение «включая совпадающие голоса всех постоянных членов» в практике Совета Безопасности стало толковаться в том смысле, что постоянный член мог и воздержаться при голосовании и не обязательно голосовать только за или против того или иного предложения. Впервые такая практика была применена Советским Союзом, когда он воздержался при голосовании резолюции 4 Совета Безопасности от 29 апреля 1946 г. по испанскому вопросу и заявил, что это не должно создавать прецедент и не препятствует одобрению резолюции. Тем самым в силу сложившейся практики воздержание постоянного члена Совета Безопасности от голосования не рассматривается как вето. Кроме того, с 1971 г. в практике Совета Безопасности стала применяться процедура неучастия постоянных членов в голосовании по тому или иному вопросу, что не препятствовало, однако, принятию решения. Начало такой практике (хотя до этого и был случай неучастия Франции при голосовании резолюции 164 от 22 июля 1961 г. по жалобе Туниса) было положено в 1971 г., когда Китай не принимал участия в голосовании по резолюции Совета Безопасности 305 от 13 декабря 1971 г. по кипрскому вопросу. В 1973 г. КНР не участвовала в голосовании по резолюции 344 от 15 декабря 1973 г. относительно созыва Мирной конференции по положению на Ближнем Востоке в Женеве. В Уставе содержится оговорка (п. 3 ст. 27), согласно которой сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решений на основании глава VI (Мирное разрешение споров) и пункта 3 статьи 52. Достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета Безопасности проголосовать против, и решение считается отклоненным, даже если за него подано требуемое Уставом большинство в девять голосов. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом, то есть Совет Безопасности не может принять ни одного решения по непроцедурным вопросам без одобрения или по крайней мере без молчаливого согласия всех постоянных членов. Тем самым Устав ООН выделяет основную, доминирующую роль пяти постоянных членов при принятии решений этим органом и подчеркивает необходимость согласованности их действий по поддержанию международного мира и безопасности. Но Устав не ограничивается только фиксированием обязательности согласованных действий постоянных членов по поддержанию мира во всем мире. Этот документ гарантирует интересы и права каждого из постоянных членов, если даже он остается в меньшинстве в Совете, с помощью так называемого права вето, суть которого заключается в том, что Советом Безопасности не могут быть приняты какие-либо кардинальные решения вопреки воле и желанию одного из пяти постоянных членов. Принцип согласованности действий постоянных членов юридически закрепляет истинное равноправие всех постоянных членов, исключает доминирующее положение кого-либо из них, служит важнейшей юридической и политической гарантией против произвола и Диктата со стороны одного или нескольких постоянных членов и является эффективным методом достижения баланса интересов государств и взаимоприемлемых договоренностей по кардинальным проблемам современности. Значение принципа согласованности действий постоянных членов Совета Безопасности не исчерпывается, как это пытаются пред- ставить некоторые западные юристы и политики, тем, что он регламентирует юридическую процедуру принятия решений Советом Безопасности20. Западные правоведы часто умышленно упускают из виду, что сущность принципа единогласия не сводится к этой формальной стороне, а коренится значительно глубже. Историческое значение этого принципа заключается в том, что он не только призван служить реальной гарантией сохранения всеобщего мира путем согласованных действий постоянных членов Совета Безопасности, но и должен применяться с учетом интересов всех стран, как больших, так и малых, независимо от их политического и государственного строя. Важной чертой принципа согласованности действий является также то, что он стимулирует поиски взаимоприемлемых компромиссных путей и средств в разрешении важнейших международных проблем. Вот почему он является единственно возможным и непременным условием плодотворной и эффективной деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединенных Наций. Без укрепления этой реальной основы немыслимо сколько-нибудь серьезное улучшение деятельности Совета Безопасности. Как отмечалось в письме министра иностранных дел СССР Генеральному секретарю ООН от 4 июля 1972 г., «принцип единогласия -реалистическое и лучшее из возможных решений, и пересмотр или отмена этого принципа подорвали бы основу существования Организации Объединенных Наций, обрекли бы на гибель ООН. Советский Союз убежден в том, что недовольство нужно направлять не против принципа единогласия, а против тех, кто использует его вопреки Уставу ООН, вопреки чаяниям народов. Тем, кто утверждает, будто