Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль Генерального секретаря ООН в мирном урегулировании споров и конфликтов между государствами 2 страница
По мнению Генерального секретаря ООН, предусмотренный Уставом ООН механизм обеспечения безопасности, когда-то выведенный из строя обстоятельствами, для контроля над которыми он не был наделен ни функциями, ни средствами, ныне стал одним из основных инструментов предупреждения и урегулирования конфликтов и сохранения мира. Несомненным достоинством выдвигаемых Бутросом Б. Гали в его докладе соображений о повышении эффективности миротворческой деятельности ООН является то, что они основаны на положениях Устава ООН и учитывают тот позитивный опыт, который Организация накопила за вторую половину XX в., в укреплении предусмотренной Уставом системы коллективной безопасности. Бутрос Б. Гали справедливо отмечал, что краеугольным камнем этой структуры безопасности является и должно оставаться государство. Уважение его неотъемлемого суверенитета и целостности имеет решающее значение для любого совместного продвижения вперед на международной арене. В то же время Генеральный секретарь провидчески указывал на весьма опасный характер и разрушительные последствия взятой на вооружение в начале 90-х годов некоторыми государствами концепции глобализации и связанной с ней тенденции к дезинтеграции суверенных государств. По его мнению, если каждая этническая, религиозная или языковая группа станет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие окажутся еще более труднодостижимой целью. К сожалению, как подтвердили события конца XX в., к этому пророческому голосу и предостерегающему выводу не прислушались некоторые западные страны и, более того, начали открыто проводить политику фрагментации и расчленения суверенных государств. На основании приобретенного ООН опыта в докладе формулируются четыре вида миротворческой деятельности, осуществление которых при поддержке всех государств-членов способно стать целостным вкладом в обеспечение мира в духе Устава ООН. В области превентивной дипломатии предлагается комплекс мер по укреплению доверия, установлению фактов и раннему предупреждению, превентивному развертыванию операций ООН по поддержанию мира, созданию демилитаризованных зон и др. Основная цель таких действий - предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. По каждой из перечисленных мер дается перечень конкретных шагов. Так, в сфере укрепления доверия могли бы использоваться систематический обмен военными миссиями, создание региональных или субрегиональных центров по уменьшению опасности и другие методы. В области установления фактов было определено, что официальное установление фактов может быть санкционировано Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей - органами, любой из которых может принять решение о направлении миссии под своим непосредственным руководством или вправе предложить Генеральному секретарю предпринять необходимые шаги, включая назначение спецпредставителя или специального посланника. Была подчеркнута такая характерная особенность метода установления фактов: в дополнение к сбору информации миссия по установлению фактов может в некоторых случаях содействовать улаживанию спора своим присутствием, доводя до сведения сторон, что Совет Безопасности активно рассматривает этот вопрос как существующую или потенциальную угрозу международной безопасности. В докладе указывается на необходимость укрепления систем раннего предупреждения, чтобы информацию из этих источников можно было синтезировать с политическими показателями, дабы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия могут быть предприняты ООН для ее уменьшения. Была отмечена и роль региональных организаций и механизмов в раннем предупреждении, особенно в сочетании с усилиями ООН в этой области. Впервые была обоснована возможность превентивного развертывания операций по поддержанию мира, например, в условиях национального кризиса или при возникновении межгосударственных споров. При этом было подчеркнуто, что основным условием превентивного развертывания является просьба правительства или всех заинтересованных сторон, или их согласие, или в крайнем случае просьба какой-либо страны обеспечить присутствие ООН лишь с ее стороны границы. Следует отметить, что предложение Бутроса Б. Гали нашло практическое воплощение уже в конце 1992 г., когда Совет Безопасности принял беспрецедентное решение об обеспечении присутствия сил ООН по охране в Республике Македонии в качестве превентивной меры. Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН) являются первым примером чисто превентивных сил ООН, которые оказали положительное влияние и способствовали разрядке напряженности как внутри страны, так и в регионе в целом на протяжении нескольких лет, пока в 1999 г. из-за вето Китая в Совете Безопасности не были свернуты. Проблема превентивного развертывания операций по поддержанию мира тесно увязана в докладе с предоставлением гуманитарной помощи. Ссылаясь на приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи 46/182 от 19 декабря 1991 г., Бутрос Б. Гали сформулировал практически свод руководящих принципов как превентивного развертывания, так и оказания гуманитарной помощи. В этих руководящих принципах подчеркивается, в частности, что гуманитарная помощь должна оказываться в соответствии с требованиями гуманности, нейтралитета и беспристрастности, что суверенитет, территориальная целостность и национальное единство государств должны полностью уважаться в соответствии с Уставом ООН и что в этой связи гуманитарная помощь должна предоставляться с согласия пострадавшей страны и, в общем, на основе просьбы этой страны. В руководящих принципах подчеркивается также ответственность государств за оказание помощи жертвам чрезвычайных ситуаций, имеющих место на их территории, и необходимость доступа к людям, нуждающимся в гуманитарной помощи. Как справедливо отмечал Бутрос Б. Гали, в свете этих руководящих принципов просьба правительства о вмешательстве ООН или согласие на него не были бы нарушением суверенитета этого государства и не противоречили бы пункту 7 статьи 2 Устава ООН, где речь идет о делах, по существу, входящих во внутреннюю компетенцию любого государства. Заслуживает внимания и предложение Бутроса Б. Гали о рассмотрении в дополнение к развертыванию персонала ООН как части операций по поддержанию мира вопроса о создании демилитаризованных зон с обеих сторон границы с согласия обеих сторон как средства разъединения потенциальных воюющих сторон или с одной стороны границы по просьбе одной стороны с целью устранения любого предлога для нападения. Демилитаризованные зоны служили бы символом стремления международного сообщества к предотвращению конфликта. В области поощрения к миру (установления мира) была обоснованно подчеркнута необходимость усилить способность ООН добиваться мирного урегулирования конфликтов, активизируя политическую волю сторон, более широко используя процедуры урегулирования с помощью третьей стороны и предоставляя в распоряжение третьей стороны, если выбрана такая процедура, соответствующие рычаги воздействия на противоборствующие стороны. Особое внимание в докладе уделяется укреплению решимости Совета Безопасности ООН урегулировать международные споры, как это предусмотрено Уставом ООН. Бутрос Б. Гали справедливо отмечал, что с ростом единства и укреплением сотрудничества между постоянными членами появились рычаги и возможности, чтобы Совет Безопасности играл более активную роль в урегулировании споров и конфликтов и решительнее побуждал враждующие стороны к проведению переговоров. Он также призвал к тому, чтобы Генеральная Ассамблея шире использовалась всеми государствами, чтобы оказывать большее влияние, когда необходимо предотвратить возникновение или обострение ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности. Важное место в миротворческих усилиях ООН призваны, по мнению Генерального секретаря, занять и другие ее главные органы: Международный Суд, Секретариат и возглавляющий его Генеральный секретарь, а также ЭКОСОС. Бутрос Б. Гали отмечал, что в ООН не существует надлежащего механизма, с помощью которого Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея или Генеральный секретарь могут мобилизовать ресурсы, необходимые для мирного урегулирования конфликта. Интересно, что эта идея нашла свое воплощение в создании уже через несколько лет так называемой межучрежденческой системы, призванной повысить вклад ООН в дело мирного разрешения споров. Равным образом дальнейшее широкое развитие в 90-х годах получила высказанная в докладе идея об использовании в интересах миротворчества санкций, вводимых в соответствии со статьей 41 Устава ООН, и о разработке Советом Безопасности комплекса мер, которые помогли бы государствам справляться с тяжелыми экономическими последствиями, возникающими в результате применения санкций. Заслуживают внимания соображения Генерального секретаря относительно использования военной силы в процессе миротворчества. По его мнению, суть концепции коллективной безопасности, как она изложена в Уставе ООН, заключается в том, что если мирные средства не дают результатов, то по решению Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности в условиях существования любой «угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» должны использоваться меры, предусмотренные в главе VII Устава ООН. Хотя к таким действиям следует прибегать лишь в тех случаях, когда все мирные средства не дали результатов, возможность предпринимать такие действия имеет исключительно важное значение для авторитета ООН как гаранта международной безопасности. В этой связи Бутрос Б. Гали высказался в пользу того, чтобы Совет Безопасности в соответствии со статьей 43 Устава ООН приступил к переговорам при поддержке со стороны Военно-штабного комитета, состав которого в случае необходимости может быть увеличен в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Устава. В ходе таких переговоров могли бы быть заключены особые соглашения, по которым государства обязуются предоставлять вооруженные силы и соответствующие средства обслуживания в распоряжение Совета Безопасности для целей, изложенных в статье 42, не только на специальной, но и на постоянной основе. По мнению Генерального секретаря, наличие воо'руженных сил, готовых к действиям по первому требованию, само по себе может служить средством, удерживающим от нарушений мира, поскольку потенциальный агрессор будет знать, что в распоряжении Совета Безопасности имеется средство для ответа на агрессию. Другими словами, Бутрос Б. Гали справедливо полагал, что такие вооруженные силы помимо использования для ответа на агрессию смогут играть и существенную сдерживающую роль в предотвращении конфликтов. Им была высказана и полезная идея об использовании подразделений по принуждению к миру, когда, например, соглашение о прекращении огня достигается, но не соблюдается и ООН приходится направлять войска для восстановления и поддержания прекращения огня. Такие подразделения, выделенные государствами-членами, могли бы использоваться по требованию и состоять из добровольцев, изъявивших желание пойти на такую службу. Развертывание и операции таких сил осуществлялись бы с санкции Совета Безопасности, и, как и в случае с силами по поддержанию мира, они находились бы под командованием Генерального секретаря, рассматривающего создание подразделений принуждения к миру в качестве временной меры в соответствии со статьей 40 Устава ООН. В докладе отме- чается, что поощрение к миру (установление мира) нередко является прелюдией к поддержанию мира, точно так же, как развертывание сил ООН на месте может расширить возможности предотвращения конфликта, облегчить миротворческие усилия и во многих случаях служить предпосылкой для миростроительства. В области поддержания мира основное внимание Генеральный секретарь обращает на то, что когда страны и народы все чаще обращаются к ООН за помощью в деле поддержания мира и возлагают на нее ответственность за неудачи в этом вопросе, должны быть приняты основополагающие решения, направленные на укрепление способности ООН осуществлять эту новаторскую и плодотворную функцию. В докладе подчеркивается, что сложившиеся принципы и практика поддержания мира быстро приспосабливаются к требованиям времени, тогда как основные условия успеха остаются неизменными. Разработанная Генеральным секретарем «формула успеха» представляет собой квинтэссенцию всего огромного опыта проведения операций ООН и включает следующие элементы: четкий и реальный мандат; сотрудничество сторон в выполнении этого мандата; последовательную поддержку со стороны Совета Безопасности; готовность государств-членов предоставить необходимый военный, полицейский и гражданский персонал, включая специалистов; эффективное руководство со стороны ООН на уровне центральных учреждений и на местах; надлежащую финансовую и материально-техническую поддержку. В целях укрепления способности ООН проводить операции по поддержанию мира Генеральный секретарь выдвинул ряд полезных идей и предложений: заключение путем обмена письмами между Секретариатом ООН и государствами-членами «резервных соглашений» относительно вида и количества квалифицированного персонала, который государства будут готовы предоставить в распоряжение ООН в случае возникновения необходимости в новых операциях; улучшение механизмов подготовки гражданского, полицейского и военного персонала для операций; обеспечение государствами своих батальонов снаряжением, необходимым для службы за границей; создание резервных запасов основного снаряжения, требующегося для осуществления операций, и многие другие. В области постконфликтного миростроительства в докладе намечаются основные контуры этого вида миротворческой деятельности ООН, являющегося логическим продолжением усилий ООН в области превентивной дипломатии, миротворчества и поддержания мира и представляющего собой неотъемлемую интегральную часть предусмотренной Уставом ООН системы коллективной безопасности. В докладе выражается основная посылка концепции постконфликтного миростроительства — подвести под нее прочный фундамент может лишь непрерывная совместная работа по решению коренных экономических, социальных, правовых и гуманитарных проблем. Формы такой работы весьма многообразны и могут включать в себя на основе соглашений, прекращающих гражданский конфликт, разоружение ранее враждовавших сторон и восстановление порядка, хранение и возможное уничтожение оружия, репатриацию беженцев, консультационную поддержку для персонала по обеспечению безопасности и поддержку для его подготовки, надзор за проведением выборов, содействие усилиям по защите прав человека, реформирование или укрепление правительственных учреждений и содействие формальным и неформальным процессам политического участия. Перечисленные в докладе формы работы, разумеется, не представляют собой исчерпывающий перечень, а могут варьироваться и дополняться новыми формами в зависимости от складывающихся конкретных обстоятельств и с учетом специфики той или иной ситуации. В этой связи вполне обоснованным является утверждение, что миростроительство должно решать серьезную проблему обезвреживания мин, многие десятки миллионов