Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Секретариат - один из главных органов ООН
Важное положение Секретариата ООН признается в Уставе ООН, статья 7 которого предусматривает, что он является одним из главных органов Организации Объединенных Наций. В то время, как ответственность за выработку и принятие согласованной международной политики лежит на органах, представляющих государства - члены ООН, то есть на Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, ЭКОСОС и Совете по опеке, на Секретариат возлагается серьезная задача по подготовке материалов для этих решений и по их осуществлению в сотрудничестве с государствами - членами ООН. Методы, которые используются Секретариатом при выполнении им своих задач, в значительной степени определяются необходимостью осуществлять цели и принципы Устава ООН. Чтобы Секретариат пользовался доверием всех членов ООН, он должен быть истинно международным по своему характеру. Это относится в первую очередь к национальному составу персонала, важности его подбора на возможно более широкой географической основе и самому юридическому статусу сотрудников Секретариата. \ В соответствии со статьей 100 Устава ООН Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указаний от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для ООН, и должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ООН. Согласно той же статье каждый член ООН обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей. Такой Секретариат не может быть составлен даже частично из национальных представителей, ответственных перед правительствами. В течение срока, на который они назначены, Генеральный секретарь и его персонал не должны служить го- сударству, гражданами которого они являются, а обязаны служить только ООН. В соответствии со статьей 101 Устава ООН были подготовлены подробные «Положения о персонале ООН» и правила о персонале ООН, которые несколько раз пересматривались. Последний раз в XX столетии поправки к «Положениям о персонале» были одобрены Генеральной Ассамблеей 23 декабря 1999 г. и вступили в силу с 1 марта 2000 г. Текст «Положений о персонале» опубликован в бюллетене Генерального секретаря ООН1. В них устанавливаются довольно жесткие и четкие требования и подробные условия прохождения службы в Секретариате, которые дают своего рода образец для разработки правил для персонала других международных межправительственных организаций системы ООН. «Положения о персонале» определяют условия службы, а также основные права, обязанности и обязательства сотрудников Секретариата. Они представляют собой общие принципы кадровой политики по вопросам укомплектования штатов и управления Секретариатом. Генеральный секретарь в качестве главного административного должностного лица устанавливает и проводит в жизнь такие правила о персонале, отвечающие этим принципам, которые он считает необходимыми. В соответствии с «Положениями о персонале ООН» сотрудники Секретариата являются международными гражданскими служащими. Они имеют не национальные, а исключительно международные обязанности. Принимая назначение, они обязуются исполнять свои функции и строить свое поведение, руководствуясь только интересами ООН. Сотрудники подчинены Генеральному секретарю и назначаются им на любую работу и в любое отделение ООН. Они несут перед ним ответственность за выполнение своих функций. Все время сотрудников находится в распоряжении Генерального секретаря для целей выполнения служебных функций, который устанавливает продолжительность обычной рабочей недели и официальные праздники для каждого места службы. Однако он может делать исключения, когда это диктуется служебной необходимостью, и потребовать от сотрудников работать сверх обычного установленного времени, когда это требуется. При осуществлении своих полномочий Генеральный секретарь стремится обеспечить, чтобы с учетом обстоятельств были приняты все необходимые меры по обеспечению охраны и безопасности сотрудников, выполняющих возложенные на них обязанности. Сотрудники должны разделять и соблюдать принципы, изложенные в Уставе ООН, включая веру в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности и равноправие мужчин и женщин. Следовательно, сотрудники обязаны проявлять уважение ко всем культурам. Они не должны допускать дискриминации по отношению к какому бы то ни было лицу или группе лиц или каким бы то ни было иным образом злоупотреблять властью и полномочиями, которыми они наделены. Сотрудники должны обеспечивать высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности. Понятие добросовестности включает порядочность, беспристрастность, честность и справедливость во всех вопросах, касающихся их работы и статуса, но не ограничивается ими. Они должны воздерживаться от любых действий, в особенности от всякого рода публичных заявлений, которые способны нанести ущерб их статусу или той добросовестности, независимости и беспристрастности, которых требует этот статус. Сотрудникам надлежит проявлять максимальную осмотрительность в отношении всех служебных вопросов. Они не вправе сообщать никакому правительству, органу, лицу или любому источнику известных им в силу их служебного положения сведений, которые, как им известно или должно быть известно, не были преданы гласности, за исключением соответствующих случаев в порядке обычного выполнения ими своих обязанностей или когда на то имеется разрешение Генерального секретаря. Ни при каких обстоятельствах они не должны пользоваться такими сведениями в личных интересах. Эти обязательства остаются в силе и по окончании их службы в Секретариате. Никто из сотрудников Секретариата не должен принимать от какого бы то ни было правительства никаких почетных званий, наград, услуг, подарков или-вознаграждений. Равным образом никто из сотрудников Секретариата не должен принимать никаких почетных званий, наград, услуг, подарков или вознаграждений от какого бы то ни было неправительственного источника, постороннего для ООН, не получив предварительного разрешения Генерального секретаря. Если отказ от неожиданно предложенных правительством почетных званий, наград, услуг или подарков поставит ООН в затруднительное положение, сотрудники могут принять их от имени ООН и затем сообщить и передать их Генеральному секретарю, который либо оставит их для ООН, либо распорядится ими на благо Организации или в благотворительных целях. Сотрудники могут осуществлять право на участие в выборах, но должны обеспечивать, чтобы их участие в любой политической деятельности было совместимо с независимостью и беспристрастностью и не наносило ущерба этой независимости и беспристрастности. Иммунитеты и привилегии, которыми пользуется ООН в силу статьи 105 Устава, предоставляются в интересах ООН. Эти привилегии и иммунитеты не могут служить пользующимся ими сотрудникам оправданием для невыполнения законов и предписаний полиции государства, в котором они находятся, или оправданием для невыполнения их частных обязательств. В каждом случае, когда возникает вопрос о пользовании привилегиями и иммунитетами, сотрудники немедленно докладывают об этом Генеральному секретарю, который один имеет право решать вопрос о наличии таких привилегий и иммунитетов и об отказе от них согласно соответствующим документам. Сотрудники Секретариата делают следующее письменное заявление: «Я торжественно обязуюсь и обещаю исполнять со всей лояльностью, осмотрительностью и сознательностью функции, возложенные на меня как на международного гражданского служащего ООН, исполнять эти функции и строить свое поведение, руководствуясь только интересами ООН, и не запрашивать и не принимать указания относительно выполнения моих обязанностей от какого бы то ни было правительства или из источника, постороннего для Организации. Я также торжественно обязуюсь и обещаю выполнять обязательства, возлагаемые на меня в соответствии с Положениями и правилами о персонале». Генеральный секретарь приносит присягу или делает торжественное заявление в устной форме на открытом заседании Генеральной Ассамблеи. Все остальные сотрудники Секретариата делают торжественное заявление в присутствии Генерального секретаря или его уполномоченного представителя. Сотрудники Секретариата не должны постоянно или периодически заниматься какой-либо деятельностью или работой вне ООН, не получив предварительно согласия Генерального секретаря. Сотрудники не должны активно участвовать в управлении или иметь финансовую заинтересованность в деятельности каких-либо прибыльных коммерческих или иных предприятий, если такое участие или финансовая заинтересованность позволяет сотруднику или прибыльному коммерческому или иному предприятию извлекать выгоду благодаря служебному положению сотрудника в ООН. Хотя личные мнения и убеждения сотрудников, в том числе их политические и религиозные убеждения, остаются неприкосновенными, со- трудники должны обеспечивать, чтобы эти мнения и убеждения негативно не сказывались на выполнении ими своих служебных обязанностей или на интересах ООН. Поведение сотрудников всегда должно соответствовать их статусу международных гражданских служащих, и они не должны заниматься какой-либо деятельностью, несовместимой с надлежащим выполнением ими своих обязанностей в ООН. Все сотрудники уровня помощника Генерального секретаря и выше должны при назначении и с периодичностью, установленной Генеральным секретарем, представлять декларации о доходах в отношении себя и находящихся на иждивении детей, включая любые существенные переводы активов собственности на имя супругов и находящихся на иждивении детей, от сотрудников или из любого иного источника. Сотрудники не вправе заниматься какой-либо профессиональной деятельностью или работать по найму вне ООН, будь то за вознаграждение или без такового, не получив согласия Генерального секретаря. Генеральный секретарь может разрешить сотрудникам заниматься профессиональной деятельностью или работать по найму вне ООН, будь то за вознаграждение или без такового, если эта профессиональная деятельность или работа по найму не мешает выполнению сотрудником его служебных функций, не противоречит статусу международного гражданского служащего, интересам ООН и разрешается в соответствии с местными законами в данном месте службы или там, где эта профессиональная деятельность или работа по найму осуществляется. Сотрудники должны использовать имущество и активы ООН только в служебных целях и проявлять разумную заботливость при использовании такого имущества и активов. Сотрудники обязаны предоставлять полную информацию в ответ на запрос сотрудников или