![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международных организаций
В практическом плане первоначальный период теоретической разработки проектов и эволюции института международных организаций имел существенное значение, поскольку дал возможность пройти два важнейших этапа переговорного и нормотворческого процесса - этап переговоров между двумя или несколькими государствами и этап проведения разного рода международных конференций, совещаний и т.д. Этот период позволил также предопределить основные характерные черты международных организаций: их юридическую природу, постоянный характер деятельности, структуру и основные принципы деятельности. Появление многих международных организаций было вызвано практическими потребностями государств объединить свои усилия в целях согласования международных проблем, прежде всего в области экономики, связи, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, которые можно решить лишь путем сотрудничества и взаимодействия нескольких государств. Так, первая международная организация - Центральная комиссия по навигации на Рейне - возникла в 1804 г. на основе соглашения между Германией и Францией в силу практической необходимости регулировать и обеспечивать беспрепятственное судоходство на Рейне1 и официально была учреждена Венским конгрессом 9 июня 1815 г. В процессе многолетней эволюции института международных организаций основное внимание государств было обращено на создание в первую очередь международных межправительственных организа- ций (ММПО), которые оказывали и оказывают наиболее ощутимое воздействие на весь ход мировых событий. ММПО можно определить как созданное на основе международного многостороннего соглашения постоянное объединение государств в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных его учредительным документом, и развитию широкого равноправного сотрудничества между государствами в соответствии с принципами и нормами международного права. Основными характерными признаками и атрибутами ММПО, по мнению подавляющего большинства отечественных и западных исследователей и ученых2, являются следующие: 1) наличие международного договора (конвенции, устава и т.д.), заключенного между государствами в соответствии с нормами международного права; 2) постоянный, а не временный характер деятельности; 3) соответствие целей и принципов деятельности организации нормам международного права и положениям Устава ООН; 4) наличие характерной структуры системы органов, составляющей механизм организации (представительный орган всех членов, исполнительный орган, секретариат и другие соответствующие органы, предусмотренные учредительным документом); 5) членами организации должны быть государства, которые участвуют в деятельности организации на основе принципа суверенного равенства; 6) метод деятельности - обсуждение, переговоры, диалог и принятие решений путем голосования или достижения консенсуса; 7) установление связей и сотрудничества с другими объединениями государств и международными организациями; 8) некоторые организации осуществляют юридические и квазиюридические полномочия, причем в ряде из них созданы специальные международные суды для решения споров, возникающих в ходе административной и оперативной деятельности; 9) многие организации имеют статус юридического лица, позволяющий им приобретать собственность, выступать в суде в качестве истца или ответчика в некоторых областях, а в ряде случаев пользоваться функциональными привилегиями и иммунитетами; 10) региональные организации обычно открыты для участия всех финансирование организации обеспечивается взносами государств - членов Организации, выплачиваемыми ими по согласованной шкале взносов; 11)компетенция организации обычно ограничивается кругом функциональных и специальных проблем, определенных учредительным документом Организации; 12)появившиеся в XX столетии международные организации стали обладать универсальной глобальной общей компетенцией в политической, экономической и социальной сфере, и центральное место среди них занимает Организация Объединенных Наций, сфера компетенции которой в XXI в. охватывает практически все области межгосударственных отношений и человеческой деятельности; 13)правотворчество международных организаций осуществляется двумя путями: разработкой международных соглашений и представлением их на ратификацию государств-членов и одобрением резолюций, рекомендующих соответствующие меры и способы решения международных проблем. Наличие указанных атрибутов позволяет, как правило, отличить ММПО от других институтов международного переговорного и нор-мотворческого процесса, таких, как международная конференция, международная неправительственная организация, транснациональная корпорация и др. Вопреки нередко встречающимся утверждениям ММПО, которых к концу XX в. насчитывалось свыше 6 тыс.3 и центральное место среди которых занимает ООН, не являются какими-то общемировыми, сверхнациональными образованиями, «поглощающими» суверенные права государств и диктующими им правила и нормы поведения на мировой арене. Их функционирование не связано с каким-либо ущемлением суверенитета