которых остаются разбросанными в существующих или бывших зонах боевых действий, и что разминирование имеет критически важное значение при восстановлении жизнедеятельности в ходе процесса укрепления мира. Равным образом справедлива и содержащаяся в докладе идея о том, что демилитаризация может содействовать укреплению мира в постконфликтный период как одна из мер усиления чувства безопасности и побуждения сторон обратить свою энергию на деятельность по мирному восстановлению своих обществ. Важное место в докладе занимает проблема сотрудничества ООН с региональными организациями в сфере миротворчества. Полезной представляется выдвинутая в нем идея о децентрализации ответственности за поддержание мира и о повышении роли в этой области региональных организаций. В докладе справедливо подчеркивается, что региональные организации могут сослужить хорошую службу, если их деятельность будет осуществляться таким образом, который совместим с целями и принципами Устава ООН, и если их отношения с ООН, и особенно с Советом Безопасности, будут регулироваться на основе положений главы VIII Устава ООН. Речь не идет о каком-то конкретном разделении труда между региональными организациями и ООН, а лишь о том, что региональные организации во многих случаях обладают таким потенциалом, который следует использовать для выполнения функций ООН в сферах превентивной дипломатии, поддержания мира, миротворчества и постконфликтного миростроительства. Самого внимательного рассмотрения заслуживает предложенная в докладе полностью отвечающая Уставу ООН линия задействования региональных организаций в поддержании и восстановлении международного мира и безопасности. В соответствии с этой линией Совет Безопасности ООН несет и будет продолжать нести главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, а региональные действия в порядке децентрализации, делегирования и сотрудничества с ООН в ее усилиях могли бы не только облегчить бремя, возложенное на Совет Безопасности, но и способствовать углублению чувства участия, консенсуса и демократизации в международных делах. Региональные организации, участвующие в дополняющих усилиях вместе с ООН в рамках совместных начинаний, побудили бы расположенные вне региона государства действовать в духе оказания поддержки. По мнению Генерального секретаря, если Совет Безопасности пожелает конкретно уполномочить ту или иную региональную организацию взять на себя ведущую роль в урегулировании какого-то кризиса в регионе, это могло бы придать вес такому региональному усилию благодаря стоящему за ним авторитету ООН. Безусловной поддержки заслуживает сделанный Бутросом Б. Гали вывод, что осуществляемый в духе положений Устава ООН и в порядке, предусмотренном в главе VIII, подход мог бы укрепить общее ощущение, что при выполнении задачи по поддержанию международного мира и безопасности поощряется демократизация на всех уровнях и что при этом исключительно важно продолжать признавать, что главная ответственность будет по-прежнему лежать на Совете Безопасности ООН. К сожалению, эта линия, намеченная Бутросом Б. Гали, не всегда в последующем выдерживалась, что привело к ряду неудач и провалов в осуществлении операций ООН по поддержанию мира. Особое внимание в докладе уделено и такому злободневному и актуальному вопросу в условиях увеличения числа и масштабов операций по поддержанию мира, как необходимость обеспечения безопасности персонала операций и надежной защиты жизни и здоровья международных служащих. В этой связи достойны поддержки соображения и рекомендации, чтобы Совет Безопасности, если только он не примет решения немедленно вывести персонал операций ООН, серьезно рассмотрел вопрос о мерах, которые должны приниматься в отношении тех, кто ставит персонал ООН под угрозу. Заслуживает серьезного внимания и предложение, чтобы до развертывания операций Совет Безопасности был готов к заблаговременному рассмотрению вопроса о коллективных мерах, в том числе, возможно, предусмотренных главой VII Устава ООН, при наличии угрозы международному миру и безопасности, которые должны быть приняты в случае систематического нарушения целей операций ООН и ведения враждебных действий. В докладе выдвинута также идея, получившая впоследствии дальнейшее развитие, что одной из приоритетных задач операций ООН становится обеспечение безопасности гуманитарной помощи, которая должна оказываться в соответствии с руководящими принципами, содержащимися в приложении к резолюции Генеральной Ассамблеи 46/182 от 19 декабря 1991 г. В ней, в частности, предусматривалось, что такая помощь должна оказываться на основе принципов гуманности, нейтралитета и беспристрастности, суверенитета, территориальной целостности и национального единства суверенных государств. В докладе Генерального секретаря о работе ООН за 1992 г. " дается взвешенная характеристика начала нового этапа в истории ООН. В частности, подчеркивается, что с ликвидацией «холодной войны» и окончанием эпохи двухполюсное™ государства вновь смотрят на ООН как на инструмент, способный поддерживать международный мир и безопасность, укреплять справедливость и права человека и обеспечить, говоря словами Устава ООН, «социальный прогресс и улучшение условий жизни при большей свободе». Особое значение имеет вывод, что ООН, как и прежде, должна продолжать играть роль важного центра по выработке новых подходов и достижению консенсуса и что многие зародившиеся в ООН идеи, которые в свое время рассматривались как слишком радикальные, теперь вполне могут быть приняты международным сообществом как жизнеспособные варианты политики. ООН является единственным учреждением, способным комплексно решать глобальные проблемы с учетом их политических, гуманитарных и социально-экономических аспектов. В условиях нового климата в международных отношениях нельзя упустить возможность достижения необходимого международного консенсуса и выработки политических механизмов, равно как и адаптирования структур ООН и налаживания взаимодействия в рамках системы ООН для содействия реализации такого комплексного подхода. В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1993 г.58 отмечается, что с окончанием «холодной войны» у ООН появилась возможность играть стержневую роль в установлении мирового правопорядка и достижении прогресса, то есть ту роль, которую отвели ей творцы Устава ООН. Все более явственно стал раскрываться громадный потенциал ООН как более решительного выразителя интересов беднейших стран, как источника гуманитарной помощи, как стража прав человека и прав меньшинств, как учреждения, несущего спасение государствам, переживающим кризис, и как инструмента содействия предотвращению и мирному урегулированию споров и конфликтов, в том числе внутренних, и ликвидации экологического ущерба глобального характера. В то же время период после ликвидации «холодной войны» наглядно показал наличие трех реалий: всеобъемлющего характера стоящих перед миром проблем, незаменимости ООН и обнаружившегося несоответствия требований государств предоставляемым ресурсам. Еще этот период продемонстрировал, что усилия в пользу мира представляют собой непрерывный во времени процесс и что операции в интересах мира требуют осуще- ствления взаимосвязанных функций, а также единообразного и комплексного подхода. В докладе подчеркивается, что движущей силой и источником поддержки всемирной организации являются государства - члены ООН и что их готовность полагаться на ООН укрепляет надежду, что ООН выполнит свою изначальную задачу и, более того, будет в состоянии адаптироваться к новым требованиям нынешнего исторического этапа перемен. Основное внимание в докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1994 г.59 уделяется назревшей проблеме развития в ее основных измерениях. В нем отмечается, что мир, окружающая среда, общество и демократия - это взаимосвязанные измерения развития. Мир обеспечивает наиболее надежные условия для поступательного развития. Развивающаяся экономика генерирует ресурсы, необходимые для прогресса. Экологически чистая среда придает развитию устойчивость. Здоровая социальная среда укрепляет структуру общества, повышая тем самым прочность конструкции мира и развития. Демократия способствует высвобождению творческой энергии, умелому управлению и стабильности, которые могут обеспечить непрерывность и длительность процесса развития. Все пять измерений развития неразрывно связаны друг с другом, и прогресс в сфере одного упрочивает другое. Из этого следует, что задача развития потребует энергичных действий, согласующихся со всеобъемлющим видением развития, которое охватывает, объединяет и облегчает прогресс по всему диапазону вопросов развития. Для ООН это означает обретение возможности объединить исконные цели Организации в единое целое, увязав их между собой логически последовательным и ясным образом. Все исконные цели ООН, нашедшие отражение в ее Уставе, - мир, справедливость, права человека и развитие - могут быть наиболее эффективно достигнуты в процессе реализации всеобъемлющего видения развития. Новая международная обстановка и сложный характер проблем требуют многосторонних действий и комплексного подхода. Как по своему предназначению, так и в силу своего мандата ООН располагает уникальными возможностями для решения этой грандиозной задачи, охватывающей все измерения развития. В докладе подчеркивается, что ООН, являясь форумом для обсуждения проблем и более глубокого их осмысления, органом сотрудничества и принятия решений, инструментом стимулирования многосторонних действий, может способствовать формированию не- обходимого глобального консенсуса. ООН обладает также способностью устанавливать согласованные международные стандарты и предпринимать действия, опираясь на глобальную сеть своих отделений на местах. В этом отношении Организации Объединенных Наций как активной движущей силе развития альтернативы нет. В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1995 г.60 подробно рассматриваются результаты полувековой деятельности ООН и намечаются перспективы ее развития в XXI столетии. В документе отмечается, что вопреки бытующему долгое время неверному представлению об ООН как об организации, призванной заниматься преимущественно поддержанием мира, она наряду с усилиями по сдерживанию и урегулированию вспыхивающих конфликтов по-прежнему полна решимости уделять все больше внимания основам мира, причем не в последнюю очередь закладываемым в сфере экономического и социального развития. В докладе указывается, что празднование 50-й годовщины ООН содействует формированию отрадного реалистичного представления о сегодняшней роли Организации в мировых делах и возрождению чувства приверженности делу реализации изначального предначертания, заложенного в Уставе ООН 50 лет назад. В докладе отмечается, что 50-я годовщина дала также повод для критики Организации, и это поможет сделать ООН еще более здоровой и сильной. В частности, обращается внимание на то, что есть три ближайшие проблемы, которые, если они не будут эффективно решены, могут причинить непоправимый ущерб ООН как механизму достижения прогресса. Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и неприкосновенность персонала ООН на местах. Во-вторых, в финансовом отношении надо поставить ООН на должную и устойчивую основу. И, наконец, истощаются средства на цели развития, что является следствием окончания противоборства эпохи «холодной войны», соревнования за скудные ресурсы между операциями по поддержанию мира и программами развития, усталости доноров, накопившейся с течением времени, и трудностей в достижении прогресса на местах. Как своеобразное подведение итогов полувековой деятельности ООН может рассматриваться доклад Генерального секретаря о работе Организации за 1996 г.61. В нем отмечается, что в ООН полным ходом идет процесс глубоких преобразований. Начало этому процессу положило окончание «холодной войны», когда двухполюсная система неожиданно развалилась. Вместе с этим развалом пришла новая надежда на то, что чаяния, выраженные в Уставе ООН, можно будет возродить и что международная система, основанная на коллективной безопасности, общих ценностях и совместном решении проблем, способна наконец стать реальностью. В докладе подчеркивается, что процесс перехода к новой международной системе, начавшийся после ликвидации «холодной войны», еще не закончен, однако ООН - общемировая сила данного процесса - на этом пути, отмеченном как трудностями, так и успехами, безусловно, продвинулась вперед. Политические реалии претерпели изменения. Возникла потребность в новых формах международного сотрудничества, которые еще продолжают складываться. Конкретные обстоятельства обуславливают возникновение новых правил, концепций и процедур. Структуры ООН приобретают рациональный и открытый характер, Организация становится более рациональной и менее зарегулированной, расходы сокращаются, отчетность укрепляется, результаты работы улучшаются. Настало время внимательно изучить, как то, что было достигнуто, соотносится с видением будущего ООН. Особое внимание в докладе уделяется проходящей реформе ООН. Как политическая, так и институциональная ее реформа должна носить поступательный характер и представляет собой процесс, а не единичное событие. Нет такого момента, когда ООН могла бы заявить, что реформа «завершена». Однако нынешняя решающая стадия преобразований должна быть завершена, если мы хотим добиться, чтобы ООН прочно стала на путь, ведущий в будущее, в котором коллективная безопасность, равноправие мужчин и женщин и равенство больших и малых наций, а также содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе могут осуществляться так, как это задумано в Уставе ООН. Много интересных и взвешенных суждений о роли ООН в нынешней международной обстановке и полезных наметок на будущее развитие этой универсальной организации содержится в первом докладе нового Генерального секретаря ООН К. Аннана о работе Организации за 1997 г.62. В нем, в частности, подчеркивается, что на нынешнем переходном этапе политическая воля вполне может обеспечить решающий сдвиг в сторону более надежного и предсказуемого мира, повышения уровня экономического благосостояния, социальной справедливости и экологической устойчивости. Ни одна страна, однако, не в силах добиться этих всеобъемлющих общественных благ в одиночку, равно как не способна оградить себя от опасностей и потерь, обусловленных их отсутствием. Многосторонняя дипломатия была изобретена и приобрела устойчивый характер потому, что политические лидеры, а также представляемые ими народы осознали этот очевидный факт. Весь смысл разработанного в XX в. проекта создания международной организации состоит в том, чтобы добиться расширения и во времени, и в пространстве национальных интересов и предпочтений с целью произвести в больших количествах общественные блага, которые политический рынок межгосударственных отношений в противном случае произвел бы в недостаточном количестве. ООН благодаря своему почти универсальному членскому составу, всеобъемлющему мандату, широкому диапазону деятельности - от нормотворческой до оперативной - и институциональному присутствию, которое одновременно осуществляется на глобальном, региональном и страновом уровнях, может и должна быть в самом центре этих усилий.
|