в условиях изменившегося за четверть столетия мира принцип единогласия не соответствует новой обстановке, следовало бы помнить, что в силу закономерностей ядерного века попытки одних постоянных членов Совета Безопасности применить принуждение или даже силу от имени ООН против других постоянных членов Совета на деле означали бы мировую войну со всеми вытекающими из этого пагубными последствиями»21. Устав ООН предусматривает, что принцип единогласия постоянных членов применяется в Совете Безопасности при решении непроцедурных вопросов. Процедурные же вопросы принимаются голосами любых девяти членов Совета, причем не делается различия между голосами постоянных и непостоянных членов. Отсюда ясно, что пра- вильное разграничение процедурных и непроцедурных вопросов имеет существенное значение в практике Совета Безопасности. Следует прежде всего отметить, что проведенное в статье 27 (пп. 2 и 3) различие рассматриваемых Советом Безопасности вопросов является именно различием между вопросами процедуры и всеми другими вопросами, а не между «важными» и «неважными», как это пытаются представить некоторые западные ученые22. Подобные утверждения лишь запутывают и без того сложный вопрос. Вряд ли кто может отрицать бесспорную важность процедурных вопросов, рассматриваемых в Совете Безопасности. Ведь в этом органе разбираются вопросы, затрагивающие жизненно важные интересы многих государств. От того, каков порядок, способ обсуждения и решения этих вопросов, зависит подчас не только смысл, суть принятого решения, но нередко и сама судьба внесенного предложения. Поэтому проведение различия между двумя категориями вопросов, указанными в статье 27 Устава ООН, по признаку «важности» не может быть признано правильным и представляет собой извращение содержания Устава ООН. Устав ООН и Заявление четырех держав от 7 июня 1945 г., дающее толкование процедуры голосования в Совете Безопасности, подчеркивают, что Совет Безопасности может принимать решения двоякого рода: решения, которые требуют принятия «прямых мер» и относятся к существу вопроса, и решения процедурного характера. При этом под процедурными понимаются вопросы, относящиеся к процедуре самого Совета Безопасности, а не вообще любой процедурный вопрос. Поэтому если, например, Совет Безопасности рекомендует согласно статье 36 Устава сторонам в споре «надлежащую процедуру или методы урегулирования», то для Совета Безопасности это будет уже вопрос существа, и, следовательно, для принятия такой рекомендации потребуется, чтобы за нее голосовали не менее девяти членов Совета Безопасности, включая всех постоянных членов. Это весьма важно отметить, поскольку западные государственные и политические деятели, а также западные юристы, ссылаясь на процедурный характер некоторых решений (например, по главе VI Устава), пытаются сделать из этого вывод, что, мол, в таких случаях принцип единогласия не должен применяться23. Эту ошибочную точку зрения западные страны пытались даже навязать Совету Безопасности. 14 апреля 1949 г. под нажимом западных государств Генеральная Ассамблея приняла резолюцию «По во- просу о голосовании в Совете Безопасности», в которой постоянным членам Совета Безопасности рекомендовалось считать определенные вопросы, приводимые в специальном приложении (35 категорий вопросов), процедурными и руководствоваться при голосовании в Совете Безопасности указанным списком вопросов. Эта резолюция была явно направлена на ревизию соответствующих положений Устава и Заявления четырех держав от 7 июня 1945 г., что встретило энергичный протест со стороны Советского Союза и других миролюбивых государств. Предварительное решение о том, является тот или иной вопрос процедурным или вопросом существа, не может быть поставлено в зависимость от какого бы то ни было заранее составленного перечня вопросов, априори признанных процедурными, а должно приниматься на основе конкретного изучения существа, смысла вопроса и учитывать возможные последствия принятия Советом Безопасности решения по такому вопросу. Даже имеющиеся в практике Совета Безопасности прецеденты не могут служить достаточным основанием для отнесения того или иного вопроса к категории процедурных. Совет Безопасности сам определяет характер вопроса и может, следовательно, в зависимости от характера и особенностей этого вопроса считать его процедурным или вопросом существа. Представители России и других стран неоднократно указывали, что для определения процедурного или непроцедурного характера вопроса может применяться лишь единственный метод, указанный в Уставе ООН и Заявлении четырех держав от 7 июня 1945 г.: если в Совете Безопасности возникнут разногласия, то решение этого предварительного вопроса должно осуществляться самим Советом Безопасности с применением принципа единогласия. Таким