Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль Генерального секретаря ООН в мирном урегулировании споров и конфликтов между государствами 2 страница






По мнению Генерального секретаря ООН, предусмотренный Уставом ООН механизм обеспечения безопасности, когда-то выведенный из строя обстоятельствами, для контроля над которыми он не был наделен ни функ­циями, ни средствами, ныне стал одним из основных инструментов пре­дупреждения и урегулирования конфликтов и сохранения мира. Несом­ненным достоинством выдвигаемых Бутросом Б. Гали в его докладе сооб­ражений о повышении эффективности миротворческой деятельности ООН является то, что они основаны на положениях Устава ООН и учитывают тот позитивный опыт, который Организация накопила за вторую полови­ну XX в., в укреплении предусмотренной Уставом системы коллективной безопасности. Бутрос Б. Гали справедливо отмечал, что краеугольным кам­нем этой структуры безопасности является и должно оставаться государ­ство. Уважение его неотъемлемого суверенитета и целостности имеет ре­шающее значение для любого совместного продвижения вперед на меж­дународной арене. В то же время Генеральный секретарь провидчески указывал на весьма опасный характер и разрушительные последствия взя­той на вооружение в начале 90-х годов некоторыми государствами кон­цепции глобализации и связанной с ней тенденции к дезинтеграции суве­ренных государств. По его мнению, если каждая этническая, религиозная или языковая группа станет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое бла­гополучие окажутся еще более труднодостижимой целью. К сожалению, как подтвердили события конца XX в., к этому пророческому голосу и пре­достерегающему выводу не прислушались некоторые западные страны и, более того, начали открыто проводить политику фрагментации и расчле­нения суверенных государств.

На основании приобретенного ООН опыта в докладе формулируются четыре вида миротворческой деятельности, осуществление которых при поддержке всех государств-членов способно стать целостным вкладом в обеспечение мира в духе Устава ООН.

В области превентивной дипломатии предлагается комплекс мер по ук­реплению доверия, установлению фактов и раннему предупреждению, пре­вентивному развертыванию операций ООН по поддержанию мира, созда­нию демилитаризованных зон и др. Основная цель таких действий - пре­дупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания споров в конфликты и ограничение масштабов конфлик­тов после их возникновения. По каждой из перечисленных мер дается перечень конкретных шагов.

Так, в сфере укрепления доверия могли бы использоваться система­тический обмен военными миссиями, создание региональных или суб­региональных центров по уменьшению опасности и другие методы. В области установления фактов было определено, что официальное уста­новление фактов может быть санкционировано Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей - органами, любой из которых может при­нять решение о направлении миссии под своим непосредственным ру­ководством или вправе предложить Генеральному секретарю предпри­нять необходимые шаги, включая назначение спецпредставителя или специального посланника. Была подчеркнута такая характерная особен­ность метода установления фактов: в дополнение к сбору информации миссия по установлению фактов может в некоторых случаях содейство­вать улаживанию спора своим присутствием, доводя до сведения сторон, что Совет Безопасности активно рассматривает этот вопрос как суще­ствующую или потенциальную угрозу международной безопасности.

В докладе указывается на необходимость укрепления систем раннего предупреждения, чтобы информацию из этих источников можно было синтезировать с политическими показателями, дабы оценить, существу­ет ли угроза миру, и проанализировать, какие действия могут быть пред­приняты ООН для ее уменьшения. Была отмечена и роль региональных организаций и механизмов в раннем предупреждении, особенно в соче­тании с усилиями ООН в этой области.

Впервые была обоснована возможность превентивного развертыва­ния операций по поддержанию мира, например, в условиях националь­ного кризиса или при возникновении межгосударственных споров. При этом было подчеркнуто, что основным условием превентивного развер­тывания является просьба правительства или всех заинтересованных сто­рон, или их согласие, или в крайнем случае просьба какой-либо страны обеспечить присутствие ООН лишь с ее стороны границы. Следует отме­тить, что предложение Бутроса Б. Гали нашло практическое воплощение уже в конце 1992 г., когда Совет Безопасности принял беспрецедентное решение об обеспечении присутствия сил ООН по охране в Республике Македонии в качестве превентивной меры. Силы превентивного развер­тывания ООН (СПРООН) являются первым примером чисто превентив­ных сил ООН, которые оказали положительное влияние и способствова­ли разрядке напряженности как внутри страны, так и в регионе в целом на протяжении нескольких лет, пока в 1999 г. из-за вето Китая в Совете Безопасности не были свернуты.

Проблема превентивного развертывания операций по поддержанию мира тесно увязана в докладе с предоставлением гуманитарной помощи. Ссылаясь на приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи 46/182 от 19 декабря 1991 г., Бутрос Б. Гали сформулировал практически свод руководящих принципов как превентивного развертывания, так и ока­зания гуманитарной помощи. В этих руководящих принципах подчер­кивается, в частности, что гуманитарная помощь должна оказываться в соответствии с требованиями гуманности, нейтралитета и беспристраст­ности, что суверенитет, территориальная целостность и национальное единство государств должны полностью уважаться в соответствии с Ус­тавом ООН и что в этой связи гуманитарная помощь должна предостав­ляться с согласия пострадавшей страны и, в общем, на основе просьбы

этой страны. В руководящих принципах подчеркивается также ответ­ственность государств за оказание помощи жертвам чрезвычайных ситу­аций, имеющих место на их территории, и необходимость доступа к лю­дям, нуждающимся в гуманитарной помощи. Как справедливо отмечал Бутрос Б. Гали, в свете этих руководящих принципов просьба правитель­ства о вмешательстве ООН или согласие на него не были бы нарушением суверенитета этого государства и не противоречили бы пункту 7 статьи 2 Устава ООН, где речь идет о делах, по существу, входящих во внутрен­нюю компетенцию любого государства.

Заслуживает внимания и предложение Бутроса Б. Гали о рассмотре­нии в дополнение к развертыванию персонала ООН как части операций по поддержанию мира вопроса о создании демилитаризованных зон с обеих сторон границы с согласия обеих сторон как средства разъедине­ния потенциальных воюющих сторон или с одной стороны границы по просьбе одной стороны с целью устранения любого предлога для напа­дения. Демилитаризованные зоны служили бы символом стремления международного сообщества к предотвращению конфликта.

В области поощрения к миру (установления мира) была обоснованно подчеркнута необходимость усилить способность ООН добиваться мир­ного урегулирования конфликтов, активизируя политическую волю сторон, более широко используя процедуры урегулирования с помощью третьей сто­роны и предоставляя в распоряжение третьей стороны, если выбрана такая процедура, соответствующие рычаги воздействия на противоборствую­щие стороны. Особое внимание в докладе уделяется укреплению реши­мости Совета Безопасности ООН урегулировать международные споры, как это предусмотрено Уставом ООН. Бутрос Б. Гали справедливо отме­чал, что с ростом единства и укреплением сотрудничества между посто­янными членами появились рычаги и возможности, чтобы Совет Безо­пасности играл более активную роль в урегулировании споров и конф­ликтов и решительнее побуждал враждующие стороны к проведению переговоров. Он также призвал к тому, чтобы Генеральная Ассамблея шире использовалась всеми государствами, чтобы оказывать большее влияние, когда необходимо предотвратить возникновение или обостре­ние ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопас­ности. Важное место в миротворческих усилиях ООН призваны, по мне­нию Генерального секретаря, занять и другие ее главные органы: Меж­дународный Суд, Секретариат и возглавляющий его Генеральный секретарь, а также ЭКОСОС. Бутрос Б. Гали отмечал, что в ООН не су­ществует надлежащего механизма, с помощью которого Совет Безо­пасности, Генеральная Ассамблея или Генеральный секретарь могут мо­билизовать ресурсы, необходимые для мирного урегулирования конф­ликта. Интересно, что эта идея нашла свое воплощение в создании уже через несколько лет так называемой межучрежденческой системы, при­званной повысить вклад ООН в дело мирного разрешения споров. Рав­ным образом дальнейшее широкое развитие в 90-х годах получила высказанная в докладе идея об использовании в интересах миротворчества санкций, вводимых в соответствии со статьей 41 Устава ООН, и о разра­ботке Советом Безопасности комплекса мер, которые помогли бы госу­дарствам справляться с тяжелыми экономическими последствиями, воз­никающими в результате применения санкций.

Заслуживают внимания соображения Генерального секретаря отно­сительно использования военной силы в процессе миротворчества. По его мнению, суть концепции коллективной безопасности, как она изло­жена в Уставе ООН, заключается в том, что если мирные средства не дают результатов, то по решению Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности в условиях суще­ствования любой «угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрес­сии» должны использоваться меры, предусмотренные в главе VII Устава ООН. Хотя к таким действиям следует прибегать лишь в тех случаях, когда все мирные средства не дали результатов, возможность предпринимать такие действия имеет исключительно важное значение для авторитета ООН как гаранта международной безопасности. В этой связи Бутрос Б. Гали высказался в пользу того, чтобы Совет Безопасности в соответствии со статьей 43 Устава ООН приступил к переговорам при поддержке со сторо­ны Военно-штабного комитета, состав которого в случае необходимости может быть увеличен в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Устава. В ходе таких переговоров могли бы быть заключены особые соглашения, по которым государства обязуются предоставлять вооруженные силы и со­ответствующие средства обслуживания в распоряжение Совета Безопас­ности для целей, изложенных в статье 42, не только на специальной, но и на постоянной основе.

По мнению Генерального секретаря, наличие воо'руженных сил, го­товых к действиям по первому требованию, само по себе может служить средством, удерживающим от нарушений мира, поскольку потенциаль­ный агрессор будет знать, что в распоряжении Совета Безопасности име­ется средство для ответа на агрессию. Другими словами, Бутрос Б. Гали справедливо полагал, что такие вооруженные силы помимо использова­ния для ответа на агрессию смогут играть и существенную сдерживаю­щую роль в предотвращении конфликтов. Им была высказана и полез­ная идея об использовании подразделений по принуждению к миру, ког­да, например, соглашение о прекращении огня достигается, но не соблюдается и ООН приходится направлять войска для восстановления и поддержания прекращения огня. Такие подразделения, выделенные государствами-членами, могли бы использоваться по требованию и со­стоять из добровольцев, изъявивших желание пойти на такую службу. Развертывание и операции таких сил осуществлялись бы с санкции Со­вета Безопасности, и, как и в случае с силами по поддержанию мира, они находились бы под командованием Генерального секретаря, рассматри­вающего создание подразделений принуждения к миру в качестве вре­менной меры в соответствии со статьей 40 Устава ООН. В докладе отме-

чается, что поощрение к миру (установление мира) нередко является пре­людией к поддержанию мира, точно так же, как развертывание сил ООН на месте может расширить возможности предотвращения конфликта, облегчить миротворческие усилия и во многих случаях служить предпо­сылкой для миростроительства.

В области поддержания мира основное внимание Генеральный секре­тарь обращает на то, что когда страны и народы все чаще обращаются к ООН за помощью в деле поддержания мира и возлагают на нее ответствен­ность за неудачи в этом вопросе, должны быть приняты основополагаю­щие решения, направленные на укрепление способности ООН осуществ­лять эту новаторскую и плодотворную функцию. В докладе подчеркива­ется, что сложившиеся принципы и практика поддержания мира быстро приспосабливаются к требованиям времени, тогда как основные усло­вия успеха остаются неизменными. Разработанная Генеральным секре­тарем «формула успеха» представляет собой квинтэссенцию всего огром­ного опыта проведения операций ООН и включает следующие элемен­ты: четкий и реальный мандат; сотрудничество сторон в выполнении этого мандата; последовательную поддержку со стороны Совета Безопас­ности; готовность государств-членов предоставить необходимый воен­ный, полицейский и гражданский персонал, включая специалистов; эф­фективное руководство со стороны ООН на уровне центральных учреж­дений и на местах; надлежащую финансовую и материально-техническую поддержку.

