Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус Совета Безопасности 2 страница
тивно оказывать содействие работе Совета Безопасности в соответствии с основными целями и принципами Устава, действуя не только в своих собственных интересах, но и в интересах всех членов Организации, и прежде всего в интересах обеспечения мирного, бесконфликтного сосуществования всех государств и тесного сотрудничества между ними. Нельзя не отметить также и еще одну немаловажную особенность структуры Совета Безопасности: в отличие от Совета Лиги Наций число непостоянных и постоянных членов Совета Безопасности не может быть изменено без внесения надлежащих поправок в текст' Устава в соответствии со статьей 108 или пересмотра Устава согласно статье 109, то есть в работе Совета Безопасности участвует строго зафиксированное в Уставе количество постоянных и непостоянных членов (в настоящее время равное 15). Правда, были случаи, когда Совет Безопасности работал в неполном составе. В заключении юридического советника Секретариата ООН в июле 1994 г. содержится ссылка на следующие три прецедента работы Совета Безопасности в неполном составе: 1) отсутствие СССР в Совете Безопасности в 1950 г. в период корейского кризиса; 2) функционирование Совета Безопасности в составе 11, а не 15 членов в течение четырех месяцев в 1966 г., в период между вступлением в силу поправки, увеличивающей состав Совета Безопасности на четыре члена, и их фактическим избранием; 3) деятельность Совета Безопасности в 1980 г. в течение нескольких недель в неполном составе из-за неспособности Генеральной Ассамблеи завершить выборы одного из непостоянных членов. Кроме того, с 19 июля 1994 г. Руанда в течение некоторого времени воздерживалась от участия в работе Совета Безопасности. Все сказанное выше свидетельствует о том, что структура Совета Безопасности была разработана таким образом, чтобы отвечать потребностям обеспечения подлинно мирных дружественных отношений между всеми государствами планеты. При такой структуре в равной степени учитывались интересы так называемых малых государств, подчеркивалась роль и ответственность великих держав и в то же время могла быть обеспечена оперативная и эффективная деятельность самого органа. В 70-е и особенно активно в 90-е годы и в начале XXI в. сторонники пересмотра Устава ООН стали добиваться расширения численного со- става Совета Безопасности с 15 до 24 членов, мотивируя это главным образом необходимостью улучшения представительства в Совете африканских, азиатских и других развивающихся стран, а также новых индустриально развитых государств - Германии и Японии. На протяжении всей истории ООН Советский Союз и его продолжатель Россия последовательно выступает за такое решение вопроса о составе органов ООН, в том числе Совета Безопасности, при котором обеспечивалось бы равноправное, политически сбалансированное представительство основных географических районов наряду с максимальной работоспособностью и эффективностью этих органов в решении поставленных перед ними задач. При этом всегда подчеркивалась необходимость учитывать при решении вопроса о составе органов ООН и такие сложившиеся критерии, как должное представительство государств различных социально-экономических систем, реальная возможность того или иного государства принимать активное участие в работе данного органа ООН, характер рассматриваемых в этих органах вопросов и др. При решении вопроса о составе какого-либо органа ООН недопустим чисто арифметический, механический подход, при котором учитывалось бы только количество государств того или иного географического региона. Очевидно, например, что роль и влияние различных групп государств в международной жизни определяются не только их числом, но и тем реальным вкладом, который эти страны вносят в решение важнейших проблем современности, в борьбу за мир и международную безопасность, за свободу и независимость народов. Если бы в Организации Объединенных Наций возобладал принцип упрощенного, сугубо арифметического подхода к решению вопросов о составе и принципах деятельности многочисленных органов ООН, то это лишь отдалило бы от той цели, к которой все государства - члены ООН должны стремиться, а именно от повышения эффективности Организации в деле поддержания международного мира и безопасности на основе строгого соблюдения Устава. Россия выступает против чрезмерного увеличения численного состава органов ООН еще и потому, что это привело бы к уменьшению оперативности и снижению эффективности этих органов и в значительной степени сдерживало бы решение стоящих перед ними задач. Россия исходит из того, что нынешний состав Совета Безопасности, как показал длительный опыт его деятельности, достаточно сбалансирован и в целом правильно отражает реальное положение дел в мире. Чисто арифметические подсчеты неприемлемы для определения состава Совета Безопасности и не соответствуют требованиям Устава ООН, в частности