Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Главные этапы создания ООН
Активным и настойчивым сторонником создания новой международной организации безопасности и в ее рамках сильного и эффективного органа по консолидации сил в борьбе за мир был Советский Союз. Именно плодотворное участие СССР в разработке Устава ООН, внесенный им неоценимый конструктивный вклад в формулирование и закрепление в Уставе прогрессивных демократических принципов и норм позволили создать в рамках ООН весьма важный и действенный механизм, обеспечивающий мир и безопасность народов. Не менее важным фактором, действовавшим в направлении объединения усилий государств антигитлеровской коалиции в решении вопроса об образовании международной организации, была возросшая в период Второй мировой войны активность народных масс. Героическая и справедливая борьба советского народа против фашистских агрессоров обеспечила Советскому Союзу огромную поддержку народов мира и повысила его международный авторитет и влияние на всю систему международных отношений. Что касается правящих кругов западных стран, то в тех исторических условиях они не могли перед лицом развернувшегося антивоенного и демократического движения народов оставаться на старых позициях и вынуждены были встать на путь сотрудничества с Советским Союзом и выработки совместно с ним основных принципов и организационных форм послевоенного устройства мира. Характерно, что западные юристы и политики даже не пытаются анализировать объективные исторические, экономические и политические предпосылки возникновения ООН и ее Совета Безопасности, ограничиваясь в основном изложением высказываний и замечаний государственных деятелей ряда ведущих капиталистических стран (США, Великобритания и др.) и стремясь объяснить появление ООН исключительно желанием и волей этих деятелей1. В цепи вопросов, затрагивающих международно-правовые основы будущей организации безопасности, вопрос о ее главнейшем органе являлся, бесспорно, основным, и от решения его поистине зависела судьба всей организации. Именно поэтому он занял так много места в ходе подготовительной работы и рассматривался всегда в тесной связи с юридическим оформлением этой организации в целом. Инициаторы ООН прекрасно понимали, что без удовлетворительного решения указанного основного вопроса вся работа по созданию организации могла оказаться бесплодной. Как известно, начало обсуждению и разработке проблемы всеобщей организации безопасности и созданию в ее рамках органа по согласованию коллективных усилий членов организации в борьбе против агрессии положила Декларация Правительства СССР на Межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941 г. В этом документе впервые была сформулирована «чрезвычайно важная задача», стоящая перед миролюбивыми государствами, - «определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира», высказана глубокая убежденность, что эта задача «будет успешно решена и что в результате полной и окончательной победы над гитлеризмом будут заложены основы правильных и отвечающих желаниям и идеалам свободолюбивых народов отношений международного сотрудничества и дружбы»2. В этой связи необходимо подчеркнуть всю несостоятельность попыток западных юристов, утверждающих, что Советский Союз якобы впервые высказался по вопросу о послевоенной организации безопасности только в 1943 г.3 и что зачинателями обсуждения основ будущей организации явились, мол, США и Великобритания, подписавшие 14 августа 1941 г. так называемую Атлантическую хартию. Попытки подобного рода не имеют ничего общего с исторической действительностью. Даже некоторые западные юристы не могут не признать, что было бы ошибкой считать Атлантическую хартию правовым документом, имеющим обязательную силу. Пункт 8 Атлантической хартии, говорящий о разоружении агрессивных государств «впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности», был настолько неопределенным, что не обязывал ни США, ни Англию к какому-либо решению о конкретной форме международной организации4. В- дальнейших международно-правовых документах Советского государства, в частности в Декларации Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 г., уже прямо указывается, что обеспечение прочного и справедливого мира «может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств» (п. З)5. 1 января 1942 г. в Вашингтоне представителями 26 государств, в том числе и СССР, была подписана Декларация Объединенных Наций. Позднее на конференции в Думбартон-Оксе (1944 г.) название «Объединенные Нации» было присвоено новой международной организации безопасности по предложению президента США Ф.Д. Рузвельта. Уже в этих первых документах, подчеркнувших необходимость создания международной организации мира и безопасности, изложены важнейшие международно-правовые основы и принципы будущей организации. Первым практическим шагом по пути создания всеобщей организации безопасности явилась принятая 30 октября 1943 г. на конференции в Москве Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности6. Характерно, что в ней внимание концентрируется на послевоенном регулировании не всей совокупности международных отношений, а части, касающейся вопросов мира и безопасности. В декларации отмечалась «необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности» (п. 4). Впервые в этой декларации были закреплены такие принципы будущей организации, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, принцип особой ответственности великих держав в деле сохранения и упрочения мира, необходимость согласования их действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время. Эти принципы сыграли большую роль также в деле оформления механизма всей организации. Решения московской конференции были подтверждены в 1943 г. на Тегеранской конференции руководителей трех держав - СССР, США и Великобритании. На этой конференции выдвигались уже конкретные проекты создания в рамках будущей организации спе-циального органа по поддержанию мира. В частности, президент США Ф. Рузвельт предложил образовать так называемый Полицейский Комитет из представителей четырех государств, который «следил бы за сохранением мира» и в случае агрессии «мог бы действовать быстро». Но эффективность такого органа в борьбе с агрессией была бы сомнительна, если учесть замечания президента относительно характера всей организации и правовой силы принимаемых этой организацией решений. Ф. Рузвельт отмечал, что «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций, эта организация не должна будет иметь», хотя и подчеркивал, что будущая организация «не должна быть похожа на Лигу Наций»7. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль предлагал создать международную организацию с тремя региональными советами для Европы, Дальнего Востока и Америки и стоящим над ними «мировым советом»8. Указанные предложения преследовали цель установить во всей организации англо-американское господство, подчинить ее интересам правящих кругов крупнейших западных государств и изолировать Советский Союз. При этом даже сами авторы этих проектов не скрывали своих намерений в неофициальных переговорах и беседах9. Очевидно, что принятие названных предложений не содействовало бы совершенствованию механизма безопасности Организации Объединенных Наций и превратило бы ее в бесправный и беспомощный институт, подобный Лиге Наций. В результате настойчивых и неослабных усилий Советского Союза США и Великобритания вынуждены были в конечном счете снять выдвинутые ими предложения. Советскому Союзу приходилось вести борьбу за создание подлинно эффективного органа по поддержанию мира в рамках международной организации в исключительно трудных условиях. Многочисленные попытки западных государств выработать такие положения устава и сформулировать такие основные принципы деятельности будущей организации и ее органов, которые односторонне учитывали бы интересы западных стран, и прежде всего США, и ущемляли бы интересы Советского Союза, получили надлежащий отпор. С 21 августа по 7 ноября 1944 г. по инициативе Советского Союза в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс состоялись предварительные неофициальные переговоры между делегациями СССР, США, Великобритании, а с 29 сентября также и Китая по основным вопросам учреждения международной организации по поддержанию мира и бе- зопасности. На конференции в Думбартон-Оксе был выработан подробный проект этой организации - «Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности»10. Хотя проекты и планы создания в рамках международной организации специального органа по координации усилий всех государств, и в первую очередь великих, в борьбе за мир вьщвигались и обсуждались и до конференции в Думбартон-Оксе, предварительный проект создания органа в том виде, в каком он был почти без изменения включен в Устав Организации Объединенных Наций, был выработан впервые на этой конференции. Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на конференции, был вопрос о юридической структуре и месте Совета Безопасности в системе органов будущей Организации Объединенных Наций. Конференция заложила фундамент всей Организации и определила основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание мира и безопасности народов. Предварительный проект создания Совета Безопасности (в частности, гл. VI и VIII) показал, что основные недостатки организации и структуры Совета Лиги Наций были учтены и созданы необходимые предпосылки для нормальной плодотворной деятельности этого органа. Включение в число постоянных членов Совета Безопасности государств независимо от их социально-экономического строя, юридическое закрепление обязательности сотрудничества государств с различными социальными системами отражали реально существующее положение в мире. Предлагаемый состав Совета Безопасности в значительной мере верно отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в нем предоставлялись СССР, США, Великобритании, Китаю и в «надлежащее время» Франции, что придавало авторитет и силу решениям этого органа. Совет Безопасности был представительным органом всех членов организации (не только великих держав), ибо в его состав входили еще шесть непостоянных членов. В то же время этот орган не был и громоздким по составу, что, несомненно, повышало его оперативность. Важной особенностью правового статуса Совета Безопасности согласно Предложениям, выработанным в Думбартон-Оксе, было то, что Совет Безопасности намечалось сделать постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения. Функции и полномочия Совета Безопасности были в Предложениях четко определены и отделены от функций и полномочий другого главного органа Организации - Генеральной Ассамблеи. При этом главная ответственность и основные полномочия по поддержанию мира и безопасности были сконцентрированы в одном органе -Совете Безопасности. Большое значение имела выработанная на конференции в Дум-бартон-Оксе глава VIII «Мероприятия по поддержанию международного мира и безопасности, включая предотвращение и подавление агрессии». В соответствии с разделом А этой главы на Совет Безопасности возлагались функции мирного разрешения споров и ситуаций. Эти функции Совета Безопасности включали право расследовать любой спор или любую ситуацию в целях определения, может ли продолжение такого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности; право призывать стороны, находящиеся в споре, урегулировать его путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража или судебного разбирательства; право решать в каждом случае, может ли продолжение данного спора действительно создать угрозу миру и безопасности и, следовательно, должен ли Совет Безопасности рассматривать данный спор, и если да, то право рекомендовать соответствующую процедуру или метод урегулирования подобного спора. Споры же юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами Международному суду ООН. Были выработаны весьма важные положения относительно полномочий Совета Безопасности, касающихся определения угрозы миру или актов агрессии и применения принудительных действий для обеспечения эффективности принятых решений. Совет Безопасности мог предпринимать для осуществления своих решений два вида действий, а именно: действия, не связанные с использованием вооруженной силы (полный или частичный разрыв железнодорожного, морского, воздушного, почтового, телеграфного, радио- и других средств сообщения и разрыв дипломатических и экономических отношений), и, если вышеуказанные меры окажутся недостаточными, действия при помощи воздушных, морских или наземных вооруженных сил (демонстрация, блокада или другие операции). Для оказания Совету Безопасности помощи по всем вопросам, относящимся к военным потребностям, предусматривался специальный орган - Военно-штабной комитет. В отличие от Совета Лиги Наций, который мог только рекомендовать правительствам, какие военно-воздушные, военно-морские и наземные силы должны использоваться для объединенных действий, в Предложениях намечалось, что Совет Безопасности будет иметь под своим командованием вооруженные силы, средства обслуживания, предоставляемые под его руководство в соответствии с особыми соглашениями с членами будущей организации. Если Лига Наций могла предпринимать действия только в случае войны или в случае спора, способного привести к войне, то Совет Безопасности, как предусмотрено Предложениями, имеет право расследовать любой спор или любую ситуацию в целях определения, не может ли продолжение такой ситуации или спора угрожать международному миру. Таким образом, полномочия Совета Безопасности в сфере поддержания мира были очерчены весьма широко. Последний раздел С главы VIII регулировал, в самой общей форме, взаимоотношения Совета Безопасности и региональных органов. Указывалось, в частности, что существование региональных мероприятий или органов и их деятельность должны отвечать целям и принципам Организации, что Совет Безопасности может использовать такие органы для