В целях укрепления способности ООН проводить операции по под­держанию мира Генеральный секретарь выдвинул ряд полезных идей и предложений: заключение путем обмена письмами между Секретариа­том ООН и государствами-членами «резервных соглашений» относи­тельно вида и количества квалифицированного персонала, который го­сударства будут готовы предоставить в распоряжение ООН в случае воз­никновения необходимости в новых операциях; улучшение механизмов подготовки гражданского, полицейского и военного персонала для опе­раций; обеспечение государствами своих батальонов снаряжением, не­обходимым для службы за границей; создание резервных запасов ос­новного снаряжения, требующегося для осуществления операций, и многие другие.

В области постконфликтного миростроительства в докладе намеча­ются основные контуры этого вида миротворческой деятельности ООН, являющегося логическим продолжением усилий ООН в области превен­тивной дипломатии, миротворчества и поддержания мира и представля­ющего собой неотъемлемую интегральную часть предусмотренной Уста­вом ООН системы коллективной безопасности. В докладе выражается основная посылка концепции постконфликтного миростроительства — подвести под нее прочный фундамент может лишь непрерывная совмест­ная работа по решению коренных экономических, социальных, право­вых и гуманитарных проблем.

Формы такой работы весьма многообразны и могут включать в себя на основе соглашений, прекращающих гражданский конфликт, разору­жение ранее враждовавших сторон и восстановление порядка, хранение и возможное уничтожение оружия, репатриацию беженцев, консульта­ционную поддержку для персонала по обеспечению безопасности и под­держку для его подготовки, надзор за проведением выборов, содействие усилиям по защите прав человека, реформирование или укрепление пра­вительственных учреждений и содействие формальным и неформальным процессам политического участия. Перечисленные в докладе формы ра­боты, разумеется, не представляют собой исчерпывающий перечень, а могут варьироваться и дополняться новыми формами в зависимости от складывающихся конкретных обстоятельств и с учетом специфики той или иной ситуации. В этой связи вполне обоснованным является утверж­дение, что миростроительство должно решать серьезную проблему обез­вреживания мин, многие десятки миллионов которых остаются разбро­санными в существующих или бывших зонах боевых действий, и что раз­минирование имеет критически важное значение при восстановлении жизнедеятельности в ходе процесса укрепления мира. Равным образом справедлива и содержащаяся в докладе идея о том, что демилитаризация может содействовать укреплению мира в постконфликтный период как одна из мер усиления чувства безопасности и побуждения сторон обра­тить свою энергию на деятельность по мирному восстановлению своих обществ.

Важное место в докладе занимает проблема сотрудничества ООН с региональными организациями в сфере миротворчества. Полезной пред­ставляется выдвинутая в нем идея о децентрализации ответственности за поддержание мира и о повышении роли в этой области региональных организаций. В докладе справедливо подчеркивается, что региональные организации могут сослужить хорошую службу, если их деятельность будет осуществляться таким образом, который совместим с целями и принципами Устава ООН, и если их отношения с ООН, и особенно с Советом Безопасности, будут регулироваться на основе положений гла­вы VIII Устава ООН. Речь не идет о каком-то конкретном разделении труда между региональными организациями и ООН, а лишь о том, что региональные организации во многих случаях обладают таким потенци­алом, который следует использовать для выполнения функций ООН в сферах превентивной дипломатии, поддержания мира, миротворчества и постконфликтного миростроительства.

Самого внимательного рассмотрения заслуживает предложенная в докладе полностью отвечающая Уставу ООН линия задействования ре­гиональных организаций в поддержании и восстановлении международ­ного мира и безопасности. В соответствии с этой линией Совет Безопас­ности ООН несет и будет продолжать нести главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, а региональные дей­ствия в порядке децентрализации, делегирования и сотрудничества с ООН

в ее усилиях могли бы не только облегчить бремя, возложенное на Совет Безопасности, но и способствовать углублению чувства участия, консен­суса и демократизации в международных делах. Региональные организа­ции, участвующие в дополняющих усилиях вместе с ООН в рамках со­вместных начинаний, побудили бы расположенные вне региона государ­ства действовать в духе оказания поддержки. По мнению Генерального секретаря, если Совет Безопасности пожелает конкретно уполномочить ту или иную региональную организацию взять на себя ведущую роль в урегулировании какого-то кризиса в регионе, это могло бы придать вес такому региональному усилию благодаря стоящему за ним авторитету ООН.

Безусловной поддержки заслуживает сделанный Бутросом Б. Гали вывод, что осуществляемый в духе положений Устава ООН и в порядке, предусмотренном в главе VIII, подход мог бы укрепить общее ощуще­ние, что при выполнении задачи по поддержанию международного мира и безопасности поощряется демократизация на всех уровнях и что при этом исключительно важно продолжать признавать, что главная ответ­ственность будет по-прежнему лежать на Совете Безопасности ООН. К сожалению, эта линия, намеченная Бутросом Б. Гали, не всегда в после­дующем выдерживалась, что привело к ряду неудач и провалов в осуще­ствлении операций ООН по поддержанию мира.

Особое внимание в докладе уделено и такому злободневному и акту­альному вопросу в условиях увеличения числа и масштабов операций по поддержанию мира, как необходимость обеспечения безопасности пер­сонала операций и надежной защиты жизни и здоровья международных служащих. В этой связи достойны поддержки соображения и рекомен­дации, чтобы Совет Безопасности, если только он не примет решения немедленно вывести персонал операций ООН, серьезно рассмотрел воп­рос о мерах, которые должны приниматься в отношении тех, кто ставит персонал ООН под угрозу. Заслуживает серьезного внимания и предло­жение, чтобы до развертывания операций Совет Безопасности был готов к заблаговременному рассмотрению вопроса о коллективных мерах, в том числе, возможно, предусмотренных главой VII Устава ООН, при нали­чии угрозы международному миру и безопасности, которые должны быть приняты в случае систематического нарушения целей операций ООН и ведения враждебных действий.

В докладе выдвинута также идея, получившая впоследствии дальней­шее развитие, что одной из приоритетных задач операций ООН становит­ся обеспечение безопасности гуманитарной помощи, которая должна ока­зываться в соответствии с руководящими принципами, содержащимися в приложении к резолюции Генеральной Ассамблеи 46/182 от 19 декабря 1991 г. В ней, в частности, предусматривалось, что такая помощь должна оказываться на основе принципов гуманности, нейтралитета и беспри­страстности, суверенитета, территориальной целостности и националь­ного единства суверенных государств.

В докладе Генерального секретаря о работе ООН за 1992 г. " дает­ся взвешенная характеристика начала нового этапа в истории ООН. В частности, подчеркивается, что с ликвидацией «холодной войны» и окончанием эпохи двухполюсное™ государства вновь смотрят на ООН как на инструмент, способный поддерживать международный мир и безопасность, укреплять справедливость и права человека и обеспечить, говоря словами Устава ООН, «социальный прогресс и улучшение условий жизни при большей свободе». Особое значение имеет вывод, что ООН, как и прежде, должна продолжать играть роль важного центра по выработке новых подходов и достижению консен­суса и что многие зародившиеся в ООН идеи, которые в свое время рассматривались как слишком радикальные, теперь вполне могут быть приняты международным сообществом как жизнеспособные вариан­ты политики. ООН является единственным учреждением, способным комплексно решать глобальные проблемы с учетом их политических, гуманитарных и социально-экономических аспектов. В условиях но­вого климата в международных отношениях нельзя упустить возмож­ность достижения необходимого международного консенсуса и выра­ботки политических механизмов, равно как и адаптирования структур ООН и налаживания взаимодействия в рамках системы ООН для со­действия реализации такого комплексного подхода.

В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1993 г.58 отмечается, что с окончанием «холодной войны» у ООН по­явилась возможность играть стержневую роль в установлении миро­вого правопорядка и достижении прогресса, то есть ту роль, которую отвели ей творцы Устава ООН. Все более явственно стал раскрывать­ся громадный потенциал ООН как более решительного выразителя интересов беднейших стран, как источника гуманитарной помощи, как стража прав человека и прав меньшинств, как учреждения, несу­щего спасение государствам, переживающим кризис, и как инстру­мента содействия предотвращению и мирному урегулированию спо­ров и конфликтов, в том числе внутренних, и ликвидации экологи­ческого ущерба глобального характера. В то же время период после ликвидации «холодной войны» наглядно показал наличие трех реа­лий: всеобъемлющего характера стоящих перед миром проблем, не­заменимости ООН и обнаружившегося несоответствия требований го­сударств предоставляемым ресурсам. Еще этот период продемонст­рировал, что усилия в пользу мира представляют собой непрерывный во времени процесс и что операции в интересах мира требуют осуще-

ствления взаимосвязанных функций, а также единообразного и комп­лексного подхода.

В докладе подчеркивается, что движущей силой и источником под­держки всемирной организации являются государства - члены ООН и что их готовность полагаться на ООН укрепляет надежду, что ООН выполнит свою изначальную задачу и, более того, будет в состоянии адаптироваться к новым требованиям нынешнего исторического этапа перемен.

Основное внимание в докладе Генерального секретаря ООН о рабо­те Организации за 1994 г.59 уделяется назревшей проблеме развития в ее основных измерениях. В нем отмечается, что мир, окружающая среда, общество и демократия - это взаимосвязанные измерения раз­вития. Мир обеспечивает наиболее надежные условия для поступа­тельного развития. Развивающаяся экономика генерирует ресурсы, необходимые для прогресса. Экологически чистая среда придает раз­витию устойчивость. Здоровая социальная среда укрепляет структуру общества, повышая тем самым прочность конструкции мира и раз­вития. Демократия способствует высвобождению творческой энер­гии, умелому управлению и стабильности, которые могут обеспечить непрерывность и длительность процесса развития. Все пять измере­ний развития неразрывно связаны друг с другом, и прогресс в сфере одного упрочивает другое. Из этого следует, что задача развития по­требует энергичных действий, согласующихся со всеобъемлющим ви­дением развития, которое охватывает, объединяет и облегчает про­гресс по всему диапазону вопросов развития. Для ООН это означает обретение возможности объединить исконные цели Организации в единое целое, увязав их между собой логически последовательным и ясным образом. Все исконные цели ООН, нашедшие отражение в ее Уставе, - мир, справедливость, права человека и развитие - могут быть наиболее эффективно достигнуты в процессе реализации все­объемлющего видения развития. Новая международная обстановка и сложный характер проблем требуют многосторонних действий и комп­лексного подхода. Как по своему предназначению, так и в силу свое­го мандата ООН располагает уникальными возможностями для ре­шения этой грандиозной задачи, охватывающей все измерения раз­вития. В докладе подчеркивается, что ООН, являясь форумом для обсуждения проблем и более глубокого их осмысления, органом со­трудничества и принятия решений, инструментом стимулирования многосторонних действий, может способствовать формированию не-

обходимого глобального консенсуса. ООН обладает также способно­стью устанавливать согласованные международные стандарты и пред­принимать действия, опираясь на глобальную сеть своих отделений на местах. В этом отношении Организации Объединенных Наций как активной движущей силе развития альтернативы нет.

В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1995 г.60 подробно рассматриваются результаты полувековой деятель­ности ООН и намечаются перспективы ее развития в XXI столетии. В документе отмечается, что вопреки бытующему долгое время невер­ному представлению об ООН как об организации, призванной зани­маться преимущественно поддержанием мира, она наряду с усилия­ми по сдерживанию и урегулированию вспыхивающих конфликтов по-прежнему полна решимости уделять все больше внимания осно­вам мира, причем не в последнюю очередь закладываемым в сфере экономического и социального развития. В докладе указывается, что празднование 50-й годовщины ООН содействует формированию от­радного реалистичного представления о сегодняшней роли Органи­зации в мировых делах и возрождению чувства приверженности делу реализации изначального предначертания, заложенного в Уставе ООН 50 лет назад. В докладе отмечается, что 50-я годовщина дала также повод для критики Организации, и это поможет сделать ООН еще более здоровой и сильной. В частности, обращается внимание на то, что есть три ближайшие проблемы, которые, если они не будут эф­фективно решены, могут причинить непоправимый ущерб ООН как механизму достижения прогресса. Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и неприкосновенность персонала ООН на местах. Во-вторых, в финансовом отношении надо поставить ООН на должную и устойчивую основу. И, наконец, истощаются средства на цели раз­вития, что является следствием окончания противоборства эпохи «хо­лодной войны», соревнования за скудные ресурсы между операция­ми по поддержанию мира и программами развития, усталости доно­ров, накопившейся с течением времени, и трудностей в достижении прогресса на местах.