государств или делегированием ими своих суверенных прав, ибо это противоречило бы самой природе ММПО, которые являются своеобразными центрами по гармонизации интересов государств и координации их усилий по решению различных международных проблем. Участие государств в работе ММПО позволяет им, нисколько не поступаясь собственным суверенитетом, реа-лизовывать на практике свои суверенные права и согласовывать свои Действия на международной арене с другими государствами для достижения целей, поставленных в учредительных документах ММПО. Исторический опыт показывает, что роль ММПО и ведущей из них ООН становится незаменимой и безальтернативной, ибо она стимулирует поиск и достижение консенсусных решений по самым сложным вопросам мировой политики, повышая тем самым влияние и вес каждого, даже самого, на первый взгляд, «рядового», участника международного общения. Без ООН и других ММПО голос такого участника не был бы даже услышан, тогда как в общем стройном хоре каждое государство имеет возможность реализовать свой суверенитет, придать ему дополнительную силу в общем процессе мирового развития и прогресса человечества на пути к миру и стабильности. В условиях во многом целостного, взаимозависимого мира, интернационализации мирохозяйственных и политических связей, бурной научно-технической революции независимость, экономическое развитие да и само существование государства невозможны вне рамок организационных форм взаимодействия стран, изолированно от других государств и от всего международного сообщества. Больше того, человечество столкнулось с рядом глобальных проблем и вызовов, решить которые не под силу не только одному мощному государству, но даже группе государств. Поэтому вряд ли может быть признано состоятельным утверждение, что ММПО создаются путем «слияния» делегированных им «частей суверенитета», ибо тогда возникает вопрос о том, какое государство какую часть своего суверенитета и на какое время передало и какой или какие органы ММПО аккумулируют эти «части суверенитета» Сказанное отнюдь не означает умаления хоть в какой-то степени роли государств в формировании и усилении эффективности ООН и ММПО — важнейшей составной части всей системы международных отношений. И конечно, не исключено, что в будущем могут быть созданы наднациональные институты путем наделения их определенными общемировыми властными полномочиями. Ныне же речь идет и может идти не об институтах типа «мирового правительства» или «всемирного парламента», а лишь о многообразных организациях межгосударственного сотрудничества и взаимодействия в целях решения различных международных проблем. ММПО не являются са-модавлеющей мировой властной структурой, а представляют собой своеобразные и гибкие межгосударственные организационные формы регулирования, согласования, решения и совместного ведения международных проблем в соответствии с теми принципами и процедурами, которые закреплены в Уставе ООН и учредительных актах таких организаций. Суверенные государства являются первоосновой создания и эффективного функционирования ООН и других ММПО, главной движущей силой процесса их адаптации к реальностям новой эпохи. В ходе такой адаптации и дальнейшего развития нормот-ворческого процесса суверенитет участвующих в них государств не только не умаляется, а, наоборот, приобретает дополнительный вес и значение, раскрывает полностью свой потенциал, позволяя государствам сообща управлять этими процессами. Многие ученые и юристы, в том числе западные исследователи4, справедливо полагают, что появление института международных орга-низаций объясняется чисто прагматическими соображениями и что большинство, если не все международные организации были созданы для достижения конкретных практических целей. Процесс создания международных организаций, по их мнению, отражает факт су-шествования системы большого количества государств и направлен лишь на то, чтобы регулировать отношения между ними и разрабатывать эффективные средства для улаживания конфликтов и противоречий, появляющихся в рамках этой системы. В отсутствие мирового правительства только с помощью добровольного соглашения можно добиться улаживания международных конфликтов, и международная организация предоставляет институциональные средства для достижения такого соглашения, устанавливает принципы, механизмы и цели. Однако основным катализатором достижения ощутимых результатов является воля государств к сотрудничеству. Если сотрудничество продвигается вперед, то международная организация может добиться важных результатов, а если оно отсутствует, то она может превратиться в «дискуссионный клуб». Поэтому любая международная организация, и прежде всего ООН, может стать полезным инструментом только тогда, когда сами члены этой организации того хотят. В свою очередь, международные межправительственные организации в ходе своего развития сами приобрели статус производных субъектов международного права, разумеется, иного, чем государства, характера. Это нашло выражение, в частности, в том, что международная организация стала обладать правоспособностью заключать договоры, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей и задач. Такого рода договоры между государствами и международными организациями или между самими международными организациями получили все большее распространение как источник международного права, как средство укрепления правовой основы международных отношений и служения целям и принципам Устава ООН. С помощью такого рода договоров удалось решить большое количество вопросов, касающихся отношений между организациями и государствами; правового статуса, привилегий и иммунитетов международных организаций; особого положения и регламентирующих функций международных организаций, которые создаются государствами с конкретной целью осуществления ими оперативной, а в некоторых случаях, например в области миротворчества, и гуманитарной помощи, даже коммерческой деятельности; ответственности государств за соблюдение их гражданами, являющимися должностными лицами международных организаций, обязательств, которые возлагаются на них; определения правоспособности международных организаций как на уровне внутригосударственного права, так и на международно-правовом уровне и многих других. Заключая эти договоры, международные организации становятся не только незаменимым фактором все расширяющегося нормотворческого процесса, развития и кодификации международного права, но и существенно важными инструментами упорядоченного развития международных отношений и обеспечения мира и стабильности на земле. Этот вывод подтверждается более чем полувековой практикой деятельности ООН и наверняка окажется непреложным и в XXI в., по крайней мере пока в мире будут существовать суверенные независимые государства. Долгое время, практически до создания ООН, в мире не существовало какой-либо ясной и общепризнанной классификации международных организаций. Эти организации появлялись спорадически в силу практических потребностей государств в сотрудничестве в самых разных областях их взаимоотношений. Они несли в себе в большинстве своем переходные черты и характерные особенности международных конференций и не являлись по сути дела постоянными объединениями государств. Они не имели какой-то определенной структуры, а отношения между ними носили эпизодический характер. Число вопросов, которые выносились государствами на рассмотрение международных организаций, было весьма незначительным, принимаемые ими рекомендации практически не учитывались государствами, а иногда и просто игнорировались. Поэтому влияние, которое оказывали такие организации на развитие международных отношений, было ограниченным и малозаметным, а говорить о подразделении международных организаций на группы или категории не приходилось. Положение коренным образом изменилось с появлением Устава ООН и учреждением на его основе Организации Объединенных Наций. Значительное число вопросов политического, экономического, социального, разоруженческого, культурного, правочеловеческого и иного плана, которые раньше относились к сугубо внутренней компетенции суверенных государств, все чаще становилось предметом рассмотрения и урегулирования в рамках международных организаций и их органов. С увеличением числа организаций развивались и усложнялись связи государств с международными организациями и между самими организациями. Международные организации становились не только формами осуществления мирового переговорного процесса, трибунами для выражения взглядов государств по самым разным вопросам мировой политики, форумами коллективного обсуждения, переговоров и согласования таких проблем. Во все большей степени они стали использоваться государствами в качестве эффективных инструментов международного нормотворческого процесса, для согласования и выработки правил поведения и юридических норм сотрудничества государств в различных областях человеческой деятельности. В ходе неограниченного стихийного роста числа разнообразных международных организаций стали выкристаллизовываться определенные формы их воздействия на развитие межгосударственных связей, стандартные принципы и критерии формирования организаций, их специализации и порядка их взаимодействия и со-подчиненности. Неоценимую благотворную роль в процессе количественной и качественной эволюции института международных организаций играл и продолжает играть Устав ООН. Это объясняется многими обстоятельствами. Прежде всего, составители Устава ООН мудро предусмотрели удивительно гибкую и эффективную конституционную и организационную структуру, которая стала классическим образцом для разработки учредительных документов и правовой конструкции всех других международных организаций, разумеется, с учетом специфики деятельности и целей каждой из них. Устав ООН установил стройную иерархию таких организаций, обеспечивающую бесперебойную работу и Учитывающую происходящие на мировой арене изменения, касающиеся как роста количества членов, так и расширения круга вопросов, выносимых на рассмотрение международных организаций. Центральное место в этой иерархии по праву занимает Организация Объединенных Наций - единственная, в своем роде безальтер- нативная мировая структура, являющаяся универсальной по своему членскому составу и