принудительных действий, но сами органы не имеют права осуществлять принудительные действия без полномочий Совета Безопасности и должны всегда информировать Совет о предпринятых или намечаемых действиях для поддержания мира и безопасности. Таковы основные контуры и принципы деятельности главного органа ООН, которые были разработаны на конференции в Думбар-тон-Оксе. Эти предложения послужили хорошей базой как для окончательной выработки Устава ООН, так и для создания и организации деятельности Совета Безопасности. Правда, на этой конференции не был решен важный вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности. Недостижение соглашения по этому вопросу объяснялось не только его сложностью, но и в известной степени теми трудностями, которые возникли в ходе подготовки основного международного документа современности - Устава ООН. Важной вехой в деле выработки Устава ООН и правового оформления основ деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации явилась Ялтинская конференция руководителей трех держав - СССР, США и Великобритании (февраль 1945 г.). На этой конференции был согласован важнейший вопрос - процедура принятия решений Советом Безопасности. В соответствии с достигнутым соглашением решения в этом органе по всем вопросам, за исключением процедурных, принимаются голосами семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу о мирном разрешении спора. В принятой на Ялтинской конференции процедуре голосования нашел свое международно-правовое закрепление принцип суверенного равенства и полного равноправия постоянных членов Совета Безопасности, являющийся кардинальной основой и предпосылкой успешной деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединенных Наций. Ялтинская конференция завершила подготовительный этап выработки Устава ООН и создания механизма безопасности новой организации. Эта конференция была в то же время началом заключительного этапа, в ходе которого необходимо было отстоять и сохранить в Уставе ООН все те демократические принципы и положения, которые были выработаны совместными усилиями ведущих держав антигитлеровской коалиции, и включить в Устав то ценное и полезное, что могло дать обсуждение проекта всеми правительствами и народами антигитлеровской коалиции. На Ялтинской конференции было также принято решение созвать 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско конференцию Объединенных Наций для подготовки Устава Организации Объединенных Наций соответственно положениям, выработанным на переговорах в Дум-бартон-Оксе. 26 апреля 1945 г. в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций для подготовки Устава ООН, на которой присутствовало свыше 850 делегатов от 50 государств мира". Как известно, деятельность конференции сосредотачивалась в четырех главных комитетах, четырех комиссиях и двенадцати технических комитетах. Большое значение имели неофициальные заседания четырех глав делегаций СССР, США, Великобритании и Китая, на которых обсуждались наиболее острые вопросы конференции и согласовывалась общая точка зрения великих держав. Задача непосредственной разработки вопросов, относящихся к структуре, функциям, полномочиям, процедуре голосования и дея- тельности Совета Безопасности, была возложена на одну из четырех комиссий конференции, а именно комиссию Ш. Комиссия Ш была разбита на четыре комитета12. На каждый комитет возлагалась задача рассмотреть специальные разделы текста предложений, выработанных в Думбартон-Оксе, и представленных дополнений к ним. Все делегации имели в комиссии и ее комитетах своих представителей. Комитеты комиссии Ш провели большую работу13, о чем свидетельствует количество заседаний: комитет III/1 провел 27 заседаний, Ш/2 - 15, Ш/3 - 22, Ш/4 - 6. Рекомендации комитетов представлялись на одобрение комиссии, последняя направляла материалы в координационный комитет, который с помощью вспомогательного комитета юристов готовил текст с морфологической, стилистической и терминологической точек зрения, но не имел права вносить изменения по существу. Окончательный проект представлялся руководящему комитету, состоящему из глав всех делегаций, и, наконец, выносился на утверждение конференции. С целью сделать работу более четкой и плодотворной на Совещании глав делегаций 27 апреля 1945 г. было принято решение о включении в повестку дня «предложений, выработанных в Думбартон-Оксе, дополнений о процедуре голосования в Совете Безопасности, принятых на Ялтинской конференции, предложений Китая, согласованных с приглашающими державами'4, и поправок участвующих в конференции государств»15. Уже на первых пленарных заседаниях конференции разгорелась острая борьба вокруг вопроса о правовом положении Совета Безопасности, причем вопрос о процедуре голосования был одним из самых дискуссионных всей конференции. Прежде всего необходимо было остановить поток поправок, изменений и дополнений, представленных делегациями 36 приглашенных государств, чтобы не утопить конференцию в бесплодном и обременительном обсуждении различных, часто противоречащих друг другу замечаний и мнений. С этой целью была установлена конечная дата внесения поправок - 5 мая 1945 г. Четыре приглашающие державы на шести неофициальных заседаниях глав делегаций разработали и приняли 27 совместных поправок, которые явились своеобразным ответом и отражали мнение приглашающих государств на внесенные поправки. Поправки четырех держав были внесены 5 мая 1945 г. и в основном были приняты на конференции и включены позднее в Устав. Ужр на этой стадии конференции Советскому Союзу пришлось приложить громадные усилия для отстаивания прогрессивных демократических положений разрабатываемого Устава и недопущения принятия поправок, менявших существенным образом роль и характер деятельности Совета Безопасности. При этом следует отметить, что Советский Союз вел борьбу в чрезвычайно сложных условиях, когда за спиной приглашенных государств, развернувших настоящее наступление против демократических принципов Устава ООН, стояли крупнейшие западные державы - США и Великобритания. По признанию самих западных комментаторов Устава, они оказывали этим странам «значительную поддержку»16. В этой обстановке делегация Советского Союза показала образец дипломатического искусства, проявила блестящее мастерство и умение отстаивать основные принципиальные позиции, продемонстрировала в то же время готовность сотрудничать и идти, где это возможно, на разумные компромиссы. Одним из многочисленных примеров, характеризующих эту глубоко принципиальную и дальновидную политику Советского Союза, может служить хотя бы решение вопроса о применении принципа единогласия в Совете Безопасности. Как известно, Советский Союз настойчиво выступал на конференции за то, чтобы при решении в Совете Безопасности всех вопросов существа применялось правило единогласия. Именно благодаря усилиям СССР и несмотря на противодействие США, Великобритании и других государств в Заявление четырех держав от 7 июня 1945 г. было включено, в