Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 1 страница






 

Основная деятельность Генеральной Ассамблеи осуществляет-ся в ходе ее очередных ежегодных сессий, а также на специальных и чрезвычайных специальных сессиях. Кроме того, значительная доля работы выполняется весьма разветвленной сетью (свыше 200 за послевоенный период) вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи.

Особенно большое значение имеют проводимые в ходе очередных сессий Генеральной Ассамблеи общие прения, в которых, как прави­ло, принимают участие главы государств, правительств, министры иностранных дел и другие руководящие деятели, излагающие пози­ции своих стран по коренным, волнующим все человечество полити­ческим проблемам современности. Общие прения, проводимые в те­чение первых трех, позднее двух недель работы сессии, дают возмож­ность в относительно короткий срок воссоздать картину основных процессов, происходящих в сфере мировой политики.

Некоторые западные исследователи36 утверждают, что, строго го­воря, вряд ли это «общие прения», поскольку, мол, нет общей темы для обсуждения и речь может идти лишь о серии выступлений пред­ставителей различных государств по самым разным вопросам. С ут­верждениями такого рода нельзя согласиться. Речь идет именно об

обших прениях, в ходе них представители фактически всех госу­дарств - членов ООН высказывают свои взгляды, соображения и предложения прежде всего по жизненно важным вопросам войны и мира, международной безопасности, разоружения, от решения ко­торых зависит судьба человеческой цивилизации. Если проанали­зировать выступления во время общих прений любой сессии Гене­ральной Ассамблеи, то практически в каждом так или иначе затра­гивались эти животрепещущие проблемы. Разумеется, наряду с ними ораторы касаются и других вопросов, включенных в повестку дня соответствующей сессии.

Западные теоретики и политики нередко выступают с резкими на­падками на деятельность Генеральной Ассамблеи, утверждая, в част­ности, что она и другие органы ООН «отравляют атмосферу и скорее разжигают, чем сокращают международное насилие», что они чуть ли не затрудняют урегулирование международных конфликтов и спо­ров между государствами. Эти ученые и политики извращали пози­цию СССР в отношении Генеральной Ассамблеи, заявляя, что Со­ветский Союз использовал органы ООН «для расширения влияния, проведения своей политики и превратного толкования Устава ООН»37 и что для СССР «Ассамблея была ненужным придатком, роль кото­рого должна быть ограничена до минимума»38. Однако практика ра­боты Генеральной Ассамблеи полностью опровергает попытки бро­сить тень на политику Советского Союза.

В соответствии с Уставом ООН Генеральной Ассамблее принадле­жит существенная роль в деле согласования усилий государств по обеспечению прочного мира и развитию всестороннего их сотрудни­чества в различных областях. Генеральная Ассамблея является уни­кальным представительным форумом для обсуждения международ­ных проблем, в котором принимают участие все государства - члены ООН. Она также важный орган выработки и согласования весомых политических документов, развивающих принципы Устава и отража­ющих преобладающее мнение государств - членов ООН. Нельзя не­дооценивать роль Генеральной Ассамблеи в деле мобилизации уси­лий государств на борьбу против угрозы ядерной войны, за свертыва­ние гонки вооружений, мирное урегулирование споров и создание всеобъемлющей системы коллективной безопасности.

Большое значение имеет рассмотрение на Генеральной Ассамблее вопросов разоружения, в частности докладов Комитета, позднее пре­образованного в Конференцию по разоружению в Женеве. С 1954 г. в

ООН началось обсуждение вопросов о прекращении испытаний ядер­ного оружия сначала на Генеральной Ассамблее, принявшей в 1957 г. резолюцию 1148 (XII), в которой впервые содержался призыв ко всем государствам достичь соглашения о немедленной приостановке ис­пытаний ядерного оружия под эффективным международным конт­ролем, а затем начиная с 1962 г. в Комитете 18 государств по разору­жению. Переговоры в Комитете 18 государств привели к заключению в 1963 г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в ат­мосфере, в космическом пространстве и под водой.