статьи 23, где отмечается, что при выборах непостоянных членов Совета Безопасности необходимо уделять «должное внимание в первую очередь степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности». Дальнейшее увеличение числа членов Совета Безопасности (состав его уже был однажды расширен с 11 до 15) могло бы затруднить работу, сделать его менее оперативным органом, тогда как в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности создан «для обеспечения быстрых и эффективных действий» по поддержанию международного мира и безопасности. Вопрос о расширении состава и роли Совета Безопасности стал особенно активно обсуждаться в конце ХХ-начале XXI в. в связи с коренными изменениями международной обстановки, вызванными ликвидацией «холодной войны», серьезными сдвигами в расстановке политических и экономических сил в мире, увеличением более чем втрое по сравнению с первоначальным числом членов ООН и появлением огромного количества политических, экономических, социальных, экологических, демографических и иных проблем, каждую из которых не в состоянии решить в одиночку какое-либо отдельное или даже несколько государств. Во весь рост встала проблема обеспечения международного мира и стабильности и формирования действенной системы коллективной безопасности в соответствии с Уставом ООН на глобальном и региональном уровнях, центральным элементом которой является Совет Безопасности ООН. Практически все страны мира пришли на стыке XX-XXI столетий к общему мнению, что единственным средством, способным оградить человечество от бедствий, страданий и всеобщей погибели, является Совет Безопасности и Организация Объединенных Наций в целом, которые наделены невиданными в истории полномочиями и властью урегулировать любые споры и конфликты между государствами, если они представляют угрозу международному миру и безопасности. Успешная деятельность Совета Безопасности по предотвращению и мирному урегулированию кризисных ситуаций и конфликтов доказывает непреложность зафиксированной в Уставе ООН главной ответственности этого органа за поддержание международного мира и безопасности. На нынешнем этапе мирового развития это - определяющий, ключевой фактор обеспечения прочного мира на земле. За прошедшие десятилетия и особенно в период после окончания «холодной войны» членам Совета Безопасности удалось отработать действенные процедуры согласования и принятия общеприемлемых и работоспособных решений. Результат налицо: подавляющее большинство принимаемых в последнее время Советом Безопасности решений носят консенсусный характер. Так, в 2000 г. в Совете Безопасности было принято 50 резолюций (из них 43 единогласно или без голосования) и 40 заявлений Председателя Совета Безопасности. Есть все основания полагать, что эта позитивная тенденция в деятельности Совета Безопасности будет сохранена и упрочена и в XXI в. Об этом наглядно свидетельствует и проводимая с 1994 г. деятельность Рабочей группы открытого состава Генеральной Ассамблеи по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности. В рамках Рабочей группы открытого состава, созданной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 48/26 от 3 декабря 1993 г., был основательно обсужден ряд вопросов, относящихся как к первой группе вопросов - «Расширение членского состава Совета Безопасности», так и ко второй группе «Методы работы Совета Безопасности и транспарентность его работы». Следует отметить, что многие предложения при рассмотрении вопросов второй группы (таких, как программа работы Совета, повестка дня его заседаний и неофициальных консультаций, доклады Совета Генеральной Ассамблее, консультации, проводимые в соответствии со статьей 50 Устава ООН, вспомогательные органы Совета, отношения между Советом Безопасности и другими главными органами ООН, а также региональными соглашениями и органами и др.) были учтены Советом Безопасности и нашли отражение в принятых им многочисленных резолюциях, записках и заявлениях Председателя Совета Безопасности. Определенный прогресс был достигнут и в обсуждении вопросов первой группы. В частности, была одобрена резолюция Генеральной Ассамблеи 53/30 от 23 ноября 1998 г., которая подтвердила важность достижения общего согласия и постановила не принимать никакой резолюции и никакого решения по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и по связанным с этим вопросам, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов Генеральной Ассамблеи. Резолюция имеет принципиально важное значение не только для текущей деятельности Рабочей группы открытого состава, но и для достижения ею позитивных весомых результатов по рассматриваемым ею исключительно сложным и судьбоносным проблемам деятельности ООН и ее Совета Безопасности. В первую очередь, резолюция ориентирует всю деятельность Рабочей группы на строгое соблюдение положений Устава ООН, на то, чтобы к рассмотрению стоящих перед Рабочей группой комплексных проблем