частности, положение, что принцип единогласия применяется уже тогда, когда Совет Безопасности решает произвести расследование или определяет, что пришло время обратиться к государствам с призывом разрешить их разногласия либо сделать сторонам рекомендации. Огромную работу проделала советская делегация и в комиссии III и четырех ее комитетах. Комитетами и комиссией были приняты отдельные поправки. Правда, следует отметить, что все они в основном носили чисто редакционный характер и не изменяли существа предложений Думбартон-Окской и Ялтинской конференций, касавшихся правового статуса и основных принципов деятельности важнейшего органа Организации Объединенных Наций. Местом особо острых споров был комитет Ш/1, где представители ряда государств, в частности австралийский делегат, повели настоящую атаку против принципа единогласия, внеся по этому вопро- су свыше 50 поправок17. Поправки сводились к тому, чтобы сузить сферу применения принципа единогласия и расширить круг вопросов, которые могли бы рассматриваться в Совете Безопасности без применения правила единогласия18. Именно этими государствами по инициативе новозеландского делегата был составлен специальный перечень, включающий 23 вопроса, и представлен приглашающим великим державам для ответа (в том числе уже тогда был задан вопрос о так называемом двойном вето). При подготовке ответа Советскому Союзу пришлось выдержать настоящий бой с западными державами во главе с США, которые рассчитывали изъять из сферы действия принципа единогласия некоторые существенные вопросы и решать их с помощью механического большинства Совета Безопасности, где они имели численное преобладание голосов. Так, США, Великобритания и Франция пытались протащить такое толкование правила единогласия: при решении вопроса, является ли данная проблема вопросом существа или вопросом процедуры, применялось бы процедурное голосование. Получив отпор со стороны Советского Союза, США, Великобритания и Франция вынуждены были согласиться с предложением СССР, что при решении предварительного вопроса о том, можно ли применить процедурное голосование или нет, должен применяться принцип единогласия19. В совместном Заявлении четырех держав от 7 июня 1945 г. давалось официальное разъяснение применения «ялтинской формулы». В заявлении указывалось, что Совет Безопасности при выполнении своих обязанностей по поддержанию международного мира и безопасности будет иметь две широкие группы функций, а именно: вынесение решений, включающих принятие Советом Безопасности прямых мер, и вынесение решений, не включающих таковых. Первая из Двух групп решений будет приниматься голосами семи членов Совета Безопасности, включая совпадающие голоса пяти постоянных членов, а вторая - голосами любых семи членов. Был дан перечень некоторых вопросов, решения по которым принимаются процедурным голосованием. В заявлении еще раз подчеркивалось, что решение о проведении расследования и решение предварительного вопроса о том, можно ли применить процедурное голосование или нет, должно приниматься Советом Безопасности на основе принципа единогласия. Заявление четырех приглашающих государств о порядке голосования в Совете Безопасности имело исключительно большое значение не только с точки зрения успешного исхода Сан-Францисской конференции и отстаивания фундаментальных принципов Устава ООН, но и для дальнейшей практической деятельности Совета Безопасности. Впоследствии, однако, западные страны, и прежде всего США, не раз нарушали одобренные ими основные правила процедуры голосования в Совете Безопасности. Большая работа была проделана комитетом Ш/2, который рассмотрел более 50 поправок государств и ряд из них принял (право Совета Безопасности рекомендовать процедуру и методы урегулирования споров, право члена Организации довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре или ситуации, угрожающих делу мира)20. Принципиальное значение имела работа комитета II1/3, рассматривавшего раздел В главы VIII и главу XII думбартон-окских предложений, которые, как отмечали некоторые делегаты конференции, явились «ключом» ко всему плану создания международной организации безопасности21. Комитет отклонил ряд поправок, имевших целью ослабить роль и значение Совета Безопасности в сохранении мира и безопасности, и принял несколько поправок, конкретизирующих и уточняющих функции и полномочия Совета Безопасности. Так, комитет Ш/3 отклонил внесенные некоторыми делегациями предложения, направленные на то, чтобы поставить принятие Советом Безопасности принудительных мер в зависимость от утверждения Генеральной Ассамблеей. Принятие такого предложения противоречило бы основной идее Организации Объединенных Наций о разграничении функций между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей. Была принята канадская поправка об участии государства, предоставившего войска в распоряжение Совета Безопасности, в принятии Советом решений относительно использования его вооруженных сил. Попытка расширить представительство ad hoc при Совете Безопасности путем наделения такими же правами государства, предоставивших средства обслуживания, была отвергнута комитетом II1/3, ибо это привело бы к значительному расширению состава Совета Безопасности. На сужение компетенции Совета Безопасности были по сути дела нацелены предложения внести в Устав определение агрессии и перечислить случаи актов агрессии, при наличии которых Совет Безопасности мог бы вмешиваться. Комитет Ш/3 высказался в том смысле, что Совет Безопасности сам должен решать вопрос и нести полную ответственность за решения, что именно представляет собой угроза миру, нарушение мира или акт агрессии22. Было определено в общих чертах содержание специальных соглашений о предоставлении Совету вооруженных сил и предусмотрено, что соглашения такого рода заключаются с государствами по инициативе Совета Безопасности. Важную роль сыграла и работа комитета Ш/4, рассматривавшего вопрос о региональных соглашениях (раздел С главы VIII думбартон-окских предложений). Комитет принял поправку, предусматривающую неотъемлемое право каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН), а также расширил думбартон-окские предложения в том смысле, что допускались региональные принудительные действия до того момента, когда Совет Безопасности предпримет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности23. Краткое рассмотрение деятельности четырех комитетов комиссии III подтверждает тот вывод, что принятые ими поправки не носили существенного значения и на конференции удалось отстоять и включить в Устав ООН важнейшие демократические принципы структуры и деятельности ООН и ее Совета Безопасности, выработанные в Дум-бартон-Оксе. Ялтинская формула о единогласии, праве вето, автором которой были США, легла в основу деятельности Совета. Принцип вето обязывал великие державы по всем вопросам, требующим рассмотрения в Совете Безопасности, прийти к такому единодушному решению, которое обеспечивало бы эффективное поддержание мира. 26 июня 1945 г. Устав ООН был подписан, и тем самым была закончена выработка документа, регулирующего правовое положение и деятельность Организации Объединенных Наций. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945 г., когда на хранение правительству США была сдана последняя, 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи, принятому в 1947 г., День вступления в силу Устава ООН был официально объявлен Днем Объединенных Наций, который ежегодно торжественно отмечается в странах - членах ООН. Таким образом, усилиями мирового сообщества был согласован Устав ООН - уникальный международный документ, который оказал позитивное воздействие на развитие международных отношений второй половины XX столетия и который, несомненно, будет играть свою благотворную и созидательную роль и в XXI в. Огромное значение Устава ООН определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, он является единственным международным документом, определяющим четкие и определенные обязательства всех государств мира, своеобразным фундаментом мирового правопорядка и международной законности и справедливости. Будучи важнейшим «кодексом поведения» государств на мировой арене, Устав ООН в обязывающей форме станавливает основные принципы и нормы этого поведения, регламентирует отношения государств друг с другом и с ООН. Значение Устава состоит еще и в том, что он регулирует деятельность как большого числа органов самой ООН, так и все растущего количества международных организаций, входящих в «систему ООН», служа для них своеобразным образцом. Устав ООН представляет собой учредительный документ, регулирующий деятельность международной организации безопасности, основная цель которой, как говорится в преамбуле Устава, «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе». Опыт показывает, что предусмотренные Уставом функции и полномочия главных органов ООН, соотношение их компетенции, основные принципы и методы их деятельности вполне удовлетворительно обеспечивают нормальное функционирование этой международной организации. Назревшая задача времени состоит в том, чтобы в максимальной степени повысить эффективность ООН и ее главных органов. При выполнении этой задачи необходимо ориентироваться на полное, невыборочное осуществление положений Устава ООН, наращивание отдачи от созданных на его основе механизмов и процедур с учетом современных реалий, вызовов и возможностей меняющейся международной обстановки, растущей взаимозависимости и многополярности мира. В рамках ООН в послевоенное время было разработано и заключено свыше 500 различных многосторонних международных соглашений, многие из которых имеют фундаментальное значение для развития широкого международного сотрудничества (Договор о нераспространении ядерного оружия, международные пакты о правах человека, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Др.). Нельзя упускать из виду также то немаловажное обстоятельство, что на основе Устава ООН возникла и продолжает дей- ствовать и развиваться обширная система послевоенных международных двусторонних и региональных многосторонних договоров и соглашений, регулирующих отношения государств с различным общественным строем в самых разных областях человеческой деятельности. Характерно в этой связи высказывание Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра о том, что за годы своего существования ООН в области кодификации международного права сделала больше, чем сделано за весь предшествующий период истории человечества24. Устав ООН - это не обычное международное соглашение, изменения положений которого могут нанести ущерб интересам лишь какого-то одного государства или группы государств. Он представляет собой уникальный универсальный договор, ревизия основных положений которого может повлечь за собой самые серьезные последствия для всех членов мирового сообщества и нанести непоправимый ущерб делу упрочения безопасности, равной для всех государств. Одна из характерных черт Устава ООН состоит в том, что он не сводит обеспечение международной безопасности только к военно-политическим аспектам, а обуславливает его комплексом факторов экономического, правового, гуманитарного и иного плана. Сама структура ООН ориентирована на создание предпосылок укрепления системы международной коллективной безопасности. На это обстоятельство обращают внимание западные исследователи, отмечая, в частности, что «ООН была предназначена для того, чтобы решительно приступить к решению проблемы войны на шести основных фронтах, каждый из которых относится к компетенции одного из главных органов»25 Составители Устава ООН мудро предусмотрели, что одним из средств предотвращения новой мировой войны является система коллективной безопасности, центральным звеном которой является Совет Безопасности. Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы, в частности, утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых наций (преамбула), создает условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права (преамбула), и нацеливает народы на то, чтобы проявлять терпимость, жить в мире друг с друго как добрые соседи, и объединить силы для поддержания международного мира и безопасности (преамбула). Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности; улаживание мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права международных споров и ситуаций; развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов, осуществление международного сотрудничества в различных областях и поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Он определяет, что ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов; что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства; что все члены должны разрешать свои международные споры мирными средствами и воздерживаться от угрозы силой или ее применения; что ООН не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (ст. 2). В Уставе ООН подчеркивается открытый характер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства (ст. 4), и он не устанавливает никаких ограничений в отношении права мужчин и женщин участвовать в любом качестве и на равных условиях в главных и вспомогательных органах ООН (ст. 8). Он учредил Генеральную Ассамблею - демократический международный форум обсуждения и вынесения рекомендаций по любым вопросам и делам в пределах Устава, в деятельности которого участвуют все члены на равной основе, причем каждая страна имеет один голос (гл. IV) и устанавливает демократическую процедуру принятия решений Советом Безопасности, при которой требуются совпадающие голоса всех постоянных членов и определенное число непостоянных, что на практике исключает одобрение каких-либо решений, не отвечающих интересам мирового сообщества государств (гл. V). В нем устанавливается демократический принцип свободы выбора государствами мирных средств разрешения существующих или возникающих между ними споров и рекомендательный порядок содействия со стороны Совета Безопасности урегулированию таких