других должностных лиц ООН, уполномоченных расследовать возможные случаи неправильного расходования средств и расточительства или злоупотреблений. Сотрудники несут ответственность перед Генеральным секретарем за должное выполнение своих функций. Сотрудники должны обеспечивать высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности при выполнении своих функций, и их служебная деятельность будет периодически аттестовываться для обеспечения того, чтобы выполнялись установленные нормы служебной деятельности. В соответствии с принципами Устава ООН подбор сотрудников производится без различия по признаку расы, пола или религии. По мере возможности подбор осуществляется на конкурсной основе. За- местители и помощники Генерального секретаря, как правило, назначаются на срок пять лет с учетом возможного продления или возобновления контракта. Прочие сотрудники получают либо постоянные, либо временные (срочные) контракты на таких условиях, соответствующих Положениям о персонале, которые может установить Генеральный секретарь. Генеральный секретарь устанавливает, какие сотрудники имеют право на получение постоянных контрактов. Испытательный срок, необходимый для предоставления постоянного контракта, как правило, не должен превышать двух лет. Весь персонал ООН делится на четыре категории: специалисты, сотрудники полевой службы, общего обслуживания, хозяйственно-технических служб. Основная часть должностей специалистов подлежит распределению среди государств-членов на основе принципа справедливого географического представительства с учетом размера взноса в бюджет ООН и численности населения. Общее число сотрудников Секретариата составляет более 13 тыс. человек, являющихся гражданами свыше 170 стран. На Генерального секретаря и возглавляемый им Секретариат в соответствии с Уставом ООН возлагается ряд весьма важных и ответственных функций преимущественно административного и исполнительного характера. В течение более чем полувека круг функций и задач, возлагаемых на Генерального секретаря и Секретариат, существенно расширялся и усложнялся. Так, в докладе Подготовительной комиссии ООН 1945 г. предусматривалось, что главные функции, возложенные на Генерального секретаря, указанные или подразумеваемые в Уставе ООН, должны быть разбиты на шесть групп, а именно: общие административные и исполнительные функции; технические; финансовые; функции организации и управления делами международного секретариата; политические; представительские. К концу XX столетия, как явствует из бюллетеня Генерального секретаря «Организационная структура Секретариата ООН» от 12 сентября 1997 г.2, объем функций Секретариата значительно увеличился и стал охватывать практически все основные направления деятельности ООН и ее главных органов, а также ее региональных отделений. В соответствии с указанным бюллетенем в общем плане функции Секретариата состоят в следующем: - оказывать содействие Генеральному секретарю в выполнении Функций, возложенных на него в соответствии с Уставом ООН; - содействовать соблюдению принципов Устава ООН и расширять понимание и поддержку общественностью целей ООН; - консультировать Совет Безопасности и Генерального секретаря по всем вопросам, касающимся поддержания международного мира и безопасности и осуществления деятельности по решению этих двух органов или Генерального секретаря в области предотвращения, контролирования и урегулирования конфликтов; - оказывать гуманитарную помощь, в частности, беженцам и перемещенным лицам; - содействовать развитию сотрудничества в целях развития; - содействовать соблюдению прав человека; - обеспечивать секретариатское обслуживание и обслуживание заседаний Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов ООН; - проводить исследования, содействовать соблюдению норм и распространять информацию в различных областях в соответствии с приоритетными потребностями государств-членов на основе решений директивных органов; - готовить и публиковать статистические данные, информационные материалы и аналитические исследования на основе решений директивных органов; - организовывать международные конференции и другие совещания на основе решений директивных органов; - оказывать техническую помощь развивающимся странам; - распространять среди общественности информацию о деятельности и решениях ООН; - сотрудничать с неправительственными организациями и взаимодействовать с гражданским обществом; - выполнять другие функции по указанию Генерального секретаря. подразделений Секретариата с первоначальных 8 в 1946 г. (департаменты по делам Совета Безопасности, экономическим делам, социальным делам, по опеке и несамоуправляющимся территориям, по информации, правовой департамент, управление конференций и общих служб и административно-финансовое управление) до 26 в 1997 г. В их число согласно указанному бюллетеню Генерального секретаря входят: Административная канцелярия Генерального секретаря, департаменты по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному обслуживанию, по политическим вопросам, по вопросам разоруже- ния и регулирования вооружений, по операциям по поддержанию мира, по экономическим и социальным вопросам; управление по правовым вопросам; секретариат Конференции ООН по торговле и развитию; секретариат Программы ООН по окружающей среде; центр ООН по населенным пунктам; управление по контролю над наркотическими средствами и предупреждению преступности; секретариат экономической комиссии для Африки; секретарит экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана; секретариат Европейской экономической комиссии; секретариат экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна; секретариат экономической и социальной комиссии для Западной Азии; управление Верховного комиссара ООН по правам человека; управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев; Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ; управление координатора чрезвычайной помощи; управление коммуникации и общественной информации; департамент по вопросам управления, состоящий из следующих трех управлений: управления по планированию программ, бюджету и счетам, управления людских ресурсов и управления централизованного вспомогательного обслуживания; отделения ООН в Женеве, Вене, Найроби и управление служб внутреннего надзора. Расширение объема функций Секретариата ООН и увеличение числа его подразделений объясняется рядом произошедших к концу XX в. перемен, в том числе достигшей небывалого уровня интернационализацией мировых политических, экономических, торговых, научно-технических и иных связей между государствами, увеличением числа вопросов и вызовов, с которыми государства в одиночку уже не могут справиться, повышением роли самих межгосударственных международных организаций и в первую очередь ведущей из них - Организации Объединенных Наций. Важное значение имеет и все явственнее обнаруживающаяся мировая тенденция к усилению роли исполнительной власти как в отдельных государствах, так и в межгосударственных организациях. Разумеется, применительно к ООН такого рода процесс расширения функций и увеличения числа подразделений имеет и свою оборотную сторону. Это и нарушение установленного Уставом ООН четкого разграничения компетенции ее главных органов, в том числе Секретариата, и излишняя бюрократизация и громоздкость аппарата ООН. А кроме того, не прекращаются попытки США и других западных стран занять ключевые посты в структуре Секретариата ООН и направлять его деятельность, а вместе с тем и работу всей ООН в русло, отвечающее преимущественно интересам этих стран, а не общим интересам мирового сообщества государств, как этого требует Устав ООН. Именно отражением указанных тенденций и перемен в международной жизни является активно развернувшаяся в конце ХХ-начале XXI в. работа по реорганизации, рационализации структуры, совершенствованию методов деятельности как отдельных подразделений, так и Секретариата ООН в целом. Россия поддерживает усилия, направленные на укрепление системы ООН, на дальнейшее углубление реформенных процессов, в том числе в административно-бюджетной сфере. Цель реформы в этой области - упрощение и удешевление секретариатских структур при повышении их эффективности, концентрация ограниченных финансовых и людских ресурсов ООН на тех направлениях, где ООН имеет очевидные преимущества перед другими международными организациями и может внести осязаемый вклад в решение задач, стоящих перед мировым сообществом (миротворчество, превентивная дипломатия, международное право, координация усилий по оказанию гуманитарной помощи и др.). В результате такой реформы к бюджету ООН должен применяться принцип нулевого номинального роста, реализация которого на практике может быть обеспечена через свертывание устаревших, малоценных и неэффективных программ и перераспределение высвобождаемых при этом ресурсов на наиболее приоритетные виды деятельности ООН, где практическая отдача наиболее высока. Важным направлением реформы должна стать оптимизация штатной структуры верхних эшелонов руководства Секретариата ООН. Продолжающееся вопреки резолюции Генеральной Ассамблеи 41/213 увеличение числа постов заместителей и помощников Генерального секретаря, а также директорских постов не отвечает интересам повышения эффективности ООН. Реальное реформирование ООН невозможно без серьезных изменений ее кадровой политики с учетом требований сегодняшнего дня. Одним из путей на этом направлении является отказ от практики постоянных контрактов и переход на некарьерную службу, позволяющую гибко маневрировать людскими ресурсами. В 2000 г. общая численность персонала ООН составляла 33 049 человек, из которых 13 164 человека работали в Секретариате, а свыше 19 тыс. - в других организациях и подразделениях ООН. Из персона- ла Секретариата 45% имели срочные контракты и 55% - постоянные. По категориям сотрудники Секретариата распределялись следующим образом: заместители и помощники Генерального секретаря составляли 0, 4% от всего персонала, категория директоров - 3, 4%, специалистов - 34, 6%, общего обслуживания и смежные категории - 61, 6%. Секретариат расположен в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке. Его основные отделения находятся в Аддис-Абебе, Вене, Бангкоке, Бейруте, Женеве, Найроби и Сантьяго. В последнее время Секретариат ООН во главе с ее Генеральным секретарем стал все активнее и шире использовать предусмотренные Уставом ООН возможности в целях превращения ООН в более эффективный инструмент для решения стоящих перед Организацией нередко беспрецедентных задач и энергичного противодействия возникающим новым вызовам и угрозам безопасности и стабильности в мире. Нельзя не видеть и заметного вклада этого одного из главных органов ООН в координацию усилий мирового сообщества в повышение эффективности такого представительного и безальтернативного механизма, каким является Организация Объединенных Наций. Неоценимыми являются усилия Секретариата и его Генерального секретаря в борьбе за обеспечение международного мира и безопасности, предотвращение и мирное урегулирование большого количества споров и конфликтов, развитие всех народов мира, в борьбе с нищетой, невежеством и болезнями, с несправедливостью, насилием, террором и преступностью, с деградацией и разрушением нашего общего дома. Не случайно на Саммите тысячелетия лидеры всех стран мира в принятой 8 сентября 2000 г. Декларации тысячелетия ООН3 заявили о своей решимости настоятельно призвать Секретариат ООН наилучшим образом использовать выделяемые государствами ООН ресурсы в интересах всех государств, задействуя наиболее эффективные методы управления и передовые технологии, а также сосредоточивая усилия на выполнении тех задач, которые соответствуют согласованным приоритетам государств - членов ООН. Во исполнение Декларации тысячелетия ООН Генеральный секретарь в своем докладе «План осуществления Декларации тысячелетия ООН»4 подчеркнул, что в рамках всеобъемлющего и непрерывного процесса реформ Секретариат совершенствует практические методы управления в нескольких областях. В докладе отмечается ряд нововведений, направленных на совершенствование деятельности Секретариата и повышение практической отдачи. Так, созданная группа старших должностных лиц, представителем которой является Генеральный секретарь, включает в себя руководителей старшего звена Секретариата, программ и фондов. Эта группа заседает каждую неделю, и с помощью видеоконференционной аппаратуры в ее работе участвуют сотрудники, которые находятся в Женеве, Найроби, Риме и Вене. Функционируя в качестве своего рода «кабинета», данная группа обеспечивает стратегическое согласование политики и управления в системе ООН. Она также содействует координации структур ООН, разбросанных по всему миру. Еще одним полезным органом является Комитет по управлению и реформе, возглавляемый первым заместителем Генерального секретаря. Комитет регулярно проводит обзор политики и практики в административной, бюджетной и кадровой областях. Созданы четыре исполнительных комитета, действующих на уровне заместителя Генерального секретаря, которые функционируют в качестве внутренних механизмов принятия решений, охватывающих ключевые для Секретариата области. Это Исполнительный комитет по вопросам мира и безопасности, Исполнительный комитет по экономическим и социальным вопросам, Группа ООН по вопросам развития и Исполнительный комитет по гуманитарным вопросам. Права человека являются темой, которой занимаются все указанные комитеты. Кроме того, в целях укрепления планирования и координации между подразделениями, занимающимися операциями по поддержанию мира, гуманитарной деятельностью, вопросами развития и политическими вопросами, работа Междепартаментской группы по координации была переориентирована на раннее предупреждение и превентивные меры. В рамках Секретариата продолжается учеба руководителей всех уровней. Была внедрена охватывающая всех заместителей Генерального секретаря система планов управления программами. В начале 2001 г. Секретариат разработал прототип электронной системы представления управленческой отчетности, которая позволит ежедневно подготавливать полезные для руководителей указания (например, процент вакансий, статистические данные с разбивкой по признаку пола и по географическому принципу, а также данные об остатках средств) и которая будет расширена, чтобы сделать ее еще одним управленческим инструментом, позволяющим контролировать работу департаментов. Эта система будет связана с существующей Комплекс- ной системой управленческой информации. В июне 2001 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, санкционирующую осуществление реформы в области управления людскими ресурсами, которая позволит руководителям отбирать своих сотрудников и Секретариату удовлетворить свои потребности в области управления путем повышения мобильности персонала ООН. Опыт показывает, что роль Секретариата заметно возрастает на всех направлениях деятельности ООН и что информационные технологии приобретают в этой связи все более важную роль в работе Организации. В феврале 2001 г. Генеральный секретарь представил Генеральной Ассамблее доклад «Информационная технология в Секретариате: План действий»5, в котором содержится информация об инициативах по эффективному внутреннему управлению на основе использования информационных технологий и обмена передовым опытом. Есть все основания полагать, что Секретариат ООН, усовершенствовав методы работы и активизировав свою деятельность, приложит все усилия для достижения целей и.выполнения обязательств, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН. Как подчеркивается в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г., чтобы ООН была эффективной, ей необходим профессиональный и хорошо подготовленный Секретариат, знания и опыт которого адаптированы для решения стоящих задач XXI в.
|