В течение 1963-1971 гг. Комитет по разоружению все большее вни­мание уделял разработке дополнительных или частичных мер по ра­зоружению. Отражением такого подхода явилась подготовка меж­дународных документов, предусматривающих ряд значимых, хотя и ограниченных мер по контролю над вооружениями и разоружени­ем: Договора о нераспространении ядерного оружия (резолюция 2373/ХХП), Договора о запрещении размещения на дне морей и оке­анов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массово­го уничтожения (резолюция 2660/XXV) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологическо­го (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (ре­золюция 2626/XXVI).

Подход Советского Союза и его продолжателя России к роли Ге­неральной Ассамблеи в системе главных органов ООН полностью основывается на Уставе Организации.

Выражением того значения, которое Советский Союз придавал деятельности Генеральной Ассамблеи, является внесение им на рас­смотрение очередных сессий Генеральной Ассамблеи инициативных предложений, в результате обсуждения которых был принят ряд про­граммных документов.

СССР явился инициатором одобрения на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1960 г. исторической Декларации о предоставлении неза­висимости колониальным странам и народам, ставшей своего рода международным антиколониальным манифестом. Декларация способ­ствовала сплочению свободолюбивых сил всех континентов, мобили­зации их на решительные действия для ликвидации позорной системы колониализма, обеспечения права народов на самоопределение и не­зависимость, возможности свободно, без вмешательства извне стро­ить свое будущее.

Советский Союз считал, что политика колониализма в любых фор­мах и проявлениях несовместима с Уставом ООН и Декларацией о деколонизации и что ООН должна принять срочные меры для реали­зации декларации в полном объеме, чтобы все колониальные народы и подопечные территории обрели подлинную политическую и эко­номическую независимость. Советский Союз выступал в поддержку справедливого требования стран Азии, Африки и Латинской Амери­ки чтобы процесс деколонизации был распространен на экономи­ческую сферу, чтобы был положен конец эксплуатации развивающих­ся стран транснациональными корпорациями, разграблению их ес­тественных ресурсов, удушению их долговой петлей, чтобы был возведен мощный барьер на пути «информационного», «культурно­го» и других форм неоколониализма. СССР с глубокой симпатией относился к устремлениям народов, испытавших на себе тяжкое, уни­зительное иго колониального рабства, и поддерживал их борьбу про­тив неоколониалистской политики Запада, против остатков колони­ализма, за мир и всеобщую безопасность.

Руководствуясь искренним стремлением повысить эффективность ООН и ее Совета Безопасности в поддержании международного мира, Советское правительство внесло на рассмотрение 22-й сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН в 1967 г. вопрос «О необходимости ускорения разработки определения агрессии в свете современной международ­ной обстановки». Советский Союз исходил из того, что определение понятия агрессии имело бы важное значение для принятия эффек­тивных мер по ее пресечению и явилось бы грозным напоминанием силам агрессии и войны об их ответственности за нарушение между­народного мира. Принятая по этому вопросу резолюция Генераль­ной Ассамблеи 2330 (XXII) от 18 декабря 1967 г. предусматривала со­здание Специального комитета по вопросу об определении агрессии в составе 35 государств - членов ООН.

В результате настойчивой и целеустремленной деятельности Со­ветского Союза и других социалистических стран, а также большин­ства развивающихся государств на 7-й сессии Специального комите­та по вопросу об определении агрессии в марте-апреле 1974 г. уда­лось в сотрудничестве с западными странами довести дело разработки °бщеприемлемого понятия агрессии до конца. Проект определения агрессии, который включал все основные положения советского про-екта, внесенного в 1969 г., был единодушно одобрен Специальным комитетом на основе консенсуса и затем в 1974 г. принят на 29-й сес-

сии Генеральной Ассамблеи. Принятие общеприемлемого определе­ния агрессии является значительным вкладом в создание эффектив­ных правовых гарантий и основ укрепления всеобщего мира, служит дальнейшему повышению эффективности Организации Объединен­ных Наций, и прежде всего Совета Безопасности, в решении корен­ных вопросов мировой политики.

