![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль Генерального секретаря ООН в мирном урегулировании споров и конфликтов между государствами 4 страница
Раскрывая факторы, обуславливающие огромное влияние и воздействие ООН на мир, Аннан указывает, что это влияние является производной не обладания властью, а силы ценностей, которые ООН представляет: роли ООН в содействии установлению и поддержанию глобальных норм, ее способности стимулировать всеобщую обеспокоенность и действия того доверия, которым ООН пользуется, результата ее практической деятельности на местах по улучшению жизни людей. В докладе особо выделяется значение ООН и проводимых под ее эгидой международных конференций в формировании нормотворческого консенсуса и подчеркивается исключительно важная роль ООН в установлении и поддержании глобальных норм, без которых современное общество просто не могло бы функционировать. Заслуживает активной поддержки содержащийся в докладе призыв ко всем государствам содействовать не только формированию глобальных норм, но и созданию новых учреждений и механизмов и тем самым принять участие в механизмах формирующегося глобального правового порядка. В этой связи представляют интерес предложения по устранению структурной слабости миротворческих операций ООН. Справедливо отмечается, что сегодняшние комплексные миротворческие операции носят совсем иной характер по сравнению с традиционными операциями по поддержанию мира, основной целью которых были главным образом усилия по наблюдению за прекращением огня. Цель комплексных миротворческих операций заключается, по существу, в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам обеспечивать свои интересы политическими средствами. Интересны и соображения относительно использования санкций, которые являются неотъемлемым элементом положений Устава ООН о коллективной безопасности, служат для Совета Безопасности важным инструментом проведения в жизнь его решений и находятся где-то посредине между чисто словесным осуждением и применением вооруженной силы. В докладе отмечается, что в эпоху, наступившую после окончания «холодной войны», были достигнуты определенные успехи в области разоружения: вступление в силу Оттавской конвенции о запрещении наземных мин, конвенции по химическому оружию, заключение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, создание зон, свободных от ядерного оружия, теперь охватывающих все Южное полушарие. Вместе с тем процесс разоружения существенно замедлился, что нашло свое отражение, в частности, в том, что в течение более трех лет подряд Конференция по разоружению в Женеве не проводит никаких переговоров, ибо ее члены никак не могут договориться о приоритетах в области разоружения. Особую тревогу вызывает широкое распространение стрелкового оружия, число погибших от которого ежегодно значительно превышает число погибших в результате атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Серьезную озабоченность вызывает, по мнению Генерального секретаря, и то обстоятельство, что переговоры по ограничению стратегических наступательных вооружений застопорились, а никаких переговоров относительно многих тысяч так называемых тактических ядерных боеприпасов, которые уже есть в арсеналах, или вооружений других ядерных держав, помимо России и США, вообще не ведется. В докладе делается вывод, что если планы развертывания систем противоракетной обороны не будут разрабатываться с согласия всех заинтересованных сторон, то прогресс, достигнутый к настоящему времени в области сокращения ядерных боеприпасов, может оказаться под угрозой. Большой интерес представляют изложенные в докладе соображения относительно будущего ООН. Справедливо отмечается, что без мощной и эффективной ООН решение стоящих перед ней проблем станет для народов неизмеримо более сложной задачей и что сегодня, как и прежде, фундаментом ООН ярляются именно государства-члены. Строительство обновленной ООН видится на путях подтверждения основополагающих целей Организации, использования в полной мере обширных возможностей века информации, дальнейшего стимулирования мирового переговорного и нормотворческого процесса и разработки на этой основе практических решений важнейших проблем сегодняшнего дня. Особо подчеркивается, что ООН должна сама адаптироваться к происходящим переменам и что одной из важнейших областей адаптации является реформа Совета Безопасности, который должен работать эффективно и пользоваться неоспоримым авторитетом. В целом ценность доклада состоит в том, что ряд содержащихся в нем предложений и рекомендаций был включен в Декларацию тысячелетия ООН. Важное значение в плане выяснения и определения роли и места ООН на стыке XX и XXI столетий имеет доклад Генерального секретаря о работе ООН за 2000 г.67. В нем получила дальнейшее обоснование выдвинутая ранее Генеральным секретарем ООН концепция глобализации. В частности, справедливо отмечается, что открытые рынки поставят под угрозу как целостность культур, так и суверенитет государств. В то же время интегрирование в мировую экономику само по себе не гарантирует быстрого развития, и, чтобы глобализация приносила свои плоды всем, нужны дополнительные меры - как внутригосударственные, так и международные. По мнению Генерального секретаря ООН, международные экономические учреждения, созданные после окончания Второй мировой войны, были предназначены для решения гораздо менее сложных и менее изменчивых задач, а также для регулирования системы международных экономических отношений, тогда как теперь ООН вступила в эпоху глобальных экономических отношений. Из такого рода утверждения делается вывод, что для этой новой эпохи необязательно иметь официальные учреждения, положения или механизмы принуждения, а необходимо эффективное мировое управление, которое можно обеспечить путем неофициального диалога и сотрудничества и с помощью договоренностей с негосударственными субъектами, а также между правительствами. С этой целью предлагается создать многочисленные «неофициальные коалиции» для совместного решения общих проблем, охватывающие не только правительства, но и международные учреждения, организации гражданского общества, а иногда и частный сектор. Предлагается также заключить «Глобальный договор», в котором частные корпорации взяли бы на себя обязательства следовать в своей внутрикорпоративной среде наилучшей практике, как она определяется широким международным сообществом, в области прав человека, труда и окружающей среды. Анализируя эти предложения, нельзя не прийти к выводу, что следствием их реализации могли стать подрыв мирового переговорного и нормотворческого процесса, подмена основных участников этого процесса и его творцов - суверенных государств разного рода негосударственными субъектами, а самих переговоров - неофициальным диалогом и неофициальными договоренностями, что неотвратимо обернулось бы лишь хаосом, неуправляемостью и непредсказуемостью и, в конечном счете, умалением возможностей суверенных государств воздействовать в позитивном плане на упорядоченное развитие экономических, политических и иных отношений в мире XXI столетия. Вместе с тем в докладе правильно отмечается, что достижение устойчивого мира и безопасности для всех стран и народов остается такой же важной целью ООН, как и на момент ее создания более полувека тому назад. Требования, предъявляемые к ООН, отражают происшедшие со времени окончания «холодной войны» изменения в характере угроз миру и безопасности, в частности переход от межгосударственных конфликтов к внутригосударственным, от посягательств на целостность границ к значительно более частым посягательствам на людей. Если в прошлом основу конфликтов составляли идеологические разногласия двуполярного мира, то теперь их питают этническая и религиозная нетерпимость, политические амбиции и алчность, а зачастую они усугубляются незаконным оборотом оружия, драгоценных камней и наркотиков. По мнению Генерального секретаря, предъявляемые к ООН требования отражают растущий консенсус по вопросу о том, что коллективная безопасность не может более узко трактоваться как отсутствие вооруженных конфликтов, будь то между государствами или внутри них. Грубые нарушения прав человека, широкомасштабные перемещения гражданского населения, международный терроризм, эпидемия СПИДа, торговля наркотиками и оружием и экологические катастрофы создают прямую угрозу безопасности человечества. Отсюда в докладе делается вывод, что сохранить прочный мир в будущем можно, лишь учитывая весь комплекс факторов, из которых складывается безопасность человечества. В этой связи в докладе большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию различных составляющих миротворческой деятельности ООН. По признанию Генерального секретаря, осуществляемая в последнее время миротворческая деятельность ООН по своей сложности и масштабам выходит далеко за рамки традиционных операций по поддержанию мира. Она охватывает оказание чрезвычайной помощи, демобилизацию и реинтеграцию бывших комбатантов, содействие в разминировании и уничтожении мин, конституционные и правовые реформы, предоставление консультаций по вопросам поощрения прав человека, создание и реформу государственных учреждений и помощь в проведении выборов. При этом, несомненно, важную роль в операциях по поддержанию мира по-прежнему играют и традиционные виды деятельности, такие как наблюдение за прекращением огня. В докладе обоснованно ставится вопрос о необходимости укрепления потенциала ООН в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов и подчеркивается, что главная ответственность за предотвращение конфликтов лежит на государствах - членах ООН. В плане дальнейшего повышения эффективности миротворческой деятельности ООН обращается внимание на такие проблемы, как упрочение существенно важной связи между поддержанием мира и миростроительством, важность развертывания в ходе операций по поддержанию мира достаточно мощного потенциала сдерживания, для которого предусматриваются «жесткие правила применения вооруженной силы», обеспечение быстрого развертывания персонала операций, их материально-техническое оснащение, сотрудничество ООН с региональными организациями. Большое место в докладе отводится одному из главных приоритетов современной жизни и деятельности ООН - обеспечению господства права в международных делах. В документе справедливо отмечается, что договоры являются одним из двух основных источников международного права и что к концу XX столетия в рамках ООН было подготовлено 517 международных многосторонних договоров. В докладе проводится мысль, что если государства просто дадут свое согласие на обязательную для них силу этих договоров, то этого будет недостаточно. Чтобы народы всех стран могли участвовать в складывающемся общемировом правовом порядке и пользоваться его выгодами, государства должны также уважать и выполнять обязательства, вытекающие из указанных договоров. Воплощение в жизнь обещания относительно рамочных глобальных норм, разработанных международным сообществом, имеет крайне важное значение. Без такой приверженности господство права в международных делах будет оставаться лишь весьма абстрактным понятием. В этой связи предлагается ряд практических мер по поддержке усилий по выполнению международных договорных обязательств, в том числе оказание правительствам по их просьбе помощи в разработке внутригосударственных законов и проведении программ подготовки по конкретным аспектам международного права, техническая помощь правительствам в деле осуществления их обязательств по договорам, участниками которых они являются. В целом из доклада следует, что отдельные недочеты деятельности ООН в прошлом - недостаточная политическая воля, неадекватные мандаты Совета Безопасности и нехватка ресурсов - должны быть устранены, чтобы ООН могла играть более весомую конструктивную роль в XXI столетии. Много полезных и интересных идей содержится в докладе Генерального секретаря о работе ООН за 2001 г.68. В нем подчеркиваются уникальные особенности ООН, в том числе ее удивительная способность адаптироваться к изменяющимся международным условиям, неослабная опора в своей многообразной деятельности на Устав ООН и верховенство права, неуклонное стремление к тому, чтобы разум победил насилие, а условия жизни людей постоянно улучшались. Как справедливо отмечается в докладе, ООН должна сохранить традицию новаторства, придерживаясь при этом принципов Устава ООН, которыми она руководствовалась на протяжении прошедших лет. В докладе указывается, что роль ООН в обеспечении мира и безопасности остается важнейшей частью ее глобальных функций. В нем обращается внимание на то, что деятельность ООН по обеспечению мира проходила на фоне страданий, вызванных жесточайшими конфликтами по всему миру, характерными особенностями которых являются преобладание жертв не среди комбатантов, а среди мирных жителей, массовые передвижения беженцев и вынужденных переселенцев, доступность самых разных видов оружия, особенно стрелкового. Подобные конфликты угрожают стабильности, подрывают безопасность человека, несут страдания многим миллионам людей и наносят такой ущерб местной и региональной экономике, инфраструктуре и окружающей среде, что последствия этого будут ощущаться на протяжении десятилетий. В докладе обращается внимание на новые тенденции в миротворческой деятельности ООН. В частности, указывается, что там, где ООН участвует в поддержании мира или миростроительстве, предотвращение возобновления конфликтов является одним из главных приоритетов. В этой связи подчеркивается, что всеобъемлющие и последовательные стратегии предотвращения конфликтов служат самым эффективным инструментом обеспечения прочного мира. Новым моментом является и то, что в последнее время мандаты на поддержание мира выходят за рамки классических миссий прошлого, подразумевающих размещение легковооруженных сил между армиями, и предполагают оказание помощи местным властям в самых разных областях. Это может быть предоставление гуманитарной помощи и решение минной проблемы; разоружение, демобилизация и реинтеграция комбатантов, обучение полицейских и судебных работников, наблюдение за осуществлением прав человека, оказание помощи в проведении выборов и укрепление национальных учреждений для обеспечения того, чтобы будущие проблемы решались демократическим путем без применения насилия. В докладе подчеркивается, что ключевыми факторами успешного поддержания мира по-прежнему являются воля вовлеченных сторон, реально осуществимые мандаты, основанные на четко понимаемой и единой глобальной стратегии, и готовность поддержать эти мандаты политическими средствами и предоставлением надлежащих людских и материальных ресурсов. В целом в результате анализа основных направлений деятельности ООН Генеральный секретарь приходит к выводу, что ООН является абсолютно необходимым инструментом международного сотрудничества. Весьма содержательным оказался доклад Генерального секретаря о работе ООН за 2002 г.69. В нем отмечается, что после террористических нападений в США 11 сентября 2001 г. международное сообщество сконцентрировало внимание на сложной задаче - выработке широкой стратегии искоренения терроризма и мобилизации международных усилий в рамках глобальной борьбы с этим злом. Было подчеркнуто, что, выполняя свою роль универсальной организации, ООН способствовала формированию принципов и практики многосторонности и является уникальным инструментом, позволяющим миру решать сложнейшие глобальные проблемы, которые требуют объединения ресурсов и сотрудничества всех стран. Справедливо указывается, что ООН обеспечивает общие структуры и институты, благодаря которым мировое сообщество может отстаивать совместные глубокие универсальные общечеловеческие интересы. Присуждение ООН Нобелевской премии мира в 100-летнюю годовщину учреждения этой премии стало должным признанием роли Организации как инструмента установления и поддержания мира и поощрения прав человека. В докладе приводится заявление Нобелевского комитета, что «единственный основанный на переговорах путь к международному миру и сотрудничеству проходит через Организацию Объединенных Наций». Вместе с тем в докладе справедливо указывается, что ООН является несовершенным институтом с ограниченными возможностями и что каждое государство-член кровно заинтересовано в обеспечении того, чтобы ООН продолжала упорно добиваться достижения своих целей. Выбор, стоящий перед ООН и мировым сообществом, ясен и четок: либо мы можем продолжать наращивать усилия по обеспечению международного порядка и справедливости через переговоры и консенсус, либо мы можем вернуться в прошлое, когда конфликты интересов между государствами разрешались с помощью иных средств. Важное место в докладе уделяется укреплению сотрудничества ООН с региональными организациями и механизмами. За последние несколько лет на совещаниях высокого уровня были разработаны практические рамки сотрудничества, в частности, в области предотвращения конфликтов и миростроительства в различных регионах мира -в Африканском Союзе, в Европе и в Азии. Так, механизм проведения ежегодных консультаций высокого уровня между ООН, ОБСЕ и Советом Европы был еще более усилен благодаря участию в нем Европейского Союза и Европейской Комиссии, в результате чего этот процесс называют сейчас «трехсторонний плюс». Укрепляются механизмы регионального сотрудничества в Центральной Азии. Так, в начале июня 2002 г. после десяти лет интенсивных обсуждений 16 стран Азии собрались в Алма-Ате на свой первый саммит, на котором была создана новая региональная организация - Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Несколько дней спустя руководители Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Казахстан, Китай, Киргизтан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, подписали уставной документ о преобразовании этой группы в полномасштабную международную организацию с постоянным секретариатом в Пекине. В докладе отмечается активизация работы ООН по борьбе с терроризмом и важное значение резолюции Совета Безопасности 1373 (2001), которая возложила на все государства-члены обязанности по пресечению и предотвращению терроризма и учредила Контртеррористический комитет для контроля за осуществлением этой резолюции. В докладе приветствуется подписание 24 мая 2002 г. Московского договора между США и Россией как шаг на пути к сокращению стратегических ядерных потенциалов. Однако, по мнению Генерального секретаря, мир стал бы более безопасным, а отношения между странами более стабильными, если бы сокращения приняли необратимый, транспарентный и поддающийся контролю характер. Эти требования имеют особую важность в свете прекращения действия 13 июня 2002 г. двустороннего Договора по противоракетной обороне, который на протяжении 30 лет был краеугольным камнем обеспечения стратегической стабильности. Еще одним источником серьезной озабоченности является резкий рост общих военных расходов, которые сейчас составляют, по оценкам, свыше 800 млрд долларов США. Важное место в докладе отводится проблемам сотрудничества государств во имя достижения целей в области устойчивого развития. В этой связи отмечается большое значение проведенной в марте 2002 г. в Монтеррее (Мексика) Международной конференции по финансированию развития, на которой главы государств и правительств достигли Монтеррейского консенсуса, где излагались меры по мобилизации внутренних и международных финансовых ресурсов в целях развития, расширения международной торговли как движущей силы развития и обеспечения международного финансового и технического сотрудничества в целях устойчивого развития. Большой интерес представляет доклад Генерального секретаря о работе ООН за 2003 г.10. В нем существенное внимание уделяется повышению роли ООН в мировых делах. В докладе отмечаются непрерывное увеличение числа и расширение масштабов задач, которые ООН решает в различных областях, таких как мир и безопасность, экологическое и социальное развитие и др. Особо подчеркивается, что 2003 г. был, несомненно, трудным годом для ООН, поскольку война в Ираке подвергла серьезному испытанию принцип коллективной безопасности и проверила Организацию на стойкость. За 58 лет существования ООН редко высказывались такие мрачные прогнозы по ее поводу. В частности, некоторые стали предрекать скорый развал ООН. Вместе с тем указывалось, что ООН не является вещью в себе, она служит скорее инструментом для достижения общих целей. Сила и действенность ООН зависят от активной поддержки со стороны входящих в нее государств-членов и проводимой ими политики. В 2003 г. ООН в рамках своей деятельности по обеспечению мира и безопасности основное внимание уделяла предотвращению и разрешению конфликтов и оказанию помощи странам, выходящим из состояния конфликта. В то время, как ООН пытались решить множество новых сложных задач в этой области, глубокую озабоченность продолжали вызывать такие проблемы, как терроризм и распространение оружия массового уничтожения. Война в Ираке четко показала, насколько быстро может измениться обстановка в плане безопасности, а также насколько расходятся взгляды на то, как следует поддержать международный мир и безопасность. В докладе отмечается, что сложный характер нынешних угроз миру и безопасности побудил ООН все большей концентрировать внимание на тематических вопросах. Свидетельством тому служит введенная Советом Безопасности практика созывать открытые заседания по таким вопросам, как гражданские лица в вооруженном конфликте и стрелковое оружие, дети и вооруженные конфликты и др. Особо подчеркивается, что средства, которыми ООН может воспользоваться для выполнения своих обязанностей в сфере международного мира и безопасности, разнообразны - от превентивной дипломатии до установления мира, поддержания мира и миростроитель-ства, и на практике вопросы, относящиеся к этим четырем областям деятельности, неразрывно связаны между собой. В докладе обращается внимание на проводимые с 1994 г. раз в два года совещания ООН с региональными организациями и указывается на созыв в июле 2003 г. пятого совещания высокого уровня по теме «Новые вызовы миру и безопасности, включая международный терроризм». В 2003 г. ООН неоднократно устанавливала с региональными организациями партнерские отношения нового типа. Например, Евросоюз и ООН объединили свои усилия в Демократической Республике Конго, где в июне 2003 г. под эгидой Совета Безопасности были развернуты силы Евросоюза для поддержания мира в районе Итури. Важное место в докладе отводится проблеме разоружения. Отмечается, в частности, что свод многосторонних норм в области разоружения постепенно подвергнется эрозии вследствие ослабления международной воли, а структуры, создаваемые в целях обсуждения и согласования дальнейших мер, по-прежнему пребывают в состоянии застоя. В докладе выражается озабоченность в связи с тем, что так давно находится в тупике Конференция по разоружению и что из-за отсутствия согласия по ее программе вновь оказалась заблокированной работа по вопросам существа, причем даже по тем вопросам, по которым существует консенсус, позволяющий начать переговоры. Несмотря на все недостатки, ООН, как подчеркивается в докладе, позитивным и практическим образом содействует международной стабильности и прогрессу и тем самым реально влияет на жизнь конкретных людей во всем мире. Предыдущая деятельность ООН показывает, что система является чрезвычайно гибкой. Организации следует поддерживать свою способность адаптироваться с учетом новых вызовов и глобальных условий, сохраняя одновременно верность целям и принципам Устава ООН. В докладе Генерального секретаря о работе ООН в 2004 г.71 отмечается возрастающая востребованность ООН в деле миростроительства и поддержания мира, а также укрепление центральной роли ООН в мировых делах. На своей возобновленной 10-й специальной сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию ES-10/13 от 21 октября 2003 г., в которой потребовала, чтобы Израиль немедленно прекратил и обратил вспять процесс строительства стены на оккупированной палестинской территории, в том числе в Восточном Иерусалиме и вокруг него. Генеральная Ассамблея 8 декабря 2003 г. приняла резолюцию ES-10/14, в которой просила Международный Суд в срочном порядке дать консультативное заключение относительно правовых последствий строительства стены. Международный Суд 9 июля 2004 г. вынес свое консультативное заключение, в котором постановил, что маршрут прохождения стены на оккупированной палестинской территории противоречит международному праву и что Израиль обязан прекратить строительство стены, демонтировать уже построенные участки и возместить весь ущерб, причиненный палестинскому имуществу. Он также постановил, что государства обязаны не признавать это незаконное положение и обеспечить соблюдение Израилем международного права согласно четвертой Женевской конвенции. Суд указал, что Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности должны рассмотреть дальнейшие меры. Генеральная