образом, на практике получается, что сначала может быть наложено вето при решении предварительного вопроса о том, имеет та или иная резолюция Совета Безопасности процедурный характер или нет, а затем с помощью вето может быть отклонена и сама резолюция (так называемое двойное вето). Двойное вето в практике Совета Безопасности применялось сравнительно редко и преимущественно в первые годы его деятельности. Так, за первое пятилетие деятельности Совета Безопасности было пять случаев применения двойного вето24. На протяжении всей деятельности Совета Безопасности двойное вето было использовано всего шесть раз. Однако этот ясный и юридически правильный метод определения процедурного или непроцедурного характера вопросов, решаемых Советом Безопасности, неоднократно подвергался нападкам со стороны США и их ближайших союзников по НАТО. Потерпев неудачу в попытках теоретически «обосновать» отход от основных положений Устава и Заявления четырех держав от 7 июня 1945 г., западные страны, и прежде всего США, встали на путь фактической ревизии указанных актов. Для этого они, например, прибегли в 1950 г. к обходным маневрам, навязав Совету Безопасности противоправную практику определения процедурного или непроцедурного характера вопросов. Суть этой практики сводится к тому, что, когда Совет Безопасности определяет, процедурный или непроцедурный тот или иной вопрос, Председатель Совета Безопасности дает свое толкование и объявляет его в председательском постановлении; если это постановление не оспаривается кем-либо из членов Совета Безопасности, то в последующем голосовании уже не может быть наложено вето. Такой незаконный метод применил 29 сентября 1950 г. Председатель Совета Г. Джебб (Великобритания) при обсуждении корейского вопроса. Вторично подобный метод был применен западными странами в 1959 г. при обсуждении вопроса о создании подкомитета по расследованию ситуации в Лаосе. Устав ООН и Заявление четырех держав прямо предписывают, что определение того, процедурный или непроцедурный тот или иной вопрос, производится на основе голосования с применением принципа единогласия, а не путем вынесения постановления Председателем Совета Безопасности. Согласно правилам процедуры этого органа Председатель имеет право выносить свои постановления только «по порядку дня», то есть исключительно по вопросам процедуры. Рассмотрение процедуры принятия решений Советом Безопасности позволяет сделать вывод, что она целиком отвечает потребностям нормального и бесперебойного функционирования представительного политического органа, занимающего ключевые позиции в системе органов ООН, и в то же время обеспечивает сотрудничество всех государств, больших и малых, независимо от их экономических и политических систем, в решении выносимых на рассмотрение Совета Безопасности вопросов мирного урегулирования споров и ситуаций, восстановления международного мира и безопасности. Жизнь целиком и полностью подтвердила неоценимое стабилизирующее и конструктивное значение принципа единогласия постоянных членов не только для надлежащего функционирования Совета Безопасности, но и для всей многогранной деятельности Организации Объединенных Наций. Поэтому на протяжении всех послевоенных лет Советский Союз, а затем и Россия твердо выступает против выдвигаемых со стороны ряда государств предложений об отмене, или ограничении действия принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности, или его обходе путем передачи функций Совета Безопасности по поддержанию мира другим органам ООН, в частности Генеральной Ассамблее и Генеральному секретарю. Принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности отражает необходимость принятия согласованных решений на основе баланса интересов государств, в особенности в таком важном вопросе, как поддержание международного мира и безопасности. Без него были бы немыслимы ни создание, ни жизнеспособность ООН в современных условиях существования государств с различным социальным и политическим устройством. Этот принцип в Совете Безопасности, несмотря на то, что он только за период 1946-2004 гг. применялся 257 раз, служил и продолжает служить надежной преградой против использования его в целях, идущих вразрез с поддержанием международного мира и безопасности. Нельзя забывать, что принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности - реалистическое и лучшее из возможных решений. Пересмотр или отмена этого принципа подорвали бы саму основу существования ООН. Сохранение незыблемости принципа единогласия отвечает интересам всех государств независимо от их величины, военной мощи, экономического развития, принадлежности к той или иной социально-экономической системе, всех, кому нужна Организация Объединенных Наций. Полностью несостоятельными являются высказываемые иногда