Генеральная Ассамблея в значительной мере содействовала раз­витию важного направления предотвращения опасности новой вой­ны и утверждения примата права и законности в практике междуна­родных отношений - созданию политических и международно-пра­вовых гарантий и предпосылок укрепления международного мира и безопасности народов. Благодаря усилиям социалистических, а так­же большинства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, несмотря на противодействие западных государств, вни­мание юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1970 г. удалось сосредоточить на решающих участках деятельности ООН и добиться принятия позитивных документов. К их числу следует прежде всего отнести разработку и принятие по инициативе Советского Союза Декларации об укреплении международной безопасности. В ней под­черкивается обязанность всех государств уделять больше внимания изучению складывающейся международной обстановки и, используя средства и методы, предусмотренные Уставом ООН, способствовать поддержанию мира и безопасности.

Важную роль, особенно в связи с неоднократно предпринимавши­мися попытками западных государств развернуть кампанию за пересмотр Устава ООН, играет положение декларации, подтверждающее «всеобщую и безусловную ценность целей и принципов Устава ООН в качестве ос­новы отношений между государствами, независимо от их размеров, гео­графического положения, уровня развития или политического, эконо­мического и социального строя».

Большое значение в свете многочисленных фактов грубого вмеша­тельства западных держав в дела суверенных государств имеет содержа­щееся в декларации положение о том, что «государства должны полно­стью уважать суверенитет других государств и право народов определять свою собственную судьбу без вмешательства, принуждения или ограни­чения, особенно связанных с угрозой силой или ее применением». В дек­ларации был зафиксирован важный принцип, в соответствии с которым «территория государства не должна быть объектом военной оккупации в результате применения силы в нарушение положений Устава». В доку­менте закреплено также положение о том, что никакое территориальное

приобретение в результате угрозы силой или ее применения не должно признаваться законным. Декларация намечает ряд конкретных и конст­руктивных мер, подчеркивающих первостепенную роль Совета Безопас­ности в системе органов ООН в урегулировании международных конф­ликтов и пресечении агрессии. В частности, в декларации содержится рекомендация о том, чтобы «Совет Безопасности предпринял шаги для содействия заключению соглашений, предусмотренных в статье 43 Ус­тава, чтобы полностью развить его способность к принудительным дей­ствиям, как это предусмотрено в главе VII Устава».

В связи с участившимися попытками некоторых стран преуменьшить значение и роль Совета Безопасности, подвергнуть его ревизии его функ­ции и полномочия, предусмотренные Уставом, особо следует отметить положение декларации, в соответствии с которым государства - члены ООН должны «сделать все возможное для повышения всеми имеющи­мися у них средствами авторитета и эффективности Совета Безопасно­сти и его решений».

Существенное значение имеет содержащийся в декларации призыв ко всем государствам предпринять «срочные и согласованные усилия, чтобы в кратчайшие сроки прекратить и повернуть вспять гонку ядер­ных и обычных вооружений, ликвидировать ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения и заключить договор о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем».

Декларация решительно осуждала преступную политику апартеида, проводимую правительством ЮАР, и вновь подтверждала законность борьбы колониальных народов против своих угнетателей, оказания им помощи и поддержки со стороны других государств и ООН.

Приведенный далеко не полный перечень положений декларации наглядно свидетельствует, что она представляет исключительно важную и конструктивную программу действий, реализация которой может за­метно повысить эффективность ООН в деле всеобщей безопасности и содействовать упрочению мира на Земле.