Ассамблея вновь созвала свою сессию и 20 июля 2004 г. приняла резолюцию ES-10/15, в которой признала консультативное заключение, потребовала, чтобы Израиль соблюдал свои правовые обязательства, упомянутые в заключении, призвала государства-члены также соблюдать свои правовые обязательства и просила Генерального секретаря создать реестр ущерба, причиненного в результате строительства стены. В докладе указывается, что возрос спрос на деятельность ООН по поддержанию мира благодаря созданию новых и комплексных операций в Либерии, Кот-д'Ивуаре, Бурунди и Гаити. По состоянию на июль 2004 г. ООН имела более 56 тыс. миротворцев, включая военнослужащих, военных наблюдателей и гражданскую полицию, развернутых в составе 16 операций по всему миру. В докладе обращается внимание на сохраняющуюся угрозу для международного мира и безопасности, создаваемую терроризмом, и на необходимость широкого международного сотрудничества для противодействия ему. Учрежденный резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности Контртеррористический комитет в течение этого периода инициировал процесс активизации деятельности, который завершился в марте 2004 г. принятием резолюции 1535 Совета Безопасности, направленной на расширение сферы действия и повышение эффективности комитета. В соответствии с этой резолюцией 14 мая Генеральный секретарь ООН назначил директора-исполнителя Исполнительного директората Контртеррористического комитета. Рассмотрение идей генеральных секретарей ООН, отраженных в их ежегодных докладах, ясно показывает, насколько важным и ответственным является вопрос о назначении Генерального секретаря. Разделяя мнение Генерального секретаря ООН о необходимости повышения действенности ООН, нельзя в то же время не учитывать, что достигнуть этого можно не посредством изменений Устава и сложившегося на его основе механизма по поддержанию международного мира и безопасности, а лишь на основе строгого и неуклонного соблюдения положений Устава ООН всеми государствами, более полного использования заложенных в нем возможностей и резервов. Практика показывает, что не в каких-то несовершенствах Устава кроются причины того, что многие полезные решения Совета Безопасности и других органов ООН остаются невыполненными, а в ряде районов мира сохраняются и возникают новые очаги военной опасности. Такое положение вызвано тем, что некоторые государства -члены ООН, прежде всего США и другие западные державы, не соблюдают положения Устава. Поэтому крайне важно еще активнее использовать весь потенциал Организации Объединенных Наций для оказания политического давления на тех, кто попирает положения Устава ООН, игнорирует решения Совета Безопасности и действует вразрез с целями и принципами Устава. Для того чтобы подтолкнуть Генерального секретаря ООН к активным действиям в обход Устава ООН, западные теоретики выдвигают тезис о якобы существующем «вакууме в коллективной безопасности», вызванном разногласиями среди постоянных членов Совета Безопасности, нежеланием государств обращаться к помощи предусмотренных Уставом ООН механизмов мирного урегулирования споров и отсутствием с их стороны уважения к решениям Совета Безопасности. Понимая всю шаткость предложенных ими толкований статей Устава ООН и стремясь создать видимость объективности, западные идеологи дают и реалистические оценки функций Генерального секретаря. Так, они справедливо отмечают: все, что Генеральный секретарь может сделать, - это толковать как можно добросовестнее директивы компетентных органов, а также права и обязанности ООН в соответствии с международным правом. Но это, видимо, не вполне их удовлетворяет, и они все чаще, особенно в последнее время, продвигают идею расширения полномочий Генерального секретаря исходя из чисто практических потребностей. Они пытаются побудить Генерального секретаря ООН активизировать свою деятельность. В западной прессе нередко задавался вопрос, почему Генеральный секретарь ООН не становится все более активным. Характерным является ответ, который дал на этот вопрос К. Вальдхайм: «Генеральный секретарь, который является чересчур активным, не продержится и года»72. В целом анализ трудов западных юристов и политиков позволяет заключить, что содержащиеся в них основные выводы и соображения покоятся на высказываниях еще первых генеральных секретарей ООН Т. Ли и Д. Хаммаршельда. Многие их тезисы и предложения не вытекают из Устава ООН, а лишь отражают стремление западных стран использовать институт Генерального секретаря исключительно в своекорыстных интересах. Практика деятельности первых двух генеральных секретарей показывает, к чему могут привести попытки обойти Устав ООН, дать его положениям превратное, искаженное толкование. За прошедшие годы коренным образом изменились обстановка в мире и соотношение сил в самой ООН. Поэтому расчеты западных стран на использование в своих односторонних интересах Генерального секретаря в новых условиях не имеют под собой никакой почвы и определенно обречены на провал.
|