споров (гл. VI). Устав ООН предусматривает принятие эффективных коллективных мер, связанных и не связанных с использованием вооруженных сил, в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии, объедине- ние членов ООН для оказания взаимной помощи в проведении таких мер (гл. VII) и оставляет за всеми государствами отдельных регионов возможность прилагать собственные усилия для достижения мирного разрешения местных споров по своему усмотрению (гл. VIII). Для создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, он призван содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения и созданию условий экономического и социального прогресса, разрешению международных проблем в экономической и социальной областях, в сфере здравоохранения, культуры и образования, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (гл. IX), и уполномочивает Экономический Социальный Совет (ЭКОСОС) проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию (ст. 71). Устав ООН устанавливает принцип, в соответствии с которым интересы населения несамоуправляющихся территорий являются первостепенными, и определяет как священный долг обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленной Уставом ООН, развивать самоуправление, учитывать должным образом политические стремления этих народов и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов (гл. XI). Этот документ устанавливает демократические цели созданной под руководством ООН международной системы опеки, предусматривая, что ее задачи состоят, в частности, в том, чтобы способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении самоуправления или независимости (гл. XII). Он предусматривает демократический порядок рассмотрения в Международном Суде - главном судебном органе ООН - правовых споров между государствами, в соответствии с которым государства могут по своему желанию стать сторонами по отдельным делам, разбираемым Международным Судом, или в любое время заявить, что °ни признают без особого о том соглашения в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам (гл. XIV). Важной особенностью Устава является то, что он устанавливает демократический порядок приема на службу в Секретариат ООН, при котором основными условиями службы являются необходимость обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности, а также важность подбора персонала на возможно более широкой географической основе (гл. XV). Он подтверждает юридическую силу действий, предпринятых или санкционированных в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в том числе нацеленных на осуществление денацификации, демократизации Германии и демилитаризации Японии, а также не препятствует таким действиям (ст. 107). Отмеченные и другие демократические положения, принципы и идеалы Устава ООН еще далеко не полностью реализованы, не потеряли своей актуальности и значимости, и их внедрение в практику международной жизни является одной из насущных задач, стоящих перед ООН в XXI в. Поэтому встречающиеся иногда утверждения о том, что Устав ООН якобы «устарел» и не содержит общедемократических идеалов и принципов, нельзя признать сколько-нибудь обоснованными. Уникальная особенность Устава ООН состоит и в том, что, в отличие от всех других международных договоров, толкование которых отнесено к ведению Международного Суда ООН, сами главные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и др.) могут толковать и дают на практике аутентичное толкование положений Устава ООН, относящихся к их сфере деятельности. Более того, за обязательствами по Уставу ООН и содержащимися в нем нормами и принципами закреплена непререкаемая юридическая сила, и они пользуются наивысшим авторитетом по сравнению с нормами и обязательствами по другим международным договорам. Устав ООН прямо предусматривает, что, когда обязательства государств по Уставу ООН окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН. Тем самым Устав ООН является основным источником и фундаментом прогрессивного развития и кодификации международного права. В нем самом как бы встроен механизм самосовершенствования и адаптации к меняющимся условиям развития международных отношений, делающий излишним ревизию его фундаментальных принципов и положений. Летом 1945 г. в Лондоне была учреждена Подготовительная комиссия в составе всех государств-членов ООН для решения организационных и других практических вопросов (структураорганов ООН, правила процедуры, порядок финансирования, месторасположение ООН и т.д.). Обсуждение в комиссии вопроса о месторасположении штаб-квартиры Организации выявило серьезные разногласия между США и Великобританией. Англичане при поддержке европейских и некоторых других государств настаивали на размещении ООН в Европе (предпочтительно в Женеве). В пользу размещения ООН в США высказывались в основном латиноамериканские страны, что имело немаловажное значение, поскольку в ООН тогда входило 22 государства американского континента, а Европу представляли лишь 14 стран. США при этом в дискуссиях не участвовали, как бы демонстрируя тем самым свою «незаинтересованность» в данном вопросе, однако вели энергичную закулисную работу. За выбор США выступал и Советский Союз, полагая, что поддержка американцев в этом вопросе будет содействовать сохранению дружественных отношений с ними в послевоенные годы, облегчит решение многих проблем послевоенного урегулирования. 10 декабря 1945 г. Конгресс США единогласно принял резолюцию о приглашении ООН в Соединенные Штаты. 14 февраля 1946 г. в ходе голосования в Подготовительной комиссии за Европу было подано 23 голоса (в том числе Польша), против - 25 (в том числе СССР, УССР, БССР, Чехословакия, Югославия), воздержались - 2 делегации (Эквадор, США). За Соединенные Штаты проголосовало 30 представителей, против - 14, воздержались - 6. Таким образом, большинством голосов было принято решение о размещении штаб-квартиры ООН в США. Окончательный отчет Подготовительной комиссии был одобрен 23 декабря 1945 г. Первая часть 1-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН открылась 10 января 1946 г. и проходила по 14 февраля 1946 г. в Лондоне (Чёрч-хаус, Вестминстер), а 17 января 1946 г. в Лондоне состоялось первое заседание Совета Безопасности ООН. После этого были рассмотрены предложения о месте расположения штаб-квартиры ООН в самих Соединенных Штатах (обсуждались, в частности, такие варианты, как Сан-Франциско, штат Коннектикут и др.). В итоге обсуждения был выбран Нью-Йорк. После завершения первой части 1-й сессии Генеральной Ассамблеи и работы Совета Безопасности ООН в Лондоне Секретариат Организации перебрался в Нью-Йорк. Первоначально он размещался в Хантер-колледже в Бронксе - одном из пяти районов Нью-Йорка, в северной части города. Здесь же проходили и заседания Совета Безопасности. Затем Секретариат и Совет Безопасности переехали в специально переоборудованные для нужд ООН корпуса завода «Спэр-ри» по производству гироскопов. Новые помещения находились в 40-45 км от Нью-Йорка, в его пригороде Лейк-Саксессе на Лонг-Айленде. Пленарные заседания Генеральной Ассамблеи проходили в одном из павильонов, оставшихся со времен Всемирной выставки 1939 г., в окраинном районе Нью-Йорка - Флешинг-Мэдоу. 