на страницах западной прессы утверждения о мнимом «злоупотреблении» Советским Союзом правом вето в Совете Безопасности25. Факты полностью разоблачают эти необоснованные утверждения. Так, за период с 1946 по 2004 г. Советский Союз и его продолжатель Россия использовали право вето 122 раза. Из этого числа при рассмотрении вопроса о приеме новых государств в члены ООН вето было применено 51 раз, причем эти случаи ветирования имели место в 1946-1950 гг., в самый разгар «холодной войны», когда западные страны, пользуясь своим подавляющим большинством в Совете Безопасности, умышленно неоднократно ставили на голосование заведомо не- приемлемые для Советского Союза проекты резолюций с целью получения большого числа вето26. Из остальных 71 случая применения вето Советский Союз и позднее Россия 50 раз использовали его в защиту интересов безопасности социалистических стран, в поддержку антиимпериалистической борьбы стран Азии, Африки и Латинской Америки (в том числе в защиту интересов социалистических стран - 17, в поддержку арабских народов - 12, народов Африки - 6, народов Азии - 14 и Латинской Америки - 1). В результате именно благодаря использованию вето Советским Союзом удалось положить конец проводимой США и другими западными странами многолетней политике дискриминации в отношении приема в члены ООН социалистических и развивающихся стран и добиться того, что состав ООН увеличился более чем втрое по сравнению с 1946 г. Советский Союз никогда не применял вето с целью воспрепятствовать принятию Советом Безопасности решений, которые действительно были направлены на ограждение суверенных прав народов, их независимости и свободы, мирное урегулирование споров и конфликтов, подавление актов агрессии и предупреждение военных столкновений между государствами. Но, когда речь шла о попытках грубо вмешиваться во внутренние дела государств, о попрании положений Устава ООН, о разжигании споров и конфликтов между государствами, Советский Союз всегда вставал на защиту правого дела и прибегал к вето, помогая тем самым отразить посягательства на суверенитет, свободу и независимость миролюбивых стран, не дать определенным кругам США использовать ООН в целях подавления национально-освободительного и революционного движений народов Азии, Африки и Латинской Америки, не допустить попрания законных прав малых государств. Так было, когда СССР выступал в поддержку арабских народов, в защиту дела революции в Афганистане и Кампучии, суверенных прав народа Ирана и т.п. Поэтому говорить о каком-то «злоупотреблении» Советским Союзом своим правом вето значило бы погрешить против истины. В противоположность этому США, Великобритания и Франция использовали вето в целях недопущения принятия резолюций, предусматривающих применение мер по пресечению агрессии, по борьбе против бесчеловечной практики апартеида и расизма в Южной Африке, в поддержку национально-освободительного движения и антиимпериалистической борьбы освободившихся стран. При этом в первые годы существования ООН США и другие западные страны предпочитали прибегать к использованию существовавшего в Совете Безопасности прозападного автоматического большинства (так называемое скрытое вето), чтобы не недопустить одобрения предложений и проектов резолюций. Так, только за период 1946-1970 гг. под нажимом США в Совете Безопасности было отклонено свыше 100 проектов резолюций, предложений и поправок, внесенных СССР и другими социалистическими странами. В 70-80-е годы США, Великобритания и Франция все чаще использовали вето для блокирования одобрения резолюций Советом Безопасности (так называемое тройное вето). Ими был установлен даже своеобразный рекорд, когда, например, 31 октября 1977 г. они за пять минут применили три «тройных вето» (то есть всего 9 вето) в отношении резолюций об эмбарго на экспорт нефти в ЮАР, об эмбарго на инвестиции в Южную Африку и о принятии некоторых других экономических санкций против расистского режима Претории. 30 апреля 1981 г. США, Великобритания и Франция перекрыли и этот «рекорд», применив за семь минут четыре раза «тройное вето» (то есть в общей сложности использовали право вето 12 раз) по проектам резолюций, предусматривавших принятие в соответствии со статьей 41 Устава ООН экономических и политических санкций, разрыв всех дипломатических и торговых отношений с режимом Претории. В целом за 1946-2004 гг. США применили вето в Совете Безопасности 80 раз, Великобритания - 33, Франция - 18; КНР за время с 1971 г. использовала свое право вето всего 4 раза. В ходе деятельности Совета Безопасности широкое распространение получил метод одобрения решений на основе консенсуса, который является по существу логическим и юридическим продолжением принципа единогласия постоянных членов Совета и проистекает из объективной и практической