Нельзя не отметить и большое значение такого документа, как при­нятая 25-й сессией Генеральной Ассамблеи по инициативе Чехослова­кии как Декларация о принципах международного права, касающихся Дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН39. Документ содержит развернутые фор­мулировки основных принципов Устава ООН, на основе которых долж­ны строиться отношения между государствами с различным соци­альным строем и применение которых на практике всеми странами при­звано способствовать укреплению международного правопорядка.

На 26-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1971 г. Советский Союз выступил с предложением о созыве Всемирной конференции по ра-

зоружению, которая получила широкий отклик и поддержку боль­шинства государств мира. На сессии было решено учредить Специ­альный комитет по подготовке Всемирной конференции по разору­жению в составе 35 государств-членов.

Обосновывая необходимость рассмотрения на Генеральной Ассам­блее вопроса о созыве Всемирной конференции по разоружению, Советское государство исходило из того, что среди проблем, волную­щих все народы мира и требующих быстрейшего решения, первосте­пенное значение имеет проблема разоружения40. Хотя к тому време­ни и были приняты некоторые меры, в известной степени ограничи­вающие масштабы гонки вооружений, однако в целом коренного сдвига в сторону обуздания опасного процесса наращивания и совер­шенствования вооружений не произошло, что не могло не вызывать серьезной озабоченности у всех миролюбивых народов. Вот почему СССР так настойчиво и последовательно выступал, в том числе в Орга­низации Объединенных Наций, с программой разоружения, вплоть до всеобщего и полного.

Руководствуясь неизменным стремлением добиваться принятия действенных мер по прекращению гонки вооружений, прежде всего ядерных, Советский Союз внес предложение о проведении конфе­ренции пяти ядерных держав, на которых лежит особая ответствен­ность за поддержание международной безопасности и от которых в первую очередь зависит успех ядерного разоружения. Советский Союз полагал, что конференция ядерных держав, разумеется, если все они проявят стремление к поискам договоренности, может при­вести к серьезному сдвигу и выработке широкого комплекса мер ядерного разоружения или отдельных мер, постепенно подводящих к этой цели.

В этой связи огромное значение имело подписанное в 1973 г. СССР и США бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны, которое стало существенным шагом на пути к уменьшению и в ко­нечном счете устранению угрозы возникновения ядерной войны, к созданию системы реальных гарантий международной безопасности. В связи с этим Советский Союз выразил убежденность в том, что «го­товность других государств присоединиться к совместно зафиксиро­ванным СССР и США принципам отказа от применения силы и при­нятия решительных мер для недопущения возникновения ядерной войны станет исключительно важным делом для обеспечения всеоб­щей безопасности и прочного мира на Земле»41.

Делу дальнейшего закрепления разрядки напряженности, упроче­нию всеобщего мира и безопасности народов послужило включение р повестку дня 27-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1972 г. по инициа­тиве Советского Союза вопроса «О неприменении силы в междуна­родных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия». Необходимость его рассмотрения на форуме ООН вытекала из того факта, что в условиях, когда благодаря неослабным усилиям СССР наметился коренной поворот в сторону разрядки международ­ной напряженности, Организация Объединенных Наций не могла и не должна была стоять в стороне от решения назревших проблем со­временности.

Принятая на основе советского предложения резолюция Генераль­ной Ассамблеи 2936 (XXVII) «О неприменении силы в международ­ных отношениях и запрещении навечно ядерного оружия» явилась важным морально-политическим обязательством государств, претво­рение которого в жизнь призвано было способствовать укреплению международной безопасности и созданию благоприятных предпосы­лок для прекращения гонки вооружений и осуществления разоруже­ния. В развитие этого решения ООН Советский Союз заявил о своей готовности договориться и соответствующим образом оформить с любой из ядерных держав взаимные обязательства о неприменении силы, включая запрещение применения ядерного оружия друг про­тив друга42.