14 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея приняла предложенную Дж. Д. Рокфеллером сумму в 8, 5 млн долларов для приобретения нынешнего участка на Манхэттене, носившего в то время название «Черепаший залив», на котором находились трущобы, скотобойни и пивоварни. Одновременно с этим власти города Нью-Йорка выделили прилегающие к этому месту участки земли, а также осуществили расчистку территории, строительство необходимых инфраструктурных сооружений и обустройство прилегающей к ООН территории на сумму 30 млн долларов. 23 марта 1948 г. первый Генеральный секретарь ООН Трюгве Ли подписал соглашение о предоставлении американским правительством беспроцентного займа в 65 млн долларов на строительство штаб-квартиры Организации. По условиям соглашения эта сумма должна была погашаться в течение 31 года (с 1 июля 1951 г. по 1 июля 1982 г.) путем выплаты ежегодных взносов в 1, 0-2, 5 млн долларов. ООН своевременно погасила заем из своего бюджета. В январе 1947 г. для подготовки проекта и сооружения комплекса зданий ООН была создана международная группа архитекторов из десяти стран во главе с известным американским архитектором У. Гаррисоном. В ее состав входили такие знаменитые зодчие, как француз Ле Корбюзье, бразилец О.Нимейер и советский архитектор Н.Д. Басов. Подготовленные проекты были единогласно утверждены Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1947 г. Закладка фундамента состоялась 24 октября 1949 г., в День ООН, на проходившем под открытым небом пленарном заседании Генассамблеи, на котором выступил американский президент Г. Трумэн. Здание Секретариата начало функционировать в 1950 г. Первое заседание Совета Безопасности в новом зале состоялось 4 апреля 1952 г., а 14 октября того же года Ассамблея впервые собралась в только что отстроенном здании Генеральной Ассамблеи. Весь комплекс включает в себя здание Генеральной Ассамблеи, здания конференций, Секретариата и Мемориальную библиотеку Дага Хаммаршельда. Вся группа зданий и садов занимает площадь 7, 3 га. Перед комплексом зданий ООН расположена площадь Объединенных Наций, на которой вывешены в алфавитном порядке флаги всех государств-членов ООН. В таком же порядке размещаются делегации в здании Генеральной Ассамблеи. Здание Генеральной Ассамблеи расположено справа от главного входа, со стороны 46-й улицы, и имеет двояковогнутую форму, с увенчанной куполом крышей. В здании находится зал заседаний овальной формы площадью 50x35 м, высотой 26 м. Боковые стены зала украшены выполненными по макету французского художника Ф. Л еже декоративными панно, напоминающими золотую чеканку древней Византии. Далее к югу, на берегу реки Ист-ривер, находится относительно низкое, пятиэтажное, здание конференций, которое соединяется со зданиями Генеральной Ассамблеи и Секретариата. Здесь проходят заседания Экономического и социального совета, Совета по опеке и Совета Безопасности. Примечателен зал Совета Безопасности, в центре которого стоит подковообразный стол Совета, а находящаяся за ним стена украшена фреской норвежского художника П. Крога, символизирующей мрачные реалии сегодняшнего мира и светлые надежды на будущее. В центре ее - возрождающийся из пепла Феникс в окружении образов Ренессанса - Братства, Свободы и Веры, а под ним человечество, стремящееся высвободиться из трясины отчаяния, рабства и войны. Из всего комплекса зданий ООН особенно выделяется отличающееся чистотой архитектурных линий 39-этажное здание Секретариата, возведенное из белого вермонтского мрамора, стекла и стали. В нем размещаются штаб-квартира и служебные помещения Секретариата ООН. Библиотека Дага Хаммаршельда является рабочей библиотекой Делегатов и международных служащих ООН, содержит 300 тыс. книг, 60 тыс. географических карт, а также микрофильмы, магнитофонные ленты и т.п. В саду выставлены скульптуры, преподнесенные в дар ООН правительствами разных стран мира, в том числе дар советского правительства - скульптура «Перекуем мечи на орала» (работа скульптора Ь.В. Вучетича), российского правительства - скульптура З.К. Цере- тели «Георгий Победоносец», скульптура «Мир» - дар правительства Югославии, «Колокол мира», сделанный из медных монет 60 стран, -подарок японского правительства и др. В вестибюле зала Генеральной Ассамблеи и в самом здании ООН выставлено огромное количество подарков от правительств многих стран мира, в том числе макет первого искусственного спутника Земли, подаренный Советским Союзом в 1959 г., демонстрируется маятник Фуко - дар нидерландского правительства и др. В штаб-квартире ООН созданы все необходимые условия для проведения заседаний главных органов ООН, их вспомогательных органов, а также для проведения многочисленных встреч, совещаний, консультаций по самым разным вопросам и практически на всех уровнях. О размахе и интенсивности переговорной и дипломатической активности в штаб-квартире ООН наглядно свидетельствуют, в частности, юбилейная 50-я сессия Генеральной Ассамблеи в 1995 г. и проведенный с 6 по 8 сентября 2000 г. Саммит тысячелетия. В период «холодной войны» ООН нередко использовалась государствами прежде всего как орган политико-пропагандистского соперничества, а не как форум поиска и достижения на основе баланса интересов общеприемлемых договоренностей по назревшим международным проблемам. Преобладающей формой активности государств была острая и бесплодная полемика с взаимными обвинениями и контробвинениями, не дававшая выхода на конкретные практические меры и результаты. Рассмотрение в ООН важных вопросов то и дело сводилось к пустым словесным баталиям, ничего не дающим пропагандистским «выигрышам», что на деле лишь обостряло обстановку в ООН и разжигало разногласия между государствами. Все это нередко приводило к принятию повторяющихся из года в год многочисленных резолюций общего характера, к расширению в деятельности ООН разрыва между широковещательными декларациями и конкретными делами, что вело к подрыву веры народов в способность ООН воздействовать в позитивном плане на происходящее в мире и урегулировать насущные проблемы современности, связанные со свертыванием гонки вооружений, особенно ядерных, разоружением, устранением угрозы ядерной войны, ликвидацией очагов напряженности и конфликтов, развитием международного сотрудничества во всех областях. В результате продолжала действовать опасная тенденция политической девальвации актов Генеральной Ассам- блей и других органов ООН, а отсутствие реальных ощутимых сдвигов в рассмотрении ими большого числа животрепещущих вопросов, усиление уровня конфронтации и политико-пропагандистского соперничества имели своим следствием недостаточную эффективность деятельности ООН. В конце XX в. обстановка в мире кардинально изменилась, что не замедлило сказаться и на ООН. Окончание «холодной войны», приход партнерства на смену соперничеству, утверждение примата международного права открывают беспрецедентные перспективы всестороннего раскрытия миротворческого потенциала ООН в соответствии с заложенным в ее Уставе предначертанием. Сама ООН значительно приблизилась к осуществлению замысла ее создателей, и с ее возрождением народы связывают свои самые сокровенные чаяния о мире, свободном от разрушительных войн и смертоносного оружия. Самой жгучей проблемой современной международной жизни является избавление человечества от нависшей над ним угрозы ядерного истребления, предотвращение и устранение все увеличивающегося числа споров и конфликтов, связанных с межконфессиональными, межэтническими, территориальными и иными противоречиями как между государствами, так и внутри них, и создание надежной системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях. ООН создала уже определенный задел в этой сфере и способна в силу присущих ей особенностей стать одним из главных международных форумов по осуществлению этой многогранной исторической задачи, а также по выработке и согласованию на многостороннем уровне основ создания системы международной безопасности во всех областях международной жизни, и прежде всего в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной. Предусмотренная Уставом ООН система международной коллек-тивной безопасности не может быть создана на пустом месте, а должна опираться на все то ценное и положительное, что уже было сделано в данном направлении международным сообществом, вобрать в себя все позитивные достижения ООН за прошедшие годы. При конструировании этой системы, разумеется, не упускается из виду такой уникальный международный документ, как Устав ООН, который был и остается основой международного правопорядка. Усилия по созданию системы международной безопасности ни в коей мере не подры-вают Устава ООН, а целиком и полностью зиждутся на его основных целях и принципах, способствуют превращению их в высшие, универсальные законы международной жизни. Есть у ООН и много других неотложных задач: содействовать путем осуществления реальных мер разоружения высвобождению ресурсов для созидания, ликвидации отсталости и голода, болезней и нищеты. Этим же целям должны служить перестройка международных экономических отношений на справедливой, демократической основе, обеспечение подлинных прав и свобод человека, в первую очередь права на мирную жизнь. Россия хотела бы видеть ООН по-настоящему авторитетной организацией всеобщего мира. Престиж ООН поднимется тем выше, чем лучше она будет служить интересам народов. Россия решительно выступает против линии некоторых государств на дискредитацию ООН, на использование методов политического и экономического давления в отношении суверенных государств - членов ООН и финансовых рычагов в отношении самой Организации, на сковывание ее усилий по уменьшению международной напряженности, укреплению безопасности и стабильности в мире и политическому урегулированию международных кризисов и региональных конфликтов. Россия исходит из того, что адаптация и обновление ООН должны осуществляться при непременном условии сохранения незыблемости основных положений Устава ООН и с учетом качественной эволюции содержащихся в нем принципов, в том числе принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности. За более чем полувековую историю деятельности Совета Безопасности принцип единогласия существенно адаптировался к меняющимся условиям развития международных отношений и наполнялся новым содержанием. Так, в силу сложившейся практики с 1946 г. воздержание постоянного члена Совета Безопасности от голосования не рассматривается как вето. С 1971 г. стала применяться процедура неучастия постоянных членов в голосовании по тому или иному вопросу, что не препятствовало принятию решений. В ходе деятельности Совета Безопасности широкое распространение с 1946 г. получил метод одобрения решений на основе консенсуса, который является по существу логическим и юридическим продолжением, результатом творческого, конструктивного применения принципа единогласия. Без него были бы немыслимы ни создание, ни жизнеспособность ООН в современных условиях. Нет сомнения в том, что принцип единогласия будет продолжать оставаться единственно возможным и непременным условием плодотворной и эффективной деятельности не только Совета Безопасности, но и всей ООН и в XXI в. Заложенная при основании ООН модель обеспечения международной безопасности коллективными усилиями всех государств -членов Организации, как об этом свидетельствует исторический опыт, полностью сохраняет свою жизненность и значение. Этот вывод нашел авторитетное подтверждение в принятой на втором саммите Совета Безопасности ООН Декларации от 7 сентября 2000 г., в которой Совет заявил «о своей решимости укрепить центральную роль ООН в деле поддержания мира и обеспечить эффективное функционирование системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом»26. Будучи практически универсальной по составу, ООН ныне действует в условиях сложного и многофакторного влияния на ее политику самых разных государств, больших и малых, принадлежащих к различным социально-экономическим системам, расположенных в различных районах мира и находящихся на разных ступенях экономического и политического развития. В мире нет другой такой крупной международной политической организации, как ООН, которая является основным, наиболее авторитетным форумом политического общения и дипломатической активности государств. На нем не только обсуждаются кардинальные проблемы современности, в первую очередь проблемы войны и мира, но в определенной степени согласовываются общие позиции отдельных групп государств, а в ряде вопросов - и всего мирового сообщества. ООН не является чем-то застывшим, закостенелым, а, наоборот, представляет собой сложный и гибкий организм, чутко реагирующий на все перемены в международной жизни, на все изменения в подходах к решению международных проблем не только групп государств, но и отдельных стран. При всем многообразии оценок роли и места Организации в современных международных отношениях все без исключения государства мира сходятся во мнении, что ООН является незаменимым инструментом сотрудничества государств в решении стоящих перед человечеством назревших задач. Разумеется, потенциал и возможности ООН не будут раскрываться самопроизвольно. Для этого требуются энергичные и решительные усилия и действия всех государств мира. Россия последовательно и неуклонно выступает за то, чтобы всемерно повышать авторитет ООН, укреплять ее политический, правовой, моральный статус, за то, чтобы Организация наращивала предусмотренный при ее основании вклад в укрепление мира, в формирование основанной на Уставе ООН системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях и чтобы ООН играла особую, лидирующую роль среди всех общепризнанных международных организаций в поступательном развитии мирового сообщества в XXI столетии.
|