всеобъемлющей по сфере интересов и охватывающая практически все мыслимые аспекты человеческой деятельности. Немаловажное значение имеет и то, что первооснову всей деятельности ООН и ее Совета Безопасности составляют не какие-то конъюнктурные узкогрупповые интересы, а демократические идеалы, общепризнанные принципы и нормы международного права и справедливости, нашедшие закрепление в обязывающих положениях Устава ООН. Важным обстоятельством является и то, что Устав ООН положил конец долгое время существовавшему методу образования международных организаций, когда в их состав включались в первую очередь так называемые «цивилизованные нации», другим народам отводилась второстепенная и даже третьестепенная роль, а многие колониальные, несамоуправляющиеся и зависимые страны и территории вообще не участвовали в деятельности организаций. В результате в деятельности практически всех международных организаций возобладал подлинно демократический принцип суверенного равенства всех государств, больших и малых, значительно повысивший эффективность и авторитет этих организаций. Существенно важно и то, что Устав ООН справедливо выделяет первостепенное значение международных межгосударственных организаций и объединений, поскольку именно государства являются основными творцами международного права, а создаваемые ими организации призваны содействовать международному сотрудничеству в политической области и поощрять прогрессивное развитие международного права и его кодификации. Занимая приоритетное положение среди межправительственных организаций, особенно в сфере поддержания международного мира и безопасности и решения других политических проблем, ООН в соответствии с главой IX своего Устава уделяет большое внимание и международному сотрудничеству в других областях - экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, осуществления прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Под воздействием Устава ООН появилась и успешно осуществляет свою деятельность группа международных межправительственных организаций - специализированные учреждения ООН и связанные с ней подразделения и программы, созданные по отраслевому принципу и содействующие развитию и укреп- лению сотрудничества государств в самых разных областях их взаимоотношений. Следует отметить также, что характерной особенностью всей складывающейся на основе Устава ООН системы международных организаций является нацеленность всех без исключения организаций на решение стоящих перед ними задач и проблем только путем переговоров, консультаций и с помощью других мирных средств и недопустимость использования военной силы, кроме случаев, прямо предусмотренных Уставом ООН. Уставом ООН прямо предписывается, что единственным международным органом, обладающим неотчуждаемой легитимизирующей компетенцией принимать решения о применении военной силы, является Совет Безопасности ООН и что ни одна другая международная организация или субрегиональная структура не имеет права применять силу и другие принудительные меры без полномочий от Совета Безопасности. Именно Устав ООН является ядром системы международных организаций, именно он устанавливает критерии и принципы их подразделения на отдельные виды и категории, определяет роль и место каждой из них, а также порядок их взаимодействия и соподчиненности. Именно Устав ООН позволяет распределить все международные организации по группам и категориям, и именно на его основе к концу XX в. сложилась достаточно четкая их классификация. Общепризнанными считаются особая центральная роль Организации Объединенных Наций и подразделение международных организаций на две основные категории: международные межправительственные организации и международные неправительственные организации. По данным Союза международных ассоциаций, к концу XX в. в мире существовало свыше 50 тыс. международных организаций, и из них свыше 6 тыс. - международные межправительственные и свыше 43 тыс. - международные неправительственные организации5. По прогнозам исследователей и ученых, число международных организаций будет продолжать увеличиваться и в XXI в. Устоявшимся считается выделение, в соответствии с главой IX Устава ООН, особой группы так называемых специализированных учреждений ООН и связанных с ней структур и программ «системы ООН». Не вызывает сомнений и подразделение международных организации на универсальные (ООН, специализированные учреждения и др.) и, в соответствии с главой VIII Устава ООН, региональные (ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ, преобразованная в Африканский Союз (АС), СНГ и др.) и субрегиональные организации и структуры (НАТО, ЭКОВАС и др.). Есть все основания полагать, что сложившаяся на основе Устава ООН классификация международных организаций, несмотря на участившиеся в последнее время попытки некоторых стран оттеснить на второй план роль ООН и ее Совета Безопасности, возвеличить значение региональных организаций и субрегиональных структур, прежде всего НАТО, и поставить деятельность ООН и других международных организаций под жесткий контроль одной или нескольких держав, сохранит свою жизненность и силу и в XXI в.
|