Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 1 страница
Основная деятельность Генеральной Ассамблеи осуществляет-ся в ходе ее очередных ежегодных сессий, а также на специальных и чрезвычайных специальных сессиях. Кроме того, значительная доля работы выполняется весьма разветвленной сетью (свыше 200 за послевоенный период) вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи. Особенно большое значение имеют проводимые в ходе очередных сессий Генеральной Ассамблеи общие прения, в которых, как правило, принимают участие главы государств, правительств, министры иностранных дел и другие руководящие деятели, излагающие позиции своих стран по коренным, волнующим все человечество политическим проблемам современности. Общие прения, проводимые в течение первых трех, позднее двух недель работы сессии, дают возможность в относительно короткий срок воссоздать картину основных процессов, происходящих в сфере мировой политики. Некоторые западные исследователи36 утверждают, что, строго говоря, вряд ли это «общие прения», поскольку, мол, нет общей темы для обсуждения и речь может идти лишь о серии выступлений представителей различных государств по самым разным вопросам. С утверждениями такого рода нельзя согласиться. Речь идет именно об обших прениях, в ходе них представители фактически всех государств - членов ООН высказывают свои взгляды, соображения и предложения прежде всего по жизненно важным вопросам войны и мира, международной безопасности, разоружения, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации. Если проанализировать выступления во время общих прений любой сессии Генеральной Ассамблеи, то практически в каждом так или иначе затрагивались эти животрепещущие проблемы. Разумеется, наряду с ними ораторы касаются и других вопросов, включенных в повестку дня соответствующей сессии. Западные теоретики и политики нередко выступают с резкими нападками на деятельность Генеральной Ассамблеи, утверждая, в частности, что она и другие органы ООН «отравляют атмосферу и скорее разжигают, чем сокращают международное насилие», что они чуть ли не затрудняют урегулирование международных конфликтов и споров между государствами. Эти ученые и политики извращали позицию СССР в отношении Генеральной Ассамблеи, заявляя, что Советский Союз использовал органы ООН «для расширения влияния, проведения своей политики и превратного толкования Устава ООН»37 и что для СССР «Ассамблея была ненужным придатком, роль которого должна быть ограничена до минимума»38. Однако практика работы Генеральной Ассамблеи полностью опровергает попытки бросить тень на политику Советского Союза. В соответствии с Уставом ООН Генеральной Ассамблее принадлежит существенная роль в деле согласования усилий государств по обеспечению прочного мира и развитию всестороннего их сотрудничества в различных областях. Генеральная Ассамблея является уникальным представительным форумом для обсуждения международных проблем, в котором принимают участие все государства - члены ООН. Она также важный орган выработки и согласования весомых политических документов, развивающих принципы Устава и отражающих преобладающее мнение государств - членов ООН. Нельзя недооценивать роль Генеральной Ассамблеи в деле мобилизации усилий государств на борьбу против угрозы ядерной войны, за свертывание гонки вооружений, мирное урегулирование споров и создание всеобъемлющей системы коллективной безопасности. Большое значение имеет рассмотрение на Генеральной Ассамблее вопросов разоружения, в частности докладов Комитета, позднее преобразованного в Конференцию по разоружению в Женеве. С 1954 г. в ООН началось обсуждение вопросов о прекращении испытаний ядерного оружия сначала на Генеральной Ассамблее, принявшей в 1957 г. резолюцию 1148 (XII), в которой впервые содержался призыв ко всем государствам достичь соглашения о немедленной приостановке испытаний ядерного оружия под эффективным международным контролем, а затем начиная с 1962 г. в Комитете 18 государств по разоружению. Переговоры в Комитете 18 государств привели к заключению в 1963 г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В течение 1963-1971 гг. Комитет по разоружению все большее внимание уделял разработке дополнительных или частичных мер по разоружению. Отражением такого подхода явилась подготовка международных документов, предусматривающих ряд значимых, хотя и ограниченных мер по контролю над вооружениями и разоружением: Договора о нераспространении ядерного оружия (резолюция 2373/ХХП), Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (резолюция 2660/XXV) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (резолюция 2626/XXVI). Подход Советского Союза и его продолжателя России к роли Генеральной Ассамблеи в системе главных органов ООН полностью основывается на Уставе Организации. Выражением того значения, которое Советский Союз придавал деятельности Генеральной Ассамблеи, является внесение им на рассмотрение очередных сессий Генеральной Ассамблеи инициативных предложений, в результате обсуждения которых был принят ряд программных документов. СССР явился инициатором одобрения на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1960 г. исторической Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, ставшей своего рода международным антиколониальным манифестом. Декларация способствовала сплочению свободолюбивых сил всех континентов, мобилизации их на решительные действия для ликвидации позорной системы колониализма, обеспечения права народов на самоопределение и независимость, возможности свободно, без вмешательства извне строить свое будущее. Советский Союз считал, что политика колониализма в любых формах и проявлениях несовместима с Уставом ООН и Декларацией о деколонизации и что ООН должна принять срочные меры для реализации декларации в полном объеме, чтобы все колониальные народы и подопечные территории обрели подлинную политическую и экономическую независимость. Советский Союз выступал в поддержку справедливого требования стран Азии, Африки и Латинской Америки чтобы процесс деколонизации был распространен на экономическую сферу, чтобы был положен конец эксплуатации развивающихся стран транснациональными корпорациями, разграблению их естественных ресурсов, удушению их долговой петлей, чтобы был возведен мощный барьер на пути «информационного», «культурного» и других форм неоколониализма. СССР с глубокой симпатией относился к устремлениям народов, испытавших на себе тяжкое, унизительное иго колониального рабства, и поддерживал их борьбу против неоколониалистской политики Запада, против остатков колониализма, за мир и всеобщую безопасность. Руководствуясь искренним стремлением повысить эффективность ООН и ее Совета Безопасности в поддержании международного мира, Советское правительство внесло на рассмотрение 22-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1967 г. вопрос «О необходимости ускорения разработки определения агрессии в свете современной международной обстановки». Советский Союз исходил из того, что определение понятия агрессии имело бы важное значение для принятия эффективных мер по ее пресечению и явилось бы грозным напоминанием силам агрессии и войны об их ответственности за нарушение международного мира. Принятая по этому вопросу резолюция Генеральной Ассамблеи 2330 (XXII) от 18 декабря 1967 г. предусматривала создание Специального комитета по вопросу об определении агрессии в составе 35 государств - членов ООН. В результате настойчивой и целеустремленной деятельности Советского Союза и других социалистических стран, а также большинства развивающихся государств на 7-й сессии Специального комитета по вопросу об определении агрессии в марте-апреле 1974 г. удалось в сотрудничестве с западными странами довести дело разработки °бщеприемлемого понятия агрессии до конца. Проект определения агрессии, который включал все основные положения советского про-екта, внесенного в 1969 г., был единодушно одобрен Специальным комитетом на основе консенсуса и затем в 1974 г. принят на 29-й сес- сии Генеральной Ассамблеи. Принятие общеприемлемого определения агрессии является значительным вкладом в создание эффективных правовых гарантий и основ укрепления всеобщего мира, служит дальнейшему повышению эффективности Организации Объединенных Наций, и прежде всего Совета Безопасности, в решении коренных вопросов мировой политики. Генеральная Ассамблея в значительной мере содействовала развитию важного направления предотвращения опасности новой войны и утверждения примата права и законности в практике международных отношений - созданию политических и международно-правовых гарантий и предпосылок укрепления международного мира и безопасности народов. Благодаря усилиям социалистических, а также большинства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, несмотря на противодействие западных государств, внимание юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1970 г. удалось сосредоточить на решающих участках деятельности ООН и добиться принятия позитивных документов. К их числу следует прежде всего отнести разработку и принятие по инициативе Советского Союза Декларации об укреплении международной безопасности. В ней подчеркивается обязанность всех государств уделять больше внимания изучению складывающейся международной обстановки и, используя средства и методы, предусмотренные Уставом ООН, способствовать поддержанию мира и безопасности. Важную роль, особенно в связи с неоднократно предпринимавшимися попытками западных государств развернуть кампанию за пересмотр Устава ООН, играет положение декларации, подтверждающее «всеобщую и безусловную ценность целей и принципов Устава ООН в качестве основы отношений между государствами, независимо от их размеров, географического положения, уровня развития или политического, экономического и социального строя». Большое значение в свете многочисленных фактов грубого вмешательства западных держав в дела суверенных государств имеет содержащееся в декларации положение о том, что «государства должны полностью уважать суверенитет других государств и право народов определять свою собственную судьбу без вмешательства, принуждения или ограничения, особенно связанных с угрозой силой или ее применением». В декларации был зафиксирован важный принцип, в соответствии с которым «территория государства не должна быть объектом военной оккупации в результате применения силы в нарушение положений Устава». В документе закреплено также положение о том, что никакое территориальное приобретение в результате угрозы силой или ее применения не должно признаваться законным. Декларация намечает ряд конкретных и конструктивных мер, подчеркивающих первостепенную роль Совета Безопасности в системе органов ООН в урегулировании международных конфликтов и пресечении агрессии. В частности, в декларации содержится рекомендация о том, чтобы «Совет Безопасности предпринял шаги для содействия заключению соглашений, предусмотренных в статье 43 Устава, чтобы полностью развить его способность к принудительным действиям, как это предусмотрено в главе VII Устава». В связи с участившимися попытками некоторых стран преуменьшить значение и роль Совета Безопасности, подвергнуть его ревизии его функции и полномочия, предусмотренные Уставом, особо следует отметить положение декларации, в соответствии с которым государства - члены ООН должны «сделать все возможное для повышения всеми имеющимися у них средствами авторитета и эффективности Совета Безопасности и его решений». Существенное значение имеет содержащийся в декларации призыв ко всем государствам предпринять «срочные и согласованные усилия, чтобы в кратчайшие сроки прекратить и повернуть вспять гонку ядерных и обычных вооружений, ликвидировать ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения и заключить договор о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем». Декларация решительно осуждала преступную политику апартеида, проводимую правительством ЮАР, и вновь подтверждала законность борьбы колониальных народов против своих угнетателей, оказания им помощи и поддержки со стороны других государств и ООН. Приведенный далеко не полный перечень положений декларации наглядно свидетельствует, что она представляет исключительно важную и конструктивную программу действий, реализация которой может заметно повысить эффективность ООН в деле всеобщей безопасности и содействовать упрочению мира на Земле. Нельзя не отметить и большое значение такого документа, как принятая 25-й сессией Генеральной Ассамблеи по инициативе Чехословакии как Декларация о принципах международного права, касающихся Дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН39. Документ содержит развернутые формулировки основных принципов Устава ООН, на основе которых должны строиться отношения между государствами с различным социальным строем и применение которых на практике всеми странами призвано способствовать укреплению международного правопорядка. На 26-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1971 г. Советский Союз выступил с предложением о созыве Всемирной конференции по ра- зоружению, которая получила широкий отклик и поддержку большинства государств мира. На сессии было решено учредить Специальный комитет по подготовке Всемирной конференции по разоружению в составе 35 государств-членов. Обосновывая необходимость рассмотрения на Генеральной Ассамблее вопроса о созыве Всемирной конференции по разоружению, Советское государство исходило из того, что среди проблем, волнующих все народы мира и требующих быстрейшего решения, первостепенное значение имеет проблема разоружения40. Хотя к тому времени и были приняты некоторые меры, в известной степени ограничивающие масштабы гонки вооружений, однако в целом коренного сдвига в сторону обуздания опасного процесса наращивания и совершенствования вооружений не произошло, что не могло не вызывать серьезной озабоченности у всех миролюбивых народов. Вот почему СССР так настойчиво и последовательно выступал, в том числе в Организации Объединенных Наций, с программой разоружения, вплоть до всеобщего и полного. Руководствуясь неизменным стремлением добиваться принятия действенных мер по прекращению гонки вооружений, прежде всего ядерных, Советский Союз внес предложение о проведении конференции пяти ядерных держав, на которых лежит особая ответственность за поддержание международной безопасности и от которых в первую очередь зависит успех ядерного разоружения. Советский Союз полагал, что конференция ядерных держав, разумеется, если все они проявят стремление к поискам договоренности, может привести к серьезному сдвигу и выработке широкого комплекса мер ядерного разоружения или отдельных мер, постепенно подводящих к этой цели. В этой связи огромное значение имело подписанное в 1973 г. СССР и США бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны, которое стало существенным шагом на пути к уменьшению и в конечном счете устранению угрозы возникновения ядерной войны, к созданию системы реальных гарантий международной безопасности. В связи с этим Советский Союз выразил убежденность в том, что «готовность других государств присоединиться к совместно зафиксированным СССР и США принципам отказа от применения силы и принятия решительных мер для недопущения возникновения ядерной войны станет исключительно важным делом для обеспечения всеобщей безопасности и прочного мира на Земле»41. Делу дальнейшего закрепления разрядки напряженности, упрочению всеобщего мира и безопасности народов послужило включение р повестку дня 27-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1972 г. по инициативе Советского Союза вопроса «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия». Необходимость его рассмотрения на форуме ООН вытекала из того факта, что в условиях, когда благодаря неослабным усилиям СССР наметился коренной поворот в сторону разрядки международной напряженности, Организация Объединенных Наций не могла и не должна была стоять в стороне от решения назревших проблем современности. Принятая на основе советского предложения резолюция Генеральной Ассамблеи 2936 (XXVII) «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно ядерного оружия» явилась важным морально-политическим обязательством государств, претворение которого в жизнь призвано было способствовать укреплению международной безопасности и созданию благоприятных предпосылок для прекращения гонки вооружений и осуществления разоружения. В развитие этого решения ООН Советский Союз заявил о своей готовности договориться и соответствующим образом оформить с любой из ядерных держав взаимные обязательства о неприменении силы, включая запрещение применения ядерного оружия друг против друга42. Заметным шагом на пути к разрешению проблемы разоружения стало внесенное на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1973 г. по инициативе СССР предложение о сокращении военных бюджетов государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН на 10% и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам. Это предложение отвечало интересам как крупных государств, несущих наибольшие военные расходы, так и развивающихся стран, экономическое развитие которых получило бы Дополнительную поддержку. Инициатива Советского Союза нашла широкий отклик и одобрение подавляющего числа государств - членов ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи 3093 (XXVIII) предусматривала создание Специального комитета для распределения средств, отчисляемых в результате сокращения военных бюджетов на помощь развивающимся странам. Руководствуясь интересами дальнейшего укрепления всеобщего МиРа, СССР внес на рассмотрение 29-й сессии Генепальнпй Агтмбпри в 1974 г. новый важный и срочный вопрос «О запрещении воздействия на природную среду и климат в военных и иных целях, несовместимых с интересами обеспечения международной безопасности, благосостояния и здоровья людей». В развитие этой инициативы Советского Союза в 1976 г. была разработана Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В отличие от США и других западных стран, проводивших линию на деполитизацию ООН и ее Генеральной Ассамблеи, на обход этого представительного международного форума при решении коренных вопросов войны и мира, Советский Союз неуклонно стремился сосредоточить внимание сессий Генеральной Ассамблеи на насущных международных политических проблемах, ведущее место среди которых занимала проблема разоружения. СССР внес на рассмотрение 30-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1975 г. предложения о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия и о заключении договора о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия. Принятие абсолютным большинством голосов резолюций по этим предложениям было крупным успехом Советского Союза, его миролюбивого внешнеполитического курса. Стремясь содействовать исключению грубой силы из межгосударственных отношений, Советский Союз внес на рассмотрение 31~й сессии Генеральной Ассамблеи в 1976 г. предложение о заключении Всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях и представил проект такого договора. На рассмотрение Генеральной Ассамблеи был внесен и Меморандум Советского Союза по вопросам прекращения гонки вооружений и разоружения, содержавший всестороннюю программу мер разоружения. Эти предложения встретили положительный отклик и нашли поддержку преобладающего большинства государств. Лишь США и другие западные страны заняли обструкционистскую позицию в отношении самой идеи необходимости разработки Всемирного договора о неприменении силы, тем самым явно демонстрируя нежелание отказаться от своих излюбленных силовых методов и политики шантажа, нажима и давления на суверенные государства. Важное значение имело включение по предложению Советского Союза в повестку дня 32-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1977 г. вопроса «Об углублении и упрочении разрядки международной напря- ценности и предотвращении опасности ядерной войны». Инициативу СССР поддержали другие социалистические страны, подавляющее большинство развивающихся государств Азии, Африки и Латинской дмерики. Не решившись открыто выступить против предложения СССР, западные державы проводили тактику проволочек и закулис-нь1х маневров, чтобы затянуть, а если удастся, то и сорвать разработку общеприемлемого текста Декларации об углублении и упрочении разрядки международной напряженности. С этой целью вносились заведомо неприемлемые поправки к тексту декларации, выдвигались требования о более тщательном и детальном обсуждении его основных положений и т.д. Однако, когда подавляющее большинство государств - членов ООН выступили за принятие декларации, США и их союзники, чтобы не оказаться в изоляции, не стали препятствовать ее одобрению. Нельзя не признать, что известное значение в сложившейся ситуации имело усиление во внешней политике ряда западных стран реалистических тенденций, осознание их руководящими деятелями необходимости поставить преграду ядерной войне. В итоге Генеральная Ассамблея без голосования одобрила Декларацию об углублении и упрочении разрядки международной напряженности43, которая рассматривалась широкой мировой общественностью как актуальный и важный шаг, направленный развитие сотрудничества и доверия между государствами. На 33-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1978 г. СССР внес Предложение об укреплении гарантий безопасности неядерных государств и заключении соответствующей конвенции. Советскую концепцию односторонних гарантий для неядерных стран США, Великобритания и Франция пытались обставить рядом условий и оговорок. Однако, учитывая заинтересованность развивающихся и части западных стран в устранении опасности применения против них ядерного оружия, США пришлось поддержать проект резолюции СССР, Который был принят подавляющим большинством голосов. Исходя из того, что важнейшим направлением борьбы за разрядку И мир является устранение из практики международных отношений ЛК)бых проявлений политики гегемонизма, то есть стремления одних осударств к доминированию над другими государствами и народа- I СССР предложил включить в повестку дня 34-й сессии Генераль-н°й Ассамблеи ООН в 1979 г. в качестве важного и срочного вопрос недопустимости политики гегемонизма в международных отно- шениях» и внес на рассмотрение сессии проект соответствующего ре- ] шения. Смысл его состоял в том, что никакие государства или группы государств ни при каких обстоятельствах и ни по каким мотивам не должны претендовать на гегемонию по отношению к другим государствам или группам государств. По твердому убеждению Советского \ Союза гегемонизм - это прямой антипод равенству государств и народов. Как предписывает Устав, ООН должна всемерно утверждать в ] международных отношениях принцип равенства народов и государств., В результате рассмотрения инициативы Советского Союза Генеральная Ассамблея осудила политику гегемонизма в любых его формах и проявлениях, подчеркнула ее несовместимость с основными принципами Устава ООН, с задачей сохранения мира и укрепления меж- I дународной безопасности. Конструктивное рассмотрение этого во- I проса и принятие по нему решения, призывающего государства к отказу от политики гегемонизма, - весомый вклад в дело дальнейшего 1 оздоровления международного климата, укрепления основ всеобще- I го мира. Руководствуясь стремлением к ослаблению международной напряженности, прекращению гонки вооружений, Советский Союз внес | на обсуждение 35-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1980 г. комп- I леке мер по укреплению мира и оздоровлению международной атмосферы. Среди них - инициатива «О некоторых неотложных мерах по уменьшению военной опасности», меморандум «За мир, за разо- I ружение, за гарантии международной безопасности» и предложение «Об исторической ответственности государств за сохранение приро- I ды Земли для нынешнего и будущих поколений». Выдвигая эти но- 1 вые мирные инициативы, Советский Союз исходил из того, что в обстановке, когда политика разрядки стала подвергаться серьезным испытаниям, когда возрастает военная опасность, необходимо остановить неблагоприятное развитие международных событий, активизировать усилия всех государств на главных направлениях борьбы за разрядку и надежный мир. Рассмотрение предложений Советского Союза проходило в уело- ] виях обострения международной обстановки и усиления нападок на ООН со стороны США и некоторых их союзников по НАТО, настойчивых попыток этих стран вернуть утраченные ими в Генеральной Ассамблее позиции контроля над голосами большинства ее участии- l ков. С этой целью США, прикрываясь утверждениями об угрозе со стороны СССР, стремились сконцентрировать внимание ООН на рас- смотрении надуманных проблем, возродить в Организации атмосферу «холодной войны», противопоставить страны социалистического содружества развивающимся государствам. Однако, несмотря на противодействие США и их союзников, Генеральная Ассамблея одобрила выдвинутое СССР предложение «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений»44 и приняла основные положения другого советского предложения - «О некоторых неотложных мерах по уменьшению военной опасности», направленные на содействие разрядке и укрепление политико-правовых гарантий безопасности государств. На 36-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1981 г. произошло наиболее острое столкновение в рамках ООН линии мира и прогресса с линией реакции и милитаризма, что в значительной степени объясняется приходом к власти в США администрации Р. Рейгана. Соединенные Штаты безуспешно старались увести Генеральную Ассамблею в сторону от рассмотрения жгучих проблем - снижения международной напряженности, уменьшения военной опасности, ограничения вооружений и разоружения, всячески стремились создать на сессии обстановку конфронтации и свести ее работу к бесплодной дискуссии. Однако эта линия США не была поддержана подавляющим большинством государств - членов ООН. Растущая в мире озабоченность в связи с реальностью угрозы ядерного конфликта нашла отражение в одобрении на данной сессии предложенной Советским Союзом Декларации о предотвращении ядерной катастрофы45. В ней применение первым ядерного оружия объявлялось тягчайшим преступлением против человечества и содержался призыв к прекращению гонки ядерных вооружений и полной ликвидации ядерного оружия. Важное значение имела и другая советская инициатива - о заключении Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого Рода, одобренная на 36-й сессии и направленная на достижение великой гуманной цели - обеспечение того, чтобы безбрежный космический океан был свободным от оружия. На 37-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1982 г. СССР предложил Рассмотреть вопрос «О безотлагательном прекращении и запрещении Испытаний ядерного оружия» и представил документ «Основные по-°Жения Договора о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия». Обсуждение этого предложения позволило наглядно Нажить негативизм позиции США, которые в одностороннем no-Рядке прервали трехсторонние переговоры по запрещению испыта- ний ядерного оружия, отказывались от их продолжения и блокировали начало многосторонних переговоров по этому вопросу. Но сессия выявила также, что предложение СССР созвучно настроениям большинства государств, которые считали безотлагательное прекращение и запрещение испытаний ядерного оружия важным шагом в предотвращении ядерной войны, создании материальной преграды для дальнейшего развертывания гонки ядерных вооружений. Большой интерес на 37-й сессии вызвала и другая инициатива СССР - «Умножить усилия по устранению угрозы ядерной войны и обеспечению безопасного развития ядерной энергетики», в которой предлагалось объявить разрушение мирных ядерных объектов с использованием обычного оружия равнозначным нападению с применением ядерного оружия, то есть таким действием, которое ООН уже квалифицировала как тягчайшее преступление против человечества. На рассмотрение 38-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1983 г. Советский Союз внес такие новые вопросы, как «Осуждение ядерной войны», «Замораживание ядерных вооружений» и «О заключении Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли». По предложению СССР Генеральная Ассамблея приняла резолюцию об осуждении ядерной войны46как противоречащей человеческой совести и разуму. В резолюции также осуждены доктрины и концепции, призванные обосновать «правомерность» применения ядерного оружия первым. Широкую поддержку получили и две другие советские инициативы, направленные на то, чтобы подвести под международную стабильность и доверие прочную материальную базу в виде замораживания ядерных вооружений в количественном и качественном отношениях, предотвратить распространение гонки вооружений на космическое пространство и с этой целью заключить Договор о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. В ходе 39-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1984 г. Советский Союз выступил инициатором выдвижения двух важных предложений: «Об использовании космического пространства исключительно в мирных целях, на благо человечества» и «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах». В результате рассмотрения первого предложения была одобрена резолюция47, в которой содержится призыв к немедленным мерам для предотвращения гонки вооружений в космосе И
|