потребности в принятии таких решений, которые, отражая единодушную волю государств, имеют все шансы быть реализованными, поскольку они могут рассчитывать на поддержку государств, не встречая по крайней мере открытого противодействия. Следует отметить, что практика одобрения решений на основе консенсуса впервые была применена в Совете Безопасности, когда на основе этого принципа Совет, не прибегая к голосованию, одобрил резолюцию 2 от 30 января 1946 г. по иранскому вопросу. Используемая в последующее время в деятельности Совета Безопасности процедура принятия заявлений Председателя Совета и ре- щений на основе принципа согласования, который справедливо может рассматриваться как одна из весьма важных модификаций принципа единогласия постоянных членов Совета, реалистически отражающая объективные потребности развития современных международных отношений и налаживания всестороннего сотрудничества государств с различным социальным строем, оказалась полезным нововведением, в значительной степени способствовавшим повышению эффективности Совета Безопасности. Важно отметить, что принцип консенсуса ни в коей мере не противоречит закрепленному в Уставе ООН принципу единогласия постоянных членов Совета, а является его логическим продолжением, результатом творческого конструктивного применения принципа единогласия в новых исторических условиях. Как известно, на основе консенсуса Советом Безопасности были приняты многие важные решения, например по кипрскому вопросу, по некоторым вопросам, связанным с созданием в 1973 г. и функционированием Чрезвычайных вооруженных сил ООН на Ближнем Востоке, с деятельностью созданных в 1974 г. Сил ООН по наблюдению за разъединением войск Израиля и Сирийской Арабской Республики, с прекращением ирано-иракской войны в 1988 г., по вопросам преодоления угроз международному миру, создаваемых террористическими актами в 2001-2004 гг., и др. В последующем Совет Безопасности все чаще прибегал к методу консенсуса при принятии своих решений. Так, если за 1946-1955 гг. единогласно и на основе консенсуса было принято 36 резолюций и 4 заявления Председателя Совета Безопасности, то за 1956-1965 гг. -соответственно 66 и 3, за 1966-1975 гг. - 89 и 18, а за период 1976— 1985 гг. - уже 101 и 46. Всего за четыре первых десятилетия деятельности Совета Безопасности единогласно и на основе консенсуса были одобрены 292 резолюции, то есть больше половины всех резолюций, принятых им за это время. Совет Безопасности согласно Уставу может принимать юридические акты двоякого рода. Как и другие главные органы ООН, он принимает рекомендации, то есть юридические акты, предусматривающие определенные методы и процедуру, с которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Такие юридические акты не налагают на государства юридических обязательств и не могут быть осуществлены принудительно. Однако, учитывая специфический характер правового статуса Совета Безопасности и вы- полняемых им функций и полномочий, эти юридические акты не могут рассматриваться как обычные пожелания или напоминания государству, которые он может вообще не принимать в расчет. Своеобразие принимаемых Советом Безопасности рекомендаций объясняется не только тем, что они, будучи принятыми в соответствии с Уставом ООН, являются конкретным выражением общих положений Устава в применении к отдельным конкретным ситуациям и событиям, находящимся на рассмотрении Совета, но и тем, что они могут иметь важные политические последствия и даже положить начало цепи событий, которые в конце концов потребуют, чтобы Совет Безопасности принял меры принуждения, предусмотренные главой VII Устава ООН27. Рекомендации Совета Безопасности являются актами особого рода. Невыполнение их государствами может повлечь за собой определенное косвенное или даже непосредственное воздействие Совета на права и обязанности государств - членов ООН. Специфический характер рекомендаций Совета Безопасности особенно ясно виден, если рассмотреть, например, временные меры, которые Совет Безопасности может принять, чтобы предотвратить ухудшение ситуации. В статье 40 Устава ООН прямо предусматривается, что «Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер». В практике Совета Безопасности временные меры такого рода расце- ] нивались и Советом, и сторонами конфликта как правомерные и налагающие определенные обязательства на государства - члены ООН. Именно так рассматривались, например, резолюции 508 и 509 Совета Безопасности соответственно от 5 и 6 июня 1982 г., содержащие призыв ко всем сторонам конфликта немедленно и одновременно пре-. I кратить все военные действия и требование к Израилю незамедлительно и безоговорочно вывести все свои вооруженные силы за международно признанные границы Ливана. Действуя как представительный орган всех членов Организации Объединенных Наций (п. 1 ст. 24), Совет Безопасности помимо рекомендаций может принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Эти решения, принятые в соответствии с принципами и нормами Устава ООН являются обязательными для исполнения всеми членами ООН, независимо от того, что тот или иной член ООН мог не участвовать в обсуждении и принятии решения Совета Безопасности, и даже независимо от того, что он мог участво- вать и голосовать против (за исключением, разумеется, постоянных членов Совета Безопасности). Следует также отметить, что некоторые решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение. Таким образом, решения, принятые в Совете Безопасности относительно небольшим числом государств (не менее 9 и не больше 15), становятся обязательными для всех членов Организации Объединенных Наций. Это кажущееся несоответствие легко понять, если учесть, что здесь речь идет о решении вопросов, затрагивающих сохранение и поддержание международного мира и безопасности, и что принимаются эти решения в органе, в котором должны быть представлены не только государства всех основных географических районов мира, но и государства, искренне заинтересованные в сохранении мира и международной безопасности. Участие в работе Совета таких государств является важнейшей гарантией того, что любые попытки западных стран навязать этому центральному органу ООН решения, которые ущемляли бы интересы и суверенитет какой-либо страны, даже малой, и нарушали бы хоть в малейшей степени основные принципы и нормы Устава ООН, встретят достойный отпор. Анализ правовых актов, принимаемых Советом Безопасности, показывает, что этот орган - единственный главный орган ООН, решения которого по политическим вопросам, принятые в соответствии с основными принципами и нормами Устава, обязательны для выполнения всеми членами ООН. При этом сама структура Совета Безопасности исключает возможность обжалования или пересмотра в каком-либо другом органе принятых им решений. Такие решения являются окончательными и не подлежат пересмотру. Однако сам Совет Безопасности может пересмотреть свое решение, например, вследствие вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Совету Безопасности при принятии первоначального решения, или может вернуться к рассмотрению какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные резолюции. В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложились вполне определенные методы и формы его реагирования и воз-Действия на те или иные события в мире, к которым привлекалось внимание или которые выносились на рассмотрение Совета Безопасности. Одним из таких методов является осуждение Советом Безопасности государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН. Так, Совет неоднократно осуждал в своих решениях ЮАР за проведение преступной политики апартеида. Нередко Совет Безопасности прибегал к такому методу, как констатация политического факта, того или иного сложившегося положения в том или ином районе земного шара, представляющего угрозу или нарушение международного мира и безопасности. Именно так определялась в многочисленных резолюциях Совета Безопасности обстановка на Юге Африки, созданная агрессивными действиями Претории против «прифронтовых» африканских государств. Работая в тесном сотрудничестве с Генеральным секретарем, Генеральной Ассамблеей и другими главными органами ООН, Совет Безопасности не раз использовал процедуру подтверждения резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи, планов и предложений Генерального секретаря ООН. Так, Совет Безопасности подтверждал в своих резолюциях и заявлениях его Председателя планы и предложения Генерального секретаря по кипрскому вопросу, положению в бывшей Югославии, в Либерии, Анголе, Бурунди, Сомали, Афганистане, по комплексу вопросов ближневосточного урегулирования, а также положения доклада Генерального секретаря «Повестка дня для мира» и дополнения к нему. Совет подтверждал положения Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам в своих решениях по положению в Южной Африке, ангольскому, намибийскому и другим вопросам. Наиболее часто используемым методом, применяемым Советом Безопасности, является призыв к государствам — сторонам в конфликте, другим органам ООН. Так, Совет Безопасности неоднократно обращался с призывом прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. в ходе рассмотрения комплекса проблем югославского урегулирования, ирано-иракского конфликта, положения в Анголе, Грузии, Таджикистане и вдоль таджикско-афганской границы. Важное место в деятельности Совета Безопасности с первых дней его существования занимали методы установления фактических обстоятельств споров и конфликтов, расследования причин и фактической стороны военных столкновений между государствами. В одном только
|