Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 5 страница
В ходе 12-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН был согласован документ о Всемирной кампании за разоружение (начало ее было объявлено 7 июня 1982 г.), в котором сформулированы цели этой кампании (информировать, просвещать и заручаться понима- нием и поддержкой общественности целей ООН в области ограничения вооружений и разоружения), ее содержание и пути осуществления. Было принято также решение о проведении третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению; 41-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1986 г.) решила, что эта специальная сессия будет проведена в 1988 г. На 12-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи Советский Союз объявил о своем обязательстве не применять первым ядерное оружие, представил меморандум «Отвести растущую ядерную угрозу, обуздать гонку вооружений», в котором изложены предложения по вопросам разоружения, и документ «Основные положения конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и о его уничтожении». Среди специальных сессий следовало бы отметить 21-ю специальную сессию Генеральной Ассамблеи по осуществлению решений Международной конференции по народонаселению и развитию, которая проходила с 30 июня по 2 июля 1999 г. в Каире. На спецсессии был принят документ «Основные направления деятельности по дальнейшему осуществлению Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию». В документе основное внимание уделяется проблемам народонаселения и развития, равноправию и равенству мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин, репродуктивным правам и репродуктивному здоровью, партнерским связям и здоровью. В нем также содержится призыв ко всем странам приложить дополнительные усилия для мобилизации недостающих ресурсов, необходимых для выполнения обязательств, принятых на конференции. Следовало бы также отметить важное значение 25-й специальной сессии в июне 2001 г. для рассмотрения и поиска путей решения проблемы вируса иммунодефицита человека (синдрома приобретенного иммунодефицита -ВИЧ/СПИД) во всех ее аспектах, а равным образом созыва 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2001 г. по положению детей и обеспечению выживания, защиты, развития и лучшего будущего детей. Западные круги иногда пытаются использовать созыв специальной сессии и чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в целях грубого вмешательства во внутренние дела суверенных государств и нагнетания международной напряженности, как это имело место, например, на 6-й чрезвычайной специальной сес- сии Генеральной Ассамблеи ООН в 1980 г. по так называемому «афганскому» вопросу. В целом же созыв специальной сессии и чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в значительной мере содействует решению стоящих в повестке дня ООН вопросов мировой политики и повышению эффективности Организации в деле укрепления международного мира и безопасности, развития взаимовыгодного плодотворного сотрудничества государств с различным социальным строем. Россия как продолжатель Советского Союза придавала и придает большое значение деятельности Генеральной Ассамблеи и ее вспомогательных органов, которые могут и должны не только обсуждать крупные международные проблемы, но и вносить свой весомый вклад в разработку на основе Устава ООН международных документов, регламентирующих правила поведения государств в самых разных областях их взаимоотношений - военно-политической, экономической, экологической, гуманитарной - и обеспечивающих соблюдение международной законности и правопорядка в мире. Россия исходит из того, что этот самый представительный международный форум должен отрешиться от старых, отживших методов работы, когда он в основном использовался в качестве арены политико-пропагандистского соперничества, взаимных обвинений и вражды, нагнетания конфронтации и разногласий между государствами. В связи с ликвидацией «холодной войны» и под все возрастающим влиянием развивающихся государств заметно активизировалась работа по дальнейшей рационализации и устранению слабых мест и сбоев в деятельности Генеральной Ассамблеи. В последнее время государства - члены ООН уделяли и уделяют особое внимание повышению роли и эффективности принимаемых Генеральной Ассамблеей деклараций и резолюций, улучшению методов и процедур ее деятельности, осуществляемой ныне практически в течение всего года. Важное значение имело в этой связи учреждение в соответствии с резолюцией 49/252 от 14 сентября 1995 г. Рабочей группы высокого уровня открытого состава по укреплению системы ООН. В течение почти двух лет группа провела большое число заседаний и