применялся крайне взвешенный, объективный и реалистический подход, исключающий скоропалительные и эмоциональные решения. Особенно недопустим подобный подход к рассмотрению таких проблем, как право вето, являющееся одним из важнейших факторов успешного функционирования Совета Безопасности, и расширение членского состава Совета Безопасности. На это обстоятельство неоднократно обращала внимание делегация России и в ходе заседаний Рабочей группы Генеральной Ассамблеи по расширению членского состава Совета Безопасности, и на заседаниях самого Совета Безопасности и его вспомогательных органов. Нельзя согласиться с высказываемыми в последнее время утверждениями некоторых делегаций о том, что право вето устарело, что оно является анахронизмом, доставшимся ООН в наследство от эпохи «холодной войны». Достаточно вспомнить, что Устав ООН был разработан и вступил в силу до начала «холодной войны». Его основополагающие элементы, включая и пункт 3 статьи 27, были изначально ориентированы на длительную историческую перспективу, учитывающую неизбежные изменения в системе международных отношений. Подтверждением тому служит сохраняющаяся актуальность и действенность этих положений сегодня, в качественно новых мировых реалиях. Опыт деятельности Совета Безопасности, в том числе, как справедливо отмечают представители многих государств, и в период «холодной войны», свидетельствует о том, что вето является действительно критически важным и необходимым компонентом механизма согласования и принятия решений в Совете Безопасности. Наличие института вето, его политико-психологическое и правовое воздействие в значительной мере помогают обеспечивать сбалансированный и реалистический характер решений Совета Безопасности, адекватно учитывать при их проработке мнения и интересы всех его членов, а нередко и интересы других стран - членов ООН и всего мирового сообщества. Важно учитывать и еще одно обстоятельство - значение вето как своего рода гаранта реальной поддержки осуществления принимаемых решений со стороны всех постоянных членов, что является существенным фактором результативности деятельности Совета Безопасности. Невозможно даже предположить, насколько больше разного рода проблем и препятствий было бы на пути ООН и ее Совета Безопасности, если бы отцы-основатели Организации Объединенных Наций не предусмотрели в ее Уставе ряд «встроенных стабилизаторов», к которым относится и право вето. Сегодняшняя повседневная деятельность Совета Безопасности дает немало примеров позитивного стимулирующего и регулирующего воздействия этого института, обеспечивающего подлинно коллегиальный характер работы Совета Безопасности, свободный от насилия и диктата со стороны кого бы то ни было. При анализе многочисленных нападок на право вето со стороны некоторых государств важно различать собственно применение вето и потенциальную возможность его использования. Практика деятельности неоспоримо свидетельствует о поступательном снижении в последние годы числа случаев применения вето. Следует отметить, что после окончания «холодной войны» применение права вето резко сократилось. Так, с 31 мая 1990 г. в течение трех лет право вето вообще не использовалось, а в последующие годы вплоть до 2004 г. включительно оно было использовано 18 раз. Трижды вето было применено Россией: в 1993 г. в отношении проекта резолюции об изменении финансирования Временных сил ООН на Кипре; в 1994 г. в отношении проекта резолюции по Боснии и Герцеговине по вопросам экономических санкций и в 2004 г. по англоамериканскому проекту резолюции по Кипру в преддверии референдумов на острове Кипр 24 апреля 2004 г. и в связи с незавершенностью работы над проектом резолюции. США 13 раз применяли вето: в 1995 г. по проекту резолюции о положении на оккупированных арабских территориях; дважды в 1996 г. в отношении проекта резолюции с рекомендацией о повторном назначении Бутроса Б. Гали на пост Генерального секретаря ООН; дважды в марте 1997 г. по проектам резолюции о Восточном Иерусалиме; Дважды в 2001 г. в обоих случаях по проектам резолюции по палестинскому вопросу; дважды в 2002 г. по проекту резолюции о ситуации в Боснии и Герцеговине в связи со вступлением в силу Римского статута Международного уголовного суда и по проекту резолюции по палестинскому вопросу; два раза в 2003 г. - 15 сентября по проекту резолюции о намерении Израиля депортировать Председателя ПНА Я. Арафата и 14 октября по проекту резолюции, осуждающей строительство Израилем стены безопасности, и дважды в 2004 г. - 28 апреля по проекту резолюции, осуждающей убийство Израилем шейха А.Ясина и 5 октября по проекту арабских стран с требованием к Израилю прекратить военную операцию в Газе. Дважды применяла вето КНР: в январе 1997 г. Китай заветировал принятие проекта резолюции Совета Безопасности об учреждении на три месяца группы военных наблюдателей ООН для контроля за выполнением военных аспектов соглашений по урегулированию конфликта в Гватемале, а в феврале 1999 г. - проект резолюции о продлении действия мандата Сил превентивного развертывания ООН в Македонии. В последнее время вето применяется в редких случаях, а его практическое задействование становится скорее исключением, оно лишь подтверждает правило, что наличие вето играет роль сдерживающего фактора, исключающего принятие односторонне выгодных и не отражающих общие интересы мирового сообщества решений, и дополнительно стимулирует членов Совета Безопасности к поиску кон-сенсусных решений острых международных проблем. В результате в последние годы наблюдается серьезное и поступательное укрепление консенсусных начал в деятельности Совета Безопасности, что находит подтверждение в принятии им подавляющего большинства решений консенсусом или без голосования. Поэтому не могут быть признаны приемлемыми любые формулы и инициативы, направленные на подрыв или отмену уставного права вето. Нельзя признать приемлемой и аргументацию в пользу введения ограничений на использование права вето. Дело в том, что вето представляет собой целостный институт, и именно в качестве такового оно способно выполнять свои важные стабилизирующие функции. Дробление же этого целостного механизма, как это предлагают некоторые государства, может лишь крайне негативно отразиться на работоспособности Совета Безопасности, а следовательно, и на эффективности ООН в целом. Не менее ответственный и взвешенный подход требуется и при рассмотрении вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности. Следует иметь в виду, что вопрос о численном составе Совета Безопасности не просто один из ряда элементов реформенного процесса, проходящего в ООН, а принципиально важный вопрос с далеко идущими последствиями для судеб мира и безопасности на планете и для будущего существования самой Организации Объединенных Наций. Этот вопрос неотделим от задачи совершенствования и усиления эффективности Совета Безопасности в органической взаимосвязи с повышением сбалансированности и представительности его состава и укреплением его международного авторитета. Поэтому становится очевидным, что любые решения, нацеленные на оптимальное обеспечение представительности Совета Безопасности, должны приниматься без ущерба для его работоспособности и эффективности. Все более очевидной становится и важность сохранения компактного состава обновленного Совета Безопасности с тем, чтобы он был способен адекватно и быстро реагировать на вызовы и угрозы нового тысячелетия. Чрезмерное разбухание Совета Безопасности может нанести непоправимый ущерб дееспособности Совета и качеству его усилий со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для международной безопасности. Все большее понимание находит вариант расширения Совета Безопасности в обеих категориях членов - постоянных и непостоянных. При этом увеличение в любой категории должно одновременно охватывать как про-мышленно развитые, так и крупные и влиятельные развивающиеся государства, проводящие самостоятельный внешнеполитический курс, при обязательном предоставлении им равного статуса. Иначе нельзя будет обеспечить в Совете Безопасности необходимый баланс сил, адекватно отражающий задачи построения многополюсного мира. Что касается вопроса о предоставлении права вето возможным новым постоянным членам Совета Безопасности, то решение на сей счет должно приниматься после того, как будет достигнуто согласие о конкретном членском составе расширенного Совета Безопасности. Непреложным условием решения вопроса о расширении Совета Безопасности остается сохранение в полном объеме статуса нынешних постоянных членов, прежде всего института вето и сферы его применения. Любые нападки на этот важнейший инструмент обеспечения слаженной и продуктивной работы Совета Безопасности и попытки хоть в какой-то мере ущемить данный статус являются контрпродуктивными и способны лишь дезорганизовать деятельность Совета Безопасности. Разумеется, решение этого одного из ключевых для будущего ООН и комплексного вопроса возможно только на основе кропотливых усилий всех государств по сближению подходов и достижению предельно широкого согласия, оптимально - консенсуса по всем аспектам расширения Совета Безопасности, включая поддержку его итоговой формулы всеми нынешними постоянными членами Совета Безопасности, как того требует Устав ООН. В этой работе не может быть ни искусственных временных пределов, ни форсированного продвижения мнения одних стран в противовес позиции других. Важно также, чтобы процесс поиска оптимальной формулы расширения Совета Безопасности велся максимально транспарентно и с участием всех заинтересованных сторон. Россия совместно со всеми государствами - членами ООН готова участвовать в поиске путей продвижения к консенсусу по этой назревшей проблеме. Помимо отмеченных выше категорий членов Совета Безопасности согласно Уставу в его работе могут принимать временное участие на особых условиях представители государств-членов и даже не членов ООН. Статья 31 Устава предусматривает, что любой член Организации, который не является членом Совета Безопасности, может принять участие без права голоса в обсуждении любого вопроса, внесенного в Совет Безопасности, если интересы этого члена Организации специально затронуты рассматриваемым вопросом. Согласно данной статье Совет Безопасности сам решает, затронуты ли специально интересы того или иного члена ООН и следует ли приглашать его для участия в обсуждении вопроса в Совете Безопасности. На практике были случаи, когда Совет Безопасности отказывал члену ООН в просьбе участвовать в его заседаниях. Практика последних лет пошла по пути весьма широкого толкования статьи 31 Устава ООН, в результате в заседаниях Совета Безопасности, на которых рассматривались, например, вопросы о положении на Ближнем Востоке, в Южной Родезии, о мерах по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности в Латинской Америке и др., участвовало, как правило, без права голоса большое число приглашенных государств. Это, несомненно, позволяет Совету Безопасности глубже и всестороннее обсудить тот или иной вопрос, стоящий в повестке дня, и тем самым выносить тщательно рассмотренные и мотивированные решения. Согласно статье 32 Устава, государства-члены и не члены ООН, если они являются сторонами в споре, находящемся на рассмотрении в Совете Безопасности, приглашаются Советом для участия в обсуждении без права голоса, ибо было бы невозможно разрешить тот или иной спор без непосредственного участия в его рассмотрении государств, являющихся сторонами в данном споре. Совет Безопасности ставит такие условия для участия государства - не члена Организации, какие он найдет справедливыми. При применении Советом Безопасности статьи 32 большое значение имеет различие между «спором» и «ситуацией», которое на практике иногда весьма трудно провести. Особенно большое значение решение данного вопроса имеет для государства, не состоящего членом ООН, поскольку, если Совет Безопасности установит, что он имеет дело с ситуацией, указанной в статье 34, приглашения государства, не являющегося членом ООН, на заседание Совета может и не последовать. В противоположность западным странам, которые считают, что до решения вопроса, имеет ли Совет Безопасности дело со спором или ситуацией, государство, не являющееся членом ООН, не может быть приглашено на заседание Совета Безопасности, Россия придерживается того мнения, что такое государство не только может, но и должно присутствовать на заседании Совета Безопасности17. Поэтому был найден такой выход: в случае неясности положения государство, не являющееся членом ООН, приглашалось на заседание Совета Безопасности на основании правила 39 Временных правил процедуры Совета Безопасности, согласно которому представителю указанного государства разрешается выступать с заявлением и отвечать на поставленные вопросы, но не разрешается вносить предложения и не дается право на полное участие в обсуждении. Члены ООН, участвующие согласно статьям 31 и.32 Устава ООН в рассмотрении Советом Безопасности того или иного вопроса, обладают рядом прав (принимать участие в обсуждении, вносить проекты резолюций, предлагать поправки и т.д.), не имея, однако, права участвовать в голосовании. Поэтому любые проекты резолюций или предложения государства, приглашенного на заседание Совета Безопасности, могут быть поставлены на голосование только по просьбе члена Совета и не могут быть поставлены самим этим государством (правило 38 Временных правил процедуры Совета Безопасности). Это, несомненно, весьма существенное ограничение прав государств, временно участвующих в работе Совета Безопасности, и в то же время признание особых прав членов Совета. Круг государств, временно участвующих в работе Совета Безопасности, не ограничивается теми условиями, которые указаны в статьях 31 и 32 Устава. Помимо перечисленных случаев Устав ООН предусматривает еще такую возможность, как приглашение члена ООН участвовать в заседаниях Совета Безопасности и даже в принятии этим органом решений относительно использования Советом Безопасности контингентов вооруженных сил приглашенного государства (ст. 44). Однако на практике эта возможность еще ни разу не использовалась. При этом, в отличие, например, от статьи 31, решение о принятии участия в работе Совета Безопасности зависит не от усмотрения Совета Безопасности, а от самого члена ООН. В данном случае положение приглашенного члена юридически ничем не отличается от статуса непостоянного члена Совета. Такое временное расширение количества непостоянных членов не изменяет содержащегося в пункте 3 статьи 27 правила о том, что для принятия решения Советом Безопасности требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Практически это означает, что то или иное приглашенное государство, вооруженные силы которого Совет Безопасности намерен использовать, может участвовать в решениях Совета Безопасности по поводу использования контингентов вооруженных сил данного государства, но не может налагать вето на решение Совета Безопасности использовать вооруженные силы. Указанный случай - единственная согласно Уставу возможность временного расширения состава Совета Безопасности за счет членов ad hoc с правом участия в голосовании для разрешения специальных вопросов. Помимо перечисленных возможен и другой случай - согласно пункту 1 статьи 35 Устава Совет Безопасности приглашает (например, для участия в обсуждении) членов ООН, которые обратили внимание Совета на спор или ситуацию, представляющую угрозу международному миру и безопасности. Некоторые западные юристы считают, что для участия такого государства в заседании Совета Безопасности нельзя найти никаких правовых оснований в Уставе18. С этой точкой зрения вряд ли можно согласиться. Прежде всего, неверно само утверждение об отсутствии в Уставе положения о праве участия государства - члена ООН, обратившего внимание Совета Безопасности на наличие ситуации, чреватой угрозой международному миру, в заседании Совета. Хотя в самом пункте 1 статьи 35 об этом не говорится, но есть статья 31, признающая право Совета Безопасности приглашать на свои заседания государство, интересы которого специально затронуты, а, как известно, вопросы поддержания мира не могут не затрагивать интересы любого государства земного шара. Поэтому, если государство обратило внимание Совета Безопасности на наличие действительно серьезной ситуации, угрожающей сохранению мира, оно должно представить соответствующие доказательства наличия такой ситуации и должно, следовательно, быть выслушано. Иначе теряет смысл сам пункт 1 статьи 35. Предоставленное этой статьей право доводить до сведения Совета Безопасности об угрожающем положении в какой-либо части земного шара предполагает аргументированное и обоснованное заявление того или иного государства, ибо оно может встретить возражения со стороны других государств или даже потребовать от Совета Безопасности проведения дополнительного расследования данной ситуации. Более того, лишение государства, доведшего до сведения Совета Безопасности о представляющей угрозу международному миру ситуации, права участвовать в рассмотрении Советом указанного вопроса способствовало бы ослаблению чувства ответственности у такого государства. Совету Безопасности предъявлялись бы необоснованные и беспочвенные обвинения, которые загромождали бы его повестку дня и нисколько не содействовали развитию сотрудничества и взаимопонимания между народами. Практика приглашения на заседание Совета Безопасности члена ООН, обратившего внимание этого органа на какой-либо спор или ситуацию, нашла закрепление в правиле 37 Временных правил процедуры Совета Безопасности. Наконец, в соответствии с правилом 39 Совет может приглашать членов Секретариата и других лиц для получения от них информации и помощи при рассмотрении вопросов, представленных Совету Безопасности. В практике Совета были случаи, когда на основании вышеупомянутого правила приглашались и представители государств, добивающихся независимости и еще не признанных большинством государств мира. Так, на основании этого правила процедуры в 1973 г. на заседание Совета были приглашены представитель Зимбабве, представители Фронта освобождения Мозамбика и Народного движения за освобождение Анголы. Рассмотрение вопросов состава и структуры Совета Безопасности позволяет лучше уяснить специфический порядок принятия им решений и юридическую природу этих решений. Решения Совета Безопасности принимаются посредством голосования^ '. Каждый член Совета имеет один голос. Голосование в Совете Безопасности осуществляется поднятием руки, причем начиная с апреля 2001 г. была введена практика, в соответствии с которой, если в ходе голосования все 15 членов Совета проголосовали за, Председатель не будет спрашивать, кто проголосовал против или воздержался. С 1996 г. появилась практика одобрения резолюций Совета путем аккламации, то есть без голосования, на основе реакции участников заседания (реплик, аплодисментов). Именно таким образом в 1996 г. были приняты резолюция 1090 (1996), рекомендующая назначить Кофи Аннана на должность Генерального секретаря ООН, и резолюция 1091 (1996), в которой выражалась признательность Бутросу Б. Гали за его деятельность в ООН. Путем аккламации была одобрена и резолюция 1358 (2001), в которой Совет рекомендовал Генеральной Ассамблее назначить К. Аннана Генеральным секретарем ООН на второй срок. Кроме того, был случай, когда на закрытом заседании Совета Безопасности, посвященном угрозам для международного мира и безопасности, вызванным террористическими актами, Председатель просил членов Совета принять резолюцию 1368 (2001) путем вставания, а не поднятия руки, с тем чтобы «продемонстрировать единство перед лицом такого бедствия, каким является терроризм».
|