Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус Совета Безопасности 6 страница
Принципиальную важность, особенно на нынешнем, переломном этапе развития международных отношений, имеют подтвержденные в декларации обязательства усилить главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности, центральную роль ООН в деле поддержания мира и обеспечить эффективное функционирование системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Важное место в декларации отводится обязательствам повышать эффективность деятельности ООН по реагированию на конфликтные ситуации на всех этапах - от предотвращения и урегулирования до постконфликтного миростроительства. Декларация особо подчеркивает необходимость разработки в рамках системы ООН и на более широкой основе всеобъемлющих и комплексных стратегий для устранения коренных причин конфликтов, включая их экономические и социальные аспекты. Декларацию отличают конкретный и практический характер предлагаемых мер и задач в такой ставшей одной из центральных областей деятельности Совета Безопасности, как проведение операций ООН по поддержанию мира. В документе подтверждается решимость Совета Безопасности укрепить операции ООН, наделив их четкими, авторитетными, выполнимыми и надлежащими мандатами; включив в эти мандаты эффективные меры по обеспечению безопасности и охраны персонала ООН и, где это возможно, по защите гражданского населения; приняв меры для содействия ООН в получении обученного и надлежащим образом оснащенного персонала для операций по поддержанию мира; активизировав консультации со странами, предоставляющими войска, при принятии решений о таких операциях; укрепив потенциал ООН в деле планирования, учреждения, развертывания и проведения операций по поддержанию мира и обеспечения более отвечающей современным требованиям и надежной основы для финансирования операций по поддержанию мира. В декларации отражены и новые тенденции и потребности в развитии миротворческой деятельности ООН. В ней совершенно обоснованно ставится задача дальнейшего укрепления способности ООН быстро развертывать операции по поддержанию мира и содержится настоятельный призыв к государствам - членам ООН своевременно выделять достаточные ресурсы. В ней специально отмечается крайне важное значение разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов и подчеркивается, что такие программы следует, как правило, включать в мандаты операций по поддержанию мира. Декларация намечает ряд мер, направленных на пресечение незаконного потока стрелкового оружия в районы конфликтов, незаконной эксплуатации и торговли товарами, которые имеют высокую ценность и способствуют эскалации или продолжению конфликтов. В ней подчеркивается также необходимость привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против человечества, геноцида, военных преступлений и других серьезных нарушений международного гуманитарного права. В декларации не обходится вниманием и такой ставший в последнее время острым вопрос, как необходимость продолжать обучать миротворческий персонал предотвращению распространения ВИЧ/ СПИД и борьбе с ними в ходе всех операций. В ней важное место отводится такой принципиальной проблеме последнего времени, как совершенствование взаимодействия между ООН и ее региональны- ми звеньями. В ней содержится прямой призыв к укреплению согласно главе VIII Устава ООН сотрудничества и связей между ООН и региональными или субрегиональными организациями или механизмами, в частности в связи с операциями по поддержанию мира. Так, подчеркивается важность дальнейшего сотрудничества и эффективной координации между ООН и Организацией африканского единства (ОАЕ) и африканскими субрегиональными организациями в урегулировании конфликтов в Африке, а также важность оказания более активной поддержки механизму ОАЕ по предупреждению, регулированию и разрешению конфликтов. Принципиально важное значение имеет положение декларации о том, что ответственность за разрешение споров и конфликтов в конечном счете несут сами стороны и что операции по поддержанию мира, направленные на содействие осуществлению мирных договоренностей, могут увенчаться успехом только при наличии у всех соответствующих сторон подлинной и твердой приверженности делу мира. С учетом центральной роли Совета Безопасности в системе органов ООН в декларации содержится призыв ко всем государствам активизировать усилия, с тем чтобы освободить мир от бедствий войны. Рассмотрев 7 марта 2001 г. в ходе открытых прений в Совете Безопасности с участием стран, не являющихся членами Совета, текст указанной декларации, Совет Безопасности отметил прогресс, достигнутый в деле воплощения в практические результаты принятых на его заседании в ходе саммита обязательств, и заявил о своей решимости активизировать усилия в этом направлении. В заявлении Председателя Совета Безопасности по этому вопросу от 22 марта 2001 г. было отмечено важное значение декларации как вклада в разработку целенаправленной стратегии и формирование общего видения поддержания международного мира и безопасности и более глубокой и широкой вовлеченности в этом смысле государств-членов и международного сообщества в целом. В заявлении указывалось также, что Совет Безопасности рассмотрит предстоящий доклад Генерального секретаря ООН о предотвращении конфликтов, его рекомендации по укреплению потенциала ООН в области разработки стратегий миро-строительства, доклад, подготовленный Рабочей группой Совета по операциям по поддержанию мира, и рекомендации о совершенствовании трехсторонних отношений между Советом Безопасности, странами, предоставляющими войска, и Секретариатом ООН, которые будут подготовлены его Рабочей группой по операциям по поддержанию мира, и примет по ним решения. Совет Безопасности вновь заявил о своем намерении периодически проводить обзор осуществления его резолюции 1327 от 13 ноября 2000 г. об укреплении операций по поддержанию мира; особо отметил необходимость более тесного сотрудничества и взаимодействия в рамках системы ООН в деле реагирования на вызовы миру и безопасности, в том числе в устранении коренных причин конфликтов; выразил также готовность к тому, чтобы и далее содействовать налаживанию с региональными и субрегиональными организациями продуктивных рабочих отношений реагирования на конфликты. С 1987 г. сложилась такая оригинальная форма деятельности Совета Безопасности, как проведение встреч министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета с Генеральным секретарем ООН. Жизнь показала, что такие встречи весьма полезны и плодотворны. На встречах, первая из которых состоялась 25 сентября 1987 г. и которые затем ежегодно проводились в сентябре последующих лет, проходил обмен мнениями по широкому кругу ключевых международных проблем и согласовывались позиции по многим из них, что способствовало налаживанию взаимодействия между постоянными членами и между ними и Генеральным секретарем ООН. Так, на встречах, состоявшихся 25 сентября 1995 г., 26 сентября 1996 г. и 25 сентября 1997 г., министры с удовлетворением отметили значительные успехи ООН и ее центральную роль за прошедшие 50 с лишним лет в обеспечении международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. Они подчеркнули главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности и отметили растущую позитивную роль региональных организаций, в том числе СНГ, в предотвращении и урегулировании конфликтов. Министры подчеркнули необходимость дальнейших шагов по оживлению, укреплению и реформированию системы ООН, направленных на адаптацию ООН. Они выразили надежду, что доклад Генерального секретаря ООН «Обновление ООН: программа реформы» будет содействовать повышению качества, эффективности и результативности деятельности ООН, и подчеркнули, что процесс реформирования ООН должен основываться на здоровой финансовой базе. Встречи подобного формата стали традиционными и проводились регулярно в конце сентября в 1998, 1999, 2000 и последующих годах. В 90-е годы широкое применение получили проводимые в рамках Совета Безопасности неофициальные встречи по «формуле Арриа», названные так по имени представителя Венесуэлы в Совете Безопасности Д. Арриа. С процедурной точки зрения такие встречи носят настолько неформальный характер, что как бы выходят за рамки работы Совета Безопасности. Такие встречи проводятся не Председателем Совета, а любой делегацией. Соответственно каждый из членов Совета Безопасности сам определяется в отношении уровня своего участия. При этом стопроцентная явка на такие встречи необязательна. По итогам таких встреч не бывает никакой реакции со стороны Совета Безопасности. Таким образом, «формула Арриа» предполагает проведение встречи полуофициального характера с предоставлением соответствующего перевода и в определенной «ассоциации» с Советом Безопасности. Встречи по «формуле Арриа» предусматривают следующий сложившийся порядок: присутствие участников в личном качестве; отсутствие табличек с названием стран, неведение протокола встреч и неприсутствие представителей Секретариата ООН. С 1993 г. по 2001 г. члены Совета Безопасности провели более 80 заседаний по «формуле Арриа», причем на некоторых были представители неправительственных организаций (один в 1996 г., два - в 2000 г. и шесть - в 2001 г.). Так, примером встреч по «формуле Арриа» может служить неофициальная встреча Я. Арафата 4 марта 1997 г. по вопросу о строительстве израильских поселений на палестинских территориях, включая Иерусалим. Следует упомянуть также о состоявшемся 6 марта 2001 г. заседании по «формуле Арриа» с Генеральным секретарем НАТО. Это был первый раз, когда Генеральный секретарь НАТО встретился с членами Совета Безопасности35. Таким образом, за годы своей деятельности Совет Безопасности разработал и применял довольно широкий арсенал методов и средств в целях мирного урегулирования споров, восстановления и поддержания международного мира и безопасности. Разумеется, не все из этих методов и процедур оказались эффективными. Однако характерной особенностью Совета Безопасности является его признанная способность адаптироваться к быстроменяющимся условиям развития межгосударственных отношений и соответственно совершенствовать свои методы и процедуры реагирования и воздействия на возникающие споры и конфликты между государствами. Основной формой принимаемых Советом Безопасности решений на протяжении всей его деятельности являлись резолюции. Вместе с тем в практике Совета Безопасности наряду с резолюциями все более заметную роль стали играть заявления Председателя Совета. Так, если за первое десятилетие (1946-1955 гг.) деятельности Совета Безопасности было принято 4 заявления Председателя, то за 1976-1985 гг. их было уже 46. За 55 лет деятельности Совета Безопасности (по 2000 г. включительно) было одобрено свыше 500 заявлений Председателя Совета Безопасности по самым различным вопросам, внесенным в его повестку дня.
|