сосредоточила свои усилия на укреплении способности Генеральной Ассамблеи эффективно выполнять свои функции, роль и полномочия. По завершении ее работы Генеральной Ассамблеей была принята резо- люция 51/241 от 31 июля 1997 г., в которой излагаются методы и меры, направленные на улучшение функционирования Генеральной Ассамблеи. В ней, в частности, предусматривается, что доклад Генерального секретаря о работе ООН должен быть представлен на всех официальных языках ООН не позже чем за 30 дней до открытия очередной сессии Ассамблеи, что основная часть доклада должна быть всеобъемлющей, информативной и аналитической и что в доклад следует включить новый раздел, посвященный перспективам. В нем должны быть определены конкретные цели Секретариата в предстоящем году в контексте плана работы Организации на предстоящий год с учетом среднесрочного плана, а также ответственности государств за установление приоритетов. Доклад должен рассматриваться на пленарных заседаниях Ассамблеи сразу же после общих прений, и Председатель Генеральной Ассамблеи должен давать оценку прениям. С учетом этой оценки следует проводить неофициальные консультации под председательством Председателя Генеральной Ассамблеи или одного из его заместителей для обсуждения требуемых от Ассамблеи на основе прений по докладу действий. Еще более упорядочено рассмотрение Генеральной Ассамблеей важного ежегодного доклада центрального органа ООН - Совета Безопасности, который также будет обсуждаться на пленуме Ассамблеи. При этом Председатель Генеральной Ассамблеи должен давать оценку прениям по этому докладу и определять необходимость дальнейшего обсуждения доклада. С учетом этой оценки после прений на пленарных заседаниях следует проводить неофициальные консультации под председательством Председателя Ассамблеи или его заместителя для обсуждения того, нужно ли Ассамблее предпринимать какие-либо действия, исходя из этих прений, и какие должны быть эти действия. При этом предусматривается, что обсуждение Данного пункта повестки дня доклада не будет закрываться: вопрос будет оставаться открытым, чтобы по мере необходимости можно было проводить дальнейшее обсуждение в течение года, учитывая, в частности, представление дополнительных докладов, когда они будут необходимы. В соответствии с резолюцией 51/241 устанавливайся также четкий порядок рассмотрения Генеральной Ассамблеей Докладов дв> ух других главных органов ООН - ЭКОСОС и Международного Суда. Пленарные заседания открываются выборами Председателя и заместителей Председателя Генеральной Ассамблеи и председателей
главных комитетов (Генерального комитета). Затем Генеральный комитет собирается в кратчайшие возможные сроки после его избрания и представляет свой доклад Генеральной Ассамблее до начала общих прений. Пленарные заседания Генеральной Ассамблеи возобновляются в середине сентября для рассмотрения доклада Генерального комитета. Был установлен четкий порядок проведения общих прений, который предусматривает, что проводится лишь один раунд общих прений в год, который начинается в третью неделю сентября. Общие прения должны продолжаться две недели, чтобы обеспечить максимальные возможности для контактов между министрами. Государствам должно быть предложено указать три предпочтительных варианта даты и времени выступления. Секретариат готовит список ораторов на основе существующих традиций и высказанных пожеланий, чтобы удовлетворить потребности государств. Все, кто включен в список ораторов на данный день, должны получить возможность выступить, и никакие выступления не будут переноситься на следующий день, независимо от того, как это повлияет на продолжительность работы. Для общих прений не устанавливаются ни регламент, ни конкретные темы, однако Генеральная Ассамблея будет рекомендовать добровольное ограничение продолжительности каждого выступления 20 минутами. Вне рамок общих прений должен действовать 15-минутный регламент для выступлений как на пленарных заседаниях, так и в главных комитетах. Генеральной Ассамблее в соответствии с резолюцией 51/241 предписывается предпринять дальнейшие шаги для рационализации повестки дня. С этой целью, в частности, рекомендуется шире использовать практику группирования вопросов повестки дня и их рассмотрения на двухгодичной или трехгодичной основе, вопросы повестки дня, которые могут быть рассмотрены в главных комитетах, должны, как правило, передаваться главным комитетам, а не пленарным заседаниям Генеральной Ассамблеи. В конце XX - начале XXI столетия со стороны подавляющего большинства развивающихся стран наметилось явное стремление существенно повысить роль Генеральной Ассамблеи и даже несколько перераспределить полномочия Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи в пользу последней. Это не могло не сказаться, в частности, при рассмотрении различных аспектов рационализации процедуры и совершенствования работы Генеральной Ассамблеи. По настоянию этих государств в резолюции 51/241 было зафиксировано, что Генеральная Ассамблея является высшим политическим органом ООН с универсальным членством и что рассмотрение пунктов повестки дня непосредственно на пленарных заседаниях должно ограничиваться срочными вопросами или вопросами большой политической важности. Предусматривается также, что Председатель Генеральной Ассамблеи должен давать оценку прениям на пленарных заседаниях и в соответствующих случаях организовывать неофициальные консультации открытого состава для обсуждения того, нужны ли какие-либо меры и какими должны быть эти меры. Устанавливается, что все главные комитеты должны проводить короткие организационные сессии до начала общих прений, после того как Генеральная Ассамблея примет решения по повестке дня, а основные сессии только по окончании общих прений. В течение многих лет предпринимаются усилия и по упорядочению и рационализации работы Генерального комитета, который рассматривает вопрос о включении или невключении каждого предлагаемого вопроса в предварительную повестку дня, учитывая предыдущие рекомендации Генерального комитета и принятые ранее соответствующие решения Генеральной Ассамблеи. На практике сложилась процедура принятия решений на основе консенсуса. Каждый год перед закрытием сессии Генеральной Ассамблеи Генеральный комитет может подготовить предложения, основанные на его опыте, для рассмотрения новым составом Генерального комитета. С течением времени значительно расширился круг полномочий Председателя Генеральной Ассамблеи, которому рекомендуется пользоваться соответствующими возможностями для использования потенциала поста в соответствии с Уставом ООН и мандатами Аст самблеи, чтобы содействовать достижению целей и соблюдению принципов ООН, в том числе проводя регулярные консультации между Председателем Ассамблеи и председателями других органов, особенно Совета Безопасности и ЭКОСОС. Для оказания Председателю помощи в исполнении его обязанностей в резолюции 51/241 предлагается обеспечить Председателя адекватными ресурсами, в частности, в случае необходимости усилением административной и кадровой поддержки поста Председателя. Следует отметить, что процесс рационализации методов деятельности Генеральной Ассамблеи не закончился принятием резолюции 51/241, а практически ежегодно про- должается путем выдвижения председателями Генеральной Ассамблеи по согласованию с государствами все новых предложений по совершенствованию и упорядочению функционирования Генеральной Ассамблеи. Так, после неоднократного рассмотрения на сессиях Генеральной Ассамблеи, в частности на 51-й и 54-й, вопроса о сроках проведения пленарных заседаний Генеральной Ассамблеи на 57-й сессии в 2003 г. в соответствии с резолюцией 57/301 от 17 марта 2003 г. было установлено, что Генеральная Ассамблея собирается на очередную сессию ежегодно во вторник третьей недели сентября, начиная отсчет с первой недели, в течение которой имеется по крайней мере один рабочий день. Россия считает, что Генеральная Ассамблея является именно тем местом, где упор должен делаться не на слова, а на конструктивный поиск общеприемлемых решений животрепещущих мировых проблем, на принятие конкретных практических мер по продвижению человечества к безъядерному ненасильственному миру. Особую роль Генеральная Ассамблея призвана сыграть в решении исторической задачи - формирования при лидирующей роли ООН единой и эффективной системы противодействия глобальным угрозам и вызовам XXI в., в частности международному терроризму во всех его формах и проявлениях, организованной преступности, региональным конфликтам, незаконному обороту наркотиков, «отмыванию» денег, инфекционным заболеваниям, деградации окружающей среды, стихийным бедствиям и т.д. Для этого работа Генеральной Ассамблеей должна строиться на таких принципах, как принцип верховенства права, отказ от применения силы, мирное урегулирование споров и конфликтов, строгое следование обязательствам по Уставу ООН, готовность считаться с законными интересами партнеров, стремление выработать новые правила общежития, уважения международных соглашений и институтов и др. В принятой на Саммите тысячелетия 8 сентября 2000 г. Декларации тысячелетия лидеры всех стран мира подтвердили центральное место Генеральной Ассамблеи как главного совещательного, директивного и представительного органа ООН и заявили, что ООН является незаменимым общим домом для всего человечества и в XXI в.
|