Как своеобразное подведение итогов полувековой деятельности ООН может рассматриваться доклад Генерального секретаря о работе Организации за 1996 г.61. В нем отмечается, что в ООН полным ходом идет процесс глубоких преобразований. Начало этому процессу по­ложило окончание «холодной войны», когда двухполюсная система неожиданно развалилась. Вместе с этим развалом пришла новая надежда на то, что чаяния, выраженные в Уставе ООН, можно будет возродить и что международная система, основанная на коллектив­ной безопасности, общих ценностях и совместном решении проблем, способна наконец стать реальностью.

В докладе подчеркивается, что процесс перехода к новой между­народной системе, начавшийся после ликвидации «холодной войны», еще не закончен, однако ООН - общемировая сила данного процес­са - на этом пути, отмеченном как трудностями, так и успехами, бе­зусловно, продвинулась вперед. Политические реалии претерпели изменения. Возникла потребность в новых формах международного сотрудничества, которые еще продолжают складываться. Конкретные обстоятельства обуславливают возникновение новых правил, концеп­ций и процедур. Структуры ООН приобретают рациональный и от­крытый характер, Организация становится более рациональной и менее зарегулированной, расходы сокращаются, отчетность укрепля­ется, результаты работы улучшаются. Настало время внимательно изу­чить, как то, что было достигнуто, соотносится с видением будущего ООН.

Особое внимание в докладе уделяется проходящей реформе ООН. Как политическая, так и институциональная ее реформа должна но­сить поступательный характер и представляет собой процесс, а не еди­ничное событие. Нет такого момента, когда ООН могла бы заявить, что реформа «завершена». Однако нынешняя решающая стадия пре­образований должна быть завершена, если мы хотим добиться, чтобы ООН прочно стала на путь, ведущий в будущее, в котором коллек­тивная безопасность, равноправие мужчин и женщин и равенство больших и малых наций, а также содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе могут осуществ­ляться так, как это задумано в Уставе ООН.

Много интересных и взвешенных суждений о роли ООН в нынеш­ней международной обстановке и полезных наметок на будущее раз­витие этой универсальной организации содержится в первом докладе нового Генерального секретаря ООН К. Аннана о работе Организации за 1997 г.62. В нем, в частности, подчеркивается, что на нынешнем переходном этапе политическая воля вполне может обеспечить ре­шающий сдвиг в сторону более надежного и предсказуемого мира, повышения уровня экономического благосостояния, социальной справедливости и экологической устойчивости. Ни одна страна, од­нако, не в силах добиться этих всеобъемлющих общественных благ в одиночку, равно как не способна оградить себя от опасностей и по­терь, обусловленных их отсутствием. Многосторонняя дипломатия была изобретена и приобрела устойчивый характер потому, что по­литические лидеры, а также представляемые ими народы осознали этот очевидный факт. Весь смысл разработанного в XX в. проекта создания международной организации состоит в том, чтобы добить­ся расширения и во времени, и в пространстве национальных инте­ресов и предпочтений с целью произвести в больших количествах общественные блага, которые политический рынок межгосударствен­ных отношений в противном случае произвел бы в недостаточном количестве. ООН благодаря своему почти универсальному членско­му составу, всеобъемлющему мандату, широкому диапазону деятель­ности - от нормотворческой до оперативной - и институционально­му присутствию, которое одновременно осуществляется на глобаль­ном, региональном и страновом уровнях, может и должна быть в самом центре этих усилий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал