![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные признаки и характерные особенности нового поколения конфликтов
Сейчас уже всеми признается, что мир стал свидетелем «нового поколения» конфликтов и кризисов, способных привести ко всемирному хаосу и нескончаемой череде массовых убийств и материальных разрушений. Новые конфликты в настоящее время стали предметом пристального внимания и изучения не только со стороны отдельных исследователей и государственных деятелей, но и групп государств и практически всех международных организаций, прежде всего такой уникальной, как Организация Объединенных Наций. Хотя каждый в отдельности конфликт и имеет присущие только ему специфические черты, все же, очевидно, можно говорить и о ряде характерных типичных особенностей этой категории конфликтов10. Многие характерные черты конфликтов в значительной степени обусловлены причинами, породившими эти конфликты, и несут на себе их несмываемую печать. Прежде всего, конфликты, в отличие от прошлого, возникают, как правило, внутри государств, между группами населения и обычно не связаны с какими-либо идеологическими или политическими разногласиями. Это обстоятельство иногда весьма затрудняет обнаружение очагов зарождающихся конфликтов, которые внешне могут вспыхнуть совершенно внезапно и в нескольких местах, и осложняет меры по их локализации и деэскалации. Следует учитывать и такую особенность этих конфликтов, как их, по существу, полная «несвязанность» с международным правом и проистекающая отсюда уверенность сторон в конфликте, граничащая с заблуждением, что эти конфликты могут быть решены только военным или в крайнем случае политическим путем. Потому-то многие конфликты остаются, несмотря на многочисленные попытки, неурегулированными и в лучшем случае просто «замораживаются». Одним из признаков таких конфликтов является их не идеологическая, политическая (хотя отдельные элементы и могут присутствовать), а главным образом межрелигиозная, межконфессиональная, национальная, экономическая и территориальная «окраска». А это чрезвычайно утяжеляет, а иногда и исключает возможность принятия мер по их предупреждению и заблаговременному отслеживанию. В самом деле, подобные конфликты в рамках федеративного государства если и возникали, то их удавалось быстро и эффективно «гасить» в основном федеральными средствами, в соответствии с внутренним правом, без какой-либо помощи извне. В случае же распада государства такие конфликты приобретают совершенно новые особенности, измерения и интенсивность, а попытки решать их с помощью третьей стороны приводят, как показывает уже существующий опыт, к их дальнейшей эскалации и резкому обострению противостояния враждующих сторон. Пример с урегулированием нагорно-карабахского конфликта является наглядным тому подтверждением. Характерно, что в условиях существования федеративного Советского Союза область Нагорный Карабах, по всеобщему признанию, была образцом мирного соседства разных проживающих в ней национальностей, а сейчас эта же область превратилась в кровоточащую рану, залечить которую стараниями многочисленных посредников со стороны не удается, да и вряд ли удастся в ближайшем будущем. Одна из особенностей такого рода конфликтов состоит и в том, что в отличие от «классических» конфликтов, где противоборствующие силы имеют более или менее четко выраженные фронтовые линии, разного рода фортификационные сооружения, службу тыла и т.д., зона или область конфликтов нового поколения нередко напоминает «шкуру леопарда» - без ясно установленных линий разъединения, разграничения на местности, без своеобразного водораздела противостояния. Примером может служить, в частности, положение, сложившееся в Боснии и Герцеговине, где все настолько переплетено и запутано, что практически невозможно установить «стороны» и контакты между ними, организовать переговоры и т.д. А это значительно осложняет проведение мер по раннему предупреждению вспышек конфликтов, выявлению спорных вопросов и урегулированию таких вопросов между враждующими группировками и кланами. Состояние неопределенности и хаоса самым губительным образом сказывается на экономической и социальной жизни общества, дезорганизует деятельность транспорта, связи, служб здравоохранения, образования и т.д. и тем самым создает дополнительные трудности и помехи нормальному жизнеобеспечению населения территории, где имеет место конфликт. Непременными спутниками конфликтов такого рода являются практически полное разрушение сельскохозяйственного и промышленного производства, обнищание населения, голод, болезни, отчаяние и безысходность, что, в свою очередь, становится питательной средой для возникновения вражды, ненависти, насилия и новых вспышек конфликтов. Важной характеристикой новых конфликтов является отсутствие четкого определения признанных, законных авторитетных представителей сторон в конфликте, что ставит в тяжелое положение и посредников, и международные организации в их усилиях наладить связи и вовлечь в переговоры представителей враждующих группировок, кланов и формирований. Один из примеров такого положения - ситуация в Сомали, где существуют около 26 различных кланов и групп и где долгое время не удавалось установить связь с отдельными враждующими группировками и кланами, выявить существующие между ними политические разногласия, чтобы посадить в конце концов за стол переговоров в Аддис-Абебе. Отсутствие общего или единого порядка подчинения и сложность идентификации реального носителя власти приводили и приводят к серьезным трудностям в налаживании прямого диалога с реальным, а не формальным руководством различных движений, групп, кланов. Даже если удавалось установить контакты и диалог с такими неправительственными группами и образованиями и в конечном счете заключить соглашение, например о прекращении огня, то оно не соблюдалось на более низких уровнях, что усугубляло и без того сложную обстановку в районе конфликта. Необходимость иметь дело в конфликтах не с государственными структурами власти, а с неправительственными образованиями или иррегулярными группами заметно затрудняет и сам процесс урегулирования конфликтов. На это обстоятельство, в частности, обращал внимание Генеральный секретарь ООН Бутрос Б. Гали в своем ежегодном докладе о работе Организации в 1992 г. Говоря о трудностях урегулирования конфликтов подобного рода со стороны ООН, в том числе с помощью операций по поддержанию мира, он отмечал: «Зачастую эти образования или группы, не получившие международного признания, сталкиваются с препятствиями, когда речь идет о праве участвовать в мирных конференциях или межправительственных консультациях, и поэтому не всегда являются участниками политических соглашений, закладывающих основу для создания сил по поддержанию мира. Кроме того, нередко руководство этих групп находится в географически отдаленных районах и не имеет налаженной связи с командующим Силами Организации Объединенных Наций. Сам их статус может, в свою очередь, приводить к тому, что у них складывается в целом недоверчивое отношение к внешнему миру, в особенности к межправительственным структурам, и они в меньшей степени восприимчивы к влиянию извне, а их зачастую более затрудняет получение, когда это необходимо, достоверной информации о местах расположения, численности комбатантов или арсенале вооружений»11. Из сказанного Генеральный секретарь ООН делает справедливый вывод, что новые формы конфликтов порождают и требуют новых форм миротворческих операций. И в последние годы ООН перешла от традиционного «классического» типа операций по поддержанию мира, в основном связанных с использованием военного персонала, к новым формам миротворческих акций, имеющих нередко многокомпонентный характер. Так, ООН гораздо чаще, чем раньше, направляла миссии по установлению фактов и специальных представителей Генерального секретаря ООН. Чаще, нежели раньше, проходило развертывание групп наблюдателей под эгидой ООН и проводились операции по поддержанию мира, в которых были задействованы значительные военные и полицейские контингенты ООН, а также гражданские специалисты в самых разных областях человеческой деятельности. Новым видом миротворческой деятельности ООН в целях улаживания современных конфликтов стала организация крупных гуманитарных операций, охватывающих иногда миллионы беженцев и перемещенных лиц (в частности, в Камбодже, Сомали), участие ООН в создании механизмов выборов и стимулировании активности населения, а в ряде случаев даже в оказании консультативной и иной помощи в разработке конституций (например, в Камбодже, Югославии и др.). Во всех этих миротворческих акциях ООН были задействованы многие учреждения, а сами операции являлись многокомпонентными, были сопряжены, несмотря на специфику каждой из них, с участием в урегулировании конфликта не связанных с правительством сторон и требовали комплексного подхода. Говоря о попытках ООН и других международных организаций урегулировать новые категории конфликтов и споров, нельзя не признать, что иногда они были неудачными, а в некоторых случаях приводили к разжиганию конфликтов и эскалации насилия, обострению вражды и дестабилизации обстановки в ряде районов земного шара, в том числе на европейском континенте. Более того, ООН и другие международные организации все чаще поддаются искушению решать конфликты и споры карательно-полицейскими и военно-силовыми методами, навязывать условия разрешения таких споров и конфликтов с помощью вооруженной силы. А методы такого рода, как показывает история, всегда оказывались контрпродуктивными и лишь загоняли конфликты вглубь, закладывая тем самым мины замедленного действия под всю систему международных отношений. Другим важным следствием этого наметившегося интервенционистского, воинственного уклона в деятельности ООН и других международных организаций стало резкая потеря веры в эффективность и способность таких организаций добиваться прочного, справедливого, беспристрастного в соответствии с международным правом разрешения новых конфликтов и споров. В результате в международных отношениях все больше утверждается культ насилия и силы, принуждение к миру становится распространенным лозунгом дня, а принципы и нормы Устава ООН и международного права предаются забвению. Все это грозит привести человеческое общество к состоянию, которое в свое время характеризовалось Т.Гоббсом как война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Некоторые исследователи и политические деятели вообще сравнивают нынешнее положение дел на планете с состоянием накануне новой мировой войны, после которой не будет ни победителей, ни побежденных, а человечество окажется отброшенным на несколько столетий назад. Поэтому следовало бы, пока не поздно, отказаться от военно-силовых методов решения споров и конфликтов, отрешиться от попыток навязывать силой условия урегулирования конфликтов, больше полагаться на достижение взаимоприемлемых договоренностей между самими противоборствующими сторонами, добиваться не временных политически мотивированных «планов» и «схем» урегулирования, а полнокровных, учитывающих интересы обеих сторон и основанных на принципах и нормах международного права соглашений. Одной из специфических черт нынешних конфликтов является неконтролируемое использование противопехотных, противотанковых и иных мин, которые приносят неисчислимые страдания гражданскому населению и жертвами которых становятся ни в чем не повинные старики, женщины и дети. Взрывы противопехотных мин ежегодно уносят тысячи жизней и ведут к появлению большого количества раненых и инвалидов, в том числе среди детей. Так, среди раненых в Камбодже и Афганистане дети составляют 23%, а в Сомали - даже более 74%. В вооруженных конфликтах взрывные устройства все чаще преднамеренно используются против мирных жителей в качестве средства устрашения. Цель такой варварской тактики - лишить людей возможности возделывать землю, заниматься производственной деятельностью, заставить их покинуть обжитые места, не допустить возвращения беженцев. В результате серьезный урон несет экономика, а обширные территории остаются недоступными и закрытыми для хозяйственной деятельности. Эксперты Международного комитета Красного Креста видят в этом одну из причин трудного положения с продовольствием в Анголе, Мозамбике, Камбодже и других районах конфликтов. Проблема неконтролируемого минирования и установки взрывных устройств является острой не только для конфликтных зон, она имеет и международные аспекты. Один из них состоит в следующем: чем больше раненых и изувеченных среди населения, тем острее необходимость оказания гуманитарной и технической помощи. В то же время ее оказание со стороны гуманитарных организаций и фондов, не говоря уже о ее огромной стоимости, связано с большими трудностями и риском для жизни и здоровья служащих и сотрудников таких организаций и фондов. Так, только за десять дней с 25 января по 5 февраля 1993 г. з странах Африки - Сенегале, Мозамбике, Сомали - в результате взрывов мин 13 сотрудников гуманитарных организаций погибли, а 10 получили ранения. О широком распространении бесконтрольного использования сторонами в вооруженных конфликтах изуверской и бесчеловечной практики установки взрывных устройств, приводящих к огромному числу убитых, раненых и искалеченных, свидетельствуют многочисленные факты последнего времени, причем можно предполагать, что угроза жизни и здоровью людей от мин сохранится еще на долгие годы и в будущем. По оценкам Международного комитета Красного Креста, ныне на пяти континентах насчитывается более 200 млн мин. Из них 20 млн было установлено в Анголе, 10 млн - в Афганистане, 4, 5 млн - в бывшей Югославии. Как следует из выступления Исполнительного директора ЮНИСЕФ от 5 сентября 1997 г., в настоящее время каждый месяц от мин погибают или становятся калеками 2 тыс. человек и с 1975 г. число жертв превысило 1 млн. При этом производство одной мины стоит от 3 до 10 долларов, а затраты на ее обезвреживание составляют свыше 1 тыс. долларов. Поскольку взрывные устройства, которые бесконтрольно устанавливаются сегодня, представляют опасность не только для ныне живущих людей, но и для будущих поколений, необходимо учитывать этот аспект при урегулировании любого вооруженного конфликта. Хотя разминирование и обезвреживание взрывных устройств требует огромных материальных и финансовых затрат, но эти затраты окупятся сторицей как с точки зрения сохранения жизни и здоровья людей, так и в плане обеспечения долговременного прочного урегулирования конфликта. Не случайно в состав персонала проводимых в последнее время операций ООН по поддержанию мира включаются в качестве составной части саперные подразделения и специалисты по разминированию. Есть все основания полагать, что практика использования специалистов по разминированию при урегулировании конфликтов будет не только сохранена, но и расширена. Характерной чертой споров и конфликтов последнего времени является то, что, как правило, они порождают массовые миграции. Все увеличивающееся число конфликтов, их затяжной характер и интенсивность приводят к появлению огромной массы людей, перемещенных в рамках своей страны или за ее пределы, беженцев и лиц, просящих убежище. Генеральный секретарь ООН X. Перес де Куэльяр в своем последнем ежегодном докладе о работе Организации (1991 г.) отмечал, что из-за конфликтов покинуть места своего проживания были вынуждены почти 37 млн человек12. Все увеличивающийся поток беженцев не обошел стороной и европейский континент. Одна только война в Хорватии, в Боснии и Герцеговине согнала с мест свыше 2 млн человек. Огромные массы беженцев и перемещенных лиц появились и на территории бывшего Советского Союза. Из-за разрушения в ходе военных конфликтов городов и сел, порожденной войной изоляции общин от источников товаров первой необходимости, нарушения нормальной жизни людей возникают серьезные социальные проблемы, результатом которых являются нищета, бездомность и голод в крупных масштабах. В отличие от массовых миграций в прошлом, которые были в основном переселением в новые земли, а не в «старые общества», сегодняшняя волна беженцев и иммигрантов захватывает преимущественно индустриально развитые государства Европы, и ее разрушительные последствия начинают ощущать, в частности, страны Европейского Союза. Согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 1992 г., число лиц, просящих убежище, и иммигрантов в страны ЕС достигло 556 947 человек, из них 64% являлись выходцами из других европейских государств, главным образом из бывшей Югославии и стран Восточной Европы. При этом число беженцев и лиц, ищущих убежище в странах ЕС, из государств Восточной Европы почти удвоилось - с 186 659 человек в 1991 г. до 356 720 в 1992 г. В одной только Германии в 1992 г. запросили убежище 437 996 человек, причем три четверти из них являлись беженцами из Восточной Европы13. Такой наплыв беженцев приводит к дестабилизации общественной жизни, взрывам насилия, беспорядкам, как показывают, например, антитурецкие выступления в Германии. Это, в свою очередь, вынуждает ряд европейских стран (Германия, Франция и др.) принимать жесткие антииммиграционные законы. Кроме того, решение проблемы беженцев и перемещенных лиц, являющейся прямым следствием вооруженных конфликтов, требует все больше материальных и финансовых средств, что непосильным бременем ложится в первую очередь на развитые страны. В настоящее время общепризнано: прочное урегулирование споров и конфликтов невозможно без надлежащего решения вопроса о беженцах и перемещенных лицах. Эта важная сторона дела, как показывает практика, учитывается фактически во всех одобренных ООН планах урегулирования региональных конфликтов. Нельзя не видеть, что подавляющее большинство споров и конфликтов в Европе, да и во всем мире, проистекает из-за игнорирования и нарушения жизненных интересов и прав этнических меньшинств. Это, в свою очередь, вызывает появление такого относительно нового признака возникающих в последнее время конфликтов, как агрессивный национализм и воинствующий сепаратизм, который угрожает как внутренней целостности многих государств, так и международной безопасности в целом. Проявления агрессивного национализма имеют место практически в каждом из существующих в настоящее время конфликтов в Европе, да и за ее пределами. Наиболее отвратительным проявлением агрессивного национализма является практика «этнической чистки» и связанных с ней зверств, насилия, убийств ни в чем не повинных стариков, женщин, детей, бессмысленного разрушения и уничтожения материальных ценностей, что способно дезорганизовать общественную жизнь государств, привести к расколу и дроблению стран на все более мелкие этнические части. Перед государствами Европы, таким образом, возникла угроза нестабильности, которая может вызвать множество новых войн между соседями, подобных кровавым конфликтам в Югославии или между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Тлетворное влияние агрессивного национализма и сепаратизма сказывается не только в Европе, агрессивный национализм оставляет кровавый след по всему миру. Мировое сообщество оказалось не подготовленным к борьбе с этим опасным явлением и, как представляется, не вполне осознает его огромную разрушительную силу. А ведь если вовремя не принять эффективных мер, то может произойти непоправимое: мир будет ввергнут в хаос и смуту и окажется просто неуправляемым. Ведь уже сейчас по всему земному шару различные по численности этнические группы и национальные меньшинства, насчитывающие иногда несколько десятков тысяч человек, заявляют о своих правах на некогда принадлежавшие им земли и территории, требуют и зачастую добиваются самостоятельности и независимости - обладания собственным флагом, армией, валютой - и в конечном счете становятся членами ООН и других международных организаций. Учитывая, что, по подсчетам ученых, в настоящее время на планете проживают 3 тыс. народов и народностей, а государств насчитывается немногим более 190 и из них 191 являются членами ООН, нетрудно себе представить, к каким результатам способен привести начавшийся процесс атомизации человечества, проходящий в обстановке беспорядков, смут и гражданских войн, если на пути этого разрушительного процесса не поставить надежный заслон. Ведь тогда на месте стабильных и жизнеспособных федеративных государств возникнет несметное количество (по некоторым оценкам, свыше двух с половиной тысяч) карликовых мини-государств, которые окажу! -ся не в состоянии содержать себя экономически и смогут выжить и кое-как существовать лишь с помощью более богатых и экономически процветающих стран. О том, что это не умозрительная, гипотетическая угроза, а совершенно реальная опасность, особенно для европейских государств, свидетельствует трагический опыт Югославии, Советского Союза, стран Восточной Европы. И вопрос сейчас состоит лишь в том, кто будет следующей жертвой раскола или фрагментации государства -Великобритания, Канада, Италия, Франция, Испания или какая-то другая страна. Возникает и такой вопрос: не совершили ли, например, государства Евросоюза роковой ошибки, отказавшись от защиты единства Югославии и поспешив с признанием независимости наскоро созданных ее составных частей? И, вообще, не является ли единое федеративное государство лучшей из придуманных человечеством в ходе его исторического развития правовой формой улаживания межэтнических и межконфессиональных споров и разногласий и обеспечения стабильности и мира? Специфической особенностью вооруженных конфликтов последнего времени является и'то, что они сопровождаются, как правило, прогрессирующим кризисом и развалом властных и общественных структур, унаследованных от прошлого. А это создает труднопреодолимые препятствия для согласования условий и принципов урегулирования таких конфликтов. Нередко дело в лучшем случае ограничивается достижением так называемых политических договоренностей о прекращении огня, отводе и разграничении сил противоборствующих сторон и т.д. При всем положительном значении подобных договоренностей они страдают тем существенным недостатком, что являются конъюнктурными, не основанными на международно-правовых принципах и нормах и не связывают стороны конкретными юридическими обязательствами. Учитывая, что нередко не ясен правовой статус сторон в конфликте, достигнутые политические договоренности оказываются лишь своеобразными совместными заявлениями о намерениях сторон, а не юридически обязательными соглашениями. Больше того, такие договоренности при быстром изменении политической обстановки и частой смене либо перестановке лиц в руководящем звене, представляющем ту или иную сторону, превращаются в пустой звук или простой листок бумаги, который не только не приближает, а, наоборот, отдаляет достижение прочного урегулирования конфликта. Это особенно отчетливо проявляется в в ходе внутренних конфликтов на территории Африки, Закавказья и других регионах. Важной особенностью новых конфликтов является наличие в зоне конфликта наряду с военнослужащими не контролируемых ни одной из сторон групп вооруженных людей - добровольцев, партизан, наемников, а то и просто бандитов и террористов. Примером такого положения могла бы служить ситуация в конце 1992 г. в Таджикистане, где существовали различные военно-политические группировки, племенные кланы, вооруженные банды. В результате бывает трудно локализовать силы сторон и даже определить, откуда нападают бандиты и откуда ведут огонь. Это создает невероятные сложности для полиции и сил поддержания порядка и законности, в том числе для предпринимаемых органами ООН и СБСЕ миротворческих и гуманитарных акций. Нельзя не признать, что наличие большого числа иррегулярных сил, не контролируемых властями сторон военных и полувоенных групп, участие в конфликте террористических, диверсионных, а нередко и бандитских формирований создает в районе конфликта обстановку ничем не сдерживаемого произвола, насилия, неуверенности и безысходности, дезорганизует деятельность хозяйственных, культурных, образовательных и торговых учреждений, парализует работу правоохранительных органов. Не удивительно, что в таких обстоятельствах нередко сводятся на нет любые самые искренние попытки и усилия по нормализации обстановки, наведению мостов взаимопонимания и согласия между конфликтующими сторонами. И уж, разумеется, ни о каком соблюдении элементарных принципов демократии даже говорить не приходится, ибо обстановка напоминает самые мрачные времена Средневековья. Специфической чертой конфликтов нового поколения является и то, что сторонами в конфликте систематически нарушаются, причем в самой грубой форме, основополагающие нормы международного гуманитарного права, законы и обычаи ведения военных действий, совершаются чудовищные преступления против гражданских лиц. Вооруженные силы сторон в конфликте используют друг против друга самые современные виды оружия, в том числе и такие, которые запрещены международным правом как приносящие излишние страдания и имеющие неизбирательное действие. При этом жертвами в конфликтах становятся не только военнослужащие, но и. гражданское население. Часто используется бесчеловечная практика взятия заложников и убийства заложников. Нередко в ходе военных действий используется «живой щит» из стариков, женщин и детей. Широко практикуются террористические акции, например в Северной Ирландии и в Испании, против отдельных лиц, взрывы зданий, начиненных взрывчаткой машин в местах скопления людей, в результате гибнет огромное число невинных граждан. Фактически игнорируются все международные конвенции и соглашения, в том числе Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений и о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г. и 1907 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и дополнительные протоколы к ним 1977 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Гаагская конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и др. Обращает на себя внимание невероятная жестокость и бесчеловечность совершаемых в ходе вооруженных конфликтов действий и преступлений. Пленные и гражданские лица подвергаются варварским пыткам и издевательствам, людей убивают без суда и следствия, целые деревни и города отдаются на разграбление и сжигаются, жители изгоняются с насиженных мест, совершаются массовые изнасилования и истязания женщин, разрушаются исторические памятники и культурные ценности. Варварство, цинизм, безжалостное истребление людей, зверства, насилие и издевательства становятся нормой поведения сторон в конфликте, а призывы к благоразумию, человеколюбию, миру и согласию остаются гласом вопиющего в пустыне. В этой связи Генеральный секретарь ООН К. Аннан справедливо указывал в своем докладе о работе Организации в 1997 г.14, что удручающая особенность отдельных недавних конфликтных ситуаций заключается в том, что для достижения стратегических преимуществ комбатанты стали использовать гуманитарное присутствие и тем самым манипулировать им. Хуже того, прямой мишенью комбатантов становится гражданское население, а сотрудники по оказанию гуманитарной помощи подвергаются домогательствам, угрозе взятия в заложники, изнасилования и даже убийства. Для решения проблемы этого растущего числа посягательств на жизнь и попрания международных норм необходима помощь государств. В качестве первого шага Совет Безопасности уже выступил с решительным осуждением нападений на беженцев и других гражданских лиц и призвал стороны в конфликтах строго соблюдать нормы гуманитарного права. И здесь необходимо произвести всестороннюю оценку моральных и стратегических аспектов, а также аспектов физической безопасности этих угроз самой основе гуманитарной миссии ООН. Рассмотрение основных особенностей ликвидации вооруженных конфликтов, связанных с межэтническими, межконфессиональными, территориальными и иными противоречиями, позволяет сделать вывод, что вопрос об их ликвидации выходит далеко за рамки рядового локального масштаба и все больше приобретает признаки крупной транснациональной проблемы, касающейся не только стран Европы, но и всего международного сообщества и создающей серьезную угрозу как миру и стабильности в отдельных регионах, так и международной безопасности в целом. Соответственно, как представляется, к разрешению этой животрепещущей проблемы должны быть подключены не односторонние партикулярные усилия одного-двух или группы государств, а скоординированные реальные и эффективные действия всего мирового сообщества, включая, разумеется, меры и миротворческие механизмы ООН, ОБСЕ и других международных организаций. При этом настала пора отрешиться от ставки на силу, от искушения добиться односторонних сиюминутных выгод и от импровизации. Пора поставить дело урегулирования конфликтов на солидную международно-правовую базу. Чтобы положить конец вызываемой вооруженными конфликтами варварской волне насилия, разрушений и надругательств над элементарными правами человека, международное сообщество должно принять безотлагательные и энергичные меры и противопоставить опасным проявлениям агрессивного национализма, расовой, национальной и религиозной нетерпимости коллективную решимость демократических государств строго следовать принципам и нормам международного права. Необходимо продумать новые механизмы, методы и средства, предотвращения и урегулирования конфликтов. Жизнь настоятельно требует разработки своеобразного кодекса поведения сторон в конфликтах подобного рода. ООН и региональным организациям следует задействовать весь свой потенциал в целях искоренения как конфликтов, так и порождающих их причин. Лишь в этом случае можно было бы приостановить сползание Европы в пропасть кровопролитных междоусобных войн, межнациональных и межконфессиональных столкновений и добиться дальнейшего развития демократии, экономического и социального прогресса народов. Рассмотрение специфических черт и характерных особенностей конфликтов показывает, что для предупреждения их возникновения, недопущения их перерастания в прямые военные столкновения и их искоренения явно недостаточно принятия ограниченных, частичных мер. Нужно разработать и согласовать целостную, многокомпонентную и всеобъемлющую стратегию или платформу действий по недопущению и искоренению вооруженных конфликтов, в практической реализации которой должны участвовать все государства при центральной координирующей роли ООН, ее Совет Безопасности, а также другие международные организации, ОБСЕ и региональные организации всех континентов. Только совместными коллективными усилиями, как представляется, можно будет преодолеть нависшую над человечеством угрозу. Именно на это направлены решения Саммита тысячелетия, в том числе одобренная лидерами всех стран мира 8 сентября 2000 г. Декларация тысячелетия ООН, в которой они подтвердили свое обязательство урегулировать споры мирными средствами и обеспечить верховенство права в международных делах.
|