Заметным шагом на пути к разрешению проблемы разоружения стало внесенное на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1973 г. по ини­циативе СССР предложение о сокращении военных бюджетов госу­дарств - постоянных членов Совета Безопасности ООН на 10% и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам. Это предложение отвечало интересам как крупных государств, несущих наибольшие военные расходы, так и развивающихся стран, экономическое развитие которых получило бы Дополнительную поддержку. Инициатива Советского Союза нашла широкий отклик и одобрение подавляющего числа государств - чле­нов ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи 3093 (XXVIII) преду­сматривала создание Специального комитета для распределения средств, отчисляемых в результате сокращения военных бюджетов на помощь развивающимся странам.

Руководствуясь интересами дальнейшего укрепления всеобщего МиРа, СССР внес на рассмотрение 29-й сессии Генепальнпй Агтмбпри

в 1974 г. новый важный и срочный вопрос «О запрещении воздей­ствия на природную среду и климат в военных и иных целях, несов­местимых с интересами обеспечения международной безопасности, благосостояния и здоровья людей». В развитие этой инициативы Со­ветского Союза в 1976 г. была разработана Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воз­действия на природную среду.

В отличие от США и других западных стран, проводивших линию на деполитизацию ООН и ее Генеральной Ассамблеи, на обход этого представительного международного форума при решении коренных вопросов войны и мира, Советский Союз неуклонно стремился со­средоточить внимание сессий Генеральной Ассамблеи на насущных международных политических проблемах, ведущее место среди ко­торых занимала проблема разоружения. СССР внес на рассмотрение 30-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1975 г. предложения о запреще­нии разработки и производства новых видов оружия массового унич­тожения и новых систем такого оружия и о заключении договора о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия. При­нятие абсолютным большинством голосов резолюций по этим пред­ложениям было крупным успехом Советского Союза, его миролюби­вого внешнеполитического курса.

Стремясь содействовать исключению грубой силы из межгосудар­ственных отношений, Советский Союз внес на рассмотрение 31~й сес­сии Генеральной Ассамблеи в 1976 г. предложение о заключении Все­мирного договора о неприменении силы в международных отношени­ях и представил проект такого договора. На рассмотрение Генеральной Ассамблеи был внесен и Меморандум Советского Союза по вопро­сам прекращения гонки вооружений и разоружения, содержавший всестороннюю программу мер разоружения. Эти предложения встре­тили положительный отклик и нашли поддержку преобладающего большинства государств. Лишь США и другие западные страны за­няли обструкционистскую позицию в отношении самой идеи необ­ходимости разработки Всемирного договора о неприменении силы, тем самым явно демонстрируя нежелание отказаться от своих излюб­ленных силовых методов и политики шантажа, нажима и давления на суверенные государства.

Важное значение имело включение по предложению Советского Союза в повестку дня 32-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1977 г. во­проса «Об углублении и упрочении разрядки международной напря-

ценности и предотвращении опасности ядерной войны». Инициати­ву СССР поддержали другие социалистические страны, подавляющее большинство развивающихся государств Азии, Африки и Латинской дмерики. Не решившись открыто выступить против предложения СССР, западные державы проводили тактику проволочек и закулис-нь1х маневров, чтобы затянуть, а если удастся, то и сорвать разработ­ку общеприемлемого текста Декларации об углублении и упрочении разрядки международной напряженности. С этой целью вносились заведомо неприемлемые поправки к тексту декларации, выдвигались требования о более тщательном и детальном обсуждении его основ­ных положений и т.д. Однако, когда подавляющее большинство го­сударств - членов ООН выступили за принятие декларации, США и их союзники, чтобы не оказаться в изоляции, не стали препятство­вать ее одобрению.

Нельзя не признать, что известное значение в сложившейся ситу­ации имело усиление во внешней политике ряда западных стран реа­листических тенденций, осознание их руководящими деятелями не­обходимости поставить преграду ядерной войне. В итоге Генераль­ная Ассамблея без голосования одобрила Декларацию об углублении и упрочении разрядки международной напряженности43, которая рас­сматривалась широкой мировой общественностью как актуальный и важный шаг, направленный развитие сотрудничества и доверия между государствами.

На 33-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1978 г. СССР внес Предложение об укреплении гарантий безопасности неядерных госу­дарств и заключении соответствующей конвенции. Советскую кон­цепцию односторонних гарантий для неядерных стран США, Вели­кобритания и Франция пытались обставить рядом условий и огово­рок. Однако, учитывая заинтересованность развивающихся и части западных стран в устранении опасности применения против них ядер­ного оружия, США пришлось поддержать проект резолюции СССР, Который был принят подавляющим большинством голосов.

Исходя из того, что важнейшим направлением борьбы за разрядку

И мир является устранение из практики международных отношений

ЛК)бых проявлений политики гегемонизма, то есть стремления одних

осударств к доминированию над другими государствами и народа-

I СССР предложил включить в повестку дня 34-й сессии Генераль-н°й Ассамблеи ООН в 1979 г. в качестве важного и срочного вопрос

недопустимости политики гегемонизма в международных отно-

шениях» и внес на рассмотрение сессии проект соответствующего ре- ] шения. Смысл его состоял в том, что никакие государства или груп­пы государств ни при каких обстоятельствах и ни по каким мотивам не должны претендовать на гегемонию по отношению к другим госу­дарствам или группам государств. По твердому убеждению Советского \ Союза гегемонизм - это прямой антипод равенству государств и на­родов. Как предписывает Устав, ООН должна всемерно утверждать в ] международных отношениях принцип равенства народов и государств., В результате рассмотрения инициативы Советского Союза Генераль­ная Ассамблея осудила политику гегемонизма в любых его формах и проявлениях, подчеркнула ее несовместимость с основными прин­ципами Устава ООН, с задачей сохранения мира и укрепления меж- I дународной безопасности. Конструктивное рассмотрение этого во- I проса и принятие по нему решения, призывающего государства к от­казу от политики гегемонизма, - весомый вклад в дело дальнейшего 1 оздоровления международного климата, укрепления основ всеобще- I го мира.

Руководствуясь стремлением к ослаблению международной напря­женности, прекращению гонки вооружений, Советский Союз внес | на обсуждение 35-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1980 г. комп- I леке мер по укреплению мира и оздоровлению международной ат­мосферы. Среди них - инициатива «О некоторых неотложных мерах по уменьшению военной опасности», меморандум «За мир, за разо- I ружение, за гарантии международной безопасности» и предложение «Об исторической ответственности государств за сохранение приро- I ды Земли для нынешнего и будущих поколений». Выдвигая эти но- 1 вые мирные инициативы, Советский Союз исходил из того, что в обста­новке, когда политика разрядки стала подвергаться серьезным испыта­ниям, когда возрастает военная опасность, необходимо остановить неблагоприятное развитие международных событий, активизировать усилия всех государств на главных направлениях борьбы за разрядку и надежный мир.

Рассмотрение предложений Советского Союза проходило в уело- ] виях обострения международной обстановки и усиления нападок на ООН со стороны США и некоторых их союзников по НАТО, настой­чивых попыток этих стран вернуть утраченные ими в Генеральной Ассамблее позиции контроля над голосами большинства ее участии- l ков. С этой целью США, прикрываясь утверждениями об угрозе со стороны СССР, стремились сконцентрировать внимание ООН на рас-

смотрении надуманных проблем, возродить в Организации атмосфе­ру «холодной войны», противопоставить страны социалистического содружества развивающимся государствам. Однако, несмотря на про­тиводействие США и их союзников, Генеральная Ассамблея одобри­ла выдвинутое СССР предложение «Об исторической ответственно­сти государств за сохранение природы Земли для нынешнего и буду­щих поколений»44 и приняла основные положения другого советского предложения - «О некоторых неотложных мерах по уменьшению военной опасности», направленные на содействие разрядке и укреп­ление политико-правовых гарантий безопасности государств.

На 36-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1981 г. произошло наибо­лее острое столкновение в рамках ООН линии мира и прогресса с линией реакции и милитаризма, что в значительной степени объяс­няется приходом к власти в США администрации Р. Рейгана. Соеди­ненные Штаты безуспешно старались увести Генеральную Ассамблею в сторону от рассмотрения жгучих проблем - снижения международ­ной напряженности, уменьшения военной опасности, ограничения вооружений и разоружения, всячески стремились создать на сессии обстановку конфронтации и свести ее работу к бесплодной дискус­сии. Однако эта линия США не была поддержана подавляющим боль­шинством государств - членов ООН. Растущая в мире озабоченность в связи с реальностью угрозы ядерного конфликта нашла отражение в одобрении на данной сессии предложенной Советским Союзом Дек­ларации о предотвращении ядерной катастрофы45. В ней применение первым ядерного оружия объявлялось тягчайшим преступлением про­тив человечества и содержался призыв к прекращению гонки ядерных вооружений и полной ликвидации ядерного оружия. Важное значение имела и другая советская инициатива - о заключении Договора о за­прещении размещения в космическом пространстве оружия любого Рода, одобренная на 36-й сессии и направленная на достижение вели­кой гуманной цели - обеспечение того, чтобы безбрежный космиче­ский океан был свободным от оружия.

На 37-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1982 г. СССР предложил Рассмотреть вопрос «О безотлагательном прекращении и запрещении Испытаний ядерного оружия» и представил документ «Основные по-°Жения Договора о полном и всеобщем запрещении испытаний ядер­ного оружия». Обсуждение этого предложения позволило наглядно

Нажить негативизм позиции США, которые в одностороннем no-Рядке прервали трехсторонние переговоры по запрещению испыта-

ний ядерного оружия, отказывались от их продолжения и блокирова­ли начало многосторонних переговоров по этому вопросу. Но сессия выявила также, что предложение СССР созвучно настроениям боль­шинства государств, которые считали безотлагательное прекращение и запрещение испытаний ядерного оружия важным шагом в предот­вращении ядерной войны, создании материальной преграды для даль­нейшего развертывания гонки ядерных вооружений. Большой инте­рес на 37-й сессии вызвала и другая инициатива СССР - «Умножить усилия по устранению угрозы ядерной войны и обеспечению безо­пасного развития ядерной энергетики», в которой предлагалось объя­вить разрушение мирных ядерных объектов с использованием обыч­ного оружия равнозначным нападению с применением ядерного ору­жия, то есть таким действием, которое ООН уже квалифицировала как тягчайшее преступление против человечества.

На рассмотрение 38-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1983 г. Совет­ский Союз внес такие новые вопросы, как «Осуждение ядерной вой­ны», «Замораживание ядерных вооружений» и «О заключении Дого­вора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли». По предложению СССР Генеральная Ассамблея приняла резолюцию об осуждении ядерной войны46как про­тиворечащей человеческой совести и разуму. В резолюции также осуж­дены доктрины и концепции, призванные обосновать «правомерность» применения ядерного оружия первым. Широкую поддержку получи­ли и две другие советские инициативы, направленные на то, чтобы под­вести под международную стабильность и доверие прочную матери­альную базу в виде замораживания ядерных вооружений в количествен­ном и качественном отношениях, предотвратить распространение гонки вооружений на космическое пространство и с этой целью за­ключить Договор о запрещении применения силы в космическом про­странстве и из космоса в отношении Земли.

В ходе 39-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1984 г. Советский Союз выступил инициатором выдвижения двух важных предложений: «Об использовании космического пространства исключительно в мирных целях, на благо человечества» и «О недопустимости политики госу­дарственного терроризма и любых действий государств, направлен­ных на подрыв общественно-политического строя в других суверен­ных государствах». В результате рассмотрения первого предложения была одобрена резолюция47, в которой содержится призыв к немед­ленным мерам для предотвращения гонки вооружений в космосе И


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал