Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 5 страница






В ходе 12-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН был согласован документ о Всемирной кампании за разоружение (начало ее было объявлено 7 июня 1982 г.), в котором сформулированы цели этой кампании (информировать, просвещать и заручаться понима-

нием и поддержкой общественности целей ООН в области ограниче­ния вооружений и разоружения), ее содержание и пути осуществле­ния. Было принято также решение о проведении третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению; 41-я сессия Ге­неральной Ассамблеи ООН (1986 г.) решила, что эта специальная сес­сия будет проведена в 1988 г.

На 12-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи Советский Союз объявил о своем обязательстве не применять первым ядерное оружие, представил меморандум «Отвести растущую ядерную угрозу, обуздать гонку вооружений», в котором изложены предложения по вопросам разоружения, и документ «Основные положения конвен­ции о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и о его уничтожении».

Среди специальных сессий следовало бы отметить 21-ю специаль­ную сессию Генеральной Ассамблеи по осуществлению решений Международной конференции по народонаселению и развитию, ко­торая проходила с 30 июня по 2 июля 1999 г. в Каире. На спецсессии был принят документ «Основные направления деятельности по даль­нейшему осуществлению Программы действий Международной кон­ференции по народонаселению и развитию». В документе основное внимание уделяется проблемам народонаселения и развития, равно­правию и равенству мужчин и женщин и расширению прав и возмож­ностей женщин, репродуктивным правам и репродуктивному здоро­вью, партнерским связям и здоровью. В нем также содержится призыв ко всем странам приложить дополнительные усилия для мобилизации недостающих ресурсов, необходимых для выполнения обязательств, принятых на конференции.

Следовало бы также отметить важное значение 25-й специальной сессии в июне 2001 г. для рассмотрения и поиска путей решения про­блемы вируса иммунодефицита человека (синдрома приобретенного иммунодефицита -ВИЧ/СПИД) во всех ее аспектах, а равным обра­зом созыва 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи в сен­тябре 2001 г. по положению детей и обеспечению выживания, защи­ты, развития и лучшего будущего детей.

Западные круги иногда пытаются использовать созыв специаль­ной сессии и чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассам­блеи ООН в целях грубого вмешательства во внутренние дела суве­ренных государств и нагнетания международной напряженности, как это имело место, например, на 6-й чрезвычайной специальной сес-

сии Генеральной Ассамблеи ООН в 1980 г. по так называемому «аф­ганскому» вопросу.

В целом же созыв специальной сессии и чрезвычайной специаль­ной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в значительной мере содей­ствует решению стоящих в повестке дня ООН вопросов мировой по­литики и повышению эффективности Организации в деле укрепле­ния международного мира и безопасности, развития взаимовыгодного плодотворного сотрудничества государств с различным социальным строем.

Россия как продолжатель Советского Союза придавала и придает большое значение деятельности Генеральной Ассамблеи и ее вспомо­гательных органов, которые могут и должны не только обсуждать круп­ные международные проблемы, но и вносить свой весомый вклад в разработку на основе Устава ООН международных документов, регла­ментирующих правила поведения государств в самых разных областях их взаимоотношений - военно-политической, экономической, эко­логической, гуманитарной - и обеспечивающих соблюдение между­народной законности и правопорядка в мире. Россия исходит из того, что этот самый представительный международный форум должен от­решиться от старых, отживших методов работы, когда он в основном использовался в качестве арены политико-пропагандистского сопер­ничества, взаимных обвинений и вражды, нагнетания конфронтации и разногласий между государствами.

В связи с ликвидацией «холодной войны» и под все возрастающим влиянием развивающихся государств заметно активизировалась ра­бота по дальнейшей рационализации и устранению слабых мест и сбоев в деятельности Генеральной Ассамблеи. В последнее время го­сударства - члены ООН уделяли и уделяют особое внимание повы­шению роли и эффективности принимаемых Генеральной Ассамб­леей деклараций и резолюций, улучшению методов и процедур ее де­ятельности, осуществляемой ныне практически в течение всего года.

Важное значение имело в этой связи учреждение в соответствии с резолюцией 49/252 от 14 сентября 1995 г. Рабочей группы высокого уровня открытого состава по укреплению системы ООН. В течение почти двух лет группа провела большое число заседаний и сосредото­чила свои усилия на укреплении способности Генеральной Ассамб­леи эффективно выполнять свои функции, роль и полномочия. По завершении ее работы Генеральной Ассамблеей была принята резо-

люция 51/241 от 31 июля 1997 г., в которой излагаются методы и меры, направленные на улучшение функционирования Генеральной Ассам­блеи. В ней, в частности, предусматривается, что доклад Генерально­го секретаря о работе ООН должен быть представлен на всех офици­альных языках ООН не позже чем за 30 дней до открытия очередной сессии Ассамблеи, что основная часть доклада должна быть всеобъ­емлющей, информативной и аналитической и что в доклад следует включить новый раздел, посвященный перспективам. В нем должны быть определены конкретные цели Секретариата в предстоящем году в контексте плана работы Организации на предстоящий год с учетом среднесрочного плана, а также ответственности государств за уста­новление приоритетов. Доклад должен рассматриваться на пленар­ных заседаниях Ассамблеи сразу же после общих прений, и Предсе­датель Генеральной Ассамблеи должен давать оценку прениям. С уче­том этой оценки следует проводить неофициальные консультации под председательством Председателя Генеральной Ассамблеи или одно­го из его заместителей для обсуждения требуемых от Ассамблеи на основе прений по докладу действий.

Еще более упорядочено рассмотрение Генеральной Ассамблеей важного ежегодного доклада центрального органа ООН - Совета Бе­зопасности, который также будет обсуждаться на пленуме Ассамб­леи. При этом Председатель Генеральной Ассамблеи должен давать оценку прениям по этому докладу и определять необходимость даль­нейшего обсуждения доклада. С учетом этой оценки после прений на пленарных заседаниях следует проводить неофициальные кон­сультации под председательством Председателя Ассамблеи или его заместителя для обсуждения того, нужно ли Ассамблее предприни­мать какие-либо действия, исходя из этих прений, и какие должны быть эти действия. При этом предусматривается, что обсуждение Данного пункта повестки дня доклада не будет закрываться: вопрос будет оставаться открытым, чтобы по мере необходимости можно было проводить дальнейшее обсуждение в течение года, учитывая, в частности, представление дополнительных докладов, когда они бу­дут необходимы. В соответствии с резолюцией 51/241 устанавлива­йся также четкий порядок рассмотрения Генеральной Ассамблеей Докладов дв> ух других главных органов ООН - ЭКОСОС и Между­народного Суда.

Пленарные заседания открываются выборами Председателя и за­местителей Председателя Генеральной Ассамблеи и председателей

 

главных комитетов (Генерального комитета). Затем Генеральный ко­митет собирается в кратчайшие возможные сроки после его избра­ния и представляет свой доклад Генеральной Ассамблее до начала общих прений. Пленарные заседания Генеральной Ассамблеи возоб­новляются в середине сентября для рассмотрения доклада Генераль­ного комитета.

Был установлен четкий порядок проведения общих прений, кото­рый предусматривает, что проводится лишь один раунд общих пре­ний в год, который начинается в третью неделю сентября. Общие прения должны продолжаться две недели, чтобы обеспечить макси­мальные возможности для контактов между министрами.

Государствам должно быть предложено указать три предпочтитель­ных варианта даты и времени выступления. Секретариат готовит спи­сок ораторов на основе существующих традиций и высказанных по­желаний, чтобы удовлетворить потребности государств. Все, кто вклю­чен в список ораторов на данный день, должны получить возможность выступить, и никакие выступления не будут переноситься на следу­ющий день, независимо от того, как это повлияет на продолжитель­ность работы.

Для общих прений не устанавливаются ни регламент, ни конкрет­ные темы, однако Генеральная Ассамблея будет рекомендовать добро­вольное ограничение продолжительности каждого выступления 20 ми­нутами. Вне рамок общих прений должен действовать 15-минутный регламент для выступлений как на пленарных заседаниях, так и в глав­ных комитетах.

Генеральной Ассамблее в соответствии с резолюцией 51/241 пред­писывается предпринять дальнейшие шаги для рационализации по­вестки дня. С этой целью, в частности, рекомендуется шире исполь­зовать практику группирования вопросов повестки дня и их рассмот­рения на двухгодичной или трехгодичной основе, вопросы повестки дня, которые могут быть рассмотрены в главных комитетах, должны, как правило, передаваться главным комитетам, а не пленарным засе­даниям Генеральной Ассамблеи.

В конце XX - начале XXI столетия со стороны подавляющего боль­шинства развивающихся стран наметилось явное стремление суще­ственно повысить роль Генеральной Ассамблеи и даже несколько пе­рераспределить полномочия Совета Безопасности и Генеральной Ас­самблеи в пользу последней. Это не могло не сказаться, в частности, при рассмотрении различных аспектов рационализации процедуры и

совершенствования работы Генеральной Ассамблеи. По настоянию этих государств в резолюции 51/241 было зафиксировано, что Гене­ральная Ассамблея является высшим политическим органом ООН с универсальным членством и что рассмотрение пунктов повестки дня непосредственно на пленарных заседаниях должно ограничиваться срочными вопросами или вопросами большой политической важно­сти. Предусматривается также, что Председатель Генеральной Ассам­блеи должен давать оценку прениям на пленарных заседаниях и в со­ответствующих случаях организовывать неофициальные консульта­ции открытого состава для обсуждения того, нужны ли какие-либо меры и какими должны быть эти меры. Устанавливается, что все глав­ные комитеты должны проводить короткие организационные сессии до начала общих прений, после того как Генеральная Ассамблея при­мет решения по повестке дня, а основные сессии только по оконча­нии общих прений.

В течение многих лет предпринимаются усилия и по упорядочению и рационализации работы Генерального комитета, который рассмат­ривает вопрос о включении или невключении каждого предлагаемого вопроса в предварительную повестку дня, учитывая предыдущие реко­мендации Генерального комитета и принятые ранее соответствующие решения Генеральной Ассамблеи. На практике сложилась процедура принятия решений на основе консенсуса. Каждый год перед закрыти­ем сессии Генеральной Ассамблеи Генеральный комитет может под­готовить предложения, основанные на его опыте, для рассмотрения новым составом Генерального комитета.

С течением времени значительно расширился круг полномочий Председателя Генеральной Ассамблеи, которому рекомендуется пользоваться соответствующими возможностями для использования потенциала поста в соответствии с Уставом ООН и мандатами Аст самблеи, чтобы содействовать достижению целей и соблюдению прин­ципов ООН, в том числе проводя регулярные консультации между Председателем Ассамблеи и председателями других органов, особен­но Совета Безопасности и ЭКОСОС. Для оказания Председателю помощи в исполнении его обязанностей в резолюции 51/241 предла­гается обеспечить Председателя адекватными ресурсами, в частно­сти, в случае необходимости усилением административной и кадро­вой поддержки поста Председателя. Следует отметить, что процесс рационализации методов деятельности Генеральной Ассамблеи не за­кончился принятием резолюции 51/241, а практически ежегодно про-

должается путем выдвижения председателями Генеральной Ассамб­леи по согласованию с государствами все новых предложений по со­вершенствованию и упорядочению функционирования Генеральной Ассамблеи.

Так, после неоднократного рассмотрения на сессиях Генеральной Ассамблеи, в частности на 51-й и 54-й, вопроса о сроках проведения пленарных заседаний Генеральной Ассамблеи на 57-й сессии в 2003 г. в соответствии с резолюцией 57/301 от 17 марта 2003 г. было установ­лено, что Генеральная Ассамблея собирается на очередную сессию ежегодно во вторник третьей недели сентября, начиная отсчет с пер­вой недели, в течение которой имеется по крайней мере один рабо­чий день.

Россия считает, что Генеральная Ассамблея является именно тем местом, где упор должен делаться не на слова, а на конструктивный поиск общеприемлемых решений животрепещущих мировых про­блем, на принятие конкретных практических мер по продвижению человечества к безъядерному ненасильственному миру.

Особую роль Генеральная Ассамблея призвана сыграть в решении исторической задачи - формирования при лидирующей роли ООН единой и эффективной системы противодействия глобальным угро­зам и вызовам XXI в., в частности международному терроризму во всех его формах и проявлениях, организованной преступности, реги­ональным конфликтам, незаконному обороту наркотиков, «отмыва­нию» денег, инфекционным заболеваниям, деградации окружающей среды, стихийным бедствиям и т.д. Для этого работа Генеральной Ассамблеей должна строиться на таких принципах, как принцип вер­ховенства права, отказ от применения силы, мирное урегулирование споров и конфликтов, строгое следование обязательствам по Уставу ООН, готовность считаться с законными интересами партнеров, стремление выработать новые правила общежития, уважения между­народных соглашений и институтов и др.

В принятой на Саммите тысячелетия 8 сентября 2000 г. Деклара­ции тысячелетия лидеры всех стран мира подтвердили центральное место Генеральной Ассамблеи как главного совещательного, дирек­тивного и представительного органа ООН и заявили, что ООН явля­ется незаменимым